Грамматическая ошибка что это 5 класс

Виды
ошибок

Примеры
с ошибками

Исправленные
примеры

1

неправильное
употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно,
вопреки
употребляются с дат. п.

Предлоги наперерез, наперекор
употребляются с дат. п.

Вопреки
распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплых
дней золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

Вопреки распространённому
мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах.

Благодаря тёплым
дням

золотой осени лес как будто помолодел.

Отважный смотритель, рискуя
жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.

2

неправильное
употребление имени числительного

Собирательные числи-тельные
употребляются с сущ-ми, обозначающими:

— лиц муж. пола;

— детёнышей:

— парные предметы или имеющими
только форму мн. ч.

Трое
одноклассниц
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Три
одноклассницы
: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных
спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед
Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

3

нарушение
видовременной соотнесённости глагольных форм

Однородные глаголы-сказуемые
имеют разный вид и форму разного времени

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл
истинную сущность своего героя.

И.С. Тургенев подвергает
Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает
истинную сущность своего героя.

4

нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение в роде несклоняемых
существительных

Нарушение в роде аббревиатуры

Нарушение в числе подлежащего и
сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное местоимение кто в
функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]

До 1936 г. Тбилиси называлось
Тифлисом.

Весь день пони катало в
зоопарке малышей.

МГУ было
основано

в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают
цитаты из него.

Те, кто бывали в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До 1936 г. Тбилиси (город)
назывался Тифлисом.

Весь день пони (он) катал
в зоопарке малышей.

МГУ был основан в
1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто
побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто
хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт
цитаты из него.

Те, кто бывал в
Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5

ошибка в
построении предложения с однородными членами

Неправильное расположение и
употребление двойных союзов 

Совмещение конструк-ций  с
причастным оборотом  и придаточным определительным

Объединенные в сочинён-ном ряду
слова управляют разными формами

Сёстры как хорошо разбирались
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, а также для внедрения их в
практику.

Девушка, сидевшая
у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры хорошо разбирались как
в музыке, так и в живописи.

Созданы благоприятные условия не
только
для опубликования научных работ, но и для внедрения их в
практику.

Девушка, которая сидела у
окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что
поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

6

нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением

Ошибка в согласовании приложения
с определяемым словом.

[После родовых обозначений (роман,
повесть
и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]

В основе произведения «Повести
о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и
прекрасном».

В основе произведения «Повесть
о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем
Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру
предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и
прекрасном».

7

нарушение
в построении предложения с причастным оборотом

Ошибка в согласовании определения
с определяемым словом

Разрыв прич. оборота определяемым
словом

Ошибка в месте причастного
оборота

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов,
привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Лес тянется
с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

В 1885 году В.Д. Поленов
экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых
из поездки на Восток.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий
только из хвойных пород
, тянется с севера на юг.

8

неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом

Дееприч. оборот должен обозначать
действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот
относится.

Дееприч. оборот может
использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием
предикативного наречия или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и
т.п.) и инфинитива.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая любой предмет, для
художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными
справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

9

ошибка в
построении сложноподчинённого предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв между определя-емым словом
и придаточ-ным предложением

Неоправданное соседство двух
подчинительных союзов

Неоправданное употреб-ление
соотносительного слова то

Одновременное использо-вание
подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда я закончил читать эту
книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру надо было закончить из-за
темноты, которой мы увлеклись.

Читая классическую литературу,
замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Она говорила то, что в
жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался, что
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

Я понял глубокий замысел автора,
когда закончил читать эту книгу.

Игру, которой мы увлеклись, надо
было закончить из-за темноты,

Читая классическую литературу,
замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в
произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.

Она говорила, что в жизни есть не
только полезное, но и прекрасное. 

Незнакомец поинтересовался,
правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

10

неправильное
построение предложения с косвенной речью

В  предложениях с косв.
речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания
родного языка».

Задание 8.

Список грамматических ошибок

1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез
употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по
исключении, по приезде
имеют форму предложного падежа.

2) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

Определяемое слово не входит в причастный оборот.

Не рекомендуется отрывать причастный оборот от определяемого
слова.

Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с
определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме)

3) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом

Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действия
одного и того же лица.

4) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое в главной и придаточной части должны
быть согласованы.

5) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением

Если при приложении-наименовании нет определяемого слова, оно
ставится в нужном падеже. Если при приложении есть определяемое слово, оно
ставится в И.п.

6) ошибка в построении предложения
с однородными членами

Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых,
требующих разного управления.

Части двойного союза должны соединять именно однородные члены.

Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять
другими словами.

7) неправильное построение
предложения с косвенной речью

В косвенной речи местоимение 1-го лица меняется на 3-е.

8) нарушение видовременной
соотнесѐнности глагольных форм

Нельзя употреблять однородные глаголы-сказуемые разного
времени и вида.

