Грамматические ошибки задание 8 егэ презентация

Скачать материал

Готовимся к ЕГЭ по русскому языкуразбор задания 8                       Ч...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовимся к ЕГЭ по русскому языкуразбор задания 8                       Ч...

    1 слайд

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

    разбор задания 8

    Чукмаркина Елена Юрьевна
    учитель русского языка и литературы
    МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары

  • Формулировка задания: Установите соответствие между грамматическими ошибками...

    2 слайд

    Формулировка задания: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    За правильное выполнение задания можно получить 5 баллов: по одному баллу за верное соответствие предложения ошибке.

  • А) нарушение связи между подлежащим и сказуемымБ) нарушение в построении пре...

    3 слайд

    А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    В) ошибка в построении предложения с однородными членами
    Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.
    2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.
    3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.
    4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.
    5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
    6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.
    7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.
    8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.
    9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

  • Виды грамматических ошибок:1. Неправильное употребление падежной формы сущест...

    4 слайд

    Виды грамматических ошибок:
    1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
    3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

  • 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым7. Нарушение в построении пре...

    5 слайд

    6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    7. Нарушение в построении предложения с однородными членами
    8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
    9. Ошибка в употреблении имени числительного
    10. Ошибка в построении сложного предложения

  • 1. Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогомПро...

    6 слайд

    1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Производные предлоги

    Благодаря
    Согласно
    Вопреки
    Наперерез
    Наперекор
    Навстречу
    Подобно
    Сочетаются с существительными, стоящими в Дательном падеже (кому? чему?)
    Благодаря упорным тренировкам, мы смогли выиграть соревнования.

  • Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов Пр...

    7 слайд

    Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов Предложного падежа (по ком? чем?)

    Правильно:
    По приезде
    По окончании
    По завершении
    По прибытии
    По возвращении
    По истечении

    Неправильно:
    по приезду
    по окончанию
    по завершению
    по прибытию
    по возвращению
    по истечению

  • 1. Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах ста...

    8 слайд

    1. Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.
    2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния.
    3. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.
    4. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
    5. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

  • 2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом     Деепричастие...

    9 слайд

    2. Ошибка в построении предложения
    с деепричастным оборотом
    Деепричастие указывает на добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

    Я потерял перчатки, гуляя в парке.

    Используя примеры, мной овладели сомнения. (предложение с ошибкой)

    Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

  • Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении: Изучая ариф...

    10 слайд

    Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении:

    Изучая арифметику, мне стало интересно

    Возможно использование деепричастного оборота в безличном предложении, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола:

    Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

  • 3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотомПричастия согласу...

    11 слайд

    3. Нарушение в построении предложения
    с причастным оборотом
    Причастия согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже:
    На столе у Манилова лежала книга (какая?), открытая на одной и той же странице.
    Неверно:
    В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим ? верность долгу и отчизне.

  • Определяемое слово никогда не может располагаться внутри причастного оборота...

    12 слайд

    Определяемое слово никогда не может располагаться внутри причастного оборота. Определяемое слово всегда располагается до или после причастного оборота.

    Мы видим играющих детей с машинками.
    Мы видим играющих с машинками детей.
    Мы видим детей, играющих с машинками.

  • Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля...

    13 слайд

    Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
    Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
    Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.
    Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным.

  • 4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемПриложение...

    14 слайд

    4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д.
    Озеро (какое?) Байкал.
    Правило: Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом именем нарицательным
    (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

  • При выполнении задания необходимо найти предложение с кавычками и внимательн...

    15 слайд

    При выполнении задания необходимо найти предложение с кавычками и внимательно его прочитать.

    Верно: Патриотом предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге (какой?) «Письма о добром и прекрасном».

    Ошибка: Патриотом предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге (какой?) «Письмах о добром и прекрасном».

  • 5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм	В рамках одного пр...

    16 слайд

    5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    В рамках одного предложения глаголы должны быть одного вида и времени.

    Дети внимательно слушали текст и пересказывали его содержание.

    Ошибка: Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись (прош.вр.) на победу и верят (наст.вр.) в неё.

