Горькое кофе морфологическая ошибка

Задание 8. ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Стоять на полу было нельзя, потому что холодный сквознячок дул из-под двери, коварно обходя уложенный на его пути валик из старого одеяла, и мог остудить мои ноги.

2) В комнате пахло сыростью, царили мрак и тишина, которая была расположена в самом конце узкого коридора, по стенам были развешаны вырезки из старых «Ведомостей».

3) Жалея об упущенных возможностях, не будем всё же забывать о том, что индивидуальные характеристики, которые представлены в книге, дали материал для чрезвычайно важных выводов.

4) В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящему для того месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.

5) Для выколотки объёмных изделий мастера использовали не только молотки с различной формой бойков, но и специальный опорный инструмент, который выбирался в зависимости от формы обрабатываемого мастером изделия.

6) Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны как гарантировать безопасность моих клиентов, так и мою собственную безопасность.

7) Делая выбор, мы редко ощущаем необратимость свершившегося факта; мы принимаем множество решений, порой спотыкаемся, иногда сожалеем о чём-то – словом, живём дальше.

8) В магазине «Хлопковом поле» был прекрасный выбор хлопчатобумажных тканей, а если какой-то ткани не было в наличии, то её всегда можно было заказать.

9) В этот день баба Шура, вопреки обыкновения, встретила меня молча – она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

Д

9

6

8

2

4

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Повторяем производные предлоги в значении «после чего-нибудь»!

Помним, что по приездЕ, по прилётЕ, по завершенИИ, (по приездУ – ОШИБКА)

по истеченИИ, по прибытИИ, по окончанИИ (по завершениЮ – ОШИБКА)

Согласно приказА (согласно приказУ – ОШИБКА)

Благодаря советА (благодаря советА – ОШИБКА)

Исправьте ошибки (если они есть) в предложениях:

  1. В этот день баба Шура, вопреки обыкновения, встретила меня молча – она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

  2. Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов — обкатанных и слегка закруглённых камней.

  3. Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.

  4. Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова Н. В. Гоголь по приезде из Петербурга поселился в доме писателя.

  5. По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений.

  6. По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

  7. По завершении похода на Камчатку сибирского казака Владимира Атласова было составлено географическое и этнографическое описание этого живописного края.

  8. Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижению ими четырнадцатилетнего возраста.

  9. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

  10. Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписанию.

Проверь себя!

  1. В этот день баба Шура, вопреки обыкновению, встретила меня молча – она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

  2. Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучению состава и строения валунов — обкатанных и слегка закруглённых камней.

  3. Верно.

  4. Благодаря дружбе с семьёй С. Т. Аксакова Н. В. Гоголь по приезде из Петербурга поселился в доме писателя.

  5. По приезде молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений.

  6. По окончании школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

  7. Верно.

  8. Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижении ими четырнадцатилетнего возраста.

  9. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желанию крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

  10. Верно.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

  1. Неправильное управление при однородных членах предложения

Ошибка

Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают жизни иначе, чем предыдущие поколения. (воспринимают что?)

Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают жизнь и думают о ней иначе, чем предыдущие поколения.

  1. Неправильное употребление двойных союзов

Ошибка

Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны как гарантировать безопасность моих клиентов, так и мою собственную безопасность.

Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны гарантировать безопасность КАК моих клиентов, ТАК и мою собственную безопасность.

Ошибка

Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, но и культура.

Выучить!

ЕСЛИ НЕ …, ТО

ХОТЯ И …, НО

КАК …, ТАК И

НЕ ТАК …, КАК

НЕ ТОЛЬКО …, НО И

НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО

НЕ ТО ЧТО …, НО

НЕ ТО ЧТОБЫ …, А

СКОРЕЕ…, ЧЕМ

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, как тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены.

  2. А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

  3. Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях.

  4. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

  5. Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.

  6. В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

  7. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

  8. Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, а также по количеству погибших кораблей не имело себе равных.

  9. Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

  10. Абитуриент, отлично сдавший экзамены и который победил в олимпиаде по экономике, был принят в МГУ.

Проверь себя!

  1. Писатель не столько опасался возможных негативных отзывов о своей книге со стороны привередливых критиков, сколько тревожился прочесть насмешку в глазах своей жены.

