Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
___________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
__________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
__________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
Цели: развитие умения анализировать и
исправлять допущенные ошибки, учить
распознавать орфограммы, объяснять написание
слов, обобщение знаний о правописании падежных
окончаний имен существительных.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Сообщение общих результатов диктанта
— Ребята, мы писали диктант. Cегодня выполним
работу над ошибками, допущенными в тексте.
Некоторые получили за диктант ,,5’’. Они
молодцы, на уроке будут моими помощниками, а для
всех — консультантами. В конце урока помогут всем
справляться с самостоятельной работой. А пока у
них трудное индивидуальное задание, которое они
выполнят и получат за него оценку.
— Есть ребята, получившие ,,4’’ за диктант.
Встаньте, они тоже молодцы, хотя допустили ошибки
в работе. А ребятам, которые получили
удовлетворительные и неудовлетворительные
оценки, надо быть сегодня очень внимательными,
запоминать то, о чем будем говорить, что
повторять.
— Поднимите руки, кто своей работой доволен.
— Кто недоволен? Можешь объяснить, почему?
— Я вас заранее разделила на 5 групп:
1-консультанты
2-красные
3-желтые
4-зеленые
5-группа особого внимания
3. Работа над ошибками
— Девиз нашего урока:
“Думай, как сделать!” (дети хором),
“А я вместе с вами!” (учитель)
— Консультанты, приступайте к своей работе по
карточкам.
— Чтобы начать работу, мы должны определить тему
диктанта. Прочитайте предложение, вставьте
пропущенные буквы, определите орфограммы.
(На) л. сной елк. по. вились хл. пушк. , игрушк. ,
цеп. . (У доски 1 ученик работает)
— Каких орфограмм больше?
— Какова тема диктанта?
— Продолжай работать самостоятельно по плану:
1. Подчеркни главные члены предложения.
2. Чем оно осложнено?
3. Укажи падежи им. сущ.
4. Дай характеристику предложению.
— Мы вместе с группой “красных” будем работать
над этой орфограммой.
(дети комментируют, вставляют окончания, все
слушают и пишут)
к веточк. -1скл. , Д. п. (к земле)
от веточк. -1cкл. , Р. п. (от земли)
о хлеб. -2cкл. , П. п. (о дворе)
около лошад. -3скл. , Р. п. (около сети)
по опушк. -1скл. , Д. п. (по земле)
у ел. -3скл. , Р. п. (у сети)
— Как правильно написать падежные окончания
имен существительных? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для,,красных’’: с этими
словами составить предложения, правильно
написав окончания.
— Вернемся к предложению, послушаем как
выполнил работу ученик. (Его оценивание)
— Ребята, каких еще много орфограмм встретилось
в предложении? (Проверяемая безударная гласная в
корне слова. )
— Работает группа “желтых”, пользуясь памяткой
на доске. Как будем работать?
(Дети объясняют написание безударной гласной, а
группа номер 5 работает по индивидуальной
карточке, где есть ответы и проверочные слова. )
-. . . ………… — хл(а,о)пушка
-. . . ………. . . – по(е,я)вились
-. . . ………. . –пот(и,я)нулись
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – з(а,о)лотые
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – нар(я,и)жать
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – п(а,о)утинка
— Какое слово лишнее? Почему?
— Как правильно написать слова с проверяемой
безударной в корне слов? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для “желтых”: записать 10
слов на это правило, обязательно записывая
проверочное слово.
4. ФИЗМИНУТКА
— Что мы будем делать со словарными словами?
— Как их легче запомнить?
— Словарные слова будем “оживлять” или
составлять необычные связи между ними.
— Например, ГОРОХ или РАКЕТА. Что представляете,
когда это видите?
— Группа “зеленых” заранее подготовила
несколько словарных слов, все напишут под
диктовку, а затем у 2 ребят по выбору возьмут
тетради на проверку, я перепроверю. Самопроверка
по карточкам со словарными словами, дети сами
ставят себе оценку. Домашнее задание:” оживить”
несколько словарных слов, используя словарь. (в
это время группа номер 5 работает за доской с
индивидуальным заданием – вставить подходящие
по смыслу предлоги)
слезть c крыши полезный д л я здоровья автобус б е з кондуктора отрывок и з рассказа смеяться н а д клоуном
— Какие предлоги употребили?
— Какое слово получилось по вертикали?
— Какая орфограмма в этом слове?
— Где она находится? Назови проверочное слово.
— Какое правило еще повторили? (Написание
предлогов со словами)
— Как пишутся предлоги со словами? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для группы: написать 10
словосочетаний, где слова употребляются с
предлогами. Предлоги подчеркнуть.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Сейчас предстоит вам написать текст, вставляя
пропущенные буквы. Как бы вы справились с
работой? Почему?
— Работать будете самостоятельно, при
затруднении поднимите руку, к вам подойдут
помощники-консультанты.
— Прочитайте текст.
П. лярные совы ж. вут (в) тундр. . В н. чной тишин.
прол. тают они (над) сн. гами. Кормом птиц . вляются
мыш. .
— Записать текст, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть их. Затем возьмите карточку,
отметьте последовательно вставленные буквы и вы
получите результат своей работы. Начинайте с
выделенной буквы. (При правильном выполнении,
получится -5)
— Для тех, кто справился, сделайте карточку ”Мои
ошибки”: запишите слова с пропущенной буквой, а с
обратной стороны запишите нужную букву. — Для
консультантов домашнее задание: мини-сочинение
на тему”Снежинка”.
6. Итог
— Заполните карточку:
Я работал с————— настроением.
Я———- доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда—————.
Стал лучше справляться с ———————-.
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
___________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
__________________________________________________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
__________________________________________________
Исправь ошибки в окончаниях существительных.
