Грамматические ошибки это определение

Грамматические ошибки

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:

Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ

  1. Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:

Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.

  1. Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:

Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия

  1. После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:

Скучаем по вас (П. п)

Тоскуют по нас (П. п)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:

либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),

либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).

Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.

Сказуемое при однородных подлежащих:

  • При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.

  • При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) — форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»

Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».

Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

  1. Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:

Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно

Она ждала и звонила ему весь вечер. – Неправильно

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?).

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?).

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?).

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?).

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?).

  1. Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.

Объединять можно только прилагательные в одной форме.

На небосклоне звезды были бледны и неярки

На небосклоне звезды были бледные и неяркие

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.

Пример:Испугавшись шума, стая улетела.

Стая → улетела → испугалась.

  • Если нарушается основное правило ― основное и добавочное действие относятся к разным лицам.

Пример:Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.

Шляпа → улетела -/-> спрыгнула.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:

Я бродил по улицам определяемое слово,(каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой

Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения

Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес

Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.

Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).

Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.

Неправильно: Надо помогать молодежи расти-несов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Правильно: Надо помогать-несов.вид молодежи расти-несов.вид и проявлять-несов.вид свои способности.

или

Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Ошибки в построении сложного предложения

  • Один из вариантов ошибки — употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности. 

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. 

  • Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. 

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

  • Еще одна ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. 

Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. =>

Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

  • Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел

  • Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. 

Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог — автограф или писатель?).

  • В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). 

Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).

Ошибки в образовании форм числительного

Образование падежных форм числительных: у порядковых числительных изменяется только последнее слово: студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; контракт продлен до две тысячи десятого года.

Употребление собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные НЕ употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры.

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

    1. Определение понятия «грамматические нормы современного литературного языка». Основные виды грамматических ошибок.

Грамматические нормы
– это правила использования морфологических
форм разных частей речи и синтаксических
конструкций.

Наиболее часты грамматические
ошибки, связанные с употреблением рода
имен существительных.

Не всегда правильно
используются в речи возвратные и
невозвратные глаголы.

Нарушение грамматических
норм нередко связано с употреблением
в речи предлогов

Грамматическая ошибка
— это неcоблюдение норм слово- и
формообразования, норм синтаксической
связи между словами в словосочетании
и предложении.

Грамматические ошибки могут
быть двух видов:

1. Словообразовательные.

Нарушена структура слова:
«беспощадство», «бессмертность»,
«заместо», «публицизм».

2. Морфологические.

Ошибки, связанные с
ненормативным образованием форм слова.
К этому виду ошибок относятся:

а) ошибки в образовании форм
существительных: «облеки»,
«англичаны», «два знамя», «на
мосте», «Гринев жил недорослью»,
«Он не боялся опасностей и рисков»,
«Во дворе построили большую качель».

б) ошибки в образовании форм
прилагательных: «Один брат был богатей
другого», «Эта книга более интереснее».

в) ошибки в образовании
местоимений: «Я пошел к ему», «ихний
дом».

г) ошибки в образовании
глагола: «Он ни разу не ошибился»,
«Мама всегда радовается гостям»,
«Вышев на середину комнаты, он
заговорил», «В дальнем углу сидел
улыбающий ребенок».

д) неправильное конструирование
видовой пары, чаще всего парного глагола
несовершенного вида: «Мы с братом
отпиляем все лишние ветки, ставим елку
на середину комнаты и украшиваем ее».

Грамматическая ошибка
– это нарушение структуры языковой
единицы: неправильное словообразование
(такого слова нет в языке); неверное
образование форм слов; ошибки в построении
словосочетаний и предложений. Нарушения
такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в
зависимости от ее характера, может быть
допущена в слове, в словосочетании или
в предложении. Для ее обнаружения не
требуется контекст. В отличие от
орфографической или пунктуационной,
грамматическую ошибку можно обнаружить
и на слух, а не только в письменном
тексте, тогда как ошибку в правописании
– только на письме.

Рассмотрим основные типы
грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных
(род; формы именительного и родительного
падежей множественного числа; склонение
несклоняемых существительных): где
второй тапок? мое день рожденье; наши
инженера; настоящих дружб мало; катались
на понях;

2) имен прилагательных
(двойная сравнительная или превосходная
степень): менее удачнее; самый красивейший
фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных
(неправильное образование падежных
форм количественных числительных;
ошибки в употреблении порядковых и
собирательных числительных): свыше
восемьсот метров; семеро лыжниц; на
странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки
часов занятия? с ихними соседями; евонная
книга;

5) глаголов: ложат стены;
хочем есть; стеру с доски; чишет пять
раз подряд; захлапывать дверь; ехайте
прямо; завтра буду прибираться (стираться);
сюда же относится нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм в
предложении: Когда наступил декабрь,
погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы
будущего времени; они не употребляются
с частицей бы; нельзя смешивать возвратные
и невозвратные формы): каждый, напишущий
реферат, получит зачет; тут нет ни одной
книги, привлекшей бы наше внимание;
изучил всю имеющую информацию; войска,
сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая
по сторонам; приложа мазь к ране; купивши
сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки
– нарушения
в построении
словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении:
описывает о сражении; жажда к власти;
не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь
стремятся учиться; народ полагают, что
жизнь лучше не станет; с группой туристов,
увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это
состояние, оно необходимо для разработки
роли;

4) в построении предложений
с однородными членами:

а) как однородные употреблены
член предложения и придаточная часть:
Хочу показать значение спорта и почему
я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых
есть общее дополнение, которое не может
быть употреблено в такой форме с одним
из них: Мы помним и восхищаемся подвигами
героев;

в) неточное использование
двойного союза: Как старики, а также и
дети были эвакуированы первыми (надо:
как…, так и…). Я не только готовился
самостоятельно, а также посещал
факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных
оборотов: Между записанными темами на
доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов:
Покатавшись на катке, у меня болят ноги.
А затем, готовясь к экзаменам, его словно
подменили.

