Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Таблицы к роману.docx
Скачиваний:
1043
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
24.51 Кб
Скачать
Путь духовных исканий графа Пьера Безухова
1. Характеристика Пьера Безухова
В |
Вскоре Его |
Отношение |
На |
Мечты |
Пьер |
2. Ошибки Пьера Безухова
Совершаемые ошибки |
Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и |
Добродушный, |
Женитьба на Элен Курагиной |
Оказывается |
Дуэль с Долоховым |
Переломное |
Масонство |
Не |
3. Духовные искания Пьера Безухова
Поиски идеала, |
Что происходит |
Масонство |
Дает |
Деятельность в деревне |
|
Участие в Отечественной войне 1812 |
|
а) Участие в Бородинском сражении |
Пробуждает |
б) Идея убить Наполеона |
Это |
В плену |
В |
Женитьба |
В |
Вывод:
Пьер
перечеркивает свое прошлое, но он еще
не знает, каким будет его будущее. Период
отрицания прошлого, тоски и недоумения
перед противоречиями жизни.
«Что
дурно? Что хорошо? Что надо любить, что
надо ненавидеть? Для чего жить и что
такое я…»- вот вопросы, перед которыми
вновь оказывается герой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Пьер Безухов
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит? Что в его внешности необычного?
- «…вошел массивный , толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…» «…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате …«, «…Толстый, выше обыкновенного роста, широкий , с огромными красными руками …»
- Каково происхождение Пьера? Что он делает в Москве?
- “… незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова , умиравшего теперь в Москве…”, «… Пьера отец очень любил , занимался его воспитанием и писал государю…»
- Какое мнение и почему складывается о молодом человеке в свете?
- Чем занимается Пьер? Служит?
Пьер Безухов
- Пьер – человек рассеянный, увлекаемый , не способный заниматься хозяйством и пр. Его жизнь – это метания из стороны в сторону, поиски своего места в жизни. Он не знает, чего хочет от жизни , все его мечты меняются быстро и спонтанно . Он легко поддается чужому мнению и слов у, всех готов выслушать и принять его точку зрения.
- Получив наследство от своего отца Пьер еще глубже уходит в «поиски себя», совершая ряд поступков и ошибок , в которых раскрывается его характер и изменения: « от неуклюжего и даже смешного медвежонка до сильного телом и духом медведя».
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «всевдодружбой»
Дружба с Анатолем Курагиным и Федором Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения , которые не столь безобидны , как могут показаться на первый взгляд.
Испытание «псевдолюбовью»
Женитьба на Элен Куракиной
Оказывается бессилен противостоять коварства и лживости князя Василия (отца Элен) , который женит его на своей дочери по расчету . Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.
Испытание «псевоправилами»
Дуэль с Федором Долоховым (любовник Элен)
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять , что он живет по чужим правилам , вынужден обманывать самого себя . После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло .
4 ошибки Пьера Безухова
Ошибки
Суть + характер
Испытание «псевдоверой»
Масонство* Пьера
В масонстве Пьер сначала нашел единомышленников (мысли о благе, добре и пр.) Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие , карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.
Пройдя эти испытания, Пьер перечеркивает свое прошлое . Он еще не знает, каким будет его будущее. Наступает период отрицания прошлого , тоски и недоумения перед противоречиями жизни. Он задается вопросом:
« Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я… »
4 попытки поиска идеала
Попытки
Что искал?
Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой. Его привлекает идея необходимости нравственного «очищения » мира и человека, совершенствование. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо « вечное и бесконечное… всемогущее и непостижимое ».
Масонтство*
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни , быть полезным обществу . Рождается чувство родственной связи с каждым , кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде . Пьер решает для себя в этот момент: « Войти в общую жизнь всем существом»
Участие в Бородинском сражении
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру, когда он «расчитал» свою связь с Наполеоном*. Это решение – продолжение мысли своей нужности стране и людям , самопожертвование.
