Идти на спортивную площадку лексическая ошибка

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Роман





    Русский язык


    5 — 9 классы




    16.05.2023 19:55

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Симферополе
    • Репетитор в Мензелинске
    • Репетитор в Жукове
    • Репетитор в Александрии
    • Репетитор в Солнечногорске
    • Репетитор в Моздоке
    • Репетитор в Зеленогорске
    • Репетитор в Аниве
    • Репетитор в Сринагаре
    • Репетитор в Мюнхене
    • Репетитор в Измире

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

        • Примеры распространённых лексических ошибок
          • Нарушение лексической сочетаемости слов
          • Ошибки в похожих словах
          • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
          • Ошибки из-за невнимательности
        • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
          • Словари сочетаемости
          • 1. Gufo
          • 2. КартаСлов.ру
          • 3. Грамота.ру
          • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
          • 4. Орфограммка
          • 5. Текст.ру
          • 6. LanguageTool
          • 7. Тургенев
          • 8. Главред
        • Небольшой тест
        • Выводы

        Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

        В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

        Примеры распространённых лексических ошибок

        На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

        Примеры основных типов речевых лексических ошибок

        Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

        Нарушение лексической сочетаемости слов

        Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

        Типичным примером таких ошибок являются фразы:

        • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
        • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
        • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

        Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

        1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

        Речевая избыточность в словосочетании

        1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

        Неправильное по смыслу употребление слов

        1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

        Пример нарушения лексической сочетаемости слов

        1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

        Лексическая ошибка сочетаемости

        Ошибки в похожих словах

        Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

        • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
        • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
        • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
        • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
        • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

        Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

        1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

        Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

        Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

        Неправильно:

        Ошибки со словом «одеть»

        Правильно:

        Правильное употребление «надеть» и «одеть»
        Правильное употребление «надеть» и «одеть»

        1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

        «Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

        Неправильно:

        Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

        Правильно:

        Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

        Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

        Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

        Лексическая ошибка с гиперонимами

        С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

        Ошибки из-за невнимательности

        Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

        • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
        • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

        Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

        Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

        Словари сочетаемости

        По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

        1. Gufo

        Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

        Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

        Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

        Информация из разных словарей gufo.me

        2. КартаСлов.ру

        Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

        Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

        Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

        Возможности сервиса КартаСлов

        3. Грамота.ру

        Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

        Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

        Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

        Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

        Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

        Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

        4. Орфограммка

        Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

        Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

        Возможности сервиса Орфограммка

        Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

        • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

        Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

        • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

        Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

        • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

        Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

        В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

        Исправление лексических ошибок в Орфограммке

        5. Текст.ру

        Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

        Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

        В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

        Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

        Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

        MS Word неправильно подчёркивает ошибки

        А Advego – в согласовании числительного и существительного:

        Advego не распознал ошибку

        У text.ru таких грехов нет.

        text.ru правильно подчёркивает ошибки

        В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

        6. LanguageTool

        Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

        Проверка нарушений лексики в LanguageTool

        Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

        Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

        Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

        Настройка параметров проверки в LanguageTool

        7. Тургенев

        Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

        Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

        Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

        В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

        Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

        8. Главред

        Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

        Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

        Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

        Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

        Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

        А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

        Найденные Главредом лексические ошибки

        Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

        Небольшой тест

        Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

        Выводы

        Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

        Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

        Еще по теме:

        • 7 мифов о копирайтерах
        • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

        • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
        • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

        • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
        • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

        • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
        • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

        • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
        • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

        Есть вопросы?

        Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

        Под
        общим названием многословия
        в речи

        объединяется несколько видов лексических
        ошибок.

        а) Плеоназм – употребление в речи
        близких по смыслу и потому логически
        лишних слов.

        Ошибка: Все участники соревнований
        получили
        памятные сувениры.

        Сувенир – «подарок на память», поэтому
        «памятные» в этом предложении – лишнее
        слово.

        Правильно: Все участники соревнований
        получили
        сувениры. (Все
        участники соревнований получили
        памятные
        подарки
        .)

        Разновидностью плеоназмов являются
        выражения типа очень огромный, очень
        малюсенький, очень прекрасный
        и т.п.
        Прилагательные, обозначающие признак
        в его предельно сильном или слабом
        проявлении, не нуждаются в уточнении
        степени признака.

        б) Использование лишних слов. В
        данном случае имеются в виду слова,
        лишние не потому, что свойственное им
        лексическое значение выражено другими
        словами, а потому, что они вообще не
        нужны в данном тексте.

