Графическая ошибка пример

Показателями (критериями) графического навыка
являются: 1) графическая грамотность; 2)
каллиграфическая четкость и устойчивость на
начертания букв и их соединений; 3) связанность
(безотрывность) и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали
автоматизированными навыками необходимо
выполнение всех показателей графического
навыка. Графическая грамотность как один из
показателей сформированности навыка письма
проявляется в том, допускает ли ученик ошибки,
возникающие в процессе перекодировки звуковой
формы слова в графическую и при

непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски,
перестановки и разнообразные замены букв,
соответствующих фонемам, сходным по
акустической, артикуляционной характеристике,
или изменение формы, размера, пространственного
положения и количества элементов в буквенном
знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько
трудно протекает становление у младших
школьников (особенно шестилетних) умение писать
разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций,
одинакового наклона и так далее. Для того чтобы
научиться более умело управлять этим процессом,
необходимо представить себе, во-первых, те
трудности, которые испытывают дети, а во-вторых,
порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок
следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей
звуковой стороны языка, то есть фонематического
слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых,
несовершенство зрительного восприятия и
двигательного воспроизведения на бумаге
буквенных знаков и их компонентов,
соответствующих определенному смысловому
значению.

Для определения графической грамотности
учеников рекомендуется использовать диктант.
Это более сложный вид речевой деятельности в
сравнении со списыванием, так как
перекодирование звуков в буквы чаще вызывает
трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности
графического навыка является каллиграфическая
четкость и устойчивость письма. Этот критерий
характеризуется умением пишущего соблюдать
установленную высоту, ширину и угол наклона букв
и их отдельных элементов. Угол наклона – 650.
ширина букв равна примерно их высоте, а у
некоторых букв она в 1,5 раза больше чем высота.
При письме в тетради с обычной разлиновкой (“в
линейку”) высота и ширина соответственно
уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и
каллиграфическая ошибки нужно учитывать
характер и пределы искажения буквенного знака.
Если буква искажается учащимся до
неузнаваемости, а именно: заменяется направление
элемента или знака в целом, увеличивается или
уменьшается количество элементов; одна графема
полностью заменяется другой, сходной по
начертательной или акустической характеристике,
то подобного типа ошибки следует отнести к
графическим. Искажения буквы в пределах ее
узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и
угла наклона) относятся к каллиграфическим
ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с
изменением или полным исчезновением
определенного смысла изображенного слова.

Каллиграфические недостатки письма лишь
затрудняют прочтение текста. Каллиграфические
ошибки свидетельствуют о несформированности
четкости и устойчивости почерка учащихся.
Погрешности в письме могут быть вызваны самыми
различными причинами: нарушением элементарных
гигиенических требований (положение тетради,
руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением
руки, отсутствием необходимой пространственной
ориентации, несовершенством регуляции движений,
разрывом в развитии двигательных анализаторов,
недостаточность взаимодействия оптического и
глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма,
необходимо обратить внимание на следующие
каллиграфические характеристики формирующегося
почерка:

1) как часто ученик не доводит отдельные
элементы буквы или букву до верхней (нижней)
линейки строки или выходит за ее пределы;

2) соблюдает ли ученик правильный (650) и
единообразный угол наклона при письме, или
наклон элементов и букв зависит от его позы,
положения тетради на столе (парте) и от места
начертания графических комплексов на строке
(начало, середина, конец);

3) есть ли определенная соразмерность в
выполнении интервалов между элементами букв,
буквами в словах и ловами в предложениях и тексте
в целом.

Соблюдение требований каллиграфического
письма легко определить на глаз, но для
убедительности можно использовать следующие
приемы:

1) приложить линейку к верхней границе (реальной
(как в тетрадях для 1 класса) или воображаемой (как
в тетрадях “в линейку”)) строки и сосчитать,
сколько раз ученик явно вышел за ее пределы.
Затем приложить линейку сверху и сосчитать
сколько раз он довел элемент или букву до верхней
границы строки. То же нужно проделать с нижней
границей строки;

2) с помощью линейки и простого карандаша
продолжить вверх и вниз линии от элементов букв.
Проведенные линии наглядно иллюстрируют
правильность наклона при письме, больше или
меньше 650. Параллельность этих линий
свидетельствуют об устойчивости наклона. Если
проведенные линии имеют различный угол наклона
(не параллельны), то ученику необходимо помочь:
закрепить технологию начертания букв и их
соединений, то есть сформировать элементарный
графический навык.

