Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом ошибка

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) эксперт      б) начала         в) алкоголь      г) черпать

       2.     В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а)тОрты          б)звОнить        в) дОсуг           г) пОняв

       3.     В каком предложении вместо слова сытый должно употребляться слово сытный?

а) Сытый голодного не разумеет.    б) Обед оказался сытым и вкусным.

в)  Сытый человек лучше работает.    г) Сытые волки – те же хищники.

      4.     Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех     б) подмосковная здравица     в) отдыхать в пансионате

г)  написать обоснование

      5.      Укажите предложение, в котором не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.     б) Это был костный по своим взглядам старик.

в)  Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.   г) Его смех был заразительным.

      6.      Укажите предложение, в котором не нарушены морфологические нормы.

а)  Мама напекла много оладий.  б) Нужно купить пять килограммов макаронов.

в) Вечером надо позвонить к своему другу.  г) Я симпатизирую к этому человеку.

      7.      Укажите словосочетание с морфологической ошибкой.

а)  несколько пар чулок и носков   б)  килограмм апельсин  в) на обеих сторонах листа

г)  в две тысячи первом году.

      8.     Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а)  Глядя на это, у меня текут слёзы.  б) Им руководила жажда деятельности.  в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.   г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

      9.     Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на моё день рождения.      б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.           в) Хочу заверить вас о моём согласии прочитать курс лекций.                 г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

1.. Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а) Глядя на это, у меня текут слезы.

б) Им руководила жажда деятельности.

в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.

г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

2. Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на мое день рождения.

б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.

в) Хочу заверить вас о моем согласии прочитать курс лекций.

г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

3. . В каком предложении вместо слова сытый  должно употребляться слово сытный ?

а) Сытый голодного не разумеет (Пословица).

б) Обед оказался сытым и вкусным.

в) Сытый человек лучше работает.

г) Сытые волки – те же хищники.

4. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех

б) подмосковная здравица

в) отдыхать в пансионате

г) написать обоснование

5. Укажите предложения, в которых не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.

б) Это был костный по своим взглядам старик.

в) Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.

г) Его смех был заразительным.

6. Укажите, чем связаны в данном тексте 1‑ое и 2‑ое предложения:

(1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где‑то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. (М. Булгаков)

а) лексический повтор

б) лексический повтор и единство временных форм

в) лексический повтор и местоименные наречия

г) лексический повтор и синтаксический параллелизм

7. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (в) продолжение фильма, (в) виду противника, (в) целях обороны

б) (за) счет организации, (по) мере необходимости, (с) верх плана

в) (в) следствие болезни, (в) место учителя, выяснилось поз (же)

г) (в) течение дня, по (над) Волгой рекой, (по) поводу сказанного

8. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (в) виде исключения, (в) место меня, что (бы) ни случилось

б) то (же) опоздал; дорого, за (то) качественно; (в) связи с семейными обстоятельствами

в) (в) след за (тем), узнать (на) счет расписания, сделать (таки)

г) иметь (в) виду, след (в) след, медальон (в) виде подковы

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

А.Поле было засея(1)о, скоше(2)ая трава осе(3)его цвета лежала кое‑где неровными рядами.

Б. Неожида(1)о получив отпор, она, ра(2)ее избалова(3)ая вниманием, выглядела испуга(4)ой и растеря(5)ой.

В. Штук сто примерно этих мирных, преда(1)ых человеку и полезных ему животных были застреле(2)ы или истребле(3)ы и(4)ыми способами в разных местах страны. (М. Булгаков)

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н Н

А.Роман, написа(1)ый второпях, совсем неожида(2)о был встречен восторже(3)о и был занесе(4) в каталог лучших книг года.

Б. Мы были увере(1)ы, что эти трудности време(2)ы и, несомне(3)о, легко преодолимы.

В.Например, в Армавире один из ни в чем не пови(1)ых зверей был приведе(2) каким‑то граждани(3)ом в милицию со связа(4)ыми передними лапками. (М. Булгаков

11.На месте каких цифр должны стоять запятые?

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово 1 и для того 2 чтобы общение это было возможно 3 нужно употреблять слова так 4 чтобы при каждом слове 5 несомненно 6 вызывались у всех соответствующие 7 и точные понятия.

2. Я не слышал1  о чем говорили мои соседи 2 но мне 3  казалось 4 что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью 1 и я спал так крепко 2  что не видел 3  ни дома 4 ни березовой аллеи 5  и никого из домашних 6 которые уже все разошлись 7  и давно спали.

4. Когда певец закончил свое выступление 1  все стали громко аплодировать 2  и 3 казалось 4  что овации не будет конца.

5. Ехать с отцом мальчику очень хотелось 1 но он еще никогда не выезжал из родной деревни 2 и ему было страшновато от неизвестности 3  что принесет ему дорога.

