Если при камеральной проверке декларации нашли ошибку

Содержание страницы

  • Что такое камеральная проверка?
  • Порядок и сроки проведения камеральной проверки
  • Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
  • Оформление результатов камеральной проверки

Что такое камеральная проверка?

^К началу страницы

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

^К началу страницы

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В каких случаях направляется требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию?

Если в ходе камеральной проверки налоговый инспектор выявил ошибки, расхождения или несоответствие сведений, он направляет налогоплательщику требование представить пояснения и/или внести изменения в налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Порядок представления пояснений

Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Порядок внесения изменений в декларацию

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;
  • заявлены льготы;
  • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

^К началу страницы

Оформление результатов камеральной проверки

^К началу страницы

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.


Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

●     Правильно ли вы заполнили декларацию


●     Правильно ли поставили ставки налога


●     Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.


Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.


Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.


Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

●     простые арифметические ошибки;


●     несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;


●     нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;


●     предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;


●     занижение выручки;


●     завышение расходов;


●     отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Камеральная проверка уточненной декларации: что про нее нужно знать?

Если компания или коммерсант выявят недочеты в представленныx ранее декларациях или расчетах, то отчетность нужно скорректировать. Уточненную декларацию следует представить на том же бланке (в электронном формате), на котором нужно было составить первичную (п. 5 ст. 81 НК РФ). Направить ее в инспекцию можно теми же методами, что и первичную декларацию — в электронном виде или на бумаге.

Камеральную проверку скорректированной деклaрации проводят по аналогичным правилам, что и проверку первичной. Это означаeт, что налоговики в рамках проверки могут проверить «уточненку» в полном объеме, а не только скорректированные данные. В нашей статье мы расскажем о нюансах подачи уточненных форм во время камеральной проверки, а также за ее пределами.

Курс повышения квалификации
«Бухгалтер на ОСНО: налоговая и бухгалтерская отчетность»

Научим всему, что необходимо бухгалтеру знать для заполнения и сдачи отчетов общей системы. Вы отработаете заполнение деклараций, будете уверены в своих навыки и сдадите отчетность в налоговую без ошибок!

У вас будут самые актуальные знания по всем изменениям 2023 года. Курс с экспертной поддержкой и тестированием, скидка 65 % до 22 сентября, стоимость обучения 26000 9100 руб.

Успейте записаться по акции 

Уточненная декларация во время камеральной проверки

Если плательщик налога или взносов подает уточненные формы в период камерального контроля первичной отчетности, то фискалы не будут оформлять акт и выносить решение по ней, даже если нашли нарушения. Инспекторы сразу начнут проверять «уточненку».

Причем будут делать это в том же порядке, что и при проверке изначально представленной формы (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если «уточненку» признают непредставленной, то будет возобновлена камеральная проверка первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Срок сдачи скорректированной формы зависит от того, как налогоплательщик обнаружил огрехи в первоначальной декларации.

Если ошибки в отчетности выявила ИФНС и направила требование о подаче пояснений или уточненной декларации в рамках камеральной проверки, то сдать «уточненку» нужно в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего требования (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же компания обнаружила ошибку самостоятельно, то конкретных сроков для подачи исправленной декларации нет. Но в этом случае важно, привела ли ошибка к недоплате налога или нет. Так, в случае занижения налоговой базы необходимо в спешном порядке подать уточненную форму. Если срок подачи отчетной формы не истек, а инспекция не нашла ошибку в первичной форме, то представление «уточненки» позволит избежать штрафа за нарушение сроков уплаты налога. При этом важно перечислить в бюджет задолженность по налогу и пени.

Если недочеты в отчетности привели к переплате налога, то подать уточненный бланк можно в любое время. При этом вернуть или перечесть переплату можно, только если с даты уплаты налога прошло не более трех лет. До подачи заявления о возврате (зачете) нужно подать уточненную декларацию, в которой исправлена ошибка.

Если компания подаст «уточненку» к декларации на возмещение НДС в заявительном порядке, то придется вернуть возмещенный налог с процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).

Уточненная декларация после акта камеральной проверки

Подача исправленной отчетности после составления акта камеральной проверки первичной формы имеет ряд особенностей. Так, по мнению налоговиков, если налогоплательщик представляет «уточненку» после составления акта, но до формирования итогового решения по камеральной проверке, то п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяется.

