Госпожа простакова плохо обращалась со своими придворными ошибка

Автор: Головко Людмила Ивановна

Урок №19

Родной язык (русский)

Класс: 6 -Б                                                                                         

Тема урока:  Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Цели  образовательные:  повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий,  закрепле­ния умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;

 развивающие: — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;

— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;

— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Планируемые результаты:

Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правиль­ный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов,  антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов ,  анто­нимов, омонимов

Метапредметные:

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятель­ности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивныенаучить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, пла­нируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вно­сят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объектив­ной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учи­теля.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль

Оборудование: словари, карточки, презентация

Ход урока

1.Организационный этап.

Эмоциональный  настрой.

     Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке

Я настроиться вам помогу,

Чтобы были везучими.

Повторите по сто раз —

Разойдутся тучи

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите,  на   какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний  урок поможет вам подняться на ступеньку выше.  

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся,  корректируются и актуализируются.

      А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

— А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,  созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.

2.Орфографический практикум

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

3. Блиц-турнир

Проведем аутотренинг

                     ученик

                            личность  творческая

    Я                думаю

                      хочу знать

-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)

Целеполагание

3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.

А) Огонь, дым, пламя

В) Алфавит, чистописание, азбука

С) Лошадь, конница, кавалерия

Д) Бросать, кидать, ловить

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.

1. Около подъезда толпились …прохожие.

2. Моя сестра обладает …умом.

3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный — …(ум короткий).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

1) Исправить ошибки.

1. Олег одел плащ и поспешил на работу.

2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

4. Туристы блудили в лесу полдня.

5.Книга – источник познания.

6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Работа со словарем  

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

—           Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

2.         Выборочное списывание.

—           Выберите синонимы:

•          к слову правда:

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

•          к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

•          к слову холод:

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

•          к слову заяц:

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

3.         Практические  задания.

Итак,  давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

            В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1)         Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалостиохватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2)         Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.

      Ты белых лебедей кормила,

      Откинув тяжесть черных кос…

      Я рядом плыл; сошлись кормила;

      Закатный луч был странно кос.

      Вдруг лебедей метнулась пара…

      Не знаю, чья была вина…

      Закат замлел за дымкой пара,

      Алея, как поток вина.

      Мгновенья двигались и стали,                                                

      Лишь ты паришь, свой свет струя…

      Меж тем в реке – из сизой стали                              В.Я.Брюсов

      Влачится за струей струя.                                               

5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово

      1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

      2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

      3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

      4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

      5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

      6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

      7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

      8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

III.      Закрепление изученного материала.

1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1.      Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2.       Герой все время находится в подвесном состоянии.

3.      В этот день я услышала много обидчивых слов.

4.      Любой поступок заслуживает осуждения.

5.      Студент быстро освоил материал.

6.      Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

7.      Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

8.      Она пришла в цветистом платье

2.Тест — самопроверка

1.Лексикология изучает…

А) значимые части слова и способы образования слов.

В) словарный состав языка

С) части речи

Д) правила написания слов

Е) соответствие между звуками и буквами

2. Омонимы – это…

А) слова, имеющие несколько лексических значений.

В) слова, употребляемые в той или иной местности.

С) слова с противоположным лексическим значением.

Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.

Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

3.Укажите строку синонимов.

А) Хорошо, плохо

В) Днем, ночью

С) Холодно, жарко

Д) Широко, узко

Е) Правильно, верно

4. В составе предложения есть антонимы.

А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.

Д) Сытый голодного не разумеет.

Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

5. Укажите строку омонимов.

А) Крыло птицы, крыло самолета

В) Сдача мелочью, мелочи жизни

С) Ковш с водой, ковш экскаватора

Д) Длинная коса, острая коса

6. Паронимы – это…

А) слова с противоположным значением

В) слова, вышедшие из активного употребления

С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому

значению

Д) слова, употребляемые в той или иной местности

Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи

А) Лепетать

В) Молоть

С) Изъясняться

Д) Говорить

Е) Плести

8. Укажите ряд антонимов.

