Исключительная привилегия лексическая ошибка

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 8144532

Пармезан Черница

Помогите пожалуйста. Отметьте знаком ( ) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные. Как называется данный тип речевой ошибки?
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение
реальная действительность
самый экзотический
главная суть
памятный сувенир
состав структуры
букинистическая книга
высшая точка апогея

Лучший ответ:

Главный Попко

исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение —
реальная действительность
самый экзотический
главная суть —
памятный сувенир —
состав структуры —
букинистическая книга
высшая точка апогея —

Такого рода речевая ошибка называется плеоназм, то есть смысловая избыточность. Формально к плеоназму можно отнести и «народная демократия», и «исключительная привилегия», но эти словосочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций.

Значение словосочетания «исключительная привилегия»

Значение слова «исключительный&raquo

ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «привилегия&raquo

ПРИВИЛЕ́ГИЯ , -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ибн (существительное):

Ассоциации к слову «исключительный&raquo

Ассоциации к слову «привилегия&raquo

Синонимы к словосочетанию «исключительная привилегия&raquo

Предложения со словосочетанием «исключительная привилегия&raquo

  • Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «исключительная привилегия»

  • — Я полагаю, что здесь можно остричься? Илье Макаровичу вовсе не было никакой необходимости стричься, потому что он, как художник, носил длинную гривку, составлявшую, до введения в Российской Империи нигилистической ереси, исключительную привилегию василеостровских художников. И нужно вам знать, что Илья Макарович так дорожил своими лохмами, что не расстался бы ни с одним вершком их ни за какие крендели; берег их как невеста свою девичью честь.

Сочетаемость слова «исключительный&raquo

Сочетаемость слова «привилегия&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «исключительная привилегия»

Афоризмы русских писателей со словом «исключительный&raquo

  • Счастливые произведения творческого ума не принадлежат одному народу исключительно, но делаются достоянием всего человечества.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «исключительный&raquo

ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы.

Значение слова «привилегия&raquo

ПРИВИЛЕ́ГИЯ , -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии.

Предложения со словосочетанием «исключительная привилегия&raquo

Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.

Прежде это было исключительной привилегией институциональных инвесторов и очень богатых людей с доступом к консультантам по всему земному шару.

Римские всадники, обладавшие множеством исключительных привилегий, вскоре стали занимать особое положение в обществе.

Проверочная работа по русскому языку «Лексические нормы» 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-1

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

3. В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого,

но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.

5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение

б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность

изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие

временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.

6. В каждом представленном предложении допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

4. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф.

2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов».

3. Планктон – армада загадок.

4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков.

5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.

Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-2

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.

г) привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать

3. В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.

5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

6. В каждом из представленных предложениях допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.

2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.

3 . В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.

7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

2. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

3 . «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина.

2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума.

3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд.

4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.

5. Планктон – армада загадок.

Проверочная работа «Лексические нормы» В-1. Ключ

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в ) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею

5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.

б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.

6. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

Приняли – принять решение

2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Принесли – принести славу

3. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо,

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф/память о себе/.

2. Во всю длину газеты дан аншлаг : «Пусть горит земля под ногами хулиганов»./ лозунг/

3. Планктон – армада загадок ./множество/

4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков./ проблема/

5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь ./набором/

Проверочная работа «Лексические нормы» Ключ В-2

7. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.

г) привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.

8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б ) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать

9. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

10. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.

11. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

12. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.

2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.

3. В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

Взгляд – бросить взгляд

2. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

Совершать – совершать поступки

3. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».

Косяк – косяк рыб, стая птиц.

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина ./колонна/

2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума/чемпионата/.

3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд ./четвёрка/

4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо./свою точку зрения/

5. Планктон – армада загадок. /множество/

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yazyku-leksicheskie-normy-10-klass-4963934.html

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
  • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Можно ли так говорить?

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?
Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот (недостаток времени) , демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

травматическое повреждение, патриот своей родины, народный фольклор, мизерные мелочи, необычный феномен, прогрессировать вперед, странный парадокс

Информационное сообщение, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, моя автобиография, монументальный памятник, габаритные размеры, внутренний интерьер, необычный феномен, период времени, огромная махина, странный парадокс, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей. — эти плеоназмы верны
Остальны словосочетания неверны.

Это называется — масло масляное. Скажем, моя автобиография. autos — сам, bio — жизнь, grafos — пишу.

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей ро?

Русский язык | 5 — 9 классы

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.

Свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, огромная махина, взаимно друг к другу, памятный сувенир, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, ответная контратака, прогрессировать вперед, временный цейтнот.

Воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Задание 9?

Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились

в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и

не соответствуют языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки,

букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный

фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные

размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина,

практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое

повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по

профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив,

демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака,

прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

1) демобилизация из армии 2) автобиография писателя 3) реальная действительность 4) глубокая бездна 5) открывшаяся вакансия 6) странный парадокс.

13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме?

13. Определите, какие из приведенных сочетаний : а) закрепились в языке, б) противоречат литературной норме.

Устраните лишние слова.

Народная демократия, автобиография жизни, памятный сувенир, коррективы и поправки, антагонизм противоречий, преобладающее большинство, период времени, частная собственность, реальная действительность, свободная вакансия, рыбная уха, промышленная индустрия, соединить воедино, передовой форпост, смелый риск, информационное сообщение, другая альтернатива, габаритные размеры, прейскурант цен, ночная серенада, не оглянувшись назад, в мае месяце, булка хлеба, толпа народа, десять рублей денег, главная суть, букинистическая книга, два часа времени, семинарские занятия, дебютировать впервые, мемориальный памятник, первая премьера.

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

В каких примерах НЕ нарушена лексическая сочетаемость слов?

1) демобилизация из армии 2) автобиография писателя 3) реальная действительность 4) глубокая бездна 5) открывшаяся вакансия 6) странный парадокс.

Составьте предложения с данными словосочетаниями : Небо — небушко, война войной , воля — волюшка , смертушка смертная, патриот своей родины, сниться во сне, экспонаты выставки , букинистическая книга ?

Составьте предложения с данными словосочетаниями : Небо — небушко, война войной , воля — волюшка , смертушка смертная, патриот своей родины, сниться во сне, экспонаты выставки , букинистическая книга , народный фольклор, толпа людей, тёмная ночь, реальная действительность , истинная правда , предварительный прогноз, памятный сувенир.

Почему употребление слов : Экспонаты, выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобные слова ПРОТИВОРЕЧАТ нормам современного русского литературного языка?

Почему употребление слов : Экспонаты, выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобные слова ПРОТИВОРЕЧАТ нормам современного русского литературного языка.

Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме?

Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность, иная альтернатива, совместное сотрудничество, абсолютно новый, промышленная индустрия, каждый в отдельности, внутренний интерьер, горячие хот — доги.

Почему употребление сочетаний слов противоречит нормам современного русского литературного языка?

Почему употребление сочетаний слов противоречит нормам современного русского литературного языка?

Памятный сувенир ; экспонаты выставки ; свободная вакансия ; информационное сообщение.

Помогите пожалуйста?

Отметьте знаком ( + ) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные.

Как называется данный тип речевой ошибки?

Исключительная привилегия народная демократия гипотетическое предположение реальная действительность самый экзотический главная суть памятный сувенир состав структуры букинистическая книга высшая точка апогея.

Найдите речевую избыточность, объясните?

Найдите речевую избыточность, объясните.

1. Патриот своей Родины 11.

Моя автобиография 2.

Ни мясо ни рыба (фразеологизм) 12.

Коренные аборигены 3.

Родился в марте месяце 13.

Отступить назад 4.

Сообщить о плохом инциденте 14.

Главная суть книги 5.

Разговариваю с коллегой по работе 15.

Свободная вакансия 6.

Компьютерная диагностика 16.

Необычный феномен 7.

Пожилые старички 17.

Научный семинар 8.

Незаконные бандформирования 18.

Совместное соглашение 9.

Заведомая клевета 19.

Народный фольклор 10.

До восьмого пота (фразеологизм) 20.

Вы перешли к вопросу Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме : Народная демократия, патриот своей ро?. Он относится к категории Русский язык, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Я считаю что я зык это самое главное в нашей жизни потому что без языка невозможно жить. Если бы не было языка, мы бы не могли разговаривать и договариваться с другими людими. Язык это то что отличает нас от животных, так как люди благодаря языку м..

Изредка наведываться ; пробовать на вкус ; оправдывать твой поступок ; облицевать здание ; присутствовать на уроке ; поглядывать в щелку ; заведовать библиотекой ; описывать картину ; рассматривал в бинокль ; ночевать у костра ; похлопатьпо плечу ; с..

Изредка наведываться ; пробовать на вкус ; оправдывать твой поступок ; облицевать здание ; присутствовать на уроке ; поглядывать в щелку ; заведовать библиотекой ; описывать картину ; рассматривал в бинокль ; ночевать у костра ; похлопывать по плечу ..

