Тест по теме «Индивидуализация и дифференциация» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?
— Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
— Конституция РФ
— Закон «Об образовании в Российской Федерации»
— Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
2 Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой…
— совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
— совокупность требований к структуре основной образовательной программы, результатам освоения основной образовательной программы, условиям реализации основной образовательной программы
— совокупность прав и обязанностей при реализации основной образовательной программы
— совокупность требований к учебно-методическому и предметному обеспечению, обязательных при реализации основной образовательной программы
3 В требованиях к структуре основной образовательной программы среднего общего образования зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?
— 60% и 40%
— 50% и 50%
— 80% и 20%
— 70% и 30%
4 В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?
— 50% и 50%
— 60% и 40%
— 80% и 20%
— 70% и 30%
5 Какие компоненты должна содержать рабочая программа по учебному предмету?
— результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование
— пояснительную записку, планируемые результаты, систему оценки достижения планируемых результатов, содержание, тематическое планирование
— планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
— пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
6 Какие требования устанавливает ФГОС к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы?
— требования к результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
— требования к результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
— требования к результатам, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
7 Рабочая программа курсов внеурочной деятельности должна содержать:
— пояснительную записку
— содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
— результаты освоения курса внеурочной деятельности
— тематическое планирование
8 Укажите документ, в соответствии с которым образовательная организация самостоятельно устанавливает формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля.
— Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
— Локальный нормативный акт образовательной организации
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
— Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
9 Какой из видов аттестации представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы?
— итоговая аттестация
— тематическое оценивание
— стартовая диагностика
— промежуточная аттестация
10 Для проведения промежуточной аттестации во второй раз необходимо
— составить справку об итогах обучения
— снизить аттестационный балл
— подготовить второй комплект заданий
— создать комиссию
11 С каким из перечисленных ниже утверждений Вы не согласны?
— Магнитных зарядов не существует.
— Способность света интерферировать позволяет считать свет волной, а не потоком частиц.
— Скорость электромагнитной волны тем меньше, чем меньше скорость источника волн.
— В вакууме скорость света равна скорости электромагнитных волн радиопередатчика.
12 Сколько типов заданий с развёрнутым ответом содержится в экзаменационных материалах ОГЭ по физике?
— 2
— 3
— 5
— 4
13 Ученица опустила электроды в сосуд с химическим раствором и подсоединила их к источнику тока. В своём отчёте по проведению опыта она записала: «На одном из электродов выделились пузырьки». Это утверждение является
— предположением
— наблюдением
— выводом
— гипотезой
14 Какое изображение даёт зеркало?
— прямое, уменьшенное, мнимое
— прямое, равное, мнимое
— прямое, равное, действительное
— прямое, увеличенное, действительное
15 Атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты над уровнем моря. Этот факт объясняется тем, что
— на большой высоте частицы воздуха слабо притягиваются к Земле
— чем выше над уровнем моря, тем медленнее движутся частицы воздуха
— чем выше над уровнем моря, тем меньше концентрация частиц воздуха
— на большой высоте частицы воздуха не взаимодействуют
16 Тело, брошенное вертикально вверх, вернулось на землю через 3 с. Какова начальная скорость тела? Ответ выразите в м/с и округлите до целых.
— 10
— 30
— 90
— 15
17 Какова средняя сила давления на плечо при стрельбе из автомата, если масса пули 10 г, а скорость пули при выстреле из ствола 300 м/с? Автомат производит 50 выстрелов в секунду.
— 150 Н
— 1500 Н
— 30 Н
— 300 Н
18 Кислород массы 10 г находится под давлением 300 000 Па, занимая объем 10 л. Найдите температуру газа.
— 11560 К
— 115,6 К
— 1156 К
— 11,56 К
19 Сила тока в проводнике за четыре равные промежутка времени по 10 с сначала равномерно возрастает от 0 до 10 мА, потом равномерно уменьшается до 5 мА, затем сохраняет постоянное значение, и, наконец, равномерно уменьшается до нуля. Какой заряд прошел по проводнику за время 40 с?
— 1,2 Кл
— 0,8 Кл
— 0,6 Кл
— 0,2 Кл
20 На какой документ может опираться учитель при разработке содержательного раздела рабочей программы по учебному предмету «Физика»?
— Примерная основная образовательная программа
— Федеральный государственный образовательный стандарт
— Концепция преподавания физики
— Учебник физики, входящий в федеральный перечень учебников
21 Какой документ содержит требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Физика»?
— Концепция преподавания физики
— Примерная основная образовательная программа
— Федеральный государственный образовательный стандарт
— Закон об образовании в Российской Федерации
22 Укажите все принципы, лежащие в основе комплексного подхода к оценке образовательных достижений.
— оценка трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных
— использование взаимодополняющих методов и форм оценки
— использование различных оценочных процедур для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
— фиксация различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового
23 Выберите все верные утверждения. Системно-деятельностный подход обеспечивает:
— активную учебно-познавательную деятельность учащихся
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования
— расширение возможностей запоминания и переработки теоретических знаний
24 Укажите разделы, входящие в структуру рабочей программы учебного предмета.
— Содержание учебного предмета, курса.
— Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
— Программа к отдельному курсу предмета.
— Примерную основную образовательную программу основного и среднего общего образования.
— Календарно-тематическое планирование.
— Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
25 Выберите верный ответ. Конвергентный подход в образовании проявляется в
— изучении отдельного предмета во внеурочной деятельности
— междисциплинарном способе изучения предметов
— практико-ориентированном подходе при изучении предмета
— углубленном изучении отдельных предметов
26 Укажите признак современного урока, который проводится в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода?
— ученик получает от учителя готовую информацию
— поиск, выбор и анализ изучаемой информации осуществляет учитель
— на уроке используется компьютер и/или интерактивная доска
— учитель организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде
27 Выберите верное утверждение. Федеральные государственные стандарты закрепляют в образовании
— системно-деятельностный подход
— введение предпрофессионального образования
— освоение учениками прочных теоретических знаний
— введение минимального уровня образования
28 Укажите ВСЕ методы интенсивного обучения.
— метод укрупнения дидактических единиц
— игровой
— практикум
— дебаты
29 Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи».
