Инфантилизм ошибка воспитания

Разговор с психологом

Понятие инфантилизма

В современном обществе явление инфантилизма достаточно распространено и практически каждый хоть раз в жизни сталкивался с инфантильными людьми. Но так как это явление по своей сути не является социально-опасным, ему, как правило, не уделяется необходимое количество внимания. А это является достаточно большой ошибкой, ведь несмотря на то, что инфантильное поведение не является социально-опасным и не несёт в себе угрозы, оно значительно ухудшает качество жизни как самого человека с инфантилизмом, так и жизнь его близких. А кроме того, явление инфантилизма зачастую выходит из семьи, и понимание ошибок воспитания поможет вырастить ребёнка в соответствии с нормами развития.

Именно поэтому очень важно знать, что же он собой представляет, из-за чего возникает и как с этим можно бороться, если всё же вы столкнулись с явлением инфантилизма.

Сам термин «инфантилизм» ( infantilismus ) произошел от латинского слова  “infantilis”, что в переводе означает «младенческий, детский» или  от “infans” – неговорящий.

Ещё инфантилизм можно определить как незрелость в развитии, то есть инфантильный человек является по своей сути незрелой личностью.

В отличие от умственной отсталости, у таких людей страдает эмоционально-волевая сфера. То есть дети вовремя начинают говорить, рисуют, лепят, задают вопросы и совершают другие интеллектуальные действия, соответствующие их возрасту. Не страдает и развитие моторики: они такие же активные, как и их ровесники. Но при этом у них происходят частые смены настроения, их поведение более ситуативное, чем у сверстников. Их эмоции поверхностны, не возникает глубоких чувств. Такие дети непосредственны и несамостоятельны.

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать свою деятельность. Инфантильные дети не умеют регулировать своё поведение, объективно и адекватно оценивать ситуацию и изменять поведение, согласно внешним условиям. Всё это в конечном итоге приводит к нарушениям социальной адаптации инфантильных людей.

Инфантилизм

Отставание в эмоциональном развитии влечёт за собой вторичную задержку интеллектуального развития, являющуюся результатом социальной дезадаптации. Как правило, это начинает проявляться в процессе обучения в школе:

  1. Во-первых, таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками и завести друзей, а это может приводить к снижению интереса к школьной жизни и учебной деятельности.
  2. Во-вторых, у инфантильных детей возникают сложности с решением заданий, требующих внимательности и умения анализировать, это тоже снижает успешность их учебной деятельности. В результате чего пропадает интерес и мотивация к учёбе, такие дети часто остаются на второй год в одном классе, их интеллектуальное развитие тоже начинает отставать от сверстников.

Отличительные особенности инфантилизма

Существует множество различных видов задержки развития, и люди зачастую их путают между собой. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой инфантилизм, и разобраться в причинах его возникновения, стоит для начала выяснить, чем он отличается от других видов задержки развития.

Для начала стоит уточнить, что инфантилизм связан в первую очередь с задержкой развития эмоционально-волевой сферы. И в отличие от умственной отсталости в данном случае интеллект остаётся сохранным. Если и происходит задержка в интеллектуальном развитии, то это уже вторичное явление, возникающее в результате социальной дезадаптации. Такие люди могут успешно заниматься творчеством, петь, рисовать, писать рассказы, стихи. Они способны к абстрактно-логическому мышлению, поэтому для них доступны очень многие умственные операции. Трудности, которые у них возникают при решении тех или иных задач, по большей части связаны с нарушением концентрации внимания, неумении планировать и анализировать свою деятельность и её последствия, а также с избеганием принятия ответственности за свои действия.

Отличительные особенности инфантилизма

Ещё одно нарушение психического развития, с которым путают инфантилизм – это аутизм. И в том, и в другом случае у человека наблюдается снижение социальной активности, нарушение социальной адаптации. Однако больные аутизмом, как правило, вообще не нуждаются в социальных контактах и даже избегают их. Всё внимание у них направлено вовнутрь, другие дети их просто не интересуют. Ребёнок-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно.