На гвоздике, на лошаде, на ветки, на тропинке, по деревни, на глобусе, по походке, в корне, в тетраде, в тетрадке, по правди, в приставке, в суффикси, в беседе, о соседе, без погремушке, в поединки, на еле, в ловушки, о племяннике, в повидли, в подвали, по пашне, в башне, на площаде, по просьбе, о друге.
Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________
Карточка №1
Е или И?
На длинной цепочк…, шёл по по улиц…, человек без книг…, сидит на опушк…, пели о дружб…, на одной ножк… , катался в лодк…, иду по узкой тропинк… , дорожка к беседк… . спал в берлог…, шишки у ёлочк…, ткань для юбк…, упал с крыш…, мечтал о поездк…, держал в теплиц…, прочитать о весн…, грядка для морковк…,трудился над рисунк…, играют на площадк….., спать в постельк…, живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…, на урок…, в город…, у маленькой мыш…, сделано из нефт…, в глубокой древност… , поступил из жалост… , без насып…, на куст сирен…, в мебел…, писал в тетрад…, по област….
___________________________________________________________
Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________
Карточка №2
Е или И?
Недалеко от рек…,.задумался над задач…, убирался в комнат…, по расчищенной дорожк…. держал в теплице…, приехал к бабушк…, шел от сторожк… по лесной опушк…., дошли до опушк….. леса, на школьной площадк….., вела из рощ…, на в…рхушк…. ели, на новогодней елка…, лежал в сумк…, мечтать о книге, дорогому дедушк…, шёл по обочин…, около беседки…, около стенк…,катался по дорожк…, живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…, на урок…, в город…, был в в должност…, нет метел…, сделано из ткан…, сидел на ел…, лежал в постел…, стремился к мудрост…, по незнакомой местност…, грядка для морков…
Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________
Карточка №3
Вставь пропущенное окончание, определив склонение и падеж
от берег…
в мор…
о друг…
под солнц…
за стен…
в степ…
под крыльц…
во взор…
в тетрад…
от рябин…
с папк…
за плуг…
на кружев…
перед подъезд…
через улиц…
на пол…
о снег…
за горизонт…
под дуб…
в степ…
на паутин…
для рисунк…
от вокзал…
в рек…
в пруд…
с лист…
за гор…
на рисунк…
перед платформ…
___________________________________________________________________________________
Ф.И. уч-ся______________________ Дата:_____________________________
Карточка №4
Вставь пропущенное окончание, определив склонение и падеж
в букет…
под лампочк…
о лучик…
через ситечк…
в степ…
за стен…
под лошадь…
в берлог…
по овраг…
за дерев…
в планшет…
к болот…
из-за мор…
к колодц…
в тишин…
для товарищ…
от школ…
в тишин…
под земл..
по стекл…
через скакалк…
под гор…
на перин…
в омут…
по перышк…
по карниз…
перед концерт…
за кулис…
под шинель…
через переправ…
Цели: развитие умения анализировать и
исправлять допущенные ошибки, учить
распознавать орфограммы, объяснять написание
слов, обобщение знаний о правописании падежных
окончаний имен существительных.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Сообщение общих результатов диктанта
— Ребята, мы писали диктант. Cегодня выполним
работу над ошибками, допущенными в тексте.
Некоторые получили за диктант ,,5’’. Они
молодцы, на уроке будут моими помощниками, а для
всех — консультантами. В конце урока помогут всем
справляться с самостоятельной работой. А пока у
них трудное индивидуальное задание, которое они
выполнят и получат за него оценку.
— Есть ребята, получившие ,,4’’ за диктант.
Встаньте, они тоже молодцы, хотя допустили ошибки
в работе. А ребятам, которые получили
удовлетворительные и неудовлетворительные
оценки, надо быть сегодня очень внимательными,
запоминать то, о чем будем говорить, что
повторять.
— Поднимите руки, кто своей работой доволен.
— Кто недоволен? Можешь объяснить, почему?
— Я вас заранее разделила на 5 групп:
1-консультанты
2-красные
3-желтые
4-зеленые
5-группа особого внимания
3. Работа над ошибками
— Девиз нашего урока:
“Думай, как сделать!” (дети хором),
“А я вместе с вами!” (учитель)
— Консультанты, приступайте к своей работе по
карточкам.
— Чтобы начать работу, мы должны определить тему
диктанта. Прочитайте предложение, вставьте
пропущенные буквы, определите орфограммы.
(На) л. сной елк. по. вились хл. пушк. , игрушк. ,
цеп. . (У доски 1 ученик работает)
— Каких орфограмм больше?
— Какова тема диктанта?
— Продолжай работать самостоятельно по плану:
1. Подчеркни главные члены предложения.
2. Чем оно осложнено?
3. Укажи падежи им. сущ.
4. Дай характеристику предложению.
— Мы вместе с группой “красных” будем работать
над этой орфограммой.
(дети комментируют, вставляют окончания, все
слушают и пишут)
к веточк. -1скл. , Д. п. (к земле)
от веточк. -1cкл. , Р. п. (от земли)
о хлеб. -2cкл. , П. п. (о дворе)
около лошад. -3скл. , Р. п. (около сети)
по опушк. -1скл. , Д. п. (по земле)
у ел. -3скл. , Р. п. (у сети)
— Как правильно написать падежные окончания
имен существительных? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для,,красных’’: с этими
словами составить предложения, правильно
написав окончания.
— Вернемся к предложению, послушаем как
выполнил работу ученик. (Его оценивание)
— Ребята, каких еще много орфограмм встретилось
в предложении? (Проверяемая безударная гласная в
корне слова. )
— Работает группа “желтых”, пользуясь памяткой
на доске. Как будем работать?
