Едьте быстрее время позднее где ошибка

Исправьте речевые ошибки.

Объясните причины их появления.

1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.

2. Герои — шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.

3. Только один листок виднеется на кусту сирени.

4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.

5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатыва — ния ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотруд — ником Трошиным.

6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.

7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.

8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

10. Едьте быстрее : время позднее.

11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.

12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Исправьте речевые ошибки?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Задание 1.
Поставьте ударение во всех словах, выделяя ударные гласные заглавными буквами. Укажите допустимые литературной нормой варианты ударения

АгЕнт, базИ?роваться, баллотИроваться, вАловой (продукт), вЕрба, газИрОванный, газопровОд, диалОг, еретИк, забронИровать (закрепить),завИдно, изобретЕние, индустрИя, каталОг, квАртАл, корЫсть, пАмятуя,
плАто, подбодрИть, придАное, симмЕтрия, снорОвистый, филистер, ходАтАйствовать, экзальтирОванный, нет грИба, огонь в ночИ, гналА овЕц,дожИл до седИн, кОмната прИбрана, много дОлжностей, купил гУся, анАлиз крОвИ, лечь на спИну, всходы густЫ, допИл чай, сгруппирОванные,нАчА?тые работы, прОкляли войну, сОдрана на колЕнях кожа.

Задание 2.
Определите род имен существительных.
Бинокль (м.р), вексель(м.р), вензель(м.р), водевиль(м.р), глазурь(ж.р), каракуль(м.р), картофель(м.р),коктейль(м.р), лазурь(ж.р), мишень(ж.р), мозоль(ж.р), пасквиль(м.р), патруль(м.р), плесень(ж.р), роскошь(ж.р),
рояль(м.р), скальпель(м.р), сухуми(м.р), текстиль(м.р), трюфель(м.р), фальшь(ж.р), ябеда(м,ж, р).

Задание 3.
Исправьте речевые ошибки. Объясните причины их появления.
1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.
Не правильное построение предложение непонятно кто кого покрасил. (Пр. время-поэтому «выкрашивали» несовершенная форма)
Для покраски окон и дверей ребята использовали импортные белила.

2. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.
«Шоферы»(водители?) были истинными героями, потому что возили хлеб солдатам на фронт.

3. Только один листок виднеется на кусту сирени.
Лишь один лист виден на кусте сирени.

4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.
По приезду в Новосибирск он ? не нашел Кравцова

5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.

Главный агроном, научный сотрудник Трошин провел учет эффективности прикатывания ботвы картофеля.
6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.
Он задумчиво смотрел на нее.

7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.
Дежурному классу было поручено наблюдать за соблюдением порядка на переменах.
8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
При подготовке домашнего задания меня отвлекал телефон

9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
Кошка-Мурка каждый день нас веселит.

10. Едьте быстрее: время позднее.
Уже поздно, поезжайте быстрее.

11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.
Ураган сломал колосья и унес в неизвестном направлении.

12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.
Сядьте на стул, кладите руку на стол, сожмите пальцы в кулак и разожмите.

Словообразование, ударение в словах, особенности текстов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт — ИДО

Направление — Производственный менеджмент

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вариант №1

по курсу «Русский язык и культура речи»

Выполнила студентка Анастасия Александровна Киян

гр. Д-3А21/23, курс 2, семестр1 16.11.2013

Приняла преподаватель Елена Михайловна Филиппова

Томск — 2013

Задание 1. Поставьте ударение во всех словах, выделяя ударные гласные заглавными буквами. Укажите допустимые литературной нормой варианты ударения

агЕнт, базИроваться, баллотИроваться, валовОй (продукт), вЕрба,

газирОванный, газопровОд, диалОг, еретИк, забронировАть (закрепить),

завИдно, изобретЕние, индустрИя, каталОг, квартАл, корЫсть, пАмятуя,

платО, подбодрИть, придАное, симмЕтрия, сноровИстый, филИстер, ходАтайствовать, экзальтИрованный, нет грибА, огОнь в ночИ, гналА овец,

дОжИл до седИн, кОмната прИбрана, много должностЕй, купил гУсЯ, анАлиз крОви, лечь на спИну, всхОды гУсты, допИл чай, сгруппирОванные,

нАчатые рабОты, прОкляли войнУ, сОдрана на колЕнях кОжа.