    слушали
    пересказывали

  • 6. Нарушение связи между подлежащим  и сказуемымПодлежащее и сказуемое долж...

    17 слайд

    6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы
    Те, (кто увлекается творчеством Булгакова), знают
    роман «Мастер и Маргарита»г.арите»
    Ищем конструкции наподобие:
    Те, кто …, …
    Все, кто …, …
    Тот, кто …, …
    Кто, как не …, …

  • Ошибка:
	Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) читал (ед.ч.) пушкинского «Бориса Годуно...

    18 слайд

    Ошибка:
    Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) читал (ед.ч.) пушкинского «Бориса Годунова»), помнит (ед.ч.) бродягу Варлаама.

    Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) читали (мн.ч.) пушкинского «Бориса Годунова»), помнят (мн.ч.) бродягу Варлаама.

  • 7. Нарушение в построении предложения с однородными членамиА) Нельзя исполь...

    19 слайд

    7. Нарушение в построении предложения
    с однородными членами

    А) Нельзя использовать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи:
    Катя стройна и очень красивая.
    Правильно: Катя стройная и очень красивая.
    Катя стройна и очень красива.
    Б) Однородными не могут быть разные синтаксические конструкции, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения.
    Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.
    Правильно: Малыш, который гулял в парке и упал, плачет.

  • В) Нельзя нарушать структуру двойных союзов:
НЕ ТОЛЬКО …, НО И …
КАК …, ТАК...

    20 слайд

    В) Нельзя нарушать структуру двойных союзов:
    НЕ ТОЛЬКО …, НО И …
    КАК …, ТАК И …
    ЕСЛИ НЕ…,ТО
    ХОТЯ И …, НО…
    НЕ ТАК…, КАК
    НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

    Мы побывали не только в Австрии, а также в Германии.

    Г) Нельзя нарушать местоположение двойных союзов:
    Неправильно: Мы не
    только побывали в Австрии, но и в Германии.

    Правильно: Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии.

  • Д) Нельзя при однородных сказуемых, требующих разного управления ставить о...

    21 слайд

    Д) Нельзя при однородных сказуемых, требующих разного управления ставить общее дополнение:
    Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
    Правильно: Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею.

  • 8. Неправильное построение предложения с косвенной речьюКосвенная речь – это...

    22 слайд

    8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
    Косвенная речь – это прямая речь, переделанная в сложноподчиненное предложение и без кавычек.
    В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.
    Недопустимо использовать в придаточной части предложения с косвенной речью местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
    Ошибка: Дима признался, что я сегодня не готов к уроку.
    Правильно: Дима признался, что он сегодня не готов к уроку.

  • 1. Некрасов писал, что  я лиру посвятил народу своему.
  2. Мы не только жд...

    23 слайд

    1. Некрасов писал, что я лиру посвятил народу своему.
    2. Мы не только ждали Машу, но и Ваню.
    3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.
    4. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и журналы.
    5. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.

  • 9. Ошибка в употреблении имени числительного1. Числительные ОБА, ОБЕ
 С обо...

    24 слайд

    9. Ошибка в употреблении
    имени числительного

    1. Числительные ОБА, ОБЕ
    С обоими подругами мы зашли в кафе.
    2. Собирательные числительные
    Трое книг лежало на полке.
    Двое подруг весело о чем-то говорили.

    Правильно: С обеими подругами мы зашли в кафе.
    Три книги лежали на полке.
    Две подруги весело о чем-то говорили.

  • 10. Ошибка в построении сложного предложения1. В предложении нельзя употребл...

    25 слайд

    10. Ошибка в построении
    сложного предложения
    1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы.
    Как только начался урок, и мы все сразу встали.
    2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что
    насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)
    Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи.
    Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.

  • 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтоб...

    26 слайд

    3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы):
    Отец узнал то, что рейс задержится.
    Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.
    4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.
    Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 257 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 29.01.2022
  • 417
  • 8

«Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 29.01.2022
  • 801
  • 123

«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)*», Якубовская Э.В., Коршунова Я.В.

  • 29.01.2022
  • 149
  • 0
  • 29.01.2022
  • 330
  • 0
  • 29.01.2022
  • 249
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

1.