— изучение системы разделов языка
— процесс формирования коммуникативной компетенции
— процесс формирования языковой компетенции
— процесс овладения языковыми умениями и навыками
30 Научная гипотеза – это
— предположение, основанное на предварительных наблюдениях
— любое предположение при объяснении процесса
— предположение, основанное на мнении собеседника
— научно доказанное утверждение
31 Какая оценочная процедура отражает индивидуальное продвижение обучающегося в освоении программы учебного предмета?
— стартовая диагностика
— итоговая отметка
— промежуточная диагностика
— текущая отметка
32 Какая оценочная процедура фиксирует достижение обучающимся предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, а также является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации?
— промежуточная аттестация
— стартовая диагностика
— итоговая отметка
— текущая отметка
33 Какие из перечисленных компетенций (умений) в соответствии с рамкой исследования PISA являются составляющими естественнонаучной грамотности?
1) Осуществлять обмен информацией в социальных сетях.
2) Понимать основные особенности естественнонаучного исследования.
3) Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
4) Научно объяснять явления.
5) Формулировать ситуацию математически.
В ответ запишите выбранные цифры без дополнительных знаков.
Ответ:
34 Какое из универсальных учебных действий в соответствии с кодификатором метапредметных умений относится к блоку «Коммуникативные учебные действия»?
a. Планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
b. Осуществлять сравнение объектов.
c. Осуществлять поиск информации.
d. Строить монологическое высказывание.
35 Какое из универсальных учебных действий в соответствии с кодификатором метапредметных умений относится к блоку «Познавательные логические действия»?
a. Вводить информацию в компьютер.
b. Слушать и понимать собеседника.
c. Подводить под понятие.
d. Разрешать конфликты.
36 Большинство людей во всём мире употребляют в пищу сельскохозяйственные продукты, выращенные с использованием удобрений. Все продукты должны соответствовать установленным требованиям к допустимому уровню содержания в них нитратов (см. таблицу).
На занятиях кружка учащиеся с помощью специального прибора исследовали снижение содержания нитратов в очищенном картофеле при выдерживании его в воде комнатной температуры. Для эксперимента использовали картофель урожая прошлого года.
Результаты своего исследования они изобразили в виде диаграммы.
Выберите три утверждения, которые соответствуют результатам проведённого эксперимента.
В ответ запишите выбранные цифры без дополнительных знаков.
Ответ:
37 Сформированность каких универсальных учебных действий (УУД) позволяет оценить наблюдение за выполнением и представлением группового проекта?
a. Только регулятивных УУД.
b. Только познавательных УУД.
c. Только коммуникативных УУД.
d. Регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД и действий в области ИКТ.
e. Только регулятивных и коммуникативных УУД.
38 Прочитайте задание и критерии оценивания к нему.
Рассмотри картинки и сравни корову и козу.
Что у этих животных является общим, а что отличает их? Приведи по одному общему и одному отличительному признаку.
1) Общие признаки:
— млекопитающее;
— рогатое;
— травоядное;
— парнокопытное/копытное;
— домашнее животное;
— дают молоко/имеют вымя.
2) Отличительные признаки:
— у коровы шерсть короткая, а у козы – длинная;
— корова – большая, коза – маленькая /различный размер/длина хвоста.
Указания к оцениванию
Баллы
Приведены по одному общему и отличительному признаку 2
Приведён только один общий или один отличительный признак 1
Другие варианты ответа 0
Максимальный балл 2
В соответствии с критериями оцените нижеприведенный ответ учащегося.
Выберите один ответ:
0
1
2
39 Какая оценочная процедура фиксирует достижение обучающимся предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, а также является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации?
— промежуточная аттестация
— стартовая диагностика
— итоговая отметка
— текущая отметка
40 Спецификация проверочной работы и результаты выполнения заданий для группы учащихся представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Спецификация работы
Таблица 2. Аналитическая форма по результатам выполнения работы
Выберите три утверждения, которые соответствуют результатам выполнения работы.
В ответ запишите выбранные цифры без дополнительных знаков.
Ответ:
Итоговое тестирование в рамках курса «Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя»
Вопрос 1.
Отличительными особенностями обновленных ФГОС являются:
Выберите один ответ:
a. наличие требований к структуре программ, условиям реализации программ, результатам освоения программ
b. конкретизированные формулировки предметных, метапредметных, личностных результатов обучения
c. вариативность сроков реализации программ
d. представление результатов освоения образовательной программы в категориях системно-деятельностного подхода
Вопрос 2
Ведущая компетенция учителя, показывающая его готовность к реализации целей обновленных ФГОС – это:
Выберите один ответ:
a. умение разрабатывать рабочую программу по предмету
b. способность к организации разных видов учебной деятельности
c. умение разрабатывать задания по функциональной грамотности
d. владение предметным содержанием на углубленном уровне
Вопрос 3
Во ФГОС 2021 к универсальным учебным познавательным действиям относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. Совместная деятельность
b. Работа с информацией
c. Общение
d. Базовые логические действия
e. Базовые исследовательские действия
f. Самоорганизация
Вопрос 4
. Во ФГОС 2021 нашли свое отражение вопросы:
Выберите один ответ:
a. финансовой грамотности
b. функциональной грамотности
c. навыков XXI века
d. все ответы верны
Вопрос 5
Методологической основой ФГОС 2021 является
a.комплексный подход
b.компетентностный подход
c.личностный подход
d.системный подход
e.системно-деятельностный подход
Вопрос 6
Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить (выберите все верные ответы):
a.дифференциацию требований к учащимся
b. трансляцию знаний
c. предъявление учебных заданий для формирование умений
d. организацию групповой и индивидуальной форм работы
e. ориентацию на среднего ученика
Вопрос 7
С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся (выберите все верные ответы)
a. умений, необходимых для жизни в современном обществе
b. предпрофессионального опыта
c. системы знаний
d. навыков учебной деятельности
Вопрос 8
В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ)
