Исправить речевые ошибки вперед думай потом отвечай

Исправьте речевые ошибки.
1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
1. Сначала думай, потом отвечай.
2. Он объявил громогласно о своих планах.
3. Он попал в туберкулезный диспансер.
4. Я ем фрукты каждый день.
5. Главную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на склонах холма раскинулись луга, а на его вершине растет лес.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они борются за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как его защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в наличии большого количества образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большую роль.
13. Я приложу все усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практичный человек.
15. Все командированные могут поселиться в гостинице.
16. Из-за наводнения люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли в результате плохой работы труб.
18. За каждым трактористом закреплен определенный трактор, за состоянием которого он обязан следить.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, я почувствовал внезапную радость.
20. Когда я проходил по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Когда я смотрю на ветку сирени, мне вспоминается родина.
22. В книгах жизнь должна изображаться без прикрас.
23. Взобравшись на крышу, Павка увидел сад Лещинских.
24. Когда он увидел револьвер, у него захватило дух.
25. Когда Мцыри жил в монастыре, он мечтал о родине.
26. Газета «Известия» опубликовала статью о деятельности новой партии.
27. Живущие в Сибири родственники, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникают два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрии, Венгрии, России, Италии и других.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.

1. Вперед думай, потом отвечай.

2. Он декларировал громогласно о своих планах.

3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.

4. Я кушаю фрукты каждый день.

5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большое значение.

13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

14. Он очень практический человек.

15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

16. Благодаря наводнению люди остались без крова.

17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.

22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.

23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.

24. Увидев револьвер, у него захватило дух.

25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.

26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.

30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

10. По получению ответа немедленно реагируйте.

11. Написав ей, он стал ждать ответа.

12. Я с сестрой собрались на пруд.

13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.

14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.

15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.

17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.

20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.

21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

23. Наш интерес к медицине вполне понятный.

24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.

26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.

29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

30. На обеих коленях были царапины.

1
курс

1

Тема:
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Подготовка
реферата (по выбору):

«Русский
язык в современном мире».

«Язык и
культура».

6

реферат

Задание:
Написать реферат на одну из тем: «Русский язык в современном мире».

«Язык и
культура».

2

Тема: Основные
требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров стилей, описание их характерных признаков,
их разбор и анализ.

1

Письменный
анализ

Задание: Запишите предложения, исправляя речевые ошибки.

Все
командировочные могут поселиться в гостинице.

Благодаря наводнению люди остались
без крова.

Эти разрушения произошли за счет
плохой работы труб.

Каждый тракторист был закреплен за
определенным трактором, который следил за его состоянием.

Подъезжая к станции и глядя на
вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

Проходя по цеху, на меня пахнуло
жаром.

Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась
родина.

Жизнь должна изображаться в книгах,
не приукрашивая ее.

Взобравшись на крышу, Павке виден
был сад Лещинских.

Увидев револьвер, у него захватило
дух.

Живя в монастыре, Мцыри захватили
мечты о родине.

3

Тема: Функциональные стили речи и
их особенности.

Оформление
и заполнение различных видов деловых документов.

1

Примеры
документов

 Задание: Написать
заявление о приеме на работу, доверенность.

4

Тема:  Текст как произведение речи.

Составление
плана, тезиса, конспекта, реферата, аннотации. Оформление и заполнение
различных видов деловых документов.

3

План,
конспект, тезисы, аннотации.

 Задание: Составить
план по тексту, написать конспект.

Россия
— это изумительная страна, она имеет свою интересную историю и славится разнообразием
традиций. Но если речь заходит о красоте, то это, непременно, речь пойдет о
природе.

Тема
природы нашей Родины вызывает у человека переживания, так как природа России
самая неповторимая и подобной такой нет, и не будет никогда. Она нам очень дорога,
наблюдая за явлениями природы, знаем, что такого не увидим нигде и никогда.

В
России множество прекрасных мест, где можно насладиться нетронутой человеком
любимой и родной красотой. Удивительная русская природа разнообразна и
неповторима, на севере природа отличается от природы юга. Много удивительных
мест расположенных в разных климатических зонах.

Зеркальные
озера поражают своей красотой. Реки удивляют своей силой, можно сказать, что
все это похоже на душу русского народа. Так же огромные просторы тайги,
вызывают удивление и восхищение у путешественников.

Наша
природа – это наше золото. О ней необходимо постоянно заботиться и защищать ее,
так как, человек и природа тесно связаны. Мы обязаны беречь друг друга.

Природа
в России очень разнообразна. Растительный мир отличается между собой Например в
тундре растут только карликовые деревья, мхи и лишайники. Из животных водятся
олени и белые медведи.

Тайга
представляет собой уникальный и своеобразный набор растительности. Тут мы
встретим хвойные сорта деревьев, такие как пихта, ель, сосна. Из ягод можно
встретить чернику и бруснику.

