Графические ошибки это какие

Классификация дисграфических ошибок.

Герасимцева И.В., учитель-логопед

КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения

родителей, им.Г.К.Жукова»

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Классификация дисграфических ошибок.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;

Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;

Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;

Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;

Замена согласных: тва – два, роча – роща;

Перестановки букв и слогов: онко – окно;

Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,

Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;

Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;

 Слитное написание слов и их произвольное деление:  два – два, бойчасов – бой часов;

 Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

 Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;

Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;

Замена слов по звуковому сходству;

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;

Пропуски слов в предложении.

 Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

Зеркальное написание букв: с, э, ю;

Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии

Безударная гласная в корне слова: вада – вода;

Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;

Обозначение смягчения согласных;

Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

 Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

Пропуски согласных;

Пропуски гласных;

Перестановки букв;

Добавления букв;

Пропуски, добавления, перестановки слогов;

Слитное написание слов;

Раздельное написание слов;

Слитное написание предлогов с другими словами;

Раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв  (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)

Дисграфия

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Общие сведения

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия

Дисграфия

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Дисграфия — лечение в Москве

Дата публикации 26 июля 2020Обновлено 26 апреля 2021

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Дисграфия

 

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7].

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».

Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: «гуси вышли изадвора пощли на прут» [7].

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

Зоны мозга

 

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3]:

  • нарушение в развитии психических функций;
  • неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • частное недоразвитие ряда умственных функций.

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4]:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственные представления;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков;
  • фонематический, слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8]:

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4]:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5].

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкую самооценку;
  • сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4].

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

  • снижение памяти и внимания;
  • нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2][9].

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга. 

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

 

К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника (неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2].

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

  • энцефабол;
  • фенибут;
  • кортексин;
  • пантогам;
  • семакс;
  • когитум;
  • Магне В6[2].

Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию[10]. Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6].

Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11]. Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.

Инструментальные методы лечения дисграфии

 

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4].

Коррекционные занятия с логопедом

 

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Квалификация дисграфических ошибок у обучающихся

Орфографическая грамотность — один из важнейших видов грамотности, формируемый у школьников на
уроках русского языка. Под орфографической грамотностью подразумевается умение
правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, контакт) при
передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами
правописания.

 При оценке диктантов одни учителя
русского языка могут занижать оценку учащимся, другие, напротив, завышать. «
Занижение оценки происходит потому, — считает М. Т. Баранов, — что некоторые
учителя 1) в число орфографических ошибок включают грамматические ошибки и
описки, 2) учитывают негрубые и однотипные ошибки как обычные, 3) все
исправления считают за ошибку.» (10; стр. 61)

Практически всех ставят в тупик дисграфические ошибки.
Учитывать или не учитывать такой тип ошибок?

Что конкретно подразумевают под собой термины
«дисграфическая ошибка» и «дисграфия»?

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса
письма. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на
начальных этапах обучения, а на более поздних – в усваении грамматики родного
языка.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки
нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать
объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к
работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины:
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон
речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава;
перестановки букв в слове – «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки
и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних
букв и слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил»
вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове – «о» вместо он,
«красны» вместо красный и т.п. обусловлены несформированностью фонематического
восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха
приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это
выражается в виде их смещения и замены букв, например «ожик» вместо ежик,
«трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки,
«тайник» вместо чайник и т.п., а также неумение правильно применять на письме
некоторые грамматические правила. Так некоторые ученики не чувствуют ударную
гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе
проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное
слово ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка.
Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и
союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической
стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде
неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не
умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и
существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий,
пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в
словосочетаниях глагол + существительное, например: пошли с карзинки, катались
на санки.Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения,
поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как
следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и
написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою
мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных
связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют
писать изложения и сочинения.

И так, дети – дисграфики уже с первого класса отстают
в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил.
Но у каждого ребенка может быть специфическое нарушение письменной речи.
Существует несколько классификаций дисграфий. Наиболее обоснованной является
классификация, в основе которой лежит несформированность определенных операций
процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфий:
артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на
почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая.

1.        
В основе артикуляторно-акустической
дисграфии
лежит отражение неправильного произношения на письме,
опора на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как произносит. Это
вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и
пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после
того, как они устранены в устной речи.

