Тесты для заданий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ – грамматические ошибки
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Мы любим и гордимся нашими боксёрами.
-
Действия отца Серёжа всегда принимал за образец.
-
Благодаря доброте и взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
-
Кто бы ни изучал биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
-
В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.
-
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
-
Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
-
Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
-
Кондуктор попросил оплатить проезд.
-
В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Участник областной олимпиады был удостоен звания лауреата.
-
Вопреки распространённому суеверию женщины приносят удачу на корабле.
-
Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным артистом.
-
Пусть те, кто никогда не бывал в Самаре, приедут и убедятся, что этот город не уступает по красоте никакому другому волжскому городу.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
-
Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
-
В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
-
Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Многие из тех, кто находился в самолёте, были знакомы друг с другом.
-
Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
-
Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.
-
Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Те, кто не сдал чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
-
Занятия шли согласно расписанию.
-
Довольно скоро с гоголевской пьесой “Ревизором” познакомились все его друзья.
-
Одним из упрямцев, умевших отстоять своё мнение перед преподавателем, был В.В.Маяковский.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
С мнением историка соглашались теперь и те, кто недавно критиковал его позицию.
-
С первого июня автобусы будут ходить согласно летнего расписания.
-
В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни российской деревни середины 20 века.
-
Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Лирический герой – один из центральных персонажей романа “Евгений Онегин”.
-
На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
-
Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
-
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
-
Я не заметил, находится ли он в комнате.
-
Мне было поручено уничтожить засевшего в деревне снайпера.
-
Толпы людей были повсюду : на улицах, площадях, в скверах.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Все, кто интересуется театром, знают имя Олега Табакова.
-
В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
-
Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
-
Как успехи, так и неудачи бывают в жизни каждого человека.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
-
Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
-
Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами.
-
Все пятнадцать учеников, посещавших курсы, успешно сдали экзамен.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Прошло много лет, Владимир понял и простил брата.
-
Вопреки нашим ожиданиям, паром так и не пришёл в тот вечер.
-
Те из нас, кто ждали разрешения на выезд из страны, почти потеряли надежду.
-
По приезде в столицу нас разместили в хорошем отеле.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
В романе “Война и мир” более сотни действующих лиц.
-
Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
-
Все, кто хоть раз побывал в Сочи, никогда его не забудут.
-
Борис понимает, что обманул ожидания Катерины и которая верила ему.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Один из наших студентов, с отличием защитивший диплом, уехал работать на Север.
-
Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.
-
За мной зашёл мой партнёр по игре в теннис.
-
Надо поощрять студентов, стремящихся к знаниям и участвующих в жизни техникума.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Любой, кто обладает минимальными знаниями и техническими навыками, в состоянии собрать радиоприёмник.
-
Доклады могут быть представлены не только в устной, но и в письменной форме.
-
Этот человек стал для меня образцом героизма, у которого я многому научился.
-
Пациент обратился к этому врачу и лечился у него.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
В журнале “Наука и жизнь” напечатана статья В.М. Пескова.
-
Мы оплатили за покупки и вышли из магазина.
-
Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
-
В помещении нового цирка в Курске можно проводить не только цирковые представления, но и эстрадные концерты.
18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Туристы поражались красоте вида, открывавшегося со смотровой площадки.
-
Ученики хотели вникнуть в тайны природы и познать их.
-
По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
-
Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Стороны подтвердили готовность соблюдать график работы согласно расписанию.
-
Нашим олимпийцам помогла уверенность в победе
-
Заплатите за проезд в течение одной остановки.
-
Среди книг, прочитанным в последнее время, остановлюсь на одной особенно интересной, по моему мнению.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
-
Благодаря мобильной связи многие вопросы сейчас решаются очень быстро.
-
Сеня познакомил маму со своей девушкой и сказал, что скоро женится.
-
Президент попросил доложить обо всем, что происходит в стране.
21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
На собрании был поставлен вопрос об улучшении условий труда.
-
Те, кто двадцать лет назад был школьником, сейчас вершат судьбу страны.
-
Не только мать, но и отец осудил твой поступок.
-
Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Подруга поделилась впечатлениями о поездке в Москву.
-
В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
-
Родители заботятся о взрослых детях и переживают за них.
-
Те, кто отстал, не теряли надежды догнать передовой отряд.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
-
За нашей командой с отрывом в два очка следует команда “Динамо”.
-
Три часа прошли незаметно.
-
Согласование имеет большое значение для правильного построения фразы.
24 .Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
-
Жители микрорайона просили обратить внимание властей на состояние детской площадки.
-
Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье.
