Грамматические ошибки при деепричастном обороте упражнения

        Деепричастие обозначает добавочное
действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет
действие-глагол,  должен выполнять и действие-деепричастие.

Например:

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в  легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я
нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к
безличному глаголу, так как  безличный глагол обозначает действие,
которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические  ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как
вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может
относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. (
 Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться
деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит
со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может
относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4    Найдите предложения с ошибками

1.      Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.

2.      Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3.      Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4.      Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5.      Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6.      Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7.      Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8.      Наклеивая обои, получилось неровно.

9.      Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10.  Наклеивая обои, работайте
с отвесом.

11.  Наклеивая обои, стена
оказалась неровной.

12.  Наклеивая обои, пролился
клей.

13.  Наклеивая обои, пролил
клей.

14.  Наклеивая обои, нужно
учитывать материал, из которого они изготовлены.

15.  Перелезая через забор, я
зацепился штанами и порвал их.

16.  Перелезая через забор, у
меня порвались штаны.

17.  Перелезая через забор,
случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

18.  Перелезая через забор,
высота его меня поразила.

19.  Перелезая через забор,
постарайтесь не порвать штаны.

20.  Перелезая через забор,
невозможно порвать штаны.

21.  Перелезая через забор, из
него торчали гвозди.

Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.


Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).

Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).

Пояснения к схеме

Деепричастие – это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки
раздались)
. Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он или я).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки
.

2. *Выйдя на улицу, мне стало
холодно
.

Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.

  • В безличных предложениях можно
    употребить деепричастный оборот в том случае,
    если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
    на ночлег, следует выбрать место посуше
    . В
    данном предложении подлежащего нет. Но у
    основного и добавочного действий («выбрать» и
    «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
    выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет
разгружена
.

Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект основного
действия и субъект действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена
.

Деепричастный оборот чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею
.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал
.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить
.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор
.

А. Сдав экзамены, …

1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …

1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать
.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные
предложения
.

1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.

2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать
). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры
.

4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее
.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность
.

Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

1. Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.

2. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

3. Одним из художников, применивший плэнерную живопись, был В.Д. Поленов.

4. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

5. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связанно с вулканами.

6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

7. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика.

8. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

10. Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия солнца.

11. Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В.А.Обручевым.

12. Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

13. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войной.

Нарушения в построении предложений

с несогласованным приложением

1. Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.

2. На мысе Флора восемнадцать лет спустя участники экспедиции встретили штурмана с корабля «Святой Анны».

3. В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

4. О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

5. О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

6. На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.

7. Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) – английский писатель, автор известного всем романа «Робинзона Крузо».

8. В издании журнала «Московского телеграфа» принимали участие П.А. Вяземский и Н.А. Полевой.

9. В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления машине «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.

10. Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».

11. Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

1. Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н.И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.

2. Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.

3. Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину.

4. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.

5. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

6. Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

7. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.

8. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

9. Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.

10. Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство языка.

11. Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

12. Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.

2. Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.

3. Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

4. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

5. Все, кто присутствовал на заседании Ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

6. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

7. В этом году МГУ объявило об открытии нового направления в подготовке студентов.

8. Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.

9. Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

10. Капри расположено в Тирренском море — самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

11. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

12. Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

13. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев.

14. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.

15. Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование.

16. Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».

17. Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

1. Благодаря дружбы с семьёй С.Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н.В. Гоголь поселился в доме писателя.

2. Все с нетерпением ждали начала второй серии испытаний нового двигателя, которая должна была стартовать сразу по завершению первого этапа, но почему-то откладывалась.

3. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.

4. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

5. День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов.

6. Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

7. Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.

8. Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.

9. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

11. Наперекор мнения родителей я принял собственное решение.

12. По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

1. Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

2. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

3. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

4. На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

5. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

6. В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.

7. Предметно-бытовые детали в прозе А. П. Чехова не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

8. Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но также путём реконструкции.

9. Он любил и увлекался чтением.

10. Работу над «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету и на сюжет, подсказанный А.С Пушкиным.

11. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, а также драматический театр и библиотека.

12. Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе свет

Неправильное построение предложений с косвенной речью

1. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

2. Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.

3. Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

4. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

5. Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади».

6. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

7. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».

9. Винсент Ван Гог говорил, что «я хочу передать картинами нечто утешительное, подобное музыке».

10. Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот «подавал мне лошадей».

11. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

12. Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь.

13. Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи.

14. Шофёр такси уверял, что я довезу вас до вокзала за пятнадцать мину

Предложения с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

1. Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

2. Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

3. Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

4. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

5. На минуту дождь утихает и застучит вновь.

6. Приходит осень и раскрасила все листья в желто-красные цвета.

7. В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.

Дидактический материал

Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.

Примеры с ошибкой

Правильный вариант

1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось.

Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось.

4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина.

Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина

6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце.

Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть

7. Войдя в лес, солнце село.

Когда мы вошли в лес, солнце село.

8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение.

Читая книгу, сценарист выражает своё мнение.

9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные.

Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные.

10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем.

Когда сидишь на берегу тихой речушки,

хорошо думается о будущем.

11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах.

Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах.

12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения.

Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения.

13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага.

Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка.

14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни.

Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни.

15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника.

16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией.

Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией.

17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями.

От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах.

18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени.

Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени.

19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки.

Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома.

20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

Я чувствую ширь, взглянув на Волгу.

21.Взяв её под руку, они пошли вместе.

Взявшись за руки, они пошли вместе.

22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом .

23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору.

24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Прочитав эту роль, я рассмеялся.

25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья.

Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием.

Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием

27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна.

Посмотрев на деревце около дома, я представила весну.

28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу.

Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу.

29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью.

Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью.

30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы.

31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи.

32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость!

Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе!

33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами.

Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами.

Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами

34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских.

35. Думая о будущем, мне забывается прошлое.

Думая о будущем, я забываю прошлое.

36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib

Примеры правильного построения предложений с деепричастным оборотом.

 

Примеры.

Пояснения.

Поднявшись на гору, он увидел море. Находим главные члены.

Он увидел.

Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом.

Он поднялся и увидел.

Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. Находим главные члены.

Готовлюсь.

Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение).

Заменяем деепричастие глаголом.

Я готовлюсь и выполняю.

Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! Находим главные члены.

Выполняй.

Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ.

Ты выполняй и готовься.

Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:

нужно

можно

должно

следует

следовало, следовало бы

приходится, пришлось приходилось, пришлось бы.

удалось

нельзя

невозможно

не следует

не приходится

не удалось.

В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей,  которые обозначают действующее лицо.

Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. Находим главные члены.

Следует обращаться.

Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего.

НО!!!

Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение.

Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.

 

Примеры. Пояснения.
Поднявшись на гору, стало совсем темно. Находим главные члены.

Стало темно.

Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»).

Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. Находим главные члены.

Был нарисован пейзаж.

Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору.

Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. Находим главные члены.

Было трудно.

Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить.

Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:

  • Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
  • Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
  • Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
  • Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.

Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.

Помните ГЛАВНОЕ:

Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом  и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.

Пояснение.

В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.


Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки картинки прикольные
  • Грамматические ошибки преподаватель руководил дипломной работой
  • Грамматические ошибки задание 8 егэ презентация
  • Грамматические ошибки картинки для презентации
  • Грамматические ошибки предложения я знаю что придет время