Инструменты человеческого фактора для предотвращения ошибок

Система менеджмента стремится придумать такие решения, которые позволят исключить тот пресловутый «человеческий фактор» через предупреждение ошибок не только пользователей, но и другого, необученного персонала внутри организации. Это тогда, когда потеряны время, деньги, ушел потребитель, а в ответ на вопрос: «Почему?» мы получаем в ответ:

  • Не знаю
  • Забыл
  • Не заметил
  • Мне не рассказали
  • Не запомнил
  • Не услышал
  • -…

Одним из таких решений стал метод Poka-yoke. Его еще часто называют техникой «защита от дурака». По названию не сложно догадаться, что метод был разработан в Японии, но сейчас принципами Poka-yoke пользуются все производители техники для потребительского сектора. Предупреждение ошибок с Poka-yoke- прежде всего технические решения, которые не дают пользователю совершить неверные действия.

На видео представлен не очень удачный Poka-yoke от производителя зубной щетки. Не так явно выполнен правильный контакт зубной щетки с зарядным устройством, это может привести к плачевным последствиям: поломкам, отказам, соответственно и к расходам на гарантийное обслуживание.

Предупреждение ошибок основано на следующих факторах:

  • Непрофессиональным пользователям, сотрудникам и другому неподготовленному персоналу необходимо ограничить возможность манипуляций с продуктом, которые могут привести к ошибкам или сбоям в работе
  • Манипуляции должны быть рассмотрены широко: это и возможность обработать, использовать, передать продукт неправильным образом, разобрать продукт
  • Сопроводительная инструкция должна самым понятным образом описывать разрешенные манипулации
  • Комплектующие для сборки, для изменения модификации продукта должны быть идентифицированы и соотнесены с инструкцией.

Подумайте, какой Poka-yoke можно придумать для вашего продукта или услуги. Внедрите его безошибочно. А для оценки, будет ли он также безошибочно работать у пользователя, как задумал разработчик,  проведите валидацию или спросите эксперта BE EXPERT.

Читайте наши другие статьи в рубрике Производство!

Ваш эксперт

info@be-expert.ru

Отправляя коментарий, вы принимаете соглашение сайта об обработке персональных данных.

В данной статье на основе последних научных исследований и практического опыта разберем, что можно сделать, чтобы уменьшить или устранить последствия человеческой ошибки в области технического обслуживания и ремонтов.

Многочисленные исследования показали, что более 50% всего оборудования преждевременно выходит из строя сразу после того, как на нем были проведены ремонтные работы. В самых нелепых случаях выполненные работы по техническому обслуживанию были направлены на предотвращение тех самых сбоев, которые произошли. Ключевые моменты, на которые мы хотим обратить ваше внимание, следующие:

  1. человеческие ошибки неизбежны;
  2. главное в программе превентивного обслуживания — минимизация последствий человеческой ошибки;
  3. управление качеством обслуживания — существенный фактор управления ошибками в обслуживании.

Вступление

Анализ отказов и поломок сотен механических, структурных и электрических компонентов воздушных судов показывает, что более двух третей всех компонентов отказывали на ранней стадии эксплуатации. Было подсчитано, что с 1982 по 1991 годы ошибки обслуживания являлись второй по частоте причиной несчастных случаев на борту самолетов. При этом 56% отказов происходит менее чем через неделю после проведенного ремонта.

По мнению исследователей, это можно объяснить одной из трех ошибок:

  • «человеческая ошибка» — ремонт или замена оборудования были сделаны с ошибками из-за недостатка знаний или навыков со стороны лица, осуществляющего ремонт;
  • «системная ошибка» — оборудование было возвращено в сервис после выполнения работ по техобслуживанию без должной проверки и тестирования;
  • «ошибка проектирования» — функциональные возможности заменяемого компонента близки к требуемым по проекту, однако надежность этих компонентов недостаточна для выполнения функций в требуемый период эксплуатации. При этом остальные компоненты могут обладать необходимыми качествами и выдерживать все требования к эксплуатации.

Сравнительно недавно были опубликованы данные по итогам трех исследований: два осуществлялись Институтом ядерной энергетики (INPO) в США и одно — Центральным научно-исследовательским институтом электроэнергетики (CRIEPI) в Японии. Во всех трех исследованиях более половины всех выявленных проблем с производительностью были связаны с техническим обслуживанием, калибровкой и работами по тестированию оборудования. Для сравнения, в среднем только 16% из проблем произошли в момент работы электростанции в нормальных условиях. По данным другого исследования, сделанного Boeing, семь самых частых причин отказа двигателей лайнеров Boeing во время полетов следующие:

  • неполный монтаж (33%);
  • повреждения в процессе монтажа (14,5%);
  • неправильная установка оборудования (11%);
  • оборудование не установлено или отсутствует (11%);
  • внешнее повреждение объекта (6,5%);
  • неправильные работы по проверке, инспекции, испытаниям (6%);
  • оборудование не активировано или не деактивировано (4%).

Можно заметить, что только одна из этих причин не имела отношения к обслуживанию — и что работы по обслуживанию стали причиной по меньшей мере 80% всех случаев отказа двигателей. Если плохое качество обслуживания вызывает так много инцидентов в таких высоко зарегламентированных и опасных отраслях, как производство ядерной энергии и гражданской авиации, какова доля сбоев, вызванных обслуживанием, в вашей менее опасной организации? Каковы могут быть последствия отказов, вызванных обслуживанием? Очевидно, в зависимости от отрасли, в которой вы работаете, есть потенциально весьма значительные риски, связанные с безопасностью и экологией. В каждой стране существует длинный печальный список катастроф, в которых значительную роль сыграло ненадлежащее выполнение задач обслуживания.

Помимо очевидных рисков безопасности, существуют и немалые экномические последствия. Компания General Electric подсчитала, что каждый отказ двигателя во время полета стоит авиакомпаниям 500 тысяч долларов США. Чего могут стоить вашей организации отказы, связанные с ошибками в техобслуживании? Очевидно, нам нужно что-то делать, чтобы уменьшить количество отказов оборудования, которые вызваны, а не предотвращены техобслуживанием. Рассмотрим оптимальные подходы к этой проблеме.

Во-первых, мы должны признать, что человеческие ошибки неизбежны (даже в обслуживании!), и мы должны учитывать это при разработке систем и процессов. Во-вторых, нужно использовать соответствующие инструменты, чтобы снизить риски, связанные с тем, что эта работа не может быть выполнена правильно. В-третьих, мы должны работать над улучшением качества операций обслуживания, включая контрольные проверки везде, где это возможно.

Человеческая ошибка является неизбежной

Если рассуждать о традиционном инженерном подходе к решению проблем с ошибками обслуживания, то большинство инженеров склонны думать в двух направлениях: обучать вовлеченный в процессы персонал либо писать детальные инструкции в надежде, что они будут прочитаны, и ошибки больше не случатся. К сожалению, исследования и опыт показывают, что ни один из этих подходов не будет успешным в снижении количества ошибок в обслуживании. Практически невозможно изменить самого человека, который выполняет работу (с ошибками), поэтому более эффективным может быть признание возможностей ошибки нормальной составляющей работы по ТОиР и управление такими ошибками через изменение условий, в которых проводится работа.

Существует ряд физиологических и психологических факторов, которые способствуют неизбежности человеческой ошибки.

  1. Различия между возможностями нашей долговременной памяти и нашего осознания рабочей области. В частности, то, что мы называем «внимание», тесно связано с деятельностью по осознанию рабочей области, и восприятие рабочей области имеет крайне ограниченные возможности.
    • Внимание является чрезвычайно дефицитным «товаром», и разные проблемы конкурируют за него между собой.
    • Ограничения в емкости внимания приводят к его селективности — мы можем осознанно обрабатывать лишь небольшую часть данных, которые получаем.
    • Наше внимание может быть поглощено проблемами, не связанными с работой, а вызванными другими, в том числе эмоциональными, переживаниями.
    • Нам трудно сохранять концентрацию на одном вопросе дольше нескольких минут.
    • Способность концентрироваться сильно зависит от природных возможностей человека. Самыми квалифицированными в части концентрации являются актеры.
    • Для правильного выполнения работы необходим баланс внимания — не больше и не меньше необходимого.
  2. Усталость. Ее воздействие связано с некоторыми факторами.
    • Время суток — по природе наших биологических ритмов мы более склонны совершать ошибки в утренние предрассветные часы.
    • Стрессы (физические, личные, социальные, лекарственные, темп работы).
  3. Уровень возбуждения — слишком большое или слишком маленькое возбуждение снижает производительность работы.
  4. Особенности мышления и принятия решений. На самом деле, такой вещи, как здравый смысл, не существует. Мы все подвержены:
    • предвзятости — часто мы ищем информацию, которая подтверждает наш первоначальный (и часто неправильный) диагноз проблемы;
    • эмоциональному принятию решений — если ситуация разочаровывает нас, то мы, как правило, переходим в «агрессивный» режим.

