Если человек не учится на своих ошибках

Почему мы не учимся на ошибках?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно ли научиться не повторять ошибки, и стоит ли это делать?

Грабли
Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100-500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто «отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

«Если же ребенку объяснили про «хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», – говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа – в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, – объясняет психолог. – Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций – от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять «право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки – ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они – бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, – говорит Елена Тельнова. – Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по-прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь – в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Почему мы не учимся на ошибках?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно ли научиться не повторять ошибки, и стоит ли это делать?

Грабли
Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100-500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто «отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

«Если же ребенку объяснили про «хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», – говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа – в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, – объясняет психолог. – Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций – от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять «право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки – ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они – бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, – говорит Елена Тельнова. – Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по-прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь – в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Шесть способов учиться на своих ошибках

Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

1

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

2

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.

3

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, выполняя план?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

4

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки — часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

5

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

6

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Почему одни превращают неизбежные для человека ошибки в соратников на пути к целям, а другие годами наступают на одни и те же грабли?

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. — Бернар Ле Бовье де Фонтенель

Доктор философии, клинический психолог и писатель Роберт Маурер (Robert Maurer) выделяет три типа ошибок, которые каждый из нас совершает на протяжении жизни.

Soul mistakes — ошибки, сделанные под влиянием слабостей и эмоциональных импульсов. Сюда можно отнести измены, неконтролируемый гнев или менее масштабные «бедствия», будь то срыв на «самую последнюю» сигарету или рабочие часы, проведенные в социальных сетях. Осознание ошибок этого типа — немаловажный шаг в личностном развитии: «когда мы знаем о наших слабостях, мы можем работать над ними и контролировать потенциальный риск», — пишет Маурер.
Goal mistakes — неверные решения в процессе достижения важного для нас результата. Например, выбор недобросовестных поставщиков для бизнеса или нездоровой диеты для похудения. Маурер утверждает, что мы должны не только признавать, но и поощрять ошибки такого рода, потому что они помогают нам расти.
Hole mistakes — самый глобальный тип провалов. Обычно мы замечаем их только по прошествии продолжительного времени: к примеру, подводя жизненные итоги перед юбилеем, понимаем, что потратили годы не на ту профессию/отношения/место жительства.

Зачем нужны ошибки?

Спокойно признав ошибку, мы получаем возможность её анализировать и работать над собой, чтобы расти и больше не повторять эту оплошность. Пользу от обучения на своих провалах доказывает недавнее исследование, проведённое группой сотрудников Мичиганского Университета под руководством Джейсона С. Мозера (Jason S. Moser). В эксперименте были задействованы студенты, предварительно поделённые на две группы. Участники первой были убеждены, что на ошибках нужно учиться, второй — считали, что интеллект — фиксированная величина, которую нельзя «прокачать», исправляя недочеты. Всех респондентов просили выполнить задание на внимательность. Ошибались участники обеих групп, но в итоге студенты из первой показали лучшие результаты, так как после каждого промаха сознательно увеличивали концентрацию.

Открытия, которые мы называем ошибками, необходимы для психологического, эмоционального и духовного развития. Кроме того, они — фундамент процесса обучения. — Мел Шварц

И всё же мы регулярно продолжаем отказываться от признания своей вины за мелкие и крупные провалы, предпочитая перекладывать вину на окружающих или злой рок. Почему это происходит, и каким особенностями психики мы обязаны этой тенденцией?

В 1957 году социальный психолог Леон Фестингер представил широкой публике теорию когнитивного диссонанса. Её ключевая идея заключается в том, что наш мозг изо всех сил охраняет устойчивую субъективную картину мира и нашей личности. А когда в представления, отработанные годами, вмешивается непредсказуемая реальность с противоречащей информацией, мы оказываемся в состоянии когнитивного диссонанса.

Представим, что всю сознательную жизнь вы считали себя серьёзным, разумным и уважаемым человеком (к тому же регулярно получали подтверждения этих характеристик от окружения). При этом допустим, что вы вообще не употребляете алкоголь. И вот однажды друзья уговаривают вас пропустить стаканчик-другой за компанию и вы (к своему удивлению) соглашаетесь. Эффект не заставляет себя ждать, и в самый разгар веселья вы оказываетесь на барной стойке — исполняющим ловкие (и не очень) па на радость присутствующим. На утро вам становится не просто стыдно, вы шокированы и озабочены попытками понять, как такое могло случиться с вами, взрослым и очень серьёзным человеком. Это неприятное растерянное состояние и есть когнитивный диссонанс.

Чтобы устранить этот эффект, наша психика рисует пространные самооправдания, искажая тем самым объективную реальность. В истории с баром, вы скорее всего обвините друзей или босса, накричавшего на вас накануне и тем самым толкнувшего на выпивку. А сами предстанете в своих глазах жертвой, амплуа которой не столь сильно противоречит вашим представлениям о себе.

Самооправдания сильнее и опаснее, чем ложь. Они позволяют людям думать, что то, что они сделали, было лучшим решением из возможных.

Так считают авторы книги «Ошибки, которые были допущены (но не мной)» Кэрол Теврис (Carol Tavris) и Эллиот Аронсон (Elliot Aronson). Они сравнивают оправдание промахов с «зыбучим песком», который тащит все глубже и глубже на дно. «Самооправдание блокирует навык рефлексии и корректировки недостатков. Оно не позволяет нам получать достаточно информации, в которой мы нуждаемся, чтобы оценить события непредвзято», — пишут Теврис и Аронсон.