9) ошибка в построении сложного
предложения (СПП)

Определительное придаточное предложение не может быть
однородным с причастным оборотом.

Нельзя убирать или излишне использовать указательное
местоимение ТО.

Не следует употреблять одновременно несколько подчинительных
союзов или подчинительный союз и частицу ЛИ в роли союза.

10) неправильное употребление
имени числительного

Собирательные числительные не употребляются с сущ.,
называющими лиц женского пола.

При склонении составных количественных числительных
изменяется каждое слово.

При склонении составных порядковых числительных
изменяется только последнее слово.

Работа над
грамматическими ошибками.

(Из опыта
работы)

Самостоятельность учащихся
развивается и в работе над ошибками. Для этого необходимо исправление ошибок
самими учащимися проводить преимущественно на уроках. После выявления типичных
ошибок в разбираемой работе под руководством учителя учащиеся сами объясняют
свои ошибки, а учитель помогает им в исключительных трудных случаях. В тетрадях
учащиеся, объясняя свои ошибки, приводят аналогичные примеры на данное правило.
Так они приучаются к сознательному исправлению ошибок.

         Учащимся
8-9 классов при повторении можно усложнить работу. Например, учащимся 9 классов
можно дать отрывок из книги А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» для
замены в нем устаревших слов и конструкций предложений современными. Или
предложить проследить последовательность в описании наступления утра в
«Записках охотника» И.Тургенева и т.п.

Для того чтобы активизировать
занятия по русскому языку в старших классах, даются упражнения на изменение
конструкций составленных учащимися сложных предложений: сложное предложение с
сочинением и подчинением заменить на сложносочиненное или сложноподчиненное
предложение, аналогичное по содержанию. Например, ученик составил предложение:
«Молодой рабочий получил хорошую подготовку в училище, и теперь, когда он
работает в передовой бригаде, ему нетрудно перенимать опыт».

Надо изменить конструкцию данного
предложения – сделать его сложносочиненным, сохранив содержание. Ученик
отвечает: «Молодой рабочий получил хорошую подготовку в училище, и теперь,
работая в передовой бригаде, он без труда перенимает опыт». А теперь ученик
превращает его в сложноподчиненное: «Так как молодой рабочий получил хорошую
подготовку в училище, то теперь, работая в передовой бригаде, он без труда
перенимает опыт».

         В
подобных упражнениях особенное внимание обращается на те синтаксические
конструкции, которые часто порождают стилистические ошибки в устной и
письменной речи учащихся: на неправильное обращение прямой речи в косвенную и
на неправильную замену придаточных предложений причастными и деепричастными
оборотами. При этом требуется не только твердое знание правил синтаксиса, но и
умение применять их на практике. Вовлекая весь класс в активную работу, учитель
добивается путем упражнений того, чтобы учащиеся сами могли правильно составить
предложение с прямой речью и обратить прямую речь в косвенную. При этом
обращается особое внимание на подлежащие, выраженные личными местоимениями;
здесь учащиеся чаще всего допускают стилистические ошибки. Прежде чем давать учащимся
самостоятельную работу, учитель помогает им выполнить в классе несколько
упражнений на обращение прямой речи в косвенную и следит, чтобы они правильно
употребляли личные местоимения в косвенной речи. Так, например, даются
предложения с прямой речью:

1.     Я сказал
товарищам по бригаде: «Сегодня мне удалось увеличить скорость резания металла».

2.     Ты сказал
товарищам по бригаде: «Сегодня мне удалось увеличить скорость резания металла».

3.     Петров(он)
сказал, что ему сегодня удалось увеличить скорость резания металла.

Из данных примеров учащиеся делают
вывод, что личные местоимения, встречающиеся в косвенной речи, обязательно
должны совпадать в лице с подлежащим главного предложения (в прямой речи слова
автора), если они к нему относятся. Потому неправильно будет такое предложение:
Ты сказал, что мне сегодня удалось увеличить скорость резания металла.

После ряда упражнений, выполненных
с помощью учителя, учащиеся самостоятельно составляют предложения с прямой
речью и переделывают прямую речь в косвенную.

Иногда в работе учащихся
встречаются стилистические ошибки, вызванные неумением заменить придаточное
предложение деепричастным оборотом. Например, даны два предложения:

1.     Когда я
впервые пришел на завод, я был поражен величественной картиной человеческого
труда и множеством сложнейших машин.

2.     Когда я
впервые пришел на завод, меня поразила величественная картина человеческого
труда и множество сложнейших машин.

3.     Первое
предложение учащиеся почти всегда заменяют деепричастным оборотом правильно.
Второе предложение нередко получает вот такую форму: Придя впервые на завод,
меня поразила величественная картина человеческого труда и множество сложнейших
машин.

Для того чтобы
вскрыть неправильную замену придаточного предложения деепричастным оборотом,
предложение разбирается по членам и выясняется, что подлежащее в придаточном
предложении (я) и в главном (картина и множество машин) – различны,
следовательно, данное придаточное предложение не может быть заменено
деепричастным оборотом. Затем учащиеся сами разбирают предложения, заменяют
придаточные предложения деепричастными оборотами под руководством учителя, а
потом выполняют эту работу самостоятельно во время 15-20 минутной
самостоятельной работы.