У тех, кто страдает инфантилизмом, социальные контакты изначально не нарушены. Наоборот, такие дети стремятся общаться с окружающими, любят быть в центре внимания. Социальная адаптация снижается в результате того, что такие люди не могут контролировать своё поведение и проявление своих эмоций, им становится сложно существовать с теми, кто их обгоняет в развитии. Это и приводит к нарушениям социальных контактов.

Кроме того, у детей-аутистов, в отличие от инфантильных детей, наблюдается задержка речевого развития или же вообще его отсутствие.

Также не всегда задержки физиологического развития будут свидетельствовать о том, что такой человек инфантилен. Зачастую, причиной задержки именно физиологического развития становится гормональный сбой. Например, карликовость, вызванная недостатком соматотропного гормона (гормона роста), гормонов щитовидной железы. Такие люди выглядят значительно меньше своих сверстников, однако их психическое развитие в большинстве случаев полностью соответствует возрастной норме.

Причины возникновения инфантилизма

Причины возникновения инфантилизма зависят от его вида. Выделяют два основных:

  1. Физиологический инфантилизм.
  2. Психологический (психический) инфантилизм.

Причиной физиологического инфантилизма, как правило, служит поражение центральной нервной системы, возникающее в результате асфиксии, разного рода травм головы и инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, в частности головной мозг. Ещё одной причиной развития физиологического инфантилизма могут служить заболевания органов эндокринной системы, которые приводят к гормональным нарушениям во всём организме.

Физиологический инфантилизм

Физиологический инфантилизм может быть как врождённым, так и приобретённым. Врождённый, как правило, связан с нарушениями функционирования нервной системы во внутриутробном периоде. К ним могут относиться различные заболевания и травмы во время беременности. Приобретённый инфантилизм связан уже с непосредственным воздействием на нервную систему человека различных факторов риска, которыми являются черепно-мозговые травмы, инфекции, поражающие нервную систему, разного рода воздействия, ограничивающие поступление кислорода к головному мозгу.

Причины возникновения инфантилизма

Физиологический инфантилизм также можно рассматривать с медицинской точки зрения. В медицине термином «инфантилизм» характеризуют такое состояние организма, при котором органы половой системы у человека недоразвиты, а также практически отсутствует сексуальное влечение к партнёру. Из-за нарушения репродуктивной функции такие люди чаще всего не способны к деторождению.

Что касается психологического инфантилизма, основная причина его возникновения кроется, в первую очередь, в задержке развития лобных долей головного мозга в результате неправильного воспитания. Психический инфантилизм зачастую является следствием гиперопеки или же наоборот, недостаточного внимания и попустительского отношения к ребёнку со стороны родителей.

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм бывает только приобретённый и в свою очередь подразделяется на тотальный и частичный.

Тотальный инфантилизм подразумевает отставание как физического развития (вес, рост) человека, так и его психологического развития. И внешний вид ребёнка, и его поведение будут соответствовать в таком случае более раннему этапу развития.

Частичный инфантилизм включает в себя отставание только психического развития, физическое развитие ребёнка полностью соответствует его возрасту.

На причинах психологического инфантилизма стоит остановиться поподробнее, так как это более распространённый вид инфантилизма и столкнуться с ним может абсолютно каждый. Как уже говорилось раньше, основная причина его возникновения кроется в ошибках воспитания, которые многие родители зачастую даже не осознают. Так что же это за ошибки?

Причины возникновения инфантилизма

Причины психологического инфантилизма

В первую очередь это гиперопека. Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различных трудностей, потакают всем его капризам не учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требует такого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведение становится эгоцентричным.

Обратная сторона гиперопеки – это попустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточно внимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у него инфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостаток общения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов, компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяется вымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеет выстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиям окружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.