6. . Помнится 1 что 2  когда было начало марта 3  стояла оттепель 4 и извозчики ездили на колесах.

7. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться 1  и 2 когда сядет по горло в воду 3 велит поставить в воду 4 также стол 5 и самовар 6 и очень любит пить чай в такой прохладе.

12. Спиши, расставляя знаки препинания.

 Дорога жизни

Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру но зажатый в кольцо блокады Ленинград продолжал героическую борьбу. Единственный путь оставшийся для связи с Большой землей проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом по нему сразу же стали прокладывать дорогу и в ночь на 22 ноября по льду озера прошла первая колонна она состояла из 60 грузовиков и командовал ею майор Порчунов. Зима выдалась суровой над Ладогой часто завывал северный ветер который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины вода заливала лед машины не слушались руля а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Дороге жизни продолжалось более 150 суток несмотря на метель пургу бомбежки и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы для победы. Газета «Правда» писала что история Ладожской трассы это поэма о мужестве и стойкости советских людей. Все дальше уходят в прошлое события тех лет но ни ленинградцы ни весь советский народ никогда не забудут подвига героев легендарной Дороги жизни. (Из газет)

13. Сформулируй и запиши основную мысль текста и напиши 3-5 предложений по данной проблеме

Необходимо беречь каждую минуту времени.

3. Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.

Сообщение:

Увеличить поле для сообщения

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

..

.

.

.

.

.

.Наложили

Асиля Ларионова

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1)слова матери оставили отпечаток на его жизни

2)необходимо беречь каждую минуту.

3)его приезд стал для меня неожиданностью.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Оставили отпечаток/след?

—-

—-

Валерия Борисова

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

не «на жизни», а «на жизнь»(?)

Алексей Тимофеев

11.02.2015

Гасан, тут образно

Кристина Безматная

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1. в его жизни

2.без времени

3. Без неожиданным

Виталина Гаврина

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1) оставили отпечаток

2) каждую минуту драгоценного времени

3) необыкновенным сюрпризом

Анастасия Бреус

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

1.Слова матери наложили отпечаток на его жизнь.

Ирина Астапова

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1. …оставили след в его жизни

2. …каждую минуту.

3…для меня неожиданностью (сюрпризом)

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.1. Наложили отпечаток на жизнь

2.без «времени»

3. Без «неожиданным»

Анастасия Масленникова

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1)наложили отпечаток на его жизнь

2)беречь каждую минуту

3)стал сюрпризом

ЕГЭ 2023 100БАЛЛОВ

11.02.2015

1

Асиля, 2 и 3 верно. А в первом фразеологизм «наложить отпечаток на что-то» (наложили отпечаток на его жизнь)

Асиля Ларионова

11.02.2015

ЕГЭ 2015, спасибо огромное!;)

Наложили отпечаток

Без минут

Построение текста

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1)слова матери наложили отпечаток на его жизнь

2)необходимо беречь каждую минуту.

3)его приезд стал для меня сюрпризом.

Sonya Nikolaeva

11.02.2015

.

.

.

.

.

.

.

.

1. Оставил

2. Каждый момент

3 неожиданный — лишнее

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Наложили

1)Руководители предприятия по-прежнему надеются на указания министерства. Руководящие нужно убрать, тк указания и так как бы «руководствуют» людьми и дают им обязанности.

2)Его приезд стал для меня сюрпризом. Неожиданным нужно убрать, тк сюрприз и так является нежданным и случайным событием.

3)Для достижения цели необходимо соединить все усилия. Воедино нужно убрать, тк оно и так обозначает соединение в одно целое.

4)После танковой атаки было принято решение отступать. Назад нужно убрать, тк отступление и так значит, что нужно уйти назад, подальше от вражеских атак.

1.. Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а) Глядя на это, у меня текут слезы.

б) Им руководила жажда деятельности.

в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.

г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

2. Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на мое день рождения.

б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.

в) Хочу заверить вас о моем согласии прочитать курс лекций.

г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

3. . В каком предложении вместо слова сытый  должно употребляться слово сытный ?

а) Сытый голодного не разумеет (Пословица).

б) Обед оказался сытым и вкусным.

в) Сытый человек лучше работает.

г) Сытые волки – те же хищники.

4. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех

б) подмосковная здравица

в) отдыхать в пансионате

г) написать обоснование

5. Укажите предложения, в которых не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.

б) Это был костный по своим взглядам старик.

в) Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.

г) Его смех был заразительным.

