Грамматические ошибки нарушение синтаксической нормы

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

  • порядком слов

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания.
Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно
Благодаря
Вопреки
Подобно
Наперекор
            Кому?
Чему?
            правилу
Вам
непогоде
ракете
мнению

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру
в течение
в продолжение
в силу
в заключение
в виде
по причине
наподобие
            Чего?             возможностей
года
четверти
обстоятельств
лекции
чертежа
поездки
креста

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.


Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть.
Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.
  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.
  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

    3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

    Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
    Например: О нем написали в газете «Ведомости».

    Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
    Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.

    4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

    Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

    1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
    Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
    Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

    2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
    Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
    Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

    3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
    несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
    Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
    Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

    4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
    Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
    Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

    5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
    Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
    Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
    6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

    Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
    Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

    7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.

    Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
    Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

    5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

    В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
    Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

    Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
    Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

    Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
    Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

    6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
    Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
    Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
    Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
    Например: Студентам — каким?— желающим.

    2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
    Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
    Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

    7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

    Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
    Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ
    ОШИБКИ.

    Это
    задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
    русского литературного языка.

    Грамматические нормы – это совокупность
    морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
    словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
    русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
    морфологические и синтаксические.

    Грамматическая
    ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
    синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

    I.
    Предложения с однородными членами.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Однородные ЧП при двух глаголах-сказуемых, требующие разных падеже1 (нарушены
    нормы управления)

    Во
    время войны народ надеялся и верил в победу.

    Во
    время войны народе надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в
    кого? во что?) в неё
    .

    Каждое
    сказуемое управляет нужным падежом зависимого слова.

    2.
    Пропуск предлога при однородных

    На
    земле, воде и воздухе
    – всюду мы защищены!

    На земле,
    воде и в воздухе – всюду мы защищены!

    3.
    Смешение родовых и видовых понятий в ряду ОЧП

    В
    лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

    В
    лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

    Рыба
    – это родовое понятие (обобщающее слово); карась, сазан, лещ – видовые
    понятия.

    4.
    Соединение в одном ряду ОЧП скрещивающихся понятий.

    На
    собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

    На
    собрание пришли жильцы дома.

    Бабушки
    и дети – тоже жильцы дома.

    5.
    Употребление в одном ряду ОЧП логически несовместимых понятий.

    Иван
    Петрович пришёл с женой и плохим настроением.

    Иван
    Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

    с
    женой и плохим настроением – логически несовместимые понятия.

    6.
    Нарушение однородности понятий.

    Мы
    любим футбол и стрелять.

    Мы
    любим футбол и стрельбу.

    Не
    могут быть однородными существительное и инфинитив.

    7.
    Нарушение падежных форм обобщающего слова и ОЧП

    Посетители
    музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

    Посетители
    музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина,
    Айвазовского
    .

    8.
    Нарушение норм построений ОЧП, связанных двойными союзами (неправильная пара
    союзов):

    как
    …., так и…

    не
    только …, но и…

    если
    не…, то…

    Автор
    не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать
    добро.

    Автор
    не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро.

    9.
    Двойными союзами связаны разные члены предложения, а не ОЧП

    Книга
    не только имеет познавательную ценность, но и большое
    воспитательное значение.

    Книга
    имеет не только познавательную ценность, но и большое
    воспитательное значение.

    10.
    Нарушение лексической сочетаемости ОЧП с тем словом, с которым они связаны по
    смыслу.

    Много
    критических замечаний и ценных предложений было внесено
    в ходе обсуждения вопроса.

    Много
    ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса,
    много было высказано критических замечаний.

    Нельзя
    «внести замечание»!

    11.
    Одновременно употребление полного и краткого прилагательных.

    Он
    был красивый и умён.

    Он
    был красив и умён.

    Он
    был красивый и умный.

    II.
    Предложения с причастным оборотом.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Разрыв причастного оборота определяемым словом.

    Приготовленные оладьи
    мамой были необыкновенно вкусны.

    Оладьи, приготовленные
    мамой
    , были необыкновенно вкусны.

    Приготовленные
    мамой

    оладьи были необыкновенно вкусны.

    Определяемое
    слово может стоять либо до причастного оборота, либо – после, но оно не может
    стоять внутри причастного оборота.

    2.
    Нарушение согласования причастия с определяемы словом.