На практике при письме встречаются следующие
графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между
буквами в словах, неравномерно расставляют слова
на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком
узко;

3) очень часто в работах учеников встречается
разнонаправленность наклона или чрезмерный
наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии
строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком
круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность
письма;

7) имеет место “заборность”, условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, “каша”.

Следующим показателем графического навыка
является связанность письма.

Связанность письма характеризуется
количеством буквенных знаков, написанных в слове
за один прием, то есть единым росчерком пера. Она
проявляется в умении школьника выполнять
правила соединения букв и плавно передвигать
руку вправо по мере написания целостных
буквенных комплексов.

Связанность письма – важный показатель
сформированности графического навыка. При
соблюдении норм безотрывного письма почерк
учащегося становится четким и устойчивым, а темп
письма – более ускоренным. Для улучшения этого
критерия учитель может использовать методику
письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести
букву, слог или слово, контролируя себя лишь на
основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится
следующим образом. Учитель просит учащихся сесть
правильно, сделать упор ручкой на том месте
нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать
писать, посмотреть на какой-либо

предмет, расположенный над классной доской, то
есть выше линии глаз, а лишь затем написать
заданную букву, слог или слов. Потом ученики
переводят взгляд на лист бумаги, чтобы
определить место для следующего задания.

Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный
предмет, дети повторяют написанное. Это же
задание можно выполнять и в третий раз, но уже в
ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной
цели задания; 2) провести его на основе
соревновательной мотивировки “посмотрим, как вы
научились писать вслепую”; 3) обязательно
предупредить детей о том, что нельзя исправлять
написанное, например, зачеркивать, дописывать,
продолжать (дотягивать) соединительные линии и
так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать
те трудности, которые испытывает ученик, и
своевременно помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях
позволяют увидеть, где ребенок останавливался
или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже
в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может
сделать выводы, во-первых, о том, сформировались
ли в памяти ученика точные
зрительно-двигательные образы букв, на которые
он закономерно опирается во время письма,
во-вторых, знает и выполняет ли он установленные
правила соединения букв в словах и, в-третьих,
какова степень связности его письма. Все это
становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие
трудности в письме учащихся: 1)
несформированность зрительно-двигательных
образов буквенных знаков; 2) неумение писать
буквы связно, то есть на основе двигательных
элементов и по определенному алгоритму; 3)
невыполнение алгоритма трех видов соединения
букв в словах. Если трудности преодолены в период
обучения первоначальному письму, то у учащихся
для выработки автоматизированности
графического навыка имеется необходимая основа.
В конце первого года обучения школьник должен
уметь безотрывно воспроизводить все письменные
буквы и точно знать начало (соединительную точку)
и направление движения руки при написании каждой
из них, знать и использовать три вида соединений
букв. Во 2-м классе он овладевает умением, а затем
и навыком безотрывного письма графических
комплексов в два

буквенных знака. В 3-м классе безотрывность
письма должна равняться примерно двум-трем, в 4-м
классе трем-четырем буквам. Но главное в этом
критерии заключается не столько в количестве
букв, написанных безотрывно, сколько в овладении
учеником технологией “связывания” их в
комплексы, то есть у него должно сформироваться
умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва
в строго определенных местах, то есть в
соединительных точках, синхронно чередуя
напряжение руки с расслаблением и передвигая ее
вправо.

