Граф пьер безухов совершаемые ошибки и состояние героя

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Таблицы к роману.docx

Скачиваний:

1043

Добавлен:

16.09.2019

Размер:

24.51 Кб

Скачать

Путь духовных исканий графа Пьера Безухова

1. Характеристика Пьера Безухова

В
салоне А.П. Шерер. Первая встреча.

Вскоре
после маленькой княгини вошел массивный,
толстый молодой человек с стриженою
головой, в очках, светлых панталонах
по тогдашней моде, с высоким жабо и в
коричневом фраке. Этот толстый молодой
человек был незаконный сын знаменитого
Екатерининского вельможи, графа
Безухого, умиравшего теперь в Москве.
Он нигде не служил еще, только что
приехал из-за границы, где он воспитывался,
и был в первый раз в обществе.

Его
от всех в гостиной отличает умный,
наблюдательный взгляд.

Отношение
к войне, Наполеону

На
протяжении романа отношение к Наполеону
у Пьера меняется. В начале произведния
он, совсем еще молодй человек, увлечен
личностью «великого » человека. Но
после начала войны 1812 года Пьера, как
все патриоты, считает наполеона врагом,
посягнувшим на свободу родины, и решает
остаться в Москве, чтобы убить императора
Франции и тем самым прекратить ужас
войны.

Мечты
и цели

Пьер
хотел убить Наполеона и прекратить
войну

2. Ошибки Пьера Безухова

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и
Долоховым

Добродушный,
доверчивый, наивный и горячий, Пьер
позво­ляет втянуть себя в приключения,
которые не столь безобид­ны, как
могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен Курагиной

Оказывается
бессилен противостоять коварству и
лживости князя Василия, который женит
его на своей дочери по рас­чету.
Осознав совершенную ошибку, во всем
случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное
событие в жизни Пьера. Заставила Пьера
заду­маться и понять, что он живет
по чужим правилам, вынужден обманывать
самого себя. После дуэли Пьер стремится
повер­нуть свою жизнь в иное
нравственное русло.

Масонство

Не
сразу Пьер понял, что в масонстве
присутствует то же лицемерие, карьеризм,
увлечение внешними атрибутами обрядов,
что и в светских салонах.

3. Духовные искания Пьера Безухова

Поиски идеала,
стремление разобраться в себе и
определить цель жизни

Что происходит
с Пьером, как он меняется.

Масонство

Дает
возможность обрести на некоторое
время согласие с миром и собой, а
навсегда — знание важности вечных
вопросов бытия. В масонстве Пьера
привлекает идея необ­ходимости
нравственного «очищения» мира и
человека, по­требность человека в
личном совершенствовании. К Пьеру
приходит вера в Бога как в существо
«вечное и бесконечное во всех своих
свойствах, всемогущее и непостижимое».

Деятельность в деревне

Участие в Отечественной войне 1812
года

а) Участие в Бородинском сражении

Пробуждает
в герое желание участвовать в жизни,
быть по­лезным обществу и стране. В
герое рождается чувство род­ственной
связи с каждым, кто носит в себе «скрытую
теплоту патриотизма». Ощущение счастья
от единства с людьми в общей беде, в
ожидании времени изгнания врага. Пьер
решает для себя в этот момент, что
самое главное сейчас «солдатом быть,
просто солдатом! Войти в общую жизнь
всем существом».

б) Идея убить Наполеона

Это
смелое, хотя и немного нелепое решение
стать убий­цей Наполеона приходит
к Пьеру под влиянием тех новых чувств,
которые он испытал на Бородинском
поле.

В плену

В
плену Пьер обретает спокойствие и
довольство собой, к которым он тщетно
стремился прежде. Здесь он узнал не
умом, а всем существом своим, жизнью,
что человек сотворен для счастья, что
счастье в нем самом, в удовлетворении
естественных человеческих потребностей…

Женитьба
на Наташе Ростовой

В
эпилоге мы видим П. счастливым мужем
и отцом. В споре с Николаем Ростовым
П. высказывает свои убеждения, и мы
понимаем, что перед нами будущий
декабрист.

Вывод:
Пьер
перечеркивает свое прошлое, но он еще
не знает, каким будет его будущее. Пери­од
отрицания прошлого, тоски и недоумения
перед противоречиями жизни.

