Фразеологические
нормы – это нормы правильного употребления
фразеологизмов, т. е. устойчивых
словосочетаний, в структуре и составе
которых ничего нельзя менять, иначе
фразеологизм разрушится (см. Фразеологический
словарь русского языка, Словарь крылатых
выражений, пословиц и поговорок). Выделяют
следующие виды фразеологических ошибок:
-
Смешение
(контаминация) разных
фразеологизмов:
Молчу, как рыба
об лед (ср.:
молчать как
рыба + биться как рыба об лед).
-
Изменение формы
слов, входящих
в состав фразеологизма:
Она ничего не
делает, сидит сложив
руки (ср.:
сидеть сложа
руки).
-
Вставка лишних
слов в состав
фразеологизма:
Пора тебе взяться
за свой
ум (ср.:
взяться за
ум).
-
Неоправданное
сокращение
фразеологизма
(нехватка нужных слов):
Тренер сделал
хорошую мину
(ср.: сделать
хорошую мину при плохой игре).
-
Искажение
лексического состава
фразеологизма (замена слов): Не
мудрствуя долго
(ср.: не
мудрствуя лукаво).
Он прячет
топор за пазухой
(ср.: прятать
камень за
пазухой). -
Неудачный
контекст
для фразеологизма. Ошибкой является
употребление фразеологизмов в контексте,
вызывающем двусмысленное толкование
и комический эффект (если невозможно
заменить контекст, следует заменить
фразеологизм): Председатель
так взял
доярок за
живое,
что надои молока сразу увеличились
(ср.:
Председатель
обратился к дояркам с такой проникновенной
речью, что они стали лучше работать и
надои молока сразу увеличились). -
Незнание значения
фразеологизма:
В конце
вечера выпускники спели свою лебединую
песню.
Фразеологизм
лебединая
песня имеет
значение «предсмертное произведение»,
нужно: заключительную,
прощальную.
Разрушение
фразеологизма может произойти в
результате одновременного действия
нескольких причин. Например, в конструкции
«Я привык
отдавать себе полные отчеты»
(ср.: отдавать
себе отчет)
вставлено лишнее слово «полные» и
искажена форма фразеологизма (вместо
единственного числа употреблено
множественное).
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Перепишите, подчеркните ошибочное слово
(выражение), назовите вид ошибки,
исправьте. См. Фразеологический словарь
русского языка.
-
Хотя он был не из
робкого десятка, но тут не мог не
испугаться. 2. Мы пытаемся сдвинуть
решение вопроса с мертвой точки зрения.
3. Наших передовиков наградили почетными
грамотами, а Петренко и Михайлов получили
по шапке. 4. Чем дальше в лес, тем больше
щепки летят. 5. Дети заморили червячков
и развеселились. 6. Это просто ни в какие
рамки не вяжется. 7. Министра никто
не связывал никакими рамками. 8. Он,
подчиняясь зову генов, пытался обнять
официантку в забегаловке. 9. У него на
коже пробежали мурашки. 10. Я же
вижу всех вас как через свои пять
пальцев. 11. Я думаю, что президенту
кто-то подкладывает очень серьёзную
медвежью услугу. 12. Он был скован за
руки и за ноги. 13. Однако все карты
испортил дождь. 14. Этот вопрос всегда
был местом раздора для компартии. 15.
Все ее ругали на чем свет стоял. 16. Было
так тесно, что негде было упасть яблоку
раздора. 17. Это дело гроша выеденного
не стоит. 18. Его поймали на честном
слове. 19. Люди убедились в том, что он
не пускает слов на ветер. 20. Нельзя всех
мерить под одну гребенку.
УПРАЖНЕНИЕ
13. Найдите лексические и фразеологические
ошибки (под-черкните), назовите их (если
это необходимо, прокомментируйте),
исправьте.
1.
Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2.
Поступило заявление от гражданки
Смирновой, которая просит освободить
ее от ночного сторожа. 3. Первая премьера
этого балета состоялась в Риге. 4. Коллеги
по работе, памятный сувенир, автобиография
жизни, огромная махина, народный фольклор,
взаимно друг другу, свой автопортрет.
5. Одной из примет этого периода является
появление во многих подтаежных районах
первых укрепленных поселков. 6. Ухудшился
уровень выступления докладчиков. 7.
Началась гражданская интервенция.
8. Продаем товары по дешевым ценам.
9. Задача, поставленная нами, достигнута.
10.
В прошедшие дни прошли снегопады и
выпало много снега. 11. Депутаты приняли
важное решение, которое способствовало
улучшению отдельных недостатков. 12.