Следующим показателем сформированности
графического навыка является скорость письма,
который проявляется в количестве знаков,
написанных учеником в связном тексте за единицу
времени, чаще всего за минуту. Увеличение
скорости свидетельствует о том, что мелкие,
разрозненные акты письма, объединяясь,
превращаются в единый процесс целостного
воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и
письмо протекает легко, без особых затрат
нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель
предлагает ученику написать предложение или
небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере
затраченное время. Скорость письма выразится в
среднеарифметическом количестве букв,
воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со
всем классом, например, таким образом: дети
представляют, что они спортсмены, и выполняют
команды. “На старт” — принимают правильную позу,
берут ручку; “внимание” — проводят в начале
строки вертикальную черту, фиксирующую начало
задания: “марш” — начинают писать предложение,
учитель нажимает на кнопку секундомера; “стоп” —
учитель останавливает секундомер, ученики
отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть.
Так делается две-три пробы, и затем
подсчитывается среднеарифметическое число букв,
написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают
представление о возможностях каллиграфического
качества письма. Затем можно сравнить и увидеть,
как оно изменяется в условиях ускоренного
(вторая установка) и очень скоро (третья
установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма
выражается в следующих вариантах. С увеличением
скорости письма изменяется его качество: 1) резко
ухудшается; 2) остается прежним или даже
3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты
соотношения скорости и каллиграфического
качества письма свидетельствуют о достаточной
сформированности графического навыка у
детей,тогда как первый вариант говорит об
обратном, то есть эти учащиеся не овладели в
достаточной степени первоначальным письмом как
необходимой основой для выработки графического
навыка в дальнейшем, что требует дополнительной
работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель,
а лишь условие выработки автоматизированности
навыка воспроизведения букв и их комплексов на
бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся
по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го
класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем
размытие это становится малозаметным.

Критерии сформированности графического навыка
проявляются в неразрывном единстве. Так,
например, каллиграфическая четкость письма
будет показательной лишь при определенной
скорости написания букв и их сочетаний.

Если же каллиграфия письма не отвечает
установленной норме, то скорость как показатель
автоматизированности графического навыка
утрачивает свое значение. С другой стороны,
скорость сама по себе, в отрыве от качественного
показателя навыка письма, в частности
графической грамотности, каллиграфической
четкости и устойчивости, не может являться
достаточно объективным и надежным критерием
автоматизированности действия письма.
Формирование связанности (безотрывности)
теснейшим образом связано с выработкой скорости
и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники
букв уточним их рисунок и последовательность
воспроизведения.

1) Форма верхнего полуовала в буквах имеет
своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При
письме заглавных букв первый полуовал
вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки
рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний
полуовал в этих буквах не выходил за пределы
верхней линейки рабочей строки. В строчной букве
полуовал вытянут к нижней линейке рабочей
строке.

2) Плавная горизонтальная линия в заглавных
буквах пишется плавным движением справа налево,
закругляется вправо и до начальной точки прямой
вертикальной линии При традиционном начертании
этих букв плавная горизонтальная линия пишется в
обратном направлении, но ее начало должно
обязательно совпадать с начальной точкой
первого элемента, чтобы зрительно
воспринимаемая форма букв оставалась
неизменной. Учителю следует выбрать лишь один
вариант последовательности начертания
указанных выше букв и строго его выполнять.
Нельзя допускать вариативность начертании этих
букв, чтобы избежать переучивания, которое
задерживает формирование графического навыка у
учащихся.

3) Справа налево пишется горизонтальный
полуовал в заглавной букве. После завершения
начертания полуовала вниз безотрывно
прописывается прямая линия с закруглением внизу
влево.