Предупредили сказуемое первого простого пред — я , Лин Фарбер подлеж красивая сказуемое.

Дорогие ребята! Учитесь хорошо. Ведь от учения есть польза. Хорошее для всего время — это детство. Книги чаще читай (или смотри в книги чаще) ведь она облегчит жизнь, избавить от скуки. Перед вашими глазами откроются ворота вбольшой и прекрасный..

Учиться старательно надо, ибо много пользы бывает от учения. Лучшее время для сего — детство. В книгу чаще смотри, она жизнь упростит, не будет скучно. Перед глазами дорога в мир большой и прекрасный.

Здесь два правильных ответа : А) благородный — подлый ; и Г) смятение — покой. ( это моё мнение ))).

Буква а Буква г здесь они верно указаны.

Двое детей, мама, папа, Феномен — Ян Криштоф Залуский Его родственник Пан доктор Дворня.

Прилетает — [п р и л е т а е т] ударение на а! П тверд ай лан.

Практическое занятие по теме «Лексические нормы» (10-11 классы)

Конспект учебного занятия

преподавателя ООККиИ Проскуриной Веры Леонидовны

по дисциплине «Культура речи»

Дата проведения 26.11.2013

Время проведения 1 пара (8.30-10.05)

Форма обучения: по количеству — индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), по времени и месту проведения – аудиторная.

Форма организации обучения: практическое занятие.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, лекция), практические (упражнения, выполнение заданий).

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (индивидуальные задания для промежуточного контрольного среза).

Оформление учебной доски: тема, схемы, таблица. Индивидуальные и групповые задания на карточках.

Тема «Лексические нормы».

Цель учебного занятия:

Задачи учебного занятия:

образовательная: усвоить понятие лексических норм, актуализировать изученные лексические категории и нормы других уровней системы.

развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты; сформировать навыки употребления лексических норм; закрепить умения использовать теоретические знания на практике.

воспитательная: формирование языковой компетенции; формирование умения соотносить результаты своей работы с поставленными целями.

План учебного занятия

Организационный момент (1 мин)

Проверка домашней работы и опрос обучающихся (5 мин)

Мотивационный этап (4 мин)

Выполнение практических заданий (55 мин)

Контрольный срез (15 мин)

Проверка и оценка знаний обучающихся (3мин)

Задание на дом (3 мин)

Подведение итогов учебного занятия (3 мин)

Методика проведения урока

Проверка наличия контингента обучающихся и готовности аудитории к учебному процессу.

2. Проверка домашней работы. Теоретический диктант:

Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка

Словарный запас языка

Словарный запас 1 человека

Слова одной части речи с одинаковым ЛЗ, но которые отличаются его оттенками и употреблением в речи

Слова одной части речи с противоположным ЛЗ

Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по ЛЗ

Слова одной части речи, похожие по написанию и звучанию, но разные или частично по ЛЗ

Слова с одним ЛЗ

Слова с несколькими ЛЗ

Раздел лингвистики о происхождении слов

3. Мотивационный этап

По какому признаку эти слова можно разделить на несколько групп? (разные лексические пласты)
Терраса, собака, мама, берёза, ланиты, профессия, экватор, ворота, врата, юбка, буфет, туфли, медведь, волк, жалюзи, профессор, уста, планшет.

Мыслительная работа, устный ответ,

зрительное восприятие материала

4. Практическая работа. Выполнение групповых заданий (4 группы по 3-4 человека)

1 ) Речевая недостаточность и речевая избыточность.

1 группа: В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

2 группа: Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3 группа: Подчеркните избыточные слова. Разграничьте плеоназм и тавтологию.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 5. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 6. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 7. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину. 8. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

4 группа: Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.
1. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 2. Россия может выйти из переговорного взаимодействия по урегулированию в этом регионе, если не будут учитываться ее предложения и посреднические усилия. 3. С начала сезона это уже пятый раз, как он забивает. 4. Депутаты знают, что его власть истекает уже в июне. 5. Тогда у одного из ее авторов возникла мысль о передаче развлекательной и музыкальной. 6. У них вся концентрация вокруг личности президента. 7. Мы намерены идти навстречу и развивать сотрудничество. 8. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата. 9. Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.

2) Системные отношения в лексике

1 группа: Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат — дипломант — дипломник.
Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами встал — стал вопрос… 2. Отчет представляется — предоставляется в двух экземплярах. 3. Актер играл главную — заглавную роль. 4. Девочка одела— надела маскарадный костюм. 5. Учитель провел — произвел опрос учащихся.

2 группа: Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения. А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 8. Она пришла в цветистом платье.

