Грамматические ошибки однородные сказуемые

Однородными называют такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, объединяются одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения и часто относятся к одной части речи.

Ошибки в предложениях с однородными членами разнообразны, рассмотрим основные типы.

1. Однородными будут только те члены, что выражены одинаковыми формами.

*Свитер был неуютный и колюч.

Неуютный — полная форма прилагательного.

Колюч — краткая форма прилагательного.

Правильно: свитер был неуютный и колючий.

*Вечерами люблю посидеть у камина и чтение.

Чтение — существительное.

Правильно: вечерами люблю посидеть у камина и почитать.

2. Однородные члены должны соотноситься логически.

*Я пришёл поздно вечером домой с другом и температурой.

Друг и температура не могут быть однородными членами.

*У мамы было много красивых платьев и чувство гордости.

Платья и чувство гордости также не являются однородными членами.

3. Обобщающее слово не может стоять при перечислении в одном ряду с однородными членами.

*В пекарне пахло пирожками с капустой, рыбным пирогом, булочками с корицей и свежей выпечкой.

Свежая выпечка — это обобщающее слово для всех остальных членов ряда.

Правильно: в пекарне пахло свежей выпечкой: пирожками с капустой, рыбным пирогом и булочками с корицей.

Обрати внимание!

Однородные члены имеют одинаковую форму с обобщающим словом. В примере со свежей выпечкой обобщающее слово употреблено в творительном падеже, поэтому все члены ряда после двоеточия тоже стоят в творительном падеже.

Однородные сказуемые с общим дополнением

Если два глагола-сказуемых имеют общее управляемое слово, то к этому дополнению должен задаваться одинаковый вопрос от глаголов.

Она восхищалась и гордилась прославленным братом-лётчиком.

Восхищалась (кем?) братом-лётчиком.

Гордилась (кем?) братом-лётчиком.

Предложение с однородными членами построено верно.

Ошибка возникает, если задаются разные вопросы к одному слову.

*Друзья стали вполголоса размышлять и обсуждать достоинства и недостатки путешествия на поезде.

Размышлять (над чем?) над достоинствами и недостатками.

Обсуждать (что?) достоинства и недостатки.

Правильно: размышлять над достоинствами и недостатками путешествия на поезде и обсуждать их.

Двойные союзы

Двойные союзы — сочинительные союзы, которые стоят не между двумя однородными членами (как союзы «и», «или», «но» и т. д.), а перед каждым однородным компонентом.

1. Проверяй состав самого союза, потому что двойные союзы имеют только одну форму:

то — то;

или — или;

либо — либо;

не только — но и;

как — так и;

если не — то;

не столько — сколько.

Изменение второй части союза ведёт к грамматической ошибке.

*Мы намеревались не только посетить главные музеи города, а также прогуляться по его улочкам.

Начало двойного союза «не только» подразумевает единственно возможную вторую часть «но и».

Правильно: …не только посетить главные музеи города, но и прогуляться по его улочкам.

2. Проверяй, какие члены предложения соединяют части двойных союзов.

*В магазине продавались платья, как подходящие для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.

Видим, что первая часть двойного союза как — так и стоит не на своём месте, потому что нужно соединить два однородных члена мероприятий и носки.

Правильно: В магазине продавались платья, подходящие как для торжественных мероприятий, так и для повседневной носки.

Ошибка в построении предложения с однородными членами


Ошибка в построении предложения с однородными членами

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

.

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения Примеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.

Он купил яблоки, орехи, продукты (яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное (обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)

Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу (увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос (услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).

В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.

Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза. Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).

Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.

Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.

На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)

На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.

Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.

Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на). Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.

Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей. Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Важно! В некоторых случаях однородными членами предложения могут быть слова разных частей речи, слова и словосочетания (фразеологические обороты). Например: В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка. Ученица отвечала бойко, прекрасным языком.

Заключение

Что мы узнали?

  • В однородный ряд нельзя объединять разные грамматические формы слов, разные синтаксические конструкции;
  • В однородный ряд нельзя объединять разные части речи;
  • Обобщающее слово должно быть в той же грамматической форме, что и однородные члены предложения, относиться к ним по смыслу;
  • Части двойного союза должны стоять строго перед однородными членами предложения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Трухина

    9/10

  • Зинаида Гибиус

    9/10

  • Ольга Явкина

    10/10

  • Галина Викторовна

    10/10

  • Миша Кальбах

    7/10

  • Елена Бакинская

    9/10

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 355.


А какая ваша оценка?

Скачать материал

Ошибка в построении предложения с однородными членами(к заданию № 8 ЕГЭ)

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ошибка в построении предложения с однородными членами(к заданию № 8 ЕГЭ)

    1 слайд

    Ошибка в построении предложения
    с однородными членами
    (к заданию № 8 ЕГЭ)

  • Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксиче...

    2 слайд

    Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. 
    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали».

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ		1. Однородные ск...

    3 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    1. Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.
    Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:
    Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.
    Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.
    Пример 1: Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем?) своим отцом.
    Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Получилось, что дополнение «отцом» верно подчинилось лишь второму сказуемому, так как глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что? отца ), следовательно, данное предложение построено неверно. Чтобы правильно выразить мысль, нужно изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Я люблю своего отца и восхищаюсь им.

     Пример 2: Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился (к чему?) к своей мечте. 
    Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней.

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ2. Однор...

