Еще совсем недавно ему пели фимиамы ошибки

73 месяца назад

2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. Еще недавно ему пели фимиамы

Ответы1

Ефим

71 месяцев назад

В русском языке используют фразеологизмы: говорит, как бисером сыпет — говорит складно; стал притчей во языцех — стал известным, легендарным; петь дифирамбы — восхвалять.

  1. Я не верю политику, который говорит, как бисером сыпет. 2. Для всей школы этот ученик стал притчей во языцех. 3. Еще недавно ему пели дифирамбы.

Найти речевые ошибки.

Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

Вы перешли к вопросу Найти речевые ошибки?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Найдите ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний и объясните их

1. На соревнованиях по городкам вторую премию заняли мастера с завода «Электросталь».
2. Отсутствие агитации возымело некоторое влияние на военнослужащих.
3. Подсознание имеет большую роль в жизни человека.
4. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам потратила.
5. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты.

1. На соревнованиях по городкам второе место заняли (либо «вторую премию получили») мастера с завода «Электросталь».
2. Отсутствие агитации оказало некоторое влияние («возымело некоторый эффект») на военнослужащих.
3. Подсознание играет большую роль («имеет большое значение») в жизни человека.
4. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам попортила.
5. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой уши (или «раскрывали рты»).

1. На соревнованиях по городкам второе место заняли мастера с завода «Электросталь».
2. Отсутствие агитации возымело некоторый эффект на военнослужащих.
3. Подсознание имеет большое место в жизни человека.
или «играет большую роль»
Устойчивые выражения — «играть роль», «иметь место»
4. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам попортила.
5. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто разевали порой рты.
или «развешивали уши»

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний 1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы?

Русский язык | 10 — 11 классы

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний 1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы.

2) Его слова внушают мне большое сомнение.

3) Затая дыхание ребята слушали выступление подполковника в отставке.

2 — доверие, 3 — работе

может быть но я не уверен.

Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость?

Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость.

На улице лил большой дождь.

В разговоре он допустил сильную ошибку.

Грехи мои тяжелые!

Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний : Это событие сыграло большое значение в его дальнейшей жизни?

Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний : Это событие сыграло большое значение в его дальнейшей жизни.

Музыка эта так и забирает за сердце.

Все горят стремлением сделать как можно больше.

Этому вопросу следует уделить серьёзное значение.

Важную роль при определении значения слова имеет контекст.

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочитаний1?

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочитаний

Так вот, где собака порылась!

Помогите Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов?

Помогите Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.

2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.

3. Еще недавно ему пели фимиамы.

Задание № 3?

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.

2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.

3. Еще недавно ему пели фимиамы.

Какая ошибка допущена в устойчивом словосочетании — Глухое сено?

Какая ошибка допущена в устойчивом словосочетании — Глухое сено?

Найти речевые ошибки?

Найти речевые ошибки.

Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

Укажите словосочетание, не содержащее ошибку : А) ошибиться через него ; Б) поблагодарить прохожему ; В) смеяться над тобой?

Укажите словосочетание, не содержащее ошибку : А) ошибиться через него ; Б) поблагодарить прохожему ; В) смеяться над тобой.

Исправьте и запишите словосочетания содержащие ошибки.

Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами)?

Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).

Обманывать , Обидеться, Доверчиво слушать , Усиленно думать над трудным вопросом .

Исправьте ошибки в использовании форм глаголов и причастий?

Исправьте ошибки в использовании форм глаголов и причастий.

Укажите возможные варианты форм и их стилистическое использование.

Вопрос, обсуждающий на сегодняшнем собрании, очень важен.

В это время рыба метает икру.

Вы находитесь на странице вопроса Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний 1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

1)Заботливая мать 2)3 части . 1 на полянку. До по поляне . 2Тетёрка нашла . До муравьиные яйца . 3)полянку , рябенькие , пушистые, разбежались , по поляне , муравьиную , стояла , в сторонке , летит , ястреб , крадётся, лисица . 4)выш(л)а , разб..