    Мы
    гордимся нашими футболистами, победивших английскую
    командую

    Мы
    гордимся футболистами (какими?), победившими
    английскую команду.

    3.
    Замена страдательных причастий действительными.

    Задание,
    выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

    Задание,
    выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

    4.
    Употребление причастного оборота и придаточного определительного одновременно
    (нарушение однородности синтаксических конструкций).

    Дождь,
    ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

    Причастный
    оборот и придаточное определительное.

    Дождь,
    ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

    Два
    причастных оборота.

    5. Нагромождение причастных конструкций. 

    Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой,
    ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

    Лица,
    ходящие по траве, которая растет за решёткой, ограждающей газон, являются
    штрафуемыми.

    III.
    Сложноподчинённые предложения.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность
    восприятия.

    Лошади
    казаков, которые
    были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
    тропе.

    Непонятно,
    кто покрыт пеной: лошади или казаки.

    Казачьи
    лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по
    горной тропе.

    2.
    Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

    Весной
    вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

    Весной
    вернулись в село юноши (какие?), которые служили в армии.

    3.
    Нарушение согласования подлежащего и сказуемого в переложениях, придаточная
    часть которых начинается с союзного слова КТО

    Те,
    кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой
    набережной.

    Кто — ед.
    число, бывали – мн. Число

    Те, кто
    бывал
    в Геленджике, не могли

    4.
    Ошибки в построении СПП с придаточным изъяснительным

    Выступающие
    заметили о том, что Сочи – прекрасный курортный город.

    заметить
    что?, а не о чем?

    Выступавшие
    заметили, что Сочи – прекрасный курортный город.

    5.
    Нарушение границ предложения.

    Автор,
    наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие
    качества.

    Автор,
    наверное, очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошие
    качества.

    Высказывание
    должно быть оформлено, как СПП.

    6.
    Одновременное употребление сочинительного и
    подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

    Когда тяжёлый бой уже закончился,
    но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

    Когда
    тяжёлый бой уже закончился, кое-где еще слышны были отдельные выстрелы.

    7.
    Неоправданное соседство двух подчинительных
    союзов. 

    Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела
    старая черёмуха. 

    Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда
    наступит весна.

    8.
    Употребление лишнего указательного слова в
    главном предложении. 

    Она говорила то, что в жизни есть не только полезное,
    но и прекрасное. 

    Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и
    прекрасное. 

    9.
    Отсутствие в главном предложении указательного
    слова.

    Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

    Мы благодарны им за то, что живём под мирным
    небом. 

    10.
    Неоправданное повторение союза или союзного слова
    (тавтология). 

    Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не
    уцелел во время войны. 

    Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел
    во время войны. 

    IV.
    Сложносочинённые предложения.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Смысловая несочетаемость простых предложений в
    составе сложносочиненного. 

    Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.

    Внизу
    было жарко. Мы поднялись на вершину горы.

    2.
    Употребление противительного союза вместо
    соединительного. 

    Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт
    возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

    Автор
    выражает свое отношение к проблеме, и он дает возможность…

    3.
    Тавтология, (повторение) при употреблении
    союзов. 

    Родители и дети часто не могут найти общего языка, и
    они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

    Родители
    и дети часто не могут найти общего языка, обижаются друг на друга, и в этом
    состоит главная проблема.

    V.
    Нарушение управления при употреблении предлогов.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Ошибки в употреблении предлогов СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР,
    НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО

    Благодаря доктора,
    больной поправился.

    Поезд
    прибыл согласно расписания.

    Благодаря (КОМУ?)
    доктору, больной поправился.

    Поезд
    прибыл согласно (ЧЕМУ?) расписанию.

    Существительные 
    после данных предлогов употребляются ТОЛЬКО В Д. п.

    2.
    Ошибки в употреблении предлога ПО

    По завершению
    учебного года мы поедем в Крым.

    По
    приезду
    в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

    По
    завершении
    учебного года мы поедем в Крым.

    По
    приезде
    в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

    Если
    предлог ПО имеет значение после чего-либо, существительное
    ставим в П. п.

    Если
    предлог ПО имеет значение причины, то существительное ставим в
    Д. п.

    По
    состоянию
    здоровья я отложил поездку.