На самооправдание работает целый арсенал подручных средств, включая воображение и память. Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон описывают эксперимент, который доказал, что люди склонны преувеличивать воспоминания, подтверждающие субъективную оценку событий. Нескольких подростков и их родителей, находящихся с детьми в конфликте, пригласили в лабораторию для выяснения отношений под наблюдением. После острой беседы участники оценили степень отрицательных чувств по балльной шкале. Спустя полтора месяца испытуемым предложили оценить ситуацию повторно. В итоге участники, чьи отношения в целом складываются напряженно, поставили ещё более высокий балл по шкале негатива, чем в прошлый раз.

file

Мы склонны преувеличивать субъективные воспоминания.

Память неизменно дополняет нашу картину мира, преувеличивая нужные события из прошлого, в то время как детали, которые угрожают и противоречат ей, просто теряются.

Так пишут основатели портала The Art of Manliness Бретт и Кейт МакКей (Brett & Kate McKay).

Вижу, что хочу

У научных истоков этого феномена стоит психолог Питер Вейсон. В 60-х годах прошлого столетия он провёл ряд интеллектуальных экспериментов и доказал, что мы склонны всюду находить подтверждение субъективным суждениям.

Быстрее, выше, сильнее

Перфекционизм, или патологическое стремление делать всё идеально вызывает сильнейший страх перед любыми ошибками.

В то время как все остальные просто не любят промахи, перфекционисты выводят это на новый уровень: для них ошибка означает оценку их личностной значимости и умений.

Так утверждает адвокат, спикер и журналист Пола Дэвис-Лак (Paula Davis-Laack). В основном перфекционисты вырастают в семьях с авторитарным типом воспитания, где родители предъявляют детям строгие требования и проявляют любовь, только если дети соответствуют этим ожиданиям.

file

Перфекционисты склонны к самобичеванию после совершения ошибки.

Определяющая характеристика перфекционизма — страх перед неудачей. Этот страх движет перфекционистом; его главная забота состоит в том, чтобы избежать падений и ошибок. Он тщетно пытается заставить реальность (в которой нельзя избежать ошибок) уложиться в его прямолинейные взгляды на жизнь — что напоминает попытки забить квадратный колышек в круглую ямку.

Так пишет автор книги «Парадокс перфекциониста» Тал Бен-Шахар (Tal Ben-Shahar). Таким образом, невротическое стремление к совершенству становится существенным препятствием на пути к личностному росту.

Как научиться ошибаться

Многие факторы, мешающие здоровому взаимодействию с промахами, основаны на непринятии себя и низкой самооценке, зависящей от мнения окружающих и соответствия критерию «успешности». Мы впадаем в когнитивный диссонанс, когда сталкиваемся с вытесненными чертами своей личности, не вписывающимися в идеальную картину.

Мы стремимся к идеалу во всем, потому что считаем: без громких достижений мы недостойны любви и счастья. Наконец, мы отказываемся брать на себя ответственность за ошибки, потому что боимся доверить себе собственную жизнь. Поэтому первое, с чего начинается наука учиться на ошибках — это знакомство со своей «теневой» стороной.

А затем можно перейти к более локальным шагам, которые предлагают Бретт и Кейт МакКей:

Поймайте когнитивный диссонанс «за хвост». По ощущениям когнитивный диссонанс похож на уколы совести. Важно поймать это чувство до того, как его вытеснит самооправдание. «В то время как вашей незамедлительной реакцией на происходящее может быть желание обвинить саму ситуацию или окружающих, попробуйте честно взглянуть на собственную роль в событиях», — советуют авторы.

Окружите себя честными людьми. Важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека, который не будет льстить и поддерживать ваши самооправдания, а сможет спокойно и откровенно указать вам на ошибку.

Расширяйте границы мышления. Наш мозг действительно склонен воспринимать только ту информацию, которая подтверждает субъективную картину мира. Но само по себе осознание этой тенденции уже поможет расширить границы мышления и натренировать навык восприятия оппозиционных сведений.

Забудьте про фразу «если бы только». Сослагательное наклонение — верный признак самооправдания: «я бы не опоздал на работу, если бы не было пробок», «я бы не стал обманывать свою девушку, если бы она была более снисходительна». Правда в том, что «если бы» — это портал в вымышленную реальность. Вы уже совершили ошибку, и теперь важно понять, что делать дальше, а не рисовать параллельные миры.

Поставьте себя на место другого человека. В следующий раз, оказавшись в конфликтной ситуации, попробуйте понять, как чувствует себя оппонент. Каково бы вам было на месте коллеги, недовольного тем, что вы переложили на него свои обязанности? Мужа, который ежедневно выслушивает ваши обвинения?

Перестаньте думать, что совершить ошибку — значит быть глупым. Если признание ошибок будет ассоциироваться у нас с личностным развитием и повышением интеллекта, мы станем чаще задумываться о том, что и почему сделали не так. Каждый раз, когда вам удастся поймать себя на промахе и проанализировать его без самобичевания, — закрепляйте успех похвалой в собственный адрес, а ещё лучше приятным ритуалом — будь то поход на долгожданный фильм в середине рабочей недели или лишние полчаса серфинга в сети.

Автор: Аня Варламова
Впервые опубликовано в журнале «NEWTONEW», 29.06.2017

Учиться на своих ошибках не так-то просто хотя бы потому, что многие не знают, как правильно это делать. Обычно весь алгоритм строится из двух простых шагов: совершить ошибку — а затем понять, что сделал что-то не так, и стараться больше этого не повторять.

Но это ложный путь, ведь в нём отсутствует осознание действия, нет движения к истинному пониманию проблемы и правильному её решению. И сегодня мы расскажем о нескольких шагах, которые помогут тебе более эффективно учиться на своих ошибках.