Налоговики считают, что в этой ситуации нет оснований для прекращения рассмотрения материалов по первичной форме. Следовательно, ИФНС должна вынести решения по «камералке» (письмо ФНС РФ от 20.11.2015 ЕД-4-15/20327). Момент завершения «камералки», по результатам которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, следует определять по дате, отраженной в акте налоговой проверки.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2020 № Ф08-6880/2020 разъяснено, что подача исправленной формы после оформления акта камеральной проверки не дает оснований для завершения проверки первичной декларации. В этом случае «камералка» предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки.

Указанные доводы отражены в письмах ФНС РФ от 23.07.2012 № СА-4-7/12100, от 16.07.2013 АС-4-2/12705, а также согласуются с Определением ВАС РФ от 17.07.2013 № ВАС-8443/13, постановлениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф02-350/2018, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2019 № Ф07-4414/2019, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2017 № Ф07-12340/2017 и др.

При этом некоторые судьи считают, что в такой ситуации решение по итогам камеральной проверки является незаконным, поскольку вынесено с нарушением п. 9.1 ст. 88 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2011 № ВАС-247/11).

Так, Арбитражный суд Центрального округа указал, что под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.

Поскольку налогоплательщик подал уточненную декларацию до вынесения оспариваемого решения, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации и начать новую. У фискалов не имелось правовых оснований для вынесения такого решения без учета исправленной декларации (Постановление от 04.07.2017 Ф10-1884/2017). Сроки камеральной проверки уточненной декларации и проведения камеральной проверки указан в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Даты начала и завершения проверки указываются в акте (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Если до истечения срока камеральной проверки организация представит уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной формы завершается и начинается новая проверка на основе уточненной отчетности.

Если исправленная декларация признана непредставленной в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ, то ее проверка прекращается и возобновляются контрольные мероприятия в отношении ранее представленной декларации. В срок проверки первичной формы не включается срок проверки, прекращенной из-за признания декларации непредставленной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Завершение «камералки» означает прекращение всех действий инспекции в отношении первичной формы. Это следует из п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Сколько длится камеральная проверка скорректированной отчетности? При подаче «уточненки» до завершения контрольных мероприятий срок проверки начинается заново. ИФНС прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если ИФНС признает «уточненку» непредставленной, она возобновит проверку ранее направленной в ИФНС деклaрации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.

Обратите внимание: с 1 июля инспекции могут чаще назначать повторные выездные проверки. Новое основание в скорректированной декларации: увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.

Для иностранных организаций камеральную проверку могут проводить в течение 6 месяцев со дня отчётности. Это значит, что любая компания под прицелом налоговиков круглый год: все 4 квартала. Утешает только то, что компании имеют право не соглашаться с выводами инспекторов, оспаривать их. А ещё инспекторы порой допускают ошибки, что может в целом отменить доначисления или значительно снизить их.

Наш кейс

Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.

Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?

Инспектор ошибся — компания сэкономила

Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.

Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Бланк имеет структуру:

  • вводная часть;
  • факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
  • итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.

На что стоит обратить внимание в акте?

  • Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
  • Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
  • Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
  • Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
  • Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
  • Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.

Нарушений в ходе камеральной проверки не выявлено

В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.

Как оспорить акт камеральной проверки

Единой формы для возражений по акту камеральной проверки нет. Вы можете воспользоваться формой, рекомендованной в информации ФНС от 25.04.2018. Перечислите пункты акта, с которыми вы не согласны, приложите подтверждающие документы. Подать возражения на акт вы можете в течение месяца с того дня, как получили его (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения по акту подают на имя руководителя ИФНС либо письмом, либо по телеккомуникационным каналом связи.

После рассмотрения ваших возражений, руководитель инспекции или его заместитель выносят решение, в том числе, и о мерах дополнительного налогового контроля. Если такие меры потребовались, по результатам дополнительной проверки инспекторы обязаны оформить дополнение к акту камеральной проверки и вручить в течение 5 рабочих дней. Для возражений по дополнению у компании есть 15 рабочих дней.