Причины возникновения инфантилизма

Ещё одна частая ошибка, которую допускают родители – это запрет на самостоятельную деятельность. В период раннего детства ведущей деятельностью ребёнка становится предметная деятельность. Через окружающие его предметы ребёнок знакомится с миром, познаёт его. К двум-трём годам он уже начинает пытаться повторять действия взрослого, учиться делать всё самостоятельно. Но многие родители не позволяют ребёнку самому выполнять даже простые действия. Чаще всего это делается из соображений безопасности ребёнка и экономии времени, однако впоследствии такая позиция будет приводить к тому, что ребёнок вырастет инфантильным. Он не научится самостоятельной деятельности, и уже во взрослом возрасте будет ждать, что за него примут решение и всё сделают.

Авторитарное воспитание. Родители не дают ребёнку возможности проявлять самостоятельность и принимать решения. За него это делают взрослые. Ребёнок в такой семье оказывается во всём зависимым от его родителей. Он не учится решать свои проблемы сам, принимать решения и быть независимым.

Воспитание ребёнка – это очень ответственный процесс. И родители всегда должны понимать, к каким последствиям в будущем могут привести их действия, чего будут стоить их ошибки воспитания для ребёнка. И если все родители будут подходить к вопросам воспитания осознанно и ответственно, многих проблем удастся избежать.

Проявления инфантилизма в жизни

До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.

Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.

Проявление инфантилизма

Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.

Инфантилизм

Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.

Конечно, по большей своей части проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.

Опасность инфантилизма

Основную опасность для человека, страдающего инфантильностью, представляет, конечно же, социальная дезадаптация. В результате того, что таким людям сложно приспосабливаться к окружающему миру и людям, они часто оказываются в одиночестве, у них может возникать чувство собственной неполноценности, ненужности. Это в итоге может приводить к разного рода неврозам и депрессиям, которые в некоторых случаях заканчиваются самоубийствами.

Для ребёнка, которому в детстве во всём потакали и всячески ограждали от трудностей и неприятностей, фрустрирующим обстоятельством станет то, что во взрослой жизни ему придётся решать всё самому, и никто не будет исполнять его желания по первому требованию. А это опять-таки приведёт к тому, что такой человек будет отвергаться обществом. В результате чего повышается риск развития неврозов и депрессивных состояний со всеми вытекающими последствиями.

Опасность инфантилизма

В профессиональной деятельности такие люди тоже, как правило, не добиваются значимых успехов. Они не умеют ориентироваться во внештатных, экстремальных ситуациях, зачастую перекладывают решение возникших проблем на плечи коллег. В связи с этим люди-инфантилы редко занимают хорошие должности и их достаточно часто увольняют. Потеря работы для людей с расстройством такого типа тоже является подобием катастрофы. Им очень сложно сориентироваться в произошедшем, адекватно оценить причину увольнения и начать искать новую работу. Они, как правило, винят в своём увольнении работодателя, уходят в свои переживания несправедливости произошедшего. Многие так и не начинают искать работу, погружаются в депрессивные состояния, начинают играть в компьютерные игры, пытаясь таким способом уйти от гнетущей их реальности. Ухудшается финансовое положение, что приводит к тому, что такие люди пытаются найти человека, у которого они могут быть на иждивении.

Для окружающих инфантильные люди опасности как таковой не представляют. Как правило, основные трудности возникают в результате их незрелости и нарушения социальной адаптации. По своей сути они являются большими детьми, и в профессиональной деятельности такие работники неэффективны во многих сферах. Любая трудная ситуация может выбить их из колеи и ухудшить качество работы, что для работодателя является нежелательным. С другой стороны, нарушения социальной адаптации будут приводить к тому, что такому человеку будет сложно влиться в рабочий коллектив и выстроить адекватные взаимоотношения с коллегами. А это приведёт к возникновению производственных конфликтов, что в свою очередь будет весьма нежелательным для работодателя.

