Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.
Такие нормы связаны, например,
- с выбором падежа существительных
не видеть ошибку — не видеть ошибки
(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.), т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,
- порядком слов
Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:
Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
- использованием причастных и деепричастных оборотов
Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.
По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;
- однородных членов предложения:
Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.
- построением сложного предложения
Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.
(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)
Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение
Типы синтаксических ошибок
Наиболее характерные нарушения здесь — это:
- нарушение порядка слов:
На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.
(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)
В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,
- нарушение норм управления:
а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)
б) нарушение управления при синонимичных словах
— уверенность в победу.
Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;
в) нарушение управления при однородных членах предложения
— покрывает и потворствует дурным наклонностям.
Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;
г) нанизывание падежей
— располагает составленным агентом списком.
(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).
- ошибки в употреблении однородных членов предложения:
а) неверное соединение
- в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
- видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
- перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
- существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
- причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
- причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;
б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:
Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;
из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);
в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:
детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;
прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….
- ошибки при употреблении причастных оборотов:
а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):
по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;
б) неверный порядок слов:
На столе лежала отредактированная рукопись редактором.
Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.
- неверное употребление деепричастного оборота:
а) не учитывается вид деепричастия:
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.
Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.
б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:
Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.
Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.
- ошибки при построении сложного предложения:
а) загромождение предложения однотипными придаточными:
Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.
Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.
б) разнотипность частей сложного предложения:
Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.
Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.
в) смещение конструкции:
Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.
Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.
г) неверное употребление союзов и союзных слов:
Но однако тем не менее мы должны сказать.
Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.
д) неправильный порядок слов в сложном предложении:
Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.
Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.
Наша презентация
Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Употребление некоторых предлогов требует особого внимания.
Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:
Согласно Благодаря Вопреки Подобно Наперекор |
Кому? Чему? |
правилу Вам непогоде ракете мнению |
А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:
в меру в течение в продолжение в силу в заключение в виде по причине наподобие |
Чего? | возможностей года четверти обстоятельств лекции чертежа поездки креста |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.
Сложные случаи
1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть.
Сказуемое должно стоять в единственном числе:
-
если при данных словах нет зависимых слов.
Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию. -
при неодушевлённых подлежащих.
Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов. -
Если не подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Большинство слушателей отсутствовало.
Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.
2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:
-
Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
Например: Народ выбрал своего правителя. -
Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
Например: Ночью на небе зажглось много звезд. -
Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.
Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».
Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:
1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)
2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.
3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)
4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.
5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:
Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.
7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.
Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.
В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)
Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)
Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам — каким?— желающим.
2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.
Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
I.
Предложения с однородными членами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Во |
Во Каждое |
2. |
На |
На земле, |
3. |
В |
В Рыба |
4. |
На |
На Бабушки |
5. |
Иван |
Иван с |
6. |
Мы |
Мы Не |
7. |
Посетители |
Посетители |
8. как не если |
Автор |
Автор |
9. |
Книга |
Книга |
10. |
Много |
Много Нельзя |
11. |
Он |
Он Он |
II.
Предложения с причастным оборотом.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Приготовленные оладьи |
Оладьи, приготовленные Приготовленные Определяемое |
2. |
Мы |
Мы |
3. |
Задание, |
Задание, |
4. |
Дождь, Причастный |
Дождь, Два |
5. Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, |
Лица, |
III.
Сложноподчинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Лошади |
Непонятно, Казачьи |
2. |
Весной |
Весной |
3. |
Те, |
Кто — ед. Те, кто |
4. |
Выступающие |
заметить Выступавшие |
5. |
Автор, |
Автор, Высказывание |
6. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, |
Когда |
7. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела |
Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда |
8. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, |
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и |
9. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
Мы благодарны им за то, что живём под мирным |
10. |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не |
Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел |
IV.
Сложносочинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
Внизу |
2. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт |
Автор |
3. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и |
Родители |
V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Благодаря доктора, Поезд |
Благодаря (КОМУ?) Поезд Существительные |
2. |
По завершению По |
По По Если Если По |
3. |
Вернувшись От Он |
Вернувшись С Он |
4. |
Нельзя |
Нельзя |
5. |
Автор |
Автор |
Запомните! Предлоги Снега |
VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. Основное и добавочное действия относятся к разным |
Прочитав очерк, его герои стали |
Герои |
2. |
Закончив приготовления, |
Ему |
3. |
Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый |
Проявив |
4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего |
Он, |
5. Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, |
Став |
VII.
Прочие типы ошибок.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
В |
В В Название Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия |
2. |
Глаза его прикрывали стёкла очков. |
Стёкла Прямой 1. 2. 3. 4. 5. Неоправданная |
3. |
Учёный оперировал С точными фактами. |
При Учёный Учёный |
4. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а |
Глаголы |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, но |
Согласование
подлежащего и сказуемого.