Вьюги ютированная гласная, ю обозначает 2 звука й , у.

Упустить, наверстать, погнаться, поймать, стрелять, попадать, побеждать, погибать, рождаться, уезжать, любить, купить.

Упустить, наверстать , погнать , поймать , стрелять, попасть , победить , погибнуть, родиться , победить, уехать, любить , купить.

Это словарное слово! Пишется университет.

Университет ввроде так.

1)у меня есть щенок, с которым я люблю играть 2)я смотрю в экран монитора 3)мы с мамой видели, как экскалатор поднимает блоки, что бы построить здание 4)весь класс ездил на экскурсию в другой город 5)у нас во дворе уже есть по спевшие яблоки 6)я любл..

У моей мамы есть щеночек Боря, он очень любит яблоки и разные ягоды! Мы с классом поехали в музей на экскурсию, там нам рассказали об экскалатарх . Мы в лесу увидели ящерицу, и она показала нам свой длинный язык.

5 — 2, 3 6 — 1 7 — 2 8 — 4 9 — 4 10 — 1 11 — 2, 3, 4 12 — 1, 3.

Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Помогите,пожалуйста! Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний в предложенных

Помогите,пожалуйста! Исправьте оплошности в употреблении устойчивых словосочетаний в предложенных фрагментах учебно-научных текстов.

1. Большое значение в этом процессе играют электрические поля гидродинамических источников.

2. Это соотношение показало огромное воздействие на развитие квантовой механики оно навело де Бройля на идею волн материи.

3. Меж тем, мысль дискретности пространства увлекала внимание как выдающихся мыслителей, так и обычных людей с давних времен.

4. Вместе с тем развитие машинного производства обусловливает необходимость массовой подготовки инженерных кадров и дает сильный прыжок развитию технического образованию.

5. В истинное время сетевые технологии претерпевают бурное развитие.

  • Danil Shhelkovoj
  • Русский язык 2018-12-16 08:16:24 0 1

1. Великую роль в этом процессе играют электрические поля гидродинамических источников.
2. Это соотношение оказало громадное воздействие на развитие квантовой механики оно навело де Бройля на идею волн материи.
3. Меж тем, мысль дискретности места завлекала внимание как выдающихся мыслителей, так и обычных людей с давних времен.
4. Совместно с тем развитие машинного производства обусловливает необходимость массовой подготовки инженерных кадров и дает мощный толчок развитию технического образованию.
5. В настоящее время сетевые технологии получают обширное развитие.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/2983510_ispravte-osibki-v-ispolzovanii-ustojcivyh-slovosocetanij/

http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/101287-pomogite-pozhalujsta-ispravte-oshibki-v-upotreblenii-ustojchivyh-slovosochetanij-v-predlozhennyh.html

Упражнения

1. Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Исправьте ошибки.

1. Работа над проектом возобновилась вновь после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера. 3. Первая премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали и нравственности. 5. Люди все дальше и дальше отдаляются от природы. 6. Каждый понимает понятие родины по-своему. 7. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь между собой. 9. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, оперативно и быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной существующей жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются непонятыми. 13. Твардовский был одним из самых образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования собой. 15. Художественно оформленный внутренний интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег зарос непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать руками. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники за город.

2. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним.

1. Простодушные люди часто принимают (желаемое, желанное, желательное) за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма (значимой, значительной) фигурой. 3. Слушателям (представилась, предоставилась) возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание студентов – (дипломантов, дипломников) 5 курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно (проблемным, проблематичным). 6. У этого актера несомненный (комический, комичный) талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались (воинственным, воинствующим) характером. 8. (Заглавную, главную) роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И.Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен (иллюстрированный, иллюстративный) материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается (сыскать, снискать) средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту (буднюю, будничную) колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже (вражеского, враждебного) приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту (гармоничную, гармоническую) цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне (логичным, логическим).

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте их.