Если
отправимся на юг, несомненно, окажемся в смешанных лесах. К величавым соснам и
елям прибавляются березы и осины. Из кустарников растут смородина и малина.
Лето здесь теплее и солнечнее.

5

Тема: Функционально-смысловые   
типы    речи.   

Сочинение-рассуждение
на тему: «Моя профессия – самая увлекательная».

3

сочинение

Задание: Написать
сочинение-рассуждение на тему: «Моя профессия – самая увлекательная». (объём
0,5-1 лист).

6

Тема:
Лингвостилистический анализ текста.

Составление
связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему.

1

высказывание

Задание: Составить
рассказ по теме «Моё любимое время года» (12-15 предложений).

7

Тема:  Фонетические
единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.

Работа с
орфоэпическими словарями.

Орфоэпический
анализ слова.

1

анализ

Задание: Выполните тест:

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) Эксперт         2) кухОнный  
      3) ходатАйство            
 4) закУпорить

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) облЕгчить        2) донИзу  
      3) икОнопись            
  4) кладовАя

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) занялА             2)
нАчала          3) дОбела        
             4) Умерла

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) фОрзац          2) алфавИт
       3) воссоздАла          
 4) бОроду

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) бухгАлтеров         2) катАлог
         3) исчерпАть*        
   4) клалА

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) звонИшь           2) низведЁн
           3) кОрмящий      
       4) кровоточИт

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) балУясь            2)
дозвонИтся         3) прИняли        
    4) прирУченный

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) обеспЕчение             2)
дАвнишний           3) включЁнный    
 4) клЕить

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) щемИт            2)
ободрАла;             3) прозорлИва    
         4) красИвейший

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) осведомИться        2) надорвалАсь
      3) отключенный         4) принудить

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) включен           2) гнала
             3) свекла      
 4) оптовый

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) километр            
  2) согнутый           3) недуг    
          4) обостренный

8

Тема:
Орфоэпия. Орфоэпические нормы языка.

Сообщение
об ассонансе, аллитерации.

1

анализ

3

сообщение

Задание 1.Выполните
тест:

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) полить ирИс        2) знамЕние
           3) балОванный      
       4) звОнит

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) христианИн            2)
апОстроф          3) генЕзис      
     4) танцовщИк

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) принУдить       2) мелькОм    
    3) новорОжденный        4) факсимИле

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) граждАнство             2)
ворвАлась             3) звОнит    
        4) закупОрив

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) нАнявшийся           2) (до)
аэропОрта        3) врУчит        
   4) конусОв

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) нарвалА            
 2) зАнял               3) мозАичный
                4) заселЁн

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) откУпорил            
   2) новостЕй               3)
убЫстрить            4) цЕнтнер

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) начАвшись       2) опломбировАть  
     3) срЕдствами;     4) прОживший

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена неверно?

1) налИвший          2) крАлась
         3) прИбыв          
 4) поделЁнный

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный,
выделена верно?

1) сливОвый         2) зАперта  
        3) полОжить          4)
облегчИт

11. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) добрала          2) кремень
          3) ненадолго        
  4) документ

12. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) исстари            2)
осведомишься             3) плодоносить  
        4) нарвала

Задание 2:
Подготовить устное сообщение на тему «Что такое ассонанс и аллитерация».

2
курс

9

Тема: Слово в лексической системе
языка. Метафора, метонимия. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров антонимов, синонимов, их разбор и анализ.

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

Задание 1. Выполните:

1. Прочитайте
предложения, укажите значения существительного «земля» в каждой строчке.

1. Земля движется
вокруг Солнца.

2. После многих дней
плавания вахтенный матрос увидел,наконец, землю.

3. Тщательная обработка
земли обеспечивает высокие

урожаи.

4. При посадке
некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной.

5. С детства он мечтал
о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли.

2. Прочитайте
предложения, укажите значения

прилагательного
«тяжёлый» в каждой строчке.

1. Носильщик с трудом
поднял тяжёлый чемодан.

2. После смерти
родителей на долю старшего брата выпала тяжёлая обязанность воспитывать
маленькую сестрёнку.

3. Сзади нас слышались
чьи-то тяжёлые шаги.

4. Трудно сладить с
человеком, у которого тяжёлый характер.

5. За тяжёлое
преступление полагается и тяжёлое наказание.

3. Прочитайте
предложения, укажите значения

глагола «идти» в каждой
строчке.

1. Последний рейсовый
автобус уже ушёл.

2. Обычно в это время
года лёд уже идёт по реке.

3. Если урок сделал,
можешь идти гулять.

4. Мы уверенно идём к
намеченной цели.

5. Не всегда можно идти
против воли большинства.

