Главные ошибки стартапа

Новички в бизнесе совершают одни и те же ошибки. Это влияет на развитие компании, иногда приводит к тому, что идея прогорает на начальном этапе. К нам часто обращаются стартаперы, мы узнаем их истории успеха и неудач. В этой статье собраны ошибки, которые на практике совершают «новоиспеченные» бизнесмены.

8 ошибок на стадии становления бизнеса

Новичкам кажется, что для успеха достаточно выбрать потенциально прибыльную идею, собрать вокруг себя людей, которые готовы работать на благо дела, вложить собственные деньги или привлечь инвестора. Но этого мало для успеха.

Нужно работать в нескольких направлениях и избавляться от старых привычек, которые мешают не только вести бизнес, но и жить.

Перфекционизм

Начинающие бизнесмены часто обращаются за идеальным логотипом, внимание уделяют корпоративному сайту, кропотливому ведению документации. Но это не гарантирует успех компании. Они постоянно что-то доделывают, переделывают. Попросту теряя время, иногда годы.

На практике неидеальный логотип привлекает больше внимания, как и сайты, которые созданы любителями. Стремиться к сокращению ошибок – это хорошо. Но мечтать о том, что эти действия станут приносить прибыль – неправильно. На первый взгляд плохой логотип может стать «золотой жилой», тогда стоит ли его менять и терять интерес клиентов?

Выпускайте минимально жизнеспособный продукт, тестируйте варианты и смотрите результат, исправляйте ошибки, которые нашли на практике. Идеалов нет. Недоработки, баги – это нормально. Нужно трезво оценивать их влияние на успешность бизнеса. Иногда принцип «неидеально, но быстро» работает эффективнее на начальном этапе.

Внезапность

Внезапное появление на рынке не всегда бывает удачным. Эффект внезапности работает тогда, когда резко вырос спрос на продукцию, а количество предложений ограничено. В остальных случаях лучше постепенно заходить на рынок, предварительно изучив спрос. Резко ворваться с предложением и пытаться доказать, что оно интересное – провальный ход. Желательно предлагать то, что уже вызывает интерес у людей и имеет рыночный потенциал.

Чтобы получить обратную связь, проводите касдевы, общайтесь с конкурентами, не бойтесь говорить о своей идее. Торопиться не стоит. Важно понимать, что бизнес в первые годы не всегда приносит доход и ожидаемый результат. Отсутствие плана выхода на рынок – это слишком опасно и рискованно. Точно так же и уверенность в том, что клиенты придут сами, чревата разочарованиями.

Страх, что идею украдут

В результате страха начинающие бизнесмены боятся раскрывать суть идеи вплоть до запуска. И даже потребителям непонятно, о чем идет речь. Не нужно рассказывать о своей идее каждому знакомому. Предусмотрите при передаче бизнес-плана пункт о соблюдении конфиденциальности. Ключевые данные оставьте в секрете при необходимости проведения презентации, например, перед инвесторами. Ускоряйте реализацию, оформляйте юридически и громко заявляйте о себе.

Правильно оформив результат деятельности, вы позволите себе не бояться за то, что кто-то воспользуется идеей. Для этого есть патент. Если реализованная идея защищена, то без согласия никто не сможет ее использовать, копировать. Патент дает неоспоримые преимущества и помогает зарабатывать больше.

Уверенность в идеальности своего бизнеса

Это обратная сторона перфекционизма. Если предприниматель любит свое дело, может появиться уверенность, что успех гарантирован. Ведь то, что мы любим, не нуждается в корректировках, оно прекрасно само по себе. После первых провалов, неоднозначных оценок своего «детища» стартапер впадает в отчаяние.

Сюда же относятся попытки рассказать клиентам о себе через призму преимуществ, а не пользы. Потребителю важно знать не то, какие вы молодцы (как быстро отвечаете на запросы, как квалифицированны и опытны, насколько любите свой продукт и т.д.). Расскажите о том, какие проблемы клиента вы решите, как улучшится его жизнь после знакомства с продукцией. Шансы быть услышанными увеличиваются в разы.