В результате этих факторов возникают следующие типы ошибок в обслуживании:

  1. Ошибки в идентификации проблем — неверная идентификация объектов, сигналов и сообщений.
  2. Проблемы с памятью — ошибки ввода данных (можно забыть данные, которые необходимо зафиксировать). Это, в свою очередь, может вызывать потерю ориентации в последовательности необходимых действий, возникновение временных провалов.
  3. Проблемы хранения информации — хранение информации по частям, рассинхронизация информации. Отсюда вытекают ошибки вывода — сведения, которые мы знаем, не могут быть выданы в нужное время. Также мы вклиниваемся в последовательность действий, забывая сделать некоторые шаги, или преждевременно прекращаем работу до завершения всех нужных действий.
  4. Недостатки в квалификации. Как правило, это ошибки, связанные с «автоматическими» процедурами: например, разрастание ошибки (вы намеревались поехать в спортклуб, но пропустили нужный поворот и «на автомате» поехали на работу, т.к. именно так вы ездите туда каждый рабочий день) или случайные потери (вы хотели заехать в магазин по дороге с работы, но забыли, и без остановки вернулись домой).
  5. Ошибки на основе правил. Большинство работ по обслуживанию сильно зарегламентированы. Инструкции и правила могут быть написаны формально или существовать только в головах тех людей, которые их писали. Типичные ошибки на основе правил включают в себя неправильное использование правил (использование правила в ситуации, когда это неуместно) или выбор неправильного правила (правило может сработать в одних ситуациях, но иметь нежелательные последствия в других). Очень часто люди копируют чужие «вредные привычки».
  6. Ошибки, связанные с наличием необходимых знаний. Разумеется, всегда бывает тот, кто выполняет новую для себя задачу первый раз. Но это не значит, что подобные ошибки совершаются только неопытным персоналом.
  7. И наконец, нарушения — преднамеренные действия, нарушающие процедуры. Это могут быть обычные нарушения (чтобы избежать ненужных усилий, закончить работу быстрее, лишний раз продемонстрировать мастерство или избежать выполнения неоправданно трудоемкой процедуры), нарушения ради острых ощущений (часто для того, чтобы избежать скуки или получить оценку коллег), ситуативные нарушения (нарушения, совершаемые потому, что иначе невозможно завершить работу с учетом имеющихся строгих процедур).

Вспомните себя — вы никогда не совершали ошибок? Для большинства из нас последствия наших прошлых ошибок являются относительно незначительными, но это во многом благодаря везению и той ситуации, в которой мы находились. Традиционный подход к человеческим ошибкам — разъяснения и разработка инструкций — не может эффективно бороться со всеми типами ошибок, перечисленными выше. Нам нужен целостный подход для управления ошибками обслуживания и обеспечения его качества.

Избегайте ненужных профилактических работ

Учитывая статистику отказов компонентов оборудования, понятно, что чрезмерные усилия по поддержанию оборудования не только являются пустой тратой времени и денег, но наоборот — увеличивают риск возникновения угроз безопасности людей и экологии, а также могут привести к дорогостоящим и ненужным сбоям в работе оборудования. Методы, основанные на применении принципов RCM, являются оптимальным способом уменьшения такого ненужного обслуживания и рационализации и оптимизации программ ТОиР.

Анализ программ ППР на многих предприятиях показывает, что почти во всех организациях существует огромное количество ненужных работ, которые выполняются только ради соблюдения регламента. В некоторых случаях менее 10% существующих задач ППР были полезными, а обычно практически половина регламентных работ в лучшем случае просто потеря времени.

Во многих случаях выполнение некоторых профилактических работ потенциально вызывает, а не предупреждает сбои оборудования — особенно там, где эти мероприятия привязаны к фиксированным интервалам осмотров и ремонтов. На одной крупной морской нефтегазовой платформе в Западной Австралии тотальный пересмотр программы ППР привел к сокращению операций, которые в ней выполнялись, на 25%. Это также привело к 25% сокращению работ по корректирующему обслуживанию. Очевидно, что в этом случае существенная доля работ ППР, которые ранее выполнялись, фактически вызывала, а не предотвращала сбои. Отправной точкой в деле ликвидации ненужных регламентных операций должно быть обеспечение их обоснованности. Это является целью процесса выбора стратегий ТОиР для оборудования. Этот процесс основан на принципах RCM и состоит из 10 шагов.

  1. Определить границы анализа.
  2. Проверить способность оборудования выполнять требуемые функции.
  3. Определить модель отказов.
  4. Провести анализ видов и последствий отказов.
  5. Подобрать рекомендуемые операции по обслуживанию.
  6. Выявить дополнительные операции по улучшению.
  7. Консолидировать операции в виде графиков и интегрировать стратегию эксплуатации.
  8. Утвердить разработанные подходы.
  9. Отследить результаты.
  10. Подробное описание внедрения стратегий RCM выходит за рамки настоящей статьи.

Однако мы настоятельно рекомендуем, если вы еще этого не сделали, провести критический обзор вашей программы ТОиР. Это является первым важным шагом в работе над человеческими ошибками при обслуживании.

Управление качеством обслуживания — основные принципы

Ниже приводятся принципы, на которых должна строиться система управления качеством обслуживания.

  1. Ошибки человека являются универсальными и неизбежными. Ошибки человека не являются моральной проблемой — это такая же часть жизни, как еда и дыхание.
  2. Ошибки не являются абсолютным злом. Успехи и неудачи имеют одинаковые корни. Мы — существа с ошибками. Ошибки отмечают границы пути к успешным действиям.
  3. Вы практически не можете изменить состояние человека, но вы можете изменить условия, в которых работают люди. Есть две части ошибки — психическое состояние и конкретная ситуация. У нас ограниченный контроль над психическим состоянием людей, но мы можем контролировать ситуации, в которых они должны работать.
  4. Лучшие люди могут совершать худшие ошибки. Никто не застрахован от ошибок — если только несколько людей несут ответственность за большинство ошибок, тогда решение будет простым, но самые худшие ошибки совершают самые опытные люди.
  5. Люди не могут легко избежать тех действий, которые они не собирались совершать. Вина и наказание не соответствуют намерениям людей, если действия не идут так, как планировалось. Это, однако, не означает, что люди не должны нести ответственность за свои действия и иметь возможность учиться на своих ошибках.
  6. Ошибки — это последствия, а не причины. Ошибки являются продуктом цепи действий и условий, которые включают в себя людей, команды, задачи, рабочее место и организационные факторы. Обнаружение человеческой ошибки — это начало поиска причин, а не его конец.
  7. Многие ошибки попадают в повторяющиеся шаблоны. Более половины ошибок в техническом обслуживании повторяются многократно. Фокусирование на этих повторяющихся ошибках является наиболее эффективным способом решения проблем человеческих ошибок.
  8. Ошибки, связанные с безопасностью, могут возникать на всех уровнях системы. При этом чем выше уровень в организации, где произошла ошибка, тем значительнее могут быть ее последствия.
  9. Управление ошибками — это управление управляемым. Практически любые ситуации управляемы, но человеческая природа в самом широком смысле не управляема.
  10. Управление качеством обслуживания — это превращение хороших людей в отличных. Управление качеством обслуживания заключается не в том, чтобы сделать несколько подверженных ошибкам людей лучше, скорее это способ сделать большую долю хорошо обученных и мотивированных людей отличными.
  11. Наилучшего пути нет. В различных ситуациях и в разных организациях могут применяться различные методы управления качеством обслуживания.
  12. Эффективное управление качеством обслуживания нацелено на непрерывные глобальные улучшения, а не на локальные исправления. Искушение состоит в том, чтобы разрешать ошибки по одной, по мере их возникновения, но поскольку ошибки имеют тенденцию носить системный характер, более подходящим методом является систематическое и непрерывное исправление ошибок человека.

Существует ряд инструментов управления качеством обслуживания. Комбинации инструментов, наиболее подходящие для конкретной организации, различаются, но в общем случае они могут включать в себя персональные измерители, командные измерители, рабочее место, измерители для контроля задач и организационные меры.

Персональные измерители

Важно обеспечить внимание факторам, вызывающим ошибки. Необходимо провести обучение обслуживающего персонала, чтобы дать им знание и понимание причин и ситуаций, которые могут привести их к большей вероятности ошибок, — именно это является отправной точкой в успешном решении проблемы человеческих просчетов. Персонал должен понимать такие факторы, как ограничения работоспособности человека, ограничения краткосрочной памяти, влияние усталости, влияние перерывов, воздействие давления и стресса, типы ошибок, которые они могут совершить, и ситуации, в которых эти ошибки скорее всего возникнут. После того как обслуживающий персонал узнает о своих собственных ограничениях, он сможет начать замечать предупредительные сигналы, которые указывают на более высокий риск ошибки, и с большей вероятностью предпримет шаги, чтобы избежать этого.

Необходимо также осуществлять меры по сокращению числа преднамеренных нарушений. Традиционные подходы к предотвращению нарушений, как правило, направлены на запугивание людей. Это может иметь место, но очень эффективным является создание такой социальной среды на рабочем месте, где преднамеренные нарушения вызывают неодобрение со стороны окружающих. Существует множество подходов, которые позволяют успешно создать эту социальную среду, но внедрение их происходит не сразу и требует времени.

Поощряйте мысленную «репетицию» или отработку задач до их выполнения. Исследования деятельности хирургов и олимпийских атлетов подтверждают, что достижение правильной степени умственной готовности к задаче до ее начала оказывает значительное положительное влияние на качество и надежность выполнения этой задачи. Контролируйте отвлечения. Упреждение возникновения отвлекающих факторов, которые могут произойти, а также разработка стратегии их устранения до того, как они произойдут, скорее всего, улучшат качество выполнения задачи. Избегайте ошибок при потере места. С помощью маркеров и других инструментов можно обеспечить возможность найти необходимые точки в длинных инструкциях и процедурах и не потеряться.

Командные измерители

Проводите командные обучения (тимбилдинг). Анализ показывает, что значительное количество несчастных случаев произошло в результате работы плохо функционирующих команд, в том числе авиационная катастрофа с участием KLM и PanAm 747 на Тенерифе, в результате которой погибли более 500 человек.
Эффективное командное обучение должно включать в себя:

  • развитие навыков коммуникации,
  • развитие лидерских навыков и умение формировать команду,
  • управление загрузкой,
  • техническую подготовку.

