Георгий квантришвили ошибка девушки

Стихи

ОШИБКА ДЕВУШКИ

Полюбила девушка фашиста
Знаю, сердце девичье – не камень
Лучше б ты влюбилась в онаниста
с липкими, противными руками
Лучше бы ментам или чекистам
ты дала свой номер телефона
Бандюкам. Но только не фашистам
С ними ты должна быть НЕПРЕКЛОННА!

Говорила ж мать: Не верь мужчинам,
что повязку вяжут на рукав,
ведь у них на месте на причинном
выколота фраза из Майн Кампф!
Только что тебе её советы,
если каждый вечер вновь и вновь
с громким стуком падают кастеты
из его приспущенных штанов


Он лежит, сражён стрелой Амура
Тихий сап струится изо рта
Он почти всю ночь без перекура
дерзко штурмовал твои врата
А теперь, сомлевший от истомы,
он заснул, с тобой переплетясь
Снятся ему марши и погромы
и неограниченная власть

Там, во сне, смертельный ветер дует
Рвясь сквозь искорёженную сталь
он опять врата твои штурмует
обретая истинный Грааль

Ты лежишь со спермою на пузе
тёмной страстью схваченная в плен
Эрих Фромм, Адорно и Маркузе
смотрят укоризненно со стен
Ты прости, девчушка, за банальность
но покуда спит любовник твой
ты подумай, проведи анализ
покумекай грешной головой

Там, на кухне, нож лежит, заточен
нет! тут, ближе, острый штопор есть
Встань тихонько. Пусть hot lesbian porn

сегодня ночью
совершится праведная месть.
Пододвинься. Слева, там, где сердце
штопор приложи к груди живой
За Хатынь, за Зою, за Освенцим
поверни по стрелке часовой!

Поздно! Луч заглядывает в спальню
прогоняя ненадёжный сон
Эта ночь покруче, чем Хрустальная –
говорит, потягиваясь, он

<СПИЧРАЙТИНГ>

созданная тогда же острая несмотря
развитой частью было средствами министерство
стоимость фондов кровно рационально зря
этого надо чтобы каждого через сердце

необходимость фондов в прошлом частично над
образом главным из-за меры уже быстрее
кровно ресурсов средства может быть поменять
в случае но не gay porn videos

просто фабриках обостренье

могут мириться даже вроде бы и в конце
методы в результате можно уже не десять
а помогает метров ткани металла цех
видов сырья период топливе и за дескать

не для того на средства или в конечном во
делаем это ради средства единым маршем
мелочность и крохоборство общего ничего
плановое хозяйство значит ли это в нашем

случае не на многих стройках еще транжир
топливо слабо этих новая труд рабочих
брака вот то не может быть соблюсти режим
коротко это метод в том чтобы больше больше

1989

ПОРИЦАНИЕ МЕТАФИЗИКИ

заебала меня метафизика
метафизика – это гавно
интересна она только шизикам
а вменяемым, нам всё равно

поебать что за херь вы там лепите
в жопу сунь ахинею свою
вы над ней замираете в трепете
а мы вертим её на хую

этой шнёй в невьебенных количествах
можешь дальше мозги засерать
пациентам лечебниц психических
а на нас даже время не трать

ты пиздуй если засрана тыква
от нормальных подальше чувих
к истеричкам с задержкою цикла
и еби сука в голову их

что ж ты машешь немытыми патлами
что же ты разеваешь ебло
даже срать нам с такими вот падлами
на гектаре одном западло

ПУТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Труден путь революционера.
Схлопотать назначено ему
пиздюлей от милиционера
и надолго загреметь в тюрьму.
Там, в холодном лагерном бараке,
или в мёрзлой камере ШИЗО
хуй теперь поешь ты козинаки,
хуй теперь послушаешь музон.

Ни тебе абсента, ни портвейна,
ни псилоцибиновых грибов,
лишь садюги медленно, но верно
из свободных делают рабов.
Кончились счастливые денёчки,
наступило время кровью срать.
Зубы выбиты, отбиты почки.
Отведёт глаза родная мать.

А когда откинешься на волю,
выйдешь нищ, и немощен, и слаб,
тут уж будет не до алкоголя,
не short term loans

до развлечений, не до баб.
Распрощайся с девушкой любимой.
И у дружбанов увянет взор.
Горло душит кашель нестерпимый
и на яйцах плесени узор.

Вот по всем по этим по причинам,
путь Героя выберя себе,
молодым writing an essay

решительным мужчинам
надо подготовиться к борьбе.
Ведь не вспыхнет жизнь твоя как факел,
выжигая мерзости дотла,
если всех блядей ты не отфакал,
и всего не вылакал бухла.

Потому, на бой себя настроив
и самоотверженную жизнь,
в окруженье будущих Героев
до зелёных чёртиков нажрись.
Чувствуешь в подъезде запах дури,
ангидрида, спермы, говнеца?
Шаг к сопротивленью диктатуре
делают отважные сердца.

Думаешь, в кустах лохи ебутся,
левого бухла приняв на lesbian videos

грудь?
Нет! Это солдаты Революции
начинают благородный путь.
В кабаках сиреневые морды,
пусть блевота капает с носов —
Присмотрись к ним, это же когорты
стойких, несгибаемых бойцов.

И пускай ты нынче клеем дышишь
или метадон вгоняешь в шприц,
завтра ты навеки имя впишешь
посреди Истории страниц.
Так что, если вдруг тебе взгрустнётся,
прошвырнись по барам, по дворам,
чувствуешь: отчизна iphone porn

не сдаётся!
Фюреру кирдык, но пасаран!

НА ДАННОМ ЭТАПЕ

я не могу любить тебя так как ты этого хочешь
на такую любовь у меня не хватит лавэ
может быть ты мне просто отсосёшь и подрочишь?
я стану ещё одним хуем, побывавшим в твоей голове

пускай всё это длится не очень-то долго
просто временный вариант, месяца на полтора
мне ведь тоже на хуй спеклась мокрощёлка,
которой давали в голову мусора

я animated porn

не насыплю тебе в пизду кокаин щепоткой
чтоб, когда задвину, у тебя расширялись зрачки
у меня хватает только, чтоб догоняться палёной водкой,
а тебе нужны обеспеченные мужички

ты насмотрелась реклам про курорты с отелями
про роскошные porn cartoon

яхты, про жратву в дорогих кабаках
а мне иногда нечего жрать целыми неделями
и больше штуки у.е. никогда не бывало в моих руках

ты хотела б, чтоб я был знаменит и богат,
чтоб black porn videos

катал тебя на огненно-красном феррари
чтоб смотрел снисходительно на блядство твоё и разврат
и только лавэ подгонял тебе регулярно, твари

я бы мог давно уже, если б хотел, послать тебя на
три весёлых, вали к своим богачам-ебанатикам,
только, если по-честному, на хуй ты им не нужна,
вот и тусишь со мною, революционным фанатиком

я бы мог перерезать твоё горло отточенным лезвием
за твою сучью жадность и твой паскудный пиздёж
я чел брезгливый, но мыслящий чётко и трезво,
на данном этапе лучше все равно не найдешь

< Prev   Next >

Полюбила девушка фашиста,
Знаю, сердце девичье – не камень.
…лучше б ты влюбилась в онаниста
с липкими, противными руками!

Лучше бы ментам или чекистам
ты дала свой номер телефона,
Бандюкам. Но только не фашистам —
С ними ты должна быть НЕПРЕКЛОННА!

Говорила ж мать: «Не верь мужчинам,
что повязку вяжут на рукав,
ведь у них на месте на причинном
выколота фраза из Майн Кампф!»

Только что тебе её советы,
если каждый вечер вновь и вновь
с громким стуком падают кастеты
из его приспущенных штанов.

Он лежит, сражён стрелой Амура,
Тихий сап струится изо рта,
Он почти всю ночь без перекура
дерзко штурмовал твои врата;

А теперь, сомлевший от истомы,
он заснул, с тобой переплетясь,
Снятся ему марши и погромы
и неограниченная власть.

Там, во сне, смертельный ветер дует.
Рвясь сквозь искорёженную сталь
он опять врата твои штурмует,
обретая истинный Грааль.

Ты лежишь со спермою на пузе,
тёмной страстью схваченная в плен,
Эрих Фромм, Адорно и Маркузе
смотрят укоризненно со стен.

Ты прости, девчушка, за банальность,
но, покуда спит любовник твой,
ты подумай, проведи анализ,
покумекай грешной головой.

Там, на кухне, нож лежит, заточен…
нет! тут, ближе, острый штопор есть.
Встань тихонько. Пусть сегодня ночью
совершится праведная месть.

Пододвинься. Слева, там, где сердце,
штопор приложи к груди живой,
За Хатынь, за Зою, за Освенцим
поверни по стрелке часовой!

Поздно! Луч заглядывает в спальню,
прогоняя ненадёжный сон.

«Эта ночь покруче, чем Хрустальная» –
говорит, потягиваясь, он.

Георгий КВАНТРИШВИЛИ *

История литературы, как, наверное, и история вообще, – дама прихотливая и избирательная. Одному удается войти в нее еще при жизни, а потом никакой метлой его из нее не выметешь: вроде и сделано было шиш да маленько, а имя в эту самую историю вросло, сплетясь с ней корнями и чем-то там еще. А вот зато другой ходит вокруг нее то вокруг, то около, а двери истории закрыты и открываться не собираются. Еще хитрее обстоит дело с теми, кто ушел рано и в лихолетье. Если остались у них дети и племянники, еще не всё потеряно: вырастут, вспомнят, издадут, не дадут затеряться. Другое дело, если детей нет или, например, дети боялись вспомнить об отце несколько дольше, чем им было отпущено лет в этой жизни. Тогда дело труба: волны смыкаются над головой ушедшего, никто его не помнит, а на выходе мы получаем кривую и одноногую историю этой самой литературы. И тогда остается только одна надежда – на то, что придет, например, кладоискатель-одиночка Георгий Квантришвили и сантиметр за сантиметром откопает то, что лежит под грудами земли. Сдует пыль. Сложит вместе разрозненные черепки. Удивится и удивит нас всех. Именно это он замечательно проделал и в публикующейся сегодня в нашей газете статье о писателе-самарце П. А. Лукашевиче (Левицком).
Имя героя статьи Г. Квантришвили осталось в истории самарской литературы главным образом благодаря некрологу, написанному Александром Неверовым, опубликовавшим его на страницах журнала «Понизовье». Почему Неверов этот некролог опубликовал – вопрос, требующий отдельного разговора. На мой взгляд, этот жест был не случайным: ищущий свое место под литературным солнцем Неверов совсем не собирался быть Иваном, родства не помнящим, и возводил таким образом это самое родство к поколению Лукашевича-Левицкого, сыграв свою значимую роль в том, как пишется история.
Сегодняшняя статья Георгия Квантришвили – начало возвращения забытого имени. Очень хочется верить в то, что это возвращение будет продолжено.

Михаил ПЕРЕПЕЛКИН

В. Каркарьян. Дом М. Д. Маштакова, в котором жил П. А. Лукашевич

[Spoiler (click to open)]
Пётр Аркадьевич ЛУКАШЕВИЧ, печатавшийся под псевдонимом Пётр Левицкий и под этим же псевдонимом выпустивший несколько книг, родился, жил и умер в Самаре. Были писатели, жившие, родившиеся или умершие в Самаре и до Петра Левицкого. Соединить все три повода именоваться самарским писателем впервые удалось именно ему.
За сто лет, прошедших со дня смерти Петра Левицкого – умер он от голода 27 июня 1921 года, – жизнь и творчество первого всецело самарского писателя еще никогда не становились предметом исследований. Самарские библиотеки и музеи не располагают ни одной из немногочисленных книг Левицкого.
Вступая в область неизведанного, приходится полагаться не только на документы – документов, относящихся к Петру Лукашевичу, в самарских архивах оказалось на удивление немало, – но и на умозрительные реконструкции биографических неясностей и темнот. Признательность за документальное оснащение исследования должна достаться ветерану самарской архивистики Андрею Германовичу Удинцеву. Урожай шишек за дерзость в интерпретации документов готов собрать автор этой статьи.
***
За год до рождения будущего писателя произошло два события, напрямую к нему относящихся. Население Самары, за дюжину лет до этого трансформировавшейся из уездного городка в губернский, перевалило за 34 000 горожан (для сравнения: население нынешней Самары больше в тридцать три с половиной раза). И в западных губерниях Российской империи вспыхнуло восстание. Инсургенты надеялись восстановить Речь Посполитую, польско-литовское государство, уже две трети столетия как разделенное и проглоченное соседями. В ходе подавления свыше 38 000 повстанцев и им сочувствующих было направлено в ссылку и на каторгу в отдаленные районы империи: Сибирь, Урал, Поволжье, Кавказ…
К слову, без этой депортации русская культура осталась бы без «Алых парусов» и «Ленинградской симфонии», созданных обрусевшими потомками ссыльных. Обеднела бы и культура нашего региона: она недосчиталась бы, скажем, замечательной писательницы Ирины Корженевской и многих других.
26 декабря 1863 года этап отправился из Вильно (нынешнего Вильнюса) в Самару. В самарском архиве сохранился документ «О высылке в Самарскую губернию для водворения на казенных землях шляхтича Ивана Лукашевича, однодворца Петра Козловского, шляхтичей Раймунда Мерхелевича и Егора Данилевича, однодворца Викентия Хенцинского, дворян Николая Гинтовта, Болеслава Шаблевича и Яна Гечевского и однодворца Адама Бересневича с семействами».
Едва ли не каждая из этих фамилий впоследствии отметится в российской культуре. Нас в данном случае интересует первая из них. Лукашевич Иван, сын Иосифа, росту 2 аршина 6½ вершков (около 170 см), волосы: на голове русые, на бровях, усах, бакенбардах, бороде светло-русые, холост и бездетен, несмотря на 45-летний возраст. Тем не менее, один член семьи его сопровождает. Вместе с сыном по собственной воле следует 80-летняя мать, «Лукашевичева» (здесь писец невольно предпочел польское правило написания фамилии русскому) Марианна, дочь Станислава, росту 2 аршина 5 вершков (ок. 165 см), лицо худощавое, с морщинами. Сыну и матери разрешено следовать без оков, смотрителем Виленского тюремного замка они обеспечены пищей до Пскова (около 400 км, следующие полторы тысячи километров до Самары, вероятно, питание за свой счет).
***
Теперь переходим к нашей умозрительной реконструкции событий прошлого. Как нам удалось установить, в год, когда Иван Иосифович с матерью Марианной Станиславовной были принудительно водворены в Самарской губернии, в городе Самаре родился младенец мужского пола Пётр. Отец – титулярный советник Аркадий Лукашевич, с сосланным Иваном совпадают отчество (Иосифович) и вероисповедание (римско-католическое). Это первый случай, когда Аркадий Лукашевич отмечен в документах самарского архива. Также известно, что старшая его дочь родилась не в Самаре, а сам он приписан к дворянству Витебской губернии.
Вывод, кажется, напрашивался сам собой: чиновник Аркадий Иосифович (в дальнейшем его отчество писцами будет русифицировано, он превратится в Осиповича) вряд ли принимал участие в восстании, но, узнав о несчастьях родни, перевелся поближе к ссыльным, чтобы оказывать им посильную помощь. Да так и остался в Самаре на отмеренные ему судьбой четверть века.
Увы, дальнейшие поиски и штудии разрушили эту уже сложившуюся гипотезу. Выяснилось, что Аркадий Иосифович фигурировал в «Списке чинам палат государственных имуществ и окружных управлений», изданном министерством государственных имуществ в феврале 1861 года в Санкт-Петербурге. Выпускник лесного института (1852), он был записан служащим Самарской палаты государственных имуществ в должности гражданского инженера (с 16 декабря 1858 г.) и чине губернского секретаря (с 11 ноября 1854 г.).
Связи отца писателя с нашей губернией оказались долговечнее, чем предполагалось. Может быть, в таком случае это Иван Иосифович с матерью выбирали место ссылки, зная, что там находится их родственник (это вообще было возможно)? В любом случае несомненно, что по отцовской линии наш герой унаследовал гонор польско-литовского шляхтича.
***
Но родовая линия матери для Среднего Поволжья смотрится, пожалуй, еще более экзотично. Мать будущего писателя была, судя по всему, дочерью бессарабского грека Анастасиоса Панаиотова, носила двойное имя Матильда Стамата (что ставило в затруднение чиновников, указывавших в документах то одну из частей имени, то другую, временами добавляя вторую с припиской «она же») и была младше мужа на шесть лет. Восприемниками рожденного 20 апреля и крещенного через 10 дней младенца Петра стали инженер-технолог Александр Петрович Виноградов и жена коллежского асессора Вера Николаевна Воронова, далее в нашем расследовании никак себя не проявившие.
Что еще можно узнать о том, что происходило в жизни Пети (или как там его называли родители – Пётрэк? Пётрусь? Пётрусек?) в начальную пору его жизни? Ему было два года, когда он потерял младшую сестренку Софью, умершую от оспы в полугодовалом возрасте. Можно предположить, что свое детство самарского барчука Пётр Аркадьевич описал на 120 страницах последней прижизненной художественной – были еще брошюры отчасти публицистического, отчасти научно-популярного характера – книги «Дальние зарницы. Повесть из детских лет» (Москва, 1916). Будем надеяться, рано или поздно книга или ее копия всё же появится в родном городе писателя.
***
Следующие годы оказались наиболее тревожными для всей семьи. Источником тревог стала старшая сестра Петра – Клеопатра. Родившаяся шестью годами ранее Петра в Бессарабии, она окончила Самарскую гимназию и в 1873 году отправилась в Петербург, став слушательницей женских курсов при Императорской медико-хирургической академии (ныне – Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова). Здесь 16-летняя Клеопатра, вместо того, чтобы стать врачом, стала… анархисткой. Анархический – советские историки упорно подменяют наименование на «народнический» – кружок сложился еще в Самаре годом ранее.

Стоит отметить, что один из его участников – сын священника и семинарист духовной семинарии Николай Петропавловский. Впоследствии он будет публиковаться под псевдонимом С. Каронин, проза Каронина станет эстетическим ориентиром для Петра Левицкого.

