Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота(деепричастный оборот оставьте без изменения).
1) Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.
2) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа.
3) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.
4) Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.
5) Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать.
6) Думая о ней, мне становится грустно.
7) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, боля ноги.
Приехав домой, мне стало значительно лучше.
9) Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
10) Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.
11) Взяв ее под руку, они пошли вместе.
12) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
13) Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.
14) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее.
15) Увидев Марину в новом платье, у него дух захватывало от радости.
16) Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.
17) Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина.
Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих п
редложениях. 1. Вспоминая славные походы, время летит быстро. 2. Получив рукопись, она должна быть передана редактору. 3. Думая о ней, мне становится грустно. 4. Посмотрев новый фильм, начался обмен мнениями. 5. Отстаивая новую идею, профессору удалось привлечь внимание студентов.
Ответы на вопрос
1. Вспоминая славные походы, я не заметил как время пролетело. 2. Получив рукопись, я должен передать её редактору. 3. Думая о ней, я начинаю грустить. 4. Посмотрев новый фильм, я начал обмениваться мнением. 5. Отстаивая новую идею, профессор привлек внимание студентов.
Деепричастные обороты используются в предложениях для выражения дополнительной информации о действии, которая происходит одновременно с действием в главном предложении. Они часто вводятся союзами «вспоминая», «получив», «думая», «посмотрев», «отстаивая».
Давайте исправим синтаксические ошибки в предложениях:
-
Вспоминая славные походы, время летит быстро. (здесь нет синтаксических ошибок, предложение корректно).
-
Получив рукопись, она должна быть передана редактору. (здесь нет синтаксических ошибок, предложение корректно).
-
Думая о ней, мне становится грустно. (здесь нет синтаксических ошибок, предложение корректно).
-
Посмотрев новый фильм, начался обмен мнениями. (Ошибка: несогласование времен — нужно использовать форму глагола «посмотрев» с соответствующим временем второго действия. Например: «Посмотрев новый фильм, мы начали обмениваться мнениями.»).
Исправленное предложение: Посмотрев новый фильм, мы начали обмениваться мнениями.
- Отстаивая новую идею, профессору удалось привлечь внимание студентов. (здесь нет синтаксических ошибок, предложение корректно).
Исправленные предложения:
-
Вспоминая славные походы, время летит быстро.
-
Получив рукопись, она передана редактору.
-
Думая о ней, мне становится грустно.
-
Посмотрев новый фильм, мы начали обмениваться мнениями.
-
Отстаивая новую идею, профессор привлек внимание студентов.
Похожие вопросы
Ответов: 2
Ответов: 0
Ответов: 0
Ответов: 1
Ответов: 2
Ответов: 2
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Последние заданные вопросы в категории Русский язык
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 1
Ответов: 1
Ответов: 1
Опубликовано 4 года назад по предмету
Русский язык
от Гость
Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте
синтаксические ошибки в следующих предложениях.
1. Вспоминая славные походы, время летит быстро. 2. Получив рукопись,
она должна быть передана редактору. 3. Думая о ней, мне становится
грустно. 4. Посмотрев новый фильм, начался обмен мнениями. 5. Отстаивая
новую идею, профессору удалось привлечь внимание студентов.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота(деепричастный оборот оставьте без изменения).
1) Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.
2) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа.
3) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.
4) Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.
5) Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать.
6) Думая о ней, мне становится грустно.
7) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, боля ноги.
Приехав домой, мне стало значительно лучше.
9) Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
10) Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.
11) Взяв ее под руку, они пошли вместе.
12) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
13) Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.
14) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее.
15) Увидев Марину в новом платье, у него дух захватывало от радости.
16) Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.
17) Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина.
Вы открыли страницу вопроса Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота(деепричастный оборот оставьте без изменения)?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с деепричастными оборотами.
Начнём повторение теории.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Рассмотрим пример.
Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
Сказуемое «повторял»- основное действе,
Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.
( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)
Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.
Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.
Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.
- Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).
Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)
- Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).
Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).
- Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.
Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.
В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.
Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
- Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).
Пример.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
Верно.
Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
- Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.
Пример.
Приехав в город, мне стало грустно.
Верно.
Когда я приехала в город, мне стало грустно.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Найдите деепричастный оборот.
- Посмотрите, чем выражено сказуемое.
- Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
- Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
- Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.
Рассмотрим примеры.
- Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.
(Верно. Он выполняет, и он изучает)
- Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.
(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)
- Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.
(Верно. Есть инфинитив «изучать»).
- Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.
(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.
Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).
- Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.
Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.
Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
- основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
- часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
- возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
- Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
- В избушке, распевая, дева прядёт.
- Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
- Гусь, увидя детей, улетел.
- Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня начали покидать силы .
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна .
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений
Что такое деепричастие?
Содержание:
Деепричастие в русском языке
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, слово, которое отвечает на вопросы — Как? Что делая? Что сделав? — и обозначает добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому.
- Например: Княгиня в душе радовалась, — Как? Что делая? — глядя на дочь.
Грамматические признаки
Для деепричастия характерно объединение признаков глагола и наречия.