  2. А. С. Пушкин не отказался от декабристских идеалов и остался верным им.

  3. Русские поэты XIX и XX веков знали народную символику и пользовались ею в своих произведениях.

  4. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.

  5. Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ей.

  6. В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, но и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

  7. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и занятия спортом.

  8. Это плавание, завершившее эпоху знаменитых пиратских набегов в испанские воды, как по числу штормов, так и по количеству погибших кораблей не имело себе равных.

  9. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

  10. Абитуриент, который отлично сдал экзамены и победил в олимпиаде по экономике, был принят в МГУ.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Несогласованное приложение — это определение, выраженное именем существительным, которое не принимает падежную форму определяемого им слова.

Отличительной чертой несогласованного приложения является неизменяемость. В то же время определяемое им слово изменяется по падежам в зависимости от смысла высказывания.

Ошибка

В журнале

«Мурзилка»

интересные статьи.

В журнале «Мурзилке» интересные статьи.

Исправьте ошибки (если они есть) в предложениях:

  1. В магазине «Хлопковое поле» был прекрасный выбор хлопчатобумажных тканей, а если какой-то ткани не было в наличии, то её всегда можно было заказать.

  2. В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.

  3. Капитан Иващенко совершил более девятисот боевых вылетов и на своём самолёте «Красном пролетарии» сопровождал победное наступление на Берлин.

  4. Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

  5. В журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.

  6. Сюжет поэмы «Мёртвые души» был подсказан Н. В. Гоголю А. С. Пушкиным.

  7. В рассказе И.С. Тургенева «Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором.

  8. Размышляя над связью распространённых в то время философских теорий с общественными проблемами, Ф. М. Достоевский положил в основу романа «Преступления и наказания» уголовное происшествие.

  9. В первое кругосветное плавание экспедиция под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского отправилась из Кронштадта на кораблях «Неве» и «Надежде».

  10. В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

Проверь себя!

  1. Верно

  2. В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.

  3. Капитан Иващенко совершил более девятисот боевых вылетов и на своём самолёте «Красный пролетарий» сопровождал победное наступление на Берлин.

  4. Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного романа «Робинзон Крузо».

  5. В журнале «Этнографическое обозрение» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.

  6. ВЕРНО

  7. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором.

  8. Размышляя над связью распространённых в то время философских теорий с общественными проблемами, Ф. М. Достоевский положил в основу романа «Преступление и наказание» уголовное происшествие.

  9. В первое кругосветное плавание экспедиция под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского отправилась из Кронштадта на кораблях «Нева» и «Надежда».

  10. В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот – это причастие в полной форме с зависимыми словами.

Ошибка

Причастный оборот относится к определяемому слову. Определяемое слово стоит или ПЕРЕД причастным оборотом, или ПОСЛЕ него. Если определяемое слово стоит ВНУТРИ причастного оборота, то это ОШИБКА.

Гости обратили внимание на развешанные картины по стенам.

Гости обратили внимание на картины, │развешанные по стенам│.

ИЛИ

Гости обратили внимание на │развешанные по стенам│ картины.

Также ОШИБКА может быть при согласовании причастия с определяемым словом.

Ошибка

В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящему для того месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.

В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящем для того месте, кроме одного, самого угрожающе огромного

(НА КАКОМ?)

Исправьте ошибки (если они есть) в предложениях:

  1. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

  2. За последним поворотом открылась широкая дорога, по которой шли впряжённые волы в большую гружёную арбу.

  3. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

  4. Учреждённая в 1930 году Морская арбитражная комиссия является третейским судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, разрешающими споры в области грузового мореплавания.

  5. К достопримечательностям на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, прежде всего относятся вулканы.

  6. С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма.

  7. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  8. Чацкий бросил вызов обществу дворян-крепостников, ни во что не ставящим достоинство человека.

  9. Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.

  10. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

Проверь себя!

  1. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующая работу всех строительных фирм.

  2. За последним поворотом открылась широкая дорога, по которой шли волы, впряжённые в большую гружёную арбу.

  3. Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является графика.

  4. Учреждённая в 1930 году Морская арбитражная комиссия является третейским судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, разрешающим споры в области грузового мореплавания.

  5. ВЕРНО

  6. С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшихся с рутиной академизма.