Судя по всему, с антигосударственнической доктриной Клеопатра познакомилась уже в Петербурге, в кружке оренбуржца Голоушева. Лишь несколько позже завязались отношения с единомышленниками из Самары, многие из которых (Н. К. Бух, П. Ф. Чернышев, П. В. Курдюмов, Н. М. Попов) по совпадению учатся как раз в той же медико-хирургической академии и, мало того, на тех же самых женских курсах (Н. А. Юргенсон, М. Г. Никольская и М. Г. Жукова). На каникулы Клеопатра возвращается революционеркой, убежденной в необходимости немедленного разрушения государства.
Для описания дальнейшего приведем развернутую цитату из «Воспоминаний» (1928) самарца Николая Константиновича Буха, который, в свою очередь, цитирует по памяти рассказ Владимира Алексеевича Осипова.
«Осипов рассказал нам о своей женитьбе. Шел он как-то по одной из самарских улиц. Шедшая ему навстречу девушка, совершенно неизвестная, остановила его.
– Ваша фамилия Осипов? – спросила она и, получив утвердительный ответ, продолжала: – А моя фамилия Лукашевич. Я студентка Высших Медицинских курсов. Я знаю, что вы принадлежите к местной революционной организации. […] Я решила покинуть курсы и стать народной учительницей. Но домашние, когда я объявила им об этом решении, перепугались, подозревая, что я принимаю участие в революционном движении. Они объявили меня под домашним арестом и грозят осуществить свои родительские права, если в этом встретится надобность, при содействии полиции и жандармов. Единственный выход из этого положения – фиктивный брак. Не поможете мне в этом?
Осипов согласился. При помощи кружка семинаристов брак был заключен. Отец Лукашевич пришел в бешенство и отчаяние, погибла его единственная дочь. Он поехал к губернатору, рассказал ему о своем горе и просил не выдавать дочери отдельного вида на жительство, признав ее брак фиктивным. Губернатор обещал свое содействие, и Лукашевич после краткого путешествия в народ со своим фиктивным мужем была схвачена и водворена под власть родителей».
Сюжет с «хождением в народ» фиктивных супругов Осиповых летом 1874 года детально описан историком Валентином Сергеевым в сборнике «Вятскому земству – 130 лет». Для «хождения в народ» была выбрана Вятская губерния. Крестьяне «пропагаторов», мягко говоря, не понимали. Образованную вестернизированную молодежь с земледельцами, обитавшими в почти первобытных условиях, разделяла, выражаясь сегодняшним языком, ментальная пропасть.
Важно отметить, что знакомый еще по Самаре врач Португалов обнаружил у Клеопатры Лукашевич признаки развивающегося душевного расстройства. Именно «благодаря» этому заболеванию она была сначала освобождена после ареста (ноябрь 1875 года), а впоследствии не привлекалась к суду по знаменитому «Процессу 193-х». Фиктивный же «муж» Клеопатры, как и треть его подельников, отделался малой кровью, в срок наказания им было зачтено предварительное заключение до суда.
О дальнейшем пишет всё тот же Николай Бух:
«После продолжительного тюремного заключения они естественно вдыхали с жадностью воздух сравнительной свободы. Из моих товарищей по самарскому кружку: Осипов уверял, что, оставаясь на легальной почве, можно, влияя на окружающих людей, принести гораздо больше пользы, чем при кратковременной нелегальной деятельности, когда революционеры гибнут, как мотыльки на огне. Он вернулся в Самару. Здесь его атаковал Лукашевич, отец его фиктивной жены. Четыре года тому назад Лукашевич-отец так ярко протестовал против этого брака, а теперь настоял, чтобы этот фиктивный брак перешёл в реальный. Года два прожили молодые супруги, у них был ребенок. Лукашевич-дочь настаивала, чтобы Осипов вернулся на революционный путь. Осипов упорствовал».
Произошедшее описано суконным газетным языком в № 82 «Самарской газеты» от 23 апреля 1887: «Самарская хроника. Самоубийство и детоубийство посредством угара. 21 апреля, утром, на Алексеевской улице, в доме Вержбицкого, была найдена мертвою с двумя малолетними детьми-сыновьями одна из квартиранток названного дома, г-жа Осипова. По осмотру квартиры оказался найденным на окне спальной комнаты покойных горшок с остывшими угольями, что дало возможность констатировать причину смерти от угара. По заявлению кухарки г-жи Осиповой, последняя с вечера сама внесла горшок с горячими угольями в спальню. Ранее этого Осипова уже давно страдала расстройством умственных способностей, так что есть основание полагать, что самоубийство и детоубийство совершено в припадке умопомешательства, тем более, что покойная оставила после себя записку, которая прямо указывает на ее ненормальность: в записке говорится, что г-жа Осипова отравлена лечившим ее врачом Х-ъ посредством прописанных ей, как больной, микстур».
Долг исследователя обязывает внести уточнения даже тогда, когда перехватывает горло. Из «двоих малолетних детей» сыном был лишь 7-летний Коля. Петр Лукашевич вписан в его восприемники, то есть был его крестным отцом. Вместе с сестрой и крестным сыном писателя погибла 9-летняя Катя. Ее крестным отцом был легендарный Егор Лазарев, прототип Набатова в романе Льва Толстого «Воскресение», в 1918-м министр просвещения самарского КОМУЧа, а с 1919 года – политэмигрант. Лазарев писал Клеопатре Лукашевич из ссылки 1884–1887 гг., обращаясь к ней «кума».
***
По стечению обстоятельств, самоубийство и детоубийство Клеопатра Лукашевич совершила… в день рождения своего младшего брата, которому исполнилось в этот день 23 года.
Два десятка лет спустя младший брат покончившей с собой Клеопатры Пётр Аркадьевич вступил в переписку с историком революционного движения (и бывшим участником «хождения в народ»). Его адресат (С. Ф. Ковалик) сформулировал отношение брата к сестре и ее поступку следующими словами: «Младший ее брат не только признает ее своим учителем, под влиянием которого сформировались его убеждения, но сохранил о ней самое высокое и светлое представление, как о недосягаемом для него идеале. Ужасное преступление, которым она закончила свою жизнь, умертвив вместе с собою двух своих детей, было совершено не из ненависти, а под влиянием самой чистой и высокой любви и свидетельствует не о злой воле, а о величии духа, видимого все время даже и в ненормальном состоянии».
Пётр Аркадьевич сохранил и передал для публикации записки сестры, одну из которых, финальную, стоит привести для завершения темы: «Как хорошо! Как я спокойна. Точно я не умираю, а готовлюсь куда-нибудь с детьми на прогулку, точно удовольствие им большое собираюсь доставить. Зажгла, заклеила дверь с спокойным, радостным чувством. Дети со мной, я забочусь об них. Никто не отнимет их у меня. Боже! Как я счастлива. Мама, я счастлива. Я никогда не была еще так счастлива! О! Не возвращайте нас к жизни, если возможно будет. Я счастлива. Дети что-то приятное грезят. Милые, вы со мной и счастливы. Прощайте… Простите. Не сокрушайтесь, я счастлива. Мне хорошо. Совесть спокойна».
Впрочем, еще до жутких событий 1887-го года Пётр доказал, что и впрямь «признает своим учителем» старшую сестру. Об этом свидетельствует дело, открытое в 1886 году, «О бывшем студенте Киевского университета Петре Лукашевиче». Бывшему студенту инкриминировалась 205-я статья «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных».
Речь шла «О бунте против Власти Верховной», несколько смягчаемом тем, что «злоумышление открыто правительством заблаговременно, так что ни покушений, ни смятений, ни иных вредных последствий не произошло». Вопреки жутким карам, сулимым законодательством (лишение всех прав состояния, каторга, Сибирь…), для Петра всё загадочно обошлось месячным одиночным заключением в Самарском тюремном замке. Может быть, разгадка в том, что папа Аркадий Осипович к этому времени уже статский советник и начальник отделения самарской казенной палаты.
Спустя всего пару лет экс-участник военно-революционного кружка – выражаясь современным языком, террорист – просит у самарского губернатора выдать ему свидетельство для поступления в Ярославский юридический лицей, мало того – затем держать экзамен на кандидата права. Самое, пожалуй, трогательное в прошении, приписка: «При сем представляю две гербовых марки 80 коп. достоинством».
***
Выдержав экзамен, юный кандидат права поступает на государственную службу в ту же контору, в которой трудился его отец, – губернское акцизное управление. Предприятие, с которого ему поручено взимать акцизы, – Богатовский сахарный завод. В его семейной жизни к этому времени тоже происходят изменения. Из Киева Пётр вернулся не только с уголовным обвинением в «бунте против Власти Верховной», но и с супругой. Со слов младшего сына, отец «женился на простой украинской крестьянке».
Документов, подтверждающих или опровергающих ее «простоту», не обнаружено. Но сын – речь о Вадиме Петровиче, продолжившем писательскую династию, – по информации Краткой литературной энциклопедии 1967 года, родился в крестьянской семье. Вступительная же статья к сборнику рассказов Вадима Лукашевича 1972 года ближе к реальности: «Семья была дворянская, интеллигентная…»
Есть суждение, что, выбирая невесту, сыновья ищут в ней черты матери. В случае Петра Лукашевича это суждение подтверждается. Сын Матильды Стаматы стал супругом женщины с именем… Синклитикия. Первенец Петра и Синклитикии, Евгений, появился в год трагедии с Клеопатрой, после которой не прошло и двух месяцев.
В будущем (для нас уже прошлом) Евгений Лукашевич – литературный критик и издательский работник, едва ли не первый исследователь самарской литературы. Забегая вперед, заметим: в семье П. А. Лукашевича будут рождаться исключительно мальчики – Николай (1890), Аркадий (1893), Константин (1895). Рождение ранее упомянутого младшего Вадима (1905) в самарском архиве не отражено. Неудивительно, ибо место рождения, по разным источникам, – не Самара, но либо Киев, либо Владимир.
В 1888-м патриарх семьи, Аркадий Осипович, скончался от воспаления легких. «Дворянин Витебской губернии, Статский Советник [1-я группа чиновников, высшая номенклатура, если сравнивать с армейскими званиями – между полковником и генерал-майором, обращение «ваше высокородие» – чтобы понимать, насколько высоко положение отца нашего героя], лет от рождения 57. Оставил жену: Стамату (она же Матильда) Анастасьевну, урожденную Панаитова 51 года [она проживет до 1905 года]; сына Петра 25 лет, – прихожанин Самарского Римско-католического костела».
Обратим внимание на возраст: единственному сыну не посчастливится его перешагнуть. Покинет мир Пётр Лукашевич в том же возрасте, что и отец, правда, не от воспаления легких, а от физического истощения. Тогда же и по той же причине умрет и его жена. Есть нечто символическое в том, что человек, о котором у нашего героя сохранилось «самое высокое и светлое представление, как о недосягаемом для него идеале», – убийца. Разумеется, «не из ненависти, а под влиянием самой чистой и высокой любви».
Вслед этому логично умереть самому, когда во имя мировой революции и счастья всех трудящихся в жутких муках издыхают миллионы, дети – в первую очередь. У выживших, судя по тщательно оберегаемым истуканам на площадях, ведь тоже останется «самое высокое и светлое представление» об убийцах.
Мы, по крайней мере, знаем точную дату смерти (вернее сказать, гибели) нашего героя. Для сыновей, старшего и младшего, продолживших писательскую династию, такой роскоши – знания даты, хотя бы года, да что там, десятилетия смерти – нам не дано. Для известных нам детей лишь случайно обнаруженный некролог от 4 октября 1962 ставит одного из них в исключительное положение: «Коллектив преподавателей и сотрудников Куйбышевского машиностроительного техникума с глубоким прискорбием извещает о смерти старейшего преподавателя Константина Петровича Лукашевича…»
***
Ко времени, когда документы самарского архива начинают терять нашего героя из вида, к середине 1890-х, Петр Аркадьевич – чиновник со скромным чином и малозначительной должностью. Такое впечатление, что его лишь терпят, памятуя о заслугах отца. Подойдя к рубежу, который сегодня ассоциируют с кризисом среднего возраста, особую гордость он вряд ли испытывает. Но именно теперь, к 36-летию, появится писатель Петр Левицкий. Две книги, изданные в один год (1900) в Москве, открывают новую биографию – биографию писателя. С этого момента речь должна идти не только о судьбе человека, но и о судьбе того, что он написал и напечатал.
Время для такой биографии пока не пришло. Ведь даже библиография произведений Петра Левицкого не составлена. Что, где и когда он напечатал? Информация о журналах, в которых он печатался, есть, допустим, в некрологе, написанном Александром Неверовым. Но Неверов, по сути, лишь перечислил несколько более-менее известных изданий, завершив список словами «и др.». Справедливо ли замечание Неверова: «Известен своими работами в области детской литературы»? Разумеется, да, но он же упоминает запрещенную цензурой повесть «В трудный год» (описание самарского голода в 1891 году). Немало ныне известных книг не было издано при жизни авторов.
Справедливость следующих неверовских слов мы должны принять без оговорок как свидетельство младшего коллеги: «Человек исключительной честности, чуткий, отзывчивый, т. Левицкий обласкал не одного начинающего писателя. К нему шли за советом и указаниями, и получали поддержку».