ИФНС учитывает все материалы и выносит решение. Компания должна быть извещена об окончательном решении в течение 5 дней, но в силу оно вступает через месяц. Если не оплатить доначисленные по решению налоги, через 20 рабочих дней инспекторы выставят требование. Если и после этого оплата в бюджет не поступает, то через два месяца ИФНС вынесет решение о взыскании налога.

Сроки по взысканию долга и оспариванию решения

5 месяцев спустя

В случае нашего клиента, ИФНС нарушила порядок оповещения организации о результатах проведения камеральной проверки. С момента выставления Акта налоговой проверки от 21.06.2019 до формирования Извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.12.2019, которые были получены через ТКС 09.12.2019, прошло более 5 месяцев. Требований о представлении пояснений за этот период не поступало, что является нарушением законодательства. Отправив возражение в ИФНС, нам удалось добиться отмены акта правонарушения и избежать штрафа в 15 000 руб. для клиента.

Вывод

Если факты и выводы, изложенные в акте проверки, не совпадают с действительностью, подайте в инспекцию письменное возражение

Попытайтесь снизить ответственность по акту проверки, если инспекторы допустили ошибки в акте или нарушили порядок оповещения компании

Skip to content

Как узнать какие нарушения выявлены в ходе камеральной проверки

Как узнать какие нарушения выявлены в ходе камеральной проверки

Выявлены нарушения при камеральной проверке при подаче декларации 3-НДФЛ на налоговый вычет. Что значит данный статус КНП и что делать в такой ситуации?

Согласитесь, обидно ждать решение о проверке налоговой декларации 3 месяца, а затем получить подобное сообщение. Давайте разберем, что может быть причиной подобного статуса 3-НДФЛ, что нужно предпринять в данной ситуации и когда же можно будет получить такие долгожданные вычеты.

Оглавление статьи

  • 1 В ходе камеральной проверки выявлены нарушения
  • 2 Причины нарушений в статусе КНП
  • 3 Порядок действий ИФНС
  • 4 Как можно ускорить процесс проверки декларации
  • 5 Используем личный кабинет налогоплательщика
  • 6 Подводим итоги

В ходе камеральной проверки выявлены нарушения

В статусе камеральной налоговой проверки декларации 3-НДФЛ появилась фраза «выявлены нарушения». Это приговор? Или можно что-то предпринять?
Что же остается делать налогоплательщику, которому сообщен такой неутешительный диагноз?

Выявлены нарушения при камеральной проверке

Главный совет всем, кто попал в такую ситуацию: не паниковать и… запастись терпением, так как процесс дальнейшего общения с налоговой инспекцией займет некоторое дополнительное время. Увы… срок, отведенный на проверку 3 месяца + 1 месяц на перевод денег на счет, скорее всего, будет увеличен.

В этой статье для начала мы рассмотрим теорию: возможные причины и следствия такого решения ИФНС. А далее уже пошагово сделаем практические действия в возникшей ситуации.

Причины нарушений в статусе КНП

Декларация 3-НДФЛ была сдана в срок, приложены все необходимые документы. Прошло 3 месяца, которые отведены на проверку налоговой декларации. И тут в сведениях о ходе проведения камеральных налоговых проверок и решениях на возврат появляется ошибочный статус.

Каковы же могут причины нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки:

  1. Ошибки при заполнении декларации: неверно указаны цифры, коды организаций, не корректно применены налоговые вычеты. Не указаны все источники доходов. Например, была продана квартира или автомобиль, а в декларации данная сделка не отражена.
  2. Возможно, был неправильно сформирован пакет документов, который нужно было отправить в ИФНС вместе с декларацией для подтверждения полученных доходов и расходов. Не добавили необходимые документы, качество фотографий или сканов было низкое, и инспектор не может прочитать в них информацию.
  3. Технический сбой при отправке декларации и документов. Личный кабинет налогоплательщика постоянно находится в стадии доработки и улучшения его функционирования, поэтому часто возможны «глюки» и некорректная его работа.
    Например, Вы со своей стороны можете отправить все необходимые документы в налоговую инспекцию, а вот инспектор их просто не увидит у себя.
  4. Человеческий фактор. Налоговый инспектор — это тоже человек с огромной загрузкой и невысокой зарплатой, поэтому он может просто не успевать в срок проверить декларацию. А так как при подаче через личный кабинет все сроки строго должны соблюдаться, то бывает проще и быстрее указать статус «Выявлены нарушения». Это дает законную возможность немного удлинить время проверки.
  5. Ну и, возможно, сам личный кабинет автоматически «рисует» статус КНП «Выявлены нарушения» через 3 месяца в том случае, если инспектор накануне окончания срока не изменит его вручную. Но это лишь предположение, т.к. ошибка в последнее время очень частая, а алгоритмы работы ЛК не рассекречиваются.

Как узнать какие нарушения выявлены в ходе камеральной проверки

Порядок действий ИФНС

Что должно происходить дальше, когда вынесен приговор от налоговой инспекции «Выявлены нарушения»? Открываем пояснения по данному вопросу на сайте налоговой инспекции nalog.ru

Выявлены нарушения при камеральной проверке: что делать дальше

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

Далее на этом сайте налоговой можно изучить порядок и сроки дальнейших действий:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • далее этот акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • после этого налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • ну и в конце в течение 10 рабочих дней будет проведена дополнительная проверка на основе вновь полученных данных и вынесено уже окончательное решение.

Выявлены нарушения при КНП: порядок действий ИФНС

Как это всё происходит на практике?

В соответствии со статьей 102 Налогового Кодекса РФ сведения о нарушениях, выявленных в ходе камеральной проверки, являются налоговой тайной, поэтому инспектор не имеет права предоставлять их ни по телефону, ни на форумах, ни в других источниках.

Правда, иногда инспектора сами звонят по указанному в декларации 3-НДФЛ контактному телефону и сообщают что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. Это самый быстрый и оптимальный вариант решения данного вопроса. Однако, такое развитие событий бывает нечасто, к тому же это не совсем законно.

Также сложно заставить инспектора рассказать о проблемах в вашей декларации, если вдруг вам удалось дозвониться до своей налоговой.

Поэтому требование о представлении пояснений на официальном бланке направляется в печатном виде по почте, по адресу регистрации налогоплательщика. И, увы, только так. В настоящий момент направление данного документа по инициативе инспектора через личный кабинет налогоплательщика не реализовано.

Как можно ускорить процесс проверки декларации

Что же делать, если письма не приходят, если вы не проживаете по месту прописки, есть ли возможность как-то ускорить данный процесс? Кроме личного посещения налоговой инспекции.

Самый простой и относительно быстрый вариант — это написать письмо в инспекцию через личный кабинет с просьбой предоставить акт требования камеральной налоговой проверки в электронном виде. Инспектор может его направить в личный кабинет (ЛК), только если сам налогоплательщик будет инициатором данного запроса.

Любое письмо, отправленное в ИФНС через ЛК, рассматривается 30 дней, после чего вы сможете получить запрошенный документ-требование в электронном виде с подробным описанием вашей ситуации и о том, что необходимо сделать.

Если выявлены нарушения при камеральной проверке, пишем письмо в ФНС через личный кабинет

Если же в течение месяца ожидания электронного ответа от ФНС вы получите бумажный вариант требования, пришедший по почте, то в этом случае можно будет уже на основании данного письма отправить новые корректирующие декларации или же недостающие документы.

Важно понимать, что отправка любой корректирующей декларации «запускает» новый срок камеральной проверки, равный 3 месяцам.

Поэтому лучше всего все недостающие документы отправлять именно отдельным письмом в ЛК налогоплательщика. Так они будут быстрее рассматриваться в инспекции: за 1 месяц.

Используем личный кабинет налогоплательщика

А теперь на практике посмотрим, как и где составляется письмо в ИФНС, а также варианты ответов от налоговиков.

Переходим в личный кабинет налогоплательщика. С главной страницы можно войти на вкладку «Сообщения».

Личный кабинет налогоплательщика, раздел Сообщения

Выбираем «Сведения о ходе камеральной налоговой проверке декларации». Кликаем по нему мышкой, чтобы попасть внутрь.

Сведения о ходе камеральной налоговой проверке декларации в личном кабинете налогоплательщика

И здесь мы видим неутешительный статус: выявлены нарушения, по которому указана дата ровно 3 месяца после начала проверки.

Статус КНП - Выявлены нарушения в личном кабинете налогоплательщика

Часто пользователей ЛК смущают фразы внизу о результатах камеральной налоговой проверки декларации о том, что подтверждена сумма вычета, заявленная налогоплательщиком, не в полном объеме или же она будет заявлена в полном объёме… На самом деле, это не имеет никакого отношения к принятому решению. Откуда берётся данная информация — покрыто тайной, так как алгоритмы личного кабинета — это магия.

Если в личном кабинете в сведениях о камеральной проверке появился статус «Выявлены нарушения», нет смысла долго ждать. С этого момента, как мы выше изучили в теории, инспектор в течение 10 рабочих дней начинает писать подробный акт и отправлять его по почте. После чего, в течение еще одной недели вам это письмо должны вручить. То есть как минимум пройдёт три недели.

Личный кабинет налогоплательщика, раздел Жизненные ситуации

Поэтому приступаем к активным действиям и переходим на вкладку Жизненные ситуации -> Прочие ситуации -> Нет подходящей жизненной ситуации.

Личный кабинет налогоплательщика, письмо в налоговую инспекцию

И сами пишем письмо в Налоговую инспекцию с просьбой предоставить акт-требование камеральной проверки.

Выбираем в письме категорию обращения «Камеральная налоговая проверка», такую же тему и пишем обращение в свободной форме.

Обращение в ИФНС при статусе КНП Выявлены нарушения в личном кабинете налогоплательщика

Нажимаем кнопку Далее. Сформировано заявление, и в течение 30 дней ответ на него придет в личный кабинет.

Заявление в свободной форме в ИФНС отправлено в личном кабинете налогоплательщика

Отправляем. Далее статус нашего письма можно отслеживать в разделе «Сообщения». Через 3-4 недели мы увидим, что пришел ответ из ФНС. Чтобы его посмотреть, заходим «внутрь» нашего письма, кликнув на него мышкой. Вот, например, пришёл ответ по заявлению через 20 дней. Это на 10 дней раньше, чем положенный по закону срок.

Получен ответ на заявление в личном кабинете налогоплательщика

Теперь в личном кабинете можно посмотреть ответ от инспектора. Есть возможность скачать его к себе на компьютер или телефон. Обычно, в ответном письме из ИФНС находятся 3 «ответа», точнее, ссылки на файлы с ответами. Это не значит, что письма написали несколько человек или же один инспектор сочинил 3 разных ответа. Здесь предоставляется возможность скачать ответное послание, адаптированное под разные форматы, чтобы его можно было прочитать на различных устройствах. В большинстве случаев, для ознакомления подходит «Ответ 1», который представлен в файле формата pdf.

Как посмотреть ответ на письмо из ФНС в личном кабинете налогоплательщика

Иногда ответов может быть и больше. Это бывает в том случае, если прилагаются разные дополнительные документы: требования, акты, извещения и прочее.

Например, в данном ответе на официальном бланке предоставлен текст с требованиями камеральной налоговой проверки за 2 года с приложениями на двух листах, то есть на каждый год идёт расшифровка требований, чего не хватило инспектору.

Пример требования камеральной налоговой проверки

Для примера, вот так выглядит само требование (фрагмент).

Пример письма-требования камеральной налоговой проверки от налоговой инспекции

Здесь инспектор требует оригинал справки об оплате медицинских услуг и также перечисляет документы, которые необходимо предоставить в Налоговую инспекцию для подтверждения, в данном случае, социального вычета на лечение. Причём все эти документы были отправлены в Налоговую инспекцию вместе с декларацией в электронном виде, Но, как это бывает, к сожалению инспектор у себя этих документов не видит, то есть видимо при отправке произошёл какой-либо сбой в личном кабинете налогоплательщика, и эти файлы где потерялись по дороге.

Поэтому в данном случае в новом письме можно отправить в Налоговую инспекцию эти документы повторно: не отправлять новую корректирующую декларацию, срок проверки который будет длиться ещё 3 месяца, а просто в отдельном письме отправить недостающие документы, сославшись на данное требование.

