Грамматическая ошибка это когда

  Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-9 и К-10

Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: оценивание по критериям К-9 и К-10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ К9 Соблюдение грамматических норм грамматических ошибок нет допущены одна-две ошибки 2 1 допущено три и более ошибок К10 Соблюдение речевых норм 0 допущено не более одной речевой ошибки допущены две-три ошибки 2 1 допущено четыре и более ошибок 0

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

К9

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет

допущены одна-две ошибки

2

1

допущено три и более ошибок

К10

Соблюдение речевых норм

0

допущено не более одной речевой ошибки

допущены две-три ошибки

2

1

допущено четыре и более ошибок

0

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ    близки к сердцу любого из нас  приучен безделью  вне зависимо от цены  требовать с других  плачебного  рассуждает на вопросы  пожертвовал свою жизнь  был на шаге от катастрофы  размышляя, вспоминалась…  противоположены  все ему опостыли  сплочают  своеобразность

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • близки к сердцу любого из нас
  • приучен безделью
  • вне зависимо от цены
  • требовать с других
  • плачебного
  • рассуждает на вопросы
  • пожертвовал свою жизнь
  • был на шаге от катастрофы
  • размышляя, вспоминалась…
  • противоположены
  • все ему опостыли
  • сплочают
  • своеобразность

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 1 Примеры Ошибочное словообразование 2 Трудолю бим ый, над смехаться, о дешевились Ошибочное образование формы существительного 3 Многие чуд а техники, не хватает врем я  Ошибочное образование формы прилагательного 4 5 Более интереснее, красивше Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями Ошибочное образование формы местоимения 6 Ихнег о пафоса, ихи дети, благодаря ним Ошибочное образование формы глагола 7 Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

1

Примеры

Ошибочное словообразование

2

Трудолю бим ый, над смехаться, о дешевились

Ошибочное образование формы существительного

3

Многие чуд а техники, не хватает врем я

Ошибочное образование формы прилагательного

4

5

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

6

Ихнег о пафоса, ихи дети, благодаря ним

Ошибочное образование формы глагола

7

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 8 Примеры Нарушение управления  9  Нужно сделать свою природу более красивую . Повествует читателей Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 10 11 Большинство возражали против такой оценки его творчества Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые Ошибки в построении предложения с однородными членами 12 Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство…

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

8

Примеры

Нарушение управления

9

Нужно сделать свою природу более красивую . Повествует читателей

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

11

Большинство возражали против такой оценки его творчества

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые

Ошибки в построении предложения с однородными членами

12

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство…

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 13 Примеры Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 14 Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами Ошибки в построении сложного предложения  15 16 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. Смешение прямой и косвенной речи  Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения  17 Когда герой опомнился. Было уже поздно. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм  З амирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К9 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

13

Примеры

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

14

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами

Ошибки в построении сложного предложения

15

16

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

17

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

З амирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  В качестве первого примера я бы хотел привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание».  Нарушение управления

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В качестве первого примера я бы хотел привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание».

  • Нарушение управления

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Главный герой описывает, какие становятся книги.  Книг стало много, они одешевились.  Книги уважают лишь те, кто помнят их цену.  Нарушение управления.  Ошибочное словообразование.  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. К9 – 0 баллов

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Главный герой описывает, какие становятся книги.

Книг стало много, они одешевились.

Книги уважают лишь те, кто помнят их цену.

  • Нарушение управления.
  • Ошибочное словообразование.
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

К9 – 0 баллов

ЧАСТОТНЫЕ  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ    Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении поднимает проблему отношения человека к окружающей среде. Какое отношение должно быть у человека к природе? «Но мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу реку: пусть невелика наша речка и проста, пусть небогата водой, но без нее не было бы большой Москвы-реки».  Пришвин через рассказчика передает то, что он чувствует по отношению к реке. Он приводит нас к тому, что даже такая узенькая и простая речка может вызвать бурю эмоций.

ЧАСТОТНЫЕ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Михаил Михайлович Пришвин в своем произведении поднимает проблему отношения человека к окружающей среде. Какое отношение должно быть у человека к природе?