4) Последовательность начертания сточной и
заглавной буквы идентична: два овала соединяются
с помощью повтора в нижней части первого овала.
После завершения второго овала выполняется
безотрывное движение по прямой вниз. В строчной
букве происходит отрыв ручки после завершения
прямой линии. От второго полуовала вправо
пишется соединительная линия, начало которой
совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования
начертательной техники букв предложены доктором
педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой
[1, с.10].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс
даже в том случае, когда мы говорим о его
технической, сугубо каллиграфической стороне, —
это обычно синтетический акт мышечной и
интеллектуальной деятельности. Особенно велика
роль интеллекта на этапе становления навыка
письма. От ученика требуется умение воспринимать
образец, анализировать, сравнивать, обобщать,
синтезировать и только потом осуществлять
нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно
сформировать и без опоры на интеллект как сугубо
предметное, имитационное действие. Но тогда
процесс обучения, во-первых, будет значительно
более длительным, а во-вторых, в результате мы
получим сформированный почерк ребенка, но не
внесем желательных изменений в личность ученика:
у него не появится способность самостоятельно
анализировать зрительно воспринимаемый образец,
планировать его воссоздание, произвольно
управлять своими движениями, контролировать их и
так далее.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического
    навыка у младших
  2. школьников//Начальная школа. – 1999. — №4.
  3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя.
    – М.: Дрофа, 1997.
  4. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М.,
    1993. – 48 с.
  5. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. – Л., 1963.
  6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения
    орфографии. – М.: Просвещение,
  7. 1966. – 234 с.
  8. Васильева М.А. Уроки русского языка в начальных
    классах//Народное
  9. образование. – 1975. — №8. – с.33-34.
  10. Введенская А.А., Саакьян А.С. Наш родной язык.
    Пособие для учителя
  11. начальных классов. – М.: Педагогика, 1971. – 120 с.
  12. Выготский Л.С. Избранные психологические
    исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. –
    620 с.
  13. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные
    психологические исследования.
  14. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – 358 с.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. – М., 1956.
    – с.189.
  16. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы
    развивающего обучения грамоте//Начальная школа.
    – 1989. — №1.
  17. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.
    Психологические механизмы формирования
    грамотного письма//Русский язык и литература в
    средних учебных заведениях УССР. – 1988. — №12.
  18. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем
    школьном
  19. возрасте//Возрастная педагогическая
    психология/Под ред. Петровског А.В. – М.:
    Просвещение, 1973. – с.25-32.
  20. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование
    каллиграфических навыков у младших школьников.
    – М.: Просвещение, 1987. – 124 с.

В
написании букв у первоклассников могут
быть выделены более или
менее устойчивые типы графических
ошибок, которые встре­чаются,
кстати, не только в I
классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение
наклона приводит к непараллельности
элементов одной
или нескольких букв, часто сопровождается
их исправлением.

2.
Нарушение
пропорций:

вертикальных
(неодинаковая высота букв
или их частей), горизонтальных
(неодинаковая ширина букв и
их элементов), пропорций между частями
букв (увеличенные или уменьшенные
элементы букв).

3.
Искажение овалов, полуовалов и элементов,
содержащих зак­
ругления,
изогнутые линии.

К
числу
этих ошибок относятся искажения,
связанные с неумением вести правильную
кривую линию (часто
получается линия, как бы состоящая из
бесчисленных мел­ких
зигзагов, — ломаная линия), а также
ошибки, связанные с несоблюдением
пропорций:

4.
Пропуск элементов

отдельных
букв или замена
элементов

букв:
ц
вместо
щ,
н
вместо
ю.

Для
успешного преодоления
ошибок письма

очень
важно разобраться в их причинах и в
каждом отдельном случае выбрать
для
исправления
ошибки соответствующий прием. Чтобы
преодолеть
ошибки
первой группы, необходима отработка
прямых параллель
ных
линий с нужным наклоном.

Для
исправления ошибок второй
группы
следует развивать глазомер, без чего
невозможно соблюде­ние
пропорций.

Третья
группа ошибок требует работы над кривыми
линиями, изгибами и закруглениями, над
плавностью движения
руки.

Ошибки
четвертой группы связаны с нарушениями
внимания.

Общие
для всех ошибок причины — недостаточная
координированность
движений руки пишущего, неправильное
положе­ние
тела при письме, недостаточное
освещение, неудобная мебель и т.п.

Учителю
необходимо хорошо знать, какие именно
ошибки мо­гут
возникнуть при написании той или иной
конкретной буквы, и
при обучении письму предупреждать
возможные ошибки.