    3.
    Смешение предлогов С – ИЗ, В – НА, ОТ – С, ИЗ-ЗА — ЧЕРЕЗ

    Вернувшись
    со школы, он сразу сел за уроки.

    От
    утра до вечера
    он трудился в офисе.

    Он
    чуть не погиб через предательство друга.

    Вернувшись
    из школы, он сразу сел за уроки.

    С
    утра до вечера
    он трудился в офисе.

    Он
    чуть не погиб из-за предательства друга.

    4.
    Отсутствие предлога

    Нельзя
    не преклонять его героизмом.

    Нельзя
    не преклоняться перед его героизмом.

    5.
    Наличие ненужного предлога.

    Автор
    описывает о событиях послевоенного времени.

    Автор
    описывает события послевоенного времени.

    Запомните!

    Предлоги
    В МЕРУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДЛОЖЕНИЕ, В СИЛУ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ВИДЕ, ПО
    ПРИЧИНЕ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ
    управляют Р. п.:

    Снега
    не было в продолжение (чего?)месяца.

    VI.
    Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1. Основное и добавочное действия относятся к разным
    действующим лицам. 

    Прочитав очерк, его герои стали
    для меня примером

    Герои
    очерка, который я прочитал, стали для меня примером.

    2.
    Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

    Закончив приготовления,
    ему пришлось проверить всё заново. 

    Ему
    пришлось все проверить заново, когда он закончил приготовления.

    3.
    Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное
    действие, совершившееся раньше основного. 

    Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый
    умный». 

    Проявив
    острый ум, мальчик стал победителем.

    4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный
    ряд. 

    Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего
    себя посвятил науке. 

    Он,
    оставшись один, отказавшись от личного счастья, всего себя посветил науке.

    5. Нагромождение деепричастных конструкций. 

    Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут,
    осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

    Став
    взрослыми  вырастив собственных детей, они все поймут и осознают ошибочность
    своего прежнего поведения.

    VII.
    Прочие типы ошибок.

    Типы ошибок

    Примеры с ошибками

    Правила и правильные варианты

    1.
    Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением (это
    названия в кавычках).

    В
    кинофильмЕ «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук
    сыграл Пьера Безухова.

    В
    кинофилмЕ «ВойнА и мир» С. Бондарчук сыграл Пьера
    Безухова.

    В
    «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук сыграл Пьера
    Безухова.

    Название
    произведений, картин, фильмов, музыкальных произведений и т.п., заключенные в
    кавычки, не изменяются по падежам, если рядом стоит нарицательное
    существительное – жанровое обозначение или родовое понятие.

    Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия
    в кавычках могут склоняться.

    2.
    Неоправданная инверсия (обратный порядок слов).

    Глаза его прикрывали стёкла очков.

    Стёкла
    очков

    прикрывали его глаза.

    Прямой
    порядок слов в предложении:

    1.
    подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет)

    2.
    согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

    3.
    несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

    4.
    дополнение стоит после управляющего им слова (вымочил листья)

    5.
    обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

    Неоправданная
    перестановка членов предложения приводит к ошибке.

    3.
    Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

    Учёный оперировал С точными фактами.

    При
    выборе предлога необходимо учитывать присущие ему оттенки значения.

    Учёный
    оперировал не с чем?, а чем?

    Учёный
    оперировал (чем?) точными фактами.

    4.
    Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

    Митрофанушку родители воспитывали в любви, а
    впоследствии он становится эгоистом.

    Глаголы
    в одном предложении следует употреблять в одинаковой грамматической форме
    вида и времени.

    Митрофанушку родители воспитывали в любви, но
    впоследствии он вырос эгоистом.

    Согласование
    подлежащего и сказуемого.

    Правило

    Примеры

    1.
    При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд,
    большинство, меньшинство, часть и т.д.) и существительного в форме Р. п.
    множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа,
    если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
    речь идет о неодушевленных предметах.

    Большинство
    зрителей
    радостно приветствовали любимую
    команду.

    Ряд новых постановлений
    вызвал недовольство граждан.

    2.
    Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого
    счетного слова (несколько и т.п.) с существительными в форме Р. п.
    множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа,
    если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
    речь идет о неодушевленных предметах.

    Несколько
    мальчиков сидели
    на скамейке и чем-то громко спорили.
    Пять человек были свидетелями происшедшего.