1. Пойми, что ты допустил ошибку

Самый первый и самый важный шаг — понять, что ты сделал что-то не так. Помни, что делать ошибки — это нормально, главное — признаться самому себе, что ты допустил оплошность (неважно, умышленно это было или случайно). На этом этапе пока что не важны причины и последствия, главное — уяснить суть: ты облажался.

Пришло понимание проблемы? Отлично, теперь нужно установить ограничение на количество повторных попыток, прежде чем переходить к устранению проблемы. Возможно, ты просто упустил небольшую деталь в не особо важном деле, до которой дойдёшь с определённой попытки, и дальнейшие действия не потребуются. Но для более серьёзных вещей требуется погрузиться немного глубже.

2. Найди причину ошибки

Далее, после понимания, что ты допустил ошибку, необходимо определить, что же стало её причиной. Выдели конкретное действие, которое привело к провалу. Возможно, оно станет причиной не только одной, но даже серии ошибок в дальнейшем.

К примеру, ты часто опаздываешь на работу. Ты понимаешь, что делаешь что-то не так, но в чём причина? Скорее всего, ты просто не следуешь графику или отвлекаешься на что-то либо же являешься необязательным человеком.

Другой пример — поиск работы. Ты пришёл на собеседование, после которого тебе отказали в трудоустройстве. Что стало причиной? Возможно, ты допустил какой-либо безобидный, на твой взгляд, комментарий, который менеджер по персоналу посчитал неуместным. Возможно, ты был не слишком вежливым, спешил с ответами на вопросы, твоя речь не соответствовала корпоративному стилю и так далее.

Понимание того, что стало причиной ошибки, поможет тебе в дальнейшем в схожих ситуациях не допускать подобных действий.

11 важных советов для тех, кто собирается на собеседование

3. Определи недостатки в своём мышлении

Легче всего найти их, когда поймёшь, на что ты надеялся, решая ту или иную задачу. Здесь следует разделить уже свершившуюся реальность на два момента: как ты себе представлял исход события и как всё произошло на самом деле.

Следует задать себе следующие вопросы:

— Были ли цели, которые ты ставил перед собой, разумными и достижимыми?
— Был ли ты точен в своих суждениях об имеющихся возможностях и предполагаемых сложностях?
— Правильно ли ты оценил ситуацию в целом?
— Не ошибся ли ты с выбором курса движения и методов достижения цели?
— Насколько логичным было выполнения плана действий?

Если хотя бы на один из перечисленных вопросов нельзя однозначно ответить «да», то следует более тщательно рассмотреть его и раскрыть.

4. Трезво оцени себя

Лучше всего сделать это как бы глядя со стороны других людей. Подумай о том, что ты сделал, принимал ли ты правильные решения, обязательно учитывай тот уровень осведомлённости, который был у тебя во время выполнения действия, приведшего к ошибке. Оцени свои сильные и слабые стороны, проанализируй подход. И обязательно определи, была ли у тебя возможность избежать ошибок. Таким образом ты сможешь увидеть всю картину практически беспристрастно, исключив бесполезную подсознательную жалость или ненависть к себе, и понять, что ты должен был сделать вместо того, что уже сделал.

И да, речь идёт не о том, чтобы признавать свои ошибки перед другими людьми, а именно о твоём личном понимании случившегося. Просто поразмысли над проблемой, оцени её со всех сторон — и тогда в будущем в аналогичной ситуации риск повторения провала будет гораздо ниже. По крайней мере, снизится вероятность допустить ошибку из-за лично твоих действий.

5 вещей, которые ты захочешь узнать о себе

5. Изучи опыт других

Учиться на своих ошибках невозможно без чужого подобного опыта, иначе как ты на сто процентов будешь уверен в том, что это был провал, а не просто какие-то небольшие и вполне обычные трудности на пути к цели? Узнай, как другие люди подходят к решению ситуации, похожей на твою. Да, скорее всего, ты не найдёшь точного решения проблемы, но зато будешь знать, какие факторы следует учитывать и в каком направлении двигаться для исправления ошибки.

Особенно это полезно в тех случаях, когда ошибка касается нескольких людей. Таким образом, в обсуждении проблемы ты покажешь осведомлённость и то, что ты рассмотрел суть вопроса и варианты его решения.

6. Прислушайся к мнению экспертов

Не зря говорится, что одна голова хорошо, а две — лучше. Помощь людей со стороны нередко помогает осознать, что же конкретно ты сделал неправильно. В таком случае посторонний человек сможет указать на твои ошибки максимально отстранённо (особенно полезно, если ты не можешь трезво оценить свои действия, как это нужно сделать в четвёртом шаге) и даже даст тебе ценную информацию. Но не всегда информация от обычного человека может быть действительно полезной, и если слышишь что-то вроде универсального совета из паблика «Вконтакте» или «Инстаграма», то его применение может даже помешать пониманию проблемы.

Поэтому лучший способ максимально эффективно учиться на своих ошибках — обращаться за советами к экспертам в той сфере, где у тебя возникли трудности. И это должны быть не какие-то условные «лидеры мнений», которые нередко выдают поверхностные знания за великую жизненную мудрость, а настоящий специалист, который добился реального успеха в своём деле.

7. Примени на деле то, что узнал

Теперь, когда ты узнал причину ошибки, нашёл недостатки в своём подходе, трезво оценил себя и обратился за помощью к уже имеющемуся опыту, попробуй подойти к проблеме с другой стороны. Необязательно исправлять ошибку сразу целиком. Раздели проблему на несколько отрезков и постепенно вноси коррективы.