А) Передвижение, перемещение

В) Жестокость, бессердечие

С) Истина, ложь

Д) Грусть, печаль

Е) Скука, тоска

9. Укажите ряд омонимов

А) Акции поднялись, акция протеста

В) Железные двери, железные мускулы

С) Крыло птицы, крыло самолета

Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа

Е) Невежа, невежда

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»

А) Перевал

В) Местность

С) Вершина

Д) Тропа

Е) Водопад

Ключ к тесту.Самопроверка

1- В

2- Е

3- Е

4- Д

5- Д

6- С

7- А

8- С

9- А

10- В

Подведение итогов.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

5. Рефлексия.

— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?  

Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные  задания по карточкам:

1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения

1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.

3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.

5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.

8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.

10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым.  2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр. 

3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Пришелец

Абориген

Награждать

Наказывать

Комик

Трагик

Атака

Оборона

Потеря

Находка

Недостаток

Излишек

Минор

Мажор

4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.

  1. Умел ошибиться, …
  2. Ученье свет, …
  3. Говорит бело, …
  4. Маленькое дело
  5. Кто много говорит, …
  6. Недруг поддакивает, …
  7. Злой не верит, …
  8. Добрая слава лежит, …

3. а делает черно.

4. лучше большого безделья.

5. тот мало делает.

1. умей и поправиться.

2. а  неученье  тьма.

7. что есть добрые люди.

8. а худая бежит.

6. а  друг  спорит.

5.Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях. 

1.  Доверительный

2. Лирический  

3. Наследие

4. Нестерпимый

5. Командированный

6. Удачный

7. Главный

 8. Будний

 9. Дымный

10. Гарантийный

11. Абонемент

12. Воспоминание

а) Гарантированный

б) Нетерпимый

в) Доверчивый

г) Удачливый

д) Лиричный

е) Напоминание

ж) Абонент

з)  Будничный

и) Дымовой

к)  Наследство

л)  Заглавный

м) Командировочный

VI. Выставление оценок.

Итог урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

ГДЗ §11 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 75. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова.

Привет пользователи! Окажите пожалуйста услугу…ответить помогите….
Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и
современные слова, а также слова, которые образованы непра-
вильно.
1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими кре-
постниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые,
владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой пар-
тизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До-
лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворо-
вых работать и по выходным дням. 5) Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова
доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индиви-
дуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в леген-
де о Ларре. На голове у Ильи Муромца стальной шлем,
на груди — железная кольчуга, на руках — варежки.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Урок : Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: обобщение знаний по разделу «Лексика и фразеология», обучение навыкам анализа и редактирования текста.

а) систематизировать изученное в школе по лексике и фразеологии;

б) обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).

а) развивать культуру устной и письменной речи;

б) развивать монологическую речь студентов, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

а) воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

1. Вступительное слово преподавателя. слайд № 1,2

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели и задач урока.

Сегодня мы работаем над разделом «Лексика и фразеология». Наша цель – обобщение знаний по разделу «Лексика и фразеология», обучение навыкам анализа и редактирования текста.

2. Теоретическая разминка.

1) Запиши определения (самопроверка) слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях слайд № 4

· В правой деснице Игорь держал меч.

· Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

· На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.

· Онегину грозило разорительство.

· Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.

· Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства.

3. Повторение знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,6

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

4. Словарная работа ( взаимопроверка). слайд № 7

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде).

1. Человек, который противится нововведениям (К).

2. Направление развития (Т).

3. Система взглядов на природу и общество (М).

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

7. Синоним к слову “первенство” (П).

8. Антоним к слову “лаконичный” (М).

5. Беседа об онимах языка слайд № 9, 10

· Что такое синонимы?

· Какие группы слов называются антонимами?

· В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?

· Контекстуальные синонимы- это….

· Контекстуальные антонимы –это….

· Что такое паронимы?

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. слайд №11

2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ : 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 — 22, 12 — 23. слайд № 12

7. Совместная устная работа.