Рабочее место и измерители для контроля задач

Убедитесь, что персонал выполняет задания только в том случае, если он имеет соответствующую подготовку, квалификацию и навыки. Само собой разумеется, что качественная рабочая практика может быть внедрена только тогда, когда технический персонал обладает необходимыми техническими навыками и возможностями, необходимыми для выполнения работы, которая им поручена.

Управляйте усталостью. Убедитесь, что имеется хорошо разработанный календарь смен, который минимизирует воздействие усталости. Обеспечьте также наличие адекватных механизмов контроля за сверхурочной работой, включая механизмы выдачи и утверждения таких заданий. Есть основания полагать, что существует связь между частотой, с которой выполняется задача, и вероятностью того, что задача будет выполнена правильно. Как ни странно, редко выполняемые и часто выполняемые задачи наиболее подвержены риску человеческой ошибки. Редко выполняемые задачи в целом более склонны к риску из-за отсутствия опыта лица, выполняющего такие задачи, в то время как очень часто выполняемые задачи характеризуются тем, что люди ошибаются при их выполнении из-за эффекта «автопилота», т.е. когда большинство действий выполняется неосознанно. Интеллектуальное, а не формальное распределение работы по конкретному персоналу может помочь свести к минимуму человеческие ошибки.

Убедитесь, что оборудование и задачи должным образом скомпонованы. Для того чтобы минимизировать вероятность возникновения ошибки при выполнении задачи обслуживания, оборудование должно быть, как минимум, обслуживаемое.
Это должно включать рассмотрение таких факторов, как:

  • легкий доступ к компонентам оборудования и системам,
  • компоненты, функционально связанные вместе, должны быть сгруппированы,
  • компоненты должны иметь читаемую маркировку,
  • желательно минимизировать необходимость использования специальных инструментов,
  • не должно быть обязательным выполнение высокоточной работы «в поле»,
  • оборудование должно позволять проводить простую диагностику неисправностей.

Применяйте стандарты рациональной эксплуатации. Практики бережной эксплуатации являются хорошим показателем культуры, связанной с качеством. Правильными стандартами являются те, которые помогают избежать опасных неприятностей. Убедитесь, что процесс управления запасными частями и инструментами находится на должном уровне. Обслуживающий персонал не может выполнять работу качественно, если запасные части и инструменты, которые им нужны, недоступны, когда это требуется. Это приводит к потенциально опасным перерывам или поиску обходных путей для завершения задачи. Важным аспектом поддержания менеджмента качества является обеспечение соответствия практик управления инструментом и запасными частями целям достижения высокого качества работы.

Разработайте и используйте эффективные рабочие инструкции. Пропуск необходимых шагов является наиболее распространенной формой ошибок в обслуживании. По некоторым оценкам, упущения в инструкциях являются причиной более половины всех проблем, связанных с человеческим фактором в обслуживании. Разработка и правильное использование рабочих инструкций является важным инструментом в управлении этим типом ошибок.

Организационные меры

Проведите эффективный анализ и изучение прошлых ошибок. Жизненно важно, чтобы все достаточно значительные сбои были исследованы с помощью процесса анализа корневых причин этих сбоев. Для проведения эффективного процесса анализа следует полностью расследовать все причины отказа, будь то физические причины, человеческие причины или организационные причины. Наиболее эффективными решениями для предотвращения этих сбоев будут те, которые направлены в том числе на решение организационных причин.

Однако для того чтобы эффективно анализировать те отказы, которые происходят в результате человеческой ошибки, необходимо сначала привить персоналу культуру отчетности в рамках организации — где все неудачи, независимо от того, серьезные они или незначительные, должны фиксироваться соответствующими записями. Это, в свою очередь, особенно когда мы имеем дело с человеческой ошибкой, требует налаживания высокого уровня доверия между руководством и рядовым персоналом компании. Люди не должны чувствовать, что сообщения об ошибках человека могут привести к личным неблагоприятным последствиям. В большинстве компаний, достигших высоких показателей надежности оборудования, отмечается и высокий уровень организации отчетности именно по отказам, и это является существенной особенностью этих компаний.

Важно внедрить упреждающие процессы для оценки риска будущих ошибок в обслуживании. Избегание повторения ошибок прошлого — это, конечно, очень хорошо, но не достаточно для тех, кто стремится добиться действительно высокого качества обслуживания. Один из возможных проективных методов, который можно было бы использовать для упреждающего управления качеством обслуживания, — выполнить оценку риска профилактических мероприятий, чтобы оценить, есть ли в них вероятность человеческой ошибки.

При оценке этого риска нужно рассмотреть следующие факторы:

  • знания, навыки и опыт обслуживающего персонала на всех уровнях,
  • моральный дух работника,
  • наличие инструментов, оборудования и деталей для выполнения задач,
  • усталость персонала, стресс и давление времени,
  • организация смен,
  • адекватность процедур технического обслуживания и рабочих инструкций.

Одним из примеров процесса оценки риска, используемого в авиационной промышленности, является управление инженерной безопасностью здоровья (MESH), которое было первоначально разработано British Airways в начале 90-х годов и далее адаптировано Singapore Airlines.

Кроме того, могут быть выполнены более подробные исследования и оценки обнаруженных ошибок. Например, можно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Имеются ли надлежащие процессы для независимой инспекции опасных задач?
  2. Бывают ли случаи сокращения или отмены по какой-либо причине функциональных тестов и проверок?
  3. Бывают ли случаи закрытия и подписания задач, которые впоследствии оказались невыполненными?
  4. Тестируется ли оборудование после проведения работ по ТОиР перед выдачей в эксплуатацию?

В конечном счете даже внедрение проективных и реактивных мер на месте не будет гарантировать отсутствие человеческой ошибки, но вместе они способствуют укреплению внутреннего сопротивления организации человеческой ошибке.

Влияние человеческого фактора на качество обслуживания и затраты, безопасность и надежность оборудования огромно. Мы еще только начинаем разбираться в том, что вызывает ошибки в работе, и разрабатывать более совершенные инструменты и методы, чтобы избежать или свести к минимуму последствия этих ошибок. Эта статья — попытка обобщить результаты некоторых современных исследований и предоставить вам идеи, которые могут оказаться полезными при решении проблемы ошибок обслуживания в вашей организации.


Журнал Prostoev.NET № 4(9) 2016 
Автор: Дмитрий Скворцов, директор по развитию ООО «Простоев.НЕТ».

По материалам западных публикаций.

Безопасность рассматривается в АО «Концерн Росэнергоатом» как непрерывный процесс улучшений, вклад в который может вносить каждый. Стратегической целью развития культуры безопасности является достижение такого уровня, когда все работники (включая подрядчиков) полностью вовлечены в постоянное улучшение безопасности, безопасное поведение работников проявляется и внутри, и вне рабочего пространства.



УММ психологические аспекты работы Руководителя с персоналом
pdf, 2.92 Мб



УММ подготовка уполномоченных по КБ
pdf, 2.03 Мб



УММ Модель поведения Руководителя-лидера
pdf, 1.49 Мб



Карточки Руководитель-лидер
pdf, 4.98 Мб



Памятка Инструменты предотвращения ошибок персонала
pdf, 11.42 Мб



Памятка по КБ для работников ГК
pdf, 4 Мб



Меморандум по КБ
pdf, 3.37 Мб



Декларация о КБП
pdf, 1.53 Мб

В
разгар пандемии многие СМИ ставили в пример работу горячей линии
психологической поддержки, которую «Росатом» открыл для своих сотрудников,
членов их семей и жителей атомных городов. Но это лишь один эпизод деятельности
специализированной психологической службы, которая существует в отрасли 40 лет.
Побывав на юбилейной конференции, организованной Технической академией «Росатома»,
мы узнали 10 любопытных фактов о службе. Но сначала немного истории.

В
1979 году на американской атомной станции «Три-Майл-Айленд» произошла авария,
итоги расследования которой заставили иначе взглянуть на стандарты безопасности
и на роль человека в ней. Одной из ключевых причин были признаны действия
операторов — тот самый человеческий фактор, который нередко приводит к
нарушениям работы самых совершенных машин. Стало очевидно, что мало прописать
все процедуры и этапы взаимодействия с механизмами в инструкциях и обязать
персонал изучить их. Причиной сбоя может стать человек — просто потому, что он
не машина. По оценкам МАГАТЭ, лишь 20% значимых событий на АЭС связаны с
отказом оборудования, остальное — с неправильными действиями персонала. В нашей
стране инцидент на «Три-Майл-Айленд» стал поводом изменить всю систему
подготовки кадров для АЭС. В том числе — создать психологическую службу.

1.
Большой плюс маленького коллектива

Психологическая
служба атомной отрасли — это департамент подготовки персонала концерна
«Росэнергоатом», Центр компетенций по культуре безопасности и надежности
человеческого фактора Технической академии «Росатома» и лаборатории
психофизиологического обеспечения (ЛПФО) на местах. Сейчас ЛПФО есть на всех 11
российских станциях, а первой была Смоленская АЭС. В 1982 году там начали вести
психологическую работу с оперативным персоналом, спустя два года открыли первую
в отрасли лабораторию профотбора и психофизического контроля. Ее штатным
психологом и начальником стала Надежда Калимулина. Она руководит ЛПФО до сих
пор.

В
общей сложности в лабораториях 71 сотрудник: на Нововоронежской и Ростовской
АЭС, например, по девять человек, на Калининской — шесть, на Билибинской —
всего двое. Маленькие коллективы — большой плюс: легче выстроить доверительные
отношения с персоналом.