        Ошибка: О том, чтобы вы
        могли улыбнуться, 11 апреля
        об этом
        позаботится книжный магазин «Дружба»
        .

        Правильно: О том, чтобы
        вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится
        книжный магазин «Дружба»
        .

        в) Тавтология – повторение в пределах
        одного или нескольких соседних предложений
        одних и тех же слов или одинаковых
        морфем.

        Ошибка: Пилот вынужден
        был совершить
        вынужденную
        посадку.

        Правильно: Пилот вынужден
        был совершить посадку.
        (Пилот совершил
        вынужденную посадку.)

        г) Расщепление сказуемого. Это
        немотивированная замена глагольного
        сказуемого синонимичным глагольно-именным
        сочетанием. Такие сочетания характерны
        для научных, официально-деловых,
        публицистических текстов, однако даже
        там ими не следует злоупотреблять. В
        художественном тексте и при непринужденном
        общении эти конструкции неуместны.

        Ошибка: Студенты приняли
        решение
        произвести уборку
        спортивной площадки.

        Правильно: Студенты решили
        убрать спортивную площадку.

        5) Лексическая неполнота высказывания.

        Эта ошибка по смыслу противоположна
        многословию. Неполнота высказывания
        заключается в пропуске необходимого в
        предложении слова.

        Ошибка: Сейчас стали модными
        призывы не допускать
        на страницы
        печати и телевизоров
        высказывания,
        способные разжечь межнациональную
        вражду.

        В результате пропуска слова «экраны»
        получается «страницы телевизоров».

        Правильно: Сейчас стали модными призывы
        не
        допускать на страницы печати
        и экраны телевизоров
        высказывания,
        способные разжечь межнациональную
        вражду.

        6) Ошибки в использовании фразеологизмов.

        а) Ввод дополнительного компонента.

        Ошибка: Пора уж тебе взяться
        за свой ум
        .

        Правильно: Пора уж тебе взяться
        за ум.

        б) Пропуск компонента.

        Ошибка: Ну, хоть бейся об
        стенку
        !

        Правильно: Ну, хоть бейся
        головой об стенку
        !

        в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.

        Ошибка: Эти и другие вопросы играют
        большое значение
        в мировой
        экономике.

        Произошло смешение двух устойчивых
        оборотов: играть роль и иметь
        значение.

        Правильно: Эти и другие вопросы
        играют большую роль в мировой
        экономике. Эти и другие вопросы имеют
        большое значение
        для мировой экономики.

        Задание
        1. В каком слове ряда неверно выделена
        буква, обозначающая ударный гласный
        звук?


        знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт


        каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль


        в шАрфе, начАвший, пломбировАть,
        (наступить) туфлЁй


        бАрмен, галА-концерт, не умЕстится,
        углубИшь


        глазирОванный, донЕльзя, (сделано)
        мастерскИ, недосолЁный


        блАговест, намерЕние, обеспЕчение,
        срЕдства


        вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный


        дОсуг, сабО, платО, сИлос


        не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур,
        слИвовый

        Задание
        2. В каких словах согласный звук перед
        Е ([Э]) произносится:

        а) твердо?

        Рельс,
        пантеон, пресса, энергия, темпы, музей,
        неолит, бутерброд, термин, реквием,
        шинель, патент, термометр, дефицит,
        свитер, академия;

        б)
        мягко?

        Одесса, гротеск,
        детектив, эстетика, компьютер, кашне,
        компетентный.

        Задание 3. Разделите
        слова на 2 группы: 1) после мягкого
        согласного под ударением произносится
        [Э]; 2) после мягкого согласного под
        ударением произносится [О].

        Гололедица, маневры,
        издевка, принесший, никчемный, оседлый,
        современный, иноплеменный, подключенный,
        леска, гренадер, разновременность.

        Задание 4. Найдите
        и исправьте лексические ошибки.

        1. Людей приезжающих
        на отдых в Грецию, никогда не мучает
        ностальгия по Родине.

        2. При таком отношении
        к народному добру не стоит уповать на
        то, что витрины забиты импортными
        товарами.

        3. Постараемся
        сделать всё, что от нас возможно.

        4. Это была программа
        с безусловными условиями, которые нужно
        выполнять обоим сторонам.

        5. Я с опасностью
        думаю о том, что нам нужно менять
        стереотипы.