Опасность инфантилизма

Что касается семейной жизни, то, как правило, инфантильные люди боятся брать на себя ответственность и вступать в брак, заводить детей. Но если это всё-таки произошло, то в семейной жизни на таких людей нельзя положиться. Они вряд ли смогут быть главой семьи, вряд ли смогут полностью обеспечивать себя и своих близких, справляться с возникшими трудностями. А кроме того, ребёнок, воспитывающийся в семье, где есть инфантильный родитель, тоже с высокой долей вероятности станет инфантильным. Или же у него сформируется неправильное представление о роли матери или отца в семейной жизни. Девочки, выросшие в семье с инфантильной матерью, с высокой долей вероятности при построении своей семейной жизни будут копировать её инфантильное поведение. Если же инфантильным был отец, то высока вероятность, что такие девочки в будущем будут выбирать инфантильных мужчин, так как такой образец поведения будет для них единственно возможным. То же самое происходит и с мальчиками.

Кроме того, если так сложилось, что оба родителя являются незрелыми личностями, то личностное развитие их ребёнка тоже будет страдать. Практически в ста процентах случаев ребёнок будет в лучшем случае инфантильным. В худшем же, к этому может прибавиться ещё и умственная отсталость или же начнёт проявляться девиантное поведение.

Как бороться с инфантилизмом?

Бороться с инфантилизмом можно и даже нужно. Это не всегда лёгкий и быстрый процесс, однако, его результаты могут помочь значительно улучшить качество жизни как самого человека, так и его близких.

Существуют разные подходы к решению проблем инфантилизма и связаны они в первую очередь с его этиологией.

Если проявления инфантилизма связаны с физиологическими причинами, то тут, в первую очередь, необходима консультация врача, который назначит грамотное медикаментозное лечение. После чего можно обращаться к психологу.

Если же причины проявления личностной незрелости связаны с психологическими факторами, то в таком случае необходима консультация психолога. Рассмотрим это с двух сторон.

В том случае, когда инфантилизм проявляется у ребёнка, консультация психолога необходима как ребёнку, так и его родителям. Психолог проведёт диагностику и выяснит, в чём заключается основная проблема. А разговор с родителями поможет понять, где были допущены ошибки, совместно выработать систему воспитания, которая поможет ребёнку развиваться дальше без задержек. Вполне возможно, что своевременная совместная психологическая консультация поможет решить проблему инфантильности, и развитие ребёнка после этого постепенно догонит сверстников. Психолог поможет ребёнку научиться новым адаптивным способам социального функционирования.

Лечение

Со взрослым человеком ситуация немного сложнее, но однако всё решаемо. Если человек осознает, что у него есть проблема, которую надо как-то решать, то совместная работа с психологом может дать значимые результаты. Самое главное – это не стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту и не бояться работать над собой, ведь это может помочь значительно улучшить качество жизни.

Но стоит запомнить, что нельзя самостоятельно, если у вас нет психологического образования, пытаться избавить человека от инфантилизма. Можно подсказать ему, к какому специалисту обратиться, поддержать, когда он будет работать с психологом. Но самостоятельно решать эту проблему не стоит. Грамотный психолог проведёт необходимую диагностику, выяснит причину возникшего расстройства и продумает, каким образом человеку можно помочь. Только в таком случае помощь будет эффективной.

Заключение

Как показывает опыт, «предупреждён – значит вооружён». Знание необходимой информации поможет вовремя заметить инфантильность поведения ребёнка или же понять ошибки воспитания, вызывающие риск развития данного расстройства и вовремя решить проблему. Это в свою очередь приведёт к тому, что количество инфантильных людей будет уменьшаться, а качество их жизни наоборот повышаться.

На данный момент являюсь студенткой старших курсов факультета психологии (ИП им. Выготского) РГМУ. Основная моя специальность — психология служебной деятельности. Направление и сфера профессиональных интересов: социальная психология, психология девиантного поведения, юридическая психология.

Оценка статьи

Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!

Загрузка…

В последнее время в адрес Духовного управления мусульман Ставропольского края поступает много вопросов по воспитанию детей. В предыдущих статьях нами была детализирована информация по одному из важных этапов взросления личности — сепарации от родителей.

При несостоявшейся сепарации, неизбежно такое состояние, как инфантилизм. О чем, собственно и хотелось бы поговорить. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) — титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) — это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, в основном присущих детям или подросткам.

