Гостям подарили памятные сувениры ошибка

Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки.

(Какие лексико — фразеологические нормы нарушены?

) I. 1.

До офиса мне приходится дефилировать 20 минут.

2. Только в Африке можно встретить аборигена.

3. В начальных классах дети учат письмена.

4. К бальному платью я подобрала все необходимые атрибуты.

5. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила.

II. 1.

Теперь нас считают закадычными врагами.

2. Иванов был уволен за небокоптительство.

3. Все ученики вышли встречать по​пулярного гостя.

4. Еще издали мы увидели похоронную демонстрацию.

5. Петрова можно назвать всезнайкой своего района.

III. ​ 1.

Он оставил о себе хорошую репутацию.

2. Всем необходимо следить за своим произнесением.

3. Вы пропустили последнее занятие по неуважительному поводу.

4. Большая половина урока уже прошла.

5. Вы смогли доставить нам страшное удовольствие.

IV. ​ 1.

За штурвалом руля находится капитан корабля.

2. Всем гостям подарили памятные сувениры.

3. Докладчик доложил о результатах работы.

4. Ученики старших классов несут дежурство по школе.

5. Ну, собрание, вообще, прошло прекрасно, ну, просто превосходно.

V. ​ 1.

Мы должны поощрять творческую дерзость молодежи.

2. Зимой необходимо одевать шубу.

3. С абонементом своевременно был заключен договор.

4. Юбиляру мы преподнесли гранильную вазу.

5. Это является личностным делом каждого.

VI. ​ 1.

Если пальто вас будет лимитировать, то вы сможете поменять его.

2. Он дотошно выполняет любое задание.

3. Нельзя постоянно думать об отмщении.

4. Учитель рассказал о житье этого писателя.

5. Стихи необходимо затверживать наизусть.

VII. ​ I.

1. Я не смог выполнить задание, потому что мне постоянно вставляли палки в велосипед.

2. С одной стороны, это дело трудное, но с другого бока, интересное.

3. Мы постоянно оказываем содействие отстающим.

4. Ученику стало плохо, поэтому мы срочно вызвали людей в белых халатах.

5. Ввиду отсутствия электричества в школе нас отпустили домой.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки. (Какие лексико-фразеологические нормы нарушены?)

I. 1. До офиса мне приходится дефилировать 20 минут.

2. Только в Африке можно встретить аборигена.

3. В начальных классах дети учат письмена.

4. К бальному платью я подобрала все необходимые атрибуты.

5. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила.

II.1. Теперь нас считают закадычными врагами.

2. Иванов был уволен за небокоптительство.

3. Все ученики вышли встречать по​пулярного гостя.

4. Еще издали мы увидели похоронную демонстрацию.

5. Петрова можно назвать всезнайкой своего района.

III.​ 1. Он оставил о себе хорошую репутацию.

2. Всем необходимо следить за своим произнесением.

3. Вы пропустили последнее занятие по неуважительному поводу.

4. Большая половина урока уже прошла.

5. Вы смогли доставить нам страшное удовольствие.

IV.​ 1. За штурвалом руля находится капитан корабля.

2. Всем гостям подарили памятные сувениры.

3. Докладчик доложил о результатах работы.

4. Ученики старших классов несут дежурство по школе.

5. Ну, собрание, вообще, прошло прекрасно, ну, просто превосходно.

V.​ 1. Мы должны поощрять творческую дерзость молодежи.

2. Зимой необходимо одевать шубу.

3. С абонементом своевременно был заключен договор.

4. Юбиляру мы преподнесли гранильную вазу.

5. Это является личностным делом каждого.

VI.​ 1. Если пальто вас будет лимитировать, то вы сможете поменять его.

2. Он дотошно выполняет любое задание.

3. Нельзя постоянно думать об отмщении.

4. Учитель рассказал о житье этого писателя.

5. Стихи необходимо затверживать наизусть.

VII.​ I. 1. Я не смог выполнить задание, потому что мне постоянно вставляли палки в велосипед.

2. С одной стороны, это дело трудное, но с другого бока, интересное.

3. Мы постоянно оказываем содействие отстающим.

4. Ученику стало плохо, поэтому мы срочно вызвали людей в белых халатах.

5. Ввиду отсутствия электричества в школе нас отпустили домой.

Речевые ошибки

Основные причины речевых ошибок:

Встречаются следующие виды многословия:

1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры . Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный , очень малюсенький , очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

2. Использование лишних слов . Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».

3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой .

4. Расщепление сказуемого . Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу , убирать — производить уборку .
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор .

5. Слова-паразиты . Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест .

7. Лексическая неполнота высказывания.

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего . У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду «. Так получается — «страница телевидения».

При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
Пример:
А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей . И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.

Поиск ответа

Всего найдено: 5

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, окружающий вокруг-это плеоназм?