Задание 2. Определите род имен существительных.

Мужской родЖенский родОбщий родбинокльглазурьябедавексельлазурьвензельмишеньводевильмозолькаракульплесенькартофельроскошькоктейльфальшьпасквильпатрульрояльскальпельСухумитекстильтрюфель

Задание 3. Исправьте речевые ошибки. Объясните причины их появления

слово ударение текст речевой

1.Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.

Верно-импортными белилами — грамматическая ошибка с нарушением морфологических норм. Ошибка в образовании формы сущ. употр.- белила.

.Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на

фронты.

Верно — на фронт — грамматическая ошибка с нарушением морфологических норм. Ошибка в образовании формы сущ. — фронт.

.Только один листок виднеется на кусту сирени.

Верно — на кусте — ошибка в образовании формы существительного.

.Когда он приехал в Новосибирск, он (+то) не нашел там Кравцова.

Стилистическая ошибка — немотивированное повторение в узком контексте местоимения, т.к. сложноподчиненное предложение, следует употребить союз то.

.На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.

На опытной станции главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным был проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля.

Лексическая неполнота высказывания, неточность речи (нарушение порядка слов).

.Он посмотрел на нее задумчивыми глазами. /задумчивым взглядом.

Ошибка — нарушена лексическая сочетаемость.

.Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах. / наблюдать за порядком.

Ошибка — нарушена лексическая сочетаемость.

.Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

Готовя домашнее задание, я все время отвлекался на телефон.

Ошибка — нарушена лексическая сочетаемость.

.Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

Грамматическая ошибка с нарушением синтаксических норм, нарушение согласования.

.Едьте /поезжайте быстрее: время позднее.

Повелительное наклонение глагола ехать, образовано не верно.

Просторечная форма слова.

.Ураганный ветер сламывал / ломал колосья и уносил их неизвестно куда.

Просторечная форма слова.

.Садитесь на стул, ложите / положите руку на стол, сжимайте и разжимайте

пальцы.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Ошибка в образовании формы глагола.

Задание 4. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме: функциональный стиль, сфера применения, цель, жанр, основные стилевые черты, лексические и грамматические особенности

. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.

Ф.С. — официально-деловой

Сфера применения — сфера законодательства, административно-правовая деятельность.

Цель — сообщение, информирование.

Жанр — законы.

Основные стилевые черты — точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности, предельная информативная направленность.

Лек. и грам. особенности — официально-деловая лексика и терминология (брак, органы записи актов гражданского состояния ,супруги), канцеляризмы (брак порождает, брак заключается, регистрация брака устанавливается, охрана имущественных и личных прав); значительные по объему сложные и осложненные предложения.

. Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

Ф.С.- научный стиль.

Сфера применения — сфера науки.

Цель — сообщение, научное объяснение.

Жанр — статья, диссертация, научный доклад, лекция.

Основные стилевые черты — научная тематика, смысловая точность, логичность и сжатость изложения, отсутствие эмоциональности, объективный характер.

Лек. и грам. особенности — профессиональная лексика, употребление понятийных и терминологических фразеологизмов, просодические слова, синтагматическое ударение, коммуникативное ядро, смысловой центр, сложные синтаксические конструкции — 2-е предложение; безличное предложение.

. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние дубы.

Сфера применения — общественно- политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио.

Цель — привлечение внимания к важному вопросу.

Жанр — репортаж.

Основные стилевые черты — документальная точность ( говориться о реальном событии), использование изобразительно-выразительных средств, открытая оценочность и эмоциональность.

Лек. и грам. особенности — использование словосочетаний с оценочным значением небывалой силы — повалены столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетний дубы; использование изобразительно — выразительных средств языка (гроза прошла).

. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был, как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.

Ф.С.- художественный. Тип речи текста — описание.

Сфера применения — художественная литература.

Цель — изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя.

Жанр — рассказ.

Основные стилевые черты — художественная образность и скрытая оценочность.

Лек. и грам. особенности — изобразительно- выразительные средства, тропы: черная вода- метафора, громадная птица , лимонный и розовый цвет, курчавый пух, кожаный красный мешок — эпитеты, оперение переливалось — метафора, сравнение- с яйцо, использование элементов разных стилей речи, как средство для создания художественного образа пеликана.

. За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбалке. И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы. Такое вот поначалу было невезение.