a. передача готовых знаний
b. организация фронтальной работы на уроке
c. осуществление лекционно-семинарской системы обучения
d. развитие умений по преобразованию и применению знаний
Вопрос 9
Расставьте этапы комбинированного урока в правильной последовательности
1 |
Ответ 1 |
2 |
Ответ 2 |
3 |
Ответ 3 |
4 |
Ответ 4 |
Вопрос 10
Единица учебной деятельности – это (выберите один верный ответ)
-
Теоретический материал
b. Новое понятие
c. Учебная задача
d. Практический вопрос
Вопрос 11
Найдите соответствие между формами организации учебной деятельности и их особенностями
Форма организации учебной деятельности |
Особенности организации учебной деятельности |
а. Групповая |
1. взаимообучение |
в. Индивидуальная |
2. ориентация на «среднего ученика» |
3.минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности |
|
4. развитие межличностных отношений |
|
5. развитие умений совместной деятельности |
Особенности организации учебной деятельности |
Форма организации учебной деятельности |
развитие межличностных отношений |
Ответ 1 |
минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности |
Ответ 2 |
взаимообучение |
Ответ 3 |
развитие умений совместной деятельности |
Ответ 4 |
ориентация на «среднего ученика» |
Ответ 5 |
Вопрос 12
Методическими приемом создания проблемной ситуации являются следующие (выберите все верные ответы)
a. Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
b. Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными
c. Учитель организует деятельность по созданию кластеров
d. Учитель нацеливает на выполнение учебного проекта
e. Учитель организует чтение с остановками и маркировкой текста
f. Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
Вопрос 13
Особенностью проектной деятельности является ее направленность на (выберите один верный ответ)
a. подтверждение выдвинутой гипотезы
b. проведение эксперимента
c. обоснование и защиту идеи
d. получение конкретного результата – продукта
e. решение проблемы
Вопрос 14
Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в (выберите один верный ответ)
а.примерных рабочих программах
b. универсальном кодификаторе
c. примерных основных образовательных программах
d. обновленных ФГОС
Вопрос 15
По годам обучения в примерных рабочих программах представлены (выберите все верные ответы)
а. Метапредметные результаты
b. Личностные результаты
c. Предметные результаты
d. Содержание образования
Вопрос 16
Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены (выберите один верный ответ)
а. в разделе «Тематическое планирование»
b. в пояснительной записке
c. отдельным разделом
d. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета»
Вопрос 17
Примерная рабочая программа является методическим ориентиром для учителя, поскольку она позволяет (выберите все верные ответы)
а. разрабатывать календарно-тематическое планирование
b. проектировать систему учебных задач для освоения учебного материала
c. разрабатывать контрольно-измерительные материалы для независимых диагностик
d. реализовывать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов
Вопрос 18
Расставьте этапы проектирования учебного занятия в правильной последовательности:
1) выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия.
2) отбор содержания,
3) определение цели,
4) проектирование системы учебных задач / учебных заданий.
Правильный ответ:
определение цели → 1,
отбор содержания, → 2
проектирование системы учебных задач / учебных заданий, → 3
выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия. → 4
Вопрос 19
Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с (выберите все правильные ответы):
a. перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
b. содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
c. содержанием раздела примерной рабочей программы «Предметные результаты»
d. предметным содержанием учебного занятия
Вопрос 20
Формирование универсальных учебных познавательных действий планируется по отношению к (выберите все верные ответы)
a. работе с информацией
b. базовым логическим действиям,
c. осуществлению совместной деятельности
d. базовым исследовательским действиям,
Вопрос 21
Формирование универсальных учебных познавательных действий планируется по отношению к (выберите все верные ответы)
a. работе с информацией
b. базовым логическим действиям
c. осуществлению совместной деятельности
d. базовым исследовательским действиям
Вопрос 22
На уроке организации проектной деятельности целесообразно применять формы (выберите один верный ответ)
a. Групповую
b. Индивидуальную
c. Фронтальную
d. Внеурочную
Вопрос 23
Для разработки учебных задач/заданий по конкретной теме надо обратиться к следующим разделам примерной рабочей программы (выберите все верные ответы):
a. Метапредметные образовательные результаты
b. Тематическое планирование
c. Пояснительная записка
d. Предметные образовательные результаты
e. Личностные образовательные результаты
Вопрос 24
. Из представленного ниже перечня требований к учебным задачам выберите то, которое НЕ связано с учетом психологических компонентов (выберите один верный ответ)
Учебная задача должна
a. иметь эмоциональную окраску
b. быть направлена на формирование предметных результатов обучения
c. затрагивать интересы учащихся
d.находиться в зоне ближайшего развития учащихся
e. соответствовать возрастным возможностям учащихся
Дисциплина «Базы данных»
Тестовые задания
1.(1 балл) Информационная система-это
1) Любая система обработки информации *
2) Система обработки текстовой информации
3) Система обработки графической информации
4) Система обработки табличных данных
5) Нет верного варианта
2.(1 балл) Разновидность информационной системы, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления обработанной информации организованной в одну или несколько баз данных это
1) Банк данных *
2) База данных
3) Информационная система
4) Словарь данных
5) Вычислительная система
3.(1балл) Совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области — это
1) База данных *
2) СУБД
3) Словарь данных
4) Информационная система
5) Вычислительная система
4.(1балл) Комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями — это
1)СУБД *
2)База данных –
3)Словарь данных
4)Вычислительная система
5)Информационная система
5. (1 балл) Подсистема банка данных, предназначенная для централизованного хранения информации о структурах данных, взаимосвязях файлов БД друг с другом, типах данных и форматах их представления, принадлежности данных пользователям, кодах защиты и разграничения доступа и т.п. — это
1)Словарь данных *
2)Информационная система
3)Вычислительная система
4)СУБД
5)База данных.