Такая же работа
проводится с придаточными определительными предложениями, которые заменяются
причастными оборотами.

Даны два
предложения:

1.     Учащиеся,
которые быстро решили задачи, сдавали тетради учителю еще до окончания урока.

2.     Учащиеся,
которым удалось быстро решить задачи, сдавали тетради учителю еще до окончания
урока.

В первом предложении учащиеся
обычно без затруднения проводят замену. Но во втором некоторые безуспешно
пытаются заменить придаточное определительное причастным оборотом, и только
тогда, когда разберут предложения по членам, поймут, что замена невозможна.

Работа над грамматическими ошибками
должна проводиться и на уроках литературы, во время обучения выразительному
чтению в 5-7 классах, необходимо не только следить за правильным произношением
слов учащимися, но и, в целях активизации педагогического процесса, привлекать
самих учащихся к исправлению речевых ошибок их товарищей и поправлять их только
тогда, когда они сами не могут понять ошибки, например, при чтении иностранных
слов. Для того, чтобы учащиеся могли свободно разбираться в значении слов, они
должны ясно представлять себе смысловую роль приставок и суффиксов.

         Для
привития такого навыка можно давать учащимся упражнения на подбор различных
приставок и суффиксов к однокоренным слова, вовлекая в активную работу всех.
Класс делится на группы и каждой группе дается особое задание. Например, одна
группа получает задание подобрать приставки и суффиксы к корню -воз-, другая к
корню -нос-, третья к корню -ход- и т.д. При этом от учащихся требуется объяснение
смыслового значения, которое придает слову тот или иной префикс или суффикс.
Проверив тетради дома, на следующем уроке учитель анализирует ошибки,
добивается осознания их учащимися.

         Проводятся
упражнения, имеющие целью приучить учащихся разбираться в метафорах, синонимах,
антонимах, омонимах, помогающие понимать оттенки в значениях слов и выражений.
Учащиеся составляют предложения, например, с такими выражениями, как железная
лопата – железное здоровье, стальной нож – стальная воля и т.п.

         Особенное
внимание обращается на точное понимание учащимися многозначных слов, например,
слова носок:

1)    Ребенок
потерял один носок.

2)    Носок
ботинка требовал починки.

3)    Какие
перышки, какой носок!

Учащиеся
выясняют, что обозначает слово носок в каждом предложении.

         Такое
упражнение можно провести со многими словами, например, со словом ключ.
Учащимся дают следующие предложения:

1)    Ключ
заскрипел в заржавевшем замке.

2)    Студеный
ключ играет по оврагу.

3)    Изучение
биологии – ключ к пониманию законов природы.

Останавливаясь
на значении слова ключ в этих предложениях, нужно подвести учащихся к тому, что
в первых двух предложениях слово ключ имеет конкретное значение и обозначает
такой предмет, который мы видим, тогда как в третьем предложении то же самое
слово ключ имеет абстрактное значение.

         Такие
упражнения постепенно приучают учащихся улавливать смысловые оттенки слов, а
затем они самостоятельно работают по составлению предложений, аналогичных
указанным выше.

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
ИЗ и С (со)
В и НА
ОТ и С
ЧЕРЕЗ и ИЗ-ЗА 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение № 1

Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.

6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

8) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.

9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.

12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.

Упражнение № 2

Ошибка: неправильное употребление имени числительного

1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

7) Двое тигров охотились на антилоп.

8) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

10) По обоим сторонам дороги росли липы.

11) Обое ребята были чем-то озабочены.

12) Во дворе установили три качели.

13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.

Упражнение № 3

Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.

2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.

6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.

7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
8) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.

Упражнение № 4

Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика

М. В. Ломоносова.

4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения

5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

8) В лесу растут много деревьев.

9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.

13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

Упражнение № 5

Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

8) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.

11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Упражнение № 6

Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

8) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.

11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.

12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.

Упражнение № 7

Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

8) Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы

12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Упражнение № 8

Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.

5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..

7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.

8) Приступая к сочинению, надо составить план работы.

9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

10)  Перелезая через забор, высота его меня поразила.

11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.

12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.

Упражнение № 9

Ошибка в построении сложного предложения

1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

8) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.

11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.

12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Упражнение № 10

Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

6)  Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.  

7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!

8) Отец сказал, что я вернусь поздно.

9) Дети закричали, что «мы не виноваты».

10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.

11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Упражнение № 11

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

  1. Через дня четыре он добрался до своей деревни.

5)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 12

   Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.

  1. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.

3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.

4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.

5) Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 13

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.

  1. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.

4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 14

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Грамматическая ошибка снег сыплет
  • Грамматическая ошибка и опечатка отличие
  • Грамматическая ошибка синоним
  • Грамматическая ошибка деепричастный оборот
  • Грамматическая ошибка пример и исправление