Ф.С.- художественный. Тип речи текста — повествование.

Сфера применения — художественная литература.

Цель — воздействовать на чувства и воображение читателя, словами нарисовав картину.

Жанр — рассказ.

Основные стилевые черты — высокая художественная образность и эмоциональность.

Лек. и грам. особенности — тропы: разложил хозяйство, уселся на берегу, опустил садок, закинул удочки.

Задание 5. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний в предложенных фрагментах учебно-научных текстов

. Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя /СОБОЙ дополнительную текстуру.

. Астрономия и ее методы играют / ИМЕЮТ большое значение в жизни современного общества.

. Большую роль в изучении поверхности и атмосферы планет имеют /ИГРАЮТ астрофизические методы — спектроскопия и фотометрия в различных диапазонах, включая ультрафиолетовую и инфракрасную области, а также радиоастрономия.

. Эта операция имеет под собой целью/ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ/ ПРОВОДИТЬСЯ С ЦЕЛЬЮ наведения порядка в налоговом законодательстве.

. За несколько последних лет программирование Windows-приложений потерпело / ПРЕТЕРПЕЛО значительные изменения.

Задание 6. Составьте официальные документы на основе данных предложений, используя конструкции делового стиля

. Можно я на пару недель съезжу отдохнуть?

. Я одолжил у тебя 5 000 руб. до конца месяца.

. Получи за меня зарплату.

. Заявление на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Директору ООО «21 век»

Иванову И.И.

от инженера по технологиям

Сидорова И.П.

Заявление

Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, на период с 01.01.2014 по 14.14.2014.

.11.2013 роспись ^

. Расписка

РАСПИСКА

в получении денежных средств.

Я, Сидоров Иван Петрович, паспорт серия 0105, номер758953, выдан Кировским УВД, г. Ульяновск, зарегистрированный по месту жительства: г. Ульяновск, ул. Новосибирская д.67. кв.8., получил от Клименко Анлрея Александровича, паспорт серия 0105, номер 945687б выдан Кировским УВД, г. Ульяновск, зарегистрирован по месту жительства: г. Ульяновск, ул. Гете 32, получил денежные средства в размере 5000 ( пять тысяч) рублей 00 копеек.

Денежные средства получены мной в качестве займа. Я обязуюсь в срок до 30.12.2013 вернуть сумму займа.

.11.2013 роспись^

. Доверенность

Доверенность

Я, Сидоров Иван Петрович, 15.12.1958 года рождения, паспорт гражданина РФ: серия 0105, номер758953, выдан Кировским УВД, г. Ульяновск, 01. 04.2003 г, зарегистрированный по месту жительства: г. Ульяновск, ул. Новосибирская д.67. кв.8., доверяю Клименко Анлрею Александровичу, 27.08.1957 года рождения, паспорт гражданина РФ: серия 0105, номер 945687, выдан Кировским УВД, г. Ульяновск, 05.04.2005, зарегистрированному по месту жительства: г. Ульяновск, ул. Гете 32, получить вместо меня мою заработную плату в ООО «21 век» за месяц май 2013 года.

.06.2013 роспись^

Задание 7. Подготовьте текст убеждающей речи на тему «Книга, которую надо прочитать»

Кузнецов Анатолий Васильевич — Бабий Яр (не подцензурный вариант).

Реальная историческая действительность, о чем никогда не напишут в учебниках по истории!

Эта книга для стремящихся узнать правду, а не ждущих подтверждения своих стереотипов. Она способна растворить идеологическую прошивку в человеке. Это не просто многомилионный роман о войне, это «роман — документ» со всей правдой о тех днях, полный честных страниц не только историй гитлеровских зверств, расстрелах, оккупации Киева, а трагедии всего еврейского народа. Этого нельзя забывать и тем более прощать. Страна, где люди уничтожают сами себя, потому что трусливы перед внешним врагом, которому несли ключи от своих городов, достойна призрения, что мы и наблюдаем во все времена. Мы гордимся и обретаем смелость в борьбе с внутренним врагом, потому что так проще. Этот враг был, есть и будет — небольшой народ, который никогда не претендовал на мировое господство. Бабий Яр — это место где расстреливали именно евреев, и здесь можно найти причину для ненависти — они опять оказались первыми.