     За
    оградой 
    стояло несколько саней.

    Вопрос о классификации ошибок в речи
    школьников продолжает оставаться одной из
    болевых точек преподавания русского языка в
    школе. Данная проблема является болезненной не
    только для учителей, методистов, специалистов по
    культуре речи, она актуальна и для всех людей,
    пишущих и читающих по-русски.

    Грамматические ошибки — это
    нарушение грамматических норм образования
    языковых единиц и их структуры.

    Анализ грамматических ошибок помогает
    учителю определить, какими нормами языка
    (словообразовательными, морфологическими,
    синтаксическими) не владеет ученик.

    № п/п

    Вид ошибки

    Примеры

    Словообразовательные

    1 Нарушение норм русского
    литературного словообразования:

    Ошибочное
    словообразование,

    Искажение слов

    Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
    подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
    публицизм

    разночинская интеллигенция; полность
    изображения; благородность души; взятничество;
    упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
    слова; завсегдатели трактира; жаждает.

    2 “Заменительное” словообразование,
    проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
    Укидываться (вместо раскидываться),
    отвесить (от повесить);
    3 Словосочинительство (создание
    несуществующей производной единицы, которую
    нельзя рассматривать как окказиональную)
    мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

    Морфологические

    Неправильное формообразование,
    нарушение системных свойств
    формообразовательной системы у разных частей
    речи

    4 Ошибочное образование формы
    существительного
    Многие чуда техники, не хватает время
    5 образование формы В.п. неодушевленного
    существительного, как у одушевленного
    Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
    6 образование формы В.п. одушевленного
    существительного, как у неодушевленного
    Запрягли в сани два медведя (вместо:
    двух медведей);
    7 изменение рода при образовании
    падежных форм:
    пирожок с повидлой, февральский лазурь;
    8 склонение несклоняемых
    существительных
    играть на пианине;
    9 образование форм множественного числа
    у существительных, имеющих только единственное,
    и наоборот
    поднос чаев, небо затянулось облаком.

    Ошибочное
    образование формы прилагательного

    10 Неправильный выбор полной и краткой
    форм
    Шляпка была полная воды, мальчик был
    очень полон
    11 Неправильное образование форм степеней
    сравнения:
    новенькие становятся боевее, она была
    послабже Пети; более интереснее, красивше
    12 Нарушение норм формообразования
    глагола
    Человек метается по комнате;
    13 Нарушение образования деепричастий и
    причастий
    Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
    по сторонам
    14 Ошибочное образование формы
    числительного
    С пятистами рублями
    15 Ошибочное образование формы
    местоимения
    Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
    ее (книги) оторваться
    16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

    Синтаксические

    17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
    увлекающемися джазом,

    Базаров не может побороть
    чувство любви, охватывающую его;

    По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
    браконьерам, нарушающих закон;

    Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
    человек отставной.

    18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
    красивую, повествует читателей, согласно закона,

    он
    показан человеком сильной воли, богатого умом,
    крепкого здоровьем;

    особое внимание было уделено на составление
    плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
    все имело хаотический вид; ему характерны многие
    отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
    жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
    славе;

    19

    Ошибки в структуре простого
    предложения:

    нарушение связи между подлежащим и
    сказуемым,

    Солнце села; но не вечно ни юность, ни
    лето; это было моей единственной книгой в дни
    войны;
    20

    Нарушение границы
    предложения

    Собаки напали на след зайца. И
    стали гонять его по вырубке. Когда герой
    опомнился. Было уже поздно.

    21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
    и отодвинул его в сторону.

    Манилов попросил
    Павла Ивановича пройти в его кабинет.

    Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
    расписку.

    22 Нарушение связи между подлежащим и
    сказуемым
    Большинство возражали против такой
    оценки его творчества.

    Обычно молодежь является
    носителями передовых идей.

    Произошло еще ряд событий.


    Чтобы приносить пользу Родине, нужно
    смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
    смелость, знания, честность);

    23 Нарушение способа выражения сказуемого
    в отдельных конструкциях
    Он написал книгу, которая эпопея. Все
    были рады, счастливы и весёлые.
    24 Ошибки в построении предложения,
    ведущие к искажению его смысла, структуры
    В своей пьесе Чехов показал также
    трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
    светлой и прекрасной жизни, представителем
    которой является Трофимов.