* Историк литературы, краевед, поэт.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)

Сейчас имя Виктор Багров в первую очередь ассоциируется с персонажем фильмов «Брат» и Брат-2», старшим братом национального супергероя. Для одного или нескольких поколений главной цитатой Виктора Багрова так и останется: «Одно слово – румын». Кинофантом прописался на жилплощади реально существовавшего человека. По кому ещё из поэтов так бесцеремонно проехался каток фортуны? Говорят, снаряд дважды в одно воронку не падает, но… уточнение запроса «поэт Виктор  Багров»  выведет  на  реально  существующего  поэта-современника. Разве что в фамилии современника ударение приходится на первый слог, что Гуглу, скажем честно, безразлично.
Несправедливо утверждать, будто поэта Виктора Багрова не пытались возвратить в литературу. Те, кто выжил, вспоминали Багрова чаще, чем кого бы то ни было. Стыдливо умалчивая о причинах смерти: «Рано, очень рань оборвалась его жизнь…» (В.Е. Козин), «трагическая его гибель» (П.П. Нефедов), «Случилось так, что поэт не успел поседеть со своим поколением…» (Л.А. Финк) и т.д. Не очень чётко определившись с возрастом (а как определиться, если даже день рождения неизвестен?): «на двадцать пятом году» (В.Е. Козин), «прожил всего двадцать пять лет» (П.П. Нефедов), «ушел из жизни, когда ему было всего лишь двадцать пять» (Л.А. Финк) и т.п. Посмертно его книги издавались четырежды, из них три раза в Куйбышеве. Первая (Стихи и поэмы, 1958) могла бы стать одним из намёков на провинциальную послесталинскую оттепель. Дополненному переизданию в 1969-м году суждено было этой оттепеле послужить уже одной из последних предсмертных судорог. В 78-м отдельной книгой вышла поэма «Емельян Пугачёв», Magnum Opus Багрова, оформленная выдающимся книжным графиком И.В. Дубровиным. Наиболее актуальная багровская книга на сегодня, поскольку московская «Ветровая страна» вышла четырьмя годами ранее. Итог: выросло поколение и растёт следующее, в глаза не видавшие книг Багрова (выведем за скобки букинистов и библиотекарей). Такого поэта для них нет. Почти полвека выброшено псу под хвост. Что не значит, что предыдущие годы угодили псу под что-то другое. В 1985-м году (семь лет как вышла четвёртая из книг) главный критик региона оценил ситуацию трезво: «Большинству современных читателей имя Виктора Багрова говорит очень мало. Даже волгари почти не знают его стихов и поэм». «И это обидно, особенно для нас, куйбышевцев» – сокрушался Лев Адольфович Финк. Автор сервильных предисловий, фактически, кастрировавших поэта, истолковывавших его стихи в предельно благонамеренном, чуть ли не лакейском по отношению к действующей власти, ключе.
Даже в 1985-м Л.А. Финк вставил в статью о Багрове перлы, вроде «многомиллионного крестьянства, ломая звериное сопротивления кулачества, встающего на социалистический путь».
К 90-летию поэта, в 2002-м, в губернии появилась литературная премия им. Виктора Багрова, вручавшася в финале ежегодных Багровских чтений в родном селе поэта. Сейчас, всего-то 18 лет спустя, суммировать информацию о лауреатах и гостях, о составах жюри и участников не по силам самому дотошному детективу. То ли строжайшая конспирация – изюминка этого мероприятия, то ли чтения с премией опостылели учредителям хуже горькой редьки и о них забыли ещё раньше, чем разлюбили. Дурная череда совпадений тем временем продолжилась…
Скончался крымский чиновник, выражавший глубокую поддержку всем попеременно сменявшим друг-друга властям. В промежутках между глубокими поддержками чиновник получал учёные степени, на обложках регулярно издаваемых книг проставляя свою фамилию (внимание!) – Багров. …Багровские чтения теперь проходят в Крыму. И ни малейшего отношения к теме нашего разговора не имели бы. Если бы не исполнили роль последнего кома земли, брошенного на крышку гроба.
Благие намерения сохранить Виктора Багрова в истории поэзии похоронены. Чинно расходимся, прижимая платки к опечаленным лицам. Не теряя самообладания, когда живой голос похороненного нами поэта звучит за спинами.
«Вакансия поэта», о которой писал Борис Пастернак, в Самаре оставалась незанятой. Поэты появлялись регулярно, ощущение исключительной роли кого-либо из них – вряд ли. Пожалуй, первый и, вероятно, единственный случай занятия «вакансии» был краток, окончился трагически. Созревание и гибель самарского «лучшего, талантливейшего» почти совпали с эфемерной историей Средневолжского края. Тогда вакансия «предлагалась» не только от лица горожанина, или, шире, самарянина, но и от пензяка, симбиряка, оренбуржца, мордовской автономии… От того, что сейчас можно отчасти отождествить с понятием Среднего Поволжья. Наделить это пространство (крупнее Австрии, Бельгии, Венгрии и Голландии, вместе взятых) смыслами, большими, чем просто география, задать вектор самоосознания и заразить вирусом самопознания – задача не для нерешительных и слабых.
Все мемуаристы, вспоминающие Виктора Багрова, не сговариваясь, первым делом вспоминают его физические щуплость и тщедушие. И личную скромность, даже застенчивость. Впрочем, эпоха ценила контрасты. Лично скромен, физически невысок был и Вождь и Основоположник, бросивший в топку паровоза Утопии человеческие миллионы на практике, а сотням миллионов уготовивший роль топлива теоретически.
Способность и талант «отразить и выразить» Среднее Поволжье оказалась вложена в неказистое тело младшего сына в большой крестьянской семье. Уже здесь начиналась не то, чтобы ложь, но, скажем так, полуправда.
Полуправдой, искажениями, умолчаниями пропитано почти всё, что мы знаем о Багрове. Начиная с фамилии. Стоит кратко изложить историю его семьи, отложившуюся в Государственном архиве Самарской области (дальнейшие примечания в скобках будут отсылать к фондам архива). Приступим издалека. Во времена монголо-татарского нашествия беглецы из Суздаля прятались в болотах на реке Тезе. Ими, по легенде, и было основано село, получившее название Холуй (ударение на первый слог!). Сельчане изначально добывали себе пропитание промыслом не крестьянским, но рыболовным и ремесленным. Со временем Холуй, вместе с близлежащими Палехом и Мстёрой, вырос в один из главнейших центров русской миниатюры. Эдакое логово иконописцев-профессионалов, традиции передаются от отца к сыну, отсюда по Руси в лучшие годы развозилось до двух миллионов иконок в год (!). Всё бы ничего, но время шло и с 1870-го года на российских базарах начали штамповаться фабричные иконки. Поначалу бумажные хромолитографии, клеенные на дерево. Кустарный бизнес кряхтел, но ещё держался.
С начала девяностых годов разорение стало нависло кошмаром над каждым иконописцем, появились иконки на жести. Эмалевые ризы, имитация драгоценных камней, сравнительно низкая себестоимость, возможности неограниченного тиража. Патентом монопольно владела фабрика Жако и Бонакера в Москве.
Завершим этот абзац цитатой: «именно Холуй, специализировавшийся на массовом производстве дешевой иконы, оказался в самом невыигрышном положении» (П.С. Дубровский, С.П. Дубровский, г.Шуя, статья «Социально-экономические особенности становления народных промыслов советского периода: Палех, Холуй и Мстера 20-30х гг. XX века»).
Самые ранние самарские документы, касающиеся предков поэта, выходцев из села Холуй, относятся к годам сгущающегося коммерческого кризиса. В четвёртый том посемейного списка мещан города Самары 1884-го года вписаны дед и бабка будущего поэта Багрова (ф. 153, оп.1, д.78): Григорий Алексеевич, 34 года и Пелагея Васильевна, 40 лет.
Здесь же отец поэта, Александр Григорьевич, тогде ещё 8-летний младенец. Других детей нет (пока?). Соотношение возрастов супругов заставляет подозревать мезальянс. Уж не «выдан» ли Григорий «в мужья» к почти уже старушке, по меркам того времени? В обмен на городской дом и, соответственно, мещанский статус? Не будем следовать далее за циничным поворотом нашей мысли. Перед нами, скорее всего, ошибка переписчика. Умерший через 17 лет Григорий Алексеевич в метрику о смерти (ф.32 оп.40 д.103) вписан 62-летним. Но вот точное написание настоящей фамилии поэта стоит утвердить окончательно – Бестемянников. В большинстве ныне доступных печатных и сетевых источников, включая персоналию Википедии, одна гласная в фамилии искажена – БестемЕнников. Об источнике этого искажения позже. По правилам дореволюционного правописания фамилия писалась, разумеется, чрез приставку «Без-» Безтемянников. На будущее: более ранние документы, касающиеся предков поэта по отцовской линии, очевидно, надо искать в архивах Владимирской, затем Ивановской, областей. Сохраняющаюся связь Бестемянниковых с родовым селом проверяется простейшим сетевым фактчекингом. На памятнике пожарным погибшим при исполнении служебного долга г. Иваново и Ивановской области – фамилия Г.М.Бестемянникова, начальника караула профессиональной пожарной части, трагически погибшего при тушении пожара в хозяйственных постройках одноэтажного деревянного дома в поселке Холуй. Эту же фамилию носил председатель Артели кисти, объединившей художников села в двадцатые годы.