-
Главная задача пейзажиста – создать образ, пахнущий не красками, а цветами.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
-
Благодаря сообразительности студенту удалось решить трудную задачу.
-
В журнале “Новый мир” были напечатаны стихи молодого поэта.
-
К светскому обществу князь Андрей относился с презрением, в котором принуждён был бывать.
-
Среди вопросов, заданных на пресс-конференции, были и очень острые.
Ответы:
1 – 1; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 2; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1; 11 – 2; 12 – 3; 13 – 3; |
14 – 4; 15 – 2; 16 – 3; 17 – 2; 18 – 4; 19 – 4; 20 – 1; 21 – 4; 22 – 2; 23 – 1; 24 – 3; 2 |
Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом
на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения,
стенографические знаки. Например,
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся»,
«является»-«явл-ся»;
2. если в тексте часто повторяется одно слово,
допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий –
(П);
3. используйте стенографические знаки:
Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб
АППО
Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО
Грамматические
ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы
– словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ |
Вид |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное |
Благородность, чуда техники, |
Г2 |
Нарушение |
Я |
Г3 |
Нарушение |
Нужно |
Г4 |
Нарушение |
Главное, |
Г5 |
Ошибки |
Страна любила |
Г6 |
Ошибки |
Читая |
Г7 |
Ошибки |
Узкая |
Г8 |
Ошибки |
Эта книга научила |
Г9 |
Смешение |
Автор |
Г10 |
Нарушение |
Его не |
Г11 |
Нарушение |
Замирает на |
Г12 |
Пропуск |
На |
Г13 |
Ошибки, |
Хорошо |
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.
Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.
В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.
Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.
Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных
грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил
грамматики. Это – нормы словообразования частей речи, склонение и спряжение
слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также
нормы управления, которые усваиваются практически. Отступление от этих норм
квалифицируются как грамматические ошибки.
ошибки, связанные с нарушением
словообразовательной структуры слов
литературного языка;
искусственно образованные слова;
это всякого рода отступления от норм
образования и употребления форм слов,
вызываемые недостаточным владением
морфологическими нормами литературного
языка
это нарушение правил сочетаемости слов,
построения предложений
Суще
ствительное
Существительное
Ошибочное словообразование.
Фамусовское
общество
провозглашает
рабское
чинопочитательство.
Для рабочих и всех
трудовиков
загорелось солнце
свободы
Фамусовское
общество
провозглашает
рабское
чинопочитание.
Для трудящихся
загорелось солнце
свободы.
Неправильный выбор падежного
окончания.
У нас нет время.
Выбора показали…
У нас нет
времени
Выборы
показали…
Существительные мужского рода II
склонения в родительном падеже в
устойчивых фразеологических
сочетаниях должны иметь оконча—
ние У (а не А).
Ни слуха, ни духа.
С мира по нитке.
Ни слуху, ни
духу.
С миру по нитке.
Существительные мужского рода II
склонения в предложном падеже в
случае обстоятельственного
значения должны иметь окончание
У, в случае объектного значения —
окончание Е.
Деревья в вишнёвом
саде. Декорации в
«Вишнёвом саду«.
Деревья в виш—
нёвом саду. Де—
корации в
«Вишнёвом саде».
Не допускается
образование множественного числа
от отвлечённых и вещественных
существительных.
В партизанских
движениях
участвовали самые
различные слои
населения.
Татьяне
свойственны тонкие
понимания русской
природы
В партизанском
движении
участвовали самые
различные слои
населения.
Татьяне
свойственно тонкое
понимание русской
природы.
Мечта к свободе.
Согласно плана …
Мечта о свободе.
Согласно плану …
Толстой описывает о
войне.
Маяковский — певец
за мир.
Толстой описывает
войну.
Маяковский —
певец мира.
Ошибка в роде существительных.
Мама научилась
делать повидлу.
Мама научилась
делать повидло.
Ошибка в употребление числа
существительных.
В городе побежали
ручьи по асфальтам.
В городе побежали
ручьи по асфальту.
Управляемые слова могут быть
только при краткой форме
прилагательного.
Сюжет рассказа
интересный
во многих
отношениях.
Сюжет рассказа
интересен во
многих
отношениях.
Нельзя соединять формы
сравнительной и превосходной
степени, а также простые и
составные формы: обеих степеней
сравнения.
Это произведение
более худшее.
Самый
способнейший
студент.
Это произведение
еще хуже.
Самый способный
студент.
Способнейший
студент.
Форма прилагательных на ЕНЕН
сейчас почти не встречается.
Его вклад в работу
был существенен.
Его вклад в работу
был существен.