Своего рода проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Отметим, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. Их главное отличие — не внешние проявления, а причины, по которым возникает незрелость.

Внешне психический и психологический инфантилизм похожи, это выражается в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Но, рассмотрим данные явления более подробно:

Психический инфантилизм возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. То есть, происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития эмоциональной и волевой сфер. Эмоционально-волевая сфера — это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Инфантильных детей нельзя сравнивать или путать с детьми умственно-отсталыми или аутичными. Они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм нереально выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное и сложное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир фантазий.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – ему не нужно.

Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм – в этом случае ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Теоретически он вполне соответствует своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, так как по ряду причин в поведении преобладает роль ребенка.

Отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

— психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

— психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы он начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

«У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», — говорит мама.

«Я лучше знаю, как правильно!»

«Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».

«Какое у тебя может быть свое мнение!»

«Я сказал, так и будет!»

«Руки у тебя не из того места растут!»

«Да у тебя всегда все как не у людей».

«Отойди, я сам сделаю».

«Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»

Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится, и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

«Ты еще мне тут плакать будешь!»

«Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».

«Мальчики никогда не плачут!»

«Что ты орешь, как ненормальная».

Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю, и чувства.

Это один из вариантов. Есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое здесь — мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще и окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитя. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый, и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так. И не приложит никакого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма: бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит, зачастую начинает брать ответственность на себя — папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Такая ноша становится непомерной, происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и то, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться, жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Думается, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Некоторые специалисты считают, что в современном мире инфантилизм является серьезной распространенной проблемой. Кроме того, что его проявления присущи детям — когда их эмоциональное и психическое состояние не соответствуют возрасту — особенности инфантильного поведения также свойственны многим взрослым. Кто такой «вечный ребёнок»? В чем заключаются причины инфантилизма? Что делать родителям, когда они понимают, что в ребёнке не развиваются навыки, помогающие ему взрослеть? Ответы на эти вопросы, а также — особенности воспитания инфантильных детей в этой статье.

Как проявляется инфантилизм у ребёнка?

Как проявляется инфантилизм у ребёнка?

Особенности эмоциональной незрелости — когда дети ведут себя как маленькие, несмотря на то, что уже ходят в школу или являются подростками — проявляются в мышлении, поведении, чувствах, реакциях. Некоторые родители, занимаясь воспитанием, даже не подозревают того, что дети «застряли» на предыдущем этапе развития. Они наблюдают за детской активностью, любознательностью, весельем и непосредственностью, считая, что это нормальное поведение любого ребёнка — радоваться жизни, играть, ни за что не отвечать. Обычно инфантильность становится проблемой, когда ребёнок становится все старше, однако, его поведение не меняется и, в случае необходимость взятия ответственности, он не понимает, что от него хотят и как это делать. Тогда родители задаются вопросами: «Что происходит с моим ребёнком? Почему он такой беспечный? Как научить его задумываться о последствиях своих действий?».

Чем отличаются инфантильные дети?

  • Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;
  • Легко пасуют перед трудностями;
  • Долго время — вплоть до подросткового возраста — верят в сказки и то, что живут в волшебном мире, где подарки приносит Дед Мороз, а по ночам приходит Зубная Фея. Такие убеждения «держатся» благодаря родительским стараниям;
  • Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;
  • Слезами и криком добиваются своего;
  • Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;
  • Часто или постоянно повторяют «Не хочу», «Не могу»;
  • Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;
  • Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;
  • Проявляют настойчивость и требовательность в поведении: «Дай» и «Хочу» звучат очень часто, не смотря на границы и запреты, которые пытаются выставлять взрослые;
  • Имеют необоснованные, «глупые» страхи: войти в класс первым, посетить зоопарк, ответить у доски. Если в их основе не лежит психологическая травма, связанная с ситуацией (например, ребёнок был напуган животным), то имеет место инфантильное поведение;
  • Ребёнка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;
  • Тотальное непослушание — все, что говорят родители или педагоги, словно, «пролетает мимо ушей». Часто, инфантильные дети реагируют лишь на громкий крик, агрессию;
  • Задает наивные, «смешные» вопросы, ответы на которые являются очевидными, однако, ребёнок упорно делает вид, что не знает этого.