        6. Эти факторы не
        будут играть определяющего значения.

        7. Банки сегодня
        вышли на передовую арену жизни нашего
        общества.

        8. Группа солдат
        совершила побег с гауптвахты в соседской
        Пермской области.

        9. Это соревнование
        состоялось благодаря кооперативным
        усилиям многих стран.

        10. Несмотря на то,
        что там делаются все профилактические
        меры, леса горят.

        Задание
        1. Определите место ударения в словах.

        Августовский,
        алфавит, аналог, апостроф, баловать,
        буксировать, вероисповедание, втридорога,
        газопровод, генезис, гофрированный,
        дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи,
        добыча, договор, дозвониться, досуг,
        древко, завидно, задолго, заиндеветь,
        заискриться, запломбировать, заржаветь,
        засорится, (телефон) звонит, иконопись,
        индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть,
        квартал, красивее, красивейший, кремень,
        кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг,
        мельком, мизерный, мускулистый, мышление,
        намерение, наотмашь, начавший, (работа)
        начата, недвижимость, некролог,
        обеспечение, облегчить, ободрить,
        оптовый, осведомиться, откупорить,
        отнятый, отчасти, памятуя, партер,
        плесневеть, пломбировать, предвосхитить,
        премирование, приняла (заказ), принудить,
        присовокупить, прожили, рассредоточение,
        симметрия, создали, столяр, табу, торты,
        тотчас, уведомить, углубить, умерший,
        упрочение, усугубить, факсимиле, форзац,
        ходатайство, христианин, шасси, эксперт,
        эссе, языковой вопрос, языковый паштет.

        Задание 2. Разделите слова на 2 группы:
        1) согласный перед Е произносится мягко;
        2) согласный перед Е произносится твердо.

        В каких словах возможен только один
        вариант, а в каких допустимы оба варианта?

        Агрегат,
        агрессия, адекватный, адепт, академик,
        аккордеон, амбре, анемия, аннексировать,
        антенна, антитеза, анестезия, антисептика,
        антресоли, апартеид, артезианский,
        астероид, атеист, аутсайдер, бартер,
        безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес,
        бифштекс, брюнет, гантели, генезис,
        генетика, гипотеза, гротеск, дебаты,
        дебют, девиз, девальвация, дегенерат,
        деградация, декада, деканат, декларация,
        декламировать, декрет, демагогия, демарш,
        демпинг, денационализация, депеша,
        депозит, депонент, дефицит, диспансер,
        законопроект, индекс, интеллект, интервал,
        интервью, интернат, кодекс, компетентный,
        компьютер, конверсия, конкретный,
        консервация, купейный, корректный,
        лютеранин, лидер, менеджер, музей,
        неологизм, непрезентабельный, пастель,
        паштет, пресса, протеже, резерв, резюме,
        реноме, свитер, сервант, стратегия,
        текст, телефакс, тенденция, термин,
        террор, фанера, фортель, френч, чартер,
        энергия, эстет, эфемерный.

        Задание
        3. Разделите приведённые слова на три
        группы, в зависимости от варианта
        произношения чн: 1) слова, где произносится
        [чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3)
        слова, где возможны оба варианта
        произношения.

        Античный, библиотечный, булочная,
        бутылочный, восточный, вечно, вербовочный,
        вторично, гоночный, горничная, горчичник,
        единичный, елочный, игрушечный, кирпичный,
        конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник,
        лихорадочный, мелочность, молочный,
        нарочно, научный, ночной однозвучный,,
        отличник, очечник, перечница, печной,
        подсолнечник, порядочный, почечный,
        прачечная, пустячный, ручной, Саввична,
        сердечный, скворечник, скучный, сливочный,
        солнечный, съёмочный, точность,
        тренировочный, троечник, убыточность,
        уличный, шапочный, яблочный, яичница,
        ячневая.

        Задание 4. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с незнанием лексического
        значения слова.

        1. Спонсоры внесли значительную лепту
        в организацию праздника.

        2. Он двадцать лет проработал в торговле,
        хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

        3. Билетов в партер уже не было, пришлось
        довольствоваться местом на балюстраде.

        4. Помещики жестоко обращались со своими
        придворными.

        5. Во время интервала между уроками в
        класс вошел директор школы.

        6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

        7. Подруга Ольги ловко драпируется в
        богатую шаль.

