Грамматические ошибки при употреблении предлогов

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Класс: 11

Дата: 11.01.23

Учитель: Дейнега Н.Н.

Предмет: родной (русский) язык.

Тема урока: Типичные грамматические ошибки. Употребление предлогов.

Цель урока: повторение
правила употребления предлогов и предупреждение типичных грамматических ошибок
– подготовка к ЕГЭ (задание № 8)

Ресурс: https://yandex.ru/video/preview/15609194666542407849

Ход урока

1.                 
Организационный
момент.

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

2.                 
Повторение ранее
изученного материала. Актуализация знаний.

Вставьте пропущенные предлоги:

Идти … школу    –
прийти … школы

еду    … Москву
 — возвращаюсь  … Москвы

пойти … рынок  — прийти …
рынка

ехать … Кавказ  —
возвращаться … Кавказа

3.         Изучение нового
материала.

https://yandex.ru/video/preview/15609194666542407849

ФИЗМИНУТКА

Сделай зарядку для глаз.

1.     
Быстро поморгать, закрыть
глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2.     
Крепко зажмурить глаза,
сосчитать до трех, открыть глаза и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить
4 – 5 раз.

3.     
Вытянуть правую руку
вперед, следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями
указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 –
5 раз.

4.     
Посмотреть на указательный
палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.
Повторить 4 – 5 раз.

5.     
В среднем темпе
проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую
сторону. Повторить 2 раза.

  1. Закрепление

Ошибки в употреблении предлогов

  1. Рефлексия
  2. Домашнее задание:

1.      Решите следующую задачу. Запишите получившееся
предложение.

Я вышел ( с, из) автобуса.

Музыкант возвращался (с, из)
концерта
.

2.      Найдите и исправьте ошибки  в
словосочетаниях. Составьте с одним из получившихся словосочетаний предложение.

Разочароваться другом, описывать о
происшествии.

Посвящать о своих делах, в разговоре коснуться
о музыке.

Забота к детям, участвовать на соревнованиях.

Говорить за литературу; описывает о личности
своего героя.

Обратная связь : Viber: 89877707920

вернуться на стр. «Культура речи»  на главную, на стр. “Служебные ЧР“, «Игры для детей«, “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”

Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. 

Отсутствие предлога. Нельзя не преклоняться его героизмом

Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

Ошибка в управлении. Я поступил согласно приказа.

Употребление предлогов и предложных сочетаний

Употребляются с Р.п. (чего?)

в отношении, в сторону, во избежание, в целях, в течение, в продолжение, вследствие, ввиду, в силу, в сопровождении, впредь до, за счет,  касательно,  насчет, независимо от, относительно, по мере, по линии, по причине, при посредстве, со стороны

Употребляются с Д.п. (чему?)

благодаря, в отношении к, применительно к, сообразно,  согласно,  по, соответственно, вопреки

Ошибочным является употребление одного предлога вместо другого (т.н. экспансия предлога). Так, в современной речи наблюдается экспансия предлогов О, С  (О чем смеетесь? Я не с тебя смеюсь).

Распространены ошибки при использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо: спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу: из комнаты, из ямы, из школы.

Особенно важно учитывать закрепленность производных предлогов за определенной падежной формой. Как правило, они используются либо с родительным, либо с дательным падежом.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Употребление предложных сочетаний
Тест на тему Предлоги
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи»  на главную, на стр. “Служебные ЧР“, «Игры для детей«, “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”

Слайд 1

Грамматические ошибки Ошибки в употреблении предлогов Малыгина О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Смешение предлогов из и с (со) Когда он приехал с поселка в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он не сразу приступил к выполнению домашнего задания.

Слайд 3

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Смешение предлогов В и НА 1.Солдаты , принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни . 2.Диктатура государства – диктаторство того класса, который находится во власти ( вместо у власти ). 3. Настоящий героизм проявился при боях за Москву.

Слайд 4

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени. По заказу музея изготовлены копии с древних миниатюр и документов

Слайд 5

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Пропуск предлога На воде, земле и воздухе – всюду мы защищены . ( в воздухе)

Слайд 6

Использованы материалы: Л.В.ЩЕРБ.А Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся http://moyamatem.ru/tipi-grammaticheskih-oshibok-nepravilenoe-upotreblenie-padejno/index.html http :// 4ege.ru/engine/download.php?id=4023

Грамматические ошибки   Ошибки в употреблении предлогов Малыгина О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Грамматические ошибки Ошибки в употреблении предлогов

Малыгина О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Смешение предлогов  из и с (со) Когда он приехал с  поселка в город, то многому удивился. Вернувшись со  школы, он не сразу приступил к выполнению домашнего задания.

Ошибки в употреблении предлогов

Вид ошибки

Примеры

Смешение предлогов

из и с (со)

Когда он приехал с поселка в город, то многому удивился.

Вернувшись со школы, он не сразу приступил к выполнению домашнего задания.

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры 1.Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. 2.Диктатура государства – диктаторство того класса, который находится  во власти (вместо  у власти ). 3. Настоящий героизм проявился при боях за Москву.    Смешение предлогов В и НА

Ошибки в употреблении предлогов

Вид ошибки

Примеры

1.Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.

2.Диктатура государства – диктаторство того класса, который находится  во власти (вместо  у власти ). 3. Настоящий героизм проявился при боях за Москву.

Смешение предлогов

В и НА

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени.  По заказу музея изготовлены копии с древних миниатюр и документов

Ошибки в употреблении предлогов

Вид ошибки

Примеры

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

По заказу музея изготовлены копии с древних миниатюр и документов

Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки Примеры На воде, земле и воздухе – всюду мы защищены.  ( в воздухе)  Пропуск предлога

Ошибки в употреблении предлогов

Вид ошибки

Примеры

На воде, земле и воздухе – всюду мы

защищены.

( в воздухе)

Пропуск предлога

Использованы материалы:

Использованы материалы:

  • Л.В.ЩЕРБ.А Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся
  • http://moyamatem.ru/tipi-grammaticheskih-oshibok-nepravilenoe-upotreblenie-padejno/index.html
  • http :// 4ege.ru/engine/download.php?id=4023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки при употреблении однородных членов предложения
  • Грамматические ошибки однородные сказуемые
  • Грамматические ошибки при употреблении деепричастных оборотов
  • Грамматические ошибки огэ задания
  • Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота