Дорожка покрыта тающим снегом под ногами ошибка

Урок 13-14 Язык и речь. 11 класс

Урок 13-14 Язык и речь. 11 класс

Закрепить понятие языковая норма.

Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1– А 6, А28)

раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ0

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ). (приложение 2)

Карточка 1 ( по материалам задания А14 ЕГЭ– правописание Н-НН в причастиях и прилагательных.

1. По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искус(3)о замаскирова(4)ы.

1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3,4

2. Непуга(1)ые птицы сосредоточе(2)о искали рыбную добычу на песча(3)ой отмели.

1)1,3 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,2

1)1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3

4. Выглаже(1)ые театральные костюмы были аккуратно развеша(2)ы и приготовле(3)ы для нового спектакля.

1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,2

1) 2,3 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,3

В каком примере на месте пропуска пишется НН

1. 1) комиссия созда…а

3) дважды стира…ая куртка

2. 1) плете…ая корзинка

3) маринова…ые грибы

Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т. е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” – ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т. е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т. е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально– индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2. Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1). Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2). В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

5) В каком слове произносится звук Й?

4. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка. Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его. Ошибочное словообразование Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

существительного Опытные бухгалтера

прилагательного Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

числительного С пятистами рублями

(с пятьюстами рублями)

местоимения Ихнюю вещь

глагола Махают руками

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн. ч. ), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Правильно: Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т. к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе используется раздаточный материал.

12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре

Нарушение управления Согласно приказа

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые.

(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

. Синтаксические ошибки (продолжение). Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы. – 10-15 мин.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.

Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар. 1 – 5), А 14 (вар. 6-10)

Источник

Подготовка к ЕГЭ: задание7 «Синтаксические нормы»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Кузубова И.И., учитель русского языка и литературы СОШ №6 г.Владикавказа

Цель и задачи урока:

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

Согласно приказа (приказу)

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве. (Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Два солдата с котомками глядели в окно поезда.

2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.

3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

4) Девушка-пилот умело вела машину.

Укажите ошибку в управлении.

1) преимущество перед ними

2) согласно договору

3) показать о чем-то

Укажите предложение без грамматических ошибок.

2) Приехав в Москву, первой моей задачей было найти работу.

3) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

4) Я надеюсь на то, что большинство меня поддержит.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Источник

Урок русского языка в 11 классе по материалам ЕГЭ

hello html 190e626fУрок русского языка в 11-м классе

«Общие сведения о языке. Культура речи.

Учитель Шепелева Т.А.

Закрепить понятие языковая норма.

Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ)

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания ЕГЭ).

4.Культура речи и языковая норма

Вступительное слово учителя по теме урока.

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не новый).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

5.Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

6. Решите орфоэпические задачи

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

1.свекла
2. жалюзи
3. оптовый

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

1.иначе
2. эксперт
3. дремота
4. знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

1.инструмент
2.зевота
3вчистую
4.принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

2.объяснил
3.люк
4. съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

1. няня
2. деревня
3.въезд
4.колеса

7. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

8.Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное образование формы:

Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

12. Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

17. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Выполнить задания (вар.1 – 5), А (вар.6-10)

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

a loader

«Общие сведения о языке. Культура речи.

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания ЕГЭ).

4.Культура речи и языковая норма

Вступительное слово учителя по теме урока.

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не новый).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

5.Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

6. Решите орфоэпические задачи

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

1.свекла
2. жалюзи
3. оптовый

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

1.иначе
2. эксперт
3. дремота
4. знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

1.инструмент
2.зевота
3вчистую
4.принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

2.объяснил
3.люк
4. съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

1. няня
2. деревня
3.въезд
4.колеса

7. Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

8.Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Источник

Предлагаемый урок русского языка составлен в
соответствии с программой по русскому языку для
10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и
Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе
уроков по изучению норм русского литературного
языка в 11 классе общеобразовательной школы
(базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой
аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно
отличающейся от привычных форм аттестации
(сочинения и изложения), возникла необходимость
адаптировать уроки русского языка в старшей
школе к новой форме аттестации, поскольку
традиционная система уроков не ориентирована на
подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю
организовать обучение таким образом, чтобы
совместить изучение темы программы с анализом и
выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми
нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с
ИКТ дает возможность значительно активизировать
познавательную деятельность обучаемых,
формирует навыки целеполагания и самоконтроля,
повышает качество усвоения предложенного
учебного материала и отработки навыков
выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и
структурирования учебной информации.

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие языковая норма.
  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки
    владения орфоэпическими и лексическими нормами
    языка.
  3. Формировать навыки использования
    нормированной речи.
  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми
    нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам
    ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),
  • проектор, диск со слайдами мультимедиа
    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку
знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста,
обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила
поведения людей, правила хорошего тона. (2)
Соблюдение или несоблюдение этих правил
характеризует воспитанность и культуру
человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя
соответствующим образом на работе, в школе,
театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми
происходит странная вещь, когда они попадают в
лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь
не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится
параллельно для сильных учеников по
индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме
“Правописание Н – НН в причастиях и
отглагольных прилагательных” (по материалам
задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и
языковая норма

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме
урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека
является культура речи, т.е. умение пишущего или
говорящего излагать свои мысли правильно и
выразительно, в соответствии с содержанием.
Поэтому понятие “языковая норма” — ключевое в
учении о правильности речи. Известно, что русский
язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся
определенным нормам. Что же такое норма
применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал
для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е.
общепринятое употребление слов, их форм,
синтаксических конструкций, закрепленное в
словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень
владения нормами русского языка: орфоэпическими,
лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных
языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические
нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по
материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают

оживляют, абонент-абонемент, будний –
будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно
употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и
может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно
среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая
характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Морфологические нормы — это нормы
словоизменения при склонении именных частей
речи, при спряжении глаголов, нормы
словообразования и определения родовой
принадлежности.
Синтаксические нормы – это правила
использования синтаксических конструкций,
незнание которых приводит к неправильному
построению словосочетаний и предложений.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по
материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят
правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное словообразование Трудолюбимый (трудолюбивый)
Ошибочное образование формы:

существительного

Опытные бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного Более красивее, слаже

(более красивый,
слаще)

числительного С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)
местоимения Ихнюю вещь

(их вещь)

глагола Махают руками

(машут)

   

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном
падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор,
шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц,
торт,  госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры,
томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора,
оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней
сравнения следующих прилагательных: красивый,
горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения
глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании
формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять
килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа,
множество грузинов, все шофера, две пары носков,
моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5
килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше
всех, заведываю складом, откладываю на потом, в
шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан
соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много
народу, множество грузин, все шоферы, несколько
мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее
всех, заведую складом, в шестистах метрах, в
полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной
доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников
исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные
делают ту же работу в тетради или на предложенной
карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет
интерактивной доски, используется раздаточный
материал. Слайд 11 показывается после завершения
работы основной массой учащихся; анализируются и
исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление
ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с
подлежащим
Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение управления Согласно приказа

(приказу)

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой
(занавешенных)
Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)
Ошибки в использовании видо-временных
форм глаголов
Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу
и счастлива или жила и была счастлива)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет
синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось
впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным
оборотом
Дорожка покрыта тающим снегом под
ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под
ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным
оборотом
Свалившись с размаху в озеро, стало
стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с
размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я
прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня
думать).
Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим
мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим
мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была
уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по
принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями
по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6,
А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено
использовать записи в тетради и памятки,
имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

(приложение 3)

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от
речевого развития говорящего и пишущего. Ряд
заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень
владения языковыми нормами. Повторив
орфоэпические и лексические нормы, мы особое
внимание уделили нормам грамматическим, с
которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28
ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и
языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и
практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме
“Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов
темы (в устной форме или мультимедиа) (данное
задание не является обязательным для всех
учащихся. Его выполняют только учащиеся,
проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14
(вар.6-10)

Слайд 1

Соблюдение грамматических норм как один из аспектов культуры речи педагога ДОУ Печенкина Светлана Геннадьевна МБДОУ №11 «Одуванчик» г. Мыски

Слайд 2

ГРАММА́ТИКА 1. Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса. 2 . Совокупность норм изменений слов и сочетаний их в предложении , присущая какому-л. языку.

Слайд 3

Место для ответа

Слайд 4

Орфографическая ошибка — это ошибка в правильном написании орфограмм (букв) в слове. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Слайд 5

Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование 1 Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного 2 Опытные бухгалтер а прилагательного 3 Более красив ее . сла ж е числительного 4 С пят и стами рублями местоимения 5 Их нюю вещь глагола 6 Ма хаю т руками

Слайд 6

Ошибки в предложениях с причастным оборотом 1 Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом 2 Начав заниматься, у вас было мало времени . Ошибки в построении 3 Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи 4 Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением . Нарушение границ предложения . 5 Была уже ночь. Когда я вернулся домой. Синтаксические ошибки

Слайд 7

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по) ложить » – только с приставками. Еду ни лОжить , ни ложИть , Да и накласть нельзя. А можно класть и положить – Запомните, друзья!

Слайд 8

« Как на конкурс я пойду , как там всех я побежу ! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» Выберите правильный вариант или предложите свой.