2.        
Дисграфия на
основе нарушений фонемного
распознавания проявляется в заменах букв,
соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы,
обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты
и их компоненты, твердые и мягкие. Частыми ошибками являются замены гласных
даже в ударном положении.  

3.        
Дисграфия на
почве нарушения языкового анализа и
синтеза проявляется на письме в
искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки
в структуре слова: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных;
перестановки, добавления букв; пропуски, добавления, перестановка слогов.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии
проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов с другими словами;
раздельном написании преставки и корня слова.

4.        
Аграмматическая
дисграфия
связана с
недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы проявляются  в искажении
морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении
падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменении падежа
местоимений, числа существительных, нарушении согласования; отмечается
нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях
конструирования сложных предложений, нарушении последовательности слов в
предложении.

5.     
Оптическая
дисграфия
связана с
недорозвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных
представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего
заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых
элементов, но различно расположенных в просранстве (в – д, т – ш); включающие
одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными (и – ш, п – т, х – ж, л –
м); зеркальное написание букв (  — «  »,    — «  »); пропуски элементов,
особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (       —  «    
»), лишние (     —  «    ») и неправильно расположенные элементы (    — «      »,     
— «       »). К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо,
которое отмечается у левшей.

6.     
У ребенка может быть и смешанный
тип дисграфии
.

Нужно отметить, что элементы дисграфии
встречаются у всех людей при стрессовых состояниях, утомлении и т.д.

Итак, понятие «дисграфическая ошибка» очень широкое.
Иногда учителю трудно провести границу между дисграфическими ошибками на основе
нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и
синтеза или аграмматической  дисграфий и орфографическими и грамматическими
ошибками. Для этого нужно провести обязательное обследование каждого школьника
у логопеда.

Логопедическая работа направлена на устранение у детей
недоразвития устной речи и нарушения письма и чтения, между которыми существует
тесная связь, с помощью единой системы коррекционного воздействия.
Основные направления логопедической работы:

1.                       
Развитие
фонематического восприятия
.
Дифференциация оппозитивных звуков и слогов проводится не только на слух, но и
закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия
проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора.
Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа
над звукопроизношением.

2.                       
Работа над
звукопроизношением
. Прежде
всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем. Иногда
встречаются дети, у которых звукопроизношение сохранено, тогда следует отрабатывать
более четкую артикуляцию. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном
фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно
четко.

3.                       
Развитие навыков
звукового анализа и синтеза
.
Основные виды работы:

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков;

б)  дописывание недостающих букв, слогов;

в)  отбор слов по количеству слогов;

г)  придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову
другого с оппозиционным звуком и т.д.

4.                       
Обогащение словарного
запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Обычно этот этап начинают с того, что учат
детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с
помощью приставок от одной глагольной основы. Другой вид работы – подбор однокоренных
слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как
облегчает ребенку подбор проверочных слов. Таким образом на протяжении всех
занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная
задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением
его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по
активизации словарного запаса.

5.     
Развитие
грамматических навыков.
Основными
задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов,
составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и
сокращение предложений и т.д.

6.     
Развитие связной
речи,
как устной, так и
письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на
протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является
развитие устной и письменной речи.

Коррекция недостатков письма и чтения
требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и
времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому
значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения, чем их
преодолевать.

Одно из необходимых условий предупредительного
воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого
недоразвития.

Ключевым моментом в определении
возможных затруднений в письме и чтении  и в организации коррекционных
мероприятий  является изучение фонематического развития детей с речевой
патологией.

У многих учителей возникает вопрос: как же
учитывать дисграфические ошибки.  

В « Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку» в 5 – 9 классах сказано: «Исправляются, но не
учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова,
например: «рапотает» вместо работает, «дулпо» вместо дупло, «мемля» вместо
земля», т.е. некоторые виды дисграфических ошибок не учитываются. Но за ошибки,
касающиеся структуры слова, предложения, аграмматизма, оценка снижается.

А вот в «Нормах…» оценки знаний в начальной школе
записано:

«Негрубые ошибки:

       
исключение из правил;

       
повторение одной и той же
буквы («букваарь»);

       
перенос слов;

       
единичный пропуск буквы на
конце слова.