«Что
дурно? Что хорошо? Что надо любить, что
надо ненавидеть? Для чего жить и что
такое я…»- вот вопросы, перед которыми
вновь оказывается герой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пьер Безухов — мой любимый герой в «Войне и мире». С момента, когда «массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» входит в великосветский салон Анны Павловны Шерер, и до последних страниц романа мое внимание приковано к нему. Он привлекает прежде всего неустанными «поисками мысли», стремлением жить по совести, чувствовать себя «вполне чистым». Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок, поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера — это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям. Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самоусовершенствоваться, становиться лучше — вот путеводная звезда Пьера.

Он, незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет (с 10 — до 20-летнего возраста) жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности. Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится «все полнее высказать». В то же время он неразборчив в знакомствах (кутежи в компании Анатоля Курагина и Долохова), излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.

Став законным графом Безуховым, обладателем огромного состояния, Пьер позволяет князю Василию обмануть себя и женить на бездушной красавице Элен. Он ведет тягостный для себя образ жизни: стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю ненужность этого, затем порывает с женой и, отдав ей большую часть своего состояния, не видя никакой цели в жизни, уезжает, чтобы быть подальше от Элен и той грязи, в которую его окунули. Подавленный, разочарованный в людях, недовольный собой, Пьер мучительно размышляет о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?»

Встреча с масоном Баздеевым кажется ему даром небес. Сближение с масонами открывает, как кажется Пьеру, широкое поле деятельности, направленной на благо людей. Вызвав в контору всех управляющих, он распоряжается облегчить участь своих крепостных, освободить от барщины женщин, имеющих маленьких детей, построить школы, больницы, приюты. Но, не имея жизненного опыта, непрактичный Пьер опять позволяет себя обмануть, и положение его крестьян еще более ухудшается. Безухов становится во главе петербургского масонства. Он мечтает создать всемирную организацию, вовлечь в нее лучших людей, чтобы бороться с пороками, невежеством и произволом. Но масоны, увлекаясь мистикой, вовсе не стремились к активной общественной деятельности. Предложение Пьера было отвергнуто, а он постепенно начинает понимать, что снова ошибся: масоны вовсе не старались помочь ближнему, а вступали в ложи, чтобы приобрести связи с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.

Таков путь Пьера Безухова, прекрасного, чистого человека, будущего декабриста.

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

    • Л. Н. Толстой работал над романом «Война и мир» с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках «Эпилога» Лев Николаевич вспоминал то «мучительное и радостное упорство и волнение», испытанное им в процессе работы.
      О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.
      В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие.
      У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.
      Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья — это та среда, […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
      Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.
      Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.
      В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека.
      Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти.
      Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.
      Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы.
      Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
      Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
      Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это — мираж. […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв.
      В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья.
      Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • «Война и мир» — одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», — говорил Толстой. Народ в романе — это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Персонаж
      Илья Ростов
      Николай Ростов
      Наталья Ростова
      Николай Болконский
      Андрей Болконский
      Марья Болконская
      Внешний вид
      Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом
      Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая
      Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив.
      Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами.
      Характер
      Добродушный, любвеобильный […]
  • Наверно, каждый человек совершает в своей жизни ошибки, и, совершая ошибки, он набирается опыта. А что же такое опыт? Опыт — это те знания, которые мы приобретаем в течение жизни. А так как человек постоянно чему-то учится, старается постичь что-то новое, на этом пути его будут ожидать взлеты и падения, победы и поражения. Есть хорошая пословица, что умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих. Но в жизни чаще бывает по-другому: человек чаще приобретает жизненный опыт, когда учится на своих ошибках. А можно ли набраться опыта, не совершив ни одной ошибки? Я думаю, что нет. Людей идеальных нет, и всё в жизни познается путем проб и ошибок. Жизнь настолько многогранна, порой непредсказуема, что на её пути человека будут подстерегать различные испытания.

    Именно поэтому тема опыта и ошибок всегда интересовала писателей и они очень часто обращались к ней.

    Не остался в стороне от этой темы и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» все его любимые герои: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, княжна Марья, Наташа Ростова – совершают в своей жизни ошибки. Рассказывая о судьбе своих героев, автор заставляет читателя задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок. Когда я читала роман, то как бы проживала жизнь любимой героини Наташи Ростовой. Впервые мы видим её доверчивой, по-детски непосредственной, наивной, влюбленной во всех. А её первая влюблённость в Бориса Друбецкого? Её чувства так искренни, так чисты, Наташа Ростова так счастлива.… А потом? Борис оказался вовсе не тем человеком, с кем она могла бы быть счастливой: он карьерист, для него главное – деньги.