6

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.2015654.85 Кб132методика.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Анализ графических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления

\

Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая грамотность; 2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений; 3) связанность (безотрывность) и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка. Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой (“в линейку”) высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с изменением или полным исчезновением определенного смысла изображенного слова.

Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста. Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка:

1) как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы;

2) соблюдает ли ученик правильный (650) и единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических комплексов на строке (начало, середина, конец);

3) есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать следующие приемы:

1) приложить линейку к верхней границе (реальной (как в тетрадях для 1 класса) или воображаемой (как в тетрадях “в линейку”)) строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней границей строки;

2) с помощью линейки и простого карандаша продолжить вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 650. Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона. Если проведенные линии имеют различный угол наклона (не параллельны), то ученику необходимо помочь: закрепить технологию начертания букв и их соединений, то есть сформировать элементарный графический навык.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место “заборность”, условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, “каша”.

Следующим показателем графического навыка является связанность письма.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность письма – важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма – более ускоренным. Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания.

Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное. Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания; 2) провести его на основе соревновательной мотивировки “посмотрим, как вы научились писать вслепую”; 3) обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа. В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида соединений букв.

Во 2-м классе он овладевает умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два буквенных знака.

В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно двум-трем,

 в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией “связывания” их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. “На старт” — принимают правильную позу, берут ручку; “внимание” — проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: “марш” — начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; “стоп” — учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей,тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным.

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний.

Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники букв уточним их рисунок и последовательность воспроизведения.

1) Форма верхнего полуовала в буквах имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

2) Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся.

3) Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.

4) Последовательность начертания сточной и заглавной буквы идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1, с.10].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, — это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших
  2. школьников//Начальная школа. – 1999. — №4.
  3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997.
  4. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М., 1993. – 48 с.
  5. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. – Л., 1963.
  6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение,
  7. 1966. – 234 с.
  8. Васильева М.А. Уроки русского языка в начальных классах//Народное
  9. образование. – 1975. — №8. – с.33-34.
  10. Введенская А.А., Саакьян А.С. Наш родной язык. Пособие для учителя
  11. начальных классов. – М.: Педагогика, 1971. – 120 с.
  12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. – 620 с.
  13. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования.
  14. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – 358 с.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. – М., 1956. – с.189.
  16. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающего обучения грамоте//Начальная школа. – 1989. — №1.
  17. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1988. — №12.
  18. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном
  19. возрасте//Возрастная педагогическая психология/Под ред. Петровског А.В. – М.: Просвещение, 1973. – с.25-32.
  20. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М.: Просвещение, 1987. – 124 с.

Анализ графических ошибок при письме. Причины, способы их
предупреждения и исправления

Показателями   графического
навыка являются:

1) графическая грамотность;

2) каллиграфическая четкость
и устойчивость на начертания букв и их соединений;

3) связанность
(безотрывность) и

 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали
автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей
графического навыка. Графическая грамотность как один из показателей
сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки,
возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном
воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки
– это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих
фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение
формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном
знаке.

Каждому учителю хорошо
известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников  умение
писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так
далее.

   Для того чтобы научиться
более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе,

 во-первых, те трудности,
которые испытывают дети, а

 во-вторых, порождающие их
причины.

К причинам возникновения
графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой
стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения,
во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного
воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих
определенному смысловому значению.

Следующим показателем
сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и
устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать
установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов.

При разграничении понятий
графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы
искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а
именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или
уменьшается количество элементов; одна графема полностью заменяется другой,
сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа
ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и
прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим
ошибкам.

               Увидев
такие ошибки у своих детей, я дополнительно ввела тетради в косую линию. Прописи
не помогаю устранению этих трудностей т.к. нет вспомогательной разлиновки под
наклон, встречается написанная буква редко. Тексты маленькие и   т.д.  

             В дом. Задании
каждый день прописывают изученные буквы (18 шт) – это хороший тренажер для
запоминания.

             В начале урока
ввела минутку графической грамотности. Анализируем графические ошибки.