«Но мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу реку: пусть невелика наша речка и проста, пусть небогата водой, но без нее не было бы большой Москвы-реки». Пришвин через рассказчика передает то, что он чувствует по отношению к реке. Он приводит нас к тому, что даже такая узенькая и простая речка может вызвать бурю эмоций.

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ     Я полностью согласен с позицией Горького, ведь настоящий герой не думает о собственной выгоде, он желает счастья другим людям, такой человек способен на многое, главное, чтобы это было во благо общества. В данном тексте автор говорит о том, как надо правильно воспитывать детей. Как не вырастить из них эгоистов. Чтобы потом они весь мир измеряли только собственными желаниями.

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Я полностью согласен с позицией Горького, ведь настоящий герой не думает о собственной выгоде, он желает счастья другим людям, такой человек способен на многое, главное, чтобы это было во благо общества.

В данном тексте автор говорит о том, как надо правильно воспитывать детей. Как не вырастить из них эгоистов. Чтобы потом они весь мир измеряли только собственными желаниями.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  № Вид ошибки 1 Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении  2 Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 3 Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличение синонимичных слов 4 В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски  Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

1

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

2

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

3

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

4

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  5 Вид ошибки 6 Примеры Неоправданное употребление просторечных слов 7 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Таким людям всегда удается объегорить других. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Нарушение лексической сочетаемости 8 Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо с редств а). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 9 Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

5

Вид ошибки

6

Примеры

Неоправданное употребление просторечных слов

7

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Нарушение лексической сочетаемости

8

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо с редств а).

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

9

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ  Вид ошибки 10 Примеры Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) 11 В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Бедность и однообразие синтаксических конструкций 12 Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Неудачное употребление местоимений 13 Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении. Речевая недостаточность Привлечь  читателей к данной проблеме.

К10 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Вид ошибки

10

Примеры

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

11

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений

13

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевая недостаточность

Привлечь читателей к данной проблеме.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Писатель обращает наше внимание на то, что люди, у которых есть свой дом, должны ценить это. Описанный рассказчиком случай с домом его приятеля свидетельствует о важности отчего дома. Автор пишет: «Как жалею я иногда, что родился в Москве».  Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Писатель обращает наше внимание на то, что люди, у которых есть свой дом, должны ценить это. Описанный рассказчиком случай с домом его приятеля свидетельствует о важности отчего дома. Автор пишет: «Как жалею я иногда, что родился в Москве».

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Эту чрезвычайно важную и актуальную для каждого поколения читателей проблему затронула и И.Грекова в данном мне для анализа тексте. Лексическая избыточность

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Эту чрезвычайно важную и актуальную для каждого поколения читателей проблему затронула и И.Грекова в данном мне для анализа тексте.

Лексическая избыточность

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Каждый человек может совершить такой шедевр, который будет радовать других и вдохновлять их на создание прекрасных полотен, музыкальных и литературных произведений.   Нарушение лексической сочетаемости.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Каждый человек может совершить такой шедевр, который будет радовать других и вдохновлять их на создание прекрасных полотен, музыкальных и литературных произведений.

Нарушение лексической сочетаемости.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.  Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят. Неудачное употребление местоимения .  Неуместное употребление местоимения. Нарушение лексической сочетаемости. К10 – 1 балл

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Подводя итоги, хочется сказать следующее: надо с самого детства учить детей любить и уважать книги, ибо в будущем они могут полностью обесцениться.

Книги дают нам огромное количество знаний, а дети их только портят.

Неудачное употребление местоимения .

Неуместное употребление местоимения.

Нарушение лексической сочетаемости.

К10 – 1 балл

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Гитлеровцы расстреляли санитарный поезд. В живых осталось всего несколько человек, среди которых Ромашов и герой-рассказчик, а остальные убежали сломя голову. Неуместное употребление фразеологизма.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Гитлеровцы расстреляли санитарный поезд. В живых осталось всего несколько человек, среди которых Ромашов и герой-рассказчик, а остальные убежали сломя голову.

Неуместное употребление фразеологизма.

ЧАСТОТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ   Рассмотрим произведения двух писателей. Они затрагивают эту проблему.      Неудачное        употребление     местоимения  «Если сравнить Безухова с Долоховым, то можно сказать, что граф поступил безбашенно, свалял дурака.       Употребление      слов иной стилевой       окраски

ЧАСТОТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Рассмотрим произведения двух писателей. Они затрагивают эту проблему.

Неудачное употребление

местоимения

«Если сравнить Безухова с Долоховым, то можно сказать, что граф поступил безбашенно, свалял дурака.

Употребление

слов иной стилевой окраски

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10 Баллы по критериям  Оценка по К10  Возможная оценка по К6 2 балла 2 балла, или 1 балл, или 0 баллов 1 балл 1 балл или 0 баллов 0 баллов 1 балл или 0 баллов

СООТНОШЕНИЕ К6 и К10

Баллы по критериям

Оценка по К10

Возможная оценка по К6

2 балла

2 балла, или 1 балл, или 0 баллов

1 балл

1 балл или 0 баллов

0 баллов

1 балл или 0 баллов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  irina18ink@mail.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

[email protected]

Grammatical error is a term used in prescriptive grammar to describe an instance of faulty, unconventional, or controversial usage, such as a ​misplaced modifier or an inappropriate verb tense. Also called a usage error. Compare grammatical error with correctness.

It’s also known as: error, usage error, grammar error or mistake, bad grammar

Grammatical errors are usually distinguished from (though sometimes confused with) factual errors, logical fallacies, misspellings, typographical errors, and faulty punctuation.

Interestingly, many people tend to view usage errors primarily as gaffes or potential sources of embarrassment, not as impediments to effective communication. According to an ad for an «amazing book» on usage, «Mistakes in English can cause you embarrassment, hold you back socially and on the job. It can make you look awkward and hide your true intellect.» (Note that in the ad’s second sentence, the singular pronoun it has no clear referent. Many English teachers would regard this as a grammatical error—specifically, a case of faulty pronoun reference.) 

Examples and Observations

In «Correct English,» J. T. Baker says «The expression ‘grammatical error’ sounds, and is, in a sense, paradoxical, for the reason that a form cannot be grammatical and erroneous at the same time. One would not say musical discord… Because of the apparent contradiction of terms, the form grammatical error should be avoided and ‘error in construction,’ or ‘error in English,’ etc., be used in its stead. Of course one should never say, ‘good grammar’ or ‘bad grammar.'»

“We believe, as do most linguists, that native speakers do not make mistakes,” per Peter Trudgill and Lars-Gunnar Andersson, who were quoted in «Errors in Language Learning and Use.»

Garner on Grammatical Errors

«If descriptivists believe that any linguistic evidence validates usage, then we must not be descriptivists. Hardly anyone wants to be a nonjudgmental collector of evidence. It’s far more interesting and valuable to assemble the evidence and then to draw conclusions from it. Judgments. Rulings. To the extent that ‘the masses’ want such reasoning—as one could only wish—it’s because they want to use language effectively,» says Bryan A. Garner in his New York Times article, «Which Language Rules to Flout. Or Flaunt?»

In «Garner’s Modern American Usage,» Garner notes «Because grammatical may mean either (1) ‘relating to grammar’ [grammatical subject] or (2) ‘consistent with grammar’ [a grammatical sentence], there is nothing wrong with the age-old phrase grammatical error (sense 1). It’s as acceptable as the phrases criminal lawyer and logical fallacy

Grammar and Usage

«Usage is a concept that embraces many aspects of and attitudes toward language. Grammar is certainly only a small part of what goes to make up usage, though some people use one term for the other, as when they label what is really a controversial point of usage a grammatical error,» according to «Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary.»

Error Analysis

«Error analysis, as a descriptive rather than a prescriptive approach to error, provides a methodology for determining why a student makes a particular grammatical error and has been a potentially valuable borrowing from this field [research in second-language acquisition], one that could have altered the prescriptive drilling of standard forms which still comprises much of basic writing texts. Unfortunately, however, error analysis in the composition classroom has generally served to simply keep the focus on error,» says Eleanor Kutz in «Between Students’ Language and Academic Discourse.»