2.
Место рождения — МИФИ

Годом рождения
психологической службы отрасли считается 1982-й. На самом деле все началось
несколькими годами раньше, когда руководство ВПО «Союзатомэнерго» решило
организовать психофизиологическую подготовку персонала атомных станций в
филиале МИФИ в Обнинске — сейчас ИАТЭ НИЯУ «МИФИ».

Спустя несколько лет,
после аварии на Чернобыльской АЭС, был учрежден Обнинский
научно-исследовательский центр «Прогноз», который возглавила основатель
отраслевой психологической службы Владилена Абрамова.

3.
Чернобыльский опыт

Первые
сотрудники психологической службы начали работать на Чернобыльской АЭС
буквально сразу после аварии в 1986 году. Владилена Абрамова занималась поддержкой
персонала станции с первых дней и имеет статус ликвидатора последствий аварии.
В августе и сентябре в экспертной группе Института биофизики Минздрава в
Чернобыле работала Надежда Калимулина. Группа проводила психофизиологическое
обследование персонала перед пуском первого и второго блоков.

Именно
в 1986 году в отрасли появилось понятие «культура безопасности». «После аварии
на «Три-Майл-Айленде» было решено, что операторы станций должны проходить
строгий психофизиологический отбор и контроль, — рассказывает Владилена
Абрамова. А потом случилась чернобыльская авария. Я была на станции
накануне, 23–25 апреля, там проходило совещание заместителей директоров по
кадрам. Мы как раз только разработали критерии профессионального отбора. Нас
водили на экскурсию по четвертому блоку, мы смотрели, как работают операторы…
В Чернобыле мы пробыли довольно долго, и я наблюдала за всем, что там
происходило. Начались разговоры о том, что виноват персонал. Я засомневалась, и
у меня получился продолжительный анализ психологических причин этого события.
Дело было не в профессионализме персонала. Атомная отрасль — особая сфера
деятельности, где никакой промашки нельзя допускать. Потому здесь особо важна
работа психологов, которые оценивают, может ли человек в сложной, стрессовой
ситуации быть настолько собранным, сфокусированным на работе, чтобы не
допустить ни малейшей оплошности».

4.
Психология как наука

Может
показаться, что психологи на АЭС решают сугубо прикладные задачи, но это не
так. Например, Балаковская АЭС трижды принимала всероссийские
научно-практические конференции психологов. Первую — в 1998 году, тогда же
специалисты ЛПФО станции делились опытом с французскими коллегами с АЭС
«Палюэль».

Под
руководством Владилены Абрамовой создана методика психологического анализа
причин неправильных действий персонала и целая научная школа психологии работы
человека на АЭС.

С
2010 года научно-методическое руководство лабораториями психофизиологического
обеспечения АЭС осуществляет Центр компетенций по культуре безопасности и
надежности человеческого фактора Технической академии «Росатома». За эти годы
разработаны методические руководства по каждому направлению деятельности.

5.
Мотивация на победу

В
задачи ЛПФО входит не только психологическая поддержка сотрудников АЭС и членов
их семей, но и обеспечение профессиональной надежности персонала, анализ причин
неправильных действий. Однако это еще не все: психологи работают с участниками
чемпионата WorldSkills
— командой концерна «Росэнергоатом» и объединенной командой «Росатома».
Тренинги по мотивации, сеансы релаксации, диагностика, консультации — все это
доступно членам команд и экспертам.

6.
Предотвращение ошибок

Еще
одна задача ЛПФО — сопровождение профессиональной подготовки, в том числе
отработка навыков, направленных на предотвращение ошибок. Психологи участвуют в
противоаварийных тренировках оперативного персонала блочного щита управления на
полномасштабном тренажере, в подготовке сотрудников на должность, в поддержании
квалификации по темам «Ведение оперативных переговоров», «Роль человеческого
фактора. Инструменты предотвращения ошибок персонала», «Самоконтроль при
выполнении работ», «Модель руководителя-лидера в развитии культуры
безопасности», «Психологические аспекты работы руководителей с персоналом» и
др. В прошлом году психологическую подготовку прошли более 13 тыс. сотрудников
станций. Это 42 тыс. часов занятий.

7.
Антистресс на АЭС

Важная
часть работы — психофизиологическое обследование, на котором тестируется
профессиональная надежность. Оно бывает трех видов. Предварительное проводится
при приеме на работу, периодическое — по плану-графику, внеплановое — после
длительного отсутствия сотрудника или при переходе на должность, для которой
требуется разрешение Ростехнадзора.

ПФО
обязательно для всех и само по себе может быть стрессом даже для опытного
сотрудника. Поэтому на Билибинской АЭС, например, после обследования устраивают
сеанс релаксации — к обсуждению результатов переходят только после получасовой
разрядки.

Работа
с психологическим и физическим напряжением разнообразна по форме. На Ростовской
АЭС в прошлом году организовали психологический клуб, на Калининской учат
управлять стрессом, на Ленинградской в период пандемии в местном СМИ открыли
рубрику «Антистресс с ЛАЭС».

8.
Психология в «цифре»

Есть
ли место цифровизации в практике психолога? В 2019 году в «Росэнергоатоме»
стартовала автоматизация системы ПФО, и с 2020 года на каждой станции внедрен
модуль ПФО, который содержит 53 психодиагностические методики. Он серьезно
облегчил работу специалистов лабораторий, в прошлом году они провели 10 286
психофизиологических обследований персонала. Прогностическая эффективность,
например, предварительных обследований — 93%.

9.
Кресло нулевой гравитации

В
арсенале психолога на АЭС масса технических средств. Лаборатории оснащены
креслами-реклайнерами, приборами для БОС-тренингов (биологическая обратная
связь — технология контроля работы нервной системы) и аудиовизуальной
стимуляции, массажными креслами, специальным световым оборудованием и проч.

В
2013 году Билибинская АЭС стала первой, где установили «Сенсориум» —
психофизиологическую антистрессовую систему. Это комплекс для расслабления,
который состоит из виброакустического кресла, аудиовизуального стимулятора,
стереонаушников и светодиодных очков. Кресло еще называют «креслом нулевой
гравитации» — оно создает ощущение отсутствия земного притяжения.

10.
Запрос сверху

Психологи на атомных станциях работают не только с оперативным персоналом, но и с руководителями. Причем запросы от них в последнее время, как отмечают в ЛПФО, стали поступать чаще. Это и личная потребность, и необходимость, связанная с выполнением профессиональных задач. По мнению главного эксперта департамента подготовки персонала центрального аппарата «Росэнергоатома» Ларисы Андрюшиной, работа с руководящим составом особенно важна в условиях нестабильности и неопределенности: «От руководителя — от его чувствительности, умения работать с людьми — зависит очень многое. Это и настроение коллектива, и в том числе, конечно, безопасность».


ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛЯРНОЙ ЗИМЫ

Самая молодая лаборатория психофизиологического обеспечения находится на самой северной и самой необычной в мире атомной станции — ПАТЭС. Там персоналу труднее, чем где-либо еще. «Дело не только в холодных зимах, коротком лете, полярной ночи или характерных для Чукотки сильных ветрах. Впервые в мировой истории работа оперативного персонала организована вахтовым методом, — поясняет ведущий психолог ЛПФО Наталья Лазебникова. — В итоге на персонал оказывают существенное влияние три группы факторов: климатогеографические, производственные и социально-бытовые».

Почти трехмесячная вахта, огромное расстояние до дома — люди часто не имеют возможности пообщаться с близкими из-за проблем с интернетом и разницы во времени. Плюс длительное нахождение под постоянным наблюдением, необходимость контролировать эмоции, долго держаться определенной социальной роли. Да и традиционных выходных у оперативного персонала ПАТЭС, работающего сменами по 12 часов, нет — они переносятся на межвахтовый период — три месяца.

Еще одна специфическая проблема, с которой сталкиваются атомщики на Чукотке, — сенсорная, тактильная депривация, связанная с однообразием пейзажа. В общем, место необычное — и задачи, которые решает служба кадров и ЛПФО, тоже.

В Санкт-Петербурге, где расположен учебно-тренировочный центр ПАТЭС, психологи проводят контроль психофизиологического состояния персонала перед отправкой на вахту, теоретическую и практическую психологическую подготовку на полномасштабном тренажере. В Певеке сопровождением персонала занимается психолог ЛПФО (кстати, приезжий, перебрался на Чукотку с Большой земли). Специалисты ЛПФО доступны по телефону круглосуточно и могут провести срочную консультацию.

Несмотря на то что ЛПФО на ПАТЭС всего год, ее специалисты уже разработали и внедряют программы адаптации и поддержки. Например, для обучения приемам саморегуляции и самоконтроля — метод «Образ телесных ощущений». Это серия видеокурсов по комплексу специальных упражнений с демонстрацией техники выполнения и пояснениями физиолога. К концу года будут готовы три видеокурса, их можно будет скачать и использовать для самостоятельных занятий в любое время.


Тимофей Нестик
Доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН

— Новая аббревиатура, которая приходит на смену «VUCA» (жизнь в состоянии неопределенности, неоднозначности, сложности и изменчивости. — «СР»), — BANI. Суть ее в том, что теперь уже совсем ничего нельзя предсказать. В таких условиях мы ищем основание для устойчивости — островки, которые позволяют что-то планировать, на кого-то полагаться. И трудовой коллектив, безусловно, один из таких островков. По нашим замерам, уровень стресса и тревоги — симптоматика депрессии, у сотрудников частных компаний выше, чем у людей, работающих в государственных организациях. Социальная поддержка — это ключевой фактор, который защищает от депрессии. И наши адаптационные возможности зачастую связаны с социальным окружением.

Очередная офлайн-встреча InterComm Club, которая 7 июля прошла офисе QIWI, была посвящена … промахам: «Факап как часть пути: культура ошибок в корпорациях».