1. Пушкин показал сильного, не подвергнутого порокам общества человека. 2. У девушки были пухлые, чувственные губы. 3. Он такой невежа, даже Пушкина не читал. 4. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 5. Не вздумай одевать эту легкую куртку, на улице очень холодно! 6. Ей было нестерпимо больно слушать эти несправедливые обвинения. 7. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения. 8. Эта розовая птичка обитает в лесистых горных местах и ведет скрытый образ жизни. 9. Постановление носит рекомендательный характер. 10. Условия обитания и состояние редких океанических животных заметно ухудшаются. 11. Многие произведения этого писателя знаменуют важный этап в становлении реалистичного искусства. 12. Этот талантливый пианист, несмотря на свою молодость, является дипломантом нескольких международных конкурсов. 13. С молодой республикой были установлены дипломатичные отношения. 14. Фигуристы продемонстрировали очень техническое исполнение произвольной программы. 15. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы.

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

1. Важную роль в развитии литературного языка имеет чтение художественной литературы. 2. Два года команда одерживала успехи на чемпионатах мира. 3. Пора подвести результаты встречи. 4. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 5. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров. 6. Кураторы придают большое внимание воспитательной работе. 7. Все находившиеся в зале очень пристально слушали выступление докладчика. 8. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это. 9. Главный акцент ставится на знании теории вопроса 10. Угрозы энергетиков отключить электричество переходят все рамки. 11. Большая половина пенсионеров сегодня находится за чертой бедности. 12. Необходимо уделять более серьезное значение речевым ошибкам студентов. 13. В начале войны наши войска потерпели огромные потери. 14. Этот молодой ученый уже в 30 лет защитил степень доктора наук. 15. Премьера нового фильма оказала на всех огромное впечатление. 16. Никогда не стоит делать напрасных обещаний. 17. Проработав всего месяц в должности директора, он уже смог получить заслуженное уважение своих подчиненных. 18. Не стоит из-за таких мелочей строить проблему. 19. К сожалению, до сих пор некоторые страны испытывают враждебное отношение к России. 20. Необходимо изменить криминогенную ситуацию, которая происходит у нас в городе.

5. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Мой друг не упал лицом в грязь и успешно сдал экзамены. 3. Когда я думаю, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части. 4. Все ее ругали на чем свет стоял. 5. Беспорядки в стране наконец прекратились, жизнь постепенно налаживалась – все возвращалось на свои круги. 6. Вот уже двадцать лет они неразлучные друзья – их вода не разольет. 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 8. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали рты. 11. Ни для кого не секрет, что в советские времена нередко всех собирали под одну гребенку. 12. Никому не хочется набивать шишки на ровном месте. 13. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу. 14. Львиная часть работы уже выполнена. 15. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

6. Замените выделенные заимствованные слова русскими синонимами. В случае затруднения обращайтесь к словарю.

1. Между партнерами состоялся весьма конструктивный диалог. 2. Мой отец прекрасно рисует, хотя он и дилетант. 3. К вопросам религии я отношусь достаточно индифферентно. 4. У некоторых людей на войне постепенно атрофируется чувство опасности. 5. Вместе с актрисой зритель переживает все нюансы чувств любящей женщины. 6. В нашей многонациональной стране проживают люди, принадлежащие к различным конфессиям. 7. Сюжет этого фильма достаточно банален. 8. Мы знаем и такие печальные факты нашей истории, как выдворение из страны диссидентов. 9. У него была способность имитировать пение птиц. 10. На Западе очень многие состоятельные люди занимаются филантропией. 11. В своей жизни он так часто сталкивался с несправедливостью, что к старости стал мизантропом. 12. В обществе превалирует мнение о том, что социальные реформы проводятся непродуманно. 13. Борьба с террористами является кардинальным вопросом современности. 14. Приоритет в ряде географических открытий принадлежит России. 15. Мой сосед по купе оказался очень коммуникабельным человеком, и время в пути пролетело незаметно.

7. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели жители, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала и размышляла. 4. В докладе было приведено много документальных фактов этих недавних событий. 5. Инициатором и зачинателем этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать главную суть вопроса. 7. В этих событиях важную скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в одетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни надвигались радостные события. 10. Книга этого писателя пользуется огромным интересом у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно апатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда анонс. 14. Трудно представить себе общество более роскошнее, чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор кратко резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружественные отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, сыскав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного гроша не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им памятные сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.

Тестовые задания

1. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм:

1) внешняя оболочка 9) писатель русской литературы

2) поселился жить на побережье 10) произвести впечатление

3) оправдать доверие 11) патриот Родины

4) взаимное уважение друг друга 12) лесная опушка

5) выдающийся виртуоз 13) своя автобиография

6) документальное досье 14) очевидный факт

7) высокий рейтинг 15) ценные сокровища

8) местные аборигены 16) совместное сотрудничество.

2. Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки в результате смешения паронимов:

1) скоропостижное решение 11) веский вклад

2) иллюстративный пример 12) дипломатичный ответ

3) доходчивый студент 13) проблематичное решение

4) надеть очки 14) дружественные страны

5) конструктивное решение 15) явственный след

6) будняя одежда 16) комичная ситуация

7) деловой костюм 17) удачный предприниматель

8) экономичная политика 18) логичные законы

9) длительная ночь 19) нестерпимое положение

10) желательное присутствие 20) предоставить к награде.

3. Отметьте словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость:

1) уделять большое значение 11) сильная ошибка

2) понести потери 12) подвести результат

3) одержать успех 13) во всем понимать меру

4) получить результаты 14) подорожание цен

5) усилить интерес 15) неблагоприятно сказаться на здоровье

6) тратить нервы 16) вероятность осложнений

7) поставить концерт 17) выполнить мечту

8) исправить недостатки 18) сильная привязанность

9) причинить вред 19) делать акцент

10) отводить место 20) завоевать звание лауреата.

4. Отметьте номера единиц, являющихся фразеологизмами:

1) собаку покормить – 2) собаку съесть

3) белая ворона – 4) белая курица

5) водой не смоешь – 6) водой не разольешь

7) выйти из себя – 8) выйти из положения

9) куры не клюют – 10) птицы не клюют

11) левая рука – 12) правая рука

13) парить в облаках – 14) витать в облаках

15) испить чашу до дна – 16) испить чарку до дна

17) протянуть руки – 18) протянуть ноги

19) соловьиная песня – 20) лебединая песня

5. Установите значение фразеологизма:

1) птица высокого полета а) хитрый, ловкий человек

2) бесструнная балалайка б) изнеженный человек

3) кисейная барышня в) пустомеля

4) продувная бестия г) очень опытный, бывалый человек

5) стреляный воробей д) влиятельный человек

е) человек, не заслуживающий внимания

6. Установите значение слов:

1) менторский а) коварный, действующий путем обмана, измены

2) аскетический б) сильно и пылко чувствующий

3) вероломный в) предвзятый, предубежденный по отношению к кому-

4) пристрастный либо, чему-либо

г) приверженный строгому образу жизни с отказом от

жизненных благ и удовольствий

д) страдающий малокровием

е) нравоучительный, поучающий

7. Установите значение слов:

1) альянс а) удача в достижении чего-нибудь

2) импичмент б) неуспех, полная неудача

3) когорта в) крепко сплоченная группа соратников

4) фиаско г) союз, объединение на основе договорных обязательств

д) предварительное объявление (о спектакле, фильме,

концерте)

е) процедура лишения полномочий высших должностных лиц, допустивших грубое нарушение закона

8. Установите значение слов:

1) имитация а) бескорыстная забота о благе других людей

2) имидж б) подрыв доверия, умаление авторитета

3) альтруизм в) ущемление прав по национальной или половой

4) дискриминация принадлежности

г) совокупность вкусов и взглядов, господствующих

в определенной среде в определенное время

д) воспроизведение с возможной точностью,

подражание кому-либо, чему-либо

е) целенаправленно созданный образ

9. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.