Куда исчезает все человечное из человека? За что? Не бывает будущего без прошлого, все повторяется, лишь только масштабнее…страшнее…

Это и есть наша история, о которой нужно знать и помнить, дабы не дать той страшной эпохе возродиться вновь.

Книга великолепна, она правдива, нет и тени сомнения в этом, тем и страшна.

они связаны с осмыслением непереходных глаголов в качестве переходных. Так, например, глагол «лопнуть» иногда получает в речи значение «сделать что-либо, чтобы лопнул». Тогда становится возможным образовать от него страдательное причастие: «Зачем ты мне лопнутый стакан даешь?» (то нее самое — «выигранный билет», «растаянная вода» и проч.).

Упражнения

Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.

Вариант 1

Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее — время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.

Вариант 2

Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу друзьями, сознавающими свои ошибки. Побегим на станцию, может быть встретим её там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. В парке срубливали старые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.

Вариант 3

Он жаждает бурь и приключений. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. Парень казался честным и обещал пожениться, но всё вышло совсем не так. Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.

Вариант 4

Им двигает желание приобрести хорошее образование. Моя сестричка еще ничего не понимает и только баловается, Я пронзю своего обидчика копьём. Старик посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее». Выполнение работы пре-

141

дусмотривает знание правил техники безопасности. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате.

Вариант 5

В уголке дремает соседская кошка. Я сознаваю, что поступил плохо. На верёвке сохнуло разное бельё. Слава богу, я от них теперь не зависю. Я знаю, что вы не разрешали мне листать учебник, но я только один разочек листнула. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно.

Вариант 6

Ну что ты ко мне приставаешь? Я не знал, сколько время на это потребовается. Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон. Женщина оглохнула в раннем детстве. Сначала раскладём эти числа на 3 и 4. У меня к приходу мамы всё бывает уже убрато! Правительство подготовило ногу, срочно направляющуюся в зону конфликта.

4.6.3.Нарушения синтаксических норм

ипути их преодоления

Появление синтаксических речевых недочетов сбусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего в сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

1. В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях — прямой порядок и отступления от него — обратный порядок (инверсия — лат. inversio — перестановка). Инверсия используется в разговорной речи и в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности.

В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) — реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и

струдом понимаем его содержание. Например, предложения

содинаковыми формами именительного и винительного падежей в подлежащем и дополнении: «Солнце закрыло обла-

142

K O t — «Облако закрыло солнце», «Велосипед разбил автобус» — «Автобус разбил велосипед». Темой по смыслу здесь могут быть только слова «облако» (оно могло закрыть луну, звезды, гору, озеро и т.д.) и «автобус» (он мог разбить мотоцикл, машину, столб и т.д.). Но в предложениях «Трамвай разбил автобус» или «Автобус разбил трамвай» только подчинение прямому порядку слов позволяет понять истинный смысл информации. Сравните предложения: «Грузовик везёт на буксире самосвал» и «Самосвал везёт на буксире грузовик», «Весло задело платье» и «Платье задело весло». Как меняется смысл высказываний в связи со сменой темы и ремы?

В повествовательном предложения «В углу стоит книжный шкаф» темой (исходной информацией) являются сказуемое «стоит» и обстоятельство места «в углу», а ремой (повой информацией) — подлежащее «шкаф». Если поменять местами подлежащее и обстоятельство («Шкаф стоит в углу»), изменится соотношение ремы и темы, и, следовательно, смысл передаваемой информации. Подлежащее может располагаться после сказуемого, если: 1) обозначает отрезок времени или явление природы при сказуемом со значением бытия, становления, протекания действия — «Пришла осень», «Прошли сутки», «Была ранняя зима»; 2) текст носит описательный характер: «Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки» (М. Горький); 3) в словах автора, стоящих поело или внутри прямой речи: «Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов); «Что же ты не едешь?» — спросил

яямщика с нетерпением» (А. Пушкин).

2)Координация (лат. con — с, вместе, совместно + ordinatio

упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого — это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Законы координации в основном хорошо усваиваются естественным путем, однако есть случаи, вызывающие затруднения. Они связаны с колебаниями форм числа и рода. Глагол может принимать как форму единственного, так и форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества — «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности — «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «ктото», «кое-кто», указывающим на многих, — «Все, ктс при-

143

шел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в теплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределённо-количе- ственное числительное + существительное»: «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».

Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием — «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, — «врач пришла (пришел)».