Для определения графической
грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид
речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков
в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем
сформированности графического навыка является скорость письма, который
проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за
единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о
том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый
процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо
протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Таким образом, можно сделать
вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической,
сугубо каллиграфической стороне, — это обычно синтетический акт мышечной и
интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе
становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец,
анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять
нужные движения тонко координировать их.

Показателями (критериями) графического навыка
являются: 1) графическая грамотность; 2) каллиграфическая четкость и
устойчивость на начертания букв и их соединений; 3) связанность (безотрывность)
и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными
навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей
сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки,
возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при
непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки
и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической,
артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного
положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько
трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение
писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так
далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом,
необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети,
а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок
следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то
есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых,
несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге
буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому
значению.

Для определения графической грамотности учеников
рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности
в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще
вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности
графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма.
Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту,
ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина
букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, __, __, __, __)
она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой
(«в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается
прежним.

При разграничении понятий графическая и
каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного
знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется
направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается
количество элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по
начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки
следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и
прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к
каллиграфическим ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с
изменением (____________________________) или полным исчезновением
(____________________________) определенного смысла изображенного слова.
Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о
несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в
письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных
гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее),
перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации,
несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных
анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного
аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма,
необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики
формирующегося почерка:

как часто ученик не доводит отдельные элементы
буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы;

соблюдает ли ученик правильный (650) и
единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от
его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических
комплексов на строке (начало, середина, конец);

есть ли определенная соразмерность в выполнении
интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и
тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма
легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать следующие
приемы:

приложить линейку к верхней границе (реальной
(как в тетрадях для 1 класса) или воображаемой (как в тетрадях «в линейку»))
строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем
приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент или букву до
верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней границей строки;

с помощью линейки и простого карандаша
продолжить вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно
иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 650.
Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона. Если
проведенные линии имеют различный угол наклона (не параллельны), то ученику
необходимо помочь: закрепить технологию начертания букв и их соединений, то
есть сформировать элементарный графический навык.

Единицей измерения ширины буквенного знака
условно является буква __. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину
с буквой __, кроме букв: __, __, __, __, __. Эти 5 букв в полтора раза шире
буквы __. Пробелы между словами равняются ширине двух букв __.

На практике при письме встречаются следующие
графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между
буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

очень часто в работах учеников встречается
разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

не соблюдают расположение букв по линии строки,
то есть не держат линейность при письме;

не выдерживают нужную высоту букв (слишком
круто, слишком мелко);

нередко обнаруживается ломаность, вычурность
письма;

имеет место «заборность», условность письма;

не соблюдается связанность букв при письме;

полная неразборчивость почерка, «каша».

Все эти отклонения могут быть исправлены при
индивидуальных занятиях с учащимися.

Следующим показателем графического навыка
является связанность письма.

Связанность письма характеризуется количеством
буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком
пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и
плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных
комплексов.

Связанность письма – важный показатель
сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма
почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма – более
ускоренным. Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику
письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово,
контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится следующим
образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том
месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на
какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз,
а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят
взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания. Сделав
упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное. Это
же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной
цели задания; 2) провести его на основе соревновательной мотивировки
«посмотрим, как вы научились писать вслепую»; 3) обязательно предупредить детей
о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать,
продолжать (дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не
сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно
помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях позволяют
увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве
или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы,
во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные
зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во
время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила
соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все
это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие
трудности в письме учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных
образов буквенных знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе
двигательных элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма
трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период
обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки
автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа.