Упорство

Хорошее качество для начинающего бизнесмена, но иногда стоит признать, что идея «прогорела». Бросать все не надо, важно проработать ошибки, сделать выводы, поменять что-то, начать тестировать снова. Люди не всегда признают «поражение», тогда попытка протолкнуть неудачную идею повторяется снова и снова, пока не иссякнут силы и не захочется продолжать.

Опускать руки при первой неудаче не стоит. Но работать над ошибками желательно. Иначе результат каждый раз будет одинаковым. Можно более трех лет тестировать гипотезы и только после этого начать получать прибыль. Бизнес – это нелегко.

Копирование чужой идеи с коррективами

Скопировать чужую идею, добавить пару новых деталей, ждать молниеносного результата – неоправданно. Разрабатывать собственный бизнес на готовой основе сложно, ведь нужно еще доказать, что ваш продукт лучше предыдущего, который уже долго на рынке и вызывает доверие. Однако есть и противоположное мнение.

Первопроходцам сложнее, потому что приходится протаптывать путь самостоятельно. Опираясь на опыт предыдущих предпринимателей, можно увидеть допущенные ошибки. В любом случае создавать идею с нуля предпочтительней.

Кстати, иногда человек бывает уверен, что он придумал нечто уникальное. Но стоит зайти в Интернет и забить в поиск свой замысел, как выясняется, что люди уже думали об этом, а может даже реализовали проект.

Непрофессионализм команды

Один в поле – не воин. Редкий бизнес не требует командной работы. Если вы собрали вокруг себя не профессионалов, вряд ли задачи будут выполнены, а цель достигнута. Конечно, лучше полагаться на опытных, активных и целеустремленных соратников.

Если команда в одинаковой мере будет заинтересована в успехе проекта, увеличиваются шансы создать прибыльный бизнес. Обсуждайте с самого начала детали вместе с теми, кто в дальнейшем будет реализовывать ваш замысел.

Игнорирование конкуренции

Не учитывать уровень конкурентов и не просчитывать возможные трудности – самоуверенно. Некоторые стартаперы необоснованно считают, что у них нет конкурентов. На самом деле они просто не потрудились их поискать, проанализировать и составить план действий, опираясь на эту информацию. Прямая или косвенная конкуренция есть всегда. Если не обращать на это внимание, в процессе становится понятно, что конкурентоспособность проекта низкая, а бизнес не реализован.

Несмотря на то, что распространенные ошибки совершают 8 из 10 стартаперов, их можно избежать. Достаточно знать о них и вовремя корректировать поведение. Создать успешный бизнес – нелегко. Это работа над собой, годы кропотливого труда и нервы.

Расскажите, какие ошибки вы совершали в начале предпринимательского пути?

Время на прочтение
3 мин

Количество просмотров 8.6K

Как избежать ошибок, основывая свой стартап? Есть один метод: смотрите и учитесь на чужих! Здесь представлены 10 наиболее распространенных ошибок основателей стартапов, который мы собрали исходя из информации, найденной в социальном сервисе вопросов и ответов Quora.

Прекратите заниматься самообманом

Если вы не честны с самим собой, то вы просто не в состоянии принимать обоснованные решения, которые действительно послужат во благо вашей компании. Вы будете прятаться за оправданиями и убеждать себя историями, которые пояснят, почему вам нужно продолжать делать все остальные вещи в вашем списке. Вы не можете верить всем своим историям. Вам нужна здоровая порция скептицизма (не путать с неуверенностью в себе или отсутствием веры в себя) для того, чтобы добиться реального прогресса».

Предпринимательство как модный тренд

Если вы начинаете предпринимательскую деятельность не потому, что она является вашим призванием, а по каким-то странным непонятным причинам (например, друг вот занимается бизнесом – и я хочу), то рано или поздно вы с треском из этого бизнеса вылетите.

Финансы поют романсы

Такое происходит гораздо чаще, чем вам может показаться: деньги имеют тенденцию заканчиваться, даже несмотря на доходы и прибыль. Так что будьте на чеку.