Еще в этом требовании настораживает, что инспектор ФНС хочет получить именно оригинал справки по лечению, а не ее электронную копию. Видимо, работники в этой инспекции еще незнакомы с письмами Минфина, которые позволяют использовать справку об оплате медицинских услуг в электронном формате, если декларация подается через ЛК, а не в бумажном виде.

Что ж, на данное требование нужно будет не только написать ответ и вновь приложить все файлы, но также привести ссылки на разъясняющие письма Минфина, чтобы повысить уровень грамотности налоговых инспекторов и быстрее вернуть свои законные деньги.

Вот пример другого требования, уже из другой налоговой инспекции по другому вопросу. Здесь также в статусе было указано, что выявлены ошибки. А вот в ответе налоговая инспекция сообщает, что по результатам камеральной проверки все заявленные суммы были подтверждены, то есть ошибок, оказывается, нет! И просят для перечисления денежных средств предоставить реквизиты расчётного счёта.

Пример требования камеральной налоговой проверки от ИФНС

Опять же, стоит заметить, что все заявления с указанием реквизитов были отправлены вместе с декларациями, но по каким-то причинам налоговая инспекция у себя этих данных не видит или не заметила, или не успела заметить, или не захотела… вариантов может быть много, почему этого не произошло. Причина, по которой налоговая инспекция их не видит, неизвестна.

Здесь уже есть подозрение, что инспектор просто не успел в срок проверить декларацию, поэтому поставил статус «Выявлено нарушение» и далее, когда он уже составлял акт проверки, который положено сделать течение 10 дней, ему пришлось-таки посмотреть декларацию, и он подтвердил все суммы. Но нужна была какая-то причина, чтобы оправдать нарушение. Поэтому в данном случае он придумал, что необходимо повторно отправить реквизиты счета, несмотря на то, что они были ранее предоставлены. Что еще остается делать? Отправить снова заявление с указанием реквизитов счета, то есть сделать всё, как хочет инспектор. К сожалению, это продлевает время проверки, но тут уже приходится играть по этим правилам.

Подводим итоги

В данной статье мы с вами рассмотрели самые главные причины тех ситуаций, когда в личном кабинете налогоплательщика появляется статус «Выявлены нарушения» при камеральной проверке на налоговый вычет, узнали, как можно узнать, почему инспектор поставил подобное заключение в ходе КНП. Ну и самое главное, рассмотрели возможные пути решения данной проблемы.

Для закрепления материала предлагаю посмотреть еще данное видео.

Если вам не хочется самостоятельно решать возникшие проблемы с ФНС и проверкой декларации, а также если нужна личная консультация или помощь в оформлении декларации 3-НДФЛ и в отправке документов через ЛК, оставляйте заявку на индивидуальную работу. Помогу решить все налоговые задачки быстро и с удовольствием!

А с какими проблемами и причинами отказов при проверке декларации 3-НДФЛ вам пришлось столкнуться? Какие шаги делали, чтобы получить налоговые вычеты и победно завершить декларационную кампанию? Поделитесь в комментариях своим опытом.

Налог-Просто!2022-01-02T16:49:50+04:00

Похожие записи

Свежие записи

  • Определение единственного жилья по закону: платится ли налог при продаже
  • Как узнать какие нарушения выявлены в ходе камеральной проверки
  • Как и куда оплатить налог на доходы физических лиц: срок уплаты НДФЛ
  • Возврат НДФЛ с процентов по ипотеке: сколько лет и есть ли срок давности
  • Рефинансирование: что это такое простыми словами и как это происходит

Рубрики

  • Выигрыш
  • Заполнение 3-НДФЛ
  • Имущественный вычет
  • Наследство и подарки
  • Образцы заполнения
  • Полезное
  • Продажа жилья
  • Продажа машины
  • Продажа нежилого объекта
  • Профессиональные вычеты
  • Разное об уплате налогов
  • Разное про возврат НДФЛ
  • Социальный вычет
  • Стандартный вычет
  • Уроки

Свежие комментарии

Page load link

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Если при заполнении трудовой книжки допущена ошибка
  • Если поле не заполнено выдавать ошибку 1с
  • Если подчиненный допустил ошибку
  • Если пересолила плов как исправить ошибку
  • Если пишет ошибка регистрации сим карты