    Это первое разочарование героини станет для нее уроком. А вот серьёзную ошибку, я считаю, Наташа Ростова совершила, когда увлеклась Анатолем Курагиным. Как могла Наташа Ростова, такая добрая, так тонко чувствующая людей, влюбиться в безнравственного, пустого, пошлого человека? Я думаю, что причина кроется в отсутствии жизненного опыта – до встречи с Анатолем Курагиным её окружали добрые и хорошие люди, и она была совершенно не готова к встрече с другой стороной жизни: где царит ложь, лицемерие, предательство. И героиня совершает ошибку, которая чуть не стоила ей жизни. В том, что случилось с её близкими, она косвенно винит себя: разрыв помолвки с Болконским, смерть младшего брата, болезнь матери, смерть Андрея. Наташе Ростовой пришлось заплатить слишком большую цену за свою ошибку. Она очень много пережила, много страдала, быстро повзрослела, стала ответственной не только за себя, но и за других. За эту ошибку она не только заплатила слишком большую цену, но и приобрела необходимый жизненный опыт. Она стала еще более внимательно относиться к близким людям, заботиться о них, научилась разбираться в людях, стала более осторожной во взаимоотношениях даже с теми, кого неплохо знала. Не будь этих ошибок, смогла бы она разглядеть в Пьере Безухове того человека, который давно, искренне и безнадежно в неё влюблен? Мне кажется, что счастье Пьера Безухова и Наташи Ростовой вполне закономерно: ведь он тоже наделал в жизни много ошибок, из которых, к счастью, сумел извлечь для себя важные уроки. Мои любимые герои не совершили непоправимых, трагических ошибок, они сумели исправить их и потому обрели счастье.

    Таким образом, опыт и ошибки идут рука об руку друг с другом. Главное, чтобы, совершая ошибку, человек мог её потом исправить, чтобы она стала не трагедией в его жизни, а просто жизненным опытом, ещё одной ступенькой в его познании жизни.

    Обновлено: 2017-07-18

    Внимание!


    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
    .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Пьер Безухов

    В монументальном романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения войне 1812 года почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.

    Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман «Война и мир» построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.

    Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь «от Наполеона к Кутузову». Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.

    Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.

    Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.

    Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

    В салоне Анны Павловны Шерер появляется толстый молодой че­ловек в очках. Это Пьер Безухов. В лице хозяйки — беспокойство и страх. Что, собственно, ее напугало? Взгляд молодого челове­ка — умный, робкий, наблюдательный и — главное — естественный, который прежде всего и отличал его от всех, находящихся в гостиной. Естественный человек среди всего искусственного, среди кукол. А если вспомнить массивность Пьера, то не напомнит ли он вам Гулливера среди лилипутов? Во всяком случае, Андрей Болконский имел все основания ска­зать Пьеру: «…ты один живой человек среди всего нашего света».

    Пьер — живой. В этом его сила, но и его сла­бость: живой — значит ранимый.

    Не только для князя Андрея, но и для Пьера на первых порах характерным оказывается «наполео­новский комплекс». Пьер даже видел «величие ду­ши» Наполеона в том, что «для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека». (Не находите ли вы в этих рассуждениях опре­деленное сходство с теориями Раскольникова?)

    В своих исканиях Пьер идет иным путем, неже­ли князь Андрей. Он обращается не к рациональ­ному, а к нравственному началу в человеке. Это новый тип героя в русской литературе, сочетающий высокую интеллектуальную культуру, интерес к философским проблемам с цельностью натуры, ис­кренним демократизмом, природной добротой.

    Пьер проходит через кутежи, масонство, филан­тропию (благотворительность, помощь нуждающим­ся), увлечение Наполеоном, которого сначала считал «величайшим человеком в мире». Только Отечест­венная война приобщает его к народной правде. Пьер обретает душевное равновесие, лишь постигая народный взгляд на жизнь и отрекаясь от индиви­дуалистического сознания. В плену при непосред­ственном, тесном общении с простыми людьми, с Платоном Каратаевым к Пьеру приходит ощущение внутренней свободы.

    Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного, психологического об­лика русского патриархального крестьянина, свойст­венные ему смирение, покорность, непротивление злу насилием и т. д. Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших народных черт — добра, трудо­любия, человечности. Бесспорно, что самому Толсто­му Платон Каратаев был очень близок. Платон, сказано в романе, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и оли­цетворением всего русского, доброго и круглого».