    Порфирий был
    любимцем с детства матери.

    Она уговорила отдать подводы для раненых, на
    которых уже были уложены вещи.

    25 Ошибки, связанные с употреблением
    частиц

    Хорошо было бы, если бы на
    картине стояла бы подпись художника; отрыв
    частиц от того компонента предложения, к
    которому она относится (обычно частицы ставятся
    перед теми членами предложения, которые они
    должны выделять, но эта закономерность часто
    нарушалась в сочинениях):

    В тексте всего раскрываются две
    проблемы, (ограничительная частица всего”
    должна стоять перед подлежащим: “…всего две
    проблемы”.

    26 Ошибки в построении предложения с
    однородными членами
    Страна любила и гордилась поэтом. В
    сочинении я хотел сказать о значении спорта и
    почему я его люблю.
    27

    Разрушение ряда однородных
    членов

    Настоящий учитель верен
    своему делу и никогда не отступать от своих
    принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
    двери, а еще грузовик и комбайн.

    28

    Ошибки в построении
    предложения с деепричастным оборотом

    Читая текст, возникает такое чувство…
    На картине “Вратарь” изображен мальчик,
    широко расставив ноги, упершись руками в колени.
    29 Ошибки в построении предложения с
    причастным оборотом
    Узкая дорожка была покрыта
    проваливающимся снегом под ногами; причалившая
    лодка к берегу.
    30

    Местоименное дублирование
    одного из членов предложения, чаще подлежащего.

    Кусты, они покрывали берег реки.
    31

    Пропуски необходимых слов.

    Владик прибил доску и побежал
    в волейбол.

    32

    Ошибки в структуре сложного
    предложения:

    смешение сочинительной и
    подчинительной связи.

    Эта книга научила меня ценить
    и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
    детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
    ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
    порывами.

    Ум автор текста понимает не только как
    просвещённость, интеллигентность, но и с
    понятием “умный” связывалась представление о
    вольнодумстве.

    33

    Отрыв придаточного от
    определяемого слова.

    Сыновья Тараса только что
    слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

    34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
    мнением рецензента.
    35

    Разрушение
    фразеологического оборота без особой
    стилистической установки, например:

    Терпеть не могу сидеть сложив руки;
    хохотала как резаная.
    36

    Неоправданный пропуск
    (эллипсис) подлежащего

    Его храбрость — постоять за честь и
    справедливость привлекают автора текста.
    37 Нарушение видовременной
    соотнесённости глагольных форм
    Замирает на мгновение сердце и вдруг
    застучит вновь.

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    ТИП  ОШИБКИ

    ПРИМЕР С ОШИБКОЙ

    ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ

    КОММЕНТАРИЙ

    1

    Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с предлогом и без.

    См. также Приложение в конце таблицы

    Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда.

    Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда.

    Зависимое слово при прил. пропорционален   должно стоять  в Д.п.

    описывать (о чём? П.п.) о происшествии

    описывать (кого? что? В.п.) происшествие

    Зависимое слово при глаголе описывать  должно стоять  в В.п. без предлога.

    оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты  

    оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты

    Зависимое слово при глаголе оплатить  должно стоять  в В.п. без предлога.                                              А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за.

    привычка (кого? чего? Р.п.) чтения

    привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению

    Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять  в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п.

    день  рождение

    день  (кого? чего? Р.п.) рождения

    При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п.

    поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём

    поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября

    При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

    Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.).

    Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.)

    Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п.

    Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях.

    Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений.

    Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять  в Р.п.

    Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

    Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

    Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то).

    вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

    благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

    вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

    благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

    Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

    По окончанию срока

    По истечению срока

    По прибытию поезда

    По приезду

    По окончании срока

    По истечении срока

    По прибытии поезда

    По приезде 

    Предлог ПО  в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

    2

    Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

    В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

    В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал

    всю прелесть русской  природы

    или  

    В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской  природы.

    Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) —  употребляются в И.п. при наличии перед ними имени

    нарицательного.                                   Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

    3

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

    ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

    Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.)

    Кресло-качалка отремонтирована. 

    Кресло-качалка отремонтировано.  

    Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

    [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].