После ты увидишь, что устранение одной ошибки даёт тебе понимание того, как решать другие аналогичные проблемы. Это как математика: зная конечный ответ на задание, но не понимая алгоритма, ты не сможешь решать аналогичные задачи.

И главное, помни, что совершать ошибки — это нормально, они неизбежны как часть богатого жизненного опыта любого человека. Успешного человека и неудачника в этом плане отличает только то, что первый понимает причину ошибок, умеет их решать, а главное, учится на них и в дальнейшем не допускает подобных ситуаций.

Как не позволить ошибкам сделать из тебя неудачника

Спорить до победного, опускать руки, наступать на одни и те же грабли — если что-то из этого вам знакомо, задумайтесь о развитии навыка саморефлексии. Рассказываем, как его развить и почему это главный навык в обучении

Об эксперте: Надежда Хорт — преподаватель НИУ ВШЭ. Автор Телеграм канала о самопознании и осознанном обучении «Учись, пока немолодой».

Аудиоверсия материала:

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое саморефлексия

Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.

Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:

«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».

Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.

Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.

Преимущества саморефлексии

Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.

Навык саморефлексии помогает:

  • понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
  • выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
  • научиться принимать правильные решения;
  • раскрыть свой потенциал;
  • понять других людей;
  • избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
  • видеть проблемы на ранних стадиях;
  • изменить характер.

Саморефлексия — основа обучения и образования

Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.

Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».

Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.

Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.

Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.

Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.

Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.

  • Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
  • Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
  • Single Loop Learning — одинарная петля обучения
  • Блок Results — Результаты и выводы
  • Double Loop Learning — двойная петля обучения
  • Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)

Почему так мало людей развивают саморефлексию?

Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.

Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.

Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.

Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.

Саморефлексия как soft skills: как развить навык

Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:

  • выбираете данные — смотрите прогноз погоды на определенном сайте;
  • интерпретируете их — сравниваете погоду за окном и прогноз дождя вечером;
  • проверяете предположение — просматриваете другие сайты;
  • формулируете выводы — по прогнозу дождь будет, но предпосылок не видно;
  • решаете: что делать и почему — на «всякий случай» берете с собой зонт, чтобы не промокнуть.

В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.

Подробный разбор «Лестницы выводов» Арджириса

Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:

  1. Почему я выбрал такой образ действий? Есть ли другие действия, которые следует рассмотреть?  — можно поработать над другим проектом или в другом отделе.
  2. Какие убеждения привели меня к такому действию? Это обоснованно?  — ваши последние предложения не приняли.
  3. Почему я сделал такой вывод? Вывод верный?  — вспомнили рабочие ситуации и проекты. В голове прочно засела мысль: начальник вас точно не ценит.
  4. Что я предполагаю и почему? Верны ли мои предположения?  — перечитали переписку с руководителем, предложили новую идею, но ее снова не приняли. На основе собранных данных сделали предположение. Здесь стоит задуматься: это действительно так или происходит что-то другое и нужно собрать больше данных?
  5. Какие данные я выбрал и почему? Тщательно ли я выбирал данные?  — вы сделали предположение на основе личных ощущений, но ведь можно поговорить с коллегами или с самим руководителем.
  6. Какие реальные факты использовать? Какие еще факты следует учесть?  — возможно, вы сделали вывод только на видимых фактах. На самом деле у вашего руководителя случилась личная трагедия, из-за которой он уделяет меньше внимания работе. И дело вовсе не вас.

Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.

Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.

Дополнить дневник рефлексии можно чек-листом для анализа недели 365 done:

Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.

Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:

  • что для меня по-настоящему важно?
  • как часто меня подводит интуиция и почему?
  • что или кто может мне помочь?
  • кому и как могу помочь я?
  • какой урок я извлеку из этой ситуации?
  • как изменить эту привычку?

Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:

  • Если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом?
  • С вашей точки зрения, какую информацию я не учел?
  • Что из того, что только что произошло, было правильно?
  • Что мне следует улучшить?

Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.

Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.

О провалах можно и нужно говорить. Например, гости подкаста «Это провал» открыто обсуждают свои провалы, ошибки и страхи.

Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Садись, два! Или почему мы не учимся на своих ошибках

Анечка, ну сколько можно наступать на те же грабли? Ты же уже взрослая девочка. Тебе же уже за тридцать. Ты же сама должна понимать, что опять следуешь по одной и той же тропе. А потом мучиться, страдать, ночью не спать — и весь остальной сопутствующий набор вялотекущей рефлексии. Ты же в курсе, что за этим следует. Ты же не первый год сдаешь этот экзамен. Зачем ты постоянно записываешься на этот курс? Зачем ты снова сделала то, что делала и в прошлом году? Зачем ты опять встречаешься с этим парнем? Для чего тебе снова влазить в такие же отношения, от которых еле-еле отошла? Ты что, это все уже забыла? У тебе кратковременная память? Или ты специально решила подразнить себя и проверить на прочность свои личные грабли?

Приблизительно такой порядок вопросов я задаю себе, если не часто, то регулярно — точно. Я не умею учиться на своих ошибках. Признаюсь сразу честно. Не умею — и все тут. Я как глупый начинающий гонщик. Мне постоянно кажется: «А вдруг проскочу?». И я мчусь вперед, зажмурившись, сбивая на ходу газетные киоски и мороженщиков. Нет, я не учусь на своих ошибках. Иногда мне кажется, что я их просто забываю. Но чаще, я уверяю себя, что это просто мой стиль. Поступить так, а не иначе — это истинная я. И если я сейчас изменю себе, если наступлю на горло своим желаниям, то предам себя. А значит, изменюсь. И больше не буду такой, какой есть. И какой мне нравится быть. Вот так я себя увещеваю, да. И снова бросаюсь туда, где мне плохо, больно и страшно. Но бросаюсь. Потому что на ошибках своих не учусь.