6 (1балл) Лицо или группа лиц, отвечающих за выработку требований к БД, ее проектирование, создание, эффективное использование и сопровождение — это
1)Администратор базы данных *
2)Диспетчер базы данных
3)Программист базы данных
4)Пользователь базы данных
5)Технический специалист
7.(1балл) Совокупность взаимосвязанных и согласованно действующих ЭВМ или процессов и других
устройств, обеспечивающих автоматизацию процессов приема, обработки и выдачи информации потребителям — это
1)Словарь данных
2)Информационная система
3)Вычислительная система *
4)СУБД
5)База данных
8. (1 балл) Модель представления данных — это
1)Логическая структура данных, хранимых в базе данных *
2)Физическая структура данных, хранимых в базе данных
3)Иерархическая структура данных
4)Сетевая структура данных
5)Нет верного варианта
9.(1балл) Наиболее используемая (в большинстве БД) модель данных
1) Реляционная модель *
2) Сетевая модель данных
3) Иерархическая модель данных
4) Системы инвертированных списков
5) Все вышеперечисленные варианты
10.(1балл) Назовите вариант ответа, который не является уровнем архитектуры СУБД
1) Внутренний уровень
2) Внешний уровень
3) Концептуальный уровень
4) Все выше перечисленные варианты
5) Физический уровень *
11.(1 балл) Внутренний уровень архитектуры СУБД,
1)Наиболее близок к физическому, описывает способ размещения данных на устройствах хранения информации *
2)Наиболее близок к пользователю, описывает способ размещения данных на устройствах хранения информации
3)Наиболее близок к пользователю, описывает обобщенное представление данных
4)Наиболее близок к физическому, описывает способ размещения данных в логической структуре базы данных ) Нет правильного ответа
12. (1балл) Внутренний уровень архитектуры СУБД
1)Для пользователя к просмотру и модификации не доступен *
2)Предоставляет данные непосредственно для пользователя
3)Дает обобщенное представление данных для множества пользователей
4)Доступен только пользователю
5)Доступен пользователю только для просмотра
13.(1 балл) Внешний уровень
1)Наиболее близок к физическому, описывает способ размещения данных на устройствах хранения информации
2)Наиболее близок к пользователю, предоставляет возможность манипуляции данными в СУБД с помощью языка запросов или языка специального назначения *
3)Для множества пользователей, описывает обобщенное представление данных
4)Наиболее близок к физическому, описывает способ размещения данных в логической структуре базы данных
5)Нет правильного ответа
14. (1балл) Концептуальный уровень
1)Наиболее близок к физическому, описывает способ размещения данных на устройствах хранения информации
2)Наиболее близок к пользователю, описывает способ размещения данных на устройствах хранения информации
3)Наиболее близок к пользователю, предоставляет возможность манипуляции с данными
4)Переходный от внутреннего к внешнему, описывает обобщенное представление данных для множества пользователей *
5)Нет правильного ответа
15.(1балл) Проектированием БД занимается
1) Администратор БД *
2) Программист БД
3) Пользователь БД
4) Проектировщик БД
5) Нет правильного ответа
16.(1балл) Выберите правильный порядок действий при проектировании БД а) Решение проблемы передачи данных б) Анализ предметной области, с учетом требования конечных пользователей
в) Формализация представления данных в БД г) Обобщенное описание БД с использованием естественного языка, математических формул, графиков и других средств
1) б, г, в, а*
2) а, б, г, в
3) а, б, в, г
4) г, б, в, а
5) Порядок действий значения не имеет
17.(1 балл) Основными составными частями клиент — серверной архитектуры являются
1)Сервер
2)Клиент
3)Сеть и коммуникационное программное обеспечение
4)Все выше перечисленное *
5)Только варианты 1 и 2
18.(1балл) Собственно СУБД и управление хранением данных, доступом, защитой, резервным копированием, отслеживанием целостности данных, выполнением запросов клиентов — это
1) Сервер базы данных*
2) Клиенты
3) Сеть
4) Коммуникационное программное обеспечение
5) Нет правильного ответа
19.(1балл) Различные приложения пользователей, которые формируют запросы к серверу, проверяют допустимость данных и получают ответы — это
1) Сервер базы данных
2) Клиенты *
3) Сеть
4) Коммуникационное программное обеспечение
5) Нет правильного ответа
20.(1балл) Сеть и коммуникационное программное обеспечение осуществляет
1)Взаимодействие между клиентом и сервером с помощью сетевых протоколов *
2)Взаимодействие между клиентами с помощью сетевых протоколов
3)Взаимодействие между серверами с помощью сетевых протоколов
4)Нет правильного ответа
21.(1 балл) Система БД, где разделение вычислительной нагрузки происходит между двумя отдельными компьютерами, один — сервер, другой — клиент называется
1) Распространенной
2) Многофункциональной
3) Разветвленной
4) Централизованной *
5) Многоцелевой
22.(1балл) Система БД, объединяющая 2 и более серверов и несколько клиентов называется
1)Распространенной *
2)Многофункциональной
3)Разветвленной
4)Децентрализованной
5)Многоцелевой
23.(1балл) Система и набор специальных правил, обеспечивающих единство связанных данных в базе данных называется
1) Ссылочной целостностью данных *
2) Контролем завершения транзакций
3) Правилом
4) Триггером
5) Нет правильного варианта
24.(1балл) Контроль завершения транзакций — это задачи СУБД по контролю и предупреждению
1)Повреждения данных в аварийных ситуациях *
2)Несанкционированного доступа к данным
3)Несанкционированного ввода данных
4)Изменения логической структуры БД
5)Нет правильного варианта
25.(1 балл) Контроль завершения транзакций реализуется при помощи
1)Хранимых процедур
2)Правил
3)Триггеров
4)Всего выше перечисленного *
5)Нет правильного варианта
26. (2балла) Хранимые процедуры – это
1)Набор основных действий и манипуляций с данными
2)Хранятся на сервере
3)Программы «клиенты» способны их выполнять
4)Все выше перечисленное*
5)Нет правильного варианта
27.(2балла) Верно ли, что триггеры — это вид хранимых процедур, а правила — это типы триггера
1) Да, верно *
2) Нет, правила не относятся к типам триггеров 3) Нет, триггеры не относятся к видам хранимых процедур 4) Нет, хранимые процедуры это типы триггеров