6. Письма, отправленные
авиапочтой, идут очень быстро.

7. После починки мои
часы идут хорошо.

Задание 2

 Выпишите из  каждой группы слов слова-историзмы.

А. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать,
один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет,
заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6.
Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8.
Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

Б. Выпишите из
этого отрывка все устаревшие слова
.

(Персты, златая, венец, перловый, чело.)

Какие из этих слов вам непонятны? Скорее
всего, непонятно, почему венец — перловый. Вы, наверное, знаете перловый суп и перловую
кашу. А что такое перловый венец? Перл — в старину означало жемчуг,
жемчужина. Так что перловый венец — это венец, украшенный жемчугом. А
что значит чело? Так раньше называли лоб.

Задание 3 Выпишите все профессионализмы
из текста

1. Соляромобиль — первое в Европе транспорт­ное
средство, передвигающееся с помощью энергии Солнца. 2. Популярность получили
эхотахокардиографы — приборы, которые используются во врачеб­ной практике для
диагностики заболеваний сердца. 3. [Название статьи:] «Логичен ли синистроз?»
Не ищите этот термин в медицинских справочниках. Хотя синистроз — болезнь.
Только не человеческого организма, а общественного. …Явление названо точ­но. 
Sinistre, будучи прилагательным, означает мрач­ный, зловещий, предсказывающий
беду. В качестве существительного — катастрофа, неотвратимое сти­хийное
бедствие. Именно ощущение неотвратимос­ти худших времен проникло в сознание
многих фран­цузов. 5. В рабочем районе Москвы — Люблинс­ком — поднялось здание
из бетона и стали. «Уни­версам» — светятся буквы на его фасаде. Это круп­ный
универсальный магазин самообслуживания. Уни­версам… еще не так давно это
слово было незнакомо покупателю. Сейчас оно стало привычным. 6. «Эстрадин»
расшифровывается так: эстрадный инстру­мент. Он дал начало семейству «солистов»,
которые могут петь на разные голоса. 

10

Тема: Архаизмы,
историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.

Подбор
текстов с изучаемым языковым явлением.

2

тексты

Задание: Изучите
статью, кратко запишите в тетрадь.

Хорошие манеры – один
из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства
нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо
 постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения – соблюдать этикет. Знание
и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в
любом обществе.

Слово
«этикет» 
пришло
в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт
абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи
России с другими государствами.

Этикет
(франц. etiquette) –
 свод правил поведения, обхождения,
принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в
дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения,
правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции.
Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических
эпох.

В раннем возрасте,
когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за
шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет – это система
правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых
условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности
человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения
крепких семейных и дружеских отношений.

Для овладения
этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей:
лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения
культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого
этикета.

В повседневной
жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из
определённых этапов:

·        
начало
разговора (приветствие / знакомство);

·        
основная
часть, беседа;

·        
заключительная
часть разговора.

Каждый этап
общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и
устойчивыми выражениями – формулами речевого этикета. Данный формулы
существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

К формулам
речевого этикета 
относятся слова вежливости (извините, спасибо,
пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, 
до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам
приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских
языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого
этикета относятся
 способы
выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так,
например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и
проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.
Круг тем для бесед различен в разных культурах.

В узком смысле слова речевой этикет можно
определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные
отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы
 на разных языковых уровнях.

11

Тема: Фразеологизмы.
Афоризмы.

Информационная
переработка текста. Подбор примеров жаргонизма, диалектизма,
профессионализма.

1

Письменный
анализ

1

Письменный
анализ

Задание 1. Выписать из текста все
фразеологизмы

Если человек
болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит
рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку
можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а
то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту.
Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про
человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен.
Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не
удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил.
Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не
совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка,
то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул
сказать! »

Задание 2.  Перепишите
предложения, исправьте лексические ошибки.

1.
Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

2.
Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

3.
Вокруг была кромешная темнота.

4. Они
готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5.
Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

6.
Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

7.
Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.

8. Мы
были шокированы прекрасной игрой актеров.

9.
Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.

10.
Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

12

Тема: Понятие
морфемы как значимой части слова.

Проведение
морфемного и словообразовательного разбора слов. Подготовка доклада по теме
«Морфемика, словообразование, орфография».

5

Доклад,
анализ (разборы слов)

1

Примеры
слов

Задание 1. Подготовить доклад по
теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Задание 2. Выполнить морфемный и
словообразовательный разбор слов: сумочка, перебегать, некрасивый, предобрый,
котенок, лучик, настольный.

13

Тема: Употребление приставок, суффиксов в разных стилях речи.

Составление
текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной
структуры.

1

тексты

Задание 1. Составить текст (10-12
предложений) на тему «Зимний лес».