        8. Мой брат, меломан, не переносит ни
        музыку, ни пение.

        9. Предприятие наладило выпуск товаров,
        пользующихся большим спросом, поэтому
        считалось теперь банкротом.

        10. Премии получили и конструкторы новых
        сортов пшеницы.

        11. Этот портрет стоит рядом с великолепными
        образцами в пантеоне мировых достижений
        портретной живописи.

        12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

        13. Базаров – молодой человек с захудалым
        лицом.

        14. Стихотворение Симонова «Жди меня»
        стало бестселлером.

        15. Крылов – удобный катализатор добра
        и зла.

        16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

        17. Свое следующее поприще, я думаю, он
        сделает в политике.

        18. Именно из-за таких регулярных возмездий,
        которые обрушиваются на головы мужиков,
        жители деревни испытывают ужас перед
        помещиком и его бурмистром.

        19. Дилемма, поставленная перед коллективом,
        была успешно выполнена.

        20. Летом мы совершили небольшой круиз:
        сели на поезд и поехали в Москву.

        21. Импорт этой страны составили меховые
        изделия, вывозимые из нее в большом
        количестве.

        22. Он медленно перелистывал страницы
        буклета – путеводителя по дворцу.

        23. Если хорошо изучить картографию,
        можно выиграть в покер много денег.

        24. Правда и только правда – таков имидж
        писателя.

        25. Девушка изменила имя Катя на Кармен,
        считая, что последнее импонирует ее
        внешности.

        26. Когда занавес раздвинулся, на сцене
        стоял актер в золоченом амплуа.

        27. Новая пьеса привлекла внимание
        критиков оригинальным до банальности
        сюжетом.

        28. Радостное известие привело его в
        минорное настроение – он готов был
        запрыгать от счастья.

        29. К подъезду подъехала тройка лошадей
        с крытым саквояжем.

        30. Наши успехи в экономике привели к
        заметному регрессу в других областях.

        Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
        в сочетаемости слов.

        1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
        спит белка.

        2. После катка я иду домой радостная, с
        веселыми впечатлениями.

        3. Роль книги в жизни человека велика:
        он должен пополнять свой кругозор.

        4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна
        ли я на такие поступки, которые делают
        герои фильма.

        5. Успехами мы не блестим.

        6. Задача, поставленная перед нами,
        достигнута.

        7. На демонстрации Сизов приобщается к
        революционерам.

        8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
        свежо.

        9. Группа студентов пришла слушать
        факультативный курс лекций по сварке
        доцента Юрьева.

        10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
        подтвердить свои остатки.

        11. Организовано общежитие для мужчин и
        женщин с железными койками на сетках.

        12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
        четырьмя ножками.

        13. Общественность города широко готовится
        отметить юбилей известного писателя.

        14. Девушка купила карие чулки.

        15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
        Чичикова.

        16. Царское правительство устроило
        гонение за передовыми людьми.

        17. Ученики пристально слушали рассказ
        учителя.

        18. Большинство времени уходило на
        составление ненужных отчетов.

        19. Это произошло глубокой весной.

        20. В течение долговременного периода
        идет оформление документов.

        21. Он был мне подлинным другом.

        22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
        поражение.

        23. Он преклонил голову ей на плечо.

        24. Сын склонил колени перед матерью.

        25. Эта новость причинила ей удовольствие.

        26. С моей закадычной подругой мы часто
        ходим в кино.

        27. Спешим поздравить вас с постигшим
        юбилеем.

        28. У нее были огромные каштановые глаза.

        29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

        30. Путешествуя по разным странам, я очень
        скучала за близкими.

        Задание 6. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с употреблением паронимов.

        1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил
        абонент.

        2. Герой все время находится в подвесном
        состоянии.

        3. В этот день я услышала много обидчивых
        слов.

        4. Любой поступок заслуживает осуждения.

        5. Все вокруг привлекательно: и близкие
        и далекие холмы.

        6. Студент быстро освоил материал.

        7. Мой брат – человек практический, он
        не выбрасывает старые вещи.

        8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то
        виновным видом.

        9. В новых кварталах города находятся
        самые высотные дома.

        10. Она приготовила сытый завтрак.

        11. Болотистый ил является отличным
        удобрением.

        12. Она пришла в цветистом платье.

        13. Соседний кот важно прошел на кухню.