Возвратимся к Бестемянниковым, обосновавшимся на Самарской луке. Следующий относящийся к ним документ фиксирует бракосочетание родителей будущего поэта 20 января 1893 года (ф.32 оп.35 д.348).
Александр Григорьев Безтемянников, 18-ти лет, 5-ти месяцев, по приписке крестьянин Холуйской слободы Владимирской губернии, вступил в брак с «села Екатериновки крестьянкой Марией Александровой Молиной, 18 лет». Показательны свидетели. Со стороные жениха два самарских мещанина, со стороны невесты мещане Алатыря и Сызрани. Дальнейшие документы – метрики на братьев и сестёр будущего поэта. Кратко перечислим без указания архивных шифров. Первой, в год бракосочетания родителей, 11 месяцев спустя после их свадьбы, 1 декабря, родилась Варвара. Далее: Евгений (11.02.1896 , смерть установлена по случайно обнаруженному газетному некрологу – 01.06.1938), Екатерина (18.11.1897 – ум. 11.09.1898), Николай (20.07.1899), Феодор (07.02.1902 – 02.08.1902), Александр (28.03.1904), Василий (12.04.1907 – ум.16.04.1908), Мария (14.07.1909), Феодор (02.04.1911 – ум. 24.06.1911).
Виктор был десятым и последним ребёнком, родившимся у матери. Марии Александровне в год его рождения было 37 лет. В воспреемники будущего поэта вписаны старшие из детей – сестра Варвара и брат Евгений, которым тогда исполнилось 19 и 16 лет соответственно. Относились ли позднее старшая сестра и старший брат к Виктору не только как к брату, но и как к крестному сыну? Дата рождения поэта до сих пор не фигурировала ни в одном из доступных источников, пришло время впервые её обнародовать – 14 (25) октября 1912 года (ф.32 оп.35 д.354 и ф.32 оп.40 д.100, ссылки на приходской и на консисторский экземпляры метрических книг).
О чём ещё рассказывают документы? Например, о детской смертности. Начиная со старшего брата каждый нечётный ребёнок умирал во младенчестве (будущий поэт оказался чётным). Причины смерти, вписанные в метрику, могут служить иллюстрацией зачаточного состояния медицины: от слабости, понос, от колик, от поноса.
По воспреемникам детей заметно, как социальный лифт поначалу тащил семью вверх. Глава семьи из крестьян переходит в мещане, в крестных отцах и матерях тоже крестьян вытесняют мещане губернской столицы, затем даже появляются почётный гражданин и купеческая жена. Резкий и пока необъяснимый, в период 1909-1911 гг. наступает крах.
Отец возвращается в крестьянское сословие (вынужден продать городской дом?), из мещанина города Самары превращается в крестьянина села Екатериновка. Крестными согласны стать лишь близкие родственники, и круг их очень быстро сжался до собственных детей. Благодаря семейному краху поэт в в графе «происхождение» сможет честно написать: крестьянское. Впрочем, это его не спасёт.
От человека, которого считали бесспорно лучшим, талантливейшим поэтом Средневолжского края, осталась единственная фотография.
Настолько плохого качества, что для книжных изданий портрет художник-график создавал заново, по мотивам. С подбородком он ошибся. Когда сестра Багрова умерла, соседи, давно ожидавшие освобождения комнаты, вынесли её вещи на мусорку. Те, кто убил брата, смертельно напугали её на всю оставшуюся жизнь. Что-либо рассказывать о Багрове, даже упоминать его имя – даже на это у неё не хватало душевных сил. Сотрудники самарского литмузея успели к мусорке раньше мусоровоза. Так стали доступны ещё несколько багровских фотографий. На единственной, где он в профиль, у него скошенный подбородок. Маленький настолько, что даже Хлебников рядом показался бы обладателем крупной нижней челюсти. На школьной фотографии Багров ещё и закусил уголок нижней губы. Видок это ему придало, честно говоря, глуповатый. В довершение всего, уголки воротничка на расстегнутой рубашке – один неестественно задран вверх, другой оттянут вниз. Я показал фотографию сыну-школьнику. «На ней есть поэт, о котором я сейчас пишу. Он закончил школу на пятёрки». Сын сразу указал на Багрова.
«Как ты догадался, что это он?» «Он не такой, как все».
О школе имени Льва Толстого, как раз того времени, когда там учился Багров, нашлась статья. Пишет будущий лауреат Сталинской премии (за сценарий фильма) Павел Нилин. Помещение и оборудование школы «может быть смело поставлено рядом с лучшими школами Советского Союза». Помещение знаменательно ещё и тем, что сюда же, но в пору, когда тут было Самарское училище, ходили учиться будущий академик Глеб Кржижановский, будущий писатель Алексей Толстой, будущий химик-нобелиат Николай Семёнов. В войну здесь разместили суворовское училище, из выпускников четырнадцать дослужились до генералов. Даже и само основание губернии когда-то было объявлено в этом же доме. Судя по степени руинированности здания, годик-полтора на то, чтобы прикрутить мемориальную доску к фасаду до того, как он рухнет, у общественности есть. Других самарских адресов Багрова пока не выявлено. Проект «Литературные адреса Самары» предлагает считать таковым адрес краевой библиотеки, в которой Багров брал книги по истории края. С таким же успехом можно предлагать считать литературным адресом Багрова здание вокзала: здесь он покупал билеты, ожидал прибытия поездов, сюда возвращался из поездок. А вот та информация, которую на постперестроечной волне предоставило ведомство, изъявшее когда-то Багрова из числа живых, требует тщательной сверки с реальностью. То ли всемогущее ведомство не сумело установить действительную фамилию Багрова, истинный его день рождения и сосчитать количество его братьев и сестёр, то ли, что вероятнее, намеренно запустило дезу, чтобы будущие исследователи не взяли верный след.
В ночь с февраля на март 1938-го года на Самарской луке стояли двадцатиградусные морозы. Днём потеплело, но несильно. Месяц обещался быть лютым. Так и вышло, подтаивать начнёт только в последних числах. Самую лютость природа прибергла к середине месяца. В ночь на пятнадцатое столбик термометра потянулся к минус двадцати, с первыми лучами солнца пополз вверх, но так и застыл лишь чуть выше пятнадцати. В НКВД Куйбышевской области на этот день был запланирован убой. Из камер выводили тех, кого сегодня будут убивать. Имён тех, кто будет их убивать, нам знать не положено. Обнародование имён убитых государство начнёт через восемнадцать лет и завершит через пятьдесят четыре. Всего три десятилетия назад родственники последних пятнадцати жертв смогут узнать, как и когда на самом деле окончились жизни их близких. Зайдя на сайт «Открытого списка» и установив в графе «место смерти» Куйбышев, а в графе «дата» 15.03.1938, проникнемся сочувствием и к убийцам. В этот мороз им предстоит убить пятьдесят жертв.
Мало того, ещё и скрыть следы захоронения. Настолько успешно, что оно неизвестно и поныне. Справедливости ради, государство всегда подсуживало этой команде.
Виктор Багров был осужден в последний день предыдущего года, так своеобразно его поздравили с Новым 1938-м Годом. Арестован за три недели до этого. Три недели активных следственных действий. И два с половиной месяца ожидания смерти. Сейчас уже можно с уверенностью утверждать, что заговор самарских писателей был. Цели и мотивы отражены в протоколах, разумеется, в грубо окарикатуренном виде.
Ну, извините, не Львы Толстые протоколы писали. Разрешение «физических методов воздействия», конечно, могло кого-то из следователей слишком довериться царице доказательств – признанию. Кого-то из подследственных могли, конечно, загрести под горячую руку. А потом методами следствия принудить наговорить на себя и других напраслину.
Но… я сейчас скажу чрезвычайно непопулярную вещь… В целом, мораль чекистов не диаметрально отличалась от морали тех, чьи дела они вели. Тех, кого, в случае установления вины, должны были покарать в соотвествии с законодательством. Они дети одного времени, представители одного психологического типа. Могли поменяться местами. Что иногда и происходило. Повторюсь, факт фронды очевиден даже из той десятитысячной доли информации, что утекла в свободный доступ.
Наказание за эту фронду из сегодняшнего дня кажется чрезмерным?
Нам ближе позиция жертвы, чем позиция палача? Я в этом не уверен.
Разве быть жертвой – «успешно»? Быть терпилой – круто? Победителей не судят. Даже если победители слегка погорячились или в чём-то ошиблись. В чём ошибся Виктор Багров? А вот в том, что «не как все».
Уверен, что у большинства его одноклассников по школьной фотографии всё сложилось хорошо. Женились. Нарожали детей. Уже и правнуки, наверное, есть. Вот мы и есть их правнуки. Потому что эти, с закушенной губой и кривобокими воротниками… потому что нам не хватило духа самим стать такими, чёрт подери! Потому что мы знаем, рано или поздно правнук посмотрит на тебя, и спросит: прадедушка, почему ты жив, а он нет? Почему не ты сдох? И с ненавистью увидим в собственных правнуках знакомые закушенную губу и кривобокий воротник.