(Дети объясняют написание безударной гласной, а
группа номер 5 работает по индивидуальной
карточке, где есть ответы и проверочные слова. )
-. . . ………… — хл(а,о)пушка
-. . . ………. . . – по(е,я)вились
-. . . ………. . –пот(и,я)нулись
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – з(а,о)лотые
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – нар(я,и)жать
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – п(а,о)утинка
— Какое слово лишнее? Почему?
— Как правильно написать слова с проверяемой
безударной в корне слов? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для “желтых”: записать 10
слов на это правило, обязательно записывая
проверочное слово.
4. ФИЗМИНУТКА
— Что мы будем делать со словарными словами?
— Как их легче запомнить?
— Словарные слова будем “оживлять” или
составлять необычные связи между ними.
— Например, ГОРОХ или РАКЕТА. Что представляете,
когда это видите?
— Группа “зеленых” заранее подготовила
несколько словарных слов, все напишут под
диктовку, а затем у 2 ребят по выбору возьмут
тетради на проверку, я перепроверю. Самопроверка
по карточкам со словарными словами, дети сами
ставят себе оценку. Домашнее задание:” оживить”
несколько словарных слов, используя словарь. (в
это время группа номер 5 работает за доской с
индивидуальным заданием – вставить подходящие
по смыслу предлоги)
слезть c крыши полезный д л я здоровья автобус б е з кондуктора отрывок и з рассказа смеяться н а д клоуном
— Какие предлоги употребили?
— Какое слово получилось по вертикали?
— Какая орфограмма в этом слове?
— Где она находится? Назови проверочное слово.
— Какое правило еще повторили? (Написание
предлогов со словами)
— Как пишутся предлоги со словами? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для группы: написать 10
словосочетаний, где слова употребляются с
предлогами. Предлоги подчеркнуть.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Сейчас предстоит вам написать текст, вставляя
пропущенные буквы. Как бы вы справились с
работой? Почему?
— Работать будете самостоятельно, при
затруднении поднимите руку, к вам подойдут
помощники-консультанты.
— Прочитайте текст.
П. лярные совы ж. вут (в) тундр. . В н. чной тишин.
прол. тают они (над) сн. гами. Кормом птиц . вляются
мыш. .
— Записать текст, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть их. Затем возьмите карточку,
отметьте последовательно вставленные буквы и вы
получите результат своей работы. Начинайте с
выделенной буквы. (При правильном выполнении,
получится -5)
— Для тех, кто справился, сделайте карточку ”Мои
ошибки”: запишите слова с пропущенной буквой, а с
обратной стороны запишите нужную букву. — Для
консультантов домашнее задание: мини-сочинение
на тему”Снежинка”.
6. Итог
— Заполните карточку:
Я работал с————— настроением.
Я———- доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда—————.
Стал лучше справляться с ———————-.
С правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных учащиеся знакомятся в 4 классе. Для того, чтобы грамотно и без ошибок написать безударное окончание необходимо уметь определять склонение имени существительного, а также знать падежи и падежные вопросы.
Запоминать правильные окончания нет смысла. Они все равно быстро забываются. Лучше понять и освоить алгоритм, который поможет в любой момент быстро проверить себя и выбрать нужную букву.
Безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные!
Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово того же склонения, но с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием.
Для проверки чаще всего используются слова:
- для первого склонения — страна, земля, лиса.
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь, рожь, любовь.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
Например: сидит на берёз… — берёза.
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, значит, 1 склонение.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием: например: лиса.
4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова: сидит на лисе.
5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном: сидит на берёзе.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 1
- Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В трещотк.., о плакс…, в штор…, к коллег…, по сестриц.., к шалунишк.., из-за техник.., к телогрейк…, в варежк…, о картошечк.., по старушк…, к зарядк…, по хозяюшк., в котловин.., у студентк.., о пещер…, в лавочк…, в деревушк… к посадк…, на рогатк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 2
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О линз…, около петельк…, о завивк…, в посылк…, по лип…, по затрещин…, о половинк…, на синиц…, на пробирк…, при железк…, по дат…, о подмог…, на блузк…, при уступк…, к концовк…, по нот…, на куропатк…, в стопк…, в синеглазк…, на переменк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
Карточка 3
- Спиши. Напиши падеж существительных.. Вставь пропущенные буквы.
К справк…, о завес…, о пленниц…, при чеканк…, о коленк…, на черёмух…, по пресс…, в поддержк…, к забав…, по ссадин…, в лачуг…, по реп…, о пружин…, у соседушк…, на фар…, к фабрик…, у палатк…, к зимовк…, к макак…, по дач…, о защит…, у сойк… .
2. Разбери по составу выделенные слова.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНЫХ ПАДЕЖАХ
Карточка 4
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На щебн…, на повар…, на желез…, об акробат…, на пакетик…, о пешеход…, о маловодь…, о путник…, об электрик…, на шифер…, об остатк…, о запах…, о полдник…, о передатчик…, в подвиг…, на суслик…, о кукушонк…, на сувенир…, на локт…, на вывод… .
2. Напиши однокоренные слова к слову пешеход. Выдели корень.
Карточка 5
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На юг…, в пчеловодств…, на погрузчик…, о музе…, на облак…, о трус…, на столик…, в род…, на работник…, на телевизор…, на пончик…, о коридор…, на хокке…, о хозяин…, о трамплин…, на пилот…, на цикл…, о букетик…, на кубик…, на болот…, о зайчик… .
2. Напиши однокоренные слова к слову работник. Выдели корень.