    Для Толстого круглое представляло идеал совер­шенства, внутренней гармонии, но одновременно в нем заключено представление о замкнутости и огра­ниченности. Пьер же строил свою жизнь более широко и более осознанно, чем это могло быть у Каратаева.

    В данном случае не только толстовские герои, но и сам автор сталкивался с труднейшей проблемой. «Мысль народная», в истолковании Толстого, требо­вала отказа не только от индивидуалистического, но, но существу, и вообще от индивидуального начала. Провозглашался принцип «роевой» жизни, при котором люди, как пчелы, должны были со­обща делать одно дело, никак не выделяясь из общей массы. Пьер, принимая этот принцип, пыта­ется быть таким же, «как все». И князь Андрей старается приобщиться к естественной, народной стихии (найти в себе то, что есть «в каждом сол­дате»). Существенно, что для них это движение не вниз («к толпе»), а вверх, к постижению высокой народной правды, к народу, нравственные нормы которого становятся для них образцом. Но отка­заться от интеллектуальной жизни, от продолже­ния поисков истины они не в состоянии, потому что иначе они потеряли бы свою человеческую индивидуальность.В работах ряда литературоведов уже было заме­чено, что истина для автора «Войны и мира» за­ключается в сопряжении общечеловеческих ценно­стей, воплощенных в образах главных героев рома­на, с ведущими принципами народной жизни.

    Чувствуется, что новое направление деятельности Пьера не одобряет и писатель. Получилось так, что герой романа возвращается к уже преодоленным, казалось бы, стремлениям к единоличному пере­устройству общества. Толстой пишет: «Это было продолжение его самодовольных рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он призван дать новое направление всему рус­скому обществу и всему миру».

    Писатель убежден, что этого сделать нельзя. По­чему же он снова возвращает Пьера к тем «самодо­вольным» мыслям, которые должны были бы ос­таться в прошлом? Да потому, что один из люби­мых героев Толстого все время в пути, он не ос­танавливается в своих поисках и неустанно ищет истину — бьется, ошибается, начинает и бросает, опять начинает и опять бросает, и вечно борется… Очень хочется напомнить еще раз слова Толстого: «А спокойствие — душевная подлость».

    Пьера восторженно слушает сын Андрея Болкон­ского — пятнадцатилетний Николенька. Мечта о сла­ве, об известности, владевшая когда-то его отцом, проявляется в нем с недетской силой. Мысль о ге­роях древних веков его воодушевляет: «Я сделаю луч­ше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Поистине, все повторяется в этой жизни…

    Пьера Безухова, несомненно, ожидают тяжелые жизненные испытания. Большой, трудный путь ис­каний, «проб и ошибок» открывается и перед Николенькой Болконским. Эпилог романа-эпопеи не столь­ко подводит итог повествованию, сколько намечает новые перспективы, что совершенно естественно для жанра, в котором написана «Война и мир».

      «Глубокое знание тайных движений психологической жизни
      и непосредственная чистота нравственного чувства,
      придающего теперь особенную физиономию
      произведениям графа Толстого,
      всегда останутся существенными чертами его таланта»
      (Н.Г.Чернышевский)
      Прекрасным…

      Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну,
      нельзя считать себя культурным человеком.
      А.М. Горький.
      Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство…

      Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах…

      1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой…

    УРОК 75
    Л. Н. ТОЛСТОЙ.
    РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
    ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

    Цель:


    на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, путь духовных исканий Пьера Безухова; способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

    Оборудование:
    учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, раздаточный материал.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты:
    учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют Пьера Безухова, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.
    ХОД УРОКА

    I. Организационный этап

    II. Актуализация опорных знаний

    Беседа

    • Как вы понимаете высказывание Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…»? (Л. Н. Толстой «Воскресение»)

    • Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете это объяснить?

    • Назовите героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого.

    III. Мотивация учебной деятельности.
    Сообщение темы и цели урока

    Слово учителя

    — В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX в. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть — вот проблемы, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему.

    Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорождённый сын русского вельможи…

    Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже — и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймём, что непосредственность, искренность, горячность — суть Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усреднённой форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера — центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего, потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Как и другие герои Толстого, Пьер пройдёт свой путь «от Наполеона к Кутузову». Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея…

    IV. Работа над темой урока

    1. Комментированное чтение отрывка из романа

     (раздаточный материал)

    Карточка

    • Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

    ПЬЕР БЕЗУХОВ

    То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что её нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
    Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога.
    Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было исканием Бога; и вдруг он узнал в своём плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде.
    Он испытал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
    Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив.
    Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? — в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека.