    [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

    В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе:                      все (те) + сказуемое во мн.ч.,      кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

    4

    Неправильное построение предложения с косвенной речью.

    Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи)

    Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

    При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

    5

    Ошибки в построении предложения с однородными членами

    Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

    Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и  восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

    Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом.

    Натянуть и выстрелить из лука непросто.

    Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.

    Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом.

    Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

    Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

    Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

    Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий.                                      Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме.

    Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

    Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

    Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

    Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

    Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

    Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

    обобщающее слово.

    В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

    В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

    Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных

     членов.

    Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

    Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

    Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

    В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.

    (нет союза не только…, а также)

    В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

    Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

    не только … но и

    если не…, то

     как…, так и

    6

    Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

    Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате.  

    Журналист  беседовал  с  командой  футболистов (каких?),  участвовавших в чемпионате.  

    Причастие должно быть согласовано с определяемым словом.

    Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

    Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

    Если подлежащее выражено словосочетанием  (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно.

    Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

    Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

    Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

    Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

    Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

    Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока                        или                                                                 Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока.                        

    Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:     причастный оборот и определительное придаточное.       

    7

    Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

    Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

    Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

    Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

    Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно)

    Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

    Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

    Сдав экзамены, я был принят в  вуз (кем-то принят)

    Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

    Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

    8

    Ошибки при построении сложного предложения.

    [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет

    Сквозник – Дмухановский)                     (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

    [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет   Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

    Неверное присоединение придаточной части создаёт

    неоднозначность восприятия смысла предложения.

    Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

    Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

    Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание)

    Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

    Приложение к пункту 1    «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с предлогом и без».

    Запомните  также:  

    доказывать что-либо;                                                                                                                                                                                                                        поделиться чем-либо с кем-либо;                                                                                                                                                                                                              коснуться чего-либо;                                                                                                                                                                                                                     подтвердить что-либо;                                                                                                                                                                                                                объяснить что-либо;                                                                                                                                                                                                                              привести пример чего-либо;                                                                                                                                                                                                                   описать что-либо;                                                                                                                                                                                                                                      признаться в чём-либо;                                                                                                                                                                                                                           подвести итог чему-либо;                                                                                                                                                                                                                      указать на что-либо.

    Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

    • беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
    • возмутиться его словам – обидеться на его слова;
    • вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
    • дивиться терпению – восхищаться терпением;
    • добраться до села – подъехать к селу;
    • идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
    • извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
    • неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
    • обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
    • обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
    • озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
    • опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
    • осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
    • отзыв о монографии – рецензия на монографию;
    • отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
    • отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
    • показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
    • превосходство над ним – преимущество перед ним;
    • предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
    • преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
    • препятствовать развитию – тормозить развитие;
    • привычный для нас – знакомый нам;
    • прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
    • приоритет в открытии – патент на открытие;
    • разобраться в делах – распутаться с делами;
    • сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
    • типично для него – свойственно ему;
    • уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
    • характерно для него – присуще ему;
    • истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
    • бояться матери (разговорное: бояться мать);
    • венец искусства (неверно: венец искусству);
    • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
    • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
    • залог успеха (неверно: залог успеху);
    • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
    • избегать опасности (неверно: избегать опасность);
    • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
    • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
    • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

    Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

    • верить в победу – уверенность в победе;
    • заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
    • платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
    • плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
    • подключиться к разговору – включиться в разговор;
    • различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
    • сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

    При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.

    находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

    • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
    • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
    • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
    • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
    • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
    • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
    • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
    • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
    • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
    • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
    • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
    • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
    • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
    • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
    • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

    Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):

    • доказывать это (неверно: доказывать об этом);
    • задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
    • инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
    • поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
    • подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
    • дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
    • привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
    • подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
    • коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

    Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

    • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
    • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
    • в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
    • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
    • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
    • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
    • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).

    Читайте также:

    Раздел 3. Синтаксические нормы

    • 3.1. Общие замечания
    • 3.2. Особенности управления в русском языке
    • 3.3. Некоторые особенности согласования
    • 3.4. Предложения с однородными членами
    • 3.5. Предложения с причастными оборотами
    • 3.6. Предложения с деепричастными оборотами
    • 3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
  • Грамматические ошибки на первом канале
  • Грамматические ошибки при построении сложного предложения
  • Грамматические ошибки нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Грамматические ошибки при однородных упражнения