Грамматические ошибки при употреблении однородных членов предложения

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.


А какая ваша оценка?

    1. Ошибки в использовании однородных членов предложения

Однородные
члены предложения не всегда могут быть
выражены одной и той же частью речи,
напр.: Обвиняемый
дал показания добровольно, без принуждения,

но не всегда разные части речи могут
составить ряд однородных членов, и тогда
возникают
грамматико-стилистические

ошибки.

1.
Ошибочным является построение ряда
однородных членов, выраженных разными
формами:

а)
существительным и неопределенной формой
глагола: Жариков
должен был выполнять следующие действия:
приготовление
необходимого инструмента, отвлекать
внимание Блохина, в случае необходимости
связать
его.
Исправим: Жариков
должен был выполнить следующие действия:
приготовить необходимый инструмент,
отвлечь… связать его
;

б)
прилагательными (причастиями) и
глагольными формами. Подобные ошибки
очень часто встречаются в оформлении
анкетных данных обвиняемых и подсудимых,
ср.: Астров
Иван
Яковлевич,
6
января 1958 года рождения
,
уроженец
г. Пермь
,
русский,
беспартийный,
женат,
образование
4 класса
,
имеет
на иждивении двух детей возраста 2 и 5
лет
,
ранее
не
судим
,
работал
грузчиком в столовой № 2
,
содержится
под стражей с 12 декабря 1986 года
,
обвиняется
Надо
придать однородным членам одинаковую
форму, в данном случае – полных
прилагательного и причастия, а также
существительного с предлогом, которые
в предложении составят ряд однородных
согласованных и несогласованных
определений: родившийся
6
января 1958 года в г. Пермь
,
русский,
беспартийный,
с
образованием

4
класса
,
женатый,
имеющий
на иждивении

ранее
не
судимый
,
работающий
содержащийся
под стражей
…;

в)
существительным (или отыменными формами)
и деепричастием: На
основании

изложенного и руководствуясь
ст. … УПК РФ, суд приговорил. С
целью завладения

личным имуществом граждан и осуществляя
преступный сговор, Янош и Скуйбин
остановили гр-на Лосева.
В
обоих случаях следует убрать союз «и»;

г)
глаголом и деепричастием:
Чайкина,
придя
на работу в нетрезвом состоянии, и
учинила
скандал. Возможны
два
варианта правки: Чайкина,
придя
на работу в нетрезвом состоянии,
учинила
скандал.
Или:
Чайкина
пришла на работу в нетрезвом состоянии
и учинила скандал;

д)
краткой и полной формой прилагательных:
Виновный
человек или не виновен, устанавливает
суд

(надо:
виновен
или не виновен).

Не может употребляться в анкетных данных
краткая форма причастий не
женат, не судим

в
ряду однородных членов, выраженных
полными причастиями. Надо: неженатый,
несудимый.

2.
Не
могут соединяться в качестве однородных
членов языковых единиц, имеющих разную
синтаксическую форму: придаточное
предложение и «одиночный» член
предложения: Человек,
который любит свою профессию и работающий
с увлечением, приносит пользу обществу
(надо:
который
любит

и работает

или любящий
и работающий
).

3.
Ряд
однородных членов не могут составить
два определения, одно из которых выражено
придаточным определительным предложением
(союз
который),
а
другое –
причастным
оборотом: В
ночь
на 7
января
1991 года Цыганков и Мгурен подожгли
садовый домик № 13, /расположенный
в садоводческом обществе
«Березка»/
и (который
принадлежал гр-ну Загородникову).
Исправим
таким
образом, чтобы однородные определения
стояли в одной и той же форме: или
в форме
двух причастных оборотов: …подожгли
садовый домик № 13,
/расположенный
в садоводческом обществе «Березка»/
и
/принадлежавший
гр-ну Загородникову/,
или двух определительных придаточных
предложений:
…подожгли
садовый домик № 13,
(который
был расположен

в
садоводческом обществе

«Березка»)
и (который
принадлежал
гр-ну Загородникову
).

4.
Довольно часто допускаются ошибки в
управлении при однородных членах: Крамер
угрожала
и
оскорбляла
потерпевшую.
Организация
и
руководство
группой,
деятельность которой сопряжена с
причинением вреда здоровью граждан…

Мы уже говорили, что в этом случае
нарушение в управлении вызвано тем, что
при однородных членах предложения,
управляющих разными падежами, стоит
общее зависимое слово (в первом примере
слово потерпевшую,
которое не сочетается с однородным
сказуемым «угрожала»;
во втором примере – «группой»,
которое не может сочетаться с однородным
подлежащим «организация»).
Надо исправить: Крамер
угрожала
потерпевшей