Интеллектуальная собственность

Очень важно защитить свою интеллектуальную собственность, в том числе патенты, торговые марки и авторские права. Если ваши конкуренты зарегистрируют патент на вашу интеллектуальную собственность, то, будучи молодой компанией, вы вряд ли удержитесь на плаву.

Не затягивайте с микроменеджментом

Оставьте своих работников в покое и позвольте им делать их работу. Так хорошо, как они это могут. Дайте им право на ошибку. Помогайте им, но при этом не вмешивайтесь в их рабочий процесс.

Не нанимайте на работу кого попало

Команда – это самая важная часть стартапа, и только один неподходящий человек может отправить в тартарары всю вашу команду, разом с философией и самим стартапом. Выбирайте людей внимательно, основываясь на их интеллекте, умениях и стремлениях – не останавливайтесь на тех, кто «вроде бы подойдет». Неверные решения могут обернуться гибелью для развивающейся фирмы. Если же вы сделали ошибку – как можно быстрее распрощайтесь с таким работником.

Не затягивайте с продажами

Не пытайтесь наделить свой продукт миллионом функций на первых порах. Отточите пару имеющихся «фишек» и отправляйте его на прилавки – пользователи сами укажут вам на недочеты и то, что им нужно. Главное, лишь внимательно слушать фидбек. Минимально жизнеспособный продукт – вот, к чему должен стремиться зеленый стартап. Пытаясь построить все и сразу, вы потратите слишком много ресурсов и времени, и вполне вероятно, что ваши труды сгинут понапрасну.

Непонимание важности денежных потоков

Вы должны уметь прогнозировать потоки наличности, чтобы ваш стартап имел шансы на выживание, ведь это куда важнее, чем прибыль.

Слушайте своих клиентов

Ваши клиенты должны обожать ваш продукт. Если это не так, то у вас большие проблемы. Вы должны выяснить причину их холодности. Это можно сделать, прислушавшись к потребностям клиентов и удовлетворив их.

Нет в мире совершенства

Никогда не доверяйте своим отчетам, кто говорят вам, что все прекрасно. Ничего никогда не бывает в полном порядке. Что-то обязательно неправильно работает или не работает вообще. Это не всегда плохой фактор. Вводящий в смятение – да, но совсем не обязательно плохой. Обычно это значит, что мы растем.

К этому списку Quora хотелось бы добавить пару важных неочевидных ошибок, которые очень часто допускают стартапы:

Откажитесь от стороннего финансирования

В одной из статей Пола Грэма, которая была ранее опубликована на Мегамозге, он говорил об опасности привлечения капитала инвесторов. Это объяснимо тем, что, получив первый и даже второй раунды финансирования, вы можете потерпеть фиаско, если ваш продукт недостаточно привлекателен для клиентов. Понадеявшись на очередные «спасительные» капиталовложения инвесторов, вы можете жестоко обмануться, ведь вполне вероятно, что ваш проект уже потеряет для них интерес ввиду своей несостоятельности.

Не расширяйтесь слишком рано

Большая команда создает впечатление успешного стартапа. Но не стоит себя обманывать – это должно быть следствием успеха, но не его причиной. Поэтому не бросайтесь в омут с головой, нанимая новых работников. Для молодой компании это может означать не просто дополнительные растраты финансов и времени на обучение персонала, но и погибель, ведь деньги кончаются куда быстрее, чем мы можем предполагать.

С каким проблемами сталкиваются начинающие стартаперы и что предпринять выпускнику университета, чтобы их избежать — разбираемся вместе с экспертами направления «Высшее образование» в «Нетологии»

Отвечают:

  • Андрей Григорьев, генеральный директор и сооснователь в GetShop.TV, эксперт-преподаватель в «Нетологии», выпускник Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, ментор в «Сколково».
  • Тимофей Головин, преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, партнер в акселераторе и инновационном хабе Winno Moscow, генеральный директор NUMA Invest.
  • Кармо Шариф Халиль, главный операционный директор в GetShop.TV, эксперт-преподаватель «Нетологии».
  • Андрей Кокшаров, кандидат экономических наук, сооснователь онлайн-школы китайского языка «Китацкий», продюсер программ высшего образования в «Нетологии».