        14. В десятимесячном возрасте ребенка
        перевели на искусное вскармливание.

        15. Мы живем в одном доме, но на различных
        этажах.

        16. В жаркий день приятно походить по
        теневым аллеям.

        17. Землю надо обезводеть.

        18. На поляне мы увидели высокий земельный
        холм.

        19. Эти фотографии сохранились в семье
        потому, что моя бабушка была очень
        бережная.

        20. Давайте найдем в себе скрытные резервы
        и доберемся до вершины.

        21. С особенным удовлетворением учитель
        отметил успехи слабого ученика.

        22. Ему была представлена возможность
        поехать на юг.

        23. Были проведены отборные соревнования
        по гимнастике.

        24. На радио пришло письмо, адресат
        которого характеризует себя так: «Я
        одинок».

        25. Учиться он не хотел, вот и вырос
        невежей.

        26. Страшная бедность заставляла его
        влачить жалкое сосуществование.

        27. Он не любил работать и вел праздничный
        образ жизни.

        28. Маяковский стоял у источников нашей
        поэзии.

        29. Ранние произведения поэта понятливы
        и доступны каждому.

        30. В конце книги был приведен список
        рекомендательной литературы.

        Задание 7. Найдите в предложениях
        тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые
        ошибки.

        1. Выехать нам не удалось, потому что
        начался проливной ливень.

        2. У него сразу вспотели ладони рук.

        3. Следует сначала посоветоваться с
        коллегами по работе.

        4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

        5. Гость попытался собрать осколки
        сломанной вазы.

        6. В заключение рассказчик рассказал
        еще одну забавную историю.

        7. Впереди лидирует гонщик под номером
        5.

        8. Между природой и человеком уже не
        существует существенной разницы.

        9. Работа была выполнена небрежно и
        неряшливо.

        10. Даже при неблагоприятных условиях
        процесс развития растений продолжается.

        11. Как только прочитаете книгу, сразу
        же возвратите ее обратно в библиотеку.

        12. В прошлом году они окончили университет
        и получили высшее образование.

        13. Выступление было сумбурным,
        непродуманным, поэтому трудно было
        уловить его главную суть.

        14. Рано или поздно всем станет известна
        истинная подоплека распускаемых слухов.

        15. Образы мужиков в «Записках охотников»
        нарисованы Тургеневым с большим
        расположением и симпатией.

        16. А.Н. Островский создает правдивые,
        взятые из жизни, реалистические образы
        и картины действительности.

        17. В «Грозе» обличается самодурство,
        деспотизм и произвол купцов.

        18. На выполнение этого задания понадобилось
        более двух часов времени.

        19. В киосках нашего города можно купить
        памятные сувениры, подарки.

        20. Народ сумеет отстоять свою независимость,
        суверенитет и территориальную целостность.

        21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

        22. Старые методы руководства были
        признаны неправильными и ошибочными.

        23. Некоторые руководители не сосредоточивают
        внимания на решении необходимых и
        насущных вопросов.

        24. Обмен имеющимся опытом был очень
        полезен.

        25. Лес, окутанный темным мраком, наводил
        на нас ужас.

        26. Писатель показал, как боролась с
        врагами молодая, почти юная молодежь.

        27. Теплые весенние дни пришлись на начало
        апреля.

        28. Студенты активно готовятся к зимней
        сессии, к экзаменам.

        29. Отчет о проделанной работе следует
        подготовить к марту месяцу.

        30. Много жалоб на плохую доставку почтовой
        корреспонденции поступило от жителей
        деревень.

        Задание 8. Исправьте речевые ошибки,
        связанные с употреблением фразеологических
        оборотов и устойчивых словосочетаний.

        1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

        2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

        3. А сейчас все пойдет по своим делам.

        4. Надо взглянуть на дело глазами будущего
        потомка.

        5. Я уйду, как француз, по-английски.

        6. Цыплят, как известно, считают по
        очереди.

        7. Завтра первое боевое крещение наших
        спортсменов.

        8. Музыка оказала сильное впечатление
        на всех.

        9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть
        счастья семейной жизни.

        10. Все действия гражданина Петрова были
        направлены на то, чтобы втереть очки
        авторитетной комиссии.

        11. Из-за недостатка улик дело было
        положено за сукно.

        12. Взаимопонимание и доверие играют
        большое значение в семейной жизни.