2.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление
падежной формы существительного с
предлогом
Б) неправильное построение
предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным
приложением
Г) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
Д) ошибка в построении предложения с
однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков
попытался установить деловые связи с местными
чиновниками. 2) Возвращаясь в родные места, мне
вспомнились детские впечатления от впервые
увиденной грозы.
3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин
сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и
счастлив».
4) Установить направление движения древних
материковых оледенений можно благодаря изучения
состава и строения валунов – обкатанных и слегка
закруглённых камней.
5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического
развития и являются результатом постановления
«законодателей», которые раз и навсегда определили
как звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие
электрического сопротивления при сильном
охлаждении, поэтому плотность электрического тока
может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно
убедиться в том, что сегодня молодые люди
воспринимают и думают о жизни иначе, чем
предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о
будущем России наиболее полно выражены в
монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента,
жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к
«Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает

3.

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
2. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
3. Ошибка в построении предложения с деепричастным
оборотом
4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных
форм
5. Нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
7. Нарушение в построении предложения с однородными
членами
8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
9. Ошибка в употреблении имени числительного
10. Ошибка в построении сложного предложения

4. Повторим теорию

5. 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом
(повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным
приложением и должно стоять в именительном падеже.
Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
В романе «Преступление и наказание» используется прием
двойничества.
В «Преступлении и наказании» используется прием
двойничества.
В романе «Преступлении и наказании» используется прием
двойничества.
Ошибка: при определяемом слове приложение в
косвенном падеже.

6. Сравним три предложения:

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
+
+
__

7.

«Юность» были
1. В апрельском номере журнала «Юности»
опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
2. Впервые «Хованщину» я слушал вместе с родителями.
3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания
«ДеловаяМосквы».
Москва»
ведущего телепередачи «Деловой
4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть
дождливых сумерек
5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в
«Московский дворике».
дворик»
пейзаже в «Московском
6. Журнал «Природа» мы выписываем несколько лет.
7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума»
8. Благодаря статьи
статьЕ в газете мы узнали о возобновлении
туристского теплоходного маршрута к «Северным
островам».

8.

2. Неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Употребление падежной формы имени
существительного при производных
предлогах
Дательный падеж (Кому? Чему?)
Благодаря
Благодаря своим знаниям мы
Согласно
достигли успеха.
Вопреки
Наперекор
Благодаря своих знаний мы
достигли успеха.
Подобно
Обязанности сотрудников
Наперерез
распределены согласно договора.
Навстречу

9. Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами

Ввиду
Вследствие
В случае
При условии
При помощи
Родительный падеж (Кого? Чего?)
Мы задержались в пути вследствие
непредвиденных обстоятельств.
Мы задержались в пути вследствие
непредвиденным обстоятельствам.

10. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Сочетания с предлогом
ПО (в значении «после
По приезде
чего-либо»), требуют
По окончании
вопросов
ПРЕДЛОЖНОГО пад.
По завершении
по приезду
по окончанию
по завершению
по прибытию
по возвращению
по истечению
По прибытии
По возвращении
По истечении

11.

БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
непогоде
чему?ожиданиям
приказу
облаку
ПО
= после чего-либо
ВВИДУ чего? предстоящего
мероприятия
+ предложный падеж
(в чём?)
по приезде
по прибытии
вздыхать, горевать,
ПО +
грустить, плакать,
скучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому? чему?)
Тосковать
по жене

12.

Скучать по вас
(местоимения в
предложном
падеже)

13. Алгоритм выполнения

1. Находим производный предлог, определяем
падеж слова, к которому относится этот предлог.
2. Если падеж не соответствует, то это
предложение с ошибкой.
3. Если ошибок с производными предлогами нет,
то находим сочетание с ПО, определяем
падеж, смотрим на окончание, если в окончании
–ю(-у), то это предложение с ошибкой.

14.

1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных
магазинах стало больше покупателей.
2.Зимняя сессия студентов проходила согласно расписания.
3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о
путешествии в ботанический сад.
4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто
употребляют тире вместо двоеточия.
5.Благодаря понимания со стороны родителей и
друзей мне удалось преодолеть трудности.
6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё
прибывала.
7. На уроках русского языка недостаточное внимание
уделяется на изучение норм литературного языка.
8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

15.

9. Согласно правил вводные слова выделяются на
письме запятыми.
10. В выходные и праздничные дни поезда будут
следовать согласно расписания.
11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году
авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.
12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю.
13. Согласно указания директора на предприятии
началась замена старых пропусков на новые.
14. Не все участники похода добрались до места
встречи ввиду сложностью маршрута
15. По истечении срока контракта мы вернулись домой.
16. По приезду в город Чичиков познакомился с
городскими чиновниками.
17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

16. 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при
основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что
относится к одному подлежащему, что и сказуемое.
Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял
2. Допускается использование в безличном предложении при
инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.
Нельзя употреблять:
А) в безличном, с личными местоимениями
в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.)
Изучая арифметику, мне стало интересно.

17.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны
обозначать действия разных предметов и лиц.
ПРАВИЛЬНО:
ПРАВИЛЬНО:
Занимаясь определённым
делом, оно начинает
Когда
мы
занимаемся
определенным
оно
хорошо
получаться.
Занявшись
определенным
делом, мы делом,
добились
начинает
успеха. получаться
ПРАВИЛЬНО:
ПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале,
слезы сами показались
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами
Встретившись
на вокзале, мы заплакали.
на
глазах
.
показались из глаз.

18. Алгоритм выполнения

1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,
-вши-; отвечают на вопросы что делая? Что
сделав?)
2. Как правило, в начале предложения, перед
подлежащим или сказуемым.
3. Находим подлежащее, выясняем один предмет
выполняет действия или разные.
4. Если разные предметы выполняют действия
или предложение безличное с личными
местоимениями в косвенных падежах, то это
предложение с ошибкой.

19.

1. Используя примеры, мной овладели сомнения
2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был
прекрасный обзор всего поля.
3. Заглянув на урок, директору представилась интересная
картина.
4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко
стал работать сельским врачом.
5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся
+
обращались к «Гранатовому браслету».
6. Создавая метеорологический прогноз, учёными
обрабатывается большой статистический материал.
7. Используя языковые средства выразительности, текст
выглядит более убедительным.
8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван
Грозный старался привлечь на свою сторону новых
подданных.

20. 4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Сказуемые должны быть одного вида и одного времени.
1. В простом предложении
сов. вид
несов. в
зашел в кабинет.
Петр Иванович приехал на работу и заходил
пр. в
наст. в
пересказывали его
Дети внимательно слушали текст и пересказывают
содержание.
2. В сложном предложении.
Когда наступает
наступит лето, мы поедем отдыхать на юг.
случалось разное, но и были чудеса.
В жизни случается

21.

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного
воздуха.
2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его,
чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы
поделиться тем, что нас волнует.
3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на
победу и верят в неё.
4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что
обе девочки уже дома.
5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную
работу и отпустят отдыхать.
6. Ф.М. Достоевский считал возможным счастье не
только «в наслаждениях любви, а и в высшей
гармонии духа» и восхищается поступком Татьяны, не
построившей своего личного счастья на несчастье
другого.

22. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Согласование причастия в числе, роде и падеже
с определяемым словом. Ошибка – неверное
согласование (неправильное окончание)
каких?
Мы видим ребят, гулявшими в парке.
Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

23. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2. Ошибка в разрыве причастного оборота.
Мы видим играющих детей с машинками.
Мы видим играющих с машинками детей.
3. Ошибка в неверном употреблении залога
причастия (страдательное или действительное)
Мы видим впереди быстро построившееся здание.
(Здание само построиться не может)
Мы видим впереди быстро построенное здание.

24. Алгоритм выполнения

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-,
-ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-).
2. Находим определяемое слово, задаем вопрос
к причастию, выясняем, нарушено ли
согласование или нет.
3. Если согласование не нарушено, то находим
границы причастного оборота, выясняем, есть ли
разрыв или нет.
4. Если разрыва нет, то определяем залог.
Выясняем, есть ли ошибка или нет.