Одна из крупнейших российских госкорпораций —  Росатом — в лице Екатерины Нурмухамедовой поделилась подробностями  о проекте «Моя лучшая ошибка». Пять  интересных выводов из выступления Екатерины — вашему вниманию.

Справочная информация:

Росатом — государственная корпорация по атомной энергии — многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Корпорация насчитывает около 400 предприятий, 288 000 сотрудников, 5400 среди которых — управленческий кадровый резерв.

1. Без доверия невозможно построить атомную электростанцию

Культура доверия, основанная на анализе ошибок, в Росатоме коммуницируется  на всех уровнях. От генерального директора / топ-менеджмента к сотрудникам. Одна из главных ценностей компании — безопасность. Именно поэтому здесь открыто говорят об ошибках.

2. Не бойтесь признавать ошибки перед подчиненными

Руководителям довольно сложно признать свои ошибки: многие боятся потерять авторитет и репутацию. Парадокс в том, что все происходит наоборот: когда руководитель открыт к  диалогу,  у сотрудника растёт доверие к нему, возникает понимание, что ошибки — это нормально для любого сотрудника, даже для начальника.

3. Сессии как инструмент работы над ошибками

Росатом регулярно проводит сессии в рамках проекта «Моя лучшая ошибка», где руководители в студии (идёт видеозапись!) в формате диалога откровенно рассказывают о своих ошибках. Принять участие в сессии и задать свои вопросы руководителям, а также  посмотреть видеозапись таких сессий, может  любой сотрудник компании.

Такие регулярные сессии приносят свои плоды: ошибок становится меньше, а руководители выстраивают доверительные отношения с сотрудниками.

4. Софт скиллы – точка роста

Сейчас многие руководители в компании  делают упор на сложностях, связанных с soft скиллами. Это кейсы про работу с коллективом или про формирование  вовлечённой команды  на предприятии.

5. Амбассадоры ошибок

На сессии «Моя лучшая ошибка» приглашаются самые активные  руководители, те, кто не страшится выглядеть неидеально, кто  своим примером показывает всем, что ошибаться не стыдно. За ними подтягиваются и остальные руководители, готовые рассказывать о своих ошибках.

Так в компании  растёт и приумножается  культура доверия.


Есть у вас интересные кейсы по культуре ошибок? Пишите нам — с удовольствием опубликуем ваш кейс. А ещё приглашаем вас с вашими лучшими проектами участвовать в премии InterComm_2022! Прием заявок в самом разгаре.

Читайте по теме:


Как отпраздновать День святого Валентина на работе?

День святого Валентина принято праздновать с любимым человеком. Но значит ли это, что стоит игнорировать этот праздник на работе? Мы уверены: ни в коем случае! Поэтому собрали несколько идей того, как можно отметить 14 Февраля в офисе. Внутрикомы, берите на заметку!


5 идей для диджитал-поздравлений

Расслабились после новогоднего корпоратива? Рано! Впереди нас ждут гендерные праздники. О физических подарках мы недавно уже говорили, теперь давайте обсудим диджитальные — на примерах работ наших коллег из «МедиаЛайна».


Когда всё это кончится? Астропрогноз для внутрикома

На конференции InterComm 2022 перед битком набитым залом выступила астролог Натали Старовойтова. В честь китайского — а также астрологического — Нового года приводим ключевые тезисы из выступления Натали. Итак, что нам обещают звёзды?


«(НЕ)время для счастья?» — прямой эфир в телеграмм-канале InterComm

В понедельник в 14:00 по московскому времени на канале InterComm Анна Смирнова, наш исполнительный директор, и Тимур Ядгаров, эксперт по корпкультуре и председатель жюри международного конкурса «Счастье в деле!», проведут 30-минутный прямой эфир «(НЕ)время для счастья?».

Специалисты АО «Атомтехэнерго» отработали профессиональные навыки с применением инструментов предотвращения ошибок на площадке Нововоронежского филиала

Госкорпорация «Ростом» рассматривает культуру безопасности как неотъемлемую часть производственной деятельности организаций Госкорпорации «Росатом» и как осознанное поведение работников. В соответствии со статистикой МАГАТЭ, 80% негативных событий в атомной энергетике происходят по причине человеческого фактора.

В рамках программы «Обучение работников безопасности в ограниченных и замкнутых пространствах» на базе Нововоронежского филиала с использованием практических тренажеров по работе в ограниченных и замкнутых пространствах было проведено практическое обучение специалистов АО «Атомтехэнерго» по отработке трудовых навыков с применением инструментов предотвращения ошибок персонала.

Обучение провели ведущий эксперт Центра компетенций по культуре безопасности и надежности человеческого фактора Маргарита Машина, ведущий специалист по подготовке персонала отдела спецподготовки Александр Чеботарев и эксперт Игорь Чубуков.

Как пояснили организаторы курса, обучение является одним из барьеров, который помогает предотвратить травматизм на производстве. Основными инструментами предотвращения ошибок персонала, принятыми в Концерне «Росэнергоатом», являются критический подход, следование процедурам и инструкциям, четкие коммуникации, использование опыта эксплуатации, инструктаж перед выполнением работ, контроль действий персонала, включая самоконтроль, анализ выполненной работы. Эти инструменты должны применяться также работниками подрядных организаций.

В
разгар пандемии многие СМИ ставили в пример работу горячей линии
психологической поддержки, которую «Росатом» открыл для своих сотрудников,
членов их семей и жителей атомных городов. Но это лишь один эпизод деятельности
специализированной психологической службы, которая существует в отрасли 40 лет.
Побывав на юбилейной конференции, организованной Технической академией «Росатома»,
мы узнали 10 любопытных фактов о службе. Но сначала немного истории.

В
1979 году на американской атомной станции «Три-Майл-Айленд» произошла авария,
итоги расследования которой заставили иначе взглянуть на стандарты безопасности
и на роль человека в ней. Одной из ключевых причин были признаны действия
операторов — тот самый человеческий фактор, который нередко приводит к
нарушениям работы самых совершенных машин. Стало очевидно, что мало прописать
все процедуры и этапы взаимодействия с механизмами в инструкциях и обязать
персонал изучить их. Причиной сбоя может стать человек — просто потому, что он
не машина. По оценкам МАГАТЭ, лишь 20% значимых событий на АЭС связаны с
отказом оборудования, остальное — с неправильными действиями персонала. В нашей
стране инцидент на «Три-Майл-Айленд» стал поводом изменить всю систему
подготовки кадров для АЭС. В том числе — создать психологическую службу.

1.
Большой плюс маленького коллектива

Психологическая
служба атомной отрасли — это департамент подготовки персонала концерна
«Росэнергоатом», Центр компетенций по культуре безопасности и надежности
человеческого фактора Технической академии «Росатома» и лаборатории
психофизиологического обеспечения (ЛПФО) на местах. Сейчас ЛПФО есть на всех 11
российских станциях, а первой была Смоленская АЭС. В 1982 году там начали вести
психологическую работу с оперативным персоналом, спустя два года открыли первую
в отрасли лабораторию профотбора и психофизического контроля. Ее штатным
психологом и начальником стала Надежда Калимулина. Она руководит ЛПФО до сих
пор.

В
общей сложности в лабораториях 71 сотрудник: на Нововоронежской и Ростовской
АЭС, например, по девять человек, на Калининской — шесть, на Билибинской —
всего двое. Маленькие коллективы — большой плюс: легче выстроить доверительные
отношения с персоналом.

2.
Место рождения — МИФИ

Годом рождения
психологической службы отрасли считается 1982-й. На самом деле все началось
несколькими годами раньше, когда руководство ВПО «Союзатомэнерго» решило
организовать психофизиологическую подготовку персонала атомных станций в
филиале МИФИ в Обнинске — сейчас ИАТЭ НИЯУ «МИФИ».

Спустя несколько лет,
после аварии на Чернобыльской АЭС, был учрежден Обнинский
научно-исследовательский центр «Прогноз», который возглавила основатель
отраслевой психологической службы Владилена Абрамова.

3.
Чернобыльский опыт

Первые
сотрудники психологической службы начали работать на Чернобыльской АЭС
буквально сразу после аварии в 1986 году. Владилена Абрамова занималась поддержкой
персонала станции с первых дней и имеет статус ликвидатора последствий аварии.
В августе и сентябре в экспертной группе Института биофизики Минздрава в
Чернобыле работала Надежда Калимулина. Группа проводила психофизиологическое
обследование персонала перед пуском первого и второго блоков.

Именно
в 1986 году в отрасли появилось понятие «культура безопасности». «После аварии
на «Три-Майл-Айленде» было решено, что операторы станций должны проходить
строгий психофизиологический отбор и контроль, — рассказывает Владилена
Абрамова. А потом случилась чернобыльская авария. Я была на станции
накануне, 23–25 апреля, там проходило совещание заместителей директоров по
кадрам. Мы как раз только разработали критерии профессионального отбора. Нас
водили на экскурсию по четвертому блоку, мы смотрели, как работают операторы…
В Чернобыле мы пробыли довольно долго, и я наблюдала за всем, что там
происходило. Начались разговоры о том, что виноват персонал. Я засомневалась, и
у меня получился продолжительный анализ психологических причин этого события.
Дело было не в профессионализме персонала. Атомная отрасль — особая сфера
деятельности, где никакой промашки нельзя допускать. Потому здесь особо важна
работа психологов, которые оценивают, может ли человек в сложной, стрессовой
ситуации быть настолько собранным, сфокусированным на работе, чтобы не
допустить ни малейшей оплошности».