Такое поведение сильно затрудняет общение с детьми в семье, со временем вызывает гнев и раздражение со стороны родителей. Они все чаще стараются подавить детский инфантилизм, отпуская фразы «Что ты как маленький!», «Мне за тебя стыдно!», «Перестань дурачиться» и так далее. Однако, это не приводит к тому, что в ребёнке вдруг просыпается самостоятельность и он ведет себя в соответствии со своим возрастом.

Инфантилизм касается развития эмоциональной и волевой сфер, может быть следствием задержки психического развития ребёнка. Тогда, ему необходимо лечение у психиатра, невролога. Инфантильное поведение, которое проявляется у детей как результат ошибок в воспитании, развивается само по себе, не затрагивая все остальные психические процессы. Так, инфантильный ребёнок, часто, интеллектуально одарен, владеет речью, уровень его познавательных процессов является высоким.

Причины инфантилизма у детей

Когда родители замечают, что, школьник ведет себя как дошкольник, а подросток — словно первоклассник, они начинают искать информацию — почему так происходит и что с этим делать. Что приводит к задержке в развитии эмоционально-волевой сферы?

  • Критикующее отношение к детям. Когда они растут и понимают, что, все их действия слова, попытки быть самостоятельным — это «Не так» и «Не то», то, вскоре, перестанут проявлять себя, будут стараться жить, получая только удовольствие.
  • Гиперопека. «Нельзя», «Упадешь», «Не трогай», «Дай, я сам», «Это опасно» — фразы, используя которые, тревожные и мнительные родители воспитывают детей. Так, ребёнок понимает, что, он не способен справиться с чем-то самостоятельно и что мир опасен, и лучше не взаимодействовать с ним.
  • «Я лучше знаю — что ты хочешь и чувствуешь». Такая позиция приучает ребёнка к тому, что, родители «Живут жизнь за него» и, тогда, ему не нужно ничего делать самому — ведь, мама и папа лучше знают, как ему жить и что делать.
  • Травма как причина ухода от реальности. Когда ребёнок получает сильный стресс — например, развод родителей — он, не в силах пережить болезненные чувства, «скатывается» в детское состояние, где весело и безопасно.

Как строить отношения с ребёнком

Как строить отношения с ребёнком

У каждого ребёнка дома должны быть свои обязанности — они могут касаться уроков, быта. Чем больше родители «жалеют» детей и делают все за них, тем скорее выращивают инфантильность. Кроме этого, дети должны нести ответственность за свои поступки.

Ребёнка нужно приучать к самостоятельности, давая ему право выбора:

«Какую одежду ты наденешь?», «Что ты хочешь на обед?», «Где ты хотел бы погулять?».

Не нужно подавлять волю и чувства фразами «Прекрати умничать», «Ты еще ничего не понимаешь», в обратном случае, он быстро поверит в это и тогда не станет видеть смысл в том, чтобы взрослеть.

Рекомендации родителям

Что делать взрослым, чтобы ребёнок «подрос» в эмоционально-волевом смысле?

  • Поручать ему ответственные дела, верить в то, что он справится;
  • Не делать за него то, что он может выполнить сам;
  • Не думать, не чувствовать, не говорить и не жить за него;
  • Не использовать физическое наказание и агрессию;
  • Родителям полезно осознать свою выгоду от того, что ребёнок остается вечным ребёнком — полезно сделать это во время консультации с семейным психологом.

Уверены, вы знаете примеры семей, где взрослые дети продолжают
жить с родителями, потому что не умеют или не хотят обеспечивать
себя сами. Они привыкли сидеть на шее у мамы с папой, которые
вовремя согреют тарелку супа, отведут к врачу или всунут хрустящую
купюру. А еще всегда можно найти себе заботливого супруга, что
заработает денег на двоих, решит все насущные проблемы, поддержит в
быту и возьмет на себя воспитание общих детей. Такие люди
предпочитают жить одним днем. Великовозрастные «инфантилы» легко
заводят семьи и также просто от них отказываются. Они не хотят
создавать, вкладывать, не умеют любить – это  прожигатели
жизни. Как взрослые становятся такими? Давайте разбираться.