    Ключевые слова

    • Пьер Безухов
    • Цель жизни
    • Свобода
    • Счастье
    • Вера
    • Живой Бог
    • Непосредственное чувство
    • Бог велик, бесконечен
    • Непостижимая, бесконечная жизнь

    2. Исследовательская работа: путь духовных исканий Пьера Безухова (в группах)

    1-я группа — «биографы». Выстройте жизненный путь героя.

    2-я группа — «наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для развития образа Пьера.

    3-я группа «аналитики». Обдумайте ответ на проблемный вопрос: «Почему наступает разочарование Пьера в масонстве?».

    Ориентировочный ответ на проблемный вопрос
    — Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Он не принимает мысли о социальном преобразовании общества, хотя и видит социальную несправедливость мира. Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием.

    Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше, тем болезненнее Пьер ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их светской мелочной жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Иосиф Баздеев навсегда для Пьера останется нравственным авторитетом, само масонство перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Сделанные Пьером шаги на социальном поприще в заданном масонами направлении оказались неудачными, он терпит поражение, затеяв реформу в своих имениях, сталкивается с обманом в практических шагах. Примирение с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит.

    Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал. К Пьеру приходит глубокое осознание своих ошибок. Он вновь оказывается в жизненном тупике.

    3. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова» (запись в тетрадях)

    4. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

    • Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга эти герои?

    Ориентировочный ответ

    — Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью, силой воли и твёрдостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

    Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей — рационалист, то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.

    Андрей и Пьер постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

    Осознав всю порочность и бессмысленность жизни, Пьер уходит в масонство с твёрдым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашёл свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Он говорит: «Когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни». Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

    Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского.

    Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

    Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодёжи того времени.

    V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    Обобщающая беседа

    • В чём особенности психологизма Л. Н. Толстого? Приведите примеры.

    • Что такое «диалектика души»?

    • В чём выражается путь исканий Пьера Безухова?

    • Какую роль в судьбе Пьера играет Платон Каратаев?

    VI. Домашнее задание

    Подготовиться к исследовательской работе по теме «женские образы в романе “Война и мир”»: раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Прочитать соответствующие главы романа, подготовиться к характеристике героинь романа по плану:

    а) портрет;
    б) поступки;
    в) отношение к семье и детям;
    г) отношение автора к героиням;
    д) ваше отношение к героиням.

    Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016

    Жизненные искания Пьера Безухова

    Путь Пьера Безухова – это драматическая история взлетов и падений, обретений и потерь. Однако он является одним из самых продуманных героев. Читатель ощущает невероятную симпатию автора к герою именно за то, что он, не опуская рук, продолжал искать правду, пусть и путем ошибок, терзаний и потерь. Благодаря беспрестанным жизненным исканиям Пьера Безухова в романе «Война и мир» его образ стал одним из ярчайших идеалов мыслящей, развивающейся и совершенствующейся личности в отечественной литературе.

    Юный Пьер и общество

    Впервые молодой Пьер – внебрачный сын графа Безухова предстает перед читателем в салоне А. П. Шерер. Его открытость и неподдельность сразу бросается в глаза и выделяет на фоне Петербургского общества. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной…».

    Несвойственные столичному обществу открытость и участие Пьера вызывают неодобрение в свете. Однако вскоре умирающий граф признает его законным сыном и оставляет все состояние. Вмиг «…массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках…» становится одним из самых завидных женихов.

    Вынужденная женитьба

    Прибыв в Петербург с заграничной учебы, Пьер не был знаком с жестокими законами высшего света. Он был наивен, добр и страшно богат. Из-за своей доверчивости он стал жертвой интриг князя Курагина – своего дальнего родственника. Князь Василий планировал сам унаследовать графское состояние, но поскольку все досталось Пьеру, он решил не упускать шанс поживиться и хитростью женил родственника на своей дочери Элен.

    Однако брак по расчету не принес счастья ни Элен, ни обманутому Пьеру, завершившись изменами, дуэлью и изгнанием неверной жены из дому. Хотя она получила приличное содержание и свободу, что вполне ее удовлетворило.

    Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова, как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее. Ведь без испытаний невозможно развитие и становление образа. Разочаровавшись в любви и семейной жизни, Пьер начинает искать свое предназначение.