  7. Когда Фролов начинал работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  8. Чацкий бросил вызов обществу дворян-крепостников, ни во что не ставящих достоинство человека.

  9. Среди сподвижников молодого царя, хранивших верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.

  10. ВЕРНО

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Ошибка

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому в предложении ДОЛЖЕН БЫТЬ и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

Возвращаясь домой, мне стало грустно.

Возвращаясь домой, я загрустил.

Ошибка

Деепричастие должно выражать действие того же подлежащего, что и глагол-сказуемое.

Лёжа на диване, в комнате подул ветер.

Когда я лежал на диване, в комнате подул ветер.

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

  2. Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах созревших трав.

  3. Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет.

  4. Проходя вдоль стен картинной галереи, внимание Ольги привлёк небольшой пейзаж, написанный маслом.

  5. Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.

Нарушение в построении сложного предложения

Ошибка

Придаточное определительное оторвано от определяемого слова:

В комнате пахло сыростью, царили мрак и тишина, которая была расположена в самом конце узкого коридора, по стенам были развешаны вырезки из старых «Ведомостей».

В комнате, которая была расположена в самом конце узкого коридора, пахло сыростью, царили мрак и тишина, по стенам были развешаны вырезки из старых «Ведомостей».

Ошибка

Для связи главной и придаточной части использованы два союза одного типа

Приятели с тревогой следили за ежедневным понижением температуры: они волновались, что неужели придётся отменить намеченный на выходные лыжный поход.

Приятели с тревогой следили за ежедневным понижением температуры: они волновались, что придётся отменить намеченный на выходные лыжный поход.

Отсутствие или неоправданное наличие указательного слова.

Ошибка

Сейчас композитор почти не даёт концертов и мало гастролирует, а смысл своей жизни находит, что заботится о внуках.

Сейчас композитор почти не даёт концертов и мало гастролирует, а смысл своей жизни находит в том, что заботится о внуках.

Ошибка

Одно сложное предложение неоправданно разбито на два простых

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Когда герой опомнился, было уже поздно.

Исправьте ошибки в предложениях:

Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию.

Проверь себя!

Прекрасные подснежники, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли, распускаются ранней весной.

Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить друзей.

Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это чужая речь, которая передает только основной смысл высказывания и следует за словами автора в виде придаточного предложения.

Ошибка

При замене прямой речи косвенной необходимо правильно построить сложноподчиненное предложение, обращая внимание на употребление личных и притяжательных местоимений, а также форм глаголов.

Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».

Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что он женат и счастлив.

Часто возникает ошибка: смешение прямой и косвенной речи.

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

  2. И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

  3. Р. Декарт утверждал, что «я мыслю, следовательно, я существую».

  4. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

  5. Л.Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».

Проверь себя!

  1. Кирила Петрович спросил Машу, где она была весь вечер.

  2. И. С. Тургенев писал, что надо беречь язык, т.к. это клад и достояние.

  3. Р. Декарт утверждал, что он мыслит, следовательно, он существует.

  4. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада видеть в воскресенье у себя на даче.

  5. Л.Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала мысль семейная.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Ошибка

Употребление глаголов в разных формах.

Осенью целыми днями шли холодные дожди — земля пропитается водой, поэтому дороги размыло.

прошедшее время настоящее время

Осенью целыми днями шли холодные дожди — земля пропиталась водой, поэтому дороги размыло.

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. В 1870-е годы Л. Н. Толстой по-другому взглянул на своё предшествующее творчество и говорит, что «Война и мир» кажется ему «слишком многоречивым романом».

  2. Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

  3. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  4. Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствуется дыхание сырости.

  5. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

Проверь себя!

  1. В 1870-е годы Л. Н. Толстой по-другому взглянул на своё предшествующее творчество и сказал, что «Война и мир» кажется ему «слишком многоречивым романом».

  2. Девушка вошла в зал и не обратила на меня внимания.

  3. Когда Фролов начинал работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

  4. Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствовалось дыхание сырости.

  5. Ночь опустилась на город и скрыла его во мраке.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ошибка

Подлежащее и сказуемое согласуются в числе и роде!

Кофе было горячим.

Кофе был горячим.

Ошибка

Если подлежащее выраженно местоимениями все, те, то сказуемое должно стоять во множественном числе.

Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.
Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становятся новатором.