Правило |
Примеры |
1. |
Большинство Ряд новых постановлений |
2. |
Несколько За |
Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. |
Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) |
мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические
Неправильное формообразование, |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного |
Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного |
Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: |
пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных |
играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот |
поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм |
Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: |
новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола |
Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий |
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть По обоим сторонам дороги тянулись холмы; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он особое внимание было уделено на составление |
19 |
Ошибки в структуре простого нарушение связи между подлежащим и |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 |
Нарушение границы |
Собаки напали на след зайца. И |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Собакевич потребовал у Чичикова написать себе |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры |
В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был Она уговорила отдать подводы для раненых, на |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц |
Хорошо было бы, если бы на В тексте всего раскрываются две |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 |
Разрушение ряда однородных |
Настоящий учитель верен |
28 |
Ошибки в построении |
Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу. |
30 |
Местоименное дублирование |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 |
Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал |
32 |
Ошибки в структуре сложного смешение сочинительной и |
Эта книга научила меня ценить Ум автор текста понимает не только как |
33 |
Отрыв придаточного от |
Сыновья Тараса только что |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 |
Разрушение |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 |
Неоправданный пропуск |
Его храбрость — постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
№ |
ТИП ОШИБКИ |
ПРИМЕР С ОШИБКОЙ |
ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ |
КОММЕНТАРИЙ |
1 |
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. См. также Приложение в конце таблицы |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. |
Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п. |
описывать (о чём? П.п.) о происшествии |
описывать (кого? что? В.п.) происшествие |
Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога. |
||
оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. |
||
привычка (кого? чего? Р.п.) чтения |
привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению |
Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. |
||
день рождение |
день (кого? чего? Р.п.) рождения |
При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. |
||
поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём |
поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября |
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. |
||
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.). |
Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.) |
Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. |
||
Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. |
Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. |
Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. |
||
Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то). |
||
вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания |
вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?) |
||
По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду |
По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде |
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) |
||
2 |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) — употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется. |
3 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.) |
Кресло-качалка отремонтирована. |
Кресло-качалка отремонтировано. |
Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. |
||
[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]. |
[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. |
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. |
||
4 |
Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи) |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. |
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. |
5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Раскольников придумал и восхищается своей теорией. |
Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом. |
Натянуть и выстрелить из лука непросто. |
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом. |
||
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме. |
||
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! |
||
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). |
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). |
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. |
||
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. |
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных членов. |
||
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! |
||
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) |
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и |
||
6 |
Нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. |
Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате. |
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно. |
||
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. |
Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. |
||
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. |
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока. |
Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное. |
||
7 |
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. |
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) |
Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. |
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. |
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно) |
Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. |
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. |
||
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят) |
Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. |
Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. |
||
8 |
Ошибки при построении сложного предложения. |
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) |
[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). |
Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). |
Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. |
Приложение к пункту 1 «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».
Запомните также:
доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо.
Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:
- беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
- возмутиться его словам – обидеться на его слова;
- вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
- дивиться терпению – восхищаться терпением;
- добраться до села – подъехать к селу;
- идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
- извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
- неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
- обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
- обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
- озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
- опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
- осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
- отзыв о монографии – рецензия на монографию;
- отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
- отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
- показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
- превосходство над ним – преимущество перед ним;
- предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
- преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
- препятствовать развитию – тормозить развитие;
- привычный для нас – знакомый нам;
- прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
- приоритет в открытии – патент на открытие;
- разобраться в делах – распутаться с делами;
- сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
- типично для него – свойственно ему;
- уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
- характерно для него – присуще ему;
- истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
- бояться матери (разговорное: бояться мать);
- венец искусства (неверно: венец искусству);
- достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
- то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
- залог успеха (неверно: залог успеху);
- касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
- избегать опасности (неверно: избегать опасность);
- колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
- отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
- принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Обратите внимание на сочетаемость таких слов:
- верить в победу – уверенность в победе;
- заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
- платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
- плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
- подключиться к разговору – включиться в разговор;
- различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
- сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.
Обратите внимание на следующие конструкции:
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
- беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
- расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
- вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
- забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
- закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
- замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
- затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
- инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
- инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
- обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
- отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
- весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
- надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
- справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
- факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).
Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):
- доказывать это (неверно: доказывать об этом);
- задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
- инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
- поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
- подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
- дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
- привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
- подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
- коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).
Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:
- беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
- более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
- в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
- оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
- рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
- спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
- за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).
Читайте также:
Раздел 3. Синтаксические нормы
- 3.1. Общие замечания
- 3.2. Особенности управления в русском языке
- 3.3. Некоторые особенности согласования
- 3.4. Предложения с однородными членами
- 3.5. Предложения с причастными оборотами
- 3.6. Предложения с деепричастными оборотами
- 3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи