Если человек делает орфографические ошибки

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном

Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум

фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание

фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Школьник, который пишет с дичайшими ошибками, – знакомый образ. Таких и в детской литературе полно, и в жизни, и в Интернете. Причем, судя по общению в том же Интернете, школьник этот, взрослея, не начинает писать лучше. Ужасно пишет и в двадцать лет, и в пятьдесят.

Однако не надо думать, что ошибки в русском – признак глупости и лени. Школьная программа по русскому языку – не такая уж сложная вещь (по крайней мере, класса до шестого). Правила по русскому в основном логичны: к примеру, если «фильтр» пишем через И, то и «фильтровать» через И будет тоже. Если у школьника, в целом вполне способного здраво рассуждать, на уроке русского вдруг логика отключается, и он, не смущаясь, пишет «фЕльтровать» — значит, этому есть причина.

Причина, как часто бывает, кроется в дошкольном детстве. Скорее всего, у нашего школьника были в этот период логопедические проблемы. Причем не проблемы с произнесением каких-нибудь звуков (это мелочи), а более серьезные. Например, была задержка речи, потом, когда речь все-таки появилась, ребенок очень долго (до школы) говорил с ошибками, лексический запас пополнялся медленно, были трудности с рассказыванием. Возможно, логопеды ставили ребенку диагноз ОНР, но полностью скорректировать нарушение не удалось.

Иными словами, развитие речи было несколько нарушено и пошло не тем путем, каким должно бы в идеале. И этот путь привел к третьему классу к двойкам по русскому. Ведь усвоение письменной речи – это продолжение развития речи устной. А у нашего ребенка в дошкольном детстве не сложилось той базы, на которую он должен опираться, осваивая правила орфографии.

То, что «безграмотность» может быть связана с нарушениями устной речи, ученые открыли в 70-х годах ХХ века. Диагнозу дали название «дизорфография». Дизорфография (не путать с дисграфией) – это когда орфографические ошибки связаны с нарушенным речевым развитием, с логопедическими проблемами.

Я не хочу сказать, что любая безграмотность – это непременно дизорфография. Никто не отменял и проблемы обучения. Их ведь великое множество: низкая мотивация, частые пропуски уроков, невротическая реакция ребенка на учителя, недиагностированное нарушение интеллекта… Но если интеллект в норме, а ошибки, несмотря на регулярные занятия русским, никак не уходят, – скорее всего, это дизорфография.

И хотя дизорфография закладывается еще до школы, это не значит, что в школьные годы с ней уже ничего нельзя поделать. Однако здесь не поможет простое выполнение упражнений по русскому, даже если эти упражнения делать в большом объеме. Дизорфография — это логопедический диагноз, и его коррекцию проводит логопед.

Полина Гусева, логопед 

Стала писать с ошибками

26 ответов

Последний —

Перейти

Гость

меньше сидеть на этом сайте

Гость

Что делать? Интернет меньше читать. Я как стала читать всякие форумы, тоже правописание хромать стало. Иной раз даже не могу понять, почему слово подчеркнуто, и что я не так написала.

Амина

Все очень просто — меньше сидите в интернете и больше читайте книжек, изданный в советский период, т.к. тогда еще в редакциях сидели абсолютно грамотные корректоры. Сейчас пишут неграмотно все — от мала до велика, выставляя это как показатель собственной свободы (сколько раз встречала даже тут: «я не на уроке русского языка, пишу, как хочу!!!»). В итоге вы читаете, зрительная память запоминает всю эту галиматью, которую тут пишут псевдоинтеллектуалы, и — вуаля! — вы вливаетесь в ряды неграмотных неучей.

Ната

Девуши! А про почерк что скажете? Это ж просто беда. Я, наверное, скоро писать разучусь, тем более грамотно.

Сплетен ради

у меня такая же проблема,и все из-за общения в соц.сетях.Пишу второпях,половину слов сокращаю,без знаков.Вот самое ужасное,что на работе в деловой переписке написала «счас» вместо сейчас.Вот позорище((

Гость

Я раньше всегда писала без ошибок, интуитивно знала, где нужна запятая, а сейчас стала замечать, что очень часто делаю глупые ошибки, правда, тут же исправляю(слава богу). Раньше у меня получалось грамотно составить текст, а сейчас бессмыслица какая-то((( Помогите, что мне делать?