В конце первого года обучения школьник должен
уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало
(соединительную точку) и направление движения руки при написании каждой из них,
знать и использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает
умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два
буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно
двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом критерии
заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в
овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то есть у него
должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго
определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя
напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

Следующим показателем сформированности
графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве
знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за
минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные
акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного
воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без
особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает
ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на
секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом
количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем
классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и
выполняют команды. «На старт» — принимают правильную позу, берут ручку;
«внимание» — проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания:
«марш» — начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера;
«стоп» — учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и
ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается
среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают
представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно
сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая
установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма
выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его
качество: 1) резко ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно,
что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества
письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у
детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не
овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой
для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной
работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а
лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их
комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по
программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в
минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным.

Критерии сформированности графического навыка
проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость
письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их
сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то
скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает
свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от
качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности,
каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно
объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма.
Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой
скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники
букв __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их
рисунок и последовательность воспроизведения.

Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __,
__, __ имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных
букв __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки
рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не
выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве __ полуовал
вытянут к нижней линейке рабочей строке.

Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах
__, __, __, __ пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и
до начальной точки прямой вертикальной линии. При традиционном начертании этих
букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало
должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы
зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует
выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и
строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв,
чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического
навыка у учащихся.

Справа налево пишется горизонтальный полуовал в
заглавной букве __. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно
прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.

В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх
не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить
ниже середины рабочей строки.

По этой же причине в заглавной букве __ при
написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке
рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом
происходит ниже середины строчки.

Буква __ (строчная и заглавная) традиционно
воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания
второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для
соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь неожиданного
письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно: после
завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной
линии. В результате получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот —
__).

Последовательность начертания сточной и
заглавной буквы __ идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней
части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное
движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит отрыв ручки после
завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная
линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс
даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической
стороне, — это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной
деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка
письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать,
обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко
координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно
сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное
действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более
длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка,
но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится
способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец,
планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями,
контролировать их и так далее.

 

Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.

В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.

Классификация ошибок по ФИПИ

Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:

  • Грамматические 

  • Речевые

  • Логические 

  • Фактические 

  • Орфографические, пунктуационные и графические 

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.

  1. Ошибочное словообразование 

Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).

  1. Неправильное образование формы существительного 

Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).

  1. Неверное образование формы прилагательного

Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый

  1. Неправильное образование формы числительного 

Около пятиста участников вместо пятисот участников 

  1. Неверное образование формы местоимения

Ихний сын (правильно: их сын).

  1. Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий

Махает (правильно: машет)

Скакающий (верно: скачущий),

Положа трубку вместо положив

  1. Нарушение согласования 

Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).

  1. Нарушение управления 

Анна Александровна не поздравила с день рожденья.

 (правильно: не поздравила с днём рождения).

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).

  1. Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами

Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  1. Смешение прямой и косвенной речи

Директор заявил, что я накажу виновных.

(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).

  1. Нарушение границ предложения 

Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).

Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.

Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.

  1. Употребление слова в не подходящем для него значении

Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).

  1. Плеоназм 

Он откликается на всесвободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).

  1. Тавтология 

В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.

  1. Неудачное употребление местоимений

Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.

  1. Неправильное употребление паронимов

В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).

  1. Нарушение лексической сочетаемости 

Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).

  1. Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов

Автор не ожидал такого кринжа.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.

  • Подмена понятий 

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).

  • Нарушение причинно-следственных связей

Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.

  • Отсутствие связи между высказываниями 

Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.

Фактические ошибки 

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

  • Искажение фактов, содержащихся в тексте.

Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.

  • Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.

Все смешалось в доме Обломовых. 

Орфографические, графические, пунктуационные ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:

  • Правописание букв в слабой позиции перехот(переход)

  • Нарушения в переносе слов рад-ость

  • Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)

  • Правописание чередующихся корней умерать (умирать)

  • Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)

Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.

Графические ошибкиэто перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.

Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире). 

К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:

  •  неверное оформление прямой речи на письме,

  •  невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные. 

Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.

А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Григорий т ошибки выздоровления слушать
  • Графическая ошибка карандаш
  • Гриль редмонд ошибка err
  • Григорий александрович всегда тщательно скрывал лексическая ошибка
  • Гриль оптигриль тефаль ошибка