7) в построении сложных
предложений (искажение союзов; употребление
двух подчинительных союзов одновременно;
«нанизывание» однотипных придаточных):
Прозвенел звонок, то нужно собираться
домой. Все стали хвалить выступающих,
что как будто те были настоящими
артистами. Он сказал то, что не знал про
этот случай. Я слышала, что ты просила
передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений:
1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро
пробегали облака. 2. Я налил ежу молока
в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о
явлении парцелляции, когда автор
намеренно расчленяет предложение для
придания ему большей выразительности
или выделения мысли: Сама мысль о
предательстве мне неприятна. Потому
что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной
речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства
добрые я лирой пробуждал.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
(неправильное формообразование, нарушение
системных свойств формообразовательной
системы у разных частей речи ):

а) нарушение норм
формообразования имен существительных:

1) образование формы В.п.
неодушевленного существительного, как
у одушевленного — «Я попросила ветерка»
(вместо: ветерок);

2) образование формы В.п.
одушевленного существительного, как у
неодушевленного — «Запрягли в сани
два медведя» (вместо: двух медведей);

3) изменение рода при
образовании падежных форм: «пирожок
с повидлой», «февральский лазурь»;

4) склонение несклоняемых
существительных: «играть на пианине»,
«ехать на метре»;

5) образование форм
множественного числа у существительных,
имеющих только единственное, и наоборот:
«поднос чаев», «Небо затянулось
облаком»;

б) нарушение норм
формообразования имен прилагательных
:

1) неправильный выбор полной
и краткой форм: «Шляпка была полная
воды», «Мальчик был очень полон»;

2) неправильное образование
форм степеней сравнения: «Новенькие
становятся боевее», «Она была
послабже Пети»;

3) нарушение норм формообразования
глагола: «Человек метается по комнате»;

4) нарушение образования
деепричастий и причастий: «Ехавши в
автобусе», «Охотник шел, озирая по
сторонам»;

5) нарушение норм образования
форм местоимений: «Ихний вклад в
победу», «Не хотелось от ее (книги)
оторваться» и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

Одна из разновидностей речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики. К таким ошибкам относятся неправильное образование и употребление форм слова, – неверное построение словосочетаний и предложений.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.

Смотреть что такое «ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ» в других словарях:

  • ОШИБКИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ. См. грамматические ошибки …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • § 241. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — Существительное Неправильный выбор падежного окончания: облаки вм. облака, выбора вм. выборы, с повидлой вм. с повидлом, без рельс вм. без рельсов, нет время вм. нет времени; Неверный выбор падежа: удивляюсь его силой вм. удивляюсь его силе;… …   Правила русского правописания

  • ошибки грамматические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики: 1) ошибки в образовании форм слов; 2) ошибки в образовании словосочетаний и составлении предложений. Одним словом, к ним относятся морфологические и синтаксические… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОММУНИКАТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ОШИБКИ — КОММУНИКАТИВНО ЗНАЧИМЫЕ ОШИБКИ. Языковые (лексико грамматические, фонетические, интонационные и др.) или социокультурные ошибки, приводящие к нарушению коммуникации, непониманию или неверному пониманию при общении. Результатом исправления таких… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Янукович — Янукович, Виктор Фёдорович Виктор Фёдорович Янукович Віктор Федорович Янукович …   Википедия

  • § 240. ТИПЫ ОШИБОК — Орфографические и пунктуационные ошибки нарушение правил орфографии и пунктуации. Грамматические ошибки нарушение норм слово и формообразования (примеры: завпечатлеть вм. запечатлеть; заместо вм. вместо; раздумчивый взгляд вм. задумчивый взгляд) …   Правила русского правописания

  • ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… …   Православная энциклопедия

  • попра́вить — 1) влю, вишь; сов., перех. (несов. поправлять). 1. Устранить неисправность, повреждение в чем л., сделать годным для использования, действия; починить. Следовало бы поправить телегу, у которой еще до зимы переломилась ось. Каронин Петропавловский …   Малый академический словарь

Грамматические ошибки

Справочные материалы

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9)  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или  …дает.., учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

1)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Тренировочные упражнения

Задание.  Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

1)  Им двигает чувство сострадания.

2)  Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

3)  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .

4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

5)   Автор тута был не прав.

2. Грамматико-синтаксические ошибки.

1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

2)  Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

5) Посмотрев  спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

6) Я считаю то, что  в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

7) Пушкин описывает и критически отзывается о  пугачевском восстании.

8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамот чешская ошибка
  • Грамматические речевые логические фактические ошибки
  • Грамматических ошибок нет или допущена одна ошибка
  • Грамматические ошибки это что примеры
  • Грамматические ошибки это простыми словами