5) Нет, хранимые процедуры и триггеры никак не связаны между собой
28.(1балл) Реляционная модель представления данных — данные для пользователя передаются в виде
1) Таблиц *
2) Списков
3) Графа типа дерева
4)Произвольного графа
5)Файлов
29.(2балла) Сетевая модель представления данных — данные представлены с помощью
1) Таблиц
2) Списков
3) Упорядоченного графа
4) Произвольного графа *
5) Файлов
30.(2балла) Иерархическая модель представления данных — данные представлены в виде
1) Таблиц,
2) Списков
3) Упорядоченного графа *
4) Произвольного графа
5) Файлов
31.(1балл) Принципы реляционной модели представления данных заложил
1)Кодд *
2)фон Нейман
3)Тьюринг
4)Паскаль
5)Лейбниц
32. (1балл) Отношением называют
1)Файл
2)Список
3)Таблицу *
4)Связь между таблицами
5)Нет правильного варианта
33.(1 балл) Кортеж отношения — это
1)Строка таблицы *
2)Столбец таблицы
3)Таблица
4)Несколько связанных таблиц
6)Список
34.(1балл) Атрибут отношения — это
1) Строка таблицы
2) Столбец таблицы *
3) Таблица
4) Межтабличная связь
5) Нет правильного варианта
35.(2балла) Степень отношения — это
1) Количество полей отношения*
2) Количество записей в отношении
3) Количество возможных ключей отношения
4) Количество связанных с ним таблиц
5) Количество кортежей в отношении
36.(2балла) Кардинальное число — это
1)Количество полей отношения
2)Количество записей в отношении *
3)Количество возможных ключей отношения
4)Количество связанных с ним таблиц
5)Количество атрибутов в отношении
37. (2балла) Домен — это
1)Множество логически неделимых допустимых значений для того или иного атрибута *
2)Множество атрибутов
3)Множество кортежей
4)Логически неделимые, конкретные значения того или иного атрибута
5)Нет правильного варианта
38.(1балл) Один атрибут или минимальный набор из нескольких атрибутов, значения которых в одно и тоже время не бывают одинаковыми, то есть однозначно определяют запись таблицы — это
1) Первичный ключ *
2) Внешний ключ
3) Индекс
4) Степень отношения
5) Нет правильного варианта
39.(1балл) Ключ называется сложным, если состоит
1)Из нескольких атрибутов *
2)Из нескольких записей
3)Из одного атрибута
4)Из одного атрибута, длина значения которого больше заданного количества символов
5)Нет правильного варианта
40. (1балл) Средство ускорения операции поиска записей в таблице, а, следовательно, и других операций использующих поиск называется
1)Индекс *
2)Хеш-код
3)Первичный ключ
4)Внешний ключ
5)Нет верного варианта
41.(1 балл) Таблица называется индексированной, если для неё используется
1)Индекс *
2)Хеш-код
3)Первичный ключ
4)Внешний ключ
5)Нет верного варианта
42.(1 балл) Процедура создания свертки исходного значения ключевого поля называется
1) Хешированием*
2) Индексированием
3) Определение ключа
4) Обновлением
5) Нет верного варианта
43.(2балла) Среди перечисленных свойств выберите те, которые не могут являться свойствами отношений:
а) В отношении не бывает двух одинаковых кортежей б) В отношении может быть сколько угодно одинаковых кортежей
в) Кортежи не упорядочены сверху вниз, что не приво дит к потере информации г) Атрибуты не упорядочены слева направо, что не на рушает целостности данных
д) Значения атрибутов состоят из логически неделимых единиц, т.е. являются нормализованными
1) Только б *
2) Только а
3)Только а и б
4)а, в, г, д
5)б, в, г, д
44.(1балл) Набор отношений, связанных между собой, что обеспечивает возможность поиска одних кортежей по значению других, называется
1) Реляционной базой данных *
2) Дореляционной БД
3) Постреляционной БД
4) Все выше перечисленное
5) Нет правильного варианта
45.(1балл) Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени каждому элементу (кортежу) отношения А соответствует 0 или 1 кортеж отношения В
1) Связь отсутствует
2) Связь один к одному *
3) Связь один ко многим
4) Связь многие к одному
5) Связь многие ко многим
46.(1балл) Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени множеству кортежей отношения А соответствует один кортеж отношения В.
1) Связь отсутствует
2) Связь один к одному
3) Связь один ко многим
4) Связь многие к одному *
5) Связь многие ко многим
47.(1балл) Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени единственному кортежу отношения А соответствует несколько кортежей отношения В.
1) Связь отсутствует
2) Связь один к одному
3) Связь один ко многим *
4) Связь многие к одному
5) Связь многие ко многим
48.(1балл) Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени множеству кортежей отношения А соответствует множество кортежей отношения В.
1) Связь отсутствует
2) Связь один к одному
3) Связь один ко многим «
4) Связь многие к одному
5) Связь многие ко многим *
49.(1балл) Какая из перечисленных видов связи в реляционных СУБД непосредственно не поддерживается?
1) Связь отсутствует
2) Связь один к одному
3) Связь один ко многим
4) Связь многие к одному
5) Связь многие ко многим *
50.(1балл) Выберите из предложенных примеров тот, который иллюстрирует между указанными отношениями связь 1:1
1) Дом : Жильцы
2) Студент : Стипендия *
3)Студенты : Группа
4)Студенты : Преподаватели
5)Нет подходящего варианта
51.(1балл) Выберите из предложенных примеров тот, который между указанными отношениями иллюстрирует связь 1 :М
1) Дом : Жильцы *
2) Студент : Стипендия Л-
3) Студенты : Группа
4) Студенты : Преподаватели
5) Нет подходящего варианта
52.(1балл) Выберите из предложенных примеров тот, который между указанными отношениями иллюстрирует связь М: 1
1) Дом : Жильцы
2) Студент : Стипендия
3) Студенты : Группа *
4) Студенты : Преподаватели
5) Нет подходящего варианта
53.(1балл) Выберите из предложенных примеров тот, между указанными отношениями, который иллюстрирует связь М:М
1) Дом : Жильцы
2) Студент : Стипендия
3) Студенты : Группа
4) Студенты : Преподаватели *
5) Нет подходящего варианта
54.(1балл) Столбец или группа столбцов таблицы, значения которых совпадают со значениями первичного ключа другой таблицы называют
1) Первичный ключ
2) Внешний ключ *
3) Индекс
4) Степень отношения
5) Нет правильного варианта
55.(1балл) Сколько внешних ключей может содержать таблица?