Художник нарисовал репродукцию картины.
13. Благодаря пожару сгорел большой
участок леса. 14. Я хочу с благоговением
преклонить перед Вами голову. 15. Это
сыграло главное значение в моей жизни.
16. Чтобы сделать эту работу, я должен
беречь каждую минуту времени. 17. Я считаю,
что те выступающие, которые будут
выступать, будут говорить о деле. 18. Роль
книги в жизни велика: он должен пополнять
свой кругозор. 19. Скоропостижно уехал
в командировку. 20. Сравнительные обороты
помогают автору вступить в диалоги с
читателем. 21. Березки стоят в подвенечном
саване. 22. Петр участвовал в сборах с
энтузиазмом завзятого флегматика. 23.
Некоторые люди принимают желательное
за действительное. 24. Я расскажу, какое
влияние оказывают на меня прочтенные
мною книги, которые я читал лет десять
назад. 25. Мы должны бороться с этим всеми
нашими ресурсами. 26. Анна Каренина
бросилась под поезд, и он долго влачил
ее жалкое существование. 27. Амулеты из
бивней мамонта за-щищают человека от
темных сил зла. 28. Крестьянин был
зажиточный: он имел свиней и жену. 29.
Товарищи мужчины! Будьте мужественными,
протолкните женщин по салону! (объявление
в автобусе). 30. Поэт не расплескал своих
сил понапрасну. 31. Пришла весна, у куниц
скоро появится наследство. 32. Они словно
братья-близнецы: капля в каплю похожи
друг на друга. 33. Она близко к сердцу
ощущает чужое горе. 34. Товарищи спортсмены,
жеребьевка продолжается. Кто отжеребился,
пройдите к своим машинам. 35. Он не любил
работать и вел праздничный образ жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Коррупция доклад.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Практическая работа древние языки и культуры.docx, British Bulldog 2022 5 и 6 класс ответы и задания для конкурса п, Упражнения по английскому языку по теме будущие времена.docx, Практика по получению первичных профессиональных умений, в том ч, Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности 2 В.d, Государственное регулирование, контроль и надзор в коммерческой , технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе.docx, Деловые коммуникации в профессиональной сфере.docx, 04.05. Русский язык..docx, Тесты по теме _Модальные глаголы_ (9-10 класс) по английскому яз
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Кафедра русского языка и культуры речи
Практические задания
по дисциплине «Русский язык в деловой документации»
Семинар № 1
Тема«Русский язык в профессиональной деятельности работников правоохранительных органов»
Задание 1.
Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.
Структура закона:
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации
Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации
Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации
Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2.Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации
Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.
Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации
В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:
1)обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;
2)разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;
Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации
1.Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;
Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации
Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Государственным языком Российской Федерации на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык. Республики, входящие в состав России, имеют право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Государственный язык — язык, за которым в том или ином государстве или в пределах иной юридически определённой территории законодательно закреплён самый высокий юридический статус в установленных законом случаях по сравнению с остальными языками, которые могут на данной территории использоваться.
Задание 2.
1. Жители, проживающие в нашем районе, собрались на встречу с депутатом.
Тип ошибки: жители проживающие (тавтология).
Исправленный вариант: Жители в нашем районе, собрались на встречу с депутатом.
2. Юридическая фирма предлагает услуги по самым дешевым ценам.
Тип ошибки: дешевые цены (дешевые товары — низкие цены) смешанные выражения.
3. В апреле 2019 года подсудимый Карасев демобилизовался из армии.
Тип ошибки: демобилизовался из армии (плеоназм).
Исправленный вариант: В апреле 2012 года подсудимый Карасев демобилизовался.
4. Судмедэксперт интерпретировал смерть подозреваемого.
Тип ошибки: интерпретировал смерть (Неуместное употребление заимствованной лексики).
Исправленный вариант: Судмедэксперт констратировал смерть подозреваемого.
5. Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою роспись.
Тип ошибки: роспись ( неудачное использование паронимов).
Исправленный вариант: Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою подпись.
6. За отчетный период времени дисциплинарных нарушений не было выявлено.
Тип ошибки: дисциплинарных нарушений (Неточное употребление фразеологизмов).
Исправленный вариант: За отчетный период времени дисциплинарных проступков не было выявлено.
7. Интересующих вас лиц вышлем почтой.
Тип ошибки: лиц вышлем почтой (лица почтой выслать нельзя) — Речевая недостаточность (пропуск ключевых слов).
Исправленный вариант: Фотографии интересующих вас лиц вышлем почтой.