Идея убить Наполеона
4 попытки поиска идеала
Ошибки
Суть + характер
Любовь к Наташе Пьер таил от всех , он считал. Его любовь чистая и искренняя к этой девушке. Это чувство росло в его душе все больше (почти с первой их встречи). Любовь – как некая последняя станция, приют после всего пережитого не только Пьером, но и Наташей.
Любовь к Наташе Ростовой
Пьер приходит к выводу, что необходимо «… признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по‑своему ; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека …».
Андрей Болконский
- Как автор вводит его в роман? Где мы впервые видим молодого человека?
- Как он выглядит?
- «… Князь Болконский был небольшого роста , весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага , представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой …(Лиза)»,
- «… потирая маленькие белые ручки …»
- Каковы отношения Андрей и его жены Лизы? Что он советует Пьеру?
- О чем мечтает Андрей? Кто его кумир?
- Андрей хочет всенародной славы и признания; его кумир — Наполеон.
- Чем он готов пожертвовать ради этого?
- «…Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы , торжества над людьми ». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно ».
Андрей Болконский
- Андрей – очень гордый и тщеславный человек. Его мечта о славе – типичное стремление молодых людей того времени. Его восхищение Наполеоном (по сути, врагом России) и смешно, и грустно одновременно. Он готов пожертвовать всем (семьей, родными, собой) ради «минуты славы».
- В течение романа Андрей разочаровывается в своей мечте , в Наполеоне, в свете, в себе, в своих убеждениях. Это путь героя к искуплению своих ошибок.
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью.
Небо под Аустерлицем
После смерти жены Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении , с которым относился к жене, осознает ценность семейного счастья , радости обыденного . Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях , в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Открытие
богатства мирной жизни
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера . Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей , в жизнь не только земную, а и вечную , в Бога. Андрей понимает, что есть высшая сила, которая наблюдает за ним и которая смотрит за всеми в мире .
Встреча с Пьером в Богучарове
(*одна из деревень Болконских)
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром , людьми. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя . В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности .
Встреча
с Наташей в Отрадном ( имение
Ростовых )
Меняет отношение к Сперанскому* , которого уже начал почитать за кумира , чувствует разочарование в деле , которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?». Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Любовь к Наташе Ростовой
В армии князь становится заботливым командиром . Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе . Во время Бородинского сражения им движет чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Участие в войне 1812 года
Путь Андрея Болконского
Ошибки
Суть + характер
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека. Страдая сам от раны и сочувствуя страданиям Анатоля, Андрей прощает своего личного врага, ровняя себя и его – оба они люди.
Прощение Анатоля Курагина
После ранения Андрей переживает страстное желание жить . Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой , которая ухаживает за ним. Он просит у нее прощения*. Истинная любовь («божеская любовь») дает сил простить ее и себя .
Возрождение любви к Наташе Ростовой
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью ».
Смерть Андрея Болконского
Андрей Болконский
- Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству .
- Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа , и он совершил самое трудное , по Толстому, дело — умер спокойно и достойно .
Домашнее задание.
Общие
периоды
Жизненный путь Болконского. «Дорога чести»
Пьера Безухова. «…видите, какой я добрый и славный малый»
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу
Андрей Болконский:
Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1. ч. 1. гл. III—IV)
Пьер Безухов:
Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II—V)
Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки – кризис:
АБ:
Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).
Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.
Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1. ч. 2. гл. XXI).
Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI—XIX)
ПБ:
Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I—II. т. 2. ч. 1. гл. IV—VI.)
Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)
Портрет. Речь. Поведение.
III. Духовный кризис
АБ:
Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).
ПБ:
Духовный кризис.
На распутье
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.
АБ:
Новое разочарование, кризис
Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).
Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I—III).
Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV—VI, XVIII).
Любовь к Наташе и разрыв с ней
ПБ:
Постепенное «пробуждение» от кризиса.
Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).
Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).
Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)
V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.
Пьер и война 1812 года.
АБ:
Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).
Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV—V, XIX—XXXVI)
ПБ:
Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера.
Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII—XXXV)
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова
АБ:
Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение.
Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX—XXXII)
ПБ:
Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X—XIII)
Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).
АБ:
Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII
ПБ:
Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
1
Духовный путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир»..
-
2 слайд
Цели:
— выделить важнейшие этапы в духовном развитии
князя Андрея Болконского и Пьера Безухова,
— определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого,;
-выявить авторское отношение к героям и определить свой
взгляд на героев и их поступки;-проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиска смысла жизни.
-
3 слайд
Дайте общую характеристику Пьеру Безухову.
Каким мы видим его в салоне А. П. Шерер? -
4 слайд
Пьер Безухов
В начале романа перед нами предстает молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.
Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.
4 -
5 слайд
В салоне Анны Павловны Шерер.
Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенства граждан, и свободу слова и печати — и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона.
Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».
5 -
-
7 слайд
Расскажите о дуэли П. Безухова и Долохова: причина, поведение героев, их чувства.
-
8 слайд
Дуэль с Долоховым.
8
Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», -Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова. -
9 слайд
Пьер
«имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью»
Долохов
Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.
9
Состояние дуэлянтов перед поединком -
10 слайд
10
Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. Пьер абсолютно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.«При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.
Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
-
11 слайд
Что означает семья для Пьера и Элен?
Счастливы ли герои?
К какому решению приходит Пьер? -
12 слайд
Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки: одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
12 -
13 слайд
Развод с женой- жизненный кризис героя. О чем он заставляет задуматься Пьера?
Кто помогает герою выйти из жизненного тупика?
Куда приводит Пьера поиск смысла жизни?
Какие идеи привлекают героя в масонстве? -
14 слайд
Встреча с Баздеевым
Истина для Пьера – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…»
Поиски правды и смысла жизни приводят его к масону Баздееву, который, зная о его несчастьях, предлагает ему помощь. В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
14 -
15 слайд
Масо́нство — движение, появившееся в 1717 году в Англии в виде тайного общества.
15
Это союз людей свободных и добрых нравов, всех рас, всех национальностей и всех вероисповеданий. Он объединяет тех, для кого сохранение и развитие духовных ценностей человечества является задачей первостепенной важности.
«Масонство» традиционно определяется как «нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами». Но это, одновременно, и школа Нравственности, и Этический Кодекс, и метод Познания. Это подлинно «Королевское искусство».
Цель Ордена Вольных Каменщиков, т.е. основная духовная задача, которую ставят перед собой и решают Братья, формулируется как «самосовершенствование и просвещение человеков для их улучшения».
Для этого Вольные Каменщики усердно работают в Ложах, духовно совершенствуя себя, подавая примеры нравственности, содействуя просвещению, и проводя широкую благотворительную деятельность. -
16 слайд
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.
Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни: «И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.
Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют лицемерие и карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.
16 -
-
-
19 слайд
Разрыв с масонством -еще один жизненный кризис героя.
Какое решение принимает герой на этом этапе?
Как он воспринимает военные действия?
Кто и как помогает ему преодолеть духовный кризис? -
-
21 слайд
Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.
Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.
21 -
-
-
24 слайд
«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».
Пьер встретился в бараке для пленных с простым русским солдатом Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Речь Платона проста и незамысловата, она не идет ни в какое сравнение с умными глубокими рассуждениями Баздеева или самого Пьера, когда он излагал свою веру Болконскому. Каратаев говорит банальные общеизвестные вещи, его речь состоит в основном из поговорок и пословиц. Но для Пьера он был «непостижимым круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
После первой встречи с Платоном Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
24 -
25 слайд
Герой в финале романа.
-
-
27 слайд
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
27
-
28 слайд
28
Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир» -
29 слайд
Дайте общую характеристику Андрею Болконскому.
Каким мы видим его в салоне А. П. Шерер? -
30 слайд
Андрей Болконский
30
В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов «Войны и мира» — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо «с определенными и сухими чертами» портит выражение скуки и недовольства.
Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. -
31 слайд
Роль Аустерлицкого сражения в жизни Андрея Болконского.