Карточка 6
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На поезд…, о птенчик…, на сыр… , о жир…, на космонавт…, о безлюдь… в круг…, в бутерброд…, о сыщик… на овал… о штраф…, о комплект… на кекс… о человек…, на пропуск… , в архив…, на носорог…, о проезд…, на шлем…, на прибор…, о лягушонк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову поезд. Выдели корень.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 7
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
На ел…, о терпимост…, в дрож…, в копот…, в лест…, к горст…, на ряб.., к умелост…, в должност…, о радост…, о липкост…, по отважност…, в част…, на ломкост…, о памят…, о жизн…, на прелест…, о полын…, в пустош…, в ртут…, об участ… .
2. Сделай фонетический разбор слова ель.
Карточка 8
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В кост…, на заповед…, в сут…, по крепост…, на скатерт…, на обув…, по щел…, по странност…, по спелост…, по кист…, на фальш… по двер…, о карамел… о мыш… по поступ…, о близост…, по накип…, к глазур… в чёткост…, к мудрост… в ноч… .
2. Сделай фонетический разбор слова обувь.
Карточка 9
1. Спиши. Напиши падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О дич…, на скупост…, по сельд…, к мощ…, при морал…, к скатерт…, при темен…, при вяз…,
о зрелост..,. в величавост… о спелост…, к бледност…, от прихот…, о цел…, по глад…, при горст…, о плесен…, по мишен…, в мебел…, о наглост…, к мыш… .
2. Сделай фонетический разбор слова сельдь.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ СКЛОНЕНИЙ В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ
Карточка 10
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Ради заклепк…, в живопис…, на куриц…, в карамельк…, о прибор…, благодаря булавк…, вокруг грудк…, к неженк…, о ярмарк…, к кепочк…, , в поезд…, около кост…, из-за берёзк…, на линейк…, , к восьмерк…, к упругост…, о лужайк…, к верхушк…, у мисочк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову линейка. Выдели корень.
Карточка 11
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О чащ…, о гряз…, к послушност…, в мелочност…, об умелост…, в справочк.., на сестриц…, к разлук…, на павлин…, при галк…, к игривост…, о мимоз…, к заварк…, на эмал…, по миск…, в реплик…, по мост…, о ливн…, после пешк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову заварка. Выдели корень.
Карточка 12
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К отвёртк…, к зимушк…, при шерстинк…, во влажност…, на террас…, в ленточк…, о повелител…, на разведчик…, к картошечк.., к лисичк…, на гитар…, на газел…, из-за басенк…,
при развилк…, на каблук…, в заносчивост., к больниц…, из печат… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 13
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В сластен…, о зёрнышк…, о психолог…, к чернушк…, в саквояж…, у посыл к…, по тетрад…, по хищниц…, при игривост., на рулончик.., о театр…, к бережност…, по дольк…, у коробочк…, из жизн…, о посуд…, о похлёбк…, в погрузчик…, о лебёдк…, о лавк… .
2. Составь и запиши 3 распространенных предложения, используя эти слова.
Карточка 14
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
О клюкв…, ради роспис…, на бульвар…, навстречу хозяюшк.., от пугливост…, в повозк…, о ночёвк…, на распаковк…, для окружност…, из местност…, при работник…, о пирамид…, в тряпочк…, от палк…, к математик…, в галстук… .
2. Напиши однокоренные слова к слову хозяюшка. Выдели корень.
Карточка 15
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
От отмел…, к майк…, без болонк…, без ботаник…, от отрасл…, от перевяз…, от печал…, от печат…, без замазк…, о догадк…, без записк…, от печк…, от пичуг…, без юнош…, без щепк…, без шишк…, без шкатулк…, для бумажк…, для вилк…, для Бурёнк…, по вахт…, в гипс…, по дубрав… .
2. Напиши однокоренные слова к слову записка. Выдели корень.
Карточка 16
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К манишк…. , к матер…, на зелёнк…, от пиявк…, от плесен…, на авиатор…, на автомобил…, к академик…, к мимоз…, к минут…, около ткан…, без книжк…, без клюшк…, без картошк…, без карусел…, без катушк…, для кукушк…, для куколк…, для курочк…, в пожар…, на артист…, по боярын…, для морковк… .
2. Сделай фонетический разбор слова пиявка.
Карточка 17
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
В приемыш…, в почерк…, на асфальт…, на атлас…, на аэродром…, на водопо…, на багульник…, на базар…, к одежд…, к окраин…, к охот…, на бал…, к перин…, к ящериц…, от плет…, от площадк…, от площад…, от повязк…, от поганк…, по битв…, в город…, к ферм…, к тайн…, к столиц…, к дрём…, к солом… .
2. Сделай фонетический разбор слова ящерица.
Карточка 18
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
К запруд…, на бальзам…, на бамбук…, на баобаб…, на вокзал…, на волк…, на барабан…, на барашк…, на ветр…, на барон…, на бархат…, к мельниц.., к мят…, к оград…, к застав…, к защит.., к злоб…, к измен…, к бригад…, к клетк…, из опечатк…, в горл…, к газет…, к выдр…, от вол…, к пшениц…, для болтушк… .
2. Напиши однокоренные слова к слову защита. Выдели корень.
Карточка 19
- Спиши. Напиши склонение и падеж существительных. Вставь пропущенные буквы.
Для выработк…, без бирк…, без братишк…, для вырубк…, для выручк…, для выставк…, для ветк…, для бродяг…, на ангел…, на ансамбл…, на аптекар…, на арахис…, на арбуз…, о гир…, о глад…, без качалк…, без каш…, без кист…, около тележк…, около сып…, в генерал…, в рукопис…, о должност…, около собак…, о долг…, о дорог… .
2. Напиши однокоренные слова к слову вырубка. Выдели корень.