При склонении составных
количественных числительных
должны изменяться все слова,
входящие в их состав; при
склонении составных
порядковых
числительных только последнее.
Этот переход
составил около
четыреста
шестьдесят пяти
километров.
Это событие
состоялось в начале
тысячи восьмисот
четвёртого года.
Этот переход
составил около
четырехсот
шестидесяти пяти
километров.
Это событие
состоялось в
начале тысяча
восемьсот
четвёртого года.
Собирательные числительные
(ДВОЕ, ТРОЕ
и проч.) не
должны
употребляться с одушевлёнными
существительными,
обозначающими животных и лиц
женского пола.
Недопустимо употребление формы
ОБА с существительными
женского рода (форма женского
рода ОБЕ).
Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ
имеют архаический характер.
Ошибочное образование форм
местоимений.
Местоимения 3-го лица обычно
указывают на ближайшее
существительное. При
несоблюдении этого правила
возникает двусмысленность.
Когда Ниловна везла
прокламации с
речью Павла, её
захватила полиция
(кого — Ниловну или
речь Павла?).
Встреча Чацкого с
Фамусовым не
принесла ему ничего
хорошего (кому
Чацкому или
Фамусову?).
Полиция
схватила
Ниловну, когда
она везла
прокламации с
речью Павла.
Встреча Чацкого
с Фамусовым не
принесла
Александру
Андреевичу
ничего хорошего.
Нельзя заменять личным
местоимением 3—го лица
множественного числа
существительные с собирательным
значением (СТУДЕНЧЕСТВО,
КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и
проч.).
В комедии
обличаются
провинциальное
чиновничество.
Среди них
процветают
Взяточничество,
беззаконие,
воровство.
В комедии
обличается
провинциальное
чиновничество.
Среди него
процветает
взяточничество,
беззаконие,
воровство.
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ
указывают на тех лиц, которые
производят действие. Если об этом
забыть, возникает двусмыслен—
ность.
Тургенев приводит
героя к
постепенному
осознанию своих
ошибок (чьих —
Тургенева или ге—
роя?). Каждый из
помещиков
уговаривает Павла
Ивановича поехать к
себе (к кому к
помещику или к
самому себе?).
Исправление
Тургенев приводит
героя к
постепенному
осознанию со—
вершённых им
ошибок. Помещики
уговаривают Павла
Ивановича поехать
к ним в гости. Каж—
дый из помещиков
предлагает, чтобы
Павел Иванович к
нему приехал
Ошибочное образование гла—
гольных форм.
У глаголов УБЕДИТЬ,
ПО
БЕДИТЬ,
ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и
некоторых других не
употребляются формы l—го лица
единственного числа.
Я ощущу …
Я побежу (побежду)
…
Я убежу его …
Я могу ощутить …
Я надеюсь по—
бедить …
Я должен убедить
его…
Недопустимо использование
суффикса
ЫВОВА
вместо
ОВА (ИВА).
результаты
подытоживовались
результаты
подытоживались
При употреблении возвратных
глаголов возможны неточности,
связанные с не различением
собственно возвратного и
страдательного значений таких
глаголов.
Нельзя допускать разнобой в
формах времени и вида глаголов
После лекции
слушатели нередко
задерживаются в
аудиториях (сами
остаются или их
задерживают?).
Чуткий художник,
он откликается на
события
окружающей жизни
и отмечал только что
зарождающиеся в
ней явления.
Чтобы правильно
понять творчество
писателя,
необходимо
тщательно изучать
его эпоху
После лекции
слушатели нередко
остаются в
аудиториях. После
лекции слушателей
нередко
задерживают в
аудиториях.
Чуткий художник,
он откликается
(откликался) на
события
окружающей
жизни и отмечает
(отмечал) только
что
зарождающиеся в
ней явления.
Чтобы правильно
понять (понимать)
творчество
писателя,
необходимо
тщательно изучить
(изучать) его эпоху
Недопустимо одновременное
использование суффиксов ОВА и
ЕМ
(ИМ).
Нельзя пропускать частицу СЯ в
причастиях, образуемых от
возвратных глаголов.
В
центре повести
представитель
нарождающего
класса буржуазии.
В центре повести
представитель
нарождающегося
класса буржуазии.
Недопустимо рассогласование
причастия во времени с глаголом—
сказуемым или окружающей
лексикой.
На совещании были
представители всех
районов, за
исключением двух
делегатов,
отсутствующих по
уважительным
причинам.
Роман вскрывает
всю глубину
социального
неравенства,
господствующего в
дореволюционное
время в России.
На совещании
были представи—
тели всех районов,
за исключением
двух делегатов,
отсутствовавших
по уважительным
причинам.