Ответ справочной службы русского языка

Правильнее сказать, что это тавтология. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Окружающий вокруг – это тавтология, а, например, памятный сувенир – это плеоназм.

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в чём разница между тавтологией и плеоназмом? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти термины обозначают речевую избыточность. Тавтология (от греч. tauto – то же самое + . логия) – это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Плеоназм [от греч. pleonasmós – излишество] – это повтор смыслов, выраженных разнокорневыми словами. Спросить вопрос – это тавтология, памятный сувенир – это плеоназм. Если тавтология и плеоназм используются намеренно для создания какого-то стилистического эффекта, то их нужно считать средствами художественной выразительности (Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья. [А. С. Пушкин]). Если повторы непреднамеренные, не оправданные стилистическим контекстом, то это речевые ошибки (Новое оборудование нужно использовать с большей пользой).

Добрый день! Какие знаки препинания нужны в предложении:

«Первым 20 заказавшим продукцию памятный сувенир «? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Можно поставить тире: Первым 20 заказавшим продукцию — памятный сувенир . Но обратите внимание на избыточность сочетания памятный сувенир : сувенир – это подарок на память. Лучше сказать: памятный подарок или просто сувенир.

Здравствуйте! Можно ли сказать «ландшафт местности», или же это словосочетание является плеонастическим(избыточным), как, например, памятный сувенир или свободная вакансия? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое сочетание лексически избыточно.

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Упражнение двадцать семь

плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому
излишних слов (главная суть, повседневная обыденность,
бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные
сокровища, темный мрак).
часто плеоназмы появляются при соединении синонимов
(расцеловал и облобызал, долгий и продолжительный,
мужественный и смелый, только лишь, тем не менее однако,
так например).

тавтология — разновидность плеоназма, повторение
однокоренных слов (рассказать рассказ, спросить вопрос),
соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его
значение (памятные сувениры, необычный феномен) — скрытая
тавтология.
Употребление однокоренных слов создает ненужное «топтание
на месте».
Совершенно закономерно вытекает определение, что
производительность труда на определенных ступенях развития
техники определяется совершенно определенными
закономерностями.
Вытекает вполне обоснованный вывод, что
производительность труда на различных ступенях развития
техники определяется объективными закономерностями.
повторение слов

1. Направление развития экономики в ХХ веке и у нас, и на
Западе, приняло ложное направление.
повторение слов
Развитие экономики в ХХ веке и у нас, и на Западе приняло
ложное направление.

2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными
плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается
тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее
время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками.
повторение слов (вспашка — вспашка)
плеоназм (лучшая по качеству, идеальная ;близких по смыслу
употребление)
тавтология ( вспашка, пашут ;однокоренные слова
повторение)
Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами
П-5-35 с предплужниками, в настоящее время
обеспечивающими идеальную вспашку.

3. Наша передача посвящена творчеству ветеранов
технического творчества.
повторение слов
Наша передача посвящена творчеству ветеранов,
технического направления.

4. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре,
что подписан, написано, что он переписан с подлинника,
который не подписан.
повторение слов
С неподписанного акта была сделана подписанная копия.
Акт, копия акта.
мизерные мелочи
впервые дебютировал

5. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.
тавтология
Сегодня у нас гость из Акмолинска.

6. Он был настолько болезненный, что постоянно
простуживался и болел.
тавтология
Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался.

7. Мы перед принятием решительных решений.
тавтология
Мы перед принятием решительных перемен.
Мы перед принятием новых решений.
Мы перед принятием новых решительных шагов.

8. Сложилось странное положение: согласно этому
соглашению мы должны добиться таких показателей, которых
еще никогда не показывали и показать не сможем.
тавтология
Возникла странная ситуация: исходя из соглашения мы
обязаны добиться установленных показателей. но показать
мы их не можем, потому что в текст не внесен объект
инфляции.

9. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия
избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не
должны подрывать доверие к государственным учреждениям.
.
Еще один момент, касающийся доверия избирателей:
предпринимаемые нами шаги предполагают сотрудничество с
государственными учреждениями и установление мер
пресечения.

10. Бывает и так, что в ответ на критику вы получате обратный
бумеранг.
скрытая тавтология : обратный бумеранг
Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете эффект
бумеранга.

11. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза,
турне, каждый стремится привезти на память подарок или
памятный сувенир.
тавтология (однокоренные слова)А у него память памятная!
злопамятный
скрытая тавтология: памятный сувенир
Возвращаясь из путешествия, морского круиза или турне по
городам, каждый стремится привезти подарок или сувенир.

12. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в
его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем
другое дело.
плеоназм ( раньше, починах и начинаниях)
повторение слов (дело, делах, дело)
Дело в том, что раньше в развитии нашего отдела участвовали
все, но теперь. некоторые считают(некоторые не участвуют)
что планомерное целевое.
рассуждение на тему дела глубоко безнравственно.

13. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный
пловец из Голландии завоевал первенство, опередив
сильнейших асов водной дорожки.
минувшей осенью — в прошлом году
асами называют летчиков, нежелательная ассоциация
Минувшей осенью, никому не известный пловец из Голландии
завоевал первенство, опередив сильнейших на водной
дорожке.

14. Цена пребывания в этой больнице не финансируется
государством.
цена устанавливается, финансируется больница,
оплачивается лечение
профинансировавшим шприцами бесплатное обследование

15. Правительство в это трудное и нелегкое время должно
представлять единый монолит.
В это трудное для правительства и нелегкое для народа время,
все должны укрепить единство и монолитные партии.

16. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут
отведать посетители нашего ресторана.
Изысканного вида блюда из свежей рыбы — настоящие
деликатесы, которые могут отведать истинные гурманы.

17. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в
прошлое воскресенье.
скрытая тавтология: необычный феномен
Жители Уфы в прошлое воскресенье стали свидетелями
феномена.

18. Толпа людей ворвалась в здание.
Толпа есть скопление людей
Толпа ворвалась в здание.
Стадный инстинкт животных, инстинкт толпы.

19. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч
устрашения в ожидании землетрясения.
Дамоклов меч — постоянно грозящая кому — либо опасность,
неприятность.
. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей
головой обнаженный меч, висевший на конском волосе, и
понял призрачность благополучия.
. дамокловым мечом нависла (художник одной картины)
. отвел от себя дамоклов меч
Согласно древнегреческому преданию, сиракузский тиран
Дионисий I Старший (5-4 век до н.э.) предложил на один день
престол своему фавориту Дамоклу, считавшего Дионисия
счастливейшим из смертных.

Над жителями Камчатки постоянно висит обнаженный
дамоклов меч — ожидание землетрясения.

20. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
Он поделился с нами своими планами на инопланетян.

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80

http://proza.ru/diary/nechkalov/2010-10-01

Автор: Абдурагимова Варвара Александровна
Должность: преподаватель русского языка и культуры речи

Учебное заведение: РУТ МИИТ ИПТ Московский колледж железнодорожного транспорта
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправление»

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Методическая разработка

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема: «Лексико-фразеологические ошибки

и их исправление»

Абдурагимова В.А.

преподаватель русского языка и

культуры речи

2019

Тема: Лексические ошибки и их исправление.

Цели:

1. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;

2. Познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;

3.Познакомить с типичными лексическими ошибками;

4. Вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;

5. Совершенствование навыков использования словарей:

6. Формировать познавательный интерес к культурному наследию языка;

7. Формировать мотивацию к дальнейшему изучению темы;

8. Развивать способности к самостоятельному размышлению над

поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего

мнения;

9 .Воспитывать познавательную активность, культуру, бережное отношение к

русскому слову;

10 .Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, толковые и фразеологические словари,

раздаточный материал с тренировочными упражнениями.

Методические приемы: объяснение учителя, опрос, индивидуальные

задания, работа со словарем, дискуссия.

Тип урока: Практическое занятие.

Межпредметные связи:русский язык, литература, история.

План:

1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Фронтальный опрос.

3.Типология лексических ошибок.

4. Анализ ошибок

4. Практикум

Ход занятия.

Тема занятия: Лексические ошибки и их исправление.

Обобщая наши знания по теме «Лексикология», мы, сегодня, познакомимся с

понятием «лексические ошибки», попытаемся назвать их основные причины, а

также будем активно работать над культурой нашей речи. Ответим на

следующие вопросы:

-что такое лексикология? ( Раздел лингвистики, изучающий лексику)

-как называется словарный запас одного человека? (лексикон)

-объясните явление полисемии (многозначность)

-какой словарь помогает разобраться в многообразии лексических значений?

(толковый)

-перечислите известных вам авторов толковых словарей?

-перечислите лексические единицы (синонимы, антонимы, паронимы,

омонимы, фразеологизмы)

-в чем разница между явлениями полисемии и омонимии? (значения

многозначных слов связаны между собой)

-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут

являться синонимы? (градация), антонимы (антитеза, оксюморон)?

-что определяет лексическая норма? (Употребление слов в соответствии с

их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими

словами)

Вспомним условия соблюдения лексических норм.

Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее

владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и

является одним из условий профессионального успеха.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий.

Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас,читать классическую

литературу, систематически обращаться к словарям и справочникам,

стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного

языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Речь – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и

мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и

передачи этой информации путём коммуникации.

Ошибки делают как в письменной, так и в устной речи. Более того,

понятие культуры речи, неразрывно связано с понятием речевой ошибки.

Рассмотрим лексические ошибки подробнее.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ

ОШИБОК.