1)Один или несколько внешних ключей *
2)Один и только один внешний ключ
3)Внешний ключ быть не может единственным
4)Количество внешних ключей определяется количеством полей в таблице
5)Нет правильного варианта
56.(1балл) Группа процедурных языков для выполнения операций над отношениями с помощью реляционных операторов, где результатом всех действий являются отношения называется
1) Реляционной алгеброй *
2) Реляционным исчислением
3) Языком программирования
4) Все варианты верные
5) Нет правильного варианта
57.(1балл) Группа непроцедурных языков (описательных или декларативных) для выполнения операций над отношениями с помощью предиката (высказывания в виде функции) называется
1) Реляционной алгеброй
2) Реляционным исчислением *
3) Языком программирования
4)Все варианты верные
5)Нет правильного варианта
58.(1 балл) Примером языка реляционного исчисления является язык
1)SQL *
2)Visual FoxPro
3)Visual Basic
4)Delphi
5)Нет правильного варианта
59.(3 балла) Операция формирования нового отношения, включающего только те кортежи первоначального отношения, которые удовлетворяют некоторому условию, называется
1) Выборкой *
2) Объединением
3) Пересечением
4) Вычитанием
5) Соединением
60.(3 балла) Операция формирования нового отношения К1 с атрибутами X, Y… Z, состоящего из кортежей исходного отношения К без повторений, где множество {X, Y.. Z} является подмножеством полного списка атрибутов заголовка отношения К, называется
1) Выборкой
2) Объединением
3) Пересечением
4) Вычитанием
5) Проекцией *
61.(3 баллa) Операция формирования нового отношения К, содержащего все элементы исходных
отношений К1 и К2 (без повторений) одинаковой размерности, называется
1) Выборкой
2) Объединением *
3) Пересечением
4) Вычитанием
5) Соединением
62.(3 балла) Операция формирования нового отношения К, содержащего множество кортежей,
принадлежащих К1, но не принадлежащих К2,причем К1 и К2 одинаковой размерности, называется
1) Выборкой
2) Объединением
3) Пересечением
4) Вычитанием *
5) Соединением
63.(3 балла) Операция формирования нового отношения К, содержащего множество кортежей, одновременно принадлежащих обоим исходным отношениям одинаковой размерности, называется
1) Выборкой
2) Объединением
3) Пересечением *
4) Вычитанием
5) Соединением
64. (3 балла) Операция формирования нового |
отношения |
К |
степени к +к , содержащего все |
1 2 |
|||
возможные сочетания кортежей отношений К степени к и К степени к , называется |
|||
1 |
1 |
2 |
2 |
1)Произведением *
2)Объединением
3)Пересечением
4)Вычитанием
5)Соединением
65.(1балл) Унарной операцией называется операция реляционной алгебры, выполняемая
1) Только над одним отношением *
2) Над двумя отношениями
3) Над несколькими отношениями
4) Все выше перечисленное
5) Нет верного варианта
66.(1балл) Бинарной операцией называется операция, выполняемая
1)Только над одним отношением
2)Над двумя отношениями *
3)Над несколькими отношениями
4)Все выше перечисленное
5)Нет верного варианта
67.(1балл) Примерами унарной операции являются oперации
1) Выборки
2) Проекции
3) Произведение
4) Все выше перечисленное
5) Только 1и 2 *
68.(1балл) Примерами бинарной операции являются операции
1) Объединения
2) Пересечения
3) Разность
4) Произведение
5) Деление
6) Все выше перечисленное *
69.(1балл) Определите порядок действий при проектировании логической структуры БД: а) формирование исходного отношения; б) определение всех объектов, сведения о которых будут включены в базу; в) определение атрибутов;
г) устанавливают связи между атрибутами; д) определение характера информации, которую заказчик будет получать в процессе эксплуатации;
е) избавится от избыточного дублирования данных, являющихся причиной аномалий.
1) б, д, в, г, а, е * 2) а, б, в, г, д, е 3) б, д, в, а, г, е 4) а, е, б, д, в, г 5) б, д, а, е, в, г
70.(2балла) Если каждому значению атрибута А соответствует единственное значение атрибута В, то говорят, что между А и В существует
1) Функциональная зависимость *
2) Функциональная взаимозависимость
3) Частичная функциональная зависимость
4) Полная функциональная зависимость
5) Транзитивная зависимость
6) Многозначная зависимость
7) Взаимная независимость
71.(2балла) Если А функционально зависит от В и В функционально зависит от А (то есть между
Тест: Образование. Современные подходы к индивидуализации образования в вариативной среде с учетом реализации ФГОС..
Тест состоит из 8 вопросов.
После прохождения теста вы увидите
количество набранных баллов.
Участие в тестировании бесплатное.
Если вас устраивает результат,
вы сможете перейти к
оформлению заявки на получение
сертификата.
Орг. взнос за получение электронного
сертификата о прохождении
тестирования составляет 39 рублей
Выполнено заданий: 0 из 8
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
«Дифференциация» (от
лат. разница) – форма организации учебной
деятельности, учитывающая склонности,
интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» —
это учёт в процессе обучения индивидуальных
особенностей учащихся во всех его формах
и методах.
Индивидуализация
обучения предполагает собой дифференциацию
учебного материала, разработку систем
заданий различного уровня трудности и
объема, разработку системы мероприятий
по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах; учитывающей
индивидуальные особенности каждого
учащегося, а, следовательно, понятия
«внутренняя дифференциация» и
«индивидуализация» по существу
тождественны.
Использование
дифференциации в процессе обучения
создает возможности для развития
творческой целенаправленной личности,
осознающей конечную цель и задачи
обучения; для повышения активности и
усиления мотивации учения; формирует
прогрессивные педагогические мышления.
Одной
из важнейших основ индивидуализации и
дифференциации в обучении является
учет психологических особенностей
учащихся.
Основной
целью индивидуализации и дифференциации
является сохранение и дальнейшее
развитие индивидуальности ребенка,
воспитание такого человека, который
представлял бы собой неповторимую,
уникальную личность.
Реализуя
индивидуализированный и дифференцированный
подход в обучении, учитель должен видеть
динамику роста ученика и учитывать его;
наглядно представлять возможности
коллективной работы с различными
группами учащихся; представлять
возможность выбрать систему работы с
каждой из групп учащихся.
Дифференцированное
обучение —
это:
1) форма организации
учебного процесса, при которой учитель
работает с группой учащихся, составленной
с учетом наличия у них каких-либо значимых
для учебного процесса общих качеств;
2)
часть общей дидактической системы,
которая обеспечивает специализацию
учебного процесса для различных групп
обучаемых.
Дифференциация
обучения (дифференцированный подход) —
это:
1) создание разнообразных
условий обучения для различных школ,
классов групп с целью учета особенностей
их контингента;
2)комплекс
методических, психологических
организационно-управленческих
мероприятий.
Виды
и формы дифференцированного обучения.
В
современной образовательной практике
используется следующая классификация
видов и форм дифференциации.
Принято
выделять два основных вида дифференцированного
обучения.