Когда мы можем помочь всем, но только не себе

Лена работает психологом. Правда, школьным психологом в школе, но это ничего не меняет. Она читает Юнга и Фрейда. И знает, как накрепко закрыть гештальт. И что нога у Раисы Семеновны болит из-за психосоматических проблем. Одним словом, Лена — наш местный гуру, специализирующийся на межличностных отношениях. «Леночка, скажи, милая, почему же он мне не позвонил?», — спрашивает ее, например, рыдающая Аллочка. «Потому что, — менторским тоном начинает Леночка свой помогательный спич. — Потому что ты ему навязывалась. Все ваше свидание ты навязывалась ему. И он просто-напросто испугался. Не надо так. С мужчинами надо медленными поступательными движениями. Это они должны быть активными в отношениях. Дай ему пространство для маневра. Это он должен быть дерзки и настойчивым, а не ты. У него это в подкорке забито. И с этим не поиграешь. А ты этот его подсознательный код пыталась взломать. Вот и получай. Он просто испугался и сбежал». И мы сидим, открыв рты, и внимаем умным речам нашей подруги, которая уж точно знает, как надо действовать с мужчинами.

Вот ведь повезло Лене, подумает кто-то. Ведь она постоянно в курсе той экосистемы. Ведь она-то знает, что надо мужчинам. И как с ними нам, девушкам, себя вести. И что говорить. И как губы красить. И когда на первый секс зазывать. Повезло-то, повезло. Но только не Лене, а нам. Потому что Лена наша — сапожник без сапог. Потому что она спокойно может помочь каждой из нас устроить личную жизнь. Может посоветовать, как помириться со своим мужчиной. И стоит ли продолжать эти бессмысленные отношения. Может помочь всем, но только не себе.

Леночка у нас одинока. Нет, она не перманентно одинока. Периодически она встречается с мужчинами. С ними у нее бурные романы. Потом они, по заведенной всеми приличными парами хронологии, начинают жить вместе. И тут пошло-поехало. Все избранники Леночки оказываются непростыми ребятами. Они если не скрытые алкоголики, то просто надоедливые дебоширы. Все избранники Леночки оказываются полной противоположностью ей. Все! И вот, казалось бы, она же психолог. Могла бы устранить себя от наступания на эти вечные грабли с бражным душком. Но нет, не получается у нее. Или она просто не хочет?

Почему мы не учимся на своих ошибках

На некоторых, конечно же, учимся. Но только тогда, когда эти ошибки нас так напугали, что переросли в фобию. Так вот, есть ответ на этот вопрос. И на него ответили психологи и нейрофизиологи Мичиганского университета. Они решили исследовать: почему некоторые люди учатся на своих ошибках, а другие — нет. Или почему на некоторых ошибках мы учимся, а другие словно проходят сквозь нас. И вот что у них получилось. Они выяснили, что существует две реакции на ошибки. Первая называется «негативом, связанным с ошибкой». Это непроизвольная реакция. Она наступает тут же, без промедления. Это словно дотронуться до горячего утюга, ты тут же одергиваешь руку. И в следующий раз ты вряд ли к нему прикоснешься. Потому что ожог — это очень болезненно. И этот опыт впился в твой мозг навсегда.

Вторая реакция — «позитивная ошибка». Дело в том, что реакция на нее не мгновенна. Это не раскаленный утюг, скажем так. То есть ты понимаешь, что совершила ошибку через какое-то время. Конечно, после этого ты проводишь анализ ситуации. Ты думаешь, размышляешь, почему поступила именно так. Наверное, ругаешь себя. Но не так чтоб сильно. Все-таки ты к себе снисходительна. И этот вид реакции для нас губителен. Ну, не так чтоб губителен. Но именно он несет ответственность за наши вечные наступания на одни и те же грабли. Мы можем учиться на своих ошибках. Не совсем же мы пропащие, честное слово. Но только в том случае, если реакция в мозг поступает незамедлительно. Если она будто разряд. Тогда мы точно эту ошибку больше не повторим. А пока она действует на тебя расслабленно, готовься к тому, что ты встретишься с ней еще не раз.

Леночка не может найти себе достойного парня, потому что не получила тот разряд в мозг. Значит, если Леночка признается себе в этом честно, она не против жить с такими мудаками. Значит, ее это не особо беспокоит. И пока один из них не даст Леночке в ухо, она будет знакомиться с такими же «принцами». Вот и все. Так просто.

Нужно просто ждать мгновенную реакцию. Это не мы виноваты. А наши импульсы. И все тут.

Менеджмент

Эксклюзивно по подписке

Почему собственные ошибки ничему не учат людей

Хотя считается, что успешные люди преуспели именно потому, что сделали правильные выводы из своих ошибок

Лорен Эскрейс-Уинклер и Айелет Фишбах, ученые из Школы бизнеса Бута Чикагского университета, предложили участникам исследования пройти сложный тест с двумя вариантами ответов. Затем половине участников сообщили о вопросах, на которые они ответили правильно, а другой – о тех, где они ошиблись. В итоге у всех появилась полная информация о том, что у них получилось и что не получилось, и в повторном тесте участники с позитивным фидбэком сумели ответить на большее число вопросов правильно, а с негативным или совсем не улучшили свои результаты, или улучшения были незначительными. Вывод? Возможно, мы вовсе не учимся на ошибках. Лорен Эскрейс-Уинклер, защищайте свою идею!

Эскрейс-Уинклер: Принято считать, что люди учатся на ошибках. Состоявшиеся люди, рассуждая о своем пути к успеху, говорят, что чем раньше совершаются ошибки, тем больше пользы. Не так давно председатель Верховного суда США Джон Робертс, выступая с напутственной речью, пожелал студентам неудач – чтобы им было на чем учиться. Тем не менее мы с моим соавтором Айелет Фишбах находим, что провалы влияют на нас обратным образом: они мешают нам учиться.

Пережив промах, люди чувствуют свою уязвимость и уходят в глухую защиту – буквально не хотят ничего слышать. Это нас удивило. Неприятные ситуации обычно привлекают внимание. Когда мы проезжаем на шоссе аварию, нас так и тянет посмотреть, что же там произошло. Но когда речь идет о личном провале, люди стараются отвлечься, чтобы сберечь остатки самооценки, в результате плохо воспринимают информацию и не обучаются – кроме случаев с особо сильной мотивацией.

HBR: Значит, участники ваших исследований не были достаточно мотивированы?

– Если это ничем не грозит, люди склонны игнорировать свои сбои. Нет ничего опасного в том, чтобы не знать правильных ответов на вопросы вроде «Сколько денег ежегодно теряют американские компании из-за плохого обслуживания клиентов?» или «Какие из следующих символов древней надписи обозначают животное?».

А вот если ошибка слишком велика и ее последствия невозможно оставить без внимания без вреда для себя, человек включается и извлекает из нее уроки. В психологии известен феномен под названием шоковое обучение. Например, лабораторные крысы запоминают особо тяжелый эпизод – если попробовали яд или получили удар электротоком. Люди тоже учатся на собственном опыте – если провал был значительным. Но большинство повседневных неудач слишком малы, чтобы достигнуть порога нашей особой восприимчивости.

– Как определяется этот порог?

– Это зависит от многих факторов. Понятно, что цена вопроса должна быть выше ошибки в тесте, но ниже последствий от случайного употребления яда. Мы провели серию дополнительных исследований и проверили, помогает ли людям учиться на их ошибках крупный бонус. Кроме того, мы проверили, не улучшатся ли результаты, если вопросы теста взяты из жизни, ведь нам всегда интереснее думать про что-то близкое. Например, мы задавали вопросы вроде «Какая из этих двух пар обручена?». Ни то ни другое на результаты не повлияло.

В другом эксперименте мы повысили ставки иначе: дали примерно 300 специалистам по телефонным продажам трудный тест про обслуживание клиентов – напрямую относящуюся к ним тему. Увы, и здесь результаты были прежними: те, кто получил обратную связь о своих успехах, улучшили результаты, а те, кому сообщили о неудачах, – остались на прежнем уровне. Понятно, что ошибки в важной для них сфере наверняка огорчили участников, но неудача оказалась слишком незначительной, чтобы люди захотели поработать с ней. Они предпочли уйти в себя.

– То есть учиться на ошибках нам всем трудно?

– Участники наших экспериментов в среднем учились на cвоих ошибках хуже, чем на успехах, но были и исключения. Между конкретными людьми мы наблюдали существенную разницу. Некоторые участники выделялись тем, что обращали серьезное внимание на неудачи и извлекали из них уроки. Предыдущие исследования Фишбах показывают, что эффект может зависеть от опыта. Эксперты внимательнее к провалам, чем новички. Если ты уже много раз приходил к успеху, один сбой не воспринимается как серьезная проблема.

Кроме того, учившееся на ошибках меньшинство, возможно, имеет установку на рост. Они верят, что могут стать лучше, и это мотивирует их оставаться в игре. Возможно, если бы мы привили такой взгляд на мир всем участникам, они дружно начали бы учиться на ошибках.

– Как внушить человеку установку на рост?

– Просто объяснив, что мозг способен развиваться и что их способности не даны им раз и навсегда, а могут быть улучшены.

– Есть ли какие-нибудь другие способы снизить угрозу нашему эго и стимулировать обучение?

– Да, люди неплохо учатся на чужих ошибках. В одном из наших исследований участники просматривали ответы других людей на тесты и получали информацию об их результатах. Если при мысли о собственных неудачах люди ощущали угрозу своему «я» и уходили в себя, то чужие оплошности не мешали им анализировать и учиться.

– Каков же должен быть вывод для менеджеров – надо ставить сотрудников в ситуации, где они реже давали бы маху? Или помогать им сменить установку и научиться извлекать уроки из сбоев?

– Если вам нужен немедленный результат, помогите людям побеждать. Люди лучше запоминают свой успех и учатся на нем. Попробуйте обращать внимание подчиненных на то, что у них уже хорошо получается, и поддержать их в этом. Либо же предложите им обратную связь таким образом, чтобы укрепить, а не разрушить их самооценку. Если вы не торопитесь, можно пойти на системные изменения: скорректировать установки, сдвинуть акценты в корпоративной культуре или иначе взглянуть на саму суть ошибок, помогая людям не замыкаться в себе, а учиться на промахах.

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь

Каждый день мы совершаем ошибки, и некоторые из них могут привести к серьезным последствиям в нашей жизни. Однако, почему-то мы не учимся на своих ошибках и продолжаем попадать на те же грабли. Это важная проблема, которую не стоит пренебрегать, так как, если мы не разберемся со своими ошибками, они могут навредить нам еще больше.

Корень проблемы заключается в том, что мы часто смотрим на нашу жизнь со стороны, а не учимся на своих собственных ошибках. Также нам сложно признавать, что мы совершаем ошибки, так как это может означать, что мы не совершенны. Однако, без признания своих ошибок и неравенств, мы не сможем их исправить и добиться успеха в нашей жизни.

Ответ в том, чтобы научиться смотреть на свою жизнь под другим углом и не допускать тех же ошибок, что и раньше.