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. Шевцов уже давно отвык от полезного питания, поэтому в санатории первое время ничего не мог ни есть, ни пить; особенно поражало его то, что к каждому завтраку неизменно подавался какао.

  2. В 1970-е годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждалась ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.

  3. Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ.

  4. Часть глав романа «Евгений Онегин» было опубликовано с посвящением другу А. С. Пушкина П. А. Плетнёву.

  5. Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе.

Проверь себя!

  1. Шевцов уже давно отвык от полезного питания, поэтому в санатории первое время ничего не мог ни есть, ни пить; особенно поражало его то, что к каждому завтраку неизменно подавалось какао.

  2. В 1970-е годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждался ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.

  3. Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых красивых зрелищ.

  4. Часть глав романа «Евгений Онегин» была опубликована с посвящением другу А. С. Пушкина П. А. Плетнёву.

  5. Многие из тех, кто посетил выставку, приняли участие в социологическом опросе.

Неправильное употребление имени числительного

Ошибка

Ошибки в употреблении собирательных числительных: они могут сочетаться с именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

Случайно встретившись, две подруги долго рассказывали друг другу последние новости.

Исправьте ошибки в предложениях:

  1. Пятерым медицинским сестрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

  2. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

  3. Трое девушки, о чём-то шумно спорили.

Проверь себя!

  1. Пяти медицинским сестрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

  2. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

  3. Три девушки, о чём-то шумно спорили.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен.

3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.

5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы.

6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона.

7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.»

8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём

9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Задание 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу.

2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.

5) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени».

6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

7) Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими

8) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

А

Б

В

Г

Д

Задание 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6) По утверждению К. И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

А

Б

В

Г

Д

Задание 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

2) Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.

3) Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

4) Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

5) Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

6) В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

7) Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.

8) Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

9) Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго» мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

А

Б

В

Г

Д

Задание 5. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «Собачьем сердце».

2) В рукописи, относящейся к 1700 году, Ньютон подсчитывает дату Апокалипсиса и приходит к выводу, что конец света возможен не раньше 2060 года.

3) Создавая проект ландшафтного дизайна участка, архитектором не были учтены климатические особенности местности.

4) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.

5) Исаак писал, что не собирается предсказать точную дату, а лишь хочет покончить с нелепыми предположениями фанатиков, неоднократно заявлявших о приближении конца света.

6) Если вести речь о животных, то следует обратить внимание читателя на этого знаменитого исследователя, обладавшего необычайной любознательностью.

7)Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере.

8)  Необычна и сама история создания произведения «Мастер и Маргарита»: подобно герою своей книги, писатель бросил в огонь первую редакцию романа.

9) Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах.

А

Б

В

Г

Д

Задание 6. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) 18 марта 1930-го года писатель собственными руками бросил в печь черновик романа; к этому поступку Булгакова побудило известие о том, что его пьеса под названием «Кабала святош» была запрещена к постановке.

2) Провожая взглядом осенний караван журавлей, деду Семёну всегда становилось грустно.

3) Ради экранизации «Мастера и Маргариты» был создан настоящий архитектурный ансамбль, детально воспроизводивший интерьеры дворца Ирода в Ершалаиме.

4) Печально прославили произведение «Мастер и Маргарита» умершие актеры – полный список загадочно ушедших из жизни исполнителей включает в себя 17 имён.

5)Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга

6) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке.

7) Пародия принадлежит к типичным для М. Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города».

8) По возвращению из Стамбула Николай с особенным вдохновением взялся за работу.

9) В первой рукописи, которую Булгаков сжёг, приметам дьявола посвящено целых пятнадцать рукописных страниц

А

Б

В

Г

Д

Проверь себя!

А

Б

В

Г

Д

Задание 1

5

4

7

8

2

Задание 2

6

8

1

3

7

Задание 3

1

3

4

7

9

Задание 4

8

4

3

6

1

Задание 5

1

4

3

7

9

Задание 6

2

5

6

7

8

25


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)   Со­вре­мен­ная лю­би­тель­ская аст­ро­но­мия — это пре­стиж­ное хобби, в ко­то­рое мно­гие вкла­ды­ва­ют ты­ся­чи

дол­ла­ров.

2)  По окон­ча­нии се­ан­са на вы­хо­де из ки­но­за­ла каж­дый по­се­ти­тель обя­зан лично сдать 3D очки кон­тро­ле­ру.