Признаки глагола:
- Категория вида —совершенный или несовершенный. Вид исходного глагола и вид деепричастия совпадают: играть (что делать? несов. вид) — играя (что делая? несов. вид); сыграть (что сделать? сов. вид) – сыграв (что сделав? сов. вид)
- Бывает возвратным или невозвратным: умываясь —постфикс — сь, возвратное;
играя —нет – ся, невозвратное - Допускает наличие зависимых слов: повернувшись — куда? — налево, отвечая—на что? — на вопрос. Конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами, называется деепричастным оборотом.
- Деепричастию свойственна глагольная категория переходности или непереходности:
- написать— Кого? Что? — сочинение —вопрос Винительного падежа без предлога, переходный глагол;
написав— Кого? Что? —сочинение — вопрос Винительного падежа без предлога, переходн. - отвечатьна что? — на вопрос — Винительный падеж с предлогом, непереходный глагол;
отвечая на что? —на вопрос — Винительный падеж с предлогом, непереходный; - заниматься чем? —музыкой — вопрос Творительного падежа, непереходный глагол;
занимаясь чем? —музыкой — вопрос Творительного падежа, непереходн.
- написать— Кого? Что? — сочинение —вопрос Винительного падежа без предлога, переходный глагол;
Признаки наречия
- Не изменяется
- Связано по смыслу с глаголом—сказуемым: стоял —Как? Что сделав? — задумавшись
- Выражает обстоятельственные значения: лежал — как? — закрыв глаза (обстоятельство образа действия), уснул — почему? — устав от ходьбы (обстоятельство причины), повернулся —когда? — услышав шепот (обстоятельство времени)
Образование деепричастий
К основе настоящего времени глагола присоединяется суффикс -А(Я) :
- отвеча-ют — отвечаЯ; гляд-ят — глядЯ
К основе инфинитива присоединяются суффиксы -В, -ВШИ, -ШИ:
- сдела-ть— сделаВ, написа – ть — написаВШИ, принес-ти—принесШИ
Деепричастия несовершенного вида |
Деепричастия совершенного вида |
***В русском фольклоре встречаются устаревшие деепричастные суффиксы -УЧИ (-ЮЧИ): «Скачет конь под ним, играючи, Блещет золотом шелом». Современный русский язык знает только одно подобное деепричастие: будучи.
- Пример: Не будучи уверен в правильности принятого решения, Михаил решил отказаться от выбора.
Правописание деепричастий
Орфографическую проблему представляет написание деепричастий с частицей НЕ. Как и глагол, деепричастие с НЕ пишется раздельно: не видя, не возмущаясь, не прочитав, не ответив.
Исключение составляют деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, негодуя и т.д.
Синтаксическая роль деепричастия
Как и наречие, деепричастие в предложении выполняет функцию обстоятельства: «А я уже об имени твоем// Пишу стихи, — Как? Что делая? — мечтая о свиданьи» (В. Ф. Перелешин)
Деепричастие и деепричастный оборот могут находиться перед глаголом—сказуемым, как в этом примере: «Людей не встретив между скал, //Захохотал шпион-шакал» (А. Тарковский), или после: «Думал я, дремля у камелька:// «Жизнь моя приятна и легка» (Н. А. Некрасов) Однако, каково бы ни было место этих слов в предложении, как одиночные деепричастия, так и деепричастные обороты выделяются запятыми, то есть обособляются.
Исключение составляют одиночные деепричастия, сблизившиеся с наречиями образа действия и частично утратившие способность обозначать действие. Такие слова отвечают на вопросы —Как? Каким образом? В каком положении? — и, как правило, непосредственно примыкают к глаголу — сказуемому: «Молча едем мы в кибитке. // Высоко над нами ― гриф», «Ребята ночью по темным улицам идут не оглядываясь».
Не обособляется деепричастный оборот, представленный фразеологизмом, или устойчивым сочетанием слов: Матросы работали засучив рукава (то есть старательно)
Если деепричастный оборот включает союзное слово который и входит в состав придаточного определительного, то не выделяется запятыми: Бывают слова, произнося которые мы программируем свою судьбу. Перед нами задача, решив которую будем двигаться дальше.
Грамматические нормы употребления деепричастий в речи
Основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) всегда совершаются одним лицом, то есть субъектом речи. Действие, обозначаемое глаголом и деепричастием, совершает субъект, выраженный подлежащим! Сравним приемлемые и неприемлемые речевые конструкции:
Можно, правильно |
|
Нельзя, неправильно |
|
Морфологический разбор деепричастия как формы глагола
План разбора
- Часть речи и лексическое значение слова
- Начальная форма — инфинитив глагола
- Вид: совершенный или несовершенный
- Категория переходности
- Возвратный или невозвратный
- Синтаксическая роль
Образец разбора
И жизнью чужой восхищаясь, // Над гибелью чьей-то грущу.
- Восхищаясь—особая форма глагола, деепричастие. Обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом грущу. Объединяет в себе признаки глагола и наречия.
- Инфинитив — восхищаться
- Несовершенный вид — что делая? —восхищаясь
- Непереходное, не может сочетаться с зависимым существительным в Вин.пад. без предлога
- Возвратное — постфикс -ся
- В предложении играет роль обстоятельства образа действия: грущу (как?) восхищаясь
источники:
http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/
http://bingoschool.ru/manual/deeprichastie-v-russkom-yazyike-pravila-primeryi/