Виктор БАГРОВ

Из главы VII. Пугачевцы в Самаре
поэмы «Емельян Пугачев»

Тужат леса по далекой грозе,
Волга лежит оловянной подковой.
Рубленый город стоит на косе,
Льдами двух рек, что железом, окован.

Степь под раскаты снега намела,
Солью посыпала черные пашни.
В заячьих шапках стоят купола,
Избы посадские, старые башни.

Рыбой, овчинами город пропах.
Меркнут кресты золотые в буране,
Мечутся псы на железных цепях,
На сто замков заперлись самаряне.

Город готовился к Рождеству,
Постно и медленно в колокол били,
Жирных свиней на задворках палили.
Слава обжорству и торжеству!
Город готовился к Рождеству.

Вьюгой гонима под кров кабаков,
Дует в ладони, хрипит с перепоя
Голь переметная – перекати-поле,
Да мастера по ночному разбою –
Соколы из жигулевских лесов.

В кружках кабацких – огни фонарей,
Поздние ночи да желтые зори,
Вольница снова рвалась с якорей
В горький запой, в разливанное море.

Только и ждали, чтоб нож за кушак,
Выплеснуть злобу в похмельном угаре.
Медным набатом гудело в ушах
Имя мужицкого государя.

<…>

А в магистрате ахи да охи…
Шли, отдуваясь, в широкую дверь
Волчий тулуп, чернобурые дохи,
Красным пожаром напуганный зверь, –

Вся городская мошна. Старожилы.
Сила казны на земле и воде.
Выжиги старые, тертые жилы,
Крепкий народ – борода к бороде.

Да вспоминали про славные годы,
Про недалекие те времена:
…В степи ордынские, в ясные воды
Крепость смотрела, крепка и грозна.

Дважды вставали с ногайских урочищ,
В молниях сабель, в багряной пыли,
Грозные тучи разгневанных полчищ,
Падали гривы до самой земли.

Бревна раскатов дрожали от воя,
Степь закипала под жарким конем, –
Выломать начисто, выжечь огнем
Башни, проткнувшие небо родное,
Жить-кочевать в нерушимом покое
Зверем несчитанным в поле родном.

Но отступали в степные туманы
Кровь отмывать с притупленных клинков,
И утвердились мечом самаряне
В крепости тесной на веки веков.

Баржи сплавляли на веслах и волоком,
Правили бранный бесхитростный труд.
Царь Михаил им пожаловал колокол,
Звонкий, как ветер, шестнадцати пуд.

Слышали б с дальних татарских ночлегов,
Что нерушима орда под Москвой,
В дни мятежа и кровавых набегов
Плакал бы колокол тот вестовой.

Но покорился степняк. Воеводы
Вывелись начисто. Город одрях.
И потекли захолустные годы
В праздниках пьяных, в грошовых торгах.

Вал осыпался. И колокол царский
Отдан соборному пономарю,
Пьяный трезвон разливается в пасхи,
Стонет постом, отбивает зарю.

…Так вспоминали про все понемногу,
Тут краснобай размахнулся – и хлоп.
Рано-де колокол отдали богу,
Жиром заплыли, забыли тревогу.
Посохом в пол загремел протопоп.

<…>

Думали долго, по старым заветам,
Прятали глаз, шевелили перстом.
– Што бы отец протопоп присоветовал –
Как их встречать? –
Над мудрейшим советом
Встал протопоп:
– Со крестом.

<…>

– Е-э-дут!
И выплыли легкие кони
Из перелеска далекого…
– Вдарь!
И, покрестясь, поплевав на ладони,
Медный язык раскачал пономарь.

И расплескал из братины пудовой
На перекрестки, на крылья полей
Тысячелетний, густой и медовый
Звон колокольный, браги пьяней.

Уж не весна ли раскинулась станом
В городе тесном? Цветов намела,
Расколыхала колокола.
Шубой малиновой, синим кафтаном,
Да полушалком букетовым, пьяным
Снежная улица вдруг расцвела.

И расступилась. Тогда из ограды
Вышли старшины торгового града,
Выплыли древние образа,
Солнце огнем запалило оклады,
Било в заплывшие жиром глаза.

И растекалось по бронзовым латам
Строгих икон. Колыхалась свеча
Пламенем бедным, сверкала парча,
И полыхал в кулаке волосатом
Крест золотой, наподобье меча.

Так потекли в городские ворота.
Два казака проскакали верхом.
Маршем прошла гарнизонная рота,
Выкинув знамя. А в толпах народа
Хмель подгулевый бродил ветерком.

Хмель, побратим золотого веселья,
К воле на пьяное шел новоселье,
Он сладкогласных не пел тропарей, –
Сердцем летел он к седым перелескам,
Он разгибал красовитым невесткам
Тонкие стрелы сурьмленых бровей.

Он сторонился толпы богомольной
Жадных купцов, что дрожат за карман.
Дрогнул народ, и под звон колокольный
В город со славой вступил атаман.

Мчатся по улице. Вот они – близко!
Шапкой докинешь. Идут на рысях
Бородачи из степного Яицка, –
Иней пушистый лежит на усах.
Дрогнула улица в радостных криках,
Дрогнуло желтое пламя свечи.
Вот они, страшные пугачи!
Вьются хорунги цветные на пиках;
Скачут татарские ухачи.