3)  В по­ве­сти А. С. Пуш­ки­на «Дуб­ров­ском» изоб­ра­же­ны кар­ти­ны кре­пост­но­го про­шло­го Рос­сии.

4)  В «Ва­си­лии Тёркине» автор вос­хи­ща­ет­ся по­дви­гом рус­ско­го сол­да­та, со­хра­ня­ю­щим вер­ность долгу и от­чиз­не.

5)  Бла­го­да­ря обу­че­ния в ме­ди­цин­ском ин­сти­ту­те Усти­мен­ко стал ра­бо­тать сель­ским вра­чом.

6)  При­во­дя при­ме­ры ис­тин­ной любви, мно­гие уча­щи­е­ся об­ра­ща­лись к «Гра­на­то­во­му брас­ле­ту».

7)  Кто, как не сама при­ро­да, на­учи­ла бу­ду­ще­го скуль­пто­ра при­сталь­нее вгля­ды­вать­ся в формы пред­ме­тов?

8)  Со­зда­вая ме­тео­ро­ло­ги­че­ский про­гноз, учёными об­ра­ба­ты­ва­ет­ся боль­шой ста­ти­сти­че­ский ма­те­ри­ал.

9)  Глав­ная цель науки — до­став­лять людям внут­рен­нее удо­вле­тво­ре­ние, а не при­но­сить ма­те­ри­аль­ные вы­го­ды.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


2

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Мне за­хо­те­лось узнать, как раз­во­дить и уха­жи­вать за пер­во­цве­та­ми в до­маш­них усло­ви­ях.

2)  Со­глас­но плана в ка­че­стве ито­го­вой ра­бо­ты мы пи­са­ли ре­цен­зию на не­дав­но про­чи­тан­ную книгу.

3)  В марте те, кто до­стиг 18 лет, участ­во­вал в вы­бо­рах Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

4)  Ор­хи­деи, по­явив­шись на Земле вме­сте с дру­ги­ми цвет­ко­вы­ми рас­те­ни­я­ми, на­ча­ли ак­тив­но раз­ви­вать­ся 40 мил­ли­о­нов лет назад.

5)  Не­ко­то­рые ор­хи­деи вы­ра­бо­та­ли лож­ные при­ман­ки, ос­но­ван­ные на пи­ще­вых ин­стинк­тах.

6)  Каж­дый про­грам­мист за­креплён за опре­делённым ком­пью­те­ром, сле­дя­щим за его со­сто­я­ни­ем.

7)  Бла­го­да­ря языку мы можем по­зна­ко­мить­ся с теми иде­я­ми, ко­то­рые были вы­ска­за­ны за­дол­го до на­ше­го рож­де­ния.

8)  В эн­цик­ло­пе­дии «Жизни за­ме­ча­тель­ных людей» много ин­те­рес­ных био­гра­фий.

9)  В на­ча­ле ра­бо­ты над про­из­ве­де­ни­ем автор может по-раз­но­му рас­счи­ты­вать ход со­бы­тий, опре­де­лять судь­бы ге­ро­ев.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


3

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Б)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Те, кто бывал в Ялте, не мог не лю­бо­вать­ся кра­со­той на­бе­реж­ной.

2)  Мно­гие био­ло­ги­че­ские про­цес­сы, в том числе сер­деч­но-со­су­ди­стые за­бо­ле­ва­ния, про­те­ка­ют в ритме, ко­то­рый задаётся сол­неч­ным вет­ром.

3)  В поэме «Рус­ла­не и Люд­ми­ле» А. С. Пуш­кин ши­ро­ко ис­поль­зу­ет фольк­лор­ные мо­ти­вы.

4)  После не­вкус­но­го обеда, ко­то­рый принёс ден­щик из трак­ти­ра, пол­ков­ник сел пи­сать до­не­се­ние.

5)  Не успев­ший под­го­то­вить ответ сту­дент груст­но ска­зал, что мне по­на­до­бит­ся ещё не­мно­го вре­ме­ни.

6)  Бла­го­да­ря ста­ра­ний опыт­но­го док­то­ра боль­ной быст­ро по­прав­лял­ся.

7)  Та­тья­на лю­би­ла га­дать и ста­рин­ные пре­да­ния.