6. Укажите, чем связаны в данном тексте 1‑ое и 2‑ое предложения:

(1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где‑то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. (М. Булгаков)

а) лексический повтор

б) лексический повтор и единство временных форм

в) лексический повтор и местоименные наречия

г) лексический повтор и синтаксический параллелизм

7. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (в) продолжение фильма, (в) виду противника, (в) целях обороны

б) (за) счет организации, (по) мере необходимости, (с) верх плана

в) (в) следствие болезни, (в) место учителя, выяснилось поз (же)

г) (в) течение дня, по (над) Волгой рекой, (по) поводу сказанного

8. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (в) виде исключения, (в) место меня, что (бы) ни случилось

б) то (же) опоздал; дорого, за (то) качественно; (в) связи с семейными обстоятельствами

в) (в) след за (тем), узнать (на) счет расписания, сделать (таки)

г) иметь (в) виду, след (в) след, медальон (в) виде подковы

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

А.Поле было засея(1)о, скоше(2)ая трава осе(3)его цвета лежала кое‑где неровными рядами.

Б. Неожида(1)о получив отпор, она, ра(2)ее избалова(3)ая вниманием, выглядела испуга(4)ой и растеря(5)ой.

В. Штук сто примерно этих мирных, преда(1)ых человеку и полезных ему животных были застреле(2)ы или истребле(3)ы и(4)ыми способами в разных местах страны. (М. Булгаков)

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н Н

А.Роман, написа(1)ый второпях, совсем неожида(2)о был встречен восторже(3)о и был занесе(4) в каталог лучших книг года.

Б. Мы были увере(1)ы, что эти трудности време(2)ы и, несомне(3)о, легко преодолимы.

В.Например, в Армавире один из ни в чем не пови(1)ых зверей был приведе(2) каким‑то граждани(3)ом в милицию со связа(4)ыми передними лапками. (М. Булгаков

11.На месте каких цифр должны стоять запятые?

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово 1 и для того 2 чтобы общение это было возможно 3 нужно употреблять слова так 4 чтобы при каждом слове 5 несомненно 6 вызывались у всех соответствующие 7 и точные понятия.

2. Я не слышал1  о чем говорили мои соседи 2 но мне 3  казалось 4 что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью 1 и я спал так крепко 2  что не видел 3  ни дома 4 ни березовой аллеи 5  и никого из домашних 6 которые уже все разошлись 7  и давно спали.

4. Когда певец закончил свое выступление 1  все стали громко аплодировать 2  и 3 казалось 4  что овации не будет конца.

5. Ехать с отцом мальчику очень хотелось 1 но он еще никогда не выезжал из родной деревни 2 и ему было страшновато от неизвестности 3  что принесет ему дорога.

6. . Помнится 1 что 2  когда было начало марта 3  стояла оттепель 4 и извозчики ездили на колесах.

7. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться 1  и 2 когда сядет по горло в воду 3 велит поставить в воду 4 также стол 5 и самовар 6 и очень любит пить чай в такой прохладе.

12. Спиши, расставляя знаки препинания.

 Дорога жизни

Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру но зажатый в кольцо блокады Ленинград продолжал героическую борьбу. Единственный путь оставшийся для связи с Большой землей проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом по нему сразу же стали прокладывать дорогу и в ночь на 22 ноября по льду озера прошла первая колонна она состояла из 60 грузовиков и командовал ею майор Порчунов. Зима выдалась суровой над Ладогой часто завывал северный ветер который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины вода заливала лед машины не слушались руля а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Дороге жизни продолжалось более 150 суток несмотря на метель пургу бомбежки и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы для победы. Газета «Правда» писала что история Ладожской трассы это поэма о мужестве и стойкости советских людей. Все дальше уходят в прошлое события тех лет но ни ленинградцы ни весь советский народ никогда не забудут подвига героев легендарной Дороги жизни. (Из газет)

13. Сформулируй и запиши основную мысль текста и напиши 3-5 предложений по данной проблеме

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) эксперт      б) начала         в) алкоголь      г) черпать

       2.     В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а)тОрты          б)звОнить        в) дОсуг           г) пОняв

       3.     В каком предложении вместо слова сытый должно употребляться слово сытный?

а) Сытый голодного не разумеет.    б) Обед оказался сытым и вкусным.

в)  Сытый человек лучше работает.    г) Сытые волки – те же хищники.

      4.     Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех     б) подмосковная здравица     в) отдыхать в пансионате

г)  написать обоснование

      5.      Укажите предложение, в котором не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.     б) Это был костный по своим взглядам старик.

в)  Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.   г) Его смех был заразительным.

      6.      Укажите предложение, в котором не нарушены морфологические нормы.

а)  Мама напекла много оладий.  б) Нужно купить пять килограммов макаронов.

в) Вечером надо позвонить к своему другу.  г) Я симпатизирую к этому человеку.