1) Подбираем паронимы к словам. слайд № 13

2) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. слайд № 14

1) В полку царило (воинствующее — воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные — грибковые) заболевания молодых
растений

3) (Консервация — консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

4) Город (встряхнул — стряхнул) оцепенение будней.

8.Самостоятельная работа учащихся. (запись на инд. листы) слайд № 15

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов

1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

3) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

4) Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

5) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

6) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо­тел задать вам личностный вопрос».

7) Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.

Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

9) Множество фактов — климатические и температурные усло­вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

10) В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов­ники.

11) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

12) “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, — сказал старик.

13) В политике двойственные стандарты неприменимы.

14) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

15) Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

3) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се­зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, от­ношение и т.п.).

6) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета­емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

7) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви­жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

9.Устная работа. Повторение фразеологизмов слайд № 16

10. Написание диктанта.

Учащиеся записывают текст под диктовку преподавателя и выделяют в нем все фразеологические обороты. Затем студенты по цепочке объясняют значение каждого фразеологизма.

Жил на белом свете Кощей Бессмертный. Он был стреляный воробей. Долго Кощей держал язык за зубами, но однажды на всех парусах помчался к Бабе-Яге.

А она в это время по делам летала да под дождь попала, ни одной сухой нитки на ней не было. Прилетела домой сердитая, решила баньку истопить, погреть свои старые косточки. А тут Кощей свалился как снег на голову. Хотела она ему бока намять, но он начал ее красоту до небес возносить. Решила Баба-Яга рассеяться как дым, но речами сладкими заслушалась. Дала она согласие стать женой Кощея.

Кровь из носу решили справить свадьбу. Гостей набилось в избушку столько, что яблоку было негде упасть. Леший, кожа да кости, подарил корзину мухоморов. А Кикимора забыла подарок. «Эх, подвела меня дырявая память!» — воскликнула она и помчалась домой. Бабушки-Лесовушки, сидя за столом, перемывали косточки гостям.

Свадьба была веселая, гуляли целую неделю. Много воды утекло с той поры, но лесные обитатели еще помнят ее.

10.Закончить предложение фразеологизмами (рисунки) слайд № 17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как. (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как. (курица лапой).

Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

11.Рассказ учителя о художественных приемах, выраженных фразеологизмами слайд 18

1) Устная работа по опорной схеме слайд № 19

2)Определите слова по их описанию. слайд 20

В одном значении синоним слова изъян, в другом — синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю­щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино­ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

3) Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.

(Ф.Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

14. Объявление отметок за урок. Домашнее задание.

2. Власенкова А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с. – (Академический школьный учебник).

3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Слов.-справ.: Пособие для учителя/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. / [Е.И.Диборова, Л.Л.Касаткин, Н.А.Николина, И.И.Щиболева]; под ред. Е.И.Диборовой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 408 с.

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/М.И.Фомина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – 415 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

урок русского языка «Лексика.Фразеология»
методическая разработка (русский язык, 10 класс) на тему

Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ.

Скачать:

Вложение Размер
Pestereva_T.Yu_.rar 859.23 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ Быковская СОШ Подольского района Московской области ПЕСТЕРЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА.

Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

  1. Вступительное слово учителя. слайд № 1,2

Сегодня мы завершаем работу над разделом «Лексика и фразеология». Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу

1) Запиши определения ( самопроверка) слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях слайд № 4

  1. В правой деснице Игорь держал меч.
  2. Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.
  3. На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.
  4. Онегину грозило разорительство.
  5. Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.
  6. Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства.
  1. Повторение знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,65

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

  1. Словарная работа. ( взаимопроверка) слайд № 7

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде).