2 негрубые ошибки = 1 ошибка…

Ошибкой в диктанте следует считать… пропуск и
искажение букв в словах…»

Другими словами, многие дисграфические ошибки
учитываются!

В разделе «Проверка письменных работ учащихся
начальных классов коррекционно-развивающего обучения» читаем следующее:
«Ошибками считаются… дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и
вставку  лишних букв в словах.» Каким образом учитель может оценить знания
ребенка по русскому языку, если этот ребенок родился дисграфиком и без
дополнительных логопедических знаний не будет иметь даже «3» по данному
предмету, хоть и выучит все орфографические правила наизусть? Поэтому учителя, имеющие
смутное представление о дисграфии, нуждаются в дополнительных занятиях по
логопедии.

Таким образом, квалификация дисграфических ошибок –
дело сложное и тонкое. Поэтому и к этому виду ошибок относится известное
методическое правило: ошибки надо не только считать, но и взвешивать.

Список используемой литературы:

1.           
Алгазина Н. Н.Формирование
орфографических навыков:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

2.           
Ефименкова Л. Н. Коррекция
устной и письменной речи учащихся начальных классов:
Книга для логопедов. –
М.: Прсвещение, 1991.

3.           
Ефименкова Л. Н.,
Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда но
школьном логопункте:
Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

4.           
Ефименкова Л. Н.,
Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.,
1972.

5.           
Колповская И. К., Никишина
Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи// Основы
теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

6.           
Логопедия: Учебное
пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Дефектология»/
Л.
С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др./ Под ред. Л. С. Волковой. –
М.: Просвещение, 1989.

7.           
Львов В. В. Обучение
нормам произношения и ударения в средней школе:
Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1989.

8.           
Никеров А. И. Предупреждение
пунктационных ошибок учащихся:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1985.

9.           
Нормы оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку в начальной школе.

10.     
Оценка знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку:
(Сборник статей из опыта работы) Пособие
для учителя/ Сост. В. И. Каптнос, Т. А. Костяева. – 2 изд., перераб. –
М.: Просвещение, 1986.

11.     
Филичева Т. Б. И др. Основы
логопедии:
Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец.
«Педагогика и психология (дошк.)»/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.
Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.

Памятка для учителей начальных классов и родителей.

Какие ошибки в письменной речи считаются специфическими и

не относятся к  просто опискам?

Очень часто мы можем видеть ошибки на письме младших школьников. Нередко мы связываем их с невнимательностью или усталостью. Но зачастую выходит так, что похожие, однотипные ошибки встречаются постоянно и ребенок при самопроверке не идентифицирует их. В таком случаем следует обратиться к специалисту, ведь возможно, что у ребенка имеется нарушение письменной речи – дисграфия.

Типичные дисграфические ошибки:

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия:

1. пропуски гласных букв (всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай);

2. пропуски согласных букв: (комата-комната, вей-всей);

3. пропуски слогов и частей слова: (стрки-стрелки);

4. замена гласных: (пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий);

5. замена согласных: (тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает);

6. перестановки букв и слогов: (онко-окно);

7. недописывание букв и слогов: (чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант);

8. наращивание слов лишними буквами и слогами: (детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант);

9. искажение слова: (мальни-маленький, чайщик-чащи);

10. слитное написание слов и их произвольное деление: (два-два, бойчасов-бой часов, в ся-вся);

11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: (Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.)

12. нарушение смягчения согласных: (болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч).

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. нарушения согласования слов: (с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки);

2. нарушения управления: (в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле);

3. замена слов по звуковому сходству: (том-дом, коса-коза);

4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: (вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли);

5. пропуски слов в предложении: (В роще поют скворцы. – В березовой роще поют скворцы.)

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: (ш-т, д-в, д-б);

2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: (и-ш, ц-щ);

3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: (и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м);

4. зеркальлное написание букв: (с, э, ю, З, Е);

5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Графические ошибки при вводе данных
  • Грипп очень заразителен ошибка
  • Гриль haier ошибка e1
  • Графические ошибки младших школьников
  • Григорий лепс ошибок было слишком много