В предложениях со связкой «был» или с полузнаменательным глаголом при несовпадении родовых и числовых значений имен в подлежащем и сказуемом может иметь место колебание в родовых формах глагола — «свадьба была (было) радостное событие».

3) В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)»» а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа».

Особые правила существуют и в употреблении падежа. Когда определение относится к словосочетанию «числительное «два» (три, четыре) + существительное» и стоит между его элементами, используются такие формы согласования: 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числитель-

144

ное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, наполненные продуктами».

Как правильно использовать при согласовании число определения? Довольно часто встречаются существительные, имеющие при себе два определения, которые указывают на разновидность предметов. В единственном числе определение ставится в следующих случаях: 1) если существительное не имеет формы множественного числа: «научный и технический прогресс», «счастливое и беззаботное детство»; 2) если существительное приобретает во множественном числе иное значение: «электронная и космическая связь» (сравните, «тесные связи»); 3) если определения, характеризующие существительное, связаны (сопоставлены или противопоставлены) между собой («правый» — «левый», «мужской» — «женский», «совершенный» — «несовершенный», «верхний» — «нижний»)

иобразуют вместе с существительным сочетание терминологического характера: «с правой и левой стороны», «глаголы единственного и множественного числа», «уравнения первого

ивторого порядка». Во множественном числе существительное ставится тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов, например, «деревянные и пластмассовые рамы», «японский и китайский словари», «баскетбольная и футбольная сборные».

Существуют выражения, где одно определение относится к двум или нескольким существительным: «мой отец и мать», «родные брат и сестра». Чем руководствоваться, чтобы не допустить ошибки? Используем определение в единственном числе, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным: «дорожная суета и неразбериха», «зимний холод и стужа», «ночная тишина и покой». Во множественном числе употребляем определение тогда, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов: «На пустыре выстроили многоэтажные дом и школу (и дом и школа многоэтажные)» — «На пустыре выстроили многоэтажный дом и школу (дом многоэтажный, а школа нет)».

При согласовании приложений затруднения возникают, как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения. Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым

145

словом: «в городе Казани», «у города Витебска», «к городу Ростову*. Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на -О: «в городе Зверево» и «в городе Звереве». Не согласуются составные названия городов: «у города Великие Луки», «к городу Великие Луки», «с городом Нижний Новгород», «по городу Нижний Новгород».

Названия рек, как правило, согласуются с определяемым словом, не изменяются только малоизвестные и составные наименования: «между реками Волгой и Доном», «у реки Лены», но «на реке Шилка», «приток реки Аксай», «с рекой Северский Донец». Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор и горных хребтов, пустынь. Исключения составляют только широко известные названия, которые часто употребляются без родового слова. Сравните: «к полуострову Ямал», «по озерам Эльтон и Баскунчак», «вблизи пролива Босфор», «к бухте Золотой Рог», но «на полуострове Камчатка» — «южная часть (полуострова) Камчатки».

Не согласуются названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, астрономические наименования: «на станции метро «Кропоткинская», «в порту Мурманск», «в департаменте Бордо», «на орбите планеты Юпитер». Согласуются наименования улиц в форме женского рода («на улице Ордынке, Остоженке») и не согласуются остальные («недалеко от улицы Крымский вал, Криничный проезд»). Названия зарубежных стран, включающие в себя слово «республика», согласуются, если оканчиваются на -ИЯ: «договор с Республикой Замбией», «торговые связи между Россией и Республикой Нигерией», «путешествовали по Республике Кипр».

4) Знание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.

Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего это существительные, не обозначающие конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном падеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозна-

146

чающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».

Овладевая нормами построения словосочетаний с управлением, нужно помнить о таких явлениях, как синонимия и вариативность значений предлогов. «В» (внутри чего-либо) и «на» (на поверхности чего-либо) близки по смыслу в словосочетаниях: «ехать в трамвае — ехать на трамвае», «лететь в самолете — лететь на самолете». Однако тождественными их признать нельзя — употребление предлога «в» указывает на нахождение внутри конкретного называемого предмета, а предлог «на» — ка используемое транспортное средство. В подавляющем большинстве случаев предлоги «в» и «на» употребляются в соответствии со своими значениями.