CO 80905

Вряд ли Вы в повседневной жизни продолжаете реально писать, а не щелкать по клавиатуре (keyboard). Ведь теперь к созданию абсолютного большинства самых различных текстов уже не может относиться термин «написание», потому что в большинстве случаев происходит просто корявый монтаж кусков и фрагментов неведомого свойства и происхождения. И в результате такого монтажа на выходе часто получаются топорные и малограмотные опусы, которые при всем желании практически невозможно написать от руки. Безвозвратно прошли времена, когда писать доводилось только грамотным людям. Тогда малограмотные ничего не писали. И никто им этого не только не доверял, но и не дозволял. А нынче лепят по клавиатуре все, кому не лень. И нечего удивляться, и незачем сетовать. Малограмотные всегда были в большинстве, но знали свое место. А теперь, по всему видать, им принадлежит будущее. Но вряд ли светлое. Наверняка мутное.

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Смирнова Анастасия

    Психолог

    3 ответа

  • Эксперт

    Лукахина Анна

    Практикующий психолог

    9 ответов

  • Эксперт

    Нина Бабанакова

    Нутрициолог, консультант по…

    97 ответов

  • Эксперт

    Самоилов Роман

    Врач-нутрициолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Мальцева Ксения

    Нутрициолог

    57 ответов

  • Эксперт

    Ольга Наумова

    Эксперт по любовной…

    7 ответов

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    50 ответов

  • Эксперт

    Токуда Марина

    Психолог-психоаналитик

    7 ответов

  • Эксперт

    Лукановская Ольга

    Специалист по женскому…

    3 ответа

Амина

Все очень просто — меньше сидите в интернете и больше читайте книжек, изданный в советский период, т.к. тогда еще в редакциях сидели абсолютно грамотные корректоры. Сейчас пишут неграмотно все — от мала до велика, выставляя это как показатель собственной свободы (сколько раз встречала даже тут: «я не на уроке русского языка, пишу, как хочу!!!»). В итоге вы читаете, зрительная память запоминает всю эту галиматью, которую тут пишут псевдоинтеллектуалы, и — вуаля! — вы вливаетесь в ряды неграмотных неучей.

#24

Я раньше всегда писала без ошибок, интуитивно знала, где нужна запятая, а сейчас стала замечать, что очень часто делаю глупые ошибки, правда, тут же исправляю(слава богу). Раньше у меня получалось грамотно составить текст, а сейчас бессмыслица какая-то((( Помогите, что мне делать?

#25

Валерия

[quote=»»]Я раньше всегда писала без ошибок, интуитивно знала, где нужна запятая, а сейчас стала замечать, что очень часто делаю глупые ошибки, правда, тут же исправляю(слава богу). Раньше у меня получалось грамотно составить текст, а сейчас бессмыслица какая-то((( Помогите, что мне делать?

#26

Nero

Невроз у вас. Рассеянное внимание. Грамотность приобретается навсегда, она или есть или нет. Запятые — это пунктуация, с ней бывает сложней, но она тоже не меняется у конкретного человека.

© Юрий Смитюк/ТАСС

Что мы подумаем про взрослого человека, который пишет со множеством ошибок? Вероятно — что он плохо учился в школе. На худой конец, что он иностранец. Но неграмотность может быть связана и с особым строением мозга. Рассказываем, как отличить такие случаи

В Международной классификации болезней есть особый раздел — «расстройства развития учебных навыков». К ним относятся нарушения в освоении чтения, письма, математики и других базовых дисциплин. При этом зрение и слух у человека в порядке, он понимает язык, но с трудом овладевает его «кодировкой».

Многие слышали о дислексии, но специалисты также выделяют дисграфию, дизорфографию и дискалькулию. В чем их отличия?

  • Дислексия — это расстройство чтения. Человек с трудом может озвучить написанный текст, путает буквы в словах при чтении вслух. Дислексики могут не различать похожие буквы, окончания и корни слов, части речи. Здесь можно увидеть, как человек с дислексией воспринимает текст.

  • Дисграфия и дизорфография — расстройства письма. Как и при дислексии, человек испытывает трудности со словами и текстом — но на этот раз при письме. Написанные им буквы и слова могут выглядеть странно, а текст в целом — содержать много ошибок.

  • Дискалькулия — расстройство, при котором человек путается в числах. Он может случайно изменить порядок знаков, разрядность числа, систему расположения чисел.

Обычно первые звоночки появляются еще до школы. Например, ребенок путает слова с близкими согласными (мягкие и твердые, глухие и звонкие); пропускает буквы и целые слоги; напрягается и быстро устает во время чтения и письма; читает надписи «близко к тексту», как будто угадывая.

Например, в книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» главный герой учит грамоте некую Анюту Коломийцеву, у которой есть явные признаки расстройства обучения. Вот как герой описывает этот опыт:

«Ученица моя упрямо не доверяла буквам. Она руководствовалась больше собственными догадками… Одолевали мы слово «сапоги».

— Сы и а — са, — карабкалась по слогам Анюта, — пы и о — по, значит — сапо… Теперь гы и и — ги…

— Ну, что вместе получается? — спросил я.

— Валенки, — сказала Анюта».