  1. Человек, который противится нововведениям (К).
  2. Направление развития (Т).
  3. Система взглядов на природу и общество (М).
  4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  7. Синоним к слову “первенство” (П).
  8. Антоним к слову “лаконичный” (М).
  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Баллада
  6. Эмансипация
  7. Приоритет.
  8. Многословный.
  1. Беседа об онимах языка слайд № 9, 10
  1. Что такое синонимы?
  2. Какие группы слов называются антонимами?
  3. В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?
  4. Контекстуальные синонимы- это….
  5. Контекстуальные антонимы –это….
  6. Что такое паронимы?
  1. Работа в группах

1)Подберите синонимы . (карточки)

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. слайд № 11

2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ : 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 — 22, 12 — 23. слайд № 12

7. Совместная устная работа.

1) Подбираем паронимы к словам. слайд № 13

  1. Драматический — …(драматичный).
  2. Дружеский — …(дружелюбный).
  3. Существо — …(сущность).
  4. Единственный — …(единый).
  5. Злой — …(злостный).
  6. Искусно — …(искусственно).
  7. Подпись — …(роспись).
  8. Заглавный — …(главный).
  9. Наследие — …(наследство).
  10. Гнездовье — …(гнездо).
  11. Безответный — …(безответственный).
  12. Пустошь — …(пустырь).

2) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. слайд №14

1) В полку царило (воинствующее — воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные — грибковые) заболевания молодых
растений

  1. (Консервация — консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
  2. Город (встряхнул — стряхнул) оцепенение будней.

8.Самостоятельная работа учащихся. (запись на инд. листы) слайд № 15

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
  2. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
  3. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
  4. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
  5. Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
  6. Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо тел задать вам личностный вопрос».
  7. Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.
  8. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
  9. Множество фактов — климатические и температурные усло вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
  10. В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов ники.
  11. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
  12. “Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, — сказал старик.
  13. В политике двойственные стандарты неприменимы.
  14. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
  15. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

  1. (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),
  2. (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными ( характеристика, фактор, от ношение и т.п.).
  1. (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).
  2. (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

9.Устная работа. Повторение фразеологизмов слайд № 16

10.Закончить предложение фразеологизмами (рисунки) слайд № 17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как. (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как. (курица лапой).

Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

11.Рассказ учителя о художественных приемах, выраженных фразеологизмами слайд 18

1) Устная работа по опорной схеме слайд № 19

2)Определите слова по их описанию. слайд 20

В одном значении синоним слова изъян, в другом — синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

  1. Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Каждый учащийся получает оценку за работу на индивидуальных листах и за работу в группе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку «Лексика.Фразеология» 1 курс.

Урок готовит к итоговой аттестации.

Тип урока: обобщающий урок в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро.

Тестовый контроль по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе.

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая цель: зак.

Данный материал помогает организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной тем.

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является зачетной работой слушателя курсов русского языка при КФУ.

источники:

http://infourok.ru/urok-leksika-i-frazeologiya-analiz-i-redaktirovanie-teksta-5072736.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/06/24/urok-russkogo-yazyka-leksikafrazeologiya

ГДЗ §11 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 75. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова.

Привет пользователи! Окажите пожалуйста услугу…ответить помогите….
Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и
современные слова, а также слова, которые образованы непра-
вильно.
1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими кре-
постниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые,
владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой пар-
тизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До-
лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворо-
вых работать и по выходным дням. 5) Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова
доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индиви-
дуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в леген-
де о Ларре. 8) На голове у Ильи Муромца стальной шлем,
на груди — железная кольчуга, на руках — варежки.

Урок : Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: обобщение знаний по разделу «Лексика и фразеология», обучение навыкам анализа и редактирования текста.

а) систематизировать изученное в школе по лексике и фразеологии;

б) обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).

а) развивать культуру устной и письменной речи;

б) развивать монологическую речь студентов, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

а) воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

1. Вступительное слово преподавателя. слайд № 1,2

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы, цели и задач урока.

Сегодня мы работаем над разделом «Лексика и фразеология». Наша цель – обобщение знаний по разделу «Лексика и фразеология», обучение навыкам анализа и редактирования текста.

2. Теоретическая разминка.