Какие проблемы возникают у начинающих стартаперов

При запуске бизнес-проектов начинающие предприниматели, недавние выпускники вузов, как правило, совершают похожие ошибки. Сказывается отсутствие знаний, средств и опыта. Понимание того, с чем стоит быть внимательнее, поможет подготовиться.

1. Нет предпринимательских знаний

Андрей Григорьев:

«Успешный стартап не определяется возрастом (а часто и и опытом) его организатора. Это больше зависит от того, насколько человек, основавший бизнес, готов к саморазвитию. У студентов мало опыта, поэтому со многими вещами им придется столкнуться впервые: с налоговой, патентованием интеллектуальной собственности, заключением договоров, наймом и прочим».

Кармо Шариф Халиль:

«Еще одна проблема — полное отсутствие понимания рынка. Особенно это касается b2b-стартапов. Молодые предприниматели обычно думают о том, что было бы хорошо для компании-заказчика. В результате такие продукты оказываются никому не нужны, а компания несет убытки. На самом деле нужно всегда думать про конечного потребителя».

Тимофей Головин:

«Полностью риски убрать невозможно, но их можно минимизировать. Касдев, например, поможет снизить продуктовые риски и понять, что вы действительно решаете чью-то проблему, а не свою хотелку. Бутстрэппинг позволяет снизить финансовые затраты, а значит при неудаче вы потеряете меньше денег. Но чтобы применять эти инструменты, нужно в них начать разбираться».

Фото:Carles Rabada / Unsplash

CustDev (сокращение от customer development) — метод оценки жизнеспособности идеи в форме интервью с потенциальными потребителями.

Бутстрэппинг (от англ. bootstrapping) — способ финансирования компании без привлечения внешних инвестиций.

2. Превышение расходов

Андрей Григорьев:

«Я знаю немало людей, проработавших много времени в корпорациях и при запуске своего стартапа «вылетевших в трубу». Они привыкли делать все с размахом, а в стартапе большого количества ресурсов никогда нет.

При этом не все нуждаются в больших инвестициях. Помимо инвесторов существуют гранты, которые могут получить молодые предприниматели. Например, в Фонде содействия инновациям есть программы «Умник» и «Старт», где легко получить ₽1,5 млн, даже зарегистрировав ИП».

3. Неправильно собрана команда

Андрей Григорьев:

«Для успешного запуска стартапа важно уметь набирать команду, способную реализовать идею. Инвесторы обычно дают денег тем, у кого в коллективе закрыты все компетенции, где каждый участник является самостоятельным специалистом. Соответственно, в команде обязательно должен быть тот, кто будет заниматься развитием бизнеса, управлять продажами и отвечать за нетворкинг, а также тот, кто будет разрабатывать продукт: инженер, технолог или ученый».

Фото:Shutterstock

Кармо Шариф Халиль:

«На стадии запуска еще нет возможности стабильно платить деньги, и люди часто работают на чистом энтузиазме. Поэтому абсолютно нормально, что кто-то уходит. Люди устают, не хотят выполнять новые задачи или просят другие условия. Обычно 70–80% команд на этом этапе разваливается. Зато у предпринимателя появляется понимание, с кем можно работать, а с кем нет, и остается 1–2 человека, с которыми действительно стоит строить бизнес».

4. Нежизнеспособные идеи

Кармо Шариф Халиль:

«Предприниматели в b2c-сегменте как правило делают плохой конкурентный анализ. Им кажется, что они придумали классную идею. Но часто она оказывается простым однотипным решением с незначительными отличиями от конкурентов: райдшеринг типа BlaBlaCar, очередные доставки еды, сервисы для домашних животных и большое количество социальных проектов».

Тимофей Головин:

«Молодость это хорошо — она позволяет лезть с совершенно безумными решениями, которые опытные люди предлагать не станут. А ведь многие классные вещи лежат на стыке безумного и рационального. Но излишняя уверенность в своих идеях толкает на создание стартапов, которые не имеют никакого рыночного спроса и не ориентированы на реального потребителя. Многие начинающие стартапы сталкиваются с тем, что решают несуществующие проблемы несуществующих клиентов».