-
32 слайд
32
Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии.
«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками…. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — подумал князь Андрей». -
33 слайд
Как и почему меняется жизнь Андрея Болконского после смерти жены?
Занятия героя. -
34 слайд
34
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, «воскреснув из мертвых», он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. После этого Андрей направляется а Богучарово.
Занятия Андрея Болконского:
— строительство;
— воспитание сына с отцом и княжной Марьей;
— служба по сбору ополчения под началом отца.
Открытие богатства мирной жизни – без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Приходит счастье (неполное – угрызения совести перед умершей в родах женой). Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николенькой. В душе у него таятся естественные потребности любви и добра.
Но активный, деятельный по натуре князь Андрей живёт в замкнутом мире. Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый взгляд», в улыбке «сосредоточенность и убитость». -
35 слайд
Роль дружбы с Пьером Безуховым и любви к Наташе Ростовой в духовном возрождении героя.
С чем связан разрыв Наташи Ростовой и Андрея Болконского? -
36 слайд
36
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. -
37 слайд
Что заставляет Андрея пойти служить в действующую армию?
Как меняется его отношение к простому народу?
Что мешает ему сблизиться с народом? -
38 слайд
38
Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.
Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. -
39 слайд
Каков итог духовных исканий Андрея Болконского ?
-
40 слайд
40
Смерть князя Андрея
«Неужели это смерть? – думал князь и вместе с тем вспомнил, что на него смотрят. Послышался взрыв, свист осколков, и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь».
Он был ранен в живот.
Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.
Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову. -
41 слайд
41
Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея.
Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью, действиями, жизнью героя, тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью. -
42 слайд
Д/з
Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа «Война и мир».
Краткое описание документа:
В начале романа перед нами предстаетмолодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.
Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.
Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки: одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.
В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в «Войне и мире» духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 259 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 28.05.2018
- 5979
- 197
- 28.05.2018
- 798
- 16
- 27.05.2018
- 662
- 9
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
Литература для школьников
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
||||||||||||||||||||
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ Роман-эпопея «Война и мир» Уроки литературы в 10 классе[1] |
||||||||||||||||||||
Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы» Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе Уроки 77-82. Л. Н. Толстой «Война и мир» Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
УРОК 75 Цель:
Оборудование: Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа • Как вы понимаете высказывание Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, • Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы • Назовите героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого. III. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя — В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX в. Поиски смысла Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже — и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймём, что непосредственность, IV. Работа над темой урока 1. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал) Карточка • Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова. ПЬЕР БЕЗУХОВ То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не Ключевые слова • Пьер Безухов 2. Исследовательская работа: путь духовных исканий Пьера Безухова 1-я группа — «биографы». Выстройте жизненный путь героя. 2-я группа — «наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для развития образа Пьера. 3-я группа «аналитики». Обдумайте ответ на проблемный вопрос: «Почему наступает разочарование Пьера в масонстве?». Ориентировочный ответ на проблемный вопрос — Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Он не принимает мысли о Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше, Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают 3. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова» 5. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова»
|
||||||||||||||||||||
4. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах) • Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга эти герои? Ориентировочный ответ — Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить Андрей и Пьер постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их Осознав всю порочность и бессмысленность жизни, Пьер уходит в масонство с твёрдым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашёл свой Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодёжи того времени. V. Рефлексия. Подведение итогов урока Обобщающая беседа • В чём особенности психологизма Л. Н. Толстого? Приведите примеры. • Что такое «диалектика души»? • В чём выражается путь исканий Пьера Безухова? • Какую роль в судьбе Пьера играет Платон Каратаев? VI. Домашнее задание Подготовиться к исследовательской работе по теме «женские образы в романе “Война и мир”»: раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере а) портрет; Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе >>> |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться) |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Дуэль Пьера Безухова и Долохова. |
||||||||||||||||||||
Фефилова Г. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
вернуться в начало |
||||||||||||||||||||
Жизнь и творчество |
Биографии |
Читальный |