1) Запиши определения (самопроверка) слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях слайд № 4

· В правой деснице Игорь держал меч.

· Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

· На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.

· Онегину грозило разорительство.

· Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.

· Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства.

3. Повторение знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,6

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

4. Словарная работа ( взаимопроверка). слайд № 7

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде).

1. Человек, который противится нововведениям (К).

2. Направление развития (Т).

3. Система взглядов на природу и общество (М).

4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).

5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).

6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).

7. Синоним к слову “первенство” (П).

8. Антоним к слову “лаконичный” (М).

5. Беседа об онимах языка слайд № 9, 10

· Что такое синонимы?

· Какие группы слов называются антонимами?

· В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?

· Контекстуальные синонимы- это….

· Контекстуальные антонимы –это….

· Что такое паронимы?

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. слайд №11

2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ : 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 — 22, 12 — 23. слайд № 12

7. Совместная устная работа.

1) Подбираем паронимы к словам. слайд № 13

2) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. слайд № 14

1) В полку царило (воинствующее — воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные — грибковые) заболевания молодых
растений

3) (Консервация — консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

4) Город (встряхнул — стряхнул) оцепенение будней.

8.Самостоятельная работа учащихся. (запись на инд. листы) слайд № 15

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов

1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

3) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

4) Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

5) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

6) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо­тел задать вам личностный вопрос».

7) Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.

8) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

9) Множество фактов — климатические и температурные усло­вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

10) В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов­ники.

11) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

12) “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, — сказал старик.

13) В политике двойственные стандарты неприменимы.

14) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

15) Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

3) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се­зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, от­ношение и т.п.).

6) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета­емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

7) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви­жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

9.Устная работа. Повторение фразеологизмов слайд № 16

10. Написание диктанта.

Учащиеся записывают текст под диктовку преподавателя и выделяют в нем все фразеологические обороты. Затем студенты по цепочке объясняют значение каждого фразеологизма.

Жил на белом свете Кощей Бессмертный. Он был стреляный воробей. Долго Кощей держал язык за зубами, но однажды на всех парусах помчался к Бабе-Яге.

А она в это время по делам летала да под дождь попала, ни одной сухой нитки на ней не было. Прилетела домой сердитая, решила баньку истопить, погреть свои старые косточки. А тут Кощей свалился как снег на голову. Хотела она ему бока намять, но он начал ее красоту до небес возносить. Решила Баба-Яга рассеяться как дым, но речами сладкими заслушалась. Дала она согласие стать женой Кощея.

Кровь из носу решили справить свадьбу. Гостей набилось в избушку столько, что яблоку было негде упасть. Леший, кожа да кости, подарил корзину мухоморов. А Кикимора забыла подарок. «Эх, подвела меня дырявая память!» — воскликнула она и помчалась домой. Бабушки-Лесовушки, сидя за столом, перемывали косточки гостям.

Свадьба была веселая, гуляли целую неделю. Много воды утекло с той поры, но лесные обитатели еще помнят ее.

10.Закончить предложение фразеологизмами (рисунки) слайд № 17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как. (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как. (курица лапой).

Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

11.Рассказ учителя о художественных приемах, выраженных фразеологизмами слайд 18

1) Устная работа по опорной схеме слайд № 19

2)Определите слова по их описанию. слайд 20

В одном значении синоним слова изъян, в другом — синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю­щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино­ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

3) Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.

(Ф.Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

14. Объявление отметок за урок. Домашнее задание.

2. Власенкова А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с. – (Академический школьный учебник).

3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Слов.-справ.: Пособие для учителя/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. / [Е.И.Диборова, Л.Л.Касаткин, Н.А.Николина, И.И.Щиболева]; под ред. Е.И.Диборовой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 408 с.

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник/М.И.Фомина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – 415 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

урок русского языка «Лексика.Фразеология»
методическая разработка (русский язык, 10 класс) на тему

Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ.

Скачать:

Вложение Размер
Pestereva_T.Yu_.rar 859.23 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ Быковская СОШ Подольского района Московской области ПЕСТЕРЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА.

Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

  1. Вступительное слово учителя. слайд № 1,2

Сегодня мы завершаем работу над разделом «Лексика и фразеология». Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу

1) Запиши определения ( самопроверка) слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях слайд № 4

  1. В правой деснице Игорь держал меч.
  2. Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.
  3. На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.
  4. Онегину грозило разорительство.
  5. Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.
  6. Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства.
  1. Повторение знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,65

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

  1. Словарная работа. ( взаимопроверка) слайд № 7

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демонстрируются на слайде).

  1. Человек, который противится нововведениям (К).
  2. Направление развития (Т).
  3. Система взглядов на природу и общество (М).
  4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  6. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  7. Синоним к слову “первенство” (П).
  8. Антоним к слову “лаконичный” (М).
  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Баллада
  6. Эмансипация
  7. Приоритет.
  8. Многословный.
  1. Беседа об онимах языка слайд № 9, 10
  1. Что такое синонимы?
  2. Какие группы слов называются антонимами?
  3. В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?
  4. Контекстуальные синонимы- это….
  5. Контекстуальные антонимы –это….
  6. Что такое паронимы?
  1. Работа в группах

1)Подберите синонимы . (карточки)

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 — 11, 5 — 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. слайд № 11

2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ : 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 — 22, 12 — 23. слайд № 12

7. Совместная устная работа.

1) Подбираем паронимы к словам. слайд № 13

  1. Драматический — …(драматичный).
  2. Дружеский — …(дружелюбный).
  3. Существо — …(сущность).
  4. Единственный — …(единый).
  5. Злой — …(злостный).
  6. Искусно — …(искусственно).
  7. Подпись — …(роспись).
  8. Заглавный — …(главный).
  9. Наследие — …(наследство).
  10. Гнездовье — …(гнездо).
  11. Безответный — …(безответственный).
  12. Пустошь — …(пустырь).

2) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. слайд №14

1) В полку царило (воинствующее — воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные — грибковые) заболевания молодых
растений

  1. (Консервация — консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
  2. Город (встряхнул — стряхнул) оцепенение будней.

8.Самостоятельная работа учащихся. (запись на инд. листы) слайд № 15

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов

  1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
  2. Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
  3. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
  4. Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
  5. Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
  6. Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо тел задать вам личностный вопрос».
  7. Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.
  8. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
  9. Множество фактов — климатические и температурные усло вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
  10. В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов ники.
  11. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
  12. “Твое горе – не горе…, дело жизненное ”, — сказал старик.
  13. В политике двойственные стандарты неприменимы.
  14. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
  15. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

  1. (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),
  2. (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными ( характеристика, фактор, от ношение и т.п.).
  1. (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).
  2. (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

9.Устная работа. Повторение фразеологизмов слайд № 16

10.Закончить предложение фразеологизмами (рисунки) слайд № 17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как. (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как. (курица лапой).

Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

11.Рассказ учителя о художественных приемах, выраженных фразеологизмами слайд 18

1) Устная работа по опорной схеме слайд № 19

2)Определите слова по их описанию. слайд 20

В одном значении синоним слова изъян, в другом — синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

  1. Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Каждый учащийся получает оценку за работу на индивидуальных листах и за работу в группе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку «Лексика.Фразеология» 1 курс.

Урок готовит к итоговой аттестации.

Тип урока: обобщающий урок в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро.

Тестовый контроль по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе.

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая цель: зак.

Данный материал помогает организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной тем.

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является зачетной работой слушателя курсов русского языка при КФУ.

источники:

http://infourok.ru/urok-leksika-i-frazeologiya-analiz-i-redaktirovanie-teksta-5072736.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/06/24/urok-russkogo-yazyka-leksikafrazeologiya

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Горы не прощают ошибок
  • Господин ошибка 1996 mr wrong
  • Господа командировочные получите командировочные удостоверения тип ошибки
  • Городской такси морфологическая ошибка
  • Госзакупки ошибки и решения