Фото:fizkes / Shutterstock

5. Не хватает фундаментальной подготовки

Тимофей Головин:

«Предпринимателю нужна общая фундаментальная подготовка. Ведь чтобы сделать хороший бизнес-проект, надо ориентироваться не только в той области, в которой ты работаешь, но и в большом количестве смежных. Можно, конечно, найти какие-то шаблоны, примеры и рекомендации. Но если у человека нет фундаментального образования, умения отличать ложную информацию от обоснованной, навыка проверки фактов, то с большой вероятностью он найдет непроверенные инструкции, сделает на их основании какого-нибудь «франкенштейна» и не заметит мелочей, которые убьют его бизнес».

Какие есть возможности у молодого стартапера и как избежать проблем

Есть три основных пути, по которым могут пойти выпускники вузов с идеей для стартапа. Вот основные преимущества и недостатки каждого из вариантов.

1. Попробовать сразу запустить стартап

Андрей Кокшаров:

«Самый очевидный способ для большинства стартаперов — сразу начать. Но не у всех это получается с первого раза. По статистике такие случаи составляют 10% от общего числа провалов. Основная проблема здесь в том, что образования, полученного на условном бакалавриате, не всегда достаточно для успешного запуска бизнеса. Кроме того, люди в возрасте 18–20 лет еще не до конца понимают важность получаемых знаний и не так внимательно осваивают программу.

При таком варианте лучшим решением будет нанять грамотного управленца с бизнес-образованием. Иначе, без человека, который разбирается в бизнес-процессах и умеет принимать обоснованные решения, масштабировать стартап практически невозможно».

Андрей Григорьев:

«Инвесторы могут переживать, что вы слишком молоды. В таких случаях поможет привлечение ментора — профессионала, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке. Вступайте в менторские сообщества, следите за предложениями и участвуйте в конкурсах. Когда подходящий человек даст вам советы и поинтересуется вашим проектом, предложите ему побыть ментором за долю или просто так».

2. Пойти в акселератор

Андрей Кокшаров:

«В акселераторе вы познакомитесь с экспертами рынка, вам помогут оценить идею и развить проект. Можно пойти в «Сколково», ФРИИ, МТС или другие. Бывают бесплатные программы акселерации. В них стартапер сам тестирует идею и в случае успеха может получить от ₽100 тыс. до ₽1 млн. Таких инвестиций хватит на частичное покрытие расходов. Есть платные акселераторы. Для участия в них нужно либо отдать контрольный пакет акций, либо заплатить около ₽1,5 млн. Большинство российских акселераторов рассчитаны на масштабирование бизнеса. Поэтому попасть туда даже с хорошей идеей, но без дохода стартапа от ₽500 тыс. в месяц сложно.

При этом акселератор не закрывает потребность в теоретических знаниях. А ведь зачастую предприниматели малого бизнеса не знакомы с основополагающими теориями, такими как стандарт управления проектами PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) и системы управления рисками. Без этой базы вести бизнес будет непросто».

Фото:Alexander Sinn / Unsplash

3. Обучиться в магистратуре

Андрей Кокшаров:

«В магистратуре можно получить все необходимые теоретические знания и развить критическое мышление. На классических программах обычно работают университетские преподаватели, которые рассказывают, как можно сделать что-то в теории. Реже встречаются приглашенные эксперты-практики, они могут предоставить интересные и актуальные кейсы из реальных компаний.

Сейчас в России начинают появляться программы нового формата, которые объединяют в себе теоретическое обучение и возможности акселератора. Первая из таких программ — «Цифровое предпринимательство» в РАНХиГС совместно с «Нетологией». В процессе обучения студенты могут подготовить MVP своего проекта, попасть на демо-дни в крупные акселераторы и получить инвестиции.

MVP (сокр. Minimal Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — простейший прототип продукта, который позволяет проверить идею и получить обратную связь от потребителей.