1.Внешняя дифференциация.
Она
предполагает создание особых типов
школ и классов:
— школы, ориентированные
на учащихся, имеющих специальные
способности. Это школы-гимназии, лицеи,
коррекционные школы разных типов.
Внешняя
дифференциация проявляется и в создании
особых классов (ККО, КРО, профильных).
2.
Внутренняя дифференциация.
Она
предполагает организацию работы внутри
класса соответственно группам учащихся,
отличающихся одними и теми же более или
менее устойчивыми особенностями.
Необходимость внешней дифференциации
до сих пор остается дискуссионным
вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию
считают важнейшим средством реализации
индивидуального подхода к учащимся в
процессе обучения.
Процесс
организация учителем внутриклассной
дифференциации включает
несколько этапов:
1.
Проведение диагностики.
2. Распределение
учащихся по группам с учетом диагностики.
3.
Определение способов дифференциации,
разработка дифференцированных заданий.
4.
Реализация дифференцированного подхода
к учащимся на различных этапах урока.
5.
Диагностический контроль за результатами.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии и
географии.
В настоящее время в России идёт становление новой системы
образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное
пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за
период реформ. В современном обществе всё более остро ощущается ценность и
значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими
технологии, направленные на личность, на её индивидуальность.
Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и
дифференциация обучения в методике преподавания различных предметов ведется уже
более полутора веков.
«Дифференциация» (от
лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности,
интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» —
это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его
формах и методах, которая позволяет создать оптимальные условия для
реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения
и формирования индивидуальности.
Педагогика
дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание
обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособление методов и форм
работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность.
Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип
воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение
ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы,
постоянное варьирование её методов и организационных форм.
Дифференцированный
подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его
творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по
обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных,
групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития
каждого ученика.
Индивидуализация
обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку
систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы
мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах;
учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно,
понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу
тождественны.
Основной
целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее
развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который
представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния
здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но
и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную
адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его
темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в
разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство,
определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи
называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль
интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях
зависит успешность обучения.
Одной из важнейших основ
индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических
особенностей учащихся.
Психологическими
основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
·
уровень обученности и обучаемости;
·
уровень общих умственных способностей;
·
скорость усвоения;
·
индивидуальный стиль умственной деятельности
·
психофизические особенности учащихся.
На основании типических индивидуальных особенностей, которые определяют
количество учебной работы и особенности поведения учащихся, в исследовании
Мурачковского В.И. «Психологические аспекты организации дифференцированных форм
работы на уроке» (Советская педагогика 1983
г., №10) выделено 4 типа школьников:
1. Высокая
обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика, проявляющейся
в стремлении выполнить работу добросовестно, тщательно, используя рациональные
приемы учения. При организации дифференцированной работы с учащимися этого типа
необходимо исходить из того, что задания должны способствовать их умственному
развитию, удовлетворять и развивать познавательные интересы и склонности.
2. Высокая
обучаемость, но равнодушие к результатам учебы, нежелание работать
систематически, выполнять аккуратно и тщательно работу. Это школьники с
бесконечным, формальным отношением к учебе и сравнительно низким уровнем
самоорганизации. В процессе дифференцированного обучения задания должны быть
подобраны так, чтобы имеющиеся у учащегося проблемы в знаниях и особенно в
умениях не мешали их выполнению. Цель таких заданий – формирование интереса к
знаниям, отношение к учению.
3. Учащиеся, которые
при относительно невысокой обучаемости достигают хороших успехов в учении
прилежанием, организованностью, стремлением использовать рациональные приемы
учения. У них развиты чувство ответственности за количество учебной работы и
познавательные интересы. С точки зрения дифференцированного подхода этим
учащимся целесообразно рекомендовать такие приемы и способы выполнения учебных
заданий, которые более соответствуют уровню обучаемости, например,
использование наглядного материала (схемы, таблицы, графики и т. д.)
4.Учащиеся,
испытывающие серьезные трудности в усвоении знаний. У них отсутствует интерес к
учению к знаниям, не сформированы различные учебные умения. Эти школьники с
низкой обучаем остью, формальным отношением к учению и низким количеством
самоорганизации. Многие не успевают, систематически отстают в учении. Усвоение
нового материала этими учениками без специальной помощи практически невозможно,
именно эти ученики нуждаются в срочной помощи учителя. Приведенная
характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников
используются учителем как исходный тип знаний об индивидуальных различиях
учащихся, необходимым для осуществления дифферинцированного процесса
обучения.
Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от
экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях
недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической
проработки вопроса.
Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся –
слабые В, сильные А, средние Б.
Но всегда следует помнить, что, когда речь идет о
дифференцированном подходе, имеются в виду не количественные изменения
нагрузки, а качественно иной подход. Основная задача каждого учителя — научить
детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей.
Дифференциация предполагает не только использование разно
уровневых заданий на уроке, но также дифференцированный подход к
учащимся на всех этапах урока.
1. Опрос:
При
письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней
(использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса
нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени
сложности.
При
устной проверке знаний первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети
исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А
найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы
исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для
сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
2. Объяснение
нового материала:
При
объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы
известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными.
Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений.
Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы
нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они
готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы а в наши дни чаще
презентации к уроку).
При
работе с учебником, ребята получают задания разного уровня сложности, инструкцию
по их выполнению. Учащиеся имеют возможность выбрать посильные для себя задания,
чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными
заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Например в 7 классе
Описать физико-географическое положение страны по
плану ( 1 уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2
уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран и
ответить на вопрос, почему ЮАР- самая развитая страна Африки? (3 уровень).
В 8 классе при изучении темы «Россия на
карте мира предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки России на карте (1 уровень);
2)Найти крайние точки и определить их координаты (2
уровень)
3)Определить и сравнить физико-географическое положение
России с другими государствами(например с Канадой, по выбору ученика или
учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)
При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, с
учениками с высокими учебными возможностями подготавливаю презентации к урокам.
А затем совместно с ним объясняем новый материал классу. Этот вид
индивидуальной работы позволяет успешно развиваться одарённым учащимся.