1. Статус депутата обязывает его к этому.

2. По заказу одного из тогдашних богачей художник написал репродукцию этой своей картины, которая и была потом куплена для Третьяковки.

3. Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре.

4. Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату.

5. Спектакль кончается каким-то странным и очень грустным апофеозом.

6. Решения, принятые собранием акционеров, признаны недействительными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума.

7. Наша фирма производит не только одежду самых современных моделей, но и оригинальные аксессуары к ней.

8. После долгих переговоров удалось прийти к концепции по многим вопросам.

9. Нельзя проводить аналогию между этими двумя передачами: цели и аудитория у них совершенно разные.

10. США приняли ряд мер, чтобы сократить импорт японских автомобилей.

11. Это лекарство было апробировано на животных.

12. Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

13. Опытный дирижер, он умел создать из разрозненно звучащих инструментов единое целое – гармонию, какофонию звуков.

14. Поздравить патриарха с праздником прибыли представители различных конфессий.

15. Казахстан и Россия договорились использовать космодром Байконур на основе приоритета – с равным участием сторон в финансировании и обслуживании объекта.

16. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.

17. В последние годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.

18. Вернисаж, где были выставлены картины абстракционистов, продолжался более двух месяцев.

19. Перед нами встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или университет.

20. Певица ушла со сцены в самом апогее славы.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнения

1.

1. Работа над проектом возобновилась после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки фольклора Севера. 3. Премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали. 5. Люди все больше и больше отдаляются от природы. 6. У каждого свое понятие родины. 7. Он всего лишь описал случай, который произошел с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь. 9. Ясность цели позволяет настойчиво добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются загадкой. 13. Твардовский был одним из образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования. 15. Художественно оформленный интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег покрылся непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно сказать: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники.

2.

1. Простодушные люди часто принимают желаемое за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма значительной фигурой. 3. Слушателям представилась возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание для студентов-дипломников V курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно проблематичным. 6. У этого актера несомненный комический талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались воинственным характером. 8. Заглавную роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И. Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен иллюстративный материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается сыскать средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже враждебного приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне логичным.

3.

1) не подверженного 3) невежда 4) эффектных 5) надевать 7) смертельным 8)  скрытный 11) реалистического 13) дипломатические 14) техничное 15) рекомендованной.

4.

1) роль… играет (важное значение … имеет) 2) добивалась успехов (одерживала победу) 3) подвести итоги (огласить результаты) 4) произвел … впечатление (оказал воздействие) 5) снизить стоимость 6) придают … значение (уделяют внимание) 7) внимательно слушали 8)  сильным выражениям 9) акцент делается 10) переходят … границы 11) большая часть 12) уделять … внимание 13) понесли … потери 14) получил степень 15) произвела … впечатление 16) давать … обещаний 17) снискать уважение 18) делать проблему 19) сохраняют … отношение 20) ситуацию, которая сложилась.

5.

1) курили фимиамы (пели дифирамбы) 2) не ударил лицом в грязь 3) кошки скребут на сердце (сердце рвется на части) 4) на чем свет стоит 5) на круги своя 6) водой не разольешь 7) как за каменной стеной 8) как две капли воды 9) душа ушла в пятки (язык прилип к гортани) 10) развешивали уши 11) брили под одну гребенку 12) набивать шишки (спотыкаться на ровном месте) 13) сводит в могилу 14) львиная доля 15) красной нитью проходит.

6.

1) плодотворный 2) непрофессионал (любитель) 3) равнодушно (безразлично) 4) притупляется 5) оттенки 6) вероисповеданиям 7) избит 8) инакомыслящих 9) подражать 10) благотворительностью 11) человеконенавистником 12) преобладает 13) важным (основным, главным) 14) первенство 15) общительным.