        13. Русские писатели всегда уделяли
        большую роль проблеме использования
        иноязычных слов в русском литературном
        языке.

        14. Мальчишка любил пускать туман в глаза,
        рассказывая о своих успехах.

        15. Да я просто обязан злиться на тебя!
        Скажи, ради чего я поехал? Ради чего
        оторвался от работы – с какой великой
        радости?

        16. Сегодня ночью вышел проверить часового,
        а его, миленького, на посту нет –
        оказывается, спит на диване мирным сном
        младенца и пузыри пускает. Это уж – из
        ряда вон!

        17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы
        знаем, кто такой Толстой, разбираемся.
        Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры,
        ушами холодными хлопают.

        18. Если разобраться, ему в базарный день
        полкопейки цена.

        19. Обнаружено крупное хищение строительных
        материалов, в котором Качеровский играет
        главную скрипку.

        20. Среди всеобщей тишины раздается
        гомерический хохот.

        21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет
        в работе, то не хочет об этом говорить.

        22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я
        вам, господа русские офицеры, заслужили
        мы божеский отдых, судьба нас приласкала
        – целыми остались, есть с чем в Россию
        вернуться. Главное – башка на плечах.

        23. Такое несоответствие проходит красной
        полосой в студенческих работах.

        24. Рабочие занимались сизифовым делом,
        разгружая и перекладывая кирпич вручную,
        снова нагружая и поднимая наверх, к
        лесам.

        25. Не мудрствуя долго, приведу цитату
        из отчета.

        26. Хотя был он и не из робкой десятки, но
        тут не мог не испугаться.

        27. Десятки жалоб на руководство предприятия
        остаются гласом, вопиющим в пустыне.

        28. В плановых отделах и бухгалтериях
        сводят последние счеты с ушедшим годом.

        29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив
        работу, почувствовали облегчение.

        30. Каждый из этих авторов внес свою
        бесценную лепту в сокровищницу
        театрального искусства.

        Главная

        Главная

        Персональный сайт учителя русского языка и литературы Гордеевой Л.Н.

        • Главная
          • Новости
          • О сайте
          • О себе
          • Награды
          • Выступления, публикации
          • Результаты
        • Методкопилка
          • Уроки русского языка
          • Уроки литературы
          • Подготовка к итоговому сочинению
          • Примеры итоговых сочинений
          • Правила и определения
          • Рабочие программы
          • Творческие работы
          • Классному руководителю
            • Разработки родительских собраний
            • Разработки внеклассных занятий
        • Контрольные работы
          • КР по русскому языку (5 класс)
          • КР по русскому языку (6 класс)
          • КР по русскому языку (7 класс)
          • КР по русскому языку (8 класс)
        • Подготовка к ВПР
          • Тестовые задания ВПР
          • ВПР по русскому языку (4 класс)
          • ВПР по русскому языку (5 класс)
          • ВПР по русскому языку (6 класс)
          • ВПР по русскому языку (7 класс)
          • ВПР по русскому языку (8 класс)
          • Коллекция текстов для ВПР
        • Подготовка к ОГЭ
          • Варианты по заданиям ОГЭ
          • Тренировочные варианты ОГЭ
          • Онлайн-тесты ОГЭ (русский язык)
          • Каталог заданий ОГЭ
          • Темы для сочинения-рассуждения
          • Подготовка к сочинению (9.3)
          • Коллекция текстов
          • Коллекция текстов для изложения
          • Учебные тесты ОГЭ
        • Подготовка к ЕГЭ
          • Варианты по заданиям ЕГЭ
          • Тренировочные варианты ЕГЭ
          • Онлайн-тесты ЕГЭ (русский язык)
          • Каталог заданий ЕГЭ
          • Коллекция текстов для ЕГЭ
          • Банк аргументов для сочинений ЕГЭ
          • Тексты ЕГЭ с сайта ОБЗ ФИПИ
          • Примеры сочинений ЕГЭ
        • Ученикам
        • Родителям

        Вы здесь

        Версия для печатиPDF

        Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

        После уроков мы пошли на спортивную площадь.


        Правильный ответ: площадку

        Пояснение

        После уроков мы пошли на спортивную площадку.

        Связи с вариантами

        Авторские права (Copyright) © 2023,

        Светило науки — 336 ответов — 0 раз оказано помощи

        Ответ:

        1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил АБОНЕМЕНТ.