Ошибки таких детей трудно поддаются логическому объяснению. Например, ребенок может написать «утт» вместо «тут», «зайкик» вместо «зайчик». Или писать слитно предлоги и существительные. Ребенок может составлять фразы как иностранец: «много человеков», «на ветках деревьях». Он может путать схожие по виду буквы («з» и «э»). При дисграфии у ребенка обычно неразборчивый почерк.

Признаки дислексии проявляются раньше всего — еще в дошкольном возрасте. Дисграфия становится заметной ко второму классу школы, когда письмо становится навыком. Дизорфография — «слепота к правилам письма» — становится очевидной еще позже. При этом дизорфографические ошибки очень стойкие и могут сохраняться годами.

Проседание в навыках может затрагивать несколько сфер сразу. Например, у детей, которые с трудом читают, есть ошибки в письме. Встречаются и проблемы с ориентацией в пространстве (путаница между «право» и «лево»), выполнением сложных действий руками (например, завязыванием шнурков, сборкой конструктора).

Дислексия и ее вариации не имеют ничего общего с уровнем интеллекта ребенка, и это прямо прописано в диагностических критериях.

Многие умные люди, в том числе выдающиеся писатели, всю жизнь допускали «смешные» ошибки. Рукописи Маяковского напоминали тетради первоклассника, а точки и запятые за него расставляли друзья и издатели. Рукописи Ганса Христиана Андерсена многие редакторы возвращали, даже не вчитываясь, — настолько отталкивало их обилие ошибок. Агата Кристи всю жизнь не только путала буквы в словах, но и цифры. Похожие проблемы преследовали Жюля Верна, Льюиса Кэрролла, Джейн Остин.

У большинства детей с дислексией интеллектуальные способности находятся на обычном уровне. При этом у дислексиков с низким и нормальным IQ снижена активность левого полушария в одних и тех же местах, связанных с обработкой речи. «Текстовый интеллект» в мозге представлен обособленно от обычного, который можно измерить с помощью тестов. Но поскольку львиную долю знаний мы получаем через текст, а демонстрируем свои способности через письмо, — это становится барьером для получения знаний.

Таким образом, дислексия может сама стать причиной проблем в развитии личности. У таких детей часто возникает фобия чтения. Например, если родители, не подозревая об этой личностной особенности, «наказывают» детей чтением. Дети начинают ненавидеть книги и уроки вообще — на этой основе часто формируется также фобия школы и различные нарушения поведения.

Процесс письма можно представить как работу сборочного конвейера, где каждое действие автоматизировано, каждый механический манипулятор находится на своем участке и вовремя завинчивает нужную гайку. Но если рабочие неправильно установили части конвейера, из него будут выходить машины без нужных деталей или с деталями, установленными неправильно или не в том месте.

Чтобы бегло и правильно писать, мозг человека тоже должен выполнять множество операций: распознавать буквы и составленные из них слоги и слова, интегрировать зрительную и слуховую информацию (то есть уметь озвучить прочитанное слово), координировать ее с моторикой глаз и руки. При дислексии и ее вариациях нарушается интеграция мозговых путей, вовлеченных в обработку текста.

Сегодня дислексия и дисграфия считаются мультифакторными нарушениями. Это значит, что за них могут отвечать и гены, и воздействия среды. Примерно в половине или даже в 2/3 случаев эти нарушения наследуются, а в остальных — возникают в результате ранних повреждений мозга. Например, гены DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319 влияют на миграцию (перемещение) нейронов при формировании коры мозга и связаны с повышенным риском дислексии. Всего же таких генов насчитывается около 50.

Риск также повышен при таких состояниях, как предлежание плаценты, гипоксия плода при затяжных родах, черепно-мозговых травмах из-за механического родовспоможения, болезнях матери во время беременности (диабет, алкоголизм), несовместимости крови плода и матери, ядерной желтухе и других состояниях. Но сама по себе травма не означает, что ее последствием будет именно дислексия.

Действительно, есть данные о том, что среди левшей дислексия более распространена. Но до конца неясно, почему так происходит. Например, согласно одной из теорий, предпочтение левой руки (по крайней мере в части случаев) кодируют те же гены, которые увеличивают вероятность дислексии.

Например, в 2013 году ученые обнаружили, что у левшей чаще встречаются определенные варианты гена PCSK6. Он запускает процессы, которые влияют на симметрию организма на ранних стадиях развития эмбриона. Например, у мышей с поврежденным геном PCSK6 наблюдаются аномалии в распределении внутренних органов: печень у таких животных может сформироваться справа, а сердце и желудок — слева.

Этот же ген связан и с дислексией. Исследователи предполагают, что развитие речи и право-, леворукость в эволюции человека были взаимосвязаны и могут иметь общие генетические механизмы. У многих людей, страдающих дислексией, есть особые признаки асимметрии как раз в области верхних височных извилин, где находится зона Вернике, отвечающая за восприятие речи.

