Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний ошибка

а) Употребление
слова в несвойственном ему значении.

Костёр всё сильнее распалялся.

Распаляться – 1. нагреваться до очень
высокой температуры, раскалиться

2. (переносное значение) прийти в сильное
возбуждение.

Правильно: Костёр всё сильнее
разгорался.

Разгораться – начать сильно или хорошо,
ровно гореть.

Ошибка:
Благодаря пожару сгорел
большой участок леса.

В современном русском языке предлог
благодаря сохраняет смысловую связь
с глаголомблагодаритьи употребляется
обычно в случаях, когда говорится о
причинах, вызывающих желательный
результат: благодаря чьей-нибудь помощи,
поддержке.

Правильно: Из-за (в
результате
, вследствие)
пожара сгорел большой участок леса.

б)
Неправильное употребление конкретной
и отвлеченной лексики.

В
одном ряду (например, в качестве однородных
членов предложения) не должны употребляться
конкретные и абстрактные лексические
единицы.

Ошибка: Предлагаем полное
излечение алкоголиков
и другихзаболеваний.

В одном ряду употреблена конкретная
лексическая единица (алкоголик) и
отвлеченная (заболевание). Но если речь
идет о заболеваниях, то и в первом случае
лучше употребить слово с отвлеченным
значением – алкоголизм.

Правильно:Предлагаем полное
излечение от
алкоголизма и
других заболеваний.

в)
Неправильное употребление паронимов.

Паронимы – это близкие по
звучанию однокоренные слова с различным
лексическим значением:адресат (лицо,
которому адресовано отправление) –
адресант (лицо, посылающее отправление).
Паронимы не взаимозаменяются в речи,
так как это приводит к искажению смыла
высказывания.

Ошибка: Этот человек – полный
невежа в вопросах искусства.

Ошибка произошла вследствие смешения
паронимов: невежа – грубый,
невоспитанный человек
;невежданеобразованный,малосведущий
человек.

Правильно:Этот человек – полный
невежда в вопросах искусства.

Смешение паронимов приводит к появлению
следующих фраз: домик в разборном
виде, различать добро от зла, песок,
упитанный влагой.

2) Ошибки в лексической сочетаемости

Границы лексической сочетаемости
определяются семантикой (значением)
слов, их стилистической принадлежностью,
эмоциональной окраской и т.д.

Ошибка: Хороший руководитель
должен во всем
показывать образец
своим подчиненным
.

Правильно:Хороший руководитель
должен во всем
показывать пример
своим подчиненным
. (Хороший
руководитель должен во всем
быть
образцом для подражания
.)

Ошибка: Их сильная дружба
многими была замечена.

Правильно:Их крепкая дружба
многими была замечена.

Отличать от речевых ошибок следует
умышленное объединение несочетаемых
между собой слов: живойтруп,обыкновенноечудо. В этом случае
перед нами один из видов тропов –оксюморон.

3) Ошибки в использовании синонимов

а) Синонимы часто обладают различной
функционально-стилистической окраской,
что важно учитывать при их употреблении
в речи. Примером стилистических синонимов
могут служить слова спатьпочиватьдрыхнуть. Глаголспатьявляется
нейтральным в стилистическом отношении,
не содержит эмоциональной окраски.
Глаголпочиватьявляется устаревшим,
по сти­листической принадлежности
книжным (изредка употребляется в
разговорной ре­чи с шутливо-иронической
оценкой). Просторечным по своей
стилистической принадлежности выступает
глаголдрыхнуть, которому свойственна
эмоциональ­ная оценка неодобрения.
Употребление синонима без учета его
стилистической окраски может привести
к речевой ошибке.

б) При использовании синонимов необходимо
также учитывать способность каждого
из них сочетаться с другими словами.
Так, во многих случаях прилагательные
трудныйитяжелый, являясь
синонимами, могут быть использованы в
одном контексте (У него был трудный
день. – У него был
тяжелый
день.
) Однако порой использование
синонима невозможно в связи с ограничениями
в лексической сочетаемости (Ошибка:
Пришлось долго нести
трудный
рюкзак.
Правильно: Пришлось
долго нести
тяжелый рюкзак.)

Соседние файлы в папке Деловая риторика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

Лексические ошибки



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

  • Сейчас обучается 462 человека из 66 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лексические ошибки

  • 1. ЭвфемизмЭвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и...

    2 слайд

    1. Эвфемизм
    Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, которое используется для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

  • Примеры эвфемизмовРелигиозные   эвфемизмы
    Чтобы обойти табу на прямое упо...

    3 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Религиозные эвфемизмы
    Чтобы обойти табу на прямое употребление имени дьявола, раньше применяли такие эвфемизмы как шут, рогатый, лукавый, нечистый и др.
    Социальнозначимые эвфемизмы
    В документах, сообщениях средств массовой информации, часто используются эвфемизмы, изменяющие эмоциональную окраску сообщения. Например:
    негр (американский) → «афроамериканец»,
    инвалид → «лицо с ограниченными возможностями», тюрьма → «места лишения свободы» или «места не столь отдалённые».
    Аналогичное происхождение имеет термин «лицо кавказской национальности», применявшийся для обозначения лиц неопределённой этнической группы

  • Примеры эвфемизмовНазвания малопрестижных работ  тоже получают эвфемизмы: 
ку...

    4 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Названия малопрестижных работ тоже получают эвфемизмы:
    курьер → «экспедитор»,
    секретарь → «офис-менеджер», «ассистент»,
    уборщик помещений → «клининг-менеджер», «оператор профессиональной уборки»,
    охранник → «специалист по разрешению конфликтных ситуаций».
    Такое переименование, приводящее к большому числу должностей с названиями «менеджер», характеризует шутка: «дворник — менеджер по внешней экологии» , «грузчик — менеджер логистики».

  • Примеры эвфемизмовПрофессиональные эвфемизмы
    У людей, чьи профессии сопря...

    5 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Профессиональные эвфемизмы
    У людей, чьи профессии сопряжены с риском, существуют суеверные табу на некоторые слова. Например, лётчики, парашютисты, артисты цирка избегают употреблять слово «последний». Оно заменяется на «крайний» (или «ещё раз», непосредственно в цирке принято говорить «заключительный» или «на бис») — например, «крайний полёт».
    Также стараются избегать слова «смерть», заменяя его на «костлявая», «безносая», «эта, с косой».

  • 2. АнахронизмАнахронизм – нарушение хронологии при использовании слов, относя...

    6 слайд

    2. Анахронизм
    Анахронизм – нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к разным эпохам.

  • Найди  анахронизм1.   Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего с...

    7 слайд

    Найди анахронизм
    1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.

    2. Анна Керн – это девушка Пушкина.

  • Найди  анахронизм1.   Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего с...

    8 слайд

    Найди анахронизм
    1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.

    Слово митинг появилось значительно позднее, и его использование по отношению к средневековым крестьянам неуместно.

    2. Анна Керн – это девушка Пушкина.

  • 3. АлогизмАлогизм -
 (от греч. а- — не-, без- 
                  + logismos —...

    9 слайд

    3. Алогизм
    Алогизм —
    (от греч. а- — не-, без-
    + logismos — разум, рассуждение).

    — Нечто нелогичное, противоречащее логике.
    — Сопоставление несопоставимых понятий.

  • Пример  алогизмаОдним из представителей нравственных проблем является Солжени...

    10 слайд

    Пример алогизма
    Одним из представителей нравственных проблем является Солженицын.

    Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний (рекламное объявление)

  • 4.  Ошибки в употреблении синонимовСинонимы – слова, близкие по значению.
Куш...

    11 слайд

    4. Ошибки в употреблении синонимов
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Кушать, есть, трапезничать
    Супруга, жена
    При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.

  • Исправьте  ошибки!Вчера мне было печально.
Прибыл французский посол с женой....

    12 слайд

    Исправьте ошибки!
    Вчера мне было печально.
    Прибыл французский посол с женой.
    Ешьте, пожалуйста.

  • 5. Ошибки в употреблении паронимов. Паронимы – это однокоренные слова, близк...

    13 слайд

    5. Ошибки в употреблении паронимов.

    Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
    Например: адресат – адресант, советник – советчик;
    болотный – болотистый.

  • Пример: 
Человек ведет праздничную жизнь. 
У меня сегодня праздное настроение...

    14 слайд

    Пример:
    Человек ведет праздничную жизнь.
    У меня сегодня праздное настроение.
    Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное:
    праздничный — прилагательное от слова праздник (праздничный ужин, праздничное настроение) ;
    праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь) . Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

  • Одеть или надеть?Одной из самых распространённых в речи ошибок является путан...

    15 слайд

    Одеть или надеть?
    Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть.
    Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка).
    Именно поэтому некорректной будет фраза:
    Я одел пальто и вышел на улицу;
    правильно: Я надел пальто и вышел на улицу.

  • Запомните!Надеть (надевать) можно что-то на кого-то (или на что-то). Надела п...

    16 слайд

    Запомните!
    Надеть (надевать) можно что-то на кого-то (или на что-то). Надела платье на себя, галстук на любимого, новую панель на новый айфон.
    Если между глаголом и тем, что вы собираетесь куда-либо водрузить, натянуть, напялить, надвинуть, можно употребить (фактически или в воображении) предлог «на» — выбирайте «надеть». Надеть на ребенка куртку.
    Одеть (одевать) можно кого-либо во что-либо. Пока ребенок одевал кукол, я одела ребенка в гамаши.

  • Надеть – на кого? что? ( на себя  шляпу,)Одеть – кого?  во что?   (ребёнка)

    17 слайд

    Надеть – на кого? что? ( на себя шляпу,)
    Одеть – кого? во что? (ребёнка)

  • Упражнения

  • Упражнение 1. 
С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. 
Дикт...

    20 слайд

    Упражнение 1.
    С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.
    Диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

  • Упражнение 2. 
Употребите паронимы в сочетании с прилагатель-ными и существит...

    21 слайд

    Упражнение 2.
    Употребите паронимы в сочетании с прилагатель-ными и существительными, данными в скобках.
    1. Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);
    2. абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);
    3. дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);
    4. описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
    5. советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

  • 6. кожный – кожаный (портфель, заболевание); 
7. классный – классовый (характ...

    22 слайд

    6. кожный – кожаный (портфель, заболевание);
    7. классный – классовый (характер, руководитель, строй);
    8. удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция);
    9. расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система);
    10. экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);
    11. нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

  • Упражнение 3.
 Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках.
В...

    23 слайд

    Упражнение 3.
    Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках.

    В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов.
    Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
    (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания!
    На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
    В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.
    Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).

  • Упражнение 4. 
Дайте оценку употреблению выделенных слов.           В случае...

    24 слайд

    Упражнение 4.
    Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.
    1. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.
    2. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.
    3. Декада французской музыки продлится две недели.
    4. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.
    5. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
    6. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.

  • Упражнение 5
В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого...

    25 слайд

    Упражнение 5

    В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
    В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
    В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
    В стране идёт восстановление разрухи.
    Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.
    Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.

  • 6.  Ошибки в  употреблении омонимовОмонимы – это слова, которые звучат и пишу...

    26 слайд

    6. Ошибки в употреблении омонимов
    Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

    Ср.: брак – супружество и брак – испорченная продукция.

    Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

  • ПримерНапример, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусм...

    27 слайд

    Пример
    Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо).

  • Также  двусмысленной является фраза: 
   «Я экскурсии вожу», поскольку её мож...

    28 слайд

    Также двусмысленной является фраза:
    «Я экскурсии вожу», поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.

  • 7. Ошибки в употреблении многозначных слов. Многозначные слова – это слова, и...

    29 слайд

    7. Ошибки в употреблении многозначных слов.
    Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений.

    Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово.
    Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

  • ПримерНапример, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусм...

    30 слайд

    Пример
    Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель.

  • При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостато...

    31 слайд

    При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостаточность нередко вызывает неясность высказывания.

    Например: Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. Неуместный каламбур (можно прийти к заключению, что наша спортсменка отставала от соперницы в интеллектуальном развитии) возник вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова: следовало уточнить шахматный термин – развитие партии.

    Подобного рода двусмысленность нередко возникает в устной разговорной и публичной речи.
    Ср.: реплика покупателя у кассы в продуктовом магазине: Выбейте мне мозги;
    призыв политика в телепередаче: Пора ликвидировать нынешнее руководство отраслью.

    Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок.

  • упражнения

  • Упражнение 6.
 Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следу...

    33 слайд

    Упражнение 6.
    Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях.
    После тяжёлого приступа больной начал отходить.
    Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения.
    Врач обошёл седьмую палату.
    Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
    Сейчас судьи вынесут очки.
    Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов.
    Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации.
    За год учёбы мы потеряли шесть студентов.
    Кресла в зале обделаны красным бархатом.
    Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

  • Упражнение 7. 
Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исп...

    34 слайд

    Упражнение 7.
    Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.
    Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.
    Защита команды явно хромает.
    Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением.
    Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб.
    Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром.
    На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод.
    Билет годен только для помывки в бане одного лица.

  • На одного оператора падает 51 корова. 
 Окна так и остались бы незастеклённым...

    35 слайд

    На одного оператора падает 51 корова.
    Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке.
    Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
    Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
    Продаются крылья для «Москвича».
    Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы.
    Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

  • 8. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью словПри выборе слова следует...

    36 слайд

    8. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
    При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость.
    Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.
    Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

    А как правильно?

    не смыкать взгляда
    уютное впечатление
    встреча созвана
    повысить кругозор

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);

уютное впечатление (правиль...

    37 слайд

    не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);

    уютное впечатление (правильно:
    приятное впечатление; впечатление уюта);

    встреча созвана (правильно: встреча состоялась);

    повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

  • Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в...

    38 слайд

    Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

    Какую ошибку содержит фраза?
    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.

  • Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в...

    39 слайд

    Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

    Какую ошибку содержит фраза?
    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.

  • Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.  
   В ситуации застолья у нас трад...

    40 слайд

    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
    В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания:

    В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
    поднять бокал,
    произнести тост.

  • Запомните!Играет роль,
Имеет значение.Придать значение,
Оказать(уделить ) вни...

    41 слайд

    Запомните!
    Играет роль,
    Имеет значение.
    Придать значение,
    Оказать(уделить ) внимание.
    Расширить кругозор,
    Увеличить словарный запас
    Заплатить за проезд,
    Оплатить проезд

  • Запомните!Поднять уровень;
Улучшить качество.

    42 слайд

    Запомните!
    Поднять уровень;
    Улучшить качество.

  • Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близк...

    43 слайд

    Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов.

    Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

  • Упражнение 8.
 Объясните, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1...

    44 слайд

    Упражнение 8.
    Объясните, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

    1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи.

  • Упражнение 9.
Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической соче...

    45 слайд

    Упражнение 9.
    Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

    О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов.
    5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах.

  • 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан.                       10. Много не...

    46 слайд

    9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 13. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня.
    14. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 15. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 16. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 17. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

  • 9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмовФразеологизмы –  у...

    47 слайд

    9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
    Фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
    (Куры не клюют, сесть в галошу, довести до белого каленья.)
    Виды ошибок:
    Лексическое видоизменение фразеологизма, изменение грамматической формы фразеологизма, изменение порядка слов.
    Нельзя сказать «Это легче пареной репы».

  • Упражнение 10. 
Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. Фразеолог...

    48 слайд

    Упражнение 10.
    Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. Фразеологизмы подчеркните .
    1. Не за горой тот день, когда мы окончим школу;
    2. Он в таких делах съел собаку.
    3. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит.
    4. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу.
    5. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне.

  • http://www.licey.net/russian/culture/upr64Спасибо за внимание!www.licey.net/r...

    49 слайд

    http://www.licey.net/russian/culture/upr64
    Спасибо за внимание!
    www.licey.net/russian/culture/6_6

Краткое описание документа:

Презентация к уроку по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» (СПО)

по теме «Лексические ошибки».

В данной презентации рассматриваются виды лексических ошибок, встречающихся в устной или письменной речи. Также презентация содержит тренировочные упражнения на преодоление всех видов лексических ошибок.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 363 249 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.09.2017
  • 833
  • 0
  • 28.09.2017
  • 465
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.09.2017
  • 3358
  • 25
  • 28.09.2017
  • 2052
  • 8
  • 28.09.2017
  • 383
  • 0
  • 28.09.2017
  • 418
  • 0
  • 28.09.2017
  • 4732
  • 174
  • 28.09.2017
  • 8358
  • 133

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • тест
  • русский язык

Тест по русскому языку: сможете найти все ошибки?

Речь — наша визитная карточка, поэтому так важно грамотно общаться. В тесте вы встретите предложения с ошибками, допустив которые в высоком обществе, вы потеряете уважение. Попробуйте найти их все.

Big Cat

Big Cat

Категория

Тесты

Смотрите также

Популярные темы раздела

  • #Познавательное
  • #Интеллект
  • #СССР
  • #Эрудиция
  • #География
  • #Кино
  • #Литература
  • #История
  • #Психология
  • # советское кино
  • # русский язык
  • #Школа
  • #Музыка
  • #Математика
  • #Искусство

Рецензии и обзоры

Рецензии на самые популярные компьютерные игры и фильмы


Готовимся к ЕГЭ.

Лексические нормы.

Рабочий
лист.                                                                            
___________________________________________________

                                                                             
                                   (ФИ, класс)

Разминка.
Расставьте ударения в выделенных словах.

Ветряная оспа, ходатайствовать за
коллегу, памятуя о новорожденной, дали места в партере,
мытарства простолюдина, закупорить бутыль, ходить
на работу по средам, обеспечение тортами, осведомиться
о газопроводе
, звонит столяр, надоумить эксперта.