4.
Психология как наука

Может
показаться, что психологи на АЭС решают сугубо прикладные задачи, но это не
так. Например, Балаковская АЭС трижды принимала всероссийские
научно-практические конференции психологов. Первую — в 1998 году, тогда же
специалисты ЛПФО станции делились опытом с французскими коллегами с АЭС
«Палюэль».

Под
руководством Владилены Абрамовой создана методика психологического анализа
причин неправильных действий персонала и целая научная школа психологии работы
человека на АЭС.

С
2010 года научно-методическое руководство лабораториями психофизиологического
обеспечения АЭС осуществляет Центр компетенций по культуре безопасности и
надежности человеческого фактора Технической академии «Росатома». За эти годы
разработаны методические руководства по каждому направлению деятельности.

5.
Мотивация на победу

В
задачи ЛПФО входит не только психологическая поддержка сотрудников АЭС и членов
их семей, но и обеспечение профессиональной надежности персонала, анализ причин
неправильных действий. Однако это еще не все: психологи работают с участниками
чемпионата WorldSkills
— командой концерна «Росэнергоатом» и объединенной командой «Росатома».
Тренинги по мотивации, сеансы релаксации, диагностика, консультации — все это
доступно членам команд и экспертам.

6.
Предотвращение ошибок

Еще
одна задача ЛПФО — сопровождение профессиональной подготовки, в том числе
отработка навыков, направленных на предотвращение ошибок. Психологи участвуют в
противоаварийных тренировках оперативного персонала блочного щита управления на
полномасштабном тренажере, в подготовке сотрудников на должность, в поддержании
квалификации по темам «Ведение оперативных переговоров», «Роль человеческого
фактора. Инструменты предотвращения ошибок персонала», «Самоконтроль при
выполнении работ», «Модель руководителя-лидера в развитии культуры
безопасности», «Психологические аспекты работы руководителей с персоналом» и
др. В прошлом году психологическую подготовку прошли более 13 тыс. сотрудников
станций. Это 42 тыс. часов занятий.

7.
Антистресс на АЭС

Важная
часть работы — психофизиологическое обследование, на котором тестируется
профессиональная надежность. Оно бывает трех видов. Предварительное проводится
при приеме на работу, периодическое — по плану-графику, внеплановое — после
длительного отсутствия сотрудника или при переходе на должность, для которой
требуется разрешение Ростехнадзора.

ПФО
обязательно для всех и само по себе может быть стрессом даже для опытного
сотрудника. Поэтому на Билибинской АЭС, например, после обследования устраивают
сеанс релаксации — к обсуждению результатов переходят только после получасовой
разрядки.

Работа
с психологическим и физическим напряжением разнообразна по форме. На Ростовской
АЭС в прошлом году организовали психологический клуб, на Калининской учат
управлять стрессом, на Ленинградской в период пандемии в местном СМИ открыли
рубрику «Антистресс с ЛАЭС».

8.
Психология в «цифре»

Есть
ли место цифровизации в практике психолога? В 2019 году в «Росэнергоатоме»
стартовала автоматизация системы ПФО, и с 2020 года на каждой станции внедрен
модуль ПФО, который содержит 53 психодиагностические методики. Он серьезно
облегчил работу специалистов лабораторий, в прошлом году они провели 10 286
психофизиологических обследований персонала. Прогностическая эффективность,
например, предварительных обследований — 93%.

9.
Кресло нулевой гравитации

В
арсенале психолога на АЭС масса технических средств. Лаборатории оснащены
креслами-реклайнерами, приборами для БОС-тренингов (биологическая обратная
связь — технология контроля работы нервной системы) и аудиовизуальной
стимуляции, массажными креслами, специальным световым оборудованием и проч.

В
2013 году Билибинская АЭС стала первой, где установили «Сенсориум» —
психофизиологическую антистрессовую систему. Это комплекс для расслабления,
который состоит из виброакустического кресла, аудиовизуального стимулятора,
стереонаушников и светодиодных очков. Кресло еще называют «креслом нулевой
гравитации» — оно создает ощущение отсутствия земного притяжения.

10.
Запрос сверху

Психологи на атомных станциях работают не только с оперативным персоналом, но и с руководителями. Причем запросы от них в последнее время, как отмечают в ЛПФО, стали поступать чаще. Это и личная потребность, и необходимость, связанная с выполнением профессиональных задач. По мнению главного эксперта департамента подготовки персонала центрального аппарата «Росэнергоатома» Ларисы Андрюшиной, работа с руководящим составом особенно важна в условиях нестабильности и неопределенности: «От руководителя — от его чувствительности, умения работать с людьми — зависит очень многое. Это и настроение коллектива, и в том числе, конечно, безопасность».


ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПОЛЯРНОЙ ЗИМЫ

Самая молодая лаборатория психофизиологического обеспечения находится на самой северной и самой необычной в мире атомной станции — ПАТЭС. Там персоналу труднее, чем где-либо еще. «Дело не только в холодных зимах, коротком лете, полярной ночи или характерных для Чукотки сильных ветрах. Впервые в мировой истории работа оперативного персонала организована вахтовым методом, — поясняет ведущий психолог ЛПФО Наталья Лазебникова. — В итоге на персонал оказывают существенное влияние три группы факторов: климатогеографические, производственные и социально-бытовые».

Почти трехмесячная вахта, огромное расстояние до дома — люди часто не имеют возможности пообщаться с близкими из-за проблем с интернетом и разницы во времени. Плюс длительное нахождение под постоянным наблюдением, необходимость контролировать эмоции, долго держаться определенной социальной роли. Да и традиционных выходных у оперативного персонала ПАТЭС, работающего сменами по 12 часов, нет — они переносятся на межвахтовый период — три месяца.

Еще одна специфическая проблема, с которой сталкиваются атомщики на Чукотке, — сенсорная, тактильная депривация, связанная с однообразием пейзажа. В общем, место необычное — и задачи, которые решает служба кадров и ЛПФО, тоже.

В Санкт-Петербурге, где расположен учебно-тренировочный центр ПАТЭС, психологи проводят контроль психофизиологического состояния персонала перед отправкой на вахту, теоретическую и практическую психологическую подготовку на полномасштабном тренажере. В Певеке сопровождением персонала занимается психолог ЛПФО (кстати, приезжий, перебрался на Чукотку с Большой земли). Специалисты ЛПФО доступны по телефону круглосуточно и могут провести срочную консультацию.

Несмотря на то что ЛПФО на ПАТЭС всего год, ее специалисты уже разработали и внедряют программы адаптации и поддержки. Например, для обучения приемам саморегуляции и самоконтроля — метод «Образ телесных ощущений». Это серия видеокурсов по комплексу специальных упражнений с демонстрацией техники выполнения и пояснениями физиолога. К концу года будут готовы три видеокурса, их можно будет скачать и использовать для самостоятельных занятий в любое время.


Тимофей Нестик
Доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН

— Новая аббревиатура, которая приходит на смену «VUCA» (жизнь в состоянии неопределенности, неоднозначности, сложности и изменчивости. — «СР»), — BANI. Суть ее в том, что теперь уже совсем ничего нельзя предсказать. В таких условиях мы ищем основание для устойчивости — островки, которые позволяют что-то планировать, на кого-то полагаться. И трудовой коллектив, безусловно, один из таких островков. По нашим замерам, уровень стресса и тревоги — симптоматика депрессии, у сотрудников частных компаний выше, чем у людей, работающих в государственных организациях. Социальная поддержка — это ключевой фактор, который защищает от депрессии. И наши адаптационные возможности зачастую связаны с социальным окружением.

Очередная офлайн-встреча InterComm Club, которая 7 июля прошла офисе QIWI, была посвящена … промахам: «Факап как часть пути: культура ошибок в корпорациях».

Одна из крупнейших российских госкорпораций —  Росатом — в лице Екатерины Нурмухамедовой поделилась подробностями  о проекте «Моя лучшая ошибка». Пять  интересных выводов из выступления Екатерины — вашему вниманию.

Справочная информация:

Росатом — государственная корпорация по атомной энергии — многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Корпорация насчитывает около 400 предприятий, 288 000 сотрудников, 5400 среди которых — управленческий кадровый резерв.

1. Без доверия невозможно построить атомную электростанцию

Культура доверия, основанная на анализе ошибок, в Росатоме коммуницируется  на всех уровнях. От генерального директора / топ-менеджмента к сотрудникам. Одна из главных ценностей компании — безопасность. Именно поэтому здесь открыто говорят об ошибках.

2. Не бойтесь признавать ошибки перед подчиненными

Руководителям довольно сложно признать свои ошибки: многие боятся потерять авторитет и репутацию. Парадокс в том, что все происходит наоборот: когда руководитель открыт к  диалогу,  у сотрудника растёт доверие к нему, возникает понимание, что ошибки — это нормально для любого сотрудника, даже для начальника.

3. Сессии как инструмент работы над ошибками

Росатом регулярно проводит сессии в рамках проекта «Моя лучшая ошибка», где руководители в студии (идёт видеозапись!) в формате диалога откровенно рассказывают о своих ошибках. Принять участие в сессии и задать свои вопросы руководителям, а также  посмотреть видеозапись таких сессий, может  любой сотрудник компании.

Такие регулярные сессии приносят свои плоды: ошибок становится меньше, а руководители выстраивают доверительные отношения с сотрудниками.

4. Софт скиллы – точка роста

Сейчас многие руководители в компании  делают упор на сложностях, связанных с soft скиллами. Это кейсы про работу с коллективом или про формирование  вовлечённой команды  на предприятии.

5. Амбассадоры ошибок

На сессии «Моя лучшая ошибка» приглашаются самые активные  руководители, те, кто не страшится выглядеть неидеально, кто  своим примером показывает всем, что ошибаться не стыдно. За ними подтягиваются и остальные руководители, готовые рассказывать о своих ошибках.