Хотя это может занять время и требует усилий, учиться на своих ошибках — это важный шаг к нашему совершенству и успеху в жизни. Важно понимать, что мы все не идеальны, и делать ошибки — это нормально. Главное — это учиться на своих ошибках и продолжать двигаться вперед, не смотря на неудачи в прошлом.

Иллюзия контроля

Иллюзия контроля – это убеждение человека в том, что он может контролировать сложные ситуации в своей жизни, несмотря на то, что имеет очень мало на это влияния. Неспособность признать, что мы не в силах управлять всем, что происходит вокруг нас, зачастую становится одной из главных причин наших ошибок.

Иллюзия контроля проявляется в том, что мы считаем, будто можем предсказать будущее и управлять им с помощью определенных действий. Но на самом деле, будущее – это то, что не подвластно нашему контролю. В результате мы оказываемся не готовыми к возможным изменениям в жизни и не способны адаптироваться к ним.

Когда мы сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами, наши действия становятся нерациональными. Например, мы можем продолжать настаивать на своих ошибках, а не учитывать прошлый опыт. Такие действия особенно опасны, когда дело касается личной жизни, финансов и здоровья.

Чтобы избежать иллюзии контроля, необходимо осознать, что некоторые ситуации не зависят от нас и что необязательно мы всегда знаем, что лучше для нас. Стоит сосредоточиться на том, что действительно зависит от нас, а именно – на нашей реакции на происходящее. Понимание этого позволит нам правильно оценивать ситуации и принимать решения на основе фактов, а не иллюзий.

Отрицание ошибок

Отрицание ошибок – это такой способ мышления, когда человек не признает свои ошибки даже тогда, когда они явно очевидны, и даже настаивает на своей правоте. При этом часто вместо конструктивной критики переходят к нападкам на того, кто пытается указать на ошибку.

Такой подход препятствует развитию личности и успешности в карьере. Вместо корректировки своих действий, человек тратит время и силы на оправдание своих ошибок и нападки на окружающих. Кроме того, многие ошибки, которые можно было бы исправить, остаются без внимания из-за отрицания их наличия.

Но почему люди так реагируют на свои ошибки? Одна из причин – страх перед неудачей или своей несовершенством. Боясь признать свои ошибки, человек пытается сохранить свое самомнение и уверенность в себе. Кроме того, наша культура часто воспринимает ошибки как нечто стыдное и неприемлемое, из-за чего люди боятся их признавать.

Однако признание ошибок не означает слабость и неудачу. Наоборот, это признак того, что человек готов развиваться и расти, учиться на своих ошибках и извлекать уроки для будущего. Именно такой подход позволяет нам становиться лучше в том, что мы делаем, и достигать новых высот в карьере и личной жизни.

Групповое мышление

Несмотря на то, что две головы лучше одной, групповое мышление может стать причиной ошибок и неудач. Когда люди работают в группе, они склонны следовать мнению большинства, вместо того чтобы приветствовать альтернативные точки зрения. В результате, они могут упустить важные детали, что приведет к ошибкам и неудачам.

Кроме того, групповое мышление часто приводит к повторению предыдущих ошибок. Люди не учитывают прошлый опыт и не меняют технологии и стратегии, что может привести к дальнейшим провалам.

Чтобы избежать группового мышления, необходимо поощрять альтернативные точки зрения и обсуждать различные идеи. Важно также проводить анализ предыдущих ошибок и изучать лучшие практики.

  • Пример: В компании было решено провести реорганизацию подразделения. Руководство назначило комитет, который должен был разработать новую структуру. Однако комитет работал в изоляции и не обращал внимания на мнение других сотрудников. В результате была разработана неудачная структура, которая не учитывала потребности клиентов.

Психологические барьеры

Человек часто не учится на своих ошибках из-за наличия психологических барьеров, которые могут быть как сознательными, так и неосознанными.

  • Негативная самооценка – когда человек не принимает себя и склонен к самокритике, то он не видит в своих действиях ничего хорошего, думает что он не способен на большее и не верит в свои возможности.
  • Страх неудачи – часто люди боятся совершать ошибки и терпят неудачи потому что не рискуют, не пробуют и не учатся на своих ошибках.
  • Страх потери контроля – некоторые люди боятся потерять контроль над собой, над своими эмоциями и тогда считают что лучше не делать ничего.

Важно понимать, что эти барьеры существуют и могут влиять на наши поступки и решения. Чтобы стать успешнее и учиться на своих ошибках, необходимо работать над своей психологической подготовкой и расставлять приоритеты правильно, чтобы не поддаваться на эти барьеры.

Негативный опыт

Негативный опыт — это то, что мы получаем, когда совершаем ошибки и сталкиваемся с неприятными последствиями. Однако, мы часто не учимся на своих ошибках и продолжаем делать те же самые действия, которые приводят к негативному результату.

Причиной этого может быть наша собственная уверенность в том, что мы знаем, что делаем. Мы убеждаем себя в правильности своих действий и не признаем неудачу. Мы думаем, что ошибка произошла по нашей вине, что мы недостаточно умны или опытны.

Однако, необходимо понимать, что ошибаться — это естественно, и это наша возможность для улучшения и развития. Ошибки помогают нам определить, где мы допускаем ошибки, и какие шаги нужно принять, чтобы избежать их в будущем.

  • После совершения ошибки, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.
  • Стресс и эмоциональность могут препятствовать разумному решению проблемы.
  • Необходимо отвлечься на время и принять новые подходы, поисать альтернативные пути решения.

Не забывайте, что негативный опыт важен для нашего развития и мы должны уметь учиться на своих ошибках.