        2. Герой всё время находится в ПОДВЕШЕННОМ состоянии.

        3. Любой ПРОСТУПОК заслуживает осуждения.

        4. Мой брат- человек ПРАКТИЧНЫЙ, он не выбрасывает старые вещи.

        5. Мы живём в одном доме, но на РАЗНЫХ этажах.

        6. На поляне мы увидели высокий ЗЕМЛЯНОЙ холм.

        7. Эти фотографии сохранились в семье потому,  что моя бабушка была очень БЕРЕЖЛИВАЯ.

        8. Давайте найдём в себе СКРЫТЫЕ резервы и доберёмся до вершины.

        9. Ему была ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность поехать на юг.

        10. На радио пришло письмо, АДРЕСАНТ которого характеризует себя так: «Я одинок».

        11. Учиться он не хотел ,вот и вырос НЕВЕЖДОЙ.

        12. Он не любил работать и вёл ПРАЗДНЫЙ образ жизни.

        13. Маяковский стоял у ИСТОКОВ нашей поэзии.

        14. В конце книги был приведён список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы.

        15. КОМАНДИРОВАННЫЕ должны получить командировочные удостоверения.

        16. Он сказал ОБИДНОЕ слово.

        17. Обед был СЫТНЫМ и весёлым.

        18. Она НАДЕЛА шубу, потому что на улице холодно.

        Объяснение:

        Удачи)

        Задание по теме «Лексические и грамматические ошибки» (для 10-11 класса)

                Перепишите исправленное предложение, устранив лексическую/грамматическую ошибку. Запишите номер соответствующей ошибки.

        Ошибки:

        1) неправильное употребление предлогов

        2) неправильное построение предложение с причастным оборотом

        3) неправильное употребление фразеологизмов

        4) плеоназм

        5) ошибки с паронимами

        6) неправильное употребление устойчивых сочетаний

        7) употребление слова в несвойственном ему значении

        8) речевая недостаточность

        Образец:

        Исходный вариант: Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившийся матери.

        Исправляем: Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившимся матери. – ошибка 2.

        Для учителя: в конце предложения ответы выделены желтым цветом

        1. Его гуманность и человеколюбие известны всем.4
        2. А сейчас все пойдет по своим делам.3
        3. Люди начинают сеять урожай.6
        4. Большое значение он оказал на развитие литературы.6
        5. Вся страна  от мала до великого поднялась на борьбу с врагом.3
        6. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.3
        7. Он шел с товарищем со школы.1
        8. От утра до вечера он делает кораблики из бумаги.1
        9. Вопреки отца он не стал жениться. 1
        10. Его героизм проявился при бое с врагами.1
        11.  Погода была дождевая и пасмурная. 5
        12. Через шум мотора не было слышно крика детей.1
        13. Благодаря борьбы красноармейцев, мы выиграли войну.1
        14. Чацкий является единственным персонажем из передовых людей, появившийся на сцене. 2
        15. Труд создает человеку радость.6
        16.  Выступление актеров нас приятно шокировало.7
        17. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.3
        18. По тропинкам, ведущих к озеру, шли люди. 2
        19. Матрешка – кукла-праздник, имевшая большую роль в развитии русской культуры. 6
        20. Атмосферный воздух здесь великолепен! 4
        21. В кабинете висели русские писатели. 8
        22. Лермонтов впервые дебютировал со стихотворением «Смерть поэта».4
        23. В классе у Марии Ивановны 40 учеников. И каждое утро 40 внимательных глаз смотрят на учительницу. 4
        24. В комплекте с инструментом шел гарантированный талон. 5
        25. Погруженная Татьяна в свои мысли не решается поговорить с Евгением. 2
        26. Меня поражает изумительная жадность Плюшкина.7
        27. Гоголь много описывает о похождениях Чичикова.1
        28.  У него сразу вспотели ладони рук. 4

        Понравилась статья? Поделить с друзьями:

        Интересное по теме:

      • Идти на самопожертвование речевая ошибка
      • Избиратели надеются и верят своему депутату тип ошибки
      • Идолы театра ошибки
      • Иерархия ошибок питон
      • Идолы рода это ошибки

      • 0 0 голоса
        Рейтинг статьи
        Подписаться
        Уведомить о
        guest

        0 комментариев
        Старые
        Новые Популярные
        Межтекстовые Отзывы
        Посмотреть все комментарии