      7.      Укажите словосочетание с морфологической ошибкой.

а)  несколько пар чулок и носков   б)  килограмм апельсин  в) на обеих сторонах листа

г)  в две тысячи первом году.

      8.     Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а)  Глядя на это, у меня текут слёзы.  б) Им руководила жажда деятельности.  в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.   г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

      9.     Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на моё день рождения.      б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.           в) Хочу заверить вас о моём согласии прочитать курс лекций.                 г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

Лексические нормы

В качестве основного критерия языковой лексической нормы положен принцип целесообразности:

  • в последние годы стал особенно активным процесс включения: образование одного слова из привычного словосочетания (шоссейная дорога — шоссейка);
  • появление новых значений слова при отсутствии в лексической системе языка однословного наименования (то есть отдельного слова, а не словосочетания для обозначения нового предмета или понятия: морж — северное морское животное; новое понятие — любитель зимнего купания);
  • появление новых слов (неологизмов), служащих для обозначения новых понятий: космос;
  • выход из употребления слов, в связи с изменениями, которые происходят в общественной жизни: боярин, ланиты;
  • при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и стилистическую принадлежность и экспрессивную окрашенность, например недопустимость использования разговорной лексики в научном стиле речи;
  • необходимость различения паронимов (однокоренных слов, близких по звучанию, но имеющих разные лексические значения): будничный — будний.

1. В каком предложении вместо слова сытый должно употребляться слово сытный?

  • а) Сытый голодного не разумеет (Пословица).
  • б) Обед оказался сытым и вкусным.
  • в) Сытый человек лучше работает.
  • г) Сытые волки — те же хищники.

2. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  • а) заразительный смех
  • б) подмосковная здравица
  • в) отдыхать в пансионате
  • г) написать обоснование

3. Укажите предложения, в которых не нарушена лексическая норма.

  • а) Это событие войдет в анналы истории.
  • б) Это был костный по своим взглядам старик.
  • в) Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.
  • г) Его смех был заразительным.

10 самых распространенных лексических ошибок учащихся

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Задание 5 из ЕГЭ по русскому языку. Страница 9

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты в…

В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу — пе…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Труд делает человека счастливым.
  2. Железнодорожный путь здесь пересекала грунтовая дорога.
  3. К матери Олег всег…

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны зап…

Укажите номер предложения, в котором нарушена лексическая сочетаемость.

  1. В подобные ошибки впадали многие европейские народы.
  2. Дикие животные приспосабливаются к усл…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Капитан стоял на палубе, держа фонарь высоко над головой.
  2. У Павла захватило дух.
  3. И уже через год состоялась…

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характ…

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди. …

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополни…

В какой строке стихотворения А. С. Пушкина употреблена перифраза?

(1)Улыбкой ясною природа

(2)Сквозь сон встречает утро года;

(3)Синея блещут небеса.

(4)Ещё прозрачные леса

В каком варианте ответа верно указан(-ы) номер(-а) строки (строк), в которой(-ых) есть эпитет ?

(1)Слава прабабушек томных,

(2)Домики старой Москвы,

(3)Из переулочков скромных

На каком лексическом средстве выразительности основано изображение осени в стихотворении А. Ахматовой?

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит,

В каком примере слово чистый употреблено в переносном значении?

  1. чистая вода
  2. чистая комната
  3. чистое сердце
  4. чистый воздух

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Идти по тайге напрямик трудно.
  2. В салат нужно порезать два идентичных по размеру спелых помидора.
  3. По чистому…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. С утра до вечера мальчишки бегали по дворам.
  2. Крестьяне работали на барщине, а бургомистр, заместитель помещика, сле…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Гоголь показывает мелкого чиновника, получающего маленькую зарплату.
  2. Юность — прекрасная пора жизни человека. …

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. применять усилия
  2. накренить голову
  3. попасть в беду
  4. выполнить клятву

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. изъявить непокорность
  2. предъявить претензии
  3. предпринимать меры
  4. рассадник культуры

Укажите словосочетание без лексической ошибки. Запишите номер этого словосочетания

  1. сыскать уважение товарищей
  2. обидчивые слова
  3. наиболее эффектный способ леч…

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  1. заразительный смех
  2. подмосковная здравица
  3. отдыхать в пансионате
  4. написать обоснование …

источники:

http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_5/?p=9

Итак, нам дано предложение:

Лексическая ошибка представляет собой нарушение норм в употреблении слов и сочетаний. К примеру, ряд слов не может употребляться друг с другом, так как по смыслу обозначает одно и то же. О таком ещё говорят «масло масляное». А по-научному — тавтология. Именно эта форма лексической несочетаемости присутствует в предложенном тексте.