    4 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    2. Однородные члены связаны двойными союзами
    не только…, но и…; если не…, то… и другими
    Правило 1. В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять однородные члены одного ряда, например: Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Сделаем схему предложения: не столько О, сколько О. Первая часть двойного союза: не столько, находится перед первым ОЧ, подлежащим «места» (слово« красочные» мы не принимаем во внимание), вторая часть сколько стоит перед вторым подлежащим «душевность».
    Теперь «сломаем» предложение. Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Первая часть союза теперь относится к сказуемому, а вторая к подлежащему. Вот этом и заключается ошибка данного типа.
    Пример 1: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.
    Правило 2. Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях, так как союза не только.., а также нет. У союза «не только» вторая часть «но и », а не «также». Верный вариант этого предложения будет таким: Купцы Строгановы не только варили соль, но и добывали железо и медь в своих землях
    Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).
    1) не только … но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не … но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только;
    2) не то что … но (а; просто; даже, даже не); даже … не то что; даже не … не то что; даже не … тем более не;
    3) мало того … еще и; мало того что … еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и.

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ3. В предложениях...

    5 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.

    Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
    Грамматически верным будет предложение: Я забыл обо всём: о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске. Слово [обо] «всём» является обобщающим, стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.
    Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения.
    В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луков-самострелов, соболей и украшений.

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ4. Использование в...

    6 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    4. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения
    Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены. Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.
    Если в предложении объединяются в однородные
     — форма имени существительного и неопределённой формы глагола: люблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной и аналогичные;
     — разные формы именной части сказуемого: сестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая и аналогичные;
     — причастный оборот и придаточное предложение: Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают и аналогичные;
     — причастный и деепричастный оборот: Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов и аналогичные;
    то это  — грамматическая ошибка. 

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ5. При однородных...

    7 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.
    В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги в и на, и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади. Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.
    Пример с ошибкой: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
6. Соединение в о...

    8 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

    6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий
    Например, в предложении : В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
    Ещё пример с ошибкой: На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники. Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными.

  • ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ7. Употребление в...

    9 слайд

    ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
    7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
    Например, в предложении Провожающие шли с сумками и печальными лицами чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».
    Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма: Не спали только Маша, отопление и зима (К. Г. Паустовский ). Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой).
    …для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен.

  • Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправь...

    10 слайд

    Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

    1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
    2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
    3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
    4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
    5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
    6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
    7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.
    8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
    9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
    10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
    11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
    12. Эта пьеса современна и злободневная.
    13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
    14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.
    15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
    16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.
    17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
    18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.
    19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными.

  • Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предлож...

    11 слайд

    Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
    20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.
    21. Меня разбирали любопытство и радость.
    22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.
    23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.
    24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней.
    25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело.
    26. Я не люблю болеть и горчичники.
    27. Я не люблю скуки и когда ругают.
    28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь.
    29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.
    30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.
    31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».
    32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой.
    33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

  • 1. Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них. 2. Я поним...

    12 слайд

    1. Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них. 2. Я понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему. 3. Везде: на улицах и площадях, в парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям. 6. А.С. Грибоедов был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, так и внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил мещанства и брезговал им. 10. По этому роману не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах. 12. Эта пьеса современная и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько против грязи. 14. Алексея восхищали её глаза, а также удивляла скромность и доверчивость. 15. Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе. 16. У Марины стройная фигура. Девушка всегда бодра и весела. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях. Кроме того, он хороший шахматист. 18. Когда хозяин был пьян, он буянил, бил посуду. Доставалось и мальчику. 19. Чехов высмеивал лицемеров и честолюбцев. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов, не видно было и ярких стенгазет. 21. Мне было весело. Кроме того, меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить Чацкому и оскорбить его, распускает сплетни о герое. 23. Пушкин любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем. 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, но и о внутреннем благородстве. 25. Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно. 26. Я не люблю болеть, потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники. 27. Я не люблю скуки и скандалов. 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами. Но все герои знают, что такое честь. 29. Пугачёв-царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил стаканом вина. 30. Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им. 32. В словах Чехова звучит не насмешка, а гордость. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить его и не восхищаться им.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 257 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

Другие материалы

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (базовый и углублённый уровни), Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ», Гусарова И.В.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • 31.10.2022
  • 108
  • 1
  • 31.10.2022
  • 90
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.

ШПАРГАЛКА.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

3. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

8. Ошибка в построении сложного предложения.
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

10. Ошибка в употреблении имени числительного.
Двое подружек были очень рады встрече. Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

А 5. НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:

1)     предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово «теорией», которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. (придумал (кем?чем?)…), следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Раскольников придумал (кого?что?) свою теорию и восхищается (кем?чем?) ею.

2)      предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента: 1)части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.., но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя.., но и для читателей». 2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение «Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей», так как союза «не только.., а также..» нет.

3)     предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» ? в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.

1)     пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

2) смешение родо —  видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

3) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых

понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

4) соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

  1. 1. Употребление имен собственных в предложении.

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п.

Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:

1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.

  1. 2. Построение предложений с причастным оборотом.

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1)     согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово «образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» ? в Им.п., мн.ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта — пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

3) необходимо правильно найти определяемое слово.

Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо», следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.

4. Построение сложноподчиненных предложений.

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

1)            предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто».

Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуются (мн.ч. вместо едч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знает (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.

2)            неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский. При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

3)       нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои. Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.

4)            неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части.

Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски). В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/ кофе, (в который добавили виски).

5. Трудные случаи управления.

Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

1)            употребление предлога «по». В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

2)     употребление предлога «благодаря». Предлог «благодаря» управляет Д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

3)     употребление предлога «согласно». Предлог «согласно» также управляет Д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

6. Построение предложений с косвенной речью.

1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

2) Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

3) Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

4) Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи. Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки огэ задания
  • Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота
  • Грамматические ошибки нарушение синтаксической нормы
  • Грамматические ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
  • Грамматические ошибки на первом канале