Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Желаю успехов в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Как проверить, есть ли ошибка согласования подлежащего со сказуемым?
Выделите в предложении подлежащее и сказуемое, задав к ним вопросы.
Проверьте, согласовано ли сказуемое с подлежащим, а не с второстепенным членом предложения. Сказуемое нужно согласовывать именно с подлежащим, а не с другими словами.
Род, число и лицо сказуемого должны совпадать с родом, числом и лицом подлежащего.
В каком роде? Сложные случаи согласования подлежащего со сказуемым
Если подлежащее — существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, или существительное общего рода, род сказуемого определяется из контекста.
К нам приехала профессор из Америки.
Вася, ты ужасный плакса!
Если подлежащее — сокращение и аббревиатура, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
СССР распался в 1991 году. (СССР — союз, мужской род)
Местоимения кто, никто, кое-кто употребляются с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Никто нам этого не говорил.
В каком числе? Сложные случаи согласование подлежащего со сказуемым
Единственное число, если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
К нам приехал двадцать один студент.
Единственное число, если подлежащее имеет только единственное число: молодежь, крестьянство, народ, студенчество.
Народ проголосовал за принятие новой конституции.
Единственное число, если подлежащее имеет в своем составе слова много, немного, мало.
Много веков прошло с тех пор.
Единственное число, если перед подлежащим есть частицы только, лишь.
Лишь небольшая часть граждан участвовала в выборах.
Согласование подлежащего со словами ряд, большинство, меньшинство, несколько
В каком числе должно быть сказуемое, если подлежащее содержит слова большинство, меньшинство, несколько, ряд? Например: большинство избирателей, несколько человек, ряд организаций.
В единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов
Большинство одобряет политику президента.
На заседании присутствовало меньшинство.
В единственном числе, если речь идет о неодушевленных предметах
Большинство поправок не вызывает возражений.
Меньшинство школ перешло на новую систему.
Во множественном числе во всех остальных случаях.
Ряд министров выступили за продолжение реформы. (Подлежащее — одушевленное существительное).
Часть собранных средств пойдут на благотворительность. (При подлежащем есть причастие или придаточное со словом который).
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
- Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
- Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Готовимся к ЕГЭ
Грамматические ошибки.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Малыгина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 88
Санкт-Петербурга -
2 слайд
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:
— не совпадает число подлежащего и сказуемого;
— не совпадает род подлежащего и сказуемого. -
3 слайд
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста.
Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе. -
4 слайд
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,
и исправим их.Ошибочно
Те, кто придут позже, займут свободные места.Верно
Те, кто придет позже, займут свободные места.Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе).
Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число. -
5 слайд
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»,
и исправим их.Ошибочно
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.Верно
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 –х частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
-
6 слайд
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.Верно
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого.
Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число. -
7 слайд
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.Верно
Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.Основа предложения: пятьдесят один объект сданы.
Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах.
Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число. -
8 слайд
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Ошибочно
Сухуми раскинулась на самом берегу моря.Верно
Сухуми раскинулся на самом берегу моря.Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род).
Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род. -
9 слайд
Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/169-narushenie-svyazi.html
Краткое описание документа:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 257 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
В нашей речи, к сожалению, могут иногда встречаться грамматические ошибки. Одна из них – нарушение связи между подлежащим и сказуемым, о чем мы и поговорим в этой статье.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Особенности согласования подлежащего и сказуемого
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Грамматическая основа не является словосочетанием, так как имеет особенности грамматических отношений между входящими в нее словами.
Между подлежащим и сказуемым существует особая двусторонняя связь, которая называется “предикативной”. Ее необычность в том, что оба слова являются и главными, и зависимыми: можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Предикативная связь очень прочная, поэтому ее нарушения искажают смысл предложения или делают его непонятным. Это грубая грамматическая ошибка. В каких случаях она может возникнуть?
Ошибка в роде
Если сказуемое может иметь какой-то род (это глагол прошедшего времени единственного числа, причастие или прилагательное), он должен совпадать с родом подлежащего.
В большинстве случаев это не представляет сложности. Но бывает иногда так, что определение рода существительного вызывает затруднения. Это может быть в следующих случаях:
- аббревиатура;
- несклоняемое существительное;
- существительное общего рода или название профессии;
- некоторые существительные, по преимуществу оканчивающиеся на Ь.
Род аббревиатуры, согласно правилу, определяют по главному слову.
, МГУ – университет, мужской; ООН – организация, женский и т.д.
Большинство несклоняемых существительных относятся к среднему роду. Но есть и те, род которых определить сложнее. Это
- топонимы (названия географических объектов);
- одушевленные существительные;
- названия еды.
Род географических названий определяют по родовому понятию (Тбилиси – город, мужской; Миссисипи – река, женский).
Род названий некоторых блюд и напитков определяется так же (салями – колбаса, женский; кофе – напиток, мужской).
Род несклоняемого и т.п. существительного, называющего лицо, определяется с учетом пола этого лица.
При существительном, называющем профессию женщины, определение ставится в мужском роде, а сказуемое – в женском (у нашего врача Петровой; врач пришла).
У некоторых существительных род часто путают. Например, слова “тюль” и “шампунь” мужского рода, а их нередко употребляют в женском.
Во всех сомнительных случаях род существительного можно уточнить в любом словаре!
Ошибки в числе
Эти ошибки встречаются реже. Обычно их можно встретить с сложноподчиненных предложениях с конструкцией “те, кто” (или «все, кто»).
Суть ошибки в том, что пишущий невнимательно относится к структуре предложения и поэтому путает сказуемые главной части и придаточной.
Рассмотрим возможные примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым в предложении “Те, кто приехал раньше, уже попили чаю” (“Все, кто приехал раньше, уже попили чаю”).
Эти предложения построены правильно. В придаточной части подлежащее “кто” – это всегда единственное число. Сказуемое “приехал” стоит также в единственном числе. В главной части подлежащее “те” (или “все”) стоит во множественном числе, и сказуемое “попили” тоже во множественном.
Ошибка заключается в том, что либо сказуемое главной части ставят в единственном числе, либо сказуемое придаточной – во множественном.
Вот примеры этих ошибок: “Те, кто приехали раньше, уже попили чаю” или “Те, кто приехал раньше, уже попил чаю”.
В обоих примерах нарушение связи между подлежащим и сказуемым в числе.
Что мы узнали?
Подлежащее и сказуемое связаны между собой предикативной связью. Они согласуются в числе и, если сказуемое выражено соответствующей частью речи, в роде. Род существительного всегда можно уточнить в словаре. Чтобы не ошибиться в числе, надо внимательнее следить за тем, “где чье сказуемое”.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Зоя Гаджиева
10/10
-
Юлия Князева
9/10
-
Сергей Ефремов
9/10
-
Вероника Маслова
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 566.
А какая ваша оценка?
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:
- не совпадает число подлежащего и сказуемого;
- не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
- Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
- Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
- Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
- Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Те, кто придут позже, займут свободные места.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.
Верный вариант:
Те, кто придет позже, займут свободные места.
Пример 2
Предложение:
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
Верный вариант:
Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
Пример 3
Предложение:
Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.
Верный вариант:
Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.
Пример 4
Предложение:
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.
Верный вариант:
Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.
Пример 5
Предложение:
Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.
Верный вариант:
Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
Пример 6
Предложение:
Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.
Верный вариант:
Сухуми раскинулся на самом берегу моря.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.