А именно:

Что такое сюрприз? По определению это слово уже обозначает неожиданность (чаще всего употребляется в значении «приятной неожиданности», иногда — в значении подарка). То есть «неожиданный сюрприз» — по сути то же самое,что «неожиданная неожиданность» (и «масляное масло»). И это — тавтология.

Получаем:

Лишнее слово — «неожиданных».

Отредактированное предложение:

Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких сюрпризов.

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

Неожиданным сюрпризом лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких неожиданных сюрпризов.

Приведём верное написание.

Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких сюрпризов.

В предложении лишним было слово «НЕОЖИДАННЫХ», т. к. оно относилось к слову «СЮРПРИЗОВ». Это плеоназм.

Плеоназм — это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)

Плеоназм — это рече­вое изли­ше­ство, упо­треб­ле­ние соче­та­ния слов, в кото­ром смысл одно­го сло­ва уже зало­жен в зна­че­нии дру­го­го. Плеоназм в рус­ском язы­ке — это лек­си­че­ская ошиб­ка.

В пись­мен­ной и раз­го­вор­ной речи незна­ние точ­но­го зна­че­ния сло­ва, осо­бен­но заим­ство­ван­но­го рус­ским язы­ком, часто сопро­вож­да­ет­ся допу­ще­ни­ем лек­си­че­ских оши­бок, одной из кото­рых явля­ет­ся плео­назм. В линг­ви­сти­ке этот тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву pleonasmos, что бук­валь­но зна­чит «пере­из­бы­ток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плео­назм в рус­ском язы­ке. Разберемся, в чем состо­ит суть этой рече­вой ошиб­ки, исполь­зуя кон­крет­ные при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний.

В раз­ных сфе­рах нашей жиз­не­де­я­тель­но­сти нам часто встре­ча­ет­ся сло­во­со­че­та­ние «сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние». Его упо­треб­ля­ют для обо­зна­че­ния каче­ствен­но­го обслу­жи­ва­ния. Давайте заду­ма­ем­ся, насколь­ко пра­во­мер­но объ­еди­ня­ют­ся эти сло­ва с точ­ки зре­ния лек­си­че­ских норм рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

Прилагательное «сер­вис­ное» обра­зо­ва­но от сло­ва «сер­вис», заим­ство­ван­но­го из англий­ско­го язы­ка, в кото­ром service зна­чит «быто­вое обслу­жи­ва­ние».

Значит, зна­че­ние сло­ва «сер­вис­ный» уже вхо­дит в семан­ти­ку рус­ско­го сло­ва «обслу­жи­ва­ние» и явля­ет­ся лиш­ним в этой паре лек­сем.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ние «меню блюд». Французское сло­во «меню» обо­зна­ча­ет «под­бор блюд для зав­тра­ка, обе­да и т. д.», а так­же «лист с переч­нем пред­ла­га­е­мых блюд, напит­ков в ресто­ране, кафе, сто­ло­вой». И в этом соче­та­нии слов допу­ще­на рече­вая ошиб­ка — плео­назм.

Как видим, эта ошиб­ка воз­ни­ка­ет тогда, когда гово­ря­щий или пишу­щий не вни­ка­ет в зна­че­ние слов или не зна­ет точ­но­го их зна­че­ния и вкрап­ля­ет в свою речь лиш­ние с точ­ки зре­ния смыс­ла сло­ва.

Определение

Укажем, какое опре­де­ле­ние этой рече­вой ошиб­ке дает Википедия.

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излиш­ний, изли­ше­ство) — обо­рот речи, в кото­ром про­ис­хо­дит дуб­ли­ро­ва­ние неко­то­ро­го эле­мен­та смыс­ла; нали­чие неко­то­рых язы­ко­вых форм, выра­жа­ю­щих одно­го и тоже зна­че­ние в пре­де­лах закон­чен­но­го отрез­ка речи или тек­ста, а так­же язы­ко­вое выра­же­ние, в кото­ром име­ет­ся подоб­ное дуб­ли­ро­ва­ние.

Таким обра­зом, плео­назм — это более широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет не толь­ко упо­треб­ле­ние отдель­ных лиш­них слов, а целых обо­ро­тов речи и даже фраз, кото­рые мож­но упро­стить или изъ­ять из тек­ста вооб­ще.

Примеры плеоназмов

Чаще все­го ука­зан­ной рече­вой ошиб­кой стра­да­ют соче­та­ния при­ла­га­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, при­чем зна­че­ние при­ла­га­тель­но­го дуб­ли­ру­ет смысл опре­де­ля­е­мо­го им сло­ва:

В каче­стве глав­но­го сло­ва в соче­та­нии высту­па­ет гла­гол, в зна­че­нии кото­ро­го уже зало­жен смысл лиш­не­го сло­ва:

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лек­си­ко­ло­гии раз­но­вид­но­стью плео­назма счи­та­ет­ся тав­то­ло­гия (греч. tauto «то же самое» + logos «сло­во»).

Тавтология — это непред­на­ме­рен­ное упо­треб­ле­ние одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или в одной фра­зе, а так­же необос­но­ван­ный повтор одно­го и того же сло­ва.

Все спортс­ме­ны долж­ны сгруп­пи­ро­вать­ся в неболь­шие груп­пы по трое.

Ему надо прыг­нуть пры­жок пря­мо сей­час.

Петр оза­да­чил всех сотруд­ни­ков этой труд­ной зада­чей .

Авторская речь — это речь авто­ра .

Исходя из того, что в плео­назме дуб­ли­ру­ет­ся смысл язы­ко­вых еди­ниц, состав­ля­ю­щих сло­во­со­че­та­ние, но лек­се­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми, мож­но утвер­ждать, что плео­назм — это скры­тая смыс­ло­вая тав­то­ло­гия.

Наше сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство было пло­до­твор­ным.

Сотрудничество — это дей­ствие, рабо­та вме­сте, уча­стие в общем деле.

Плеоназм созда­ет­ся в речи, когда дру­гим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся одно и то же поня­тие, уже назван­ное лек­се­мой, состав­ля­ю­щей с ним соче­та­ние или фра­зу.

Тавтология же явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, где явно упо­треб­ля­ют­ся одно­ко­рен­ные сло­ва, созда­ю­щие излиш­ний назой­ли­вый повтор лек­сем с оди­на­ко­вым или похо­жим смыс­лом. С этой точ­ки зре­ния тав­то­ло­гия — это откры­тое язы­ко­вое изли­ше­ство в речи.

Примеры тавтологии

  • спро­сить вопрос;
  • зара­бо­тан­ная зар­пла­та;
  • про­лив­ной ливень;
  • зво­нок зво­нит;
  • дымит­ся дымом;
  • вновь воз­об­но­вить;
  • город­ской гра­до­на­чаль­ник.

Тавтология быва­ет оправ­да­на толь­ко в текстах, напи­сан­ных в официально-деловом или науч­ном сти­ле, где повтор одно­го и того же сло­ва необ­хо­дим по смыс­лу выска­зы­ва­ния.

Размещение недоб­ро­ка­че­ствен­ной рекла­мы с дан­ным содер­жа­ни­ем в дан­ном месте дан­ным спо­со­бом запре­ще­но зако­но­да­тель­ством стра­ны.

В отли­чие от плео­назма в поэ­ти­че­ском язы­ке тав­то­ло­гия исполь­зу­ет­ся как один из видов повто­ров, уси­ли­ва­ю­щих эмо­ци­о­наль­ность и выра­зи­тель­ность речи. Повторяются либо одно­род­ные по сво­е­му зву­ча­нию и по смыс­лу сло­ва (гре­ет — погре­ва­ет, веет — пове­ва­ет), либо повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в риф­ме повто­ря­ет­ся одно и то же сло­во в изме­нён­ном его зна­че­нии, такую риф­му назы­ва­ют тав­то­ло­ги­че­ской:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень куль­ту­ры чело­ве­ка нераз­рыв­но свя­зан с куль­ту­рой речи и мыш­ле­ния. Культура речи опре­де­ля­ет любовь к сво­е­му род­но­му язы­ку, кото­рый поста­ра­ем­ся не засо­рять изли­ше­ства­ми, жар­го­ном и про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми.

источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=30008

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kultura-rechi/43811-pleonazm-jeto-300-primerov-slovosochetanij-pleonazmov.html

«Неожиданный
сюрприз», «полный аншлаг» или «сервисное обслуживание» — разве что-то не так в этих словосочетаниях?  Лингвисты называют такие фразы плеоназмами и
относят их к ошибкам.

«Я не успел купить билеты, сегодня в театре
полный аншлаг!», — воскликнет возмущенный театрал. Лингвист, возможно, разделит чувства любителя спектаклей, но заметит, что аншлаг не может быть полным. Аншлаг — это и есть заполненность. 

Подобные фразы называются плеоназмами (от греческого «излишество») — сочетания слов, где
смысл одного дублирует значение другого. Правила русского языка трактуют это как лексическую ошибку. 

Например, в задании №6 ЕГЭ по русскому языку встречаются предложения
с плеоназмами, которые и нужно отыскать.

Пример задания ЕГЭ по русскому языку

Действительно, подниматься вниз невозможно, следовательно во фразе «подниматься вверх» слово «вверх» будет излишеством. И все это понимают. Тем не менее, это одна из самых частых лексических ошибок в русском
языке.