Типы речевых ошибок

Примеры

1.  Употребление слов в несвойственном им
значении.

Он упал навзничь (ничком) и ушиб колено

2. Плеоназм (употребление
в одном словосочетании близких по смыслу слов).

Необычный феномен, предчувствовать заранее,
главная суть.

3. Тавтология (употребление
в предложении или в непосредственной близости в тексте однокоренных слов).

Масло масляное, спросить вопрос, проливной
ливень, рассказчик рассказывает.

4. Нарушение лексической сочетаемости.

Пьеса играет большое значение (имеет значение,
играет роль
). Он выполнил подвиг (совершил подвиг).

5. Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений).

Не маленький – пора уж за свой ум браться (за
ум браться
).

6. Алогизм (нарушение
логической связи в тексте: пропуск смыслового звена, неверный выбор слова,
неверные, бездоказательные выводы)

Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря
хорошей погоде
).

Речь Катерины отличается от других героев (от
речи других героев
).

7. Смешение паронимов (близких по звучанию, но разных по смыслу слов).

Каменистые ступеньки (каменные),
эффективное появление на сцене (эффектное).

Задание 1. Определите тип ошибки, записав номер, соответствующий ей
в таблице, и запишите исправленное предложение.

1. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Он в таких делах съел собаку.
______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

3. Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.
_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________

4. У Базарова нет сообщников.
_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

5. Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
___________________________________

__________________________________________________________________________________________________

6. Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________

7. Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду.
___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

8. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
______________________________________

__________________________________________________________________________________________________

9. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

10. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
______________________________

__________________________________________________________________________________________________

11. Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

12. Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки.
________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку,
ИСКЛЮЧИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая
нормы современного русского литературного языка.

1. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть
эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала.
______________________________________________________________________________

2. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь
кораблю. ________________________

3. Я увлекаюсь лингвистикой, языкознанием, поэтому хочу поступать на
филфак. _____________________________

4. Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на
уроке литературы. ____________________

5. Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.
_____________________________________________

6. Лодки приближались всё ближе к берегу. ____________________________________________________________

7. Снова и опять всё повторялось: уговоры, обещания, слёзы.
______________________________________________

8. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
__________________________________________

9. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем
заводе. ______________________________

10. Летом погода стоит поистине летняя.
_______________________________________________________________

Задание 3. Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку,
ЗАМЕНИВ неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка.

1. Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно
тренироваться не один год. __________

2. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой
возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не
реагировал. ________________________________________________________

3. Не за горой тот день, когда мы окончим школу. _______________________________________________________

4. Воздух чист, солнце светит ярче, дышится свежо.
______________________________________________________

5. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой
кругозор. ________________________________

6. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой
лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот
будний день в поле внимания не было. _________________________________

7. Описывая приключения моряка на острове, автор, без сомнения,
импонирует своему герою. _________________

8. К нам пришли люди, удручённые опытом.
____________________________________________________________

9. Компьютерные игры порой могут решать целый ряд психологических
проблем: удовлетворять потребность человека в свободе, помогать ему оказать
впечатление на окружающих, хотя бы отчасти утолять присущую всем нам жажду
перемен. ________________________________________________________________________________

10. Одним из самых известных потомков современных кенгуру был вымерший
15 миллионов лет назад представитель доисторической фауны Земли, названный
учёными протокоптодонтом. ________________________

Задание 4. В некоторых из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТИВНОЙ окраской листьев.
___________________________________

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.
___________________________

3. ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ способность населения зависит от многих факторов.
___________________________________

4. На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.
______________________________

5. Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.
______________________________________

6. Экологи сохраняют БОЛОТНЫЕ участки местности, которые являются
ключевыми местами остановок перелётных птиц во время миграции.
____________________________________________________________________________

7. Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт
молодым актёрам и поэтому создал свой театр.
________________________________________________________________________________________

8. Древний город был окружён ЗЕМЛИСТЫМ   валом.
____________________________________________________

9. Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть
ГАРМОНИЧНОЙ. ____________________

10. Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в
безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.
_________________________________________________________________________________________

11. ХИЩНАЯ добыча минералов уже нанесла невосполнимый ущерб природе
небольшого африканского государства. _______________________________________________________________________________________

12. Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как
звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
____________________________________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гарантийный отпуск лексическая ошибка
  • Газон некст ошибка 0093
  • Газон некст код ошибки р0148
  • Гандлярок ошибка чтения ответа от сервера
  • Газон ошибка р3558