8. Взаимоотношения работодателя и командировочного сотрудника регламентирует глава 24 ТК РФ.
9. На теле подозреваемого могут быть телесные повреждения.
Тип ошибки: на теле телесные повреждения (многословие -неоправданный повтор лишних слов в предложения).
Исправленный вариант: На теле подозреваемого могут быть повреждения.
10. Борисова и Куликова опознали нож среди предъявленных им ножей, который принадлежал Захаровой и которым она совершила убийство.
Тип ошибки: нож среди предъявленных ножей, который принадлежал Захаровой и которым она совершила убийство (Нарушение лексической сочетаемости).
Исправленный вариант: Борисова и Куликова среди предъявленных им предметов опознали принадлежавший Захаровой нож, которым она совершила убийство.
А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров.
Неоднократно отмечался в печати ограниченный ассортимент товаров.
Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
Он дебютировал на сцене нашего города.
В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
Животные с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялились на него.
Д) Я сломала каблук у правого туфля.
Я сломала каблук на правой туфельке.
Е) Он занимал выборочную должность.
Он занимал выборную должность.
Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
Уровень жизни сотрудников отдела возрос.
З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
Указанный признак проявляет себя здесь более сильно (или сильнее).
И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
Следует различать подходы к данной проблеме.
К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.
Интересующие вас вопросы вышлем почтой
Gadzhieva0809
+10
Ответ дан
6 лет назад
Русский язык
5 — 9 классы
Назови тип ошибки,объясните в чём она состоит. 1)мы перед принятием решительных решений; 2)продаём товары по дешевым ценам; 3)Интересующих вас лиц вышлем почтой.
Ответ проверен экспертом
0/5
(0 оценок)
1
Polly2908
6 лет назад
Светило науки — 6092 ответа — 105047 раз оказано помощи
тавтология: решительные решения(смелых,основных,главных решений)
плеоназм:дешевые цены(низкие цены)
3 -даже не могу смысл понять.
Оцените пользу ответа
Мозг
Отвечающий
Остались вопросы?
Задать вопрос
Предмет: Русский язык,
автор: bchellka
Ответы
Автор ответа: dima12345698765
0
1/gJLFHJR
2/k.LB
3/GJ;FH
4CFFFF
5FFGFFGT
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: yanasheveleva08
Можно выражением
Пожалуйста
3 месяца назад
Предмет: Английский язык,
автор: pollys1906
напишите пожалуйста ,срочно надо ………… imagine that you’ve just come back from the UK. write a shirt article for your local newspaper *british weather: myth or reality*
3 месяца назад
Предмет: Русский язык,
автор: 123123pro
Что означает слово ставить в другом смысле
3 месяца назад
Предмет: Математика,
автор: magomedowaolesya2017
36:18=Как дальше ? Вот образец: 60:4=(40+20):4=40:4+20:4=10+5=15.
5 лет назад
Предмет: Химия,
автор: khusnetdinova
В четырёх колбах без этикеток находятся растворы: сульфат
меди (I), нитрат серебра, хлорид хрома (II), хромат натрия и ди-
хромат натрия. Можно ли идентифицировать эти вещества, не ис-
пользуя химические реакции? Как идентифицировать вещества
Химическим способом? Составьте ионные уравнения реакций.
5 лет назад
| (какова?) СТРОГА → краткое прилагательное
Н.ф.: строгий
|| Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: краткое, женский род, единственное число.
||| была (какова?) строга (как правило, кр. прилагательные в предложении бывают сказуемым =).
| (что сделал?) СТЯНУЛ → глагол
Н.ф.: стянуть
|| Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходной.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, мужской род.
||| (что сделал?) стянул (сказуемое, =).
| (чей?/какой?) СВОЙ → местоимение
Н.ф.: свой.
|| Постоянные признаки: притяжательное.
Непостоянные признаки: единственное число, мужской род, именительный падеж (свой человек помогает во всём) / или / винительный падеж (положил в свой пиджак).
||| (чей?/ какой?) свой (определение, ~).
| (когда?) ТЕПЕРЬ → наречие
Н.ф.: теперь.
|| Неизменяемое слово.
||| живёт (когда?) теперь (обстоятельство, _._._ ).
| (каких?) ЖИВУЩИХ → причастие
Н.ф.: живущий. Образовано от глагола ЖИТЬ.
|| Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид.
Непостоянные признаки: полная форма, множественное число, родительный падеж (около живущих людей)/ или предложный падеж (о живущих людях).
||| (каких?) живущих (определение, ~).