Проверочные диктанты
Диктант 1
Удивительные вещи
Недалеко от Москвы есть город Гжель. В старину нашли там белую глину и стали делать из неё удивительные вещи. Здесь мастера могут оживить сказку. Вот Емеля едет на печке. Это старик ловит неводом рыбу. Притронулся мастер волшебной кисточкой к чашке, тарелке. Там выросли голубые цветы. На кувшине, вазе, чайнике появилась синева неба и воды. За окном зима инеем опушила деревья. Изделия гжельских мастеров несут людям тепло и радость.
Грамматическое задание:
- Обозначь падежи имен существительных в предложении: За окном зима инеем опушила деревья.
- Разбери по составу слова: кисточка, оживить, синева.
- Сделай морфологический разбор слова мастеров.
Диктант 2
В гостях у брата
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Васильево находилось на берегу реки. Только заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадались окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они забрели в лесную глушь. Тишь кругом! Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
- Подчеркни существительные с шипящими на конце.
- Образуй множественное число от существительных: этаж, имя, ручей, небо.
- Сделай морфологический разбор слова в овраге.
Диктант 3
Ёлка
Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветила огнями.
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных во 2-м предложении.
- Выпиши из текста любое предложение с однородными членами. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова огнями.
Диктант 4
Зимний жаворонок
Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист. Это проснулся и бежит по дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок бегает в поисках пищи. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке на белой скатерти снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья.
Грамматическое задание:
- Напиши склонение и падеж существительных.
- Сделай фонетический разбор слова перья.
- Выпиши словосочетания из предложения: Он лежит в ямке на белой скатерти снега.
Диктант 5
Воробей
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову)
Грамматическое задание:
- Определи падеж и склонение существительных в 5-м предложении.
- Выпиши из текста предложение с однородными сказуемыми. Выдели их графически.
- Сделай морфологический разбор слова клювом.
Полезные статьи:
Имя существительное как часть речи
Морфологический разбор имени существительного
Фонетический разбор
Разбор слов по составу
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как проверить правописание И и Е в окончаниях существительных
Чтобы сформулировать законы изменения по падежам и облегчить применение этих правил, языковеды делят имена существительные на 3 основные группы. В зависимости от рода и окончания начальной формы большинство существительных распределяются по таким склонениям:
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |||
---|---|---|---|---|---|
Род | Окончание | Род | Окончание | Род | Окончание |
Мужской | -а, -я | Мужской | -□, -о, -е | Женский | -□ (“ь” в конце) |
Женский | -а, -я | Женский | -о, -е |
При изменении по падежам имен существительных в окончаниях встречаются безударные -Е и -И. Какую букву писать, подскажет правило, основанное на принадлежности сомнительного слова к тому или иному склонению.
Буква -е в падежных окончаниях имен существительных
Последняя буква будет -Е, если это:
- форма в дательного или предложного падежей 1-го склонения (кроме заканчивающихся на -ия): мама – (кому?) маме, (о ком?) о маме; Миша – (кому?) Мише, (о ком?) о Мише;
- предложный падеж 2-го склонения (за исключением слов на -ий, -ие): конь – (на ком?) на коне; небо – (на чем?) на небе.
Буква -и в падежных окончаниях имен существительных
Окончание существительного -И по правилу следует писать при следующих условиях:
- слово 1-госклонения находится в родительном падеже: крыша – (чего?) крыши; Алеша – (кого?) Алеши;
- существительное стоит в дательном, родительном или предложном падеже и относится к 3-му склонению: мышь – (кого?) мыши, (кому?) мыши, (о ком?) о мыши; пыль – (чего?) пыли, (чему?) пыли, (в чем?) в пыли.
Чтобы выяснить принадлежность существительного к склонению, нужно воссоздать его начальную форму, поставив в единственное число, Именительный падеж.
Исключения из общих правил
Флексию -и, вопреки стандартному правилу, пишут в существительных:
- с финалью -ия , стоящих в форме дательного, родительного или предложного падежей:
история – (чего?) истории, (чему?) – истории, (о чем?) об истории; - в 10 словах на -мя, если их употребить в дательном, родительном или предложном падеже:
знамя, пламя, имя, вымя, стремя, темя, семя, племя, время, бремя: племя – (чего?) племени, (чему?) племени, (о чем?) о племени; время – (чего?) времени, (чему?) времени, (о чем?) о времени; - с -ий и -ие на конце, поставленных в предложный падеж:
гравий – (на чем?) на гравии; сомнение – (о чем?) о сомнении; - путь, если поставить его вдательный, родительный или предложный падеж:
путь – (чего?) пути, (чему?) пути, (по чем?) по пути.
Закономерности и особые случаи написания окончаний -И и -Е можно свести в таблицу:
Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
- д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
, -о, -емолодец
-а, -ямолодц а
-иреч и
-у, -юмолодц у
-иреч и
,-а, -я, -о, -емолодц а
-ом, -еммолодц ом
-ьюречь ю
-е, -ио молодц е
-ио реч и
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшин а , дяд я
- слав а , гир я
- злюк а , сон я .
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и , а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратеги я , стратеги и
- р. п. нет (чего?) стратеги и , стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратеги и , к стратеги ям
- в. п. изучаю (что?) стратеги ю , стратеги и
- т. п. интересуемся (чем?) стратеги ей , стратеги ями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратеги и , о стратеги ях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шил о , яблок о , мор е , пол е .
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнени е , (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огн я́ , сомнени я , (кого?) гени я
- д. п. (чему?) огн ю , сомнени ю , (кому?) гени ю
- в. п. (что?) огонь , сомнени е , (кого?) гени я
- т. п. (чем?) огн ём , сомнени ем , (кем?) гени ем
- п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомнени и , (о ком?) о гени и
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербар и й — о гербари и ;
- комментар и й — в комментари и ;
- созвезд и е — о созвезди и ;
- телевиден и е — на телевидени и .
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тош и
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошь ю
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тош и
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры
В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, – именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.