Что такое инфантилизм?

Если простым языком – это задержка в развитии
эмоционально-волевой сферы, когда ребенок в силу неправильного
воспитания не учится быть самостоятельным и действовать независимо
от окружающих. Чаще всего инфантилизм развивается в младшем
школьном возрасте – с 7 до 12 лет – когда человек получает свой
первый социальный опыт, учится регулировать эмоции, нарабатывает
полезные привычки. Если родители не помогают ему в этом деле,
активно критикуя, ограничивая свободу, запрещая ребенку быть собой,
он может столкнуться с проблемами с социальной адаптацией. У таких
детей игровые интересы начинают превалировать над учебными – они не
хотят помогать по дому, делать уроки, чистить зубы, их стихия –
играть на компьютере и есть сладкое.

Типы семей, в которых чаще всего воспитываются
незрелые личности

Фразы родителей: «Делай так, как мы тебе сказали» «Нам не
интересно, что ты думаешь – родители всегда правы!»

Семьи этого типа не дают свободы, но требуют беспрекословного
послушания. Воля ребенка подавляется – он должен оправдывать
ожидания родителей, во всем им потакать, прислуживать, не мешать.
Неудивительно, что у него пропадает интерес к жизни, желание хоть
как-то себя проявлять – он становится замкнутым, неуверенным в
себе, полным страхов и зависимостей.

Фразы родителей: «Ты самый умный и красивый». «Не получается?
Не переживай, мама все сделает сама».

В таких отношениях родители делают из ребенка кумира, в
котором не чают души. В итоге чадо растет в полной уверенности, что
все блага в жизни должны достаться ему на золотом блюдце, ведь он
этого достоин! А когда мир показывает зубы, сталкивая его с первыми
трудностями, – он тут же сдается и прячется под мамину юбку, потому
что не привык прилагать усилия.

В таких семьях один из родителей испытывает нездоровую
привязанность к ребенку, которой помогает ему бороться с
одиночеством, удовлетворяет амбиции или становится смыслом жизни.
Родитель вкладывает в отпрыска все свои силы и ресурсы, лепит из
него гения. На выходе получаются либо талантливые, но не
приспособленные к жизни дети, либо неудачники, которые так и не
смогли оправдать возложенных ожиданий.

Семьи, где ребенок – «третий лишний»

Это случается, когда родители разводятся, а ребенок остается
не нужен обоим. Или мама с папой активно строят карьеру, спихивая
«помеху» на нянечек, или оба хотели мальчика, но родилась девочка.
По итогу ребенка все пинают, на нем срываются… Чтобы выжить, он
подавляет эмоциональную сферу и уходит в себя, отстраняясь от
жестокого мира. Такие дети вырастают не приспособленными к жизни,
часто уходят в зависимости.

Как уберечь себя от ошибок, вырастив полноценного члена
общества? Предлагаем проанализировать свои методы воспитания и
скорректировать промахи, если вы желаете своему ребенку только
счастья.

7 ошибок воспитания в результате которых развивается
инфантилизм

Как часто нам приходится слышать жалобы родителей на своих подросших детей. Они удивляются, почему их сын или дочка выросли несамостоятельными и неприспособленными к этой жизни. Не хотят работать, принимать важных решений, некоторые и жить отдельно от родителей не могут. Но ни один родитель не способен признать, что виной всему воспитание и они сами. Какие ошибки способны повлиять на развитие инфантилизма в будущей личности, расскажем в статье.