Аналогично: «Стакан упал вниз и разбился». Упасть можно только вниз. А если что-то начнет падать вверх, тогда глагол использовать можно, потому что это будет описание феномена.

Лишние прилагательные

Чаще всего плеоназмы появляются в сочетании существительного
и прилагательного.

«Сервисное обслуживание компьютеров и офисной техники», —
гласят объявления. Но слово «сервис» заимствованно из английского языка и уже
имеет значение «техническое обслуживание». Значит, написать можно «техническое
обслуживание» или «сервисное сопровождение».

«Это главный приоритет», — нередко можно услышать, например, на рабочем совещании. Но слово «приоритет» уже имеет значение первого, старшего, главного.
И прилагательное «главный» явно лишнее.

Необычный феномен. Слово «феномен» уже
характеризует редкий, уникальный факт, необычное явление. Феномен может быть
культурным, научным, психологическим, а необычным — нет.

«Какой неожиданный сюрприз!» — воскликнет человек, увидев
давнего знакомого. Но сюрприз не может быть неожиданным, впрочем, как и
ожидаемым. Это слово произошло от французского surprise — неожиданность, удивление. И употребляется
существительное в значении «неожиданный подарок, событие».

Ладонь руки. «Рука» в этой паре — явно лишнее слово, потому
что ладони есть только на руках. Ни на ногах, ни на других частях тела их нет. «Стопа
ноги» тоже, кстати, лексическая ошибка, плеоназм.

«Дубли» с глаголами

Плеоназмы часто можно встретить в словосочетаниях с глаголами.

Например: «Мы с ним впервые познакомились на работе». Здесь лишним
будет слово «впервые», так как знакомство подразумевает первую встречу. Можно сказать: «Я впервые увидел его на работе», «Мы познакомились на
работе».

«Она ухмыльнулась и прищурила свои глаза» – слово «свои»
лишнее, потому что прищурить чужие глаза невозможно.

«Я дорожу каждой секундой времени». Секунда — единица
времени, потому «секунда времени» — плеоназм. Значит можно дорожить или «каждой
секундой», или «временем».

«Верни назад мои деньги» — это лексически избыточное
выражение, так как слово «назад» само по себе подразумевает возвращение.

Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.

В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».

Что такое плеоназм в русском языке

Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.

В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?

Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».

Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.

Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.

Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.

Определение

Плеоназм это

Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.

Определение

Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одно и то же значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.

Примеры плеоназмов

Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:

  • главный приоритет;
  • первый дебют;
  • ценные сокровища;
  • наружная внешность;
  • необычный феномен;
  • пернатые птицы;
  • полное фиаско;
  • равная половина;
  • неожиданный сюрприз;
  • памятный сувенир;
  • сегодняшний день;
  • ответная реакция;
  • предельный лимит;
  • начальные азы;
  • ладонь руки;
  • государственный чиновник;
  • уникальный раритет;
  • взаимная помощь;
  • передовой авангард;
  • утренний рассвет;
  • полный аншлаг;
  • эмоциональные чувства.

В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:

  • упасть вниз;
  • подпрыгнуть вверх;
  • впервые познакомиться;
  • вернуться обратно;
  • сжать кулак;
  • импортировать из-за рубежа;
  • госпитализировать в стационар;
  • предупредить заранее.

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).

Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.

Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.

Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.

Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

Авторская речь — это речь автора.

Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.

Наше совместное сотрудничество было плодотворным.

Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.

Плеоназм и тавтология

Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.

Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.

Примеры тавтологии

  • спросить вопрос;
  • заработанная зарплата;
  • проливной ливень;
  • звонок звонит;
  • дымится дымом;
  • вновь возобновить;
  • городской градоначальник.

Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.

Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.

В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.

Словарик плеоназмов

Примечание

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.