Так в компании  растёт и приумножается  культура доверия.


Есть у вас интересные кейсы по культуре ошибок? Пишите нам — с удовольствием опубликуем ваш кейс. А ещё приглашаем вас с вашими лучшими проектами участвовать в премии InterComm_2022! Прием заявок в самом разгаре.

Читайте по теме:


Рейтинг Рунета опубликовал Рейтинг PR-агентств 2023 года

«Рейтинг Рунета» опубликовал сразу 22 рейтинга агентств, оказывающих услуги по разработке сайтов, интернет-магазинов, мобильных приложений и корпоративных решений, интеграции и разработке CRM, интернет-маркетингу и рекламе (контекстной и таргетированной), PR, брендинг, SEO, SMM, работе с маркетплейсами и аутстаффингу.


Внутриком без бюджета: создаем реальность своими руками

Сокращение бюджета на мероприятия, обучение и корпоративные инициативы на первый взгляд звучит жутковато. Но если присмотреться, то даже с минимальным бюджетом или без него есть способы позаботиться о сотрудниках, снизить уровень тревожности, переключить на созидательные процессы, мотивировать и повысить уровень вовлеченности. А заодно подчеркнуть, что потребность компании во внутренних коммуникациях велика, несмотря на внешние обстоятельства.

Работа над ошибками. «Человеческий фактор» в условиях склада

Почему возникают ошибки?

В любом бизнесе человеческий фактор имеет весомое значение, им нельзя пренебрегать. Персонал на складе нередко допускает ошибки, что может повлечь за собой серьезные убытки. И причины могут быть разные: нарушение инструкций и технологии в процессе оптимизации, недостаточный уровень автоматизации и пр.

Робототехника в какой-то мере может быть и надежнее человека, но отсутствие абстрактного мышления, объективное восприятия окружающей среды и множество других факторов, которые свойственны человеку, для машины является недостатком. Например, на складе сотрудник может визуально распознать поврежденный товар или неупорядоченный груз, что неподвластно роботу. Робот-кладовщик идеален при выполнении однотипных задач, он безошибочно способен выполнять четко выстроенные операции. Но при этом стоимость их в разы превышает стоимость ручной работы персонала.

В каждом бизнесе существуют процессы, при которых используя ручной труд нельзя исключить ошибки и тут не обойтись без автоматизации.

Чтобы снизить количество ошибок на складе, как правило, прибегают к использованию терминалов сбора данных, но это работает при условии оцифрованной информации и, если все производственные процессы налажены. Эффективность работы зависит насколько подготовлен персонал, выверенные данные и т.д. В первую очередь необходимо менеджерам правильно организовать рабочий процесс.

rabota-nad-oshibkami-chelovecheskij-faktor-v-usloviyah-sklad-1.jpg (126 KB)

К появлению ошибок в управлении приводит нарушение международного стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015, основные из них, например:

  • при принятии решения игнорируют факты, но полагаются на чьи-то мнения;
  • не проанализировав причины, пробовать исправить ситуацию;
  • нехватка ресурсов;
  • отсутствие необходимой квалификации (навыки, подготовка, опыт) у сотрудников, которым поручают работу.

Нужно учесть и то, что менеджер работает в условиях многозадачности и ограниченных ресурсов, а значит вероятность ошибок не исключена. Чтобы минимизировать ошибки, необходимо придерживаться международного стандарта. К ошибкам со стороны менеджера может привести нечетко поставленная задача, отсутствие понимания, что необходимо сделать исполнителю, а это сказывается на результативности работы.

Оптимизируем процессы

Значительно снизить количество ошибок в работе можно путем непрерывного улучшения всех процессов. Например, в Tablogix применяют «action timing plan» или план действий — отрабатываются предложения сотрудников, используют метод Парето и инструменты lean-менеджмента. Такими действиями объединяется коллектив, оптимизируется работа в структурных подразделениях.

Среди основных подходов борьбы с ошибками можно выделить:

Zero Tolerance (Gemba) — научиться принимать решения на месте по ситуации. На складе нужно контролировать точность и ход работы. Так, если в какой-то зоне беспорядок, то это непременно приведет к низкой производительности, например, при комплектации заказа. Данным методом предлагается фиксировать ошибки, и потом проводить мероприятия по исправлению и отслеживанию ситуации в дальнейшем после исправления.

rabota-nad-oshibkami-chelovecheskij-faktor-v-usloviyah-sklad-2.jpg (39 KB)

Система 5S (Lean Management) – это алгоритм для устранения замечаний и организации рабочего пространства. Такой подход предусматривает создание наилучших условий для выполнения операций, соблюдения порядка, чистоты и оптимизации складских процессов на пяти правилах:

  • Сортируй;
  • Создавай;
  • Содержи в чистоте;
  • Стандартизируй;
  • Сохрани достигнутое.

План действий (Action and Timing Plan) – инструмент контроля, предусматривающий план действия с последовательными этапами достижения цели.

Предложения по улучшению (Employee Improvement Suggestions) — этот подход дает возможность сотруднику предложить варианты, например, оптимизации в структурированной форме. В случае достижения цели, он может быть поощрен за счет бонусной системы.

Лист непрерывных улучшений (Continuous Improvement Worksheet) представляет собой упрощенную форму вышеизложенного предложения (Employee Improvement Suggestions), такой лист крепится к стенду. Сотрудники вписывают в соответствующие поля предложения как снизить риск ошибки и оптимально построить рабочий процесс.

Кружок качества (Quality Team Circles) – это своего рода стратегическая сессия для сотрудников всех уровней. На таких сборах коллектива проводят дискуссии и совещания по итогам прошедшей недели, например, что можно улучшить и на что обратить особое внимание. Делают заметки изложенных замечаний, и формируют план действий по их улучшению.

Шесть сигм (Six Sigma) – метод оптимизации процессов за счет статистической оценки фактов и данных, используется набор разных инструментов качества. Разработана эта концепция компанией Motorola еще в 80-е годы.

rabota-nad-oshibkami-chelovecheskij-faktor-v-usloviyah-sklad-3.jpg (272 KB)

Метод четырех диаграмм (QOS Methodology) включает следующие шаги:

  • Определите цель и отслеживайте тренд с помощью диаграммы, сверяйте эффективность показателей.
  • Сделайте анализ проблем по методу Парето. Диаграмма покажет, какие наибольшие ошибки создают неблагоприятную тенденцию.
  • Постройте план действий корректировки ошибок.
  • Контроль за выполнением.

Анализ (Failure Mode and Effects Analysis, FMEA) — выявление наиболее критических сегментов в процессах методом анализа видов и последствий отказов с целью управления качеством.

Метод 8D основывается на поиске первопричины ошибки и разработки решения, дабы не повторить ее. Такой метод является первым шагом к повышению качества и надежности продукта, который не удовлетворяет клиента.

Отчет необходим для предотвращения повторных ошибок. Исследования, анализ и предпринятые корректирующие действия будут использоваться, как ответ в решении проблемы.

Бенчмаркинг (Benchmarking) или эталонное тестирование – такой метод необходим, чтобы минимизировать ошибки на примерах других компаний. Понимая ошибки других, не придется учиться на своих. Данный анализ поможет улучшить собственную работу, что повысит эффективность функционирования бизнеса в целом.

Коммуникация – это основной способ предотвращения ошибок.

Мотивируйте сотрудников улучшать свою работу, прибегая к наглядным примерам. Например, показатели эффективности и производительности можно разместить на стенде. Статус того или иного показателя будет мотивировать персонал повысить их или сконцентрироваться на работе без ошибок, чтобы не подводить остальных и т.д.

Это далеко не все аспекты работы над ошибками, некоторым компаниям, чтобы повысить эффективность работы склада, например, достаточно заменить WMS-систему, если изначально рассматривались решения на платформе 1С. В любом случае, главное понимать свои потребности и это будет залогом успеха.

Ошибки сотрудников всегда критически отражаются на работе склада. Эффективность снижается, что вызывает негативную реакцию клиентов. Большинство ошибок возникает из-за влияния “человеческого фактора”. Инструкции и технологии работы нередко нарушаются по причине того, что исполнители пытаются оптимизировать процессы под себя, не согласовав возможность оптимизации с руководством. Ошибки на складе зачастую возникают из-за низкого уровня автоматизации.

Сергей Мироненко

Сергей Мироненко, первый в мире эксперт по автоматизации

Робот-кладовщик отличается от сотрудника, выполняющего названную функцию, тем, что он не способен реагировать на окружающую среду. К примеру, если робот “наблюдает” хаос и абсолютный беспорядок на складе, у него не получится идентифицировать продукцию. Машина лишь умеет реализовывать чётко установленные алгоритмы действий. Человек, напротив, мыслит абстрактно. Для идентификации разбросанного по складу товара он может задействовать все органы чувств. Однако сотрудники нередко ошибаются.

Эффективнее всего работает то производство, где порядок: в процессах, оборудовании, товарах. Если все операции организованы чётко, работы выполняют привычные алгоритмы действий без ошибок. Именно поэтому их стоимость выше, чем стоимость ручного труда.

В любом проекте есть бизнес-процессы, без автоматизации которых — при условии применения лишь ручного труда — нельзя избежать ошибок.

Чтобы уменьшить число ошибок на складе, устанавливаются терминалы, которые обеспечивают сбор данных. Чтобы они работали эффективно, важно вывести производственную культуру на высокий уровень: подготовить персонал, выверить рабочие процессы и всегда планировать складскую деятельность. Каждому ресурсу, имеющему место на складе — техническим сооружениям, сотрудникам, продуктам, упаковке, — должно присваиваться обозначение, которое будет распознавать компьютер. Стратегию функционирования автоматически выстраивает WMS, система управления складом. Терминал сбора данных бесполезен, когда ресурсная составляющая склада не оцифрована, а процессы производства не налажены. Хаос нельзя автоматизировать!

Нарушение СМК

К возникновению управленческих ошибок приводит нарушение международного СМК. Менеджер должен грамотно организовать процесс. В чётко выстроенной системе управления эффективность деятельности на 80% зависит от руководства и на 20% — от подчинённых. Один топ-менеджер может курировать работу пяти исполнителей.

За нарушением ИСО 9001:2015 следуют грубейшие ошибки топ-менеджмента:

  1. При принятии решения руководитель обращает внимание на чьи-то мнения, а не на объективные факторы.
  2. Он старается исправить ситуацию, однако не видит и не анализирует причин, которые привели к ней.
  3. Он делегирует задачи сотрудникам, не обладающим соответствующей квалификацией.

Топ-менеджер может допускать и другие ошибки. Одной из наиболее распространённых является нарушение порядка в процессе принятия решения, если алгоритм насчитывает не менее 20 действий. Например, руководитель поставил задачу, не уточнив у исполнителя, понял тот её или нет, не обеспечив нужные ресурсы и контроль исполнения.

Менеджер работает в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов. Риск “оступиться” присутствует всегда. Чтобы свести количество ошибок к минимуму, рекомендуется придерживаться СМК 9001:2015. Также для руководителя важна оценка собственной эффективности. Она состоит из таких элементов:

  1. Как много поставлено задач?
  2. Как часто приходилось возвращаться к уже поставленным задачам.
  3. Понимают ли руководителя подчинённые?

Ресурсная недостаточность

Нехватка ресурсов является типичной причиной ошибок. В этом отношении известно 2 теории. В СМК 9001:2015 сказано, что на первое место нужно ставить достижение результата, а экономию ресурсов — на второе. Теория повышения эффективности с самого начала приучает к экономии ресурсов. Руководители, которые следуют этому правилу, рискуют потерять эффективность.

Мы преодолеваем ошибки через улучшение бизнес-процессов

В Tablogix применяется алгоритм действий (action timing plan), отрабатываются предложения персонала, проводятся кружки качества, используются методики lean-менеджмента, а также способ анализа Парето. Развитие названных инструментов включается в зону ответственности Tablogix Center of Excellence (Центр передового опыта), объединяющего работников следующих отделов:

  1. Управления качеством.
  2. Проектный.
  3. АСУ.
  4. Складской аналитики.

Давайте рассмотрим названные инструменты подробнее.

GEMBA (Zero Tolerance Depot Walk)

Данную методику мы взяли у японцев. Чтобы понимать ситуацию, нужно прийти на “гемба”, площадку реализации процесса. Факты, полученные на этом месте, следует проанализировать и принять решение. Менеджер должен знать, на каком этапе работы создаётся добавочная стоимость. Обычно это производство, в нашем случае — склад. Именно в этом месте нужно контролировать рабочий процесс.

К примеру, вы заметили хаос в определённой зоне. Этот беспорядок рано или поздно повлечёт за собой снижение производительности в процессе комплектации заказа. Чтобы выявить “уязвимые” места, применяется Zero Tolerance, то есть фиксация замечаний. Руководитель делает фото в тех местах, где сотрудники ошибаются. Далее согласовываются мероприятия по устранению недоработок. Результат проверяется в конкретный день, определённый заранее. Чтобы устранить замечания, используется система 5S. О данной методике организации рабочего пространства читайте ниже.

Система 5S: как обеспечить бережливое производство?

Как создать оптимальные условия для реализации производственных алгоритмов и поддержания порядка? Важно усвоить 5 шагов, прохождение которых позволит сэкономить временной и энергетический ресурс:

  1. Сортируем продукцию, выбрасываем ненужное.
  2. Уделяем время самоорганизации. Для каждого товара и производственного инструмента находим свое место.
  3. Соблюдаем чистоту, систематически делаем уборку.
  4. Стандартизируем процессы.
  5. Совершенствуем дисциплину, поддерживаем порядок.

Внедрение системы 5S

Планируем действия

Следующий инструмент контроля — План действий (Action and Timing Plan). Это свободный, но последовательный алгоритм действий с конкретными ответственными и ресурсами, которые у них есть. В план входит достаточное количество деталей, чтобы достичь цели. За использованием названного инструмента стоят серьёзные организационные усилия со стороны руководства. Если топ-менеджер не готов придерживаться обозначенного алгоритма, этого не будут делать и подчинённые.

Улучшаем процессы и результаты

Разберёмся с Предложениями по улучшениям. Работник вносит предложение в форме структуры: предпосылки, непосредственно предложение, шаги по его реализации, планируемая выгода. Если цель реализована, то есть выгода получена, специалисту начисляются бонусы.

Существует такой инструмент, как Лист непрерывных улучшений. Это упрощённый вариант Предложений по улучшениям. Данный лист необходимо прикрепить на стенд. В соответствующих его полях сотрудники должны указывать, как реализовывать рабочие процессы лучше всего и уменьшать риски совершения ошибок. В свою очередь, менеджер обязан делать замечания по предложенному.

Если предложение получает оценку со знаком “+”, руководитель оставляет свои комментарии по поводу исполнения. Если оценка имеет знак “-”, последнее слово остаётся за менеджером следующего уровня, то есть финальное решение выносит он.

Улучшаем процессы и результаты

Контролируем качество

Кружок качества (Quality Team Circles) — инструмент, который впервые появился в Японии. Он призван обеспечивать доверие и взаимопонимание между представителями топ-менеджмента и подчинёнными, а также подпитывать интерес к рабочему процессу и получению конечных результатов. В кружках качества принимают участие специалисты всех уровней. Каждую неделю по пятницам, как правило, во второй половине дня рабочая группа организуется в комнате размышлений (think room) на полчаса. Сотрудники обсуждают результаты недели, которая подходит к концу, и выясняют, какие процессы можно улучшить. Задача супервизора — выслушать каждого и сделать соответствующие заметки. Следующая встреча планируется для того, чтобы выработать план действий.

Оцениванием данные и факты

Слышали ли вы о таком инструменте, как Шесть сигм (Six Sigma)? Концепцию разработал специалист компании Motorola в 1980-х. Это методика улучшения процессов, которая работает. В её основе — статистическая оценка исходной информации и следствий.

Здесь используется набор инструментов качества. Среди них следующие:

  1. Статистическое управление БП на основании карт контроля.
  2. FMEA-анализ.
  3. Диаграммы Парето и Исикавы.

Шесть сигм

Применяем диаграммы

Метод 4-х диаграмм (QOS Methodology) базируется на следующих элементах:

  1. Определите цель и будьте в тренде. Используйте соответствующую диаграмму и каждый месяц сверяйте результаты с KPI.
  2. Проанализируйте проблемы по Парето. Эта диаграмма позволяет распределить энергетические ресурсы для эффективного решения проблем. С её помощью можно выявить ключевые причины просчётов. Ведь невозможно исправить ошибку, если не знать причин её возникновения. Диаграмма Парето показывает, какие просчёты вносят максимальный вклад в неблагоприятную тенденцию.
  3. Постройте алгоритм корректирующих действий. Для каждой ошибки определите действия по её исправлению.
  4. Обеспечьте контроль выполненных действий. Улучшения, которых вы достигли, соответствуют вашим ожиданиям? Если нет, вернитесь к п.1.

Анализ отказов. Метод 8D

Чтобы контролировать качество выпускаемой продукции, используется Анализ видов и последствий отказов.

Для поиска базовых причин ошибок, разработки решений с целью недопущения их повторения применяется Метод решения проблем 8D. Если клиенты не довольны качеством продукции или услуг, 8D служит первым и самым правильным шагом на пути к улучшению качественных характеристик.

Отчёт о корректирующих действиях

Ключевой целью отчёта является исследование проблемы через анализ базовых причин и нахождение соответствующих решений с целью предотвратить её повторение. Это своеобразная ответная реакция на проблему. Исправление ошибок — это сдерживание, а корректирующее действие — ключевая причина.

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг нужен, чтобы предупредить множество ошибок, которые были допущены кем-то ранее. Рекомендуем посещать производства конкурентов и смежных предприятий, запоминать интересные идеи, возникающие в процессе работы, и конечно, реализовывать лучшие из них.

Предотвращаем ошибки с помощью коммуникации

Разместите наглядные инструкции для работы на информационных стендах. Там же транслируйте KPI и результаты работы. Делайте это через простые индикаторы, к примеру, весёлый или грустный смайл, зелёный или красный цвет. Отражение актуального статуса — отличная мотивация для сотрудников. Это поможет им сконцентрироваться на работе и совершать как можно меньше ошибок.


Больше статей и контента в наших социальных сетях и мессенджерах:
ВКонтакте: сообщество «Реальная автоматизация бизнеса»
Facebook: сообщество «Эксперты об автоматизации бизнеса»
Telegram: канал «Реальная автоматизация бизнеса»
Заказать консультацию эксперта по автоматизации можно на нашем сайте: www.aviant.ru
А еще у нас появился чат в Telegram, где вы сможете задать любой вопрос и получить ответ от специалистов по Б24 или 1С. И все это без регистраций и смс :) Хотите пообщаться? Ждем вас здесь: Чат про Битрикс24 и 1С

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Интеграл ошибок erf
  • Интеграл вероятностей и функция ошибок
  • Инструменты предотвращения ошибок персонала росатом
  • Инструменты предотвращения ошибок персонала аэс
  • Инструменты отслеживания ошибок