14

Тема: Правописание
приставок ПРИ — / — ПРЕ -, сложных слов.

Морфемный,
словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы
слова, для наблюдения за историческими процессами.

1

Анализ

Задание:
Спишите, вставьте пропущенные буквы:

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие,
пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться,
пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный,
пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование,
пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок.
Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание
силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник
традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый
вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы –
пр_зирать детей.

3 курс

15

Тема: Грамматические признаки слова. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное.

Сообщение на
тему «Основные выразительные средства морфологии».

3

сообщение

Задание: Подготовить сообщение на тему «Основные выразительные средства морфологии».
(объём 1-1,5 листа).

16

Тема: Имя прилагательное.

Имя
числительное и местоимение.

Глагол. Деепричастие. Наречие.

Морфологический
разбор имени существительного, имени прилагательного,  наречия и
деепричастия.

1

анализ
(разборы слов)

1

анализ
(разборы слов)

2

Письменный
анализ

2

анализ
(разборы слов)

1

Письменный
анализ

Задание: Сделать морфологический разбор слов:
с детьми, под листвой, в доме, с первым, около него, быстро, столкнувшись.

17

Тема: Повторительно-обобщающее
занятие по разделу «Морфология и орфография»

Подбор
текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

1

Тексты

Задание: Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя
знаки препинания.

В
совреме__ом обществе бушует (не)об__ятный ок__ан весьма ра__пространё__ых
проблем. (По)всюду обступая нас они проявляют__ся (по)разному. Куда(бы) ты
(н__) шёл, чем бы (н__)зан__мался, (н__)куда (н__)спряч__шься от них.
(По)вид__мому, многие из этих проблем связа__ы со снижением (в)течени__
последних лет уровня духовных потребностей.

(На)пример сейчас мало читают. А ведь какой
(не)обычайной це__остью была для детей дотелевизио__ой эпохи книга! Мои ю__ые
товарищи, умевшие пересказать книгу пользовались особе__ым поч__том.

18

Тема: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Подготовка
реферата по теме «Основные единицы синтаксиса».

6

Реферат

Задание: Подготовить реферат на тему «Основные
единицы синтаксиса».

19

Тема: Простое
предложение.

Подбор
примеров второстепенных членов предложений из художественных текстов.
Подбор
примеров с
использованием
односоставных и двусоставных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Предложения

Задание: Списать, подчеркнуть все слова
как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело
подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел
ответить что он будет
делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М.
Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит
едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М.
Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на
землю листовое железо. (М. Булгаков).

20

Тема: Осложненное/односложное
простое предложение

Сообщение
на тему «
Использование вводных слов как средства связи предложений в
тексте».

2

сообщение

Задание: Спишите.
Подчеркните подлежащее и сказуемое, поставьте запятые.

1)
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом
блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.)
3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут
тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали
жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились
липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и
прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река
сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно
перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и
поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) Он засмеялся и от этого его лицо сразу
помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

21

Тема: Сложное
предложение.

Замена
прямой речи косвенной. Оформление диалога.

1

Пример
диалога

Задание: Составить диалог  на тему «Самое
лучшее кино» (10-12 реплик).

Упражнение 1.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Упражнение 2.

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

Упражнение 3.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Упражнение 4.

Исправьте речевые ошибки.

1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

Обобщающие упражнения на все виды речевых ошибок. Повторение

Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.

1. Вперед думай, потом отвечай.

2. Он декларировал громогласно о своих планах.

3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.

4. Я кушаю фрукты каждый день.

5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большое значение.

13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.

14. Он очень практический человек.

15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

16. Благодаря наводнению люди остались без крова.

17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.

18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.

20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.

21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.

22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.

23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.

24. Увидев револьвер, у него захватило дух.

25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.

26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.

27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.

30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.

Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.

1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.

2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.

3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.

4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.

5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.

6. Я приобрела для сына настольную игру.

7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.

8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.

9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.

10. По получению ответа немедленно реагируйте.

11. Написав ей, он стал ждать ответа.

12. Я с сестрой собрались на пруд.

13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.

14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.

15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.

16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.

17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.

18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.

19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.

20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.

21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.

23. Наш интерес к медицине вполне понятный.

24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.

25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.

26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.

27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.

28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.

29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

30. На обеих коленях были царапины.

Найди ошибки.

Исправь.

Напиши правильно.

1. Обратно пошел проливной дождь.

2. Вперед подумай, потом отвечай.

3. Держитесь более свободнее.

Вы перешли к вопросу Найди ошибки?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исправление ошибки 0x80004005
  • Исправление лексических ошибок доклад
  • Исправить речевую ошибку начался интенсивный ливень
  • Исправить ошибки диска командная строка
  • Исправление ошибки 0x0000011b