Роман вскрывает
всю глубину
социального
неравенства,
господствовавшего
в дореволюционное
время в России.
Причастный оборот не должен
включать в себя определяемое
существительное.
отредактированная
рукопись автором
отредактированная
автором рукопись;
рукопись,
отредактированная
автором
Причастный оборот примыкает
(спереди или сзади) определенному
существительному; переносить
оборот не рекомендуется.
Горная цепь тянется
с востока на запад,
состоящая из
множества хребтов.
Горная цепь,
состоящая из
множества хребтов,
тянется с востока
на запад.
Состоящая из
множества хребтов
горная цепь
тянется с востока
на запад.
Глагол—сказуемое и деепричастие
не
должны обозначать действия
разных предметов или лиц.
Выражая в песнях,
сказках былинах
мечту о
счастливой доле,
народом были
созданы
произведения
большой глубины
и силы.
Выражая в песнях,
сказках, былинах
мечту о счастливой
доле, народ создал
произведения
большой глубины и
силы.
Нельзя допускать разнобой в
употреблении
видов деепричастий.
Читая статью и
отметив нужный
материал, я всегда
делаю выписки.
Читая
(прочитав)
статью и
отмечая
(отметив)
нужный
материал, я
всегда делаю
выписки.
Нельзя относить деепричастный
оборот к сказуемому, выраженному
страдательным причастием.
На картине
изображен мальчик,
широко расставив
ноги и уперевшись
руками в колени.
На картине
изображен
мальчик, широко
расставивший ноги
и упершийся
руками в·колени.
Нарушение согласования между
членами предложения:
нарушения согласования в числе
отсутствие согласования в роде
между подлежащим и сказуемым
Молодёжь всегда
были впереди
Выставка—просмотр
открыт ежедневно.
Герману очень
нравилось военная
служба.
Молодёжь всегда
была впереди
Выставка—просмотр
открыта
ежедневно.
Герману очень
нравилась военная
служба.
Падежное рассогласование имён.
Он никогда не видел
таких глаз, словно
присыпанных
пеплом,
наполненные
неизбывной тоской.
Он никогда не
видел таких глаз,
словно
присыпанных
пеплом,
наполненных
неизбывной
тоской.
Нельзя сочетать в качестве
однородных членов инфинитив и
существительное.
Эта книга научила
меня честности,
смелости и уважать
друзей.
Эта книга научила
меня честности,
смелости и
уважению к
друзьям.
В составном сказуемом нельзя
одновременно употреблять полную
и краткую формы.
Жизненный путь
героя тяжёл и
трагичный.
Жизненный путь
героя тяжёл и
трагичен.
Жизненный путь
героя тяжёлый и
трагичный.
Однородные члены должны
согласовываться в падеже с
обобщающим словом.
Во встрече
участвовали
делегаты от
следующих стран:
Англия, Франция,
Италия.
Во встрече
участвовали
делегаты от
следующих стран:
Англии, Франции,
Италии.
Нельзя ставить общее слово при
однородных членах, требующих
разного управления.
Трест организовал и
руководит
предприятиями.
Трест организовал
предприятия и
руководит ими.
Нарушение порядка слов при
использовании двойных
сопоставительных союзов.
Народные массы не
только создают
материальн
ые
блага,
но и великие
сокровища
культуры.
Народные массы
создают не только
материальные
блага,
но и великие
сокровища
культуры.
Нарушение порядка слов в
предложении
Детство прошло
Онегина в
Петербурге.
Светское общество
показал в романе
«Евгений Онегин»
Пушкин.
Детство Онегина
прошло в
Петербурге.
Пушкин показал в
романе «Евгений
Онегин» светское
общество.
Пропуск необходимых слов.
Владик кое—как
прибил доску и
побежал в волейбол.
Владик кое—как
прибил доску и
побежал играть в
волейбол.
Нарушение границ предложения.
Охотник положил
ружьё, привязал
собаку. И пошёл к
зверю.
Охотник положил
ружьё, привязал
собаку и пошёл к
зверю.
Загромождение сложного пред—
ложения придаточными.
Врачи считают, что
болезнь настолько
серьёзна, что
приходится
опасаться за жизнь
больного
.
Врачи считают
болезнь на—
столько серьёз—
ной, что
приходится
опасаться за
жизнь больного.
Разнотипность частей сложного
предложения.
В повести
содержится две
идеи: 1) всё большее
значение приобрета—
ет укрепление
нравственных устоев
общества;
2)
роль в этой работе
широких слоёв
интеллигенции.