    Идейные поиски смысла бытия

    Поиск своего предназначения и собственной роли в жизни приводит Пьера к масонству. Открытая и чистая душа Безухова стремится к свету и доброте, ему хочется совершать благие поступки. В идеях братства, равенства, взаимопомощи и самопожертвования, провозглашаемых масонством, он находит себя, как ему казалось, необычайно увлекается данным движением и даже возглавляет его, переехав в Москву.

    Под влияние масонства и желанием нести добро, он пытается облегчить участь крепостных и прощает жену, снова сойдясь с ней. Однако, побывав за границей и увидев среди представителей идеализируемого им движения притворство, страсть к наживе и жадность, он снова разочаровывается в своих убеждениях и покидает ряды приверженцев этой организации.

    Активная гражданская позиция

    С приходом войны беспрестанно разочаровывающийся, но не перестающий искать себя Пьер Безухов начинает все сильнее ощущать активную гражданскую позицию и чувствовать свой долг перед Отечеством. Не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер все же не хочет оставаться в стороне и решает принять активное участие в Бородинском сражении. Он организовывает на свои деньги полк и берет на себя все расходы по его обеспечению.

    Упивавшийся ранее политическими взглядами и личностными качествами Наполеона настолько, что сам хотел стать им, нынче Пьер решает максимально послужить своей стране и избавить ее от войны, готовя покушение на бывшего кумира. Однако его замысел провалился, а сам он оказался в плену.

    Осознание смысла жизни и обретение счастья и спокойствия

    Действительность поражает нервную систему героя, его вера в правду, справедливость и в Бога пошатнулись, но его мировоззрение меняется под влиянием разговора с Платоном Каратаевым. Беседа с солдатом помогла дать ответ на все те вопросы, которые так долго не давали ему покоя. Эта встреча научила героя смотреть на мир проще и сблизила его с народом. Он, наконец, осознал, что счастье и заключается в самой жизни. «Знал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Эта истина также является главной мыслью моего сочинения на тему «Жизненные искания Пьера Безухова».

    В конце своих духовных и гражданских исканий Пьер разделяет идеи декабристов. Он становится участником тайного общества, чтобы противостоять тем, кто унижает свободу, честь и достоинство людей.

    В прологе герой, история которого в романе «Война и мир» отмечена долгим путем разочарований, поиска и тревог, наслаждается тихим семейным счастьем в роли мужа Наташи Ростовой и отца четырех детей. Этот путь исканий, предначертанный герою автором, сумел привести его к обретению гармонии.

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    Тест по произведению

    Доска почёта

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    • Екатерина Белоруцкая

      30/31

    • Юлечка Крепышева

      21/31

    • Ирина-Львовна Фрол

      21/31

    • Яна Гулько

      21/31

    • Асыл Марат

      29/31

    • Марина Ставрогина

      31/31

    • Александр Матвеев

      24/31

    • Елена Наволокина

      27/31

    • Екатерина Славская

      13/31

    • Татьяна Габова

      21/31

    Литература

    10 класс

    Урок № 46

    Искания и обретения Пьера Безухова

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    1. Образа Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир»;
    2. Понятие «диалектика души» как важнейшее средство раскрытия образа;

    Глоссарий:

    Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа. 

    Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

    Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

    Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

    Список литературы:

    Основная литература по теме

    1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

    Дополнительная литература по теме

    1. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1961. — 357 с.
    2. Кричевская Л. И. Сюжетность детали. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. — 186 с.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения:

    Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

    Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.

    Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

    Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

    «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».

    Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

    Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

    После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
    мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».

    Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

    Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».

    «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

    Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

    В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».

    Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

    «Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

    Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

    Резюме:

    Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

    1. Единичный / множественный выбор.

    В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

    • Аустерлицкое
    • Бородинское
    • Шенграбенское

    Правильный ответ:

    Бородинское сражение.

    Подсказка: автор привёл своего героя на поле битвы и даже показал большую часть происходящего его глазами для того, чтобы дать герою возможность «слиться» с народом перед лицом опасности, грозящей Отечеству.

    1. Восстановление последовательности элементов.

    Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

    1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
    2. Смерть отца.
    3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
    4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
    5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
    6. Увлечение масонством.
    7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
    8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
    9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
    10. Женитьба на Наташе.

    Правильный вариант:

    2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

    «Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гранта сброс ошибок через приборку
  • Гранта ошибка b102100
  • Гранта ошибка 2187 и 0441
  • Гранта ошибки 1304 и 1301
  • Гранта не заводится ошибок нет