Ищу ошибки технологический прием

 Прием
«Лови ошибку!», или маленькие хитрости

для
больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря
их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть
приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош,
есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов
педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом
использования мультимедиа. При объяснении нового материала или желая заострить
внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает
ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии.
Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества
приема «Лови ошибку»:

Ø 
универсален, его
применение возможно на уроках практически по всем дисциплинам;

Ø 
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;

Ø 
развивает аналитические
способности;

Ø 
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;

Ø 
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

Ø 
воздействует на
эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного
материала.

Недостатки приема
«Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили
верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то
есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых
правил.

Инструкция по
«Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной
информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе
урока, в любом возрасте. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно
учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для
обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего
выбора.

Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в
задании.

Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести
правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными
заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.

Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками,
намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.

Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он
найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в
середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью
подведения итогов.

Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».

Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста,
по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные
спикеры-представители.

Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве
контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется
индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов
учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными
вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников
изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание,
мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.

Пример применения
приема «Лови ошибку» по программе «Компьютерная азбука», 3-4 класс.

Изучаем новую тему: «Имена файлов»

Файлэто поименованная область
памяти на компьютерном носителе…

При задании имени
файла необходимо следовать определенным правилам:

Имя файла MS Word может иметь длину до 255 символов,
включая пробелы.

Можно использовать прописные и строчные буквы (А — Z, a — z, A — Я, а —
я), цифры (0 — 9), а также специальные символы.

В имени недопустимы: звездочки (*),
двоеточия (:), точка с запятой (;), знак вопроса (?), символы наклонной черты (
/ или \ ), разделители ( | ), знаки больше чем ( > ) и меньше чем ( < ),
кавычки («).

Из числа специальных можно использовать
следующие символы: !, @, #, $, % ,,&,(, ), _, -, { и }. Точки допустимы
только в качестве разделителя между именем и расширением файла.

Презентация, слайд 1

Слайд 2

Расширение программа
ставит автоматически.

Слайд 3.

Учащимся предлагается
обсудить и найти три ошибки.

Слайд 4. Правильный
ответ

Ошибки выделены
красным цветом и мигающей анимацией

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

lovi

Ученики заранее предупреждаются об этом. Информация с ошибками появляется на экране. В младших классах целесообразно слегка «подсказывать» ученикам изменением интонации или жестом. Вообще, при всей привлекательности этого приема, в начальной школе рекомендуется использовать его осторожно, в тех случаях, когда у учеников сформировались устойчивые базовые знания.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников — найти контраргументы. Конечно, здесь не обойтись без импровизации, элементов артистизма учителя. Удачный пример использования этого приема приводит А. Гин.

Возможна раздача ученикам незаполненной таблицы. В одной колонке: «Ошибки». В другой: «Правильный вариант». Указывается количество ошибок.

Конечно, при составлении таких задач, учителю стоит как следует потрудиться. Слишком тривиальные ошибки типа 2*2=5 требуют от ученика лишь обыкновенной репродукции своих знаний. Имеет смысл усложнить задание, чтобы ошибка имела какую-то логику.

Например, на экране появляется: 3+3*4=24. Ученики не только замечают ошибку и доказывают, что правильный ответ 15, но и указывают, где «ошибся» учитель. В данном случае было произведено сначала сложение двух первых чисел, а затем умножение на 4. (А. Гин. Приемы педагогической техники. М., 1999. С. 13).

Если учитель проецирует учебную задачу на экран, необходимо максимально использовать видеоряд. К примеру, изображение животных и рядом ошибочные данные о них. Или разрезанные иллюстрации «перемешать» и предложить ученикам найти картинки с ложной информацией и т.д.

lovi1

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д. См. пример «Лови ошибку»

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Материал для “Банка успешного опыта”

Учитель математики: Сальникова Л.А 

Класс: 5-10 

Метод/Технология/Развивающее обучение/ Технология развития критического мышления / Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Прием: Найди/лови ошибку

Универсальные учебные действия: 

Виды УУД 

Личностные УУД:  личностное самоопределение, смыслообразовани;

Регулятивные УУД : целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

Форма: фронтальная / групповая

Аннотация: прием «Найди ошибку» используют на этапе повторения, обобщения и систематизации знаний, это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию; применять знания в нестандартной ситуации.

Прием «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока:  

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении; 

  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; 

  •  в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. 

Нравится ребятам задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются в любых классах и по самым разнообразным темам. Таким образом, можно проверить знание и теории и практики. Использование на уроках геометрии игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность, расширяются возможности для решения воспитательных задач.
      Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.  

Другой вариант. Выдается текст, предлагается найти ошибки, не получается. Тогда изучают новый материал, после чего возвращаемся к тексту и исправляем те ошибки,

которые не удалось выявить в начале урока.

Оценивание: группа получает определенное количество баллов

Пример: 5 класс. Тема: «Перевод единиц измерения площади»

92 см2 = 920 мм2

30 000 м2 = 3 га

8 дм2 = 80 см2

100 м2 = 1 а

6 га = 6000 м2

5 га 3 а = 503 а

19 дм2 = 190 см2

100 мм2 = 10 см2

200 мм2 = 20 см2

16 км2 = 1600 га

7 класс ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

6 класс. Тема: «Решение уравнений»»

Приём «Лови ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример на уроках информатики.

Даны определения. Найти ошибки, если таковые имеются

  • Принтер — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, огромными тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.
  • Сканер — устройство вывода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт его цифровое изображение.
  • Процессор — электронный блок либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), необязательная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.
  • Оперативная память — энергонезависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Ответы

  • Принтер — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.
  • Сканер — устройство ввода, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт его цифровое изображение.
  • Процессор — электронный блок либо интегральная схема (микропроцессор), исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.
  • Оперативная память — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ихние дела речевая ошибка
  • Ищите свои ошибки
  • Ихние вид ошибки
  • Ищи ошибки ютуб
  • Источник ошибок угловых измерений