8)  Ны­неш­ние эс­ки­мо­сы в боль­шин­стве своём живут в домах ев­ро­пей­ско­го типа и почти не охо­тят­ся на мор­ско­го зверя и оле­ней.

9)  «Самая кра­си­вая жен­щи­на мира» — так на­зы­ва­ет­ся вы­став­ка в Дрез­ден­ской га­ле­рее, по­свящённая юби­лею «Сикс­тин­ской Ма­дон­ны» Ра­фа­э­ля.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


4

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  Все, кто бывал в Москве на Во­робьёвых горах, видел с вы­со­ты белые стены и башни Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, укра­шен­ные крас­ным кир­пи­чом.

2)  Павел Пет­ро­вич спро­сил у Ар­ка­дия, где его новый при­я­тель.

3)  Мо­на­стырь стоял вдоль реки, на до­воль­но вы­со­ком её бе­ре­гу, от­де­ляв­шей людей от го­ро­да.

4)  Рас­сказ А. И. Куп­ри­на «Ве­чер­ний гость» за­ста­вил ав­то­ра за­ду­мать­ся о про­цес­се об­ще­ния и речи.

5)  За­ни­ма­ясь опре­делённым делом, оно на­чи­на­ет хо­ро­шо по­лу­чать­ся.

6)  На­уч­ные ин­те­ре­сы А. М. Пеш­ков­ско­го нашли во­пло­ще­ние в его кни­гах «Нашем языке», «Син­так­си­се в школе», «Школь­ной и на­уч­ной грам­ма­ти­ке».

7)  Ад­ми­ни­стра­тор от­ве­тил опоз­дав­шим зри­те­лям, что ничем не могу вам по­мочь.

8)  Читая роман Мар­га­рет Мад­зан­ти­ни «Рож­ден­ный два­жды», я пред­став­ля­ла улицы раз­гром­лен­но­го вой­ной Са­ра­е­ва.

9)  Около ста лет назад ве­ли­кий химик и мик­ро­био­лог Пауль Эрлих на­звал «вол­шеб­ной пулей» ле­кар­ства, ко­то­рые когда -ни­будь смо­гут без по­боч­ных эф­фек­тов уни­что­жать толь­ко па­то­ген­ные бак­те­рии или боль­ные клет­ки.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д)  не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)   Счи­та­ет­ся, что нот­ную гра­мо­ту при­ду­мал зна­ме­ни­тый гре­че­ский ма­те­ма­тик Пи­фа­гор.

2)  А. С. Пуш­кин в ро­ма­не в сти­хах «Ев­ге­нии Оне­ги­не» ри­су­ет кар­ти­ны жизни Пе­тер­бур­га и Моск­вы.

3)  Для за­пи­си нот егип­тя­не ис­поль­зо­ва­ли иеро­гли­фы, обо­зна­ча­ю­щие не­бес­ные све­ти­ла, и по ним позже уда­лось да­ти­ро­вать воз­ник­но­ве­ние нот­ных сим­во­лов у егип­тян.

4)  Груп­па по­пу­ля­ций раз­ных видов, на­се­ля­ю­щие опре­делённую тер­ри­то­рию, об­ра­зу­ет со­об­ще­ство.

5)  Каж­дый че­ло­век видит жиз­нен­ный идеал по-сво­е­му, со­глас­но сво­е­го ха­рак­те­ра и мо­раль­ных усто­ев.

6)  Хоть автор и не меч­тал ра­бо­тать на шахте, но в со­сто­я­нии ис­пу­га он по­ду­мал, что это не такая уж и пло­хая участь.

7)  Те, кто читал роман Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир», пом­нит опи­са­ние Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния.

8)  Го­то­вясь к уст­но­му вы­ступ­ле­нию, по­на­до­бит­ся лич­ная убеждённость ора­то­ра.

9)  Мно­гие ты­ся­чи лет Лена несет к оке­а­ну ил, песок и мел­кую галь­ку, ко­то­рые, осе­дая на дне моря Лап­те­вых, об­ра­зу­ют об­шир­ную дель­ту.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пройти тестирование по этим заданиям

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Лидия Николаевна Белая

1

ЕГЭ 2016.

Контрольная работа по теме «Грамматические ошибки».

Вариант №1.