3. Закрепление
нового материала:
При
закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей
группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б
предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты,
останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала
провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их
выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания,
а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во
всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При
работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по
прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на
заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А
или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал
проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем
материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
4. Домашнее
задание:
Даю
дополнительные задания творческого характера, например: придумать сказку по
теме «Гидросфера» «Путешествие Капельки», или написать рассказ «О чем поведала
золотая рыбка», «Из личного опыта рыбака» после изучения темы «Рыбы», а также
провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус или
нарисовать рыбок из Красной книги.
В
классах ученики получили «Виды творческих заданий», где указаны варианты
дополнительных заданий.
Домашние задания учащимся можно
предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по
тексту параграфа (3 уровень);
Основной вывод: дифференцированный подход при обучении возможен на всех
этапах урока, а также в процессе выполнения домашних заданий учащимися и дает
положительные результаты независимо от достигнутого
школьниками уровня усвоения знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии и
биологии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают
у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные
журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в
учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие
как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку» и другие.
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из
дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто
используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности,
способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении
географии, подготавливает подрастающее поколение к жизни в современных
информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее
качество. С помощью
медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только
естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь
во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и
объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных
учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяю творческим работам учащихся: составлению
проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению
прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием
иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их
описанию. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и
систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает
собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении
одного предмета для изучения другого предмета.
Обученность
ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать
карту(1 уровень)
читать карту(2 уровень)
знать
карту(3 уровень)
К примеру, при изучении темы
«Внутренние воды Африки» в курсе географии 7-го класса учащимся
предлагается следующая ситуация.
Река Нил — одна из крупнейших рек Африки. В разгар
лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил
выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы,
летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные
вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния, каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов
протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно; темп
его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности,
развитости интересов, склонностей.
Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление
вопросов для взаимной проверки учащихся. В 5-7 классах задания рассчитываются
на то, чтобы ученик, формулируя вопросы, целенаправленно работал с определённым
разделом учебника, учился вычленять основное. При этом работа ведётся с каждым
учеником индивидуально. Она помогает ученикам с низкими учебными возможностями
вовремя подтянуться за своими, более способными сверстниками.
С целью контроля знаний и умений составляю тесты с ответами на
выбор в 2-4 вариантах, чтобы обеспечить объективность оценки.
Они необходимы для получения обзора состояния знаний учащихся. В тестах есть,
конечно, некоторый процент угадывания ответов, что определяется количеством
предлагаемых для выбора вариантов ответов. Чем больше вариантов ответа, тем
меньше процент угадывания. Самый большой процент угадывания у вопросов с
ответами «да» и «нет» («верно» или «неверно» утверждение). Но такие тесты я
использую лишь в 6 классе. В старших классах я использую тесты с большим
количеством вариантов ответов.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном
процессе применяю зачеты. В ходе зачета ученики выполняют контрольные,
индивидуальные задания. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным
разделам программы.
Задания
по теме «Кишечнополостные»
I уровень
1.
Расположите
в правильной последовательности стадии полового размножения гидры пресноводной.
2.
Какой
процесс изображён на рисунке? Опишите этот процесс.
3.
Внесите
в таблицу соответствующие номера из колонки I «Представители» и буквы из
колонки II «Признаки».
Класс |
Представители класса |
Признаки класса |
|
Гидроидные |
|||
Сцифоидные |
|||
Коралловые полипы |
|||
I. Представители 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
II. Признаки 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
||
II уровень
1.
Одним
из 12 подвигов, прославивших великого героя Др.Греции Геракла, была победа над
мифическим чудовищем – гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы
вырастает две новые. Объясните, на каком основании небольшой пресноводный полип
получил название «гидра».
2.
С
какими простейшими сходны половые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на
основании этого?
3.
Большой
барьерный риф Австралии – самая громоздкая постройка, возведенная животными:
длиной 2300 км, шириной местами до 150
км и глубиной до 2 км. Какие животные и как его построили?
4.
Нарисуйте
схему лучевой симметрии тела гидры. Поясните, какое значение в жизни гидры
имеет такая симметрия?
5.
Найдите
соответствие между названием поколения в цикле развития и характерными
особенностям строения.
Название поколения |
Характеристика |
||
А |
1. |
1 |
a) |
Б |
2. |
2 |
b) |
3 |
c) |
||
4 |
d) |
||
5 |
e) |
||
6 |
f) |
||
7 |
g) |
||
8 |
h) |
||
9 |
i) |
III уровень
1.
Почему
нервная система свободноживущих кишечнополостных более развита, чем у
прилепленных форм?
2.
Подпишите
названия клеток и их функции. Исходя из выполняемой функции клетки, определите
в каком слое она располагается.
3.
У
полярной (арктической) медузы, или цианеи, много щупалец со стрекательными
клетками, ожоги которых опасны не только для рыб, но и для других морских
животных. Однако мальки трески, находясь под зонтиком медузы, чувствуют себя в
безопасности. Почему? Объясните это явление?
4.
Сравните
многоклеточное растение с многоклеточным животным (гидрой). Объясните, по каким
признакам гидра относится к царству животных.
5.
Докажите,
что коралл, медуза и гидра относятся к одному типу животных.
Я
не предъявляю всем школьникам одинаковые, ориентированные на максимум усвоения
содержания программы и учебника, требования к результатам обучения. В
требованиях я выделяю два уровня усвоения — базовый (обязательный для всех)
и более высокий – для школьников, которые хотят и могут превысить этот
уровень. Базовый уровень включает наиболее существенные вопросы содержания географического
и биологического образования: основные теории, закономерности, понятия, научные
факты, учебные умения. Они служат основой для формирования у учащихся научной
картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни.
Требования на базовом уровне должны быть посильны для всех учащихся и
характеризовать нижнюю границу знаний и умений по биологии, которая должна быть
достигнута всеми успевающими школьниками.
Требования
для желающих превысить базовый уровень предусматривают более глубокое усвоение
учебного материала, овладение разнообразными способами деятельности,
увеличение доли творческой деятельности.
Дифференциальный подход в обучении — это не только различие учащихся по характерным чертам их
обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различие школьников по
направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей. В силу
неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе
появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Особенность этой технологии
заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение. Обучение,
построенное с учетом дифференциации и индивидуализации учащихся, способствует
более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику
возможность выбора.