В повести
содержится две
идеи: 1) всё
большее значение
приобретает
укрепление
нравственных
устоев общества;
2) большую роль
в этой работе
играют широкие
слои
интеллигенции
(или: необходимо
вовлечь в эту
работу широкие
слои
интеллигенции)
Нельзя смешивать конструкции
главного и придаточного
предложений.
Последнее, на чём я
остановлюсь, это на
вопросе о Ленском.
Последнее, на чём
я остановлюсь, это
вопрос о Ленском.
Неправильное совмещение
конструкции
простого и сложного предложений.
Пьеса разоблачает
«тёмное царство» и
как
Дикие и Кабанихи
жестоко относятся к
зависимым от них
людям.
Пьеса разоблачает
«тёмное царство«,
показывает, как
Дикие и Кабанихи
жестоко относятся
к зависимым от них
людям.
Нельзя объединять причастный
оборот и придаточное
определительное предложение.
На столе у Манилова
лежала книга,
открытая на одной и
той же странице и
которую он никогда
не читал.
На столе у
Манилова лежала
открытая на одной
и той же странице
книга, которую он
никогда не читал.
Придаточное определительное
предложение со словом
КОТОРЫЙ нельзя отрывать от
определяемого
существительного.
Из разговора Лизы и
Софьи мы узнаём о
Чацком, выросшем в
этом доме, который
сейчас где—то
путешествует.
Из разговора Лизы
и Софьи мы узнаём
о выросшем в этом
доме Чацком,
который сейчас
где—то
путешествует.
Неоправданное повторение
одинаковых союзов.
Некоторые критики
полагали, что автор
так молод, что едва
ли сможет
убедительно решить
поставленную
проблему.
Некоторые критики
полагали, будто
автор
так молод, что едва
ли сможет
убедительно
решить
поставленную
проблему.
Неправомерное столкновение
близких по значению
подчинительных союзов.
Он считал, что будто
мы его неправильно
поняли.
Он считал, что
мы его
неправильно
поняли.
Он считал, будто
мы его
неправильно
поняли.
Неверное употребление союзов и
союзных
слов.
Вопрос обсуждался
на совещании, где и
было принято
решение.
Вопрос обсуждался
на совещании, на
котором и было
принято решение.
Смешение прямой и косвенной
речи.
Базаров говорит
Аркадию, что твой
отец — человек
отстав—
ной.
Базаров говорит
Аркадию, что его,
Аркадия, отец —
человек отставной.
Базаров говорит
Аркадию: «Твой
отец —
человек
отставной».
В правой колонке дается 9 предложений. В левой колонке 5 типов грамматических ошибок. Каждому виду ошибок левой колонки соответствует 1 предложение из правой колонки. Таким образом, из 9-ти приведённых предложений 5 будут содержать грамматические ошибки, а 4 предложения будут правильными.
Что же такое грамматическая ошибка?
Грамматические ошибки делятся на морфологические, словообразовательные и синтаксические. Следовательно, в заданиях не может быть ошибок−орфограмм и пунктограмм.
Если неправильно образовано слово, это ошибка словообразования (надсмехаться, подчерк и т. п.). И это проверяется в задании 7. Если неправильно образована форма слова, это ошибка морфологическая (директоры, более высочайший и так далее). И это тоже проверяется в задании 7.
И только ошибки синтаксические проверяются в задании 8. Синтаксические — значит ошибки при построении словосочетания и предложения, ведь именно эти единицы языка изучается в синтаксисе.
Учащиеся должны уметь видеть — определять 10 типов ошибок. При этом в каждом отдельном задании может быть комбинации 5 различных типов. Вот список проверяемых типов синтаксических ошибок:
1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2) ошибка в построении сложного предложения
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
5) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
6) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
7) ошибка в построении предложения с косвенной речью
ошибка в употреблении падежной формы существительного
9) ошибка в употреблении числительного
10) ошибка при употреблении однородных членов
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
1. Если в предложении есть причастие/деепричастие/слово в кавычках и так далее, то это не обозначает автоматически, что ошибка найдена. Будет именно так: в одном предложении могут быть и деепричастие, и однородные члены, и косвенная речь. И это ТРУДНОЕ предложение может быть совершенно правильным. А может — в нём будет ошибка. Поэтому угадать не получится.
2. Не спешите проходить задание в режиме тестирования. Открывайте задания с пояснением. В пояснении будет приведен конкретный анализ именно ДАННОГО в задании примера. Если есть необходимость, откройте ссылку на ПРАВИЛО, ссылка на него будет прикреплена к каждому из пяти типов.
3. Выучите правило на один тип, а только потом переходите к другому.