1.Неправильный выбор слова, связанный с незнанием его лексического

значения:

Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Дни

узбекской кухни будут проходить… (Декада — период времени, равный 10

дням)

Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

Он упал ничком… (навзничь – вверх лицом)

Здание поражает своими причудливыми габаритами.

(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)

2. Ошибки в употреблении многозначных слов, заключающаяся в

использовании полисемичных слов в таком контексте, который не допускает

двусмысленности:

Ребенок требует ухода матери.

Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя

заметили.

3.Ошибки в использовании заимствованных слов.

Все сильнее ностальгия по прекрасному. Все сильнее тяга к прекрасному

(Ностальгия – тоска по родине)

4.Ошибки в употреблении синонимов:

Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое

современное.

Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а

влюбляться – пламенно, страстно)

Быть свидетелем премьеры в спектакле (можно быть свидетелем

происшествия)

5.Ошибки в употреблении антонимов, связанные со стилистически

необоснованным употреблением в речи слов с противоположным значением.

Необходимо военное умиротворение конфликта.

Широко раскрыть узкие проблемы.

6. Ошибки в употреблении омонимов, заключающаяся в неудачном

употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных

по значению:

Освобожден за беспринципность.

Врач решил оставить это лекарство.

7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).

Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность,

гарантированный талон. Земельный холм рос на глазах. Земляной холм рос

на глазах.

8. Нарушение границ лексической сочетаемости, т.е. способности слов

соединяться друг с другом.

Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать мастерство

(повышать мастерство), бархатный период (сезон), крепкая вражда

(сильная вражда, крепкая дружба).

Нарушение границ лексической сочетаемости приводит к контаминации

соединению двух правильных вариантов в третье неправильное.

Играть значение (играть роль, иметь значение)

Повысить кругозор (расширить кругозор, повысит уровень знаний).

Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие)

Одержать первенство (одержать победу, завоевать первенство)

Предпринимать усилия (прилагать усилия, предпринимать попытки)

9. Речевая недостаточность. Пропуск нужного слова.

Мы поделимся опытом в сфере рекламы.

Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.

10. Речевая избыточность. Наличие лишних слов.

Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и

тавтология.

Плеоназм – это употребление в речи близких по смыслу, а потому логически

лишних слов. Примером избыточных сочетаний служат такие, в которых

имеет место повторение признака, уже содержащегося в главном слове, в

зависимом слове: моя автобиография, коренной абориген, главная суть,

преднамеренная провокация, мемориальный памятник, маршруты движения,

период времени, броский эффект.

Гостям подарили памятные сувениры. Сувенир – подарок на память.

Гостям подарили сувениры.

В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология

представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или

одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол,

следует отметить следующие особенности.

Товарные биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные

биржи сформированы как акционерные общества.

Тавтология м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по

значению исконное и заимствованное слова.

Имеется несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место.

Имеется несколько вакансий.

11. Неправильное употребление стилистически окрашенных слов.

Директор не должен совать нос в конфликт менеджеров. Директор не

должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос –

разг.выражение).

12.Ошибки в использовании фразеологизмов. Наиболее типичными

являются следующие:

а) замена компонента фразеологического сочетания

перебирать из пустого в порожнее (переливать из пустого в порожнее),

львиная часть (львиная доля);

б) неоправданное сокращение или расширение состава фраз оборота

вступили новые правила (вступили в действие новые правила)

оставлять желать много лучшего (оставлять желать лучшего);

в) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма

подвернуться под рукой (подвернуться под руку)

бабушка на двоих сказала (бабушка надвое сказала);

г) нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к

нему словами

никому и никогда он шапку не ломал (ни перед кем он шапку не ломал)

спикер выразил сожаление случившимся (спикер выразил сожаление в связи

со случившимся);

д) употребление фразеологизма, не соответствующего контексту

Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Среди

слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.

Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать.

Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу

сделать.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.

I.Задание: определить тип лексической ошибки, исправить, записать

правильный вариант.

1.Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.

2.В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин.

3.Мне была поручена заглавная роль в новой постановке.

4.Львиная част наследства досталась старшему сыну.

5.Базаров впервые познакомился с Одинцовой на балу у губернатора.

6.Перенести заразительную болезнь.

7.Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

8.Читая трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», мы узнаем,

как жили наши современники в 19 веке.

9.Через весь роман проходит фабула патриотизма.

10.Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии

Грибоедова параллельно, взаимно пересекаясь.

11.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

12.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

13.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

14.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

15. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

16. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

17.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

18.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

19.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

20 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

Обобщение. Итог урока.

Какой урок вы извлекли из нашего занятия?

Назовите причины лексических ошибок?

Сегодня мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните,

что речь человека, это его визитная карточка. По языку, которым мы

выражаемся можно судить об обществе, в котором он вращается. Я

надеюсь,вы будете теперь более внимательны к слову, к своим

высказываниям.