3 группа: В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
Глаза — очи — гляделки — …
Обманывать— морочить— околпачивать…
Есть — кушать — уплетать — …
Вздор— ерунда— чепуха— …
Ругать — бранить — костерить — …

4 группа: Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
После тяжелого приступа больной начал отходить. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.

3) Лексическая стилистика

1 группа: Найдите историзмы и архаизмы. Исправьте предложения, заменив их общеупотребительными словами.

1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге.

2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись.

3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни.

4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны покойные.

5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

7. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев.

2 группа: Найдите в тексте неологизмы. Перепишите, определите причину их появления: а) появление новых реалий, б) стремление найти экспрессивную форму выражения, в) уточнение понятия, г) русификация.

Курить страсть хочется, но пришлось завязать. Пневматический гидростат в сложенном виде умещается в рюкзаке. Под водой он наполнятся воздухом и надежно защищает акванавтов. Прекрасный организатор веселых и вместе с тем интеллектуальных встреч, которые он называл междуусобчиками. У Кравцова экскаватор третью неделю загорает. Бегуны дали высокую оценку новому покрытию «спортану», которое только что поступило в распоряжение спортсменов. =

Ну, ребята, вместо шалашстроя будет нам блиндажстрой.

3 группа: Распределите слова в предложениях по группам: диалектные слова, профессионализмы, научные термины, жаргонизмы.

Мать с ухватом не сладится, нагибается низко, старый кот к махотке крадется на парное молоко. На основе научной классификации почв осуществляется пробное картирование почв. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. Я знаю, почему она сделала такой финш ушами. Шатун угробили. У него есть ладило – фуганок длиной больше, чем в два его роста.

4 группа: Определите фонетические и морфологические признаки иноязычных слов. Определите стилистическую группу этих заимствованных слов.

Вуаль, гектар, батальон, экипаж, бумеранг, бриджи, фальстарт, арфа, фокус, штанга, стеллаж, такси, беж, архив, маникюр.

Определите, к какой группе устаревших слов (архаизмам или историзмам) можно отнести данные слова.

Шелом, стрелец, пищаль, редут, братчина, смерд, холоп, боярин, знатный, бригадир, дабы, ликбез, втуне, буки, рцы.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6865322_opredelite-kakie-iz-privedennyh-slovosocetanij-zakrepilis/

http://infourok.ru/prakticheskoe_zanyatie_po_teme_leksicheskie_normy_10-11_klassy-452750.htm

yuliyakadetova

 Помогите пожалуйста. Отметьте знаком (+) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные. Как называется данный тип речевой ошибки?
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение
реальная действительность
самый экзотический
главная суть
памятный сувенир
состав структуры
букинистическая книга
высшая точка апогея

PolinaN0v

Светило науки — 762 ответа — 7565 раз оказано помощи

исключительная привилегия +
народная демократия +
гипотетическое предположение —
реальная действительность +
самый экзотический +
главная суть —
памятный сувенир —
состав структуры —
букинистическая книга +
высшая точка апогея — 

Такого рода речевая ошибка называется плеоназм, то есть смысловая избыточность. Формально к плеоназму можно отнести и «народная демократия», и «исключительная привилегия», но эти словосочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций. 

Помогите пожалуйста.

Отметьте знаком ( + ) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные.

Как называется данный тип речевой ошибки?

Исключительная привилегия народная демократия гипотетическое предположение реальная действительность самый экзотический главная суть памятный сувенир состав структуры букинистическая книга высшая точка апогея.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Помогите пожалуйста?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

shioutr

shioutr

Вопрос по русскому языку:

Помогите пожалуйста. Отметьте знаком (+) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные. Как называется данный тип речевой ошибки?
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение
реальная действительность
самый экзотический
главная суть
памятный сувенир
состав структуры
букинистическая книга
высшая точка апогея

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

sorgusela362

sorgusela362

исключительная привилегия +
народная демократия +
гипотетическое предположение —
реальная действительность +
самый экзотический +
главная суть —
памятный сувенир —
состав структуры —
букинистическая книга +
высшая точка апогея — 

Такого рода речевая ошибка называется плеоназм, то есть смысловая избыточность. Формально к плеоназму можно отнести и «народная демократия», и «исключительная привилегия», но эти словосочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инфинити фх 35 ошибка датчика коленвала
  • Иск об устранении реестровой ошибки кто ответчик
  • Инфинити fx35 ошибка b1134
  • Исключительная ошибка v83 comconnector 1
  • Инфинити fx35 ошибка 0340