От вершников, от знамен с канителью
Веяло степью, огнем и метелью,
Холодом, кровью и дымом костров.
И поклонились до самых подков
Шапкам казачьим и конским подпругам
Под несмолкающий красный трезвон
Медное кружево древних хоругвей
И бахрома гарнизонных знамен.

И к полыхающим ризам парчовым,
К древкам, приклоненным к белой земле,
Конь подарённый самим Пугачевым,
Мчит атамана в киргизском седле.

Мчит, задыхается бешеным храпом
И, поскользнувшись, осел на лету.
Снег с бороды отряхая, Арапов
Шагом широким подходит к кресту.
По-тараканьи играя усами,
Хмуро столпились за ним степняки –
Шапки на лоб и в ножны побросали
Необагренные тесаки.

Понял татарин: не будет дувана.
Перемигнулись старшины: пора!
И положили к ногам атамана
Плаху саженного осетра.

И потекли дорогие подарки
Щедрой рукой от купецких щедрот:
Вина в бочатах, хрустальные чарки,
Гнезда медовых слезящихся сот.

Перемешались, поплыли знамена
К церкви. Во славу царя мужиков
Грянули «многая лета» с амвона,
Здравицы грянули у кабаков.

<…>

Пенная туча плыла из-за гор.
За непогодой, за кипенью снежной,
Крадучись, к Волге спешил майор,
Мчались драгуны на город мятежный.

Шли, увязая в снегу, егеря.
День занимался ненастно и долго.
В мутной дали погибала заря,
И расступились вокруг сокоря –
В логове белом раскинулась Волга.

Кончился, кончился длинный поход,
Город мерещится в мороке слитом.
Первые кони ступили на лед,
Пробуя наст осторожным копытом.

Трубы не пели, не бил барабан,
Грудью коня разрывая буран,
Муффель во мгле помаячил рукою.
– Эй, офицеры! Построить скорей!
Видите – вот он стоит на горе
Город разбойный, гнездо воровское.

Черною тучей команда плыла,
Только звенели в тиши удила,
Будто бы ветром задетые струны.
Конница выгнулась на два крыла:
Слева – казаки, справа – драгуны.

Стала лебяжьи постели вьюга,
Стлала постели, чтоб крепче уснули
Те, кого сабля уложит в снега,
В жарком бою убаюкает пуля.

Ветер трепал снеговые кудели,
Но за снегами, за ревом метели
Бухнули в городе колокола.
И, рассекая буран, налетели
Сабли, сверкавшие в диком веселье.
Кони неслись, закусив удила.
Колокол выл, и повстанцы ревели:
– Гей, казаченьки!
– Алла-бисмилла!

<…>

Сшиблись противники в яростном реве,
Вот опалила уже лезвие
Кровь, – и тогда, стервенея от крови,
Ринулись потные лошади в мыле,
Люди сошлись – и рубили, рубили,
Не различая уже ничего.

И разлились, раскатились по Волге
Пенные волны кровавой гульбы,
Лошади ржали и грызлись, как волки,
И обнимались, взлетев на дыбы.

Сзади кривые мужицкие косы
Тож на кровавые плыли покосы,
Город платками помахивал им.
И подломили врага пугачевцы,
Страшные диким бесстрашьем своим.

Дернулся Муффель, бледнея от злости,
Видя, что счастье дается врагу.
Он заревел:
– Порутшик фон Горстен!
Бросьте на грязную сволош драгун!

За поволокой сплошного бурана
Выловил зоркий зрачок атамана
Конную роту, что мчала в обход.
– Не распаляйтесь, ребятушки! Рано.
Передавайте приказ атамана:
Бросить врага, отступить до ворот.

Разгоряченные, неохотно
Всадники повернули к стене.
Снег окровавленный таял на потных
Спинах казаков, на крупах коней.

Мчался Арапов в прожженном кафтане,
Ражий детина отплевывал зуб.
Снег разметая, распластанный труп
Плыл у копыт на татарском аркане,
И волочила собака за чуб
Голову чью-то. В кипучем буране
Сабли сверкнули десятками лун, –
Выплыла свежая рота драгун.

Вот уже видны кричащие губы,
Кто-то потопан передним конем,
Взмах атаманской руки – и раструбы
Пушек мятежных рыгнули огнем.

Красные брызги картечного града!
Взвихрили снег под копытами ядра,
Шлепнул с разлету пудовый чугун
Первую лошадь по выгнутой шее.
И отлетел на четыре сажени
Отвоевавший навеки драгун.

Кони запрыгали в бешеном танце,
Часто стреляя, бегли егеря,
Но недоступно стояли повстанцы
Около вала под крышей огня.

Муффель скакал меж рассыпанных кучек,
Плащ развевая вороньим крылом,
– Што же замешкались? Што же, порутшик?
Рявкнул фон Горстен:
– Драгуны!
На слом!

В свисте мелькающих стрел и метели
Ринулись в бой голубые плащи.
И прорвались сквозь огонь, налетели,
Взвизнув, ударили в палаши.

Смяла повстанцев тяжелая рота,
Взвыли драгуны и на плечах
Сбитых противников мчали в ворота,
Гнали сквозь город, конями топча.

К полдню все кончилось.
Кровью закапав
Степи на многие версты вокруг,
С парою сот уцелевших Арапов
Скрылся в сугробах за пологом вьюг.
Путь оставался один – в Бузулук.

В городе гнали нагайками пленных,
Там еще слышался сабельный свист.
Сбитый прикладами в снег бургомистр
Слезно прощенья молил на коленях.
А через площадь драгунская свора
За голубую ограду собора
Взмахами сабель гнала горожан.
Прядью закрыв кровенеющий лоб,
Там в облаченье стоял протопоп,
Крест в кулаке волосатом дрожал.

Хмуро он слушал рыдающий плач,
Хмуро смотрел, как расставили возле
Для наказанья высокие козлы,
Кнут трехаршинный расправил палач
И замахнулся.
В холодном поту,
В злобе, в рубцах багровеющих,
страшных
Первый мятежник завязывал гашник
И подходил для присяги к кресту.

Опубликовано в Графит №18

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

 Сколько ни говори о самарской литературе, имени Георгия Квантришвили не минуешь. Литератор, стоявший у истоков ското- и трупофутуризма в Самаре, архивист, ежедневно отмечающий дни рождения забытых поэтов, краевед, знающий о городе почти все и участвующий в создании его мифологии. «МК в Самаре» поговорил с ним накануне презентации альманаха «Графит», в котором выйдет новое литературное разыскание Георгия.

 «Слово «поэт» звучит короче и возвышеннее»

– В эту субботу ты выступишь на презентации литературного альманаха «Графит». Что подготовил для читателей?

– В этом выпуске альманаха у меня просто сногсшибательный материал: венок сонетов, назван древним индоевропейским именем Волги «Ра». Автор, Александр Коненко, был забыт абсолютно в нашем регионе. По моим сведениям, это первый венок сонетов, тут написанный. Почти сто лет назад. Помимо архивной ценности, он еще сам по себе изумителен. Суббота, шесть вечера, областная библиотека.

– Твоего в альманахе нет?

– «Мое» в последнее время – это представление откопанных артефактов. Именно это можно считать «моим». Забирайте – будет и вашим тоже.

– То есть ты переквалифицировался из поэта в архивиста?

– Был поэт, стал литературовед. Лопни мои глаза: я с 2007 года ни одной стихотворной строчки не написал. Слово «поэт» звучит короче и возвышеннее, с биографии, как татуировка, не сводится. Но в литературных баталиях один литературовед стоит роты виршеплетов.

– На твоей страничке «В Контакте» ты выкладываешь информацию о малоизвестных поэтах и их творчестве – это дань уважения им?

– Я читаю с пяти лет, много и большей частью поэзию, бзик такой. Однажды решил классифицировать поэтов по дням их рождений. Свободных дней в году практически не осталось! Тогда и родился проект «Поэты рождаются каждый день». Неофициальное название – «Ни дня без рюмки». Краткое представление плюс 12 стихотворений ежедневно. Конечно, интереснее знакомить не с ВИП-персонами, их-то помянут без моей помощи. То, что «В Контакте», – это своего рода бета-версия проекта.

– Среди поэтов, чьи дни рождения ты отмечаешь, есть самарские?

– Есть затея сделать региональный вариант. Только поэты Жигулевской луки. Но это куда сложнее. Часто не день, а хотя бы год рождения установить, и то счастье. Не исключаю, что дни смерти придется тоже задействовать. Название проекта менять придется. Официальное.

Я как-то составил список авторов, имеющих отношение к нашему краю до 20-х годов XX века, насчитал больше сотни. Потом в Литературном музее попытался прочесть лекцию под названием «100 поэтов Самарской Луки за 100 минут». Подумал, что интересно было бы о каждом рассказать хотя бы за минуту. Попробовал – не получилось, не успел.

«Голова не нужна – отрежь ее»

– Объясним ли твой поворот от творчества к литературоведению социально-политически? Можно ли это трактовать как внутреннюю эмиграцию, уход из современного творчества в поэтическое прошлое?