Большую трудность вызывает употребление предлога «по» в сочетании с существительными и местоимениями в дательном и предложном падежах. В сочетаниях с существительными и личными местоимениями 3-го лица предлог «по» управляет дательным падежом: «скучаете по близким», «скучаешь по ней». Если в словосочетании используется местоимение 1-го или 2-го лица, этот же предлог требует предложного падежа, поэтому следует говорить и писать: «скучаем по вас», «скучают по нас», а не «по вам» и «по нам», как это часто можно слышать и читать. Если предлог «по» употребляется в значении предлога «после», то существительное также должно быть поставлено в предложный падеж: «по получении распоряжения», «по окончании сессии», «по истечении срока».

Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами «благодаря» и «вопреки». Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения «вопреки угроз», «вопреки указаний», «благодаря хорошего образования» и проч. Предлог «благодаря» имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном — «не пришел на экзамен благодаря болезни».

Двусмыслецность может возникнуть, когда в предложении используются существительное или местоимение в родительном падеже. Этот падеж может обозначать того, кто производит действие, выраженное глаголом, быть так называемым «родительным субъекта». Его необходимо отличать от «родительного объекта», который называет объект действия, желания, достижения, ожидания. В предложении «Лечение Пет-

147

рова оказалось бесполезным» невозможно четко понять, лечит врач Петров или лечат пациента Петрова.

Б письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.Б. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа…»1 Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы…»2

В конструкциях с управлением нередко при двух управляющих словах имеется общее зависимое: «бегать и прыгать на площадке», «собирать и разбрасывать камни». Такие конструкции безупречны, если глаголы в них требуют одинакового управления. Однако встречается речевой недочет, вызванный тем, что общее зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления: «лечить и заботиться о больных», «любить и интересоваться музыкой»: лечить (кого?) — заботиться (о ком?), любить (что?) — интересоваться (чем?).

5) Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот «приведенные в докладе» относится к определяемому слову «факты», которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».

Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предло-

1Розенталь Д.Э., Голуб ИЛ. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 1996. С. 154.

2Там же. С. 155.

148

Жения с деепричастным оборотом состоит в том, что авторы не всегда отчетливо осознают — основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом «начался», выполняет подлежащее «ветер». Добавочное «подъезжая», выраженное деепричастием, — автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив — «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом -А(Я) в настоящем времени: «писать», «бежать», «беречь», «бить» (исключения составляет устойчивое выражения «бия себя в грудь»), «мазать», «вязать», «мочь», «жать», «петь», «чесать» и т.д. В XIX — начале XX столетия такое образование было вполне литературным, поэтому у А.П. Чехова встречается, например, деепричастие «пиша», а у В.В. Маяковского — «жмя твою руку».

Упражнения

Исправьте речевые недочёты в предложениях. Объясните причины их возникновения.

Вариант 1

Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.

Вариант 2

Детвора с утра резвились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. Приведенные примеры говорят за воз-

149

можность широкого использования этого изобретения. Артист был удостоен высокой наградой. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. Устав после занятий, мне не читалось. К нам присоединились ещё много колонн.

Вариант 3

Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. Он всегда был прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». Лектор оперировал с точными фактами. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. В шкафу стоят много книг.

Вариант 4

Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.

Вариант 5

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.

150

 1.Окна и двери ребята покрасили импортным белилом.      
2. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам.  
3. Только один листок виднеется на кустике сирени.      
4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел  Кравцова.       
5. На  опытной  станции  проведен  учет  эффективности  прикатывания картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.     
 6. Он посмотрел на нее задумчивыми взглядом..      
 7. Ученикам дежурного класса было  поручено  следить за  порядком  на переменах.      
  8. Готовля домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.    
 9.  Котенок Мурка смешила нас каждый день.         
10. Едте быстрее: время позднее.         
11. Ураган ломал колосья и уносил их неизвестно куда.      
12. Садитесь на стул, кладите руки на стол, сжимайте и разжимайте  пальцы.  


Как исправить речевые ошибки в предложениях, и объяснить их? 1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 2. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 3. Только один листок виднеется на кусту сирени. 4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова. 5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольскими научным сотрудником Трошиным. 6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами. 7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах. 8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 10. Едьте быстрее: время позднее. 11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. 12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Едь один я позже приеду ошибка
  • Едс ошибка ивеко евростар
  • Едс 3063 ман ошибка
  • Едс отказ ошибка ман тга
  • Едс 3781 ошибка ман