Недостатком магистратуры для начинающего предпринимателя может оказаться то, что программы длятся два года, а не 7–8 месяцев, как средняя программа акселерации. Не все готовы уделять так много времени подготовке. Тем не менее программы нового формата позволяют защитить стартап в качестве диплома, а значит работу над запуском можно будет начать уже в процессе обучения».

Тимофей Головин:

«Качественный вуз — это «точка кипения» с большим количеством людей с разными мнениями, знаниями и опытом. Чем больше их вокруг, тем больше перспектив для будущего бизнеса. Это место, где проводят различные исследования, которые дают пищу для идей о том, что нужно людям и рынку. Тот, кто первым получает доступ к этой информации, имеет больше шансов использовать ее в бизнес-проектах».

Ошибки допускают не только владельцы проблемного бизнеса. Подтверждение тому — основатель сети коворкингов WeWork Адам Ньюман, который недавно покинул пост CEO по инициативе инвесторов, не потерпевших его эксцентричного поведения.

Предприниматель Тим Джексон назвал пять основных промахов, которые совершают руководители процветающего бизнеса.

1. Тратят слишком много денег

Да, это очевидно. Но если вы управляете быстрорастущей компанией, и инвесторы горят желанием финансировать вас, то легко потерять связь с реальностью. Ваши адвокаты отправили счет на $500 тысяч? Нет проблем. За новый офис нужно внести залог в $1 млн? Хорошо. Суммы становятся так велики, а решения — так скоропалительны, что более мелкие статьи расходов наподобие зарплат и командировочных начинают казаться незначительными. И помните, что инвесторы тоже иногда сходят с ума. Незадолго до IPO нашей компании один из членов совета директоров сказал: «Рынок оценит наш бизнес в $1 тысячу за пользователя. Если мы сможем привлекать людей менее чем за $1 тысячу, то останемся в выигрыше. Давайте пустим больше денег на маркетинг!» Мы все кивнули, и, помню, тогда я считал, что это отличное решение. Только спустя годы я понял, что его слова были полной чушью.

Мораль: следите за целесообразностью трат. Представьте, что рассказываете о них маме, — если ей расходы кажутся бессмысленными, пересмотрите их.

2. Действуют в личных интересах

Если сделки между WeWork и Адамом Ньюманом (или его членами семьи, или подконтрольными ему лицами) были раскрыты в документах для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), значит, их подписали бухгалтеры и юристы и, следовательно, они являлись законными. Но юридически и коммерчески обоснованные поступки — это не одно и то же. Если вы — основатель успешной компании, то вам какое-то время могут сходить с рук странные манипуляции, выгодные для вас, но ущемляющие других акционеров. Однако как только стремительный рост бизнеса прекратится, инвесторы (и третьи лица), вероятно, начнут внимательно их изучать.

Мораль: не вовлекайте в финансовые операции своей компании членов семьи и другие заинтересованные стороны, если вас смущает попадание на первую полосу The Wall Street Journal.

3. Стремятся к публичному обсуждению бизнеса, а не продукта

Одна из самых неприятных для меня вещей, произошедших за несколько месяцев до нашего IPO, заключалась в том, что все СМИ, которые годами игнорировали нашу компанию и наши попытки донести информацию до потенциальных клиентов, внезапно пришли в восторг от того, что мы делаем. То же самое и с конференциями: вскоре стало ясно, что при желании я мог бы постоянно летать по миру, рассказывая о том, как хорошо работает компания и какая у нее отличная бизнес-модель.

Фото: Unsplash

Только потом я понял, что это не та реклама, которая нам нужна. Все это имеет смысл, если вы собираетесь привлекать внешнее финансирование и выступаете перед инвесторами. Но конференция, которая занимает целый день, не говоря уже о перелете, — это прежде всего возможность пообщаться с клиентами, людьми, которые заинтересованы в вашем продукте. Хвалиться показателями и командой не стоит и на общих сборах стартапов: это лишь сделает ваш бизнес и сотрудников мишенью для конкурентов и рекрутеров.

Мораль: прежде чем планировать событие за пределами офиса, задайте себе вопрос: какую пользу это принесет акционерам?