Вам будет интересно: Кабак – это что такое? Значение, синонимы и предложения со словом
Задание на определение неверной формы слова
В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.
- Приведем вам пример такого задания:
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПРИДЕТ на работу;
- горячих ОЛАДИЙ;
- ОДЕЛ шапку;
- нет свободных МЕСТ;
Вам будет интересно: Нужно ли выделять слово «преимущественно» запятыми?
Формы существительных
Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.
Множественное число в именительном падеже
Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.
- Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
- Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
- Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
- Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
- Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.
Вам будет интересно: Что такое поэзия? Определение
Родительный падеж множественного числа
В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.
Сначала разберем нулевое окончание.
- Нулевое окончание – это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
- Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
- Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
- Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
- Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.
Теперь окончание –ов (-ев).
- Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
- А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.
И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.
Степени сравнения прилагательных
Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.
Степень сравнения | Как образовать степень? | Пример |
Сравнительная простая | Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. | Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее. |
Сравнительная составная | Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. | Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий. |
Превосходная простая | Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. | Красивейший, тончайший, вкуснейший |
Превосходная составная | Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. | Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий. |
Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: “более лучше” или “более вкуснее”. Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.
Формы числительных
В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.
Составные числительные
Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп – шаблон, на который можно ориентироваться.
Падеж | 10-30 | 50-80 | 200-400 | 500-900 |
Именительный (что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Родительный (чего) | десяти | семидесяти | трехсот | восьмисот |
Дательный (дать чему) | десяти | семидесяти | трехстам | восьмистам |
Винительный (вижу что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Творительный (чем) | десятью | семьюдесятью | трехстами | восемьюстами |
Предложный (о чем) | о десяти | о семидесяти | о трехстах | о восьмистах |
А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.
Именительный и винительный падежи | полтора | полтораста | сорок | сто | девяносто |
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный | полутора | полутораста | сорока | ста | девяноста |
Собирательные числительные
Собирательные числительные – например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.
- Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
- Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
- Парные предметы (двое чулок).
- Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
- Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).
Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».
Порядковые числительные
Как правильно склонять “в 1954 году?”. В таких числительных склоняется только последнее число: “В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году”. Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное – это будет считаться ошибкой.
Обе, оба, обоих
Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.
Слово “оба” употребляется с существительными мужского и среднего рода, а “обе” – с существительными женского.
Падеж | Оба | Обе |
Именительный | Оба брата | Обе сестры |
Родительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Дательный | Обоим братьям | Обеим сестрам |
Винительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Творительный | Обоими братьями | Обеими сестрами |
Предложный | Об обоих братьях | Об обеих сестрах |
Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки
Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.
источники:
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kak-proverit-pravopisanie-i-i-e-v-okonchaniyah-suschestvitelnyh.html
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html
https://1ku.ru/obrazovanie/20231-oshibka-v-obrazovanii-formy-slova-tipichnye-i-grammaticheskie-oshibki-morfologicheskie-normy-i-primery/
Русский язык
Урок №68
Учитель: Лобанова А. Н.
Дата: 15.12
Тема:
Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний
имен существительных
Класс: 4
Цели по содержанию:
обучающие: познакомить
с правилом подбора проверочных слов (для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь») и формировать навык правописания безударных
падежных окончаний имен существительных;
развивающие:
способствовать развитию орфографической зоркости;
воспитательные: содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые результаты:
предметные:
Познакомятся с
правилом подбора проверочных слов: для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь»; научатся правильно писать безударные
падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен
существительных; выделять падежные окончания; выполнять звуко-буквенный разбор
слова, морфологический разбор слова; делить слова на группы по виду орфограмм
личностные:
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный
интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской
деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных
национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в
процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого
языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке
метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры
действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе
с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
познавательные:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: учебник,
карточки с заданиями
Ход
урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
||
I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной |
Проводит – – Лес |
Выполняют
|
||
Работа |
Организует – Вот Будит Красный, Это (См. – – |
Записывают Подбирают |
||
II. |
Задает – – |
Обсуждают |
||
III. Воспроизведение и коррекция |
Организует Проводит – В Кисти листьев. На – – В – |
Выводят – – Исправляют – |
||
Тестовое |
||||
Работа по (упражне- ние |
– – – |
Списывают, Выполняют Индивидуальная |
||
IV. Повторение и анализ основных Работа по (упражнение |
Задает – – – |
Применяют Записывают Индивидуальная |
||
V. |
Работа – – |
Работают |
||
VI. |
Организация – – – – – – – |
Отвечают Продолжают • • • • • |
||
Домашнее задание |
Приложение
Организация
начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на
урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и
трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать
учителя, воспринимать материал урока).
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Работа над словами с непроверяемым
написанием
ПЕТУХ – 1. Домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным
гребешком на голове и красной бородкой. 2. Перен. О задорном человеке, забияке.
В отдельных районах нашей страны ПЕТУХА называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова ПЕТУХ,
ПЕВЕНЬ, ПЕВУН русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют ПЕТУХА за его
любовь к пению. ПЕТУХ – ПЕТЬ, ПЕВЕНЬ = «поющая птица», «любящая петь».
Однокоренные слова: петушок, петушиный петуший, петушиться.
Предложения:
На избушке, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков – красные
головки, крылышки золотые.
Рано утром поёт петушок.
Приложение
Работа
по учебнику
Упражнение 238.
Лучше жить в теснот (1 скл., П. п.), чем в обид (1 скл., П. п.). При
солнышк
(2 скл., П. п.) тепло, при матер (3 скл., П. п.) добро. Кошк (1 скл., Д. п.) –
игрушки, а мышк (1 скл., Д. п.) – слёзки. Без букваря и
грамматики не учатся и математик (1 скл., Д. п.). Три вещи проверяются в трёх
случаях: стойкость в опасност (3 скл., П. п.), мудрость в гнев (2 скл., П. п.),
дружба в нужде. По капельк (1 скл., Д. п.) – море, по былинк (1 скл., Д. п.) –
стог.