The Lighter Side of Grammatical Error

Here’s some dialog from the 18th episode of The Simpson’s 12th season, the «Trilogy of the Error.»

First mobster: Hey. They’s throwin’ robots.
Linguo: They are throwing robots.
Second mobster: It’s disrespecting us. Shut up a’you face.
Linguo: Shut up your face.
Second mobster: Whatsa matta you?
First mobster: You ain’t so big.
Second mobster: Me an’ him are gonna whack you in the labonza.
Linguo: Mmmm…Aah! Bad grammar overload. Error. Error.
[Linguo explodes]

Sources

Baker, Josephine Turck, editor. Response to a letter. Correct English, 1 Mar. 1901, p. 113.

Garner, Bryan A. Garner’s Modern American Usage. 3rd ed, Oxford University Press, 2009.

Garner, Bryan A. «Which Language Rules to Flout. Or Flaunt?» The New York Times, 27 Sept., 2012.

Kutz, Eleanor. «Between Students’ Language and Academic Discourse: Interlanguage as Middle Ground.» Negotiating Academic Literacies, edited by Vivian Zamel and Ruth Spack. Lawrence Erlbaum, 1998.

Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary. 11th ed, 2003.

«Trilogy of Error.» The Simpsons, written by Matt Selman, directed by Mike B. Anderson, 20th Century Fox, 2001.

Trudgill, Peter and Lars-Gunnar Andersson. 1990, quoted by Carl James in Errors in Language Learning and Use. Addison Wesley Longman, 1998.

Грамматические ошибки

Справочные материалы

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9)  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или  …дает.., учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

1)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Тренировочные упражнения

Задание.  Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

1)  Им двигает чувство сострадания.

2)  Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

3)  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .

4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

5)   Автор тута был не прав.

2. Грамматико-синтаксические ошибки.

1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

2)  Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

5) Посмотрев  спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

6) Я считаю то, что  в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

7) Пушкин описывает и критически отзывается о  пугачевском восстании.

8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.

Главная
>
Выпуск № 14
>
Ошибка грамматическая или речевая?

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Литература

1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009.

2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000. 

Грамматические ошибки

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:

Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ

  1. Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:

Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.

  1. Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:

Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия

  1. После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:

Скучаем по вас (П. п)

Тоскуют по нас (П. п)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:

либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),

либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).

Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.

Сказуемое при однородных подлежащих:

  • При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.

  • При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) — форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»

Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».

Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

  1. Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:

Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно

Она ждала и звонила ему весь вечер. – Неправильно

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?).

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?).

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?).

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?).

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?).

  1. Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.

Объединять можно только прилагательные в одной форме.

На небосклоне звезды были бледны и неярки

На небосклоне звезды были бледные и неяркие

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.

Пример:Испугавшись шума, стая улетела.

Стая → улетела → испугалась.

  • Если нарушается основное правило ― основное и добавочное действие относятся к разным лицам.

Пример:Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.

Шляпа → улетела -/-> спрыгнула.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:

Я бродил по улицам определяемое слово,(каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой

Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения

Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес

Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.

Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).

Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.

Неправильно: Надо помогать молодежи расти-несов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Правильно: Надо помогать-несов.вид молодежи расти-несов.вид и проявлять-несов.вид свои способности.

или

Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Ошибки в построении сложного предложения

  • Один из вариантов ошибки — употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности. 

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. 

  • Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. 

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

  • Еще одна ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. 

Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. =>

Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

  • Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел

  • Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. 

Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог — автограф или писатель?).

  • В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). 

Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).

Ошибки в образовании форм числительного

Образование падежных форм числительных: у порядковых числительных изменяется только последнее слово: студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; контракт продлен до две тысячи десятого года.

Употребление собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные НЕ употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматические или граматические ошибки
  • Грамматическая ошибка что это примеры
  • Грамматическая ошибка ихняя квартира
  • Грамматическая ошибка это как
  • Грамматическая ошибка на сайте