4. Создают личный бренд

Одна из ловушек, которая приходит с успехом, это увеличение потока запросов на вашу экспертизу. Хотели бы вы присоединиться к совету директоров X? Попасть в консультационную группу при правительстве? Возглавить кампанию для Z?

Все это будет увлекательно и внесет приятные штрихи в вашу биографию. Но тут стоит спросить — вы уверены, что успех вашего бизнеса гарантирован? Если вы настолько убеждены в этом, то уходите в годичный отпуск, чтобы присоединиться ко всем этим комитетам и поучаствовать в фотосессиях. Если же вы, наоборот, думаете, что в компании еще есть нерешенные проблемы, то разумнее заняться ими, а не созданием личного бренда.

Мораль: представьте, что через год ваш стартап разорился. Теперь посмотрите в календаре встречи и мероприятия на следующие 90 дней, о посещении которых вы бы пожалели при таком исходе. Отмените их.

5. Забывают о главном и второстепенном

В Древнем Риме военачальники-победители надевали пурпурную тогу и лавровый венок, садились в колесницу с четырьмя лошадьми и возглавляли колонну из пленников, союзников, сенаторов, солдат, оружия и привезенных сокровищ. Но во время этих шествий их также часто сопровождал аурига — особый раб, который стоял позади и постоянно повторял memento mori (в переводе с латыни — «помни о смерти»).

Далеко не у всех основателей стартапов есть сотрудники с ответственностью ауриги. Тем не менее, очень важно указать: если вы управляете успешной компанией, вы вряд ли так уж умны и очаровательны, как считают окружающие. Скорее всего, вы: а) везунчик, б) выбрали правильный момент и в) трудолюбивы.

Мораль: уделяйте меньше внимания мнению людей, которые хотят заработать на вашем бизнесе: к ним в том числе относятся банкиры, юристы и инвесторы. Не думайте об оценке малознакомых или незнакомых людей. Больше всего заботьтесь о том, как на вас смотрят муж или жена и близкие родственники.

Источник.

Кадр из фильма «Социальная сеть»

У вас есть отличная идея, вы полны энтузиазма и уверены, что мир падет к вашим ногам и выстроится в очередь, чтобы купить ваш новый продукт или услугу.

Но дорога будет полна лежачих полицейских и ухабов, начиная от конкуренции и заканчивая правовыми спорами вокруг вашей компании.

Чтобы вы не угодили во все эти ямы, мы попросили нескольких успешных предпринимателей и экспертов рассказать о самых больших ошибках, которые совершают начинающие предприниматели, и о том, как их избежать.

Они недооценивают, сколько времени и денег потребуется, чтобы раскрутиться

Вы думаете, что собрали достаточно денег, чтобы пройти через скромные — читай «бедные» — дни стартапа. Подумайте еще раз.

«Мы обычно недооцениваем, сколько времени и денег понадобится, — говорит Френсин Глик, основатель Water Journey. — Это занимает вдвое больше времени и стоит в три раза дороже, чем мы предполагаем».

Убедитесь, что у вас есть дополнительная финансовая подушка безопасности. Не бросайте сразу свою постоянную работу, пока в свободное время работаете над стартапом.

Они запускаются слишком долго

«Вы можете хоть вечно планировать и исследовать, но главное — просто запуститься, и тогда появится естественная обратная связь и импульс, чтобы продвинуть вас вперед, — говорит соучредитель Her Campus Стефани Каплан-Льюис. — Не нужно доводить все до идеала, чтобы начать работать».

И более того, если вы слишком долго обдумываете свою идею, то может оказаться, что вы потратили время на создание чего-то, что не совсем подходит вашим клиентам. Покажите им то, что вы предлагаете, и позвольте им помочь вам создать то, что им нужно больше всего.

Они не видят конечную цель

«Предприниматели часто начинают с воодушевления и оптимизма, думая, что сделают все возможное, чтобы добиться успеха, — говорит Майкл Феллоуз, основатель компании по разработке программного обеспечения Broadway Lab. — Если вы потратите время, чтобы спланировать свое видение, миссию, ценности и то, чем ваш сервис будет отличаться от остальных, это принесет вам нужный фокус и эффективность».