Тестирование 
по дисциплине

«Методика
преподавания русского языка (РЯНШ)» (1-ое полугодие, 2 кредита)

4
курс, 140,141 группы факультет русской филологии (ст. преподаватель Саидов С.)

Всего 100 вопросов

#Виды работ по
развитию письменной речи учащихся:

— монологи;

— диалоги;

— проблемные
ситуации;

+изложения;   

 -обсуждения.

#Виды работ по
развитию  устной речи:

— диктант;

— сочинение;

+пересказ;

— творческое
списывание;

— письмо наизусть.

#Что является
единицей обучения диалогической речи:

— словарная
работа;

— заучивание
наизусть;

+диалогическое
единство;

— прямая речь;

— классный
руководитель.

#С каким разделом
связано обучение  орфографии:

— лексикой;

+грамматикой;

— чтением; 

— сочинением;

— рисованием.

#Что изучается  в 
разделе «Пунктуация»:

— морфемы;

— звуки и буквы; 

+знаки препинания;

— вводные слова;

— исторические
даты.

#Укажите вид
обучающего диктанта:

— индивидуальный;  

+объяснительный; 

— психологический;

— активный; 

— загадочный.

#Орфография – это
……

— словарная
работа;

— заучивание
наизусть; 

— диалогическое
единство;

— прямая речь; 

+ система правил о
единообразном написании слов.

#Для чего нужен
план  к изложению:

— для вежливости;

— сохранения  
здоровья;

+соблюдения   
последовательности    мыслей;

— хорошего слуха;

— усвоения правил
поведения.

#Формы
использования родного языка учащихся:

 — физкультминутка;   

 — обозрение;   

 +словарная
работа;

 — грамматический
разбор;  

 — моральный
кодекс.

#Способ подачи
нового материала на уроке русского языка обусловлен:

 — творческим
списыванием;

 — развитием речи;
 

 — настроением
учащихся;

 — этичностью
учащихся;

 +возрастными
особенностями учащихся.

#Какие
психолого-педагогические условия необходимо соблюдать при организации диалога:

 — не
стереотипность характера;

 +свободный обмен
мнениями;

 — влияние голоса;

 — хорошее
настроение;

— строгое наказание.

#Назовите
иллюстративный материал учебника русского языка:

— экзаменационный
билет; 

— красивый почерк;

— пересказ
текстов;

+рисунки, схемы,
таблицы, графические обозначения;

— письмо наизусть.

#В каких классах
отведено время обучению речевому этикету:

— в  5;

— ни в одном; 

— в  9;

+во  всех; 

— в 11.

#Сколько оценок
выставляется за изложения и сочинения:

+две;

— одна;

— три;  

— ни одной;

— полторы.

#Что необходимо
учитывать при обучении русскому языку:

— настроение;

— окружающую
среду; 

+особенности
родного языка;

— интерьер;  

— внешность
учителя.

# Формы
организации внеклассной работы:

— диктант;

— речевая
разминка;

+кружок;

— техника чтения; 

— работа с
учебником.

#Укажите вид
творческих работ:

— словарный
диктант;

— диалог; 

+ рассказ по
данному сюжету;

— работа у
доски;   

— уборка класса.

#Укажите вид
изложений:

— индивидуальное; 

+сжатое;

— грамотное;

— историческое;

— неопределённое.

#Способ подачи
нового материала на уроке русского языка обусловлен:

— творческим
списыванием;

— развитием речи;

— настроением
учащихся;

— этичностью
учащихся;

+ возрастными
особенностями учащихся.

#Важнейшая цель
обучения русскому языку в национальной школе:


функциональная;  

+коммуникативная
компетенция; 


стилистическая;     

— обзорная;  

— спортивная.

#Основная форма учебно-воспитательной
работы  в школе:

 — факультативные
занятия

+ урок

 — внеклассная
работа

— индивидуальная
работа

— коллективная.

#Общедидактическое
требование к современному уроку русского языка:

+ вооружение
учащихся знаниями;  

— проверка
домашнего задания;

— обучающие
диктанты;   

— занятия
спортом;  

— любовь к
животным.

#С чем необходимо
связывать работу с текстом:

—  с фонетикой;  

+ с языковым
материалом;  

—  с глаголами;

—  с планированием;  

—  с настроением
директора.

#Для ученика
учебник русского языка является:

— помощником в
умении дискутировать;

— средством
общения;

+источником
информации;

— интересным
сюжетом;

— выражением
индивидуальности.

#Учебник русского
языка предназначен для:

— описания
природы;

— игры в теннис;

+достижения
учебных целей;

— физкультминутки;

— наполняемости
класса.