Слайд 9

1 ) Глаголы, у которых нет или не употребляются формы 1 лица ед. числа из-за неблагозвучия. Победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, пылесосить, шелестеть, голосить, бузить, дерзить, возродить, нашкодить, внять, бороздить, бдеть и т.д. У «бузить» и «дерзить» нет 1 лица из-за совпадения этой грамматической формы с наиболее употребительными глаголами «будить» и «держать». 2) Глаголы, которые не употребляются в 1 и 2 лице ед. и мн. числа из-за лексического значения. — глаголы, которые означают действия животных: доиться, телиться, нестись (о птицах); — слова, называющие процессы в растительном мире или неживой природе: почковаться, светать, мерцать, сыпаться, капать, разрастись, сквозить, впитаться и т.д.; — все глаголы, которые называют процессы каких-либо предметов: горчить, кислить, гаснуть и т. д.

Слайд 10

Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов: лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.

Слайд 11

С лово кушать не употребляется в форме 1 лица ( нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем ; надо: я ем, мы едим . В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель. Зато кожаных сапог Накупил я, сколько смог !

Слайд 14

Взвесьте мне, пожалуйста, по 5 мандарин и апельсинов, 6 помидоров и 8 баклажан. Найдите и исправьте ошибки

Слайд 16

В не счетной формы — только граммов, килограммов (например: несколько граммов); в счетной форме, то есть в сочетании с числительным, корректны оба варианта: грамм, килограмм и граммов, килограммов (100 грамм и 100 граммов, пять килограмм и пять килограммов).

Слайд 18

кеды; ботинки; боты; сапоги; босоножки; сандалии ; туфли; кроссовки; т апки. Поставьте существительные в форму единственного числа

Слайд 19

кеды — белый кед; ботинки — тесный ботинок; боты — высокий бот; сапоги — кирзовый сапог; босоножки — красивая босоножка; сандалии — легкая сандалия ; туфли — лакированная туфля; кроссовки — одна кроссовка; т апки – удобная тапка.

Слайд 20

Все мужские фамилии , оканчивающиеся на согласный , склоняются . Все женские фамилии , оканчивающиеся на согласный, не склоняются . При этом языковое происхождение фамилии не имеет значения . Нет Наташи Гомер, нет Саши Гомера

Слайд 21

Исправьте ошибки в предложениях : Обернувшись к окну, послышался голос мамы . Увидев друга, захотелось поговорить о каникулах. Употребление деепричастных оборотов

Слайд 23

Нормой литературного языка является склонение каждого слова и каждой части в составных и сложных количественных числительных : с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями . Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только одну форму — сорока, ста , но в составе сложных числительных сто склоняется по архаичному варианту склонения: о трёхстах, с тремястами . При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть . Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год — в тысяча девятьсот сорок пятом году ; При склонении собирательных числительных можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы ( двое учениц — неправильно).

Слайд 24

Исправьте ошибки. 1 В кошельке не хватает двести рублей. 2 В родительском чате одновременно написало пятеро матерей. 3 Из – за карантина были закрыты не менее сто тридцать пять детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятиста детей. Запишите словами. В 2021 году, 350 центнерам, 400 рублями, о 56 баллах .

Слайд 25

Проверим себя. 1 В кошельке не хватает двухсот рублей. 2 В родительском чате одновременно написали пять матерей. 3 Из – за карантина было закрыто не менее ста тридцати пяти детских учреждений. 4 Детские сады посещают более пятисот детей. Запишите словами . В две тысячи двадцать первом году, тремстам пятидесяти центнерам, четырьмястами рублями, о пятидесяти шести баллах

Слайд 26

В правильном выборе следует ориентироваться на антонимию предлогов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» образуют антонимичные пары, то есть обладают значением противоположности. Как правильно говорить: вернулся из Новокузнецка или с Новокузнецка; пришел из школы (сада) или со школы (с сада)?

Слайд 27

С названиями горных местностей, где идет речь о поверхности гор без резко очерченных границ, используем предлог «на» : завод на Урале; растет на Алтае; отдыхали на Кавказе. С названием «Крым» употребим предлог «в» — в Крыму . В этом сочетании обозначается степное пространство, ограниченное горами. Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, местонахождение внутри чего-либо или расположение в ограниченном пространстве. Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.

Слайд 28

Нормой русского литературного языка является употребление предлогов благодаря, с огласно, вопреки только с существительными (местоимениями ) в форме дательного падежа. Правильно скажем и напишем: согласно договору, письму, условию; вопреки уставу, распоряжению, инструкции; наперекор воле, интуиции; благодаря свету, наступившему теплу .

Слайд 29

Спасибо за активное сотрудничество! Успешной профессиональной деятельности!

Урок
русского языка в 11-м классе

«Общие
сведения о языке. Культура речи.

 Языковая
норма»

Учитель
Шепелева Т.А.