– У Пастернака есть знаменитые строки про вакансию поэта, которая «опасна, если не пуста». У меня дети маленькие, их папашке опасностей желательно сторониться. Литературовед может где-то притормозить, выбрать тексты, втиснуться в допустимый диапазон и формат. А поэт, охваченный священным безумием, рвет рубаху до пупа.

– Ты занимаешься также историей, краеведением. Как думаешь, нужны ли современному и будущему поколениям знания о прошлом?

– Каждый должен сам решать. Не нужны тебе знания, не нужны мозги, голова не нужна – отрежь ее. Будет удобнее. Не мыть, не причесывать, в рот пищу не заталкивать. Шутка.

Любой человек не появляется из ниоткуда. У него были родители, он живет на какой-то земле. Хочет или нет, с прошлым он связан больше, чем сам об этом знает. Простой пример: родителей у нас двое, дедушек-бабушек четыре, прадедушек-прабабушек уже восемь, в десятом колене предков уже больше тысячи! Есть закон сохранения вещества. Берем грубо по шестьдесят килограммов веса на человека, шестьдесят тонн родного вещества у тебя под ногами, вокруг, внутри. А когда-то оно жило и дышало.

– Сейчас самарскую крепость (крепость начала XVIII века, найденная археологами в этом году – «МК») законсервируют. Но денег в бюджете на 2015 год на продолжение исследования и музеефикацию объекта не заложено. Это значит, что крепость останется в прежнем состоянии на неопределенное время.

– Если бы горожане горячо возжелали, был бы там и музей со стеклянным пирамидальным куполом, и очередь не меньше, чем в Мавзолей в советские времена.

Я прочел объявление об открытии упомянутой крепости для свободного посещения в паблике с двадцатью тысячами подписчиков. К назначенному времени созерцать крепость явились, за вычетом сотрудников различных СМИ, два человека: я и мой старший сын.

Сами же горожане не готовы к тому, чтобы жить в историческом городе. Чтобы город что-то представлял из себя в культурном отношении, нужна постоянная битва за культуру, ежедневная работа.

– Какая это может быть работа? Как привлечь горожан, заинтересовать их крепостью?

– Да какая угодно. Должно быть несколько ключевых исторических мифов, связанных с нашим регионом. Когда мы говорим об истории России, у нас сразу возникают ассоциации: Киевская Русь, татаро-монгольское нашествие, война с Наполеоном… И история региона должна вызывать какие-то мгновенные четкие ассоциации. Крепость же – военное сооружение, объясните горожанам: кто воевал, с кем, почему? Не углубляюсь в детали, но точно не меньше пяти осад ведь было.



«Мифы сами себя начнут актуализировать»

– Какие мифы могут быть актуальны в истории нашего города?

– Есть профессионалы-историки, свою работу они делают добросовестно. То, что не хватает регулярного присутствия результатов их работы в общественном пространстве, – это не их вина. Это наша беда. Справимся с этой бедой – мифы сами себя начнут актуализировать.

Есть темы, которые уже сейчас не испытывают дефицита общественного внимания: «запасная столица» в Великую Отечественную войну, столица освоения космоса…

Я историк по образованию, искатель по натуре. Мне интересны темы, пока находящиеся в тени. Например, российская колонизация края началась по историческим меркам совсем недавно, а люди здесь живут с каменного века. Что за люди, как они жили, обязаны мы им чем-то, или, наоборот, остались они в полной, никому и ничему не наследующей пустоте.

– Насколько верно выражен образ Засекина в памятнике? Нам его показали как завоевателя-миссионера с хоругвью, хотя, наверное, правильно его было бы изобразить как строителя.

– Хоругвь – символична и абсолютно вписывается в заданные обстоятельствами рамки.

Если бы эти рамки было дозволено расширить, я бы поставил Зубка, – это вполне официальное прозвище князя, – на фоне пяти виселиц. В год, когда князь возвел острог, пять местных атаманов были им захвачены в плен. Князь зазвал их на службу, сулил вознаграждение. В марте следующего года Засекин казнил всех пятерых. Среди них был атаман Матвей Мещеряк. Сподвижник Ермака. Он возглавил казаков в Сибири после его гибели. Должен был бы, по совести, рядом с Ермаком остаться в памяти народной национальным героем. А не болтаться в петле в самарском остроге. Засекин, конечно, был конкистадором, завоевателем.

– Но до того, как сюда пришел Засекин, здесь существовало свое цивилизованное общество?

– И не одно. Местный ландшафт позволял сосуществовать разным социумам. Тогдашние казаки – люди воды, обитатели рек бассейна Дона, Волги, Яика. Система переволок связывала их воедино. А на берегу было степное государство Ногайская орда и люди степи – ногайцы.

Засекин строил перевалочные пункты для кораблей, что ходили от Астрахани до Казани. Товары нужно было охранять, в первую очередь от людей воды. Плыли от острога к острогу под охраной. Остроги использовали и как плацдармы для карательных акций.

На протяжении более столетия Самара существовала как казарма и тюрьма. Работали в ней вахтовым методом, отработал – смену сдал. Как на какой-нибудь полярной станции в Антарктиде.

Правда, очень скоро рядом появилась Болдырская слобода. Болдыри – это метисы, полукровки. Рожденные, очевидно, походно-полевыми женами от стрельцов-вахтовиков. Они и стали, по сути, первыми коренными самарцами.

Интересно, что бытовая память самарцев из этих событий почти полутысячелетней давности удержала всего одно имя. Не Засекина, даже не Мещеряка. А Богдана Барбоши. Это вольный атаман, самый непримиримый. На службу не шел, посулами, как Мещеряк, не соблазнился, вторгавшихся колонизаторов громил.

«В мировую литературу Самара вошла на немецком языке»

– Тебе как литературному архивариусу и историку не хочется как-то литературно оформить эти мифы?

– Хочется. Но такое оформление во многом уже произвели наши предшественники. Знаете, когда Самара впервые попала в литературу? Уже через полвека после строительства острога. Здесь с посольством Адама Олеария проплывал один из крупнейших поэтов немецкого барокко Пауль Флеминг. В одном из его сонетов Самара как раз и появляется. В еще одном сонете Флеминг изложил миф, связанный с Царевым курганом. В мировую литературу Самара вошла на немецком языке.

– Какой самый древний поэт в нашем регионе тебе известен?

– Очевидно, что жил он тут еще до российской колонизации. И у волжских болгар, и в Золотой Орде, и у ногайцев существовала письменная литература. Чуть ли не самое масштабное и потрясающее из литературных произведений этого периода устное, а не книжное. Создал его безымянный автор.

Я имею в виду «Илиаду заволжской степи», эпос об Идиге, которого в русской историографии именуют Едигеем. Ногайское государство, где обитал автор-инкогнито, находилось в центре бывших золотоордынских владений, и варианты этого эпоса разошлись чуть ли не по всем тюркоязычным народам Евразии. Эпос стоит того, чтобы с ним ознакомиться. Тем более что его действие происходит в наших местах.

– Ответственность за создание мифологии и концептов несут и власть предержащие, которые в последнее время культивируют мифологию через скульптуры и памятники. Но их культурная память очень избирательна и причудлива, и в результате их деятельности рядом со Швейком соседствуют Деточкин и «Золотая рыбка». Что положительного, отрицательного ты видишь в этой деятельности?

– Я солидаризуюсь с мнением историка Глеба Алексушина: чем больше памятников будет в Самаре, тем лучше — и для граждан, и для сохранения исторической памяти, и для развития туризма. Есть скульптура, значит, вокруг нее возникает определенное смысловое пространство. Ну и хорошо.

Конечно, есть опасность идиотизации этих смысловых пространств, как случилось с чудовищно размноженным Лениным. Ныне каменные лысины нам уже не втюхиваются, их функции приобретают, к сожалению, куда более объемные сооружения.

Но я о другом… Есть такая память, забвение которой автоматически выталкивает за пределы цивилизации. Цена, которую наша область заплатила в Великую Оте-чественную войну, – чудовищна. Потери мобилизованных на войну жителей нашего региона количественно сопоставимы с потерями Италии, главного союзника гитлеровской Германии. Доля наших погибших солдат в сравнении с такими же потерями в СССР выше почти в два раза. Погиб каждый двенадцатый из жителей нашего региона. Забывать такое нельзя.

Но не эта трагедия прошлого века оказалась для нас страшнейшей. Имя страшнейшей – голод. Только первую волну голода, а гребень ее пришелся на 1921 год, не пережил каждый пятый житель губернии. Первыми умирали дети. Если есть нечего, нечего совсем, первым истощает запасы жизни детское тельце.

В наших семьях хранятся фотографии дедов, ушедших на фронт и не вернувшихся. От детей фотографий не осталось. Да и прямых потомков они не оставили. Но каким же запредельным цинизмом веет от слов «никто не забыт и ничто не забыто». Мы забыли исхудавшие детские трупики. Сотни. Тысячи. Десятки, сотни тысяч.

Нет в Самаре памятника этой трагедии, трагедии голода – можно считать, что ее и самой, Самары, нет. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Герань оказывает неплохой терапевтический эффект на больных ошибка
  • Геншин код ошибки 4204
  • Гепард 23 mtv protherm ошибка f29
  • Геншин код ошибки 4026
  • Геншин код ошибки 314302