Обвинение других

Когда что-то идет не так, мы часто ищем виноватых среди других людей, вместо того чтобы взять на себя ответственность за ситуацию. Это распространенная проблема, которая может привести к продолжающимся ошибкам и в конечном итоге мешает нам учиться на своих ошибках.

Обвинения других зачастую несправедливы и даже опасны, потому что мы можем попытаться решить проблему, не учитывая своей роли в ней. Вместо того, чтобы направить свою энергию на то, чтобы исправить ситуацию, мы потратим время и силы на поиск козла отпущения и возможно создадим еще больше проблем в процессе.

Склонность обвинять других также может привести к тому, что мы упустим возможность извлечь урок из собственных ошибок. Вместо того, чтобы анализировать, что мы сделали не так и как мы могли бы сделать лучше, мы легко прикрепляем всю ответственность за произошедшее к другим людям.

Конечно, есть ситуации, когда другие люди действительно несут ответственность за произошедшее, но часто мы слишком быстро и без должного анализа своих действий исходим из того, что вина лежит только на других. Если мы хотим учиться на своих ошибках, то необходимо принимать ответственность за свои действия и постараться избежать обвинений других.

Фиксация на прошлом: почему мы не учимся на своих ошибках?

Многие люди склонны фиксироваться на своих прошлых ошибках и не могут продолжать жизнь, несмотря на все свои проблемы. Казалось бы, они могут научиться на своих ошибках и извлечь уроки для будущего, но что-то мешает им сделать это.

Одной из причин может быть страх повторения прошлых ошибок. Люди боятся, что если они снова сделают ту же ошибку, их жизнь обречена на провал. Это может привести к тому, что они перестанут рисковать и начнут избегать новых возможностей, что сильно ограничит их жизнь.

Кроме того, фиксация на прошлом может привести к тому, что люди начнут винить себя за ошибки, которые они сделали в прошлом. Это может привести к переживанию и депрессии, что осложнит их возможность научиться на своих ошибках и двигаться вперед.

Чтобы избежать фиксации на прошлом, важно смотреть на прошлые ошибки не как на позорный опыт, а как на урок, который поможет нам в будущем. Вместо того, чтобы зацикливаться на своих прошлых ошибках, мы можем использовать их, чтобы стать лучше и сделать мир вокруг нас лучше.

Почему мы не учимся на своих ошибках: грабли, на которые все чаще наступает человек

Незнание причин

Одной из главных причин, по которой мы не учимся на своих ошибках, является незнание истинных причин наших неудач. Часто мы не сознаем своих ошибок, либо пытаемся отговориться перед другими людьми, вместо того, чтобы искать корень проблемы.

Также, в большинстве случаев, люди не желают признаваться перед самими собой в своих ошибках, поскольку это подрывает их уверенность в себе и авторитет. В результате мы не можем извлечь уроки из своих неудач и продолжаем наступать на те же грабли снова и снова.

Незнание причин наших ошибок также может происходить из-за недостатка информации. Когда мы не имеем полной картины происходящего, мы не можем анализировать свои действия и делать выводы из своих ошибок. Поэтому важно быть внимательным к деталям и не испытывать стыда при запросе дополнительной информации у других людей.

  • В целом, осознание своих ошибок и умение учиться на них — это признак взрослости и мудрости. Никто не совершает постоянно правильные идеальные поступки, но только тот, кто умеет видеть свои ошибки, способен расти и развиваться.

Восприимчивость к установкам

Важным фактором, мешающим человеку учиться на своих ошибках, является его восприимчивость к установкам. Как правило, каждый человек имеет свой набор установок, которые определяют его поведение и действия в различных ситуациях.

Большинство установок формируются на ранних этапах развития личности и могут быть нарушены только при серьезных причинах, таких как сильный стресс или резкая смена жизненных обстоятельств.

  • Однако, если установки не соответствуют реальности, то это может приводить к постоянной ошибочной деятельности, которую человек не может понять и исправить.
  • Также, когда мы совершаем ошибки, нарушающие наши установки, мы можем чувствовать дискомфорт и бояться повторения ситуации. Это может приводить к тому, что мы избегаем подобных ситуаций, но не пытаемся понять их лучше и не обучаемся на своих ошибках.

Чтобы развиваться и учиться на своих ошибках, важно осознавать свои установки и быть готовыми к их изменению. Быть открытым и гибким в мышлении позволит легче переоценивать свои установки и менять их в зависимости от новых знаний и опыта.

Отсутствие мотивации к изменениям

Часто мы совершаем ошибки, но не извлекаем из них уроков и продолжаем делать то же самое. Причиной этого может быть отсутствие мотивации к изменениям. Мы можем осознавать свои ошибки, но если не видим в них значимость и не верим в возможность изменений, то не будем стремиться улучшить свои поступки.

Отсутствие мотивации может быть связано с тем, что мы не видим конкретной выгоды от изменений. Для того, чтобы менять своё поведение, необходимо понимать, какие преимущества можно получить в результате. Например, если мы осознаем, что избегание определенных ошибок поможет нам достичь цели, то мы будем более мотивированы стремиться к изменениям.

  • Совет: Попробуйте выявить, какие преимущества вы можете получить от изменения своего поведения. Это поможет вам обрести мотивацию и стать более успешным в своих поступках.
  • Пример: Если вы хотите похудеть, то можете посчитать, сколько килограммов вы сможете сбросить, как улучшится ваше здоровье и настроение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жальчее какая ошибка
  • Если человек не совершает ошибки то
  • Есть пара ошибок
  • Жалобы о том что где ошибка
  • Есть ошибки соединения сбис