Однако это не значит, что леворукость сама по себе вызывает трудности в освоении речи или письма. Если бы это было так, то большинство левшей испытывали бы такие трудности, но это не так. Скорее всего, только часть случаев леворукости связана с риском дислексии. Всего же за предпочтение левой руки отвечают около 40 генов.

Нужно учитывать, что мозг дислексика особенный. Полностью «перепрошить» его нельзя, поэтому требовать от ребенка с дислексией результатов наравне со всеми не стоит. Но можно подобрать ему специальную программу обучения, которая будет учитывать его способности. Этим занимаются логопеды и неврологи.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис. Есть данные о том, что спорт также помогает улучшить результаты у таких детей. Так, в ходе одного эксперимента дети с дислексией несколько месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате у них улучшились не только моторные навыки, но и языковые способности.

Кроме того, таким детям часто нужна не только коррекционная терапия, но и психологическая поддержка. Из-за своих особенностей они могут испытывать стресс во время занятий, чувствовать себя в классе лишними, отстающими и попросту глупыми. Здесь поможет работа с психологом, и особенно — поддерживающая атмосфера дома.

Антон Солдатов

Почему нас бесят орфографические ошибки?

Даже самое теплое и нежное сообщение может сильно разочаровать, если оно написано с ошибками. Мы как будто узнаем об авторе письма что-то между строк. Что именно? И почему нас так расстраивают чужие опечатки?

Грамматические педанты и орфографические «шовинисты» уже несколько десятилетий предсказывают упадок литературного языка. Мессенджеры, соцсети, пресловутый Т9 на смартфонах… Планка грамотности снижается — и это факт. Но хорошо ли это для восприятия речи?

Язык оказывает огромное значение на многие сферы нашей жизни. У некоторых развивается почти аллергическая реакция на ошибки, и они тут же принимаются наклеивать ярлыки: неграмотно пишет — значит, недоучка, бескультурный человек, неумен.

Недавнее исследование показывает, что такое категоричное поведение многое говорит о том, кто оценивает чужую грамотность. Лингвисты Джули Боланд и Робин Квин из Мичиганского университета решили выяснить, насколько по-разному люди реагируют на письменные ошибки.

В ходе исследования 83 респондента оценили объявления от вымышленных жильцов о поиске соседей по комнате. Содержание всегда было одинаковое, а написание разное: в тексты добавили опечатки и грамматические ошибки.

Опечатки были незначительными, сделанными «по невнимательности» (например, «abuot» вместо «about»). Они не меняли смысл написанного — наш мозг считывал изначальное значение. В то время как грамматические ошибки («you’re» вместо «your») иногда полностью меняли значение текста.

Интровертов и молчаливых людей, как правило, больше раздражают ошибки, чем экстравертов

Затем, основываясь на прочитанных текстах, испытуемые должны были оценить, считают ли они соответствующего кандидата симпатичным, умным или надежным. Оценки, по мнению специалистов, были связаны не с уровнем образования или возрастом оцениваемых, а с личностью оценивающих.

Сначала их попросили заполнить анкету. Затем их характеры соотнесли с классической психологической моделью «Большой пятерки»: невротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество (уживчивость), добросовестность (сознательность).

Во время исследования Боланд и Квин обнаружили, что интровертов и молчаливых людей, как правило, больше раздражают ошибки, чем экстравертов.

Невротиков не беспокоят языковые ошибки, а добросовестным, но менее открытым людям особенно не нравятся опечатки. С грамматическими ошибками они, как правило, могут смириться. Неуживчивые и нетерпимые люди в свою очередь демонстрировали «аллергию» на грамматические ошибки.

Правильное обращение с языком не только нужно, чтобы лучше понимать друг друга, но и считается критерием профессионализма

Конечно, результаты исследования не смогут серьезно повлиять на реальную жизнь. И все же правильное обращение с языком не только нужно, чтобы лучше понимать друг друга, но и считается критерием профессионализма.

Например, некоторые работодатели доверяют или не доверяют сотрудникам, ориентируясь на их грамотность. И даже при приеме на работу фильтруют кандидатов через тест на орфографию.

В личной переписке грамматические ошибки могут убить отношения. Правильно и грамотно подобранные слова без ошибок могут повлиять на выбор потенциального партнера. На фоне популярности «ленивых» сообщений, авторы которых не готовы потратить время на исправление ошибок, грамотеи выглядят более сексуальными.

Источник фотографий:Getty Images

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Есть ошибки заполнения табличной части 1с
  • Есть ошибка эксель
  • Есть ошибка excel
  • Есть ошибка техническая а есть
  • Есть орфографические ошибки а есть