25.

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата,
сохраняющим верность долгу и отчизне.
2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так
что я даже не успел разглядеть его как следует.
3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие
не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к
милосердию и великодушию.
4. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его
собственную жизнь.
5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно
известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ.
6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию,
подготовленной к переизданию.
7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество
птиц.
8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.
9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.
10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

26. 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Связь между подлежащим и сказуемым может
быть нарушена в числе и роде.
1. Конструкции типа
Кто – всегда ед.ч., м.р.
Тот — ед.ч., м.р.
Те, кто …, …
Все, те – мн.ч.
Все, кто …, …
Тот, кто …, …
Кто, как не …, …
Все, кто опоздал, останутся
после урока.
Все, кто опоздали, останется
после урока.
Кто, как не мать, заботилась
о ребенке.

27. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы.

Все, кто пришли в театр, были в восторге.
Все, кто пришёл в театр, был в восторге.
Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

28. 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2. Употребление несклоняемых
существительных (нарушение рода)
А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,
кенгуру – м.р.
Б) названия продуктов, растений: кольраби,
брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.
В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,
Миссисипи, Миссури – ж.р.
На дереве сидел шимпанзе.
Пони катала
катал в парке детей.

29. 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3. Употребление аббревиатур (нарушение рода)
МГИМО сообщило
сообщил о результатах.
МГИМО — Московский государственный институт
международных отношений (м.р.)
МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного
испытания.
МГУ – Московский государственный университет (м.р.)
МЧС направило
направил отряд спасателей в неблагоприятный район.
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.)
ГИБДД сообщила
сообщил о статистике аварий на дорогах.
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности
дорожного движения (ж.р.)
МИД предупредило
предупредил консульство соседних стран.
МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.)

30. 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. Нарушение согласования в числе (подлежащее
выражено существительным, сказуемое – глаголом)
Аудитория долго и громко смеялись.
5. Если есть уточняющие члены предложения при
подлежащем.
Вся семья, а особенно младшие дети, ждали
наступления Нового года.
6. Сочетания числительного и существительного.
К нам подошли сорок один человек.
Выступило на концерте двадцать три актера.
Уже прошли сто лет со дня рождения поэта.
Большинство предметов стояли на полу.
Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

31. Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с конструкциями.
Выясняем, есть ли в них ошибки.
2. Если нет, находим несклоняемые
существительные.
3. Если нет, находим все остальное, точнее,
обращаем внимание на то, чем выражено
подлежащее, определяем число.
4. Находим предложение с нужной ошибкой.

32.

1. Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора
пристальнее вглядываться в формы предметов?
2. Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее
задание, вряд ли справится с контрольной работой.
3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был
удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий
путь по жизни, развивает их ум и способности,
благословляет на творческий поиск.
5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в
плане владения русским языком?
6. Те, кто не знали слова песни, молча открывали рот.
7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие
в технической олимпиаде.
8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе
«Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.
9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его
исследованиях в области лингвопоэтики.

33. 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

1. Нельзя нарушать парность двойных союзов
1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО…
2. КАК …, ТАК И …
6. НЕ ТАК…, КАК
3. ЕСЛИ НЕ…,ТО
7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО
4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А)
Мы побывали не только в Австрии, ано и в Германии.
2. Нельзя нарушать местоположение союза и
однородных членов.
Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.
Книга не только имеет познавательную ценность, но и
большое воспитательное значение.

34. 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

3. Нельзя ставить общее дополнение при
однородных сказуемых, требующих разного
управления .
Что?
чем?
Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.
4. Нельзя связывать в качестве однородных членов
слова, выраженные разными частями речи.
Я люблю рисовать и живопись.
Катя стройна и очень красивая.

35. 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами

5. Однородными не могут быть разные члены
предложения, то есть определение или дополнение и
придаточная часть сложного предложения.
Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.
Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро
товары подорожают.
4. Однородными могут быть слова из одной логической
группы.
У автомобиля новые диски и отличные скоростные
показатели.
6. Однородные при обобщающем слове должны быть
такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных
цветов: лютики, ромашки, васильки.