1.Установите название грамматической ошибки в предложении «По приезду в

Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

2.Установите название грамматической ошибки в предложении «Ознакомьтесь со

списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку».

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5)ошибка в построении предложения с однородными членами.

6)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3.Установите название грамматической ошибки в предложении «Все, кто были

на спектакле, остались довольны постановкой».

1)неправильное построение предложения с косвенной речью

2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)ошибка в построении предложения с однородными членами.

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4.Установите название грамматической ошибки в предложении «О поэме

А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор».

1)ошибка в построении предложения с однородными членами.

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Лидия Николаевна Белая

2

5.Установите название грамматической ошибки в предложении «Свалившись с

размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть».

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5)ошибка в построении предложения с однородными членами.

6)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6.Установите название грамматической ошибки в предложении «Сестры ждали и

радовались предстоящим каникулам».

1)ошибка в построении предложения с однородными членами.

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

7.Установите название грамматической ошибки в предложении «Я не часто пишу

письма родителям и забывал им позвонить».

1)ошибка в построении сложного предложения

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8.Установите название грамматической ошибки в предложении «Размышляя о

роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я

народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».

1)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

5)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6)ошибка в построении сложного предложения

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Лидия Николаевна Белая

3

9.Установите название грамматической ошибки в предложении «Улица Арбат

расположен в центре Москвы».

1)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2)ошибка в построении сложного предложения

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10.Установите название грамматической ошибки в предложении «Этот человек

стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился».

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6)ошибка в построении сложного предложения

7)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Лидия Николаевна Белая

4

ЕГЭ 2016.

Контрольная работа по теме «Грамматические ошибки».

Вариант 2.

1.Установите название грамматической ошибки в предложении «Директор оценил

важность поставленной проблемы перед работниками предприятия».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

2.Установите название грамматической ошибки в предложении «О романе

Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор».

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5)ошибка в построении предложения с однородными членами.

6)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3.Установите название грамматической ошибки в предложении «Те, кто

добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания».

1)неправильное построение предложения с косвенной речью

2) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)ошибка в построении предложения с однородными членами.

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4.Установите название грамматической ошибки в предложении «После удара

стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся».

1)ошибка в построении предложения с однородными членами.

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Лидия Николаевна Белая

5

5.Установите название грамматической ошибки в предложении «Обучив лошадь

всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда».

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5)ошибка в построении предложения с однородными членами.

6)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

7)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6.Установите название грамматической ошибки в предложении «В Петрозаводске

я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами».

1)ошибка в построении предложения с однородными членами.

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

7.Установите название грамматической ошибки в предложении «Я.Ивашкевич

удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников».

1)ошибка в построении сложного предложения

2)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8.Установите название грамматической ошибки в предложении «По окончанию

университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в

одном из научноисследовательских институтов».

1)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

5)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6)ошибка в построении сложного предложения

7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Лидия Николаевна Белая

6

9.Установите название грамматической ошибки в предложении «Н.А.Некрасов

писал, что «я лиру посвятил народу своему».

1)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2)ошибка в построении сложного предложения

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

6)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10.Установите название грамматической ошибки в предложении «Положение в

области использования шоссейных дорог, существовавшие до сих пор, не

удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта».

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)неправильное построение предложения с косвенной речью

4)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

6)ошибка в построении сложного предложения

7)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Лидия Николаевна Белая

7

Ответы к заданиям «Грамматические ошибки».

Лидия Николаевна Белая

8

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________

ДАТА_______________________

Оценка _________________

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____________________

ВАРИАНТ___________________

ДАТА_______________________

Найти предложение с грамматической ошибкой, запишите исправленный вариант.
НАПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ГРАМАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ
7. Навстречу грузовика неожиданно вышел лось.
8. Поселившись в столице, инженером был куплен дом в пригороде.
9. Вопреки запрету, поэт был выпущен за границу.
10. По приезде в Москву я поселился у приятеля.
11. Согласно официальных данных, причиной пожаров стало возгорание торфа.
12. Путешествуя по Колумбии, нас удивляла бедность населения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Горы не прощают ошибок
  • Господин ошибка 1996 mr wrong
  • Господа командировочные получите командировочные удостоверения тип ошибки
  • Городской такси морфологическая ошибка
  • Госзакупки ошибки и решения