#Выделите
познавательные цели изучения раздела «Лексика»

— формирование у
школьников научного мировоззрения;

+вооружение
учащихся основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;

— постановка
ударения в слове;

— определение
звукового состава слова;

— развитие у
учащихся языкового эстетического идеала.

#Принцип прочности
знаний учащихся обеспечивается:

+ясным
пониманием нового материала;

— душевностью;

— путевыми
заметками;

— уважением к
окружающим;

— трудовым
воспитанием.

#Чему 
способствует проблемное изложение материала:

— выразительному
чтению;  

— красочному
оформлению; 

+логическому
мышлению;  

— почерку;  

— хорошему
настроению.

#Определите
принцип обучения русскому языку в национальной школе

— близорукость;

— духовность; 

— коллективизм; 

+доступность;  

— чистоплотность.

#Чему способствуют
тексты для самостоятельного чтения:

+развитию
критического мышления; 

— хорошему
здоровью;

— повышению
температуры; 

— красивому
почерку;

— вежливости.

#Тексты
учебников по русскому языку делятся на:

— игровые;

— психологические;

— грамматические;

+основные и
дополнительные;

— загадочные.

#Тип урока,
формирующий коммуникативную компетенцию учащихся:

— урок-экскурсия;

+урок-коммуникация;

— урок-лекция;

— урок-консультация

— урок-повторение.

#Цель
коммуникативно-деятельностной методики:

 — формирование письменной
речи учащихся;

 +формирование языковой
личности учащегося; 

 — формирование
здорового образа жизни;

 — совершенствование
каллиграфии;

 — формирование коллективизма.

#Что изучается в
разделе «Фразеология»:

— буквы;  

— местоимения;  

+идиомы;  

— пословицы;  

— климат.

#Какое
психолого-педагогическое условие необходимо соблюдать при организации диалога
между учителем и учеником:

— не
стереотипность характера;

+свободный обмен
мнениями;

— влияние голоса; 

— хорошее
настроение;

 — строгое
наказание.

#Для учителя учебник
русского языка является:

— методическим
журналом;

 — средством
контроля;

— рассказом по
данному сюжету;

— языковой
цензурой;

+ источником
методической системы.

#Чем должно
сопровождаться чтение текстов:

— прямой речью; 

+беседой; 

— красивыми
песнями;

— контрольным
диктантом;   

— хлопаньем в
ладоши.

#В основных
текстах описываются:

— наполняемость;

— просмотр
фильмов;

— экскурсии в
горы;

— темпераменты
учащихся;

 + явления языка и
речи.

#Новые знания,
нужные  для овладения умениями и навыками даются:

— в окружающей
среде;

— в настроении;

— в оглавлении;

+в таблицах;

— в заданиях и
упражнениях.

#Чем отличается
поэтический текст от прозаичного:

— актуальностью; 

+лиризмом;  

— громкостью; 

— радостью;

— коварством.

#Классный час это

+форма воспитания;

— метод
воспитания;

— средства
воспитания;

— учебное
занятие;   

 — все ответы
верны.

#Обучение должно
носить __________________характер.

+творческий,
личностный;

— циклопоточный;

— индивидуальный;

— субъектный;

— полисубъектный.

#Принципы обучения
впервые сформулировал:

— Песталоцци И.

+Коменский Я.

— Монтень М.

— Ушинский К.

— Белинский В.

#Продолжительность
стандартного урока:

+45 минут;

— 30 минут;

— 50 минут;

— 60 минут;

— 70 минут.

#Цели обучения
русскому языку:


организационно-методические, смысловые;

— коррекционные,
организационные и общедидактические;

+ образовательные,
коммуникативные и воспитательные;

— внутренние и
внешние;

— общедидактические.

#Какой из уроков
не является уроком контроля знаний, умений и навыков?

— компьютерный;

+ суггестивный;

— сочинение;

— урок-повторение;

— урок-игра.

#Методы обучения —
это

+ способы
совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения;

— монологическая
форма изложения материала;

— средство
самообучения;

— средство
взаимообучения;

— самообразование.

#Что не относится
к письменному контролю?

— тест;

+ сообщение;

— диктант;

— сочинение;

— изложение.

#К методам
контроля не относят:

— устный контроль;

— письменный
контроль;

+ взаимооценку;

— компьютерный
контроль;

— диктант.

#Методы обучения в
переводе с греческого означают:

— механизмы
обучения;

— средства
достижения цели обучения;

+ пути, способы
достижения цели обучения;

— приёмы обучения;

— образование.

#Форма организации
обучения в школе – это:

— занятие;

+урок;

— классный час;

— час общения;

— воспитательный
урок.

#Нестандартный
урок отличается от стандартного:


продолжительностью;

— формой;

— целью;

+разработанной
моделью;

— наглядностью.

#К учреждениям
среднего образования не относят:

— вечерняя школа;

— лицей;

— гимназия;

— образовательное
учреждение;

+ вуз.