Жить [жыт’] – 1 слог.
ж – [ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и – [ы] – гласный, ударный;
т – [т’]
– согласный, глухой парный, мягкий парный;
ь – [ ]
–––––––––––––––––––––––––––
4 буквы, 3 звука.
(Без) букваря – сущ., без чего?, н. ф. –
букварь, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., Р. п., второстепенный член.
Упражнение 239.
Смеяться от радост (Р. п., 3 скл.), рисовать в тетрад (П. п., 3
скл.), подъехать к деревн(Д. п., 1 скл.), написать о тёт Ир (П. п., 1 скл.),
закричать от бол (Р. п., 3 скл.), побывать в Сибир (П. п., 3 скл.),
работать на компьютер (П. п., 2 скл.), приехать к бабушк Сон (Д. п., 1 скл.), идти
по тропинк
(Д. п., 1 скл.), взять с ладон (Р. п., 3 скл.), плыть по Волг (Д. п., 1 скл.).
Упражнение 240.
В зёрнышк (2 скл., П. п.), в корн (2 скл., П. п.), в сказк (1 скл., П.
п.), на топол (2 скл., П. п.), на яблон (1 скл., П. п.), о
товарищ
(2 скл., П. п.), дать яблон (1 скл., Д. п.), дать сказк (1 скл., Д. п.).
Без сказк (1 скл., Р. п.), без яблон (1 скл., Р. п.), без
жизн (3
скл., Р. п.), без скатерт (3 скл., Р. п.), по жизн (3 скл., П. п.), по
скатерт
(3 скл., Д. п.), о жизн (3 скл., Д. п.), о скатерт (3 скл., П. п.).
Самостоятельная
работа
6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное
«вещь» употреблено в форме:
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
Класс: 4 «А»
Предмет: русский язык
Учебник, авторы: УМК «Школа России», русский язык 4 класс 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тема урока: «Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Падежные окончания прилагательных»»
Тип урока: закрепление
Цель урока: создание условий для развития умения анализировать и исправлять допущенные ошибки, учить распознавать орфограммы, объяснять написание слов, обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательных
Задачи урока
Дидактические: повторить падежные вопросы и окончания имени прилагательных, совершенствование навыков написания падежных окончаний имени прилагательных
Развивающие: развивать устную и письменную речь, логическое мышление, умение классифицировать, анализировать и обобщать
Воспитательные: воспитывать усидчивость и любовь к русскому языку, умение планировать свою работу
Ресурсы: классная доска, лист самооценки, рабочая тетрадь, учебник
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф— фронтальная, И— индивидуальная, П— парная, Г— групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Время |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П— познавательные, Р— регулятивные, К— коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
Организационный момент |
Определить уровень готовности обучающихся к уроку. |
Словесный метод: беседа. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Ф |
1 |
Учащиеся готовы к восприятию нового. |
РУУД: умение слушать учителя, управлять своим поведением. |
Создать благоприятный настрой. |
|
Мотивация учебной деятельности |
Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности. |
Словесный метод: беседа. |
Читает фразу французского философа Ж.Ж. Руссо и задает наводящие вопросы. |
Отвечают на вопросы. |
Ф |
2 |
КУУД: умение слушать и вступать в диалог. |
Мотивация к учебной деятельности. |
||
Словарный диктант |
Создать условия для закрепления навыков письма. |
Практический метод: выполнение задания. |
Вызывает детей к доске, остальные пишут в тетрадях словарный диктант. |
Выполняют задание. |
И |
5 |
ПУУД: ориентируются в своей системе знаний. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала. |
Проявляют интерес к предмету. |
||
Актуализация знаний |
Организовать проверку ранее полученных знаний, которая будет способствовать усвоению новой темы урока. |
Словесный метод: беседа, объяснение. |
Задает вопросы на тему: «Имя прилагательное, род, падеж, число и т.д.», Повторяют правила. |
Отвечают на вопросы, повторяют правила. |
Ф |
Учебник. |
5 |
Включать обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне. |
КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. |
Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. |
Целеполагание |
Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся. |
Словесный метод: беседа. |
Подводит обучающихся к цели урока с помощью вопросов. |
Выдвигают предположения, анализируют, ставят цели. |
Ф |
1 |
Применение понятий в контексте заданных вопросов. |
РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности. |
|
Работа над орфографическими ошибками |
Закрепление детьми знаний о падежном окончании имен прилогательных |
Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение. |
Дает задание на определение падежных окончаний имени прилагательного. |
Выполняют задания. |
Ф И |
Классная доска. |
10 |
Применение понятий в контексте заданных вопросов. |
РУУД: умение регулировать свои знания. КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы. |
Осознание своих возможностей. |
Динамическая пауза |
Помочь детям снять напряжение, восстановить умственную работоспособность. |
Практический: выполнение заданий. |
Предлагает выполнить физминутку. |
Выполняют физминутку. |
Ф |
2 |
РУУД: умение регулировать свои действия. |
Умение регулировать свои действия. |
||
Работа над пунктуационными ошибками |
Закрепить знания о падежных окончаниях имен прилагательных, о разборе предложений по составу и синтаксически, о морфологическом разборе прилагательном |
Практический: выполнение заданий. |
Дает задание на разбор предложений по составу и синтаксически. Дает задание на морфологический разбор прилагательного. |
Выполняют задания. |
И Ф |
Классная доска. |
10 |
Применение понятий в контексте заданных заданий. |
КУУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ПУУД: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника. |