7.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой выносит окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели люди, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала. 4. В докладе было приведено много фактов этих недавних событий. 5. Инициатором этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать суть вопроса. 7. В этих событиях первую скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в надетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни приближались радостные события. 10. Книга этого писателя вызывает огромный интерес у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла главная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно несимпатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда аншлаг. 14. Трудно представить себе общество роскошнее (более роскошное), чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружеские отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, снискав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного яйца (ломаного гроша) не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать.

Тестовые задания

1. 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16

2. 1, 3, 6, 8, 9, 11, 17, 18, 20

3. 1, 3, 4,5,6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 20

4. 2, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 18, 20

5. 1д, 2в, 3б, 4а, 5г

6. 1е, 2г, 3а, 4в

7. 1г, 2е, 3в, 4б

8. 1д, 2е, 3а, 4в

9. 2, 4, 5, 6, 8, 11,13, 15, 16, 18, 19.

Лексические нормы

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

— Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра,
завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя,
красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

— Выдающийся литературовед, историк
культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека
– его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием?

Действительно, через язык выражается вся
сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную
пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному
через слово.  Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».

ЗАПИСЬ ТЕМЫ


Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем
способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность
выбора слова;

                                                 2)
уместность его использования в общепринятых в языке

                                              
сочетаниях.

Нарушение лексических норм приводит к
ошибкам. Составим таблицу.

  №

Вид ошибки

Примеры

1

Смешение паронимов

П — это слова, сходные по звучанию и морфемному
составу, но различающиеся лексическим значением. 

Письмо отправили  адресанту по
почте
.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

— Выполним упр. 115 устно.

1.Мы подготовили/приготовили
домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй
иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить
правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень
дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в
спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под
заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный
стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту
русской души.

Пояснение

1)Провести предварительную работу для
осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности
к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л.,
употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным
для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т.
п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство,
процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других;
основной.

Содержащий заглавие.

6)Фамилия, собственноручно написанная под
чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

 Декоративная живопись на стенах,
потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении
власти, авторитету. 

Пользующийся
авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) Поперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Вид
ошибки

Примеры

2

Лексическая
несочетаемость

Ужасно красивый
костюм

(слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее
сказать: очень красивый костюм).

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

КАРТОЧКА

  1. Желание
    сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор
    увеличивает впечатление о герое.
  3. В
    окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература
    играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4
предложении.
 

Вид
ошибки

Примеры

3

Тавтология

Т — 
повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. 

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация.
(Слова
сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

4

Плеоназм

П
—  излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет.
(Автопортрет
– портрет самого себя.)

— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

КАРТОЧКА

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У
него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине. П

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Дополнительно:

Объясните
знаки препинания в 1 предложении.

Вид
ошибки

Примеры

5

Употребление
фразеологизмов

Ф
– устойчивые сочетания. 

В спорте большое значение играет регулярная
тренировка.
(Правильно: играет роль или имеет значение)

— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением)
фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для
ассоциативных преобразований.

КАРТОЧКА

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить
(ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми
нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и
отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его
увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали
уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки).
7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Пояснение

Дифира́мб —
жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом
значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле. 

Дополнительно:

Объясните
значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Что нового узнали на уроке?

— Где можно применить таблицу «Речевые
ошибки»?

 На уроках русского языка, при написании
сочинений и  ,конечно, при  подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для
развития культуры речи.


Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему
поднимает поэт?  Что вы думаете о будущем русского языка?

        
 Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

        
 Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

         
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

         
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

         
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

         
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в
разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший
довольно широкую нишу в западной

  1. Домашнее задание:
    учить таблицу, упр. 117.

Задание
1

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

2.Автор
увеличивает впечатление о герое.

3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.

Задание
2

Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У
него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Задание
3

Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить

 под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Задание
1

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

2.Автор
увеличивает впечатление о герое.

3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.

Задание
2

Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У
него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Задание
3

Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить

 под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Еще не убранные поля не исправленная ошибка
  • Жестикулировал руками какая ошибка
  • Женился совершил ошибку
  • Еще более ошибка
  • Желтый круг ауди ошибка