36. Алгоритм выполнения

1. Находим предложения с составными союзами,
выясняем, нет ли ошибок в их употреблении.
2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с
общим дополнением.
3. Если нет, находим однородные, выраженные
разными частями речи или являющиеся разными
членами предложения. Проверяем.
4. Указываем номер предложения с
ошибкой.

37.

1. Болельщики «Зенита» любили и гордились своей
командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
2. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но
также и стеклянная посуда
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых
усилий, а также леность мысли.
6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и
отпустят отдыхать.
7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со
своей повестью до начала следующего года.
8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в
широких кругах общественности.
9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских
классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

38. 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – это переделанная прямая речь в
сложноподчиненное предложение без кавычек.
1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.
Петр сказал, что он
я задержится
задержусь дома.
2. Использование кавычек
Петр сказал, что «я он
задержусь
дома».
задержится
дома
3. Если в прямой речи была вопросительная реплика,
то в предложении используется союз ЛИ.
Анна спросила, что пойдут они в кино.
Анна спросила, пойдут ли они в кино.

39. Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с косвенной речью.
Выясняем, какое лицо употребляется.
2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи.
3. Находим ошибку. Указываем номер
предлодения.

40.

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания
института каждый год ездим на встречу выпускников.
2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.
4. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
5. Я не заметил, что находится ли он в комнате.
6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно»
7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех
нас видеть.
8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим
пассажирам, что оплатите проезд.
9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий
объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем».
10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил,
что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

41. 9. Ошибка в употреблении имени числительного

1. Употребление числительных полтора, полторы,
полтораста.
Во всех падежах, кроме И., В. – полутора,
полутораста.
В полутора х километрах от нас находилась деревня.
2. Числительные ОБА, ОБЕ
С обоими подругами мы зашли в кафе.
3. Собирательные числительные
Трое книг лежало на полке.
Двадцать двое суток добирались до берега.

42. Алгоритм выполнения

1. Находим предложение с числительным.
2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении.
3. Указываем номер предложения.

43.

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты
изнутри газетными листами.
2. Нам было поручено подготовить презентацию к
первому апрелю.
3. Трое подростков, среди которых были двое
девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома
торговли».
4. Для выполнения поставленной цели нам дали
двадцать двое суток.
5. Дом находился в полутора часах езды, и мы,
посовещавшись, решили выезжать немедленно.
6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей,
указывали на то, что кто-то уже опередил нас

44. 10. Ошибка в построении сложного предложения

1. В предложении нельзя употреблять одновременно
сочинительные и подчинительные союзы.
Как только начался урок, но мы все сразу встали.
2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что
насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)
Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде
Наташи.
Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.
3. Неправильное употребление указательных слов (то,
что; то, чтобы; тем, чтобы):
Отец узнал то, что рейс задержится.
Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.
4. Неверная конструкция с придаточным
определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.
Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не
расставался весь год.

45. Алгоритм выполнения

1. Находим сложное (сложноподчиненное
предложение).
2. Выясняем, есть ли неверное употребление
союзов, союзных слов, указательных слов.
3. Указываем номер предложения с ошибкой

46.

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты
не они, а другие.
2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был
уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.
3. Я показал гостям автограф писателя, который мне
очень дорог.
4. Водитель маршрутного такси сказал вновь
вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
5. В выступлении приводились данные, которые,
кажется, что где-то частично уже звучали.
6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к
тебе.
7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут
плавать пароходы из стекла.

Слайд 1

ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 8 Грамматические ошибки

Слайд 2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Слайд 4

Ничего не стоит выполнить это задание. Необходимо только знать в лицо несколько видов ошибок:

Слайд 5

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» «согласно (чему?) приказ у ». Предлог « По » в значении «после» употребляется с предложным падежом : « По уходе барина , по окончании пьесы».

Слайд 6

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, те — местоимения множественного числа. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка. Правильно: «Все, кто опоздал, извинились».