А
автоматический рефлекс акватория водных объектов
активная деятельность антагонистическая борьба
ареал обитания ароматные духи
арсенал оружия  атмосферный воздух
Б
бесполезно пропадает бесплатный подарок
бестселлер продаж биография жизни
большое и видное место большое человеческое спасибо
бывший экс — чемпион букет цветов
В
взаимоотношения между супругами взаимный диалог
водная акватория возобновиться вновь
ведущий лидер вернуться назад
взлетать вверх видел своими глазами
визуальное изображение всенародный референдум
VIP-персона возвращаться обратно
воспоминания о былом в конечном итоге
внутренний интерьер впервые дебютировал
впервые знакомиться впереди лидирует
временная отсрочка все и каждый
выплаченная (заработная) плата
Г
героический подвиг гибель человеческих жертв
гигантский/огромный исполин главная суть
главный лейтмотив главный приоритет
гнусная ложь голубая синева 
госпитализация в больницу
Д
депиляция волос демобилизоваться из армии
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт движущий лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус дополнительный овертайм
другая альтернатива
Е
единогласный консенсус
Ж
жестикулировал руками живут скучной жизнью
З
заданные данные заведомая клевета
заезжий гастарбайтер злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией
занудный и скучный (одно слово лишнее) захватывающий триллер
И
избитая банальность изобиловал большим количеством
имеет место быть импортировать из-за рубежа
инкриминировать вину  интервал перерыва
интерактивное взаимодействие информационное сообщение
исключительно эксклюзивный истинная подоплёка
истинная правда истинная реальность
IT — технологии
К
карательная репрессия кивнул головой
коллега по работе/по профессии коммуникативное общение
консенсус мнений короткое мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее) крайне экстремистский
краткое резюме круглосуточный нон – стоп
Л
ладони рук ледяной айсберг
линия ЛЭП лично я
лицо в анфас локальные места
М
маршрут движения международный интернационализм
мемориальный памятник меню блюд
местный абориген мёртвый труп
молодая девушка молодой юноша
монументальный памятник морально — этический (одно слово лишнее)
моргнул глазами молчаливая пауза
моя автобиография мизерные мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля минута времени
мимика лица  мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
на высоком профессиональном уровне наглядно демонстрировать
надо закончить/завершить начатую работу наиболее оптимальный
на сегодняшний день = на сегодня наследие прошлого
народный фольклор на удивление странно
начальные азы негодовать от возмущения
незаконные бандформирования неиспользованные резервы
необоснованные выдумки необычный феномен
немного приоткрыть неподтверждённые слухи
неприятно резать слух нервный тик
неустойчивый дисбаланс ностальгия по тебе
ностальгия по родине 
О
объединённый союз объединиться воедино
огромная махина осколок сломанной (вещи)
онлайн – вебинары в Интернете опытно – экспериментальный (одно лишнее) 
опытный эксперт основной лейтмотив
отара овец ответная контратака
ответная реакция отступать назад
очень крохотный
П
памятный сувенир патриот родины
первая премьера пережиток прошлого
период времени пернатые птицы
перманентное постоянство перспектива на будущее
печатная пресса письменное делопроизводство
повторить снова подводный дайвинг
подняться вверх по… повседневная обыденность
пожилой старик полное право
полный карт-бланш полностью уничтожен
по направлению к (место) планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) по моему личному мнению
популярный шлягер посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед предварительное планирование
предварительная предоплата предварительный анонс
предчувствовать заранее предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов приснилось во сне
производство работ  простаивать без дела
проливной ливень промышленная индустрия
прошлый опыт полный аншлаг
полное фиаско попытка покушения
популярный шлягер потрясающий шок
почтовая корреспонденция путеводная нить Ариадны
пять рублей (любой другой вариант) денег
Р
равная половина рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная действительность революционный переворот
регистрационный учет реорганизация организации
рыбная уха
С
самовольный прогул самое ближайшее время
самое выгоднейшее саммит на высшем уровне
самый лучший сатирическая карикатура
свободная вакансия секретный шпион
сенсорный датчик сервисная служба
сервисные услуги сжатый кулак
СD — диск  система СИ
система GPS скоростной экспресс
скриншот с экрана монитора смешивать вместе
SMS — сообщение совместная встреча
совместное соглашение совместное сотрудничество
соединить воедино спуститься вниз по …
странный парадокс страсть к графомании
строгое табу суеверная вера
существенная разница счёт на оплату
Т
так, например (одно слово лишнее) тайный аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее) темнокожая негритянка
тестовые испытания тёмный мрак
толпа людей только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами травматическое повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты) трудоустройство на работу
торжественная церемония инаугурации
У
увидеть своими глазами увидеть собственными глазами
уже имеющийся уже существовал
умножить во много раз услышать своими ушами
упал вниз установленный факт
устойчивая стабилизация утренний рассвет
Ф
финальный конец форсирует ускоренными темпами
Х
храбрый герой хронометраж времени
Ц
целиком и полностью (одно лишнее) ценные сокровища
цейтнот времени
Ч
человеческое общество человеческое спасибо
честолюбивые амбиции чрезвычайно громадный
Ш
шоу – показ (одно слово лишнее)
Э
экспонаты выставки эмоциональные чувства
энергичная деятельность эпицентр событий
Ю
юная молодёжь
Я
я знаю, что январь (и любой другой) месяц

Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Е714 ошибка бмв е60
  • Его предсмертные слова произвели большое впечатление найти ошибку
  • Егаис ошибка 503
  • Егаис отсутствует кэп ошибка на ккм
  • Ег7 ошибка стабилизатора