Осознавать успешность или неспешность своей деятельности. |
Итоги урока |
Подвести детей к выводу урока и проверить их полученные знания. |
Словесный метод: беседа. |
Задает вопросы по всему уроку. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Ф |
2 |
РУУД: осуществляют итоговый контроль. |
|||
Рефлексия |
Создать условия для положительной самооценки. |
Практический: выполнение заданий. |
Проводит рефлексию у обучающихся. |
Отвечают на вопросы в листе самооценки. |
И |
Лист самооценки. |
2 |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
РУУД: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя |
Осознавать успешность своей деятельности. |
Конспект урока
Этап урока |
Прямая речь учителя |
Прямая речь учащихся |
Организационный момент |
— Здравствуйте ребята. Меня зовут Влада Олеговна и я проведу у вас урок русского языка. — Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, сядьте поудобнее и давайте начнем урок. -Я очень рада видеть ваши улыбки. Пусть хорошее настроение останется у нас до конца урока. — Я вам желаю плодотворной работы на урок. |
— Здравствуйте. |
Мотивация к учебной деятельности |
— Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” — Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и полезное, а также поставим перед собой цель и задачи, которые достигнем. — А для этого, что нужно сделать? |
— Нужно внимательно слушать учителя, не разговаривать и не отвлекаться. |
Словарный диктант |
— А сейчас откройте пожалуйста свои тетради. Запишите «число, классная работа». — Следим за своей осанкой. Спинку держим ровно, голова чуть наклонена. — Сейчас проведем небольшой словарный диктант. — Я диктую слова, а вы записываете: автомобиль, семена, электричество, сейчас, правительство, аппетит, космос, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, ботинки. — Проверим. |
Записывают и проверят словарные слова |
Актуализация знаний |
— Какие части речи вы знаете? — Что вы знаете о прилагательном? — Повторим правила на странице 11-12, 14-16, 29, 38-39. — С какой темой вы знакомились на прошлых урока? — |
— Существительные, прилагательные, глагол, местоимения, наречия, числительные. — Отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?». Обозначает признак предмета. Могут употребляться в полной и краткой форме, могут быть единственного и множественного числа. Изменяются по родам, падежам. Повторяют правила — Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
Целеполагание |
— Как вы думаете, какая будет тема урока? — Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшнем уроке? — Верно. |
— Работа над ошибками. — Проанализировать и исправить допущенные ошибки. |
Работа над орфографическими ошибками |
— Выпиши имена прилагательные. Объясни свой выбор. — Стеной, стальной, дедушкой, белой, красной, краской, мамой, ласковой, тёплой, родной, степной. — Определите грамматические признаки имён прилагательных. — Сделай вывод: род, число и падеж имени прилагательного зависят от……. . — Большой ком — …ч., ….род,……п. — Большой семьёй- — …ч., ….род,……п. — Большой кошке- — …ч., ….род,……п. — Из большой чашки— …ч., ….род,……п. — Сравни окончания имён прилагательных . Объясни правописание окончаний имён прилагательных. — летние (дни) — летнее (платье) — дни (какие?) летние — платье (какое?) летнее — поздним (вечером) — о позднем визите — вечером (каким?) поздним – о визите (каком?) позднем — Запиши словосочетания. Выдели окончания. Определи число, род и падеж у имени прилагательного. — Син.. (…) небо, син.. (…) цветы, весенн.. (…) солнце, весенн.. (…) дни, осенн.. (…) листья, осенн.. (…) ненастье, горяч.. (…) молоко, горяч.. (…) пирожки, верхн.. (…) место, верхн.. (…) ветки, старш.. (…) братья, старш.. (…) поколение. — Под передн.. (…) стулом, в передн.. (…) углу, за соседн.. (…) домом, о соседн.. (…) магазине, лучш… (…) ученикам, о лучш.. (…) друге, в дальн.. (…) походе, с дальн.. (…) родственником, ранн.. (…) утром, в ранн.. (…) детстве, вечерн.. (…) поездом, на вечерн.. (…) сеансе. |
Выполняют упражнения |
Динамическая пауза |
— Кто хочет провести физ. минутку? — Выходи к доске и показывай упражнения. — Встаньте и выйдете из-за парт и повторяйте за одноклассником. |
Выполняют упражнения |
Работа над пунктуационными ошибками |
— Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Также разберем предложения по составу и проведем синтаксический разбор. — Зимн.. солнце светит, но не греет. Но мы всё равно любим эти зимн.. дни. — На первом этаже школы учатся млад… школьники. Младш.. поколение учеников гордится своей школой. — В театре нашему классу достались задн.. ряды. Вася сел на самое задн.. место. — Вечером полезно прогуливаться на свеж.. воздухе. В воздухе запахло свеж.. хлебом. Коля пришёл в новогодн.. костюме, а ушёл с новогодн.. подарком. — Сделаем морфологический разбор прилагательных. -9. Спиши предложения, вставив прилагательное. Укажи его признаки. — ……….(…………) чай нужно пить осторожно. У больного были ………(……) щёки. Варежки быстро высохли на ……….. (……) батарее. Коля не любил ………. (……) молоко. Слова для справок: горячей, горячий, горячее, горячие. |
Выполняют задания |
Итоги урока |
— Какая тема была сегодня на уроке? — Какую цель мы ставили в начале урока? — Как вы думаете, достигли ли мы ее? |
— Работа над ошибками. — Проанализировать и исправить допущенные ошибки. — Да. |
Рефлексия |
— У каждого на парте ест лист самооценки. Обведите вариант, который больше всего подходит вам: 1) На уроке мне было все понятно и не было трудностей 2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала 3) На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала — Спасибо за работу, урок окончен. |
Оценивают собственную деятельность на уроке. — Спасибо. До свидания. |