Слайд 7

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Это названия в кавычках . Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут… Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…

Слайд 8

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением . Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется дополнение в винительном, другим — в творительном падеже. Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже . «Он обратился и получил помощь от адвоката ». Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили. Так делать нельзя.

Слайд 9

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?

Слайд 10

Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни. Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-. Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни. И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное? Вы. То есть, один и тот же человек. Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие ? Подлежащее

Слайд 11

Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

Слайд 12

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Причастный оборот . Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. « Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов» . Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев как ИХ ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка. Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».

Слайд 13

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое. (вопрос: что сделать?) Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»). А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 14

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью. Смешение прямой и косвенной речи. А.С. Пушкин писал, что «я памятник воздвиг себе нерукотворный». Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

Слайд 15

Ошибки в построении сложного предложения Пример: Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. (вместо Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей.)

Грамматические ошибки ЕГЭ. Задание 8 Наталия Георгиевна Покровская

Грамматические ошибки

ЕГЭ. Задание 8

Наталия Георгиевна Покровская

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением Приложение  – это определение, выраженное существительным. Например, названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Роман (какой?) «Преступление и наказание» Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Приложение  – это определение, выраженное существительным. Например, названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д.

Озеро (какое?) Байкал. Роман (какой?) «Преступление и наказание»

Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
  • В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
  • В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже .  определяемое слово не должно входить в причастный оборот.  не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже .
  • определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду.
  • Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
  • Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
  • Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду.
  • Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
  • Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Деепричастие обозначает дополнительное действие , которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает дополнительное действие , которое совершает подлежащее.

Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым.

Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался.

  • Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
  • Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
  • Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) Приехав в Москву, мне стало грустно. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
  • Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
  • Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
  • Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
  • Приехав в Москву, мне стало грустно.
  • Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым   Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову:

ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

  • Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
  • В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

Нарушение связи  между подлежащим и сказуемым   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Кресло-качалка отремонтировано. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Кресло-качалка отремонтирована.  [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
  • Кресло-качалка отремонтировано.
  • [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
  • ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
  • Кресло-качалка отремонтирована.
  • [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Неправильное построение предложения с косвенной речью   При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Неправильное построение предложения с косвенной речью   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю смешение прямой и косвенной речи.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

смешение прямой и косвенной речи.

Ошибки в построении предложения с однородными членами   Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом. Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Ошибки в построении предложения с однородными членами

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма)

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

Ошибки при построении сложного предложения 1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли , выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Ошибки при построении сложного предложения

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли , выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Ошибки при построении сложного предложения ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО 1. [В письме говорилось], ( что в город, ( которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский). 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). При таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом. 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание).

Ошибки при построении сложного предложения

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

1. [В письме говорилось], ( что в город, ( которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

При таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом.

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без   - Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) - Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) - Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим . Предлоги в -из, на — с (уметь различать).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без

— Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) — Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) — Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим .

  • Предлоги в -из, на — с (уметь различать).

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам Благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока. По истечении срока. По прибытии поезда. По приезде. В город – из города Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств Благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока. По истечению срока. По прибытию поезда. По приезду. С города

Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
  • Благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
  • По окончании срока. По истечении срока. По прибытии поезда. По приезде.
  • В город – из города
  • Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
  • Благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
  • По окончанию срока. По истечению срока. По прибытию поезда. По приезду.
  • С города

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату. Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.
  • Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Нарушение управления   ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Он всегда уделял внимание своему здоровью. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Нарушение управления

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

  • Он всегда уделял внимание своему здоровью.
  • Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

31 января 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Презентация на урок.

Формулировка задания: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За правильное выполнение задания можно получить 5 баллов: по одному баллу за верное соответствие предложения ошибке.

→ 8rut.pptx | 8rut.pdf
→ Практика.

Виды грамматических ошибок

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
7. Нарушение в построении предложения с однородными членами.
8. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
9. Ошибка в употреблении имени числительного.
10. Ошибка в построении сложного предложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки картинки для презентации
  • Грамматические ошибки предложения я знаю что придет время
  • Грамматические ошибки журналистов
  • Грамматические ошибки какие они
  • Грамматические ошибки предложения плохо выраженная мысль