# Метод иллюстраций – это:

+ использование иллюстративных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок;

— задействование приборов, технических
установок, кинофильмов, диафильмов;

— активная учебная деятельность с
имитацией моделирования изученных явлений и процессов;

— использование разнообразных творческих
работ, охватывающих различные аспекты здорового образа  жизни (рефераты,
тезисы, сообщения);

— доклад.

#Формы организации учебной работы – это:

+ специально организованная
взаимосвязанная деятельность учителя и учеников, которая происходит в
установленном порядке, в определенном режиме;

— совокупность средств и приёмов
организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность
учащихся в приобретении знаний;

— активная учебная деятельность с
имитацией моделирования изученных явлений и процессов;

— использование иллюстрированных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт;

— кружковая
работа.

#Учебный план — это:

+ нормативный государственный документ,
который определяет распределение учебной нагрузки учащихся по этапам обучения,
устанавливает количество часов в неделю по данному предмету;

— совокупность средств и приёмов
организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивает активность
учащихся в приобретении знаний;

— использование разнообразных творческих
работ, охватывающих различные аспекты здорового образа жизни (рефераты, тезисы,
сообщения);

— использование иллюстрированных пособий,
плакатов, таблиц, картин, карт;

— иллюстративный
материал.

#Основной
целью преподавания русского языка  в национальной школе:

-формирование языковой компетенции;

-формирование лингвистической 
компетенции;

+формирование коммуникативной компетенции;

-формирование грамматической  компетенции;

— чтение и письмо.

#Метод
проблемного обучения – это:

-слово учителя;

-беседа;

+эвристическая беседа;

-иллюстративный;

— монолог.

 # Средства обучения, позволяющие быстро
осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

-упражнения из ученика;

-дидактические карточки;

+тесты;

-рассказы по картине;

— диалог.

# Какой из
диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

— «проверяю себя»;

— объяснительный;

— письмо по памяти;

— комментированное
письмо;

+ предупредительный.

#Тип урока, на
котором реализуются межпредметные связи:

— урок-экскурсия;

+интегрированные
уроки;

— инновационные
уроки;


урок-консультация;

— урок-повторение.

#Сведения
о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют:

— речевую компетенцию;

+лингвистическую компетенцию;

— коммуникативную компетенцию;

— грамматическую  компетенцию;

— читательскую компетенцию.

#На
уроках развития речи осуществляется формирование _____________ компетенции.

— читательской;

— лингвистической;

+ коммуникативной;

— грамматической;

— образовательной.

# Развернутый
конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

— годовое (календарное);

— тематическое;

+ поурочное;

— грамматическое;

— образовательное.

# Выберите
определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

— процесс овладения
языковыми умениями и навыками;

— изучение системы
языковых разделов;

+процесс формирования
коммуникативной компетенции;

— процесс формирования
языковой компетенции;

процесс
формирования лингвистической компетенции.

# К источникам
пополнения словарного запаса учащихся не относится:

— речь учителя;

+молодёжный сленг;

— чтение книг;

— СМИ;

чтение газет.

# К какому из типов речи подходит определение – «изображение
картины мира в причинно-следственных связях»:

— описание;

— повествование;

+ рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# В каком типе
изложения требуется краткая передача содержания исходного текста:

— близкое к тексту;

+ сжатое;

— подробное;

— с языковым анализом;

с речевым
анализом.

# Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения
требует особых форм его организации, называется:

— средняя;

+ малокомплектная;

— гимназия;

— лицей;

колледж.

# Слушание
и говорение; чтение и письмо — это

+ виды речевой деятельности;

— виды речи;

— виды мышления;

— виды темперамента;

— виды памяти.

# Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в
большинстве случаев заучиваются наизусть, относятся к жанру:

+ басни;

— сказки;

— научно-популярные тексты;

— художественные тексты;

— загадки.

# Использование музыкальных отрывков, репродукций картин, слайдов и
т.п. рекомендуется при подготовке к восприятию:

+лирических
произведений;

эпических
произведений;

драматических
произведений.

— художественных текстов;

— романов.

# Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности
школьника —

изложение;

диктант;

+сочинение;

— словесное рисование;

— контрольный диктант.

# Вид речи, которому свойственны продуманность, богатство
синтаксических конструкций, —

устная речь;

+ письменная
речь;

внутренняя
речь;

— внешняя речь;

— разговорная речь.

# Импровизированная,
моментальная, ситуативная речь –

+
устная речь;

письменная
речь;

внутренняя
речь;

— внешняя речь;

— иноязычная речь.

# Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета,
изображаются картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

+описание;

— повествование;

— рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# Тип речи (текста), в котором излагается последовательность
событий, —


описание;

+повествование;

— рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

# Тип речи (текста), в котором для доказательства или
опровержения какого-то утверждения (тезиса) используются различные доводы,
аргументы, —


описание;

— повествование;

+ рассуждение;


повествовательно-описательное;

живописное.