и
оскорбляла
ее
.
Организация группы,
деятельность
которой

сопряжена с… и
руководство
ею

5.
И, наконец, грамматической ошибкой
является разрыв ряда однородных членов
предложения: Представители
всех
стран

СНГ
,
съехались на совещание в Москву, а также
Эстонии
и Латвии
.
Надо: Представители
всех
стран

СНГ
,
а также
Эстонии
и Латвии
,
съехались
на совещание в Москву

В статье рассматриваются частые грамматические ошибки, возникающие в предложениях с однородными членами. Приведены правила, касающиеся употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – это члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечая на вопрос. Наиболее распространенные случаи и примеры ошибок при построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильной конструкции Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) простые (слова, словосочетания) и сложные (полные предложения) части предложений;

3) слова, обозначающие родовые и частные понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные формы видово-временных глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Купили яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи, конкретный концепт, продукты, общий).

Здание было ветхим, старым и недостроенным (ветхое — полное прилагательное, старое — сокращенное, недостроенное — причастие).

Не люблю ждать и когда опаздывают (слово ждать и часть сложноподчиненного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи и другие продукты.

Недостроенное здание было старым и полуразрушенным.

Я не люблю ждать, не люблю, когда люди опаздывают.

Общее зависимое слово нельзя употреблять с однородными членами предложения, требующими разного обращения. В комнате увидел и полюбил старого друга (увидел (кого?), полюбил (кого?) — слова с разным управлением).

Она выслушала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (что?) — слова с разным контролем).

В гостиной я увидел старого друга и был в восторге от него.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов в двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного соединения. Учитель рассказал о существительных и прилагательных (однородные члены существительных, неправильно употребляются прилагательные с двойным союзом).

Эти книги предназначены не только для учителей, но и для учащихся (обе части двойного союза не только, но и должны быть перед однородными терминами для учителей, для учителей).

Учитель говорил о существительных и прилагательных. (Учитель говорил не только о прилагательных, но и о существительных).

Эти книги предназначены не только для учителей, но и для учащихся.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно стоять в том же падеже, что и родственные ему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к родовому слову напитки).

Он был известен двумя чертами: болтливостью и дружелюбием (характеристические слова употребляются в Т р., слова болтливость и дружелюбие в И р.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одними и теми же предлогами, то предлог может быть опущен перед вторым и последующими однородными членами.

Если употребляются однородные члены с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африка, Австралия требуют предлога в, Мадагаскар — предлога в). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

История о мужчинах и женщинах.

Не желательно использовать в предложении несколько рядов однородных членов. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветы, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. На доске рисовали домики, цветы, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в том случае, если учащийся не понимает, что такое однородные члены предложения, он размещает слова с разными грамматическими и синтаксическими характеристиками в однородный ряд.

Важно! В ряде случаев слова из разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические словосочетания) могут быть однородными членами предложения. Например: в комнату вбежала веселая и хихикающая девочка. Студент ответил энергично, красивым языком.

Ошибка в построении предложения  с однородными членами  (к заданию № 8 ЕГЭ)

Ошибка в построении предложения с однородными членами (к заданию № 8 ЕГЭ)

  Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».

Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. 

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

1. Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.

Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:

Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.

Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.

Пример 1Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем?) своим отцом.

Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Получилось, что дополнение «отцом» верно подчинилось лишь второму сказуемому, так как глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что? отца ), следовательно, данное предложение построено неверно. Чтобы правильно выразить мысль, нужно изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так:  Я люблю своего отца и восхищаюсь им.

Пример 2 :   Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился (к чему?) к своей мечте.  

Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так:  Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

2. Однородные члены связаны двойными союзами

не только…, но и…; если не…, то… и другими

Правило 1 .  В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять однородные члены одного ряда, например:  Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей.   Сделаем схему предложения:  не столько О,  сколько  О. Первая часть двойного союза:  не столько , находится перед первым ОЧ, подлежащим «места» (слово« красочные» мы не принимаем во внимание), вторая часть  сколько  стоит перед вторым подлежащим «душевность».

Теперь «сломаем» предложение.  Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей.   Первая часть союза теперь относится к сказуемому, а вторая к подлежащему. Вот этом и заключается ошибка данного типа.

Пример 1Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.   Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением:  Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей . Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.

Правило 2.  Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение  Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях , так как союза  не только.., а также  нет. У союза «не только» вторая часть «но и », а не «также». Верный вариант этого предложения будет таким:  Купцы Строгановы не только варили соль, но и добывали железо и медь в своих землях

Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).

1) не только … но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не … но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только;

2) не то что … но (а; просто; даже, даже не); даже … не то что; даже не … не то что; даже не … тем более не;

3) мало того … еще и; мало того что … еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.   Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.   Грамматически верным будет предложение:  Я забыл обо  всём : о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске.  Слово [обо] «всём» является  обобщающим , стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.   Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луки-самострелы, соболя и украшения.   В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луков-самострелов, соболей и украшений.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.

Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

Грамматически верным будет предложение:  Я забыл обо  всём : о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске.  Слово [обо] «всём» является  обобщающим , стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.

Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луки-самострелы, соболя и украшения.

В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:  Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых  даров : луков-самострелов, соболей и украшений.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

4. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения

Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены. Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.

Если в предложении объединяются в однородные

 —  форма имени существительного и неопределённой формы глаголалюблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной  и аналогичные;

 —  разные формы именной части сказуемогосестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая  и аналогичные;

 —  причастный оборот и придаточное предложениеГлавные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают и аналогичные;

 — причастный и деепричастный оборотЛюбящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов  и аналогичные;

то это  —  грамматическая ошибка

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.   В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги  в  и  на , и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади.  Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.   Пример с ошибкой:   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах . Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:  Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.

В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги  в  и  на , и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда:  За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади.  Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.

Пример с ошибкой:   Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах . Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант:  Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ  6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий   Например, в предложении :  В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты  допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант:  В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.   Ещё пример с ошибкой:  На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники.  Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

Например, в предложении :  В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты  допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант:  В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

Ещё пример с ошибкой:  На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники.  Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ 7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.   Например, в предложении  Провожающие шли с сумками и печальными лицами   чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».   Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма:  Не спали только Маша, отопление и зима   (К. Г. Паустовский ).  Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один  (А.Н. Толстой).   … для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.

ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Например, в предложении  Провожающие шли с сумками и печальными лицами   чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».

Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма:  Не спали только Маша, отопление и зима   (К. Г. Паустовский ).  Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один  (А.Н. Толстой).

для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.

2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.

3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.

4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.

5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.

6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.

7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.

8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.

9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.

10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.

12. Эта пьеса современна и злободневная.

13. Я не столько против дождя, сколько грязи.

14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.

15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.

16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.

17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.

18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.

19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.  21. Меня разбирали любопытство и радость. 22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 26. Я не люблю болеть и горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда ругают.  28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.

21. Меня разбирали любопытство и радость.

22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.

23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.

24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней.

25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело.

26. Я не люблю болеть и горчичники.

27. Я не люблю скуки и когда ругают.

28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь.

29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.

30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.

31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой.

33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

1. Родители заботятся  даже о взрослых детях и переживают за них . 2. Я  понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему . 3. Везде:  на улицах и площадях, в парках и садах  – ощущается близость весны. 4. Режиссёр  опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему . 5. Сборные панели из кирпича не  уступают  железобетонным  ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям . 6. А.С. Грибоедов  был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом . 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение  и ощутил  тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица,  так и  внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь  не любил мещанства и брезговал им . 10. По этому роману  не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли . 11. Москва –  родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах . 12. Эта пьеса  современная  и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько  против  грязи. 14. Алексея  восхищали её глаза , а также  удивляла скромность и доверчивость . 15.  Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе . 16. У Марины стройная фигура.  Девушка всегда бодра и весела . 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях.  Кроме того, он хороший шахматист . 18. Когда хозяин был пьян, он  буянил , бил посуду.  Доставалось и мальчику . 19. Чехов высмеивал  лицемеров и честолюбцев . 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов,  не видно было  и ярких стенгазет. 21.  Мне было весело. Кроме того , меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить  Чацкому и оскорбить его , распускает сплетни  о герое . 23. Пушкин  любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем . 24. Автор говорит не только о её внешней красоте,  но и  о внутреннем благородстве. 25.  Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно . 26. Я не люблю болеть,  потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники . 27. Я не люблю скуки и  скандалов . 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами.  Но все герои знают, что такое честь . 29. Пугачёв- царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил  стаканом вина. 30.  Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то  экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли  прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им . 32.  В словах  Чехова  звучит не насмешка, а гордость . 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем  не любить его и не восхищаться им .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Употребление однородных членов предложения»

Данная презентация разработана мною для формирования знаний учащихся по культуре речи на тему «Употребление однородных членов предложения». Программа ро русскому языку под редакцией С.И. Львовой….

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс

Обобщающий контроль в двух вариантах…

«Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения»

Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е…

Учебное занятие: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными…

презентация к учебному занятию: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка…

Учебное занятие по русскому языку «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: — закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл…

Сфера употребления предложений с однородными членами предложения (на основе размышлений над основными положениями книги И.А. Ильина «Путь духовного обновления»)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 9 КЛАСС…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки огэ задания
  • Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота
  • Грамматические ошибки нарушение синтаксической нормы
  • Грамматические ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
  • Грамматические ошибки на первом канале