Содержание

  • Слишком много правил и давления
  • Вседозволенность, потакание детским капризам
  • Привычка родителей жертвовать собой
  • Навязывание своих ценностей, картины мира
  • Привычка брать на себя всю домашнюю работу
  • Эмоциональные срывы на ребенке
  • Запрет на выражение чувств

Слишком много правил и давления

Устанавливая правила в семье, родители пытаются прежде всего взять под контроль своего ребенка. Тем самым вырабатывают у него неспособность адаптироваться к окружающей среде в будущем. Когда он выйдет в люди, ему будет сложно, так как в других социальных коллективах установки и формы поведения могут отличаться от привычных ему семейных форм общения и поведения.

Давайте ребенку больше свободы и поощряйте к совершению самостоятельных действий. При этом оказывая минимум давления на него. Если возникла необходимость во введении новых запретов, нужно объяснить детям, для какой цели вы собираетесь его использовать.

Вседозволенность, потакание детским капризам

Обратная сторона медали, которая заключается во вседозволенности, также не приветствуется многими психологами. Излишние забота и потакание капризам не облегчат жизнь маленького человека. Наоборот, они сделают его еще более беспомощным.

И во взрослой жизни это сыграет негативную роль при взаимодействии с окружающими людьми, которые не готовы будут выполнять пожелания избалованного эгоиста.

Привычка родителей жертвовать собой

Верный способ вырастить инфантильного эгоиста – посвятить свою жизнь его существованию. Понятно, что младенец требует много внимания, но не стоит забывать, что по мере взросления он должен учиться самостоятельности.

Тем более, что повзрослев, ребенок вряд ли по достоинству оценит жертву родителей. А они, в свою очередь, могут пожалеть об этом. Не реализовавшись в собственной жизни, они будут упрекать свое чадо при любом удобном случае.

Навязывание своих ценностей, картины мира

Необходимо всегда помнить, что если ребенок и является вашим прямым продолжением, он представляет собой отдельную полноценную личность. Соответственно и взгляды на мир и окружающую обстановку могут быть различны. Он не обязан любить только то, что нравится вам.

Особенно остро этот вопрос встает у родителей подростков. Когда милое дитя вдруг кардинально меняет внешность и совершенно не разделяет ваши политические взгляды. Конечно, юношеский максимализм и экстремизм еще никто не отменял, и, возможно, это временно. Но реальная картина такова, что в одной семье могут существовать люди с диаметрально разными точками зрения на одну картину. С этим нужно смириться и проявлять уважение.

Привычка брать на себя всю домашнюю работу

Нужно с детства приучать детей к домашней работе. Естественно, что работа должна быть им по силам. Но только так они научатся ценить то, что для них делают родители.

В будущем, при переезде в отдельную квартиру, эти навыки окажутся чрезвычайно полезными.

Эмоциональные срывы на ребенке

Как часто мама или папа из-за неприятностей на работе запрещают ребенку то, что до этого разрешали. Или наоборот, пребывая в приподнятом настроение позволяют больше обычного. В голове подростка происходит путаница. Он начинает думать, что совершить какой-либо поступок можно не потому, что это хорошо, а потому что родители сегодня дали добро.

Конечно, жизнь иногда подкидывает такие сюрпризы, что сохранять ровный эмоциональный фон сложно. В этом случае лучше объяснить взрослеющему человеку, что когда у родителей плохое настроение, решение каких-то проблем или моментов лучше отложить.

Запрет на выражение чувств

Любой родитель хоть раз произносил фразу «что ты плачешь, ты уже большой/большая». И не важно из-за чего, от боли, от обиды плачет ваш ребенок, не стоит запрещать ему выражать свои чувства. Негативные эмоции должны найти выход. В противном случае, это чревато расстройствами нервной системы.

Тем более во взрослой жизни, общество само навяжет некие правила поведения и дети будут выражать свои чувства по-другому. Но не стесняться этого делать при родителях.

То же самое касается и выражения чувств любви, привязанности и симпатии. Человек, который делает это открыто, более эмоционально стабилен и психически здоров.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Интонационные нормы примеры ошибок
  • Иск к кадастровому инженеру об исправлении реестровой ошибки
  • Интернет цензор для windows 10 ошибка драйвера безопасности
  • Ирбис ошибка при регистрации
  • Инфинити ошибка р0470