#Организация практического усвоения младшими школьниками
орфоэпических норм русского литературного языка осуществляется на уровне:


словарном;

+произносительном;

— грамматическом;

— лексическом;

языковое.

# Определите вид речевой ошибки в предложении «Всем подарили
памятные сувениры».

+употребление
лишнего слова;

-тавтология;

— нарушение лексической
сочетаемости;

— нарушение
грамматической сочетаемости;

письменная
речь.

# Укажите вид
работы по воспитанию интереса к изучению русского языка:

— письмо наизусть;

— комментированное
чтение;

— зрительный
диктант;

+занимательность;

— работа над
ошибками.

# Что такое
алгоритм:

— дневник;   

— альбом;     

— спортивная
обувь; 

+опорная
схема-конспект;

— таблица.

# Укажите вид
грамматического разбора:

—  детальный;     

— 
субъективный;     

+ морфологический;

—  интересный;  

—  занимательный.

# Что изучается в
разделе «Орфоэпия»:

— стиль одежды; 

— разряды
прилагательных; 

— знаки
препинания;

+правильное
произношение;

— иностранный
язык.

#  Укажите
основные задачи изучения морфологии в школе:

— выработка
грамотной и правильной речи;

— знакомство
учащихся с синтаксическими нормами языка;

— обучение
синтаксическому разбору;

— процессы
овладения пунктуацией; 

+формирование
морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей речи».

# Продолжите
утверждение, выбрав правильный ответ: «Методика синтаксиса изучает…»

+процессы усвоения
учащимися синтаксических понятий, различных типов словосочетаний и предложений;

— формирование
умений и навыков определения морфологических признаков слов; 

— рассмотрение
звука в морфеме;

— деление слова на
слоги;

— обучение
правильному словоизменению.

# Принцип
обогащения словарного запаса учащихся:

— прямой;     

— грамматический;  


экстралингвистический;

+словарный;  


контактный.          

# Что изучается в
разделе «Состав слова и словообразование»:

— причастия;  

— синонимы;  

+ морфемы; 

— сказуемое;   

— логарифмы.

#  Выберите
фонетические умения:


целенаправленное  обогащение  синтаксического строя речи учащихся;

— процессы
овладения пунктуацией;

+определение 
смыслоразличительной  роли звуков;

— обучение
правильному произношению;

— познакомить
учащихся с синтаксическими синонимами. 

# К
специальным орфографическим упражнениям относится:

+ диктант;

— постановка
ударения в словах;

— определение
звукового состава слова;

— создание базы
для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;

— обучение правильной
расстановке знаков препинания.

#К собственным
ученическим словарям относятся:

+ постатейные,
тематические и алфавитные;

— только
тематические;

— постатейные и
алфавитные;

— орфографические;

— только
алфавитные.

#Постатейные
словари применяются в классах:

— 2-4 классы;

— 5-9 классы;

— 2-11 классы;

— 10-11 классы;

+ 5-11 классы.

#Ученические
словари, составленные по определённой теме, называются:

— постатейные
словари;

— алфавитные
словари;

+тематические
словари;

— орфографические
словари;

— пунктуационные
словари.

#Ученические
словари, составленные в алфавитном порядке, называются:

— постатейные
словари;

+алфавитные
словари;

— тематические
словари;

— орфографические
словари;

— пунктуационные
словари.

#Перевод с родного
языка на русский главным образом применяют на следующих занятиях:

+развитие речи;

— письменная речь;

— пунктуация;

— орфография;

— сочинение.

#По мнению этого
учёного, «текст – словесное устное или письменное произведение, представляющее
собой единство некоторого более или менее завершённого смыла и речи»:

+Б. Головин;

— И. Гальперин;

— Н. Валгина;

— С. Ожегов;

— Е. Пассов.

#Результат речевой
деятельности в устной и письменной форме, реализованной в произведении
словесности, которое обладает смысловой завершённостью и структурным единством:

+текст;

— диалог;

— монолог;

— диктант;

— изложение.

#Что из
представленного не относится к тексту:

— очерк;

— фельетон;

— рассказ;

+слово;

— роман.

#Общение, обмен
информацией, связь объекта с субъектом:

+коммуникация;

— квалификация;

— компьютеризация;

— систематизация;

— страноведение.

#По мнению этого
учёного, основные признаки текста  — это «завершённость,
структурно-композиционное и композиционно-прагматического единство
компонентов».

— Б. Головин;

+И. Гальперин;

— Н. Валгина;

— С. Ожегов;

— Е. Пассов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Господа это ошибка
  • Горят все ошибки на панели приборов
  • Гости вк ошибка авторизации
  • Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего ошибка
  • Гостехнадзор экзамен сколько ошибок