Старайтесь смотреть максимально широко с самого начала. Это позволит вам поставить сложные вопросы заранее и даст вам дорожную карту, к которой можно обращаться по мере необходимости.

Они не изучают конкурентов

«Это может показаться нелогичным, но вам нужны конкуренты, — говорит Хизер Хьюман, консультант по фертильности и серийный предприниматель. — Их не должно быть слишком много — достаточно, чтобы первая точка соприкосновения с потенциальными клиентами не демонстрировала им необходимость именно вашего продукта или услуги».

Конкуренты проверяют рынок для вас. Если их нет, стоит задать себе ключевой вопрос — достаточно ли широко распространена проблема, которую я пытаюсь решить, чтобы оправдать создание бизнеса?

Они слишком влюбляются в свою идею

«Основатели влюбляются в свои идеи и часто не прилагают достаточно усилий, чтобы понять, кто еще влюблен в то, что они продают», — говорит предприниматель и генеральный директор Veloz Group Адам Мендлер.

Конечно, вы должны быть увлечены своим бизнесом, но основатели, которые слишком вкладываются эмоционально, часто игнорируют предупреждающие признаки того, что они не попали в цель. Помните, что если ваш продукт или услуга не набирают обороты, это не вина клиентов — это ваша вина.

Они не развиваются, когда нужно

«Важно оставаться объективным и изучать рынок, — говорит основатель Zen Media Шама Хайбер. — Не бойтесь резко сменить стратегию, если обнаружите, что ваш первоначальный продукт развивается не так, как вы надеялись».

Отвечайте на потребности рынка, а не навязывайте ему свои пожелания.

«Помните, — говорит она, — изначально YouTube должен был стать сайтом знакомств. Но основатели в конце концов поняли, что рынок не хочет знакомиться при помощи видео — люди хотят просто загружать и делиться видео».

Они пренебрегают правовой защитой

Итак, вы начинаете бизнес совместно с другом из колледжа, вы написали свой план на обороте салфетки и заключили сделку под звон бокалов. Отлично, но не пренебрегайте следующими шагами.

«Зачастую люди настолько взволнованы созданием бизнеса, что спешат и забывают про такие вещи, как учредительный договор, трудовое соглашение с первыми сотрудниками, надлежащая политика конфиденциальности и другие необходимые элементы», — отмечает Каплан-Льюис.

Пренебрежение этими начальными шагами может аукнуться вам в будущем.

Они считают, что им нужно собрать кучу денег сразу

Предприниматели часто думают, что им нужно немедленно привлечь внешний капитал. Но гораздо лучше начинать с зарабатывания денег в меньших масштабах.

«Всегда есть способ проверить концепцию в небольшом масштабе и за небольшую сумму, будь то небольшая цифровая кампания, Kickstarter и так далее, — говорит Зак Зелнер, исполнительный директор PupSocks. — Пока у вас не будет 100 увлеченных пользователей — которых обычно можно получить по модели сарафанного радио, — вы не готовы расти».

Как только вы докажете, что на ваш продукт есть рыночный спрос, потенциальные инвесторы увидят в вашей компании большую ценность, и вам будет легче собирать деньги.

Они тратят слишком много и слишком рано

Изысканные офисы, стулья Aeron и дорогие обеды? Забудьте об этом. Вы лишитесь ресурсов до того, как что-нибудь продадите. Аналогично с наймом персонала.

«Преданный персонал дарит вам теплое и комфортное ощущение. Вы чувствуете себя настоящим бизнесменом, — признается Джастин Бигел, основатель Infographic World. — Но это съест вас заживо, если окажется неоправданно держать такое количество людей на зарплате».

И угадайте, кто останется без зарплаты, если денежный поток станет непредсказуемым? Вы. Будьте скромнее, пока не достигнете уровня дохода, позволяющего действительно содержать сотрудников.

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Главные ошибки смм
  • Главный приоритет лексическая ошибка
  • Главные ошибки сетевиков
  • Главные ошибки при строительстве дома
  • Главные ошибки при создании сайта