ЦЕЛИ:

1.     
Закрепить понятие языковая норма.

2.     
Умение различать грамматические ошибки, навыки владения
орфоэпическими и лексическими нормами языка.

3.     
Формировать навыки использования нормированной речи.

4.     
Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой
речи

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный
    материал (карточки по материалам ЕГЭ)

 ХОД
УРОКА

1.
Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая
пятиминутка.

Записать текст (под
диктовку).

Объяснить правописание
орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль,
основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют
неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2)
Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру
человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на
работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная
вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь
не нужны никакие правила.

3.
Индивидуальная работа 
(проводится параллельно для
сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и
навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных
прилагательных” (по материалам задания ЕГЭ).

4.Культура
речи и языковая норма

Вступительное
слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью
общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего
излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием.
Поэтому понятие “языковая норма” — ключевое в учении о правильности речи.
Известно, что русский язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным
нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ
учащихся, поскольку материал для них не новый).

Норма – это социально
одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм,
синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное
ими.

Основные признаки
нормы:

1) относительная
устойчивость;

2)
общеупотребительность;

3) обязательность.

5.Ряд
заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка:
орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Фронтально-
индивидуальный опрос:

1. Расскажите об
основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические
нормы вы знаете?

3. Дайте определение
понятия “лексические нормы”.

Лексико-орфоэпическая
разминка (по материалам ЕГЭ)

1).Определите
лексическое значение паронимов:

сытый – сытный,
болотный – болотистый, оживают –

оживляют,
абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении
вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот
нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду
много водных жуков.

3. В дождливую погоду
цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали
популярными, особенно среди молодежи.

6.
Решите орфоэпические задачи

1) В каком слове ударение
на 2 слоге?

1.свекла 
2. жалюзи 
3. оптовый 

4.мельком

2) В
каком слове ударение на 1 слоге?

1.иначе 
2. эксперт 
3. дремота 
4. знамение

3) В каком слове ударение на 3
слоге?

1.инструмент 
2.зевота 
 3вчистую 
4.принятый

4) В каком слове звуков
больше, чем букв?

1.юг 

2.объяснил 
3.люк 
4. съемка

5) В каком слове
произносится звук Й?

1. няня 
2. деревня 
3.въезд 
4.колеса

7.
Комментарий к выполнению заданий.

Грамматические
нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические
нормы языка.

Морфологические
нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при
спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой
принадлежности.

Синтаксические
нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание
которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

8.Типы
морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения
таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное
словообразование

Трудолюбимый
(трудолюбивый)

Ошибочное
образование формы:

существительного

Опытные
бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного

Более
красивее, слаже

(более красивый, слаще)

числительного

С
пятистами рублями 
(с пятьюстами рублями)

местоимения

Их нюю
вещь

(их вещь)

глагола

Махают
руками

(машут)

9.
ТРЕНИНГ

1. Запишите
существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор,
доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер,
тренер, шофер, месяц, торт,  госпиталь.

2. Перепишите,
раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки,
сапоги, чулки, носки);

много (дела, места
(мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины,
мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры,
шоферы).

3. Просклоняйте
числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все
возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький,
сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму
повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

10.Проверь
себя.

Найдите грамматическую
ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ,
контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа,
множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин,
много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю
складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды,
стакан соку, много снега.

11.
Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке,
пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько
мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в
шестистах метрах, в полутора часах езды.

12.
Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в
тетрадь и исправление ошибок)

Нарушение
согласования сказуемого с подлежащим

Четверо
учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение
управления

Согласно
приказа

(приказу)

Нарушение
согласования

Видна
пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение
способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были
счастливы и веселые. 
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в
использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в
Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была
счастлива)

13.
ТРЕНИНГ

Определите, в каких
предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков
удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель
доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился
согласно расписания

4. Она была молода и
красива.

5. Я ехал с группой
детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь
вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

14.
Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в
предложениях с причастным оборотом

Дорожка
покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в
предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись
с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я
ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в
построении СПП

Книга
учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение
прямой и косвенной речи

Петя
сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен
с моим мнением)

Нарушение
границ предложения.

Была уже
ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся
домой).

15.
Проверочная работа.

Работа проводится в
парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются
карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий ЕГЭ).

Во время выполнения
работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого
учащегося.

Время выполнения
работы.- 10-15 мин.

16.
Итоги урока.

Владение нормами
русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий
ЕГЭ  проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и
лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми
связано выполнение заданий ЕГЭ. 
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только
прикладное, но и практическое значение.

17.
Домашнее задание

1.Повторить
теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Выполнить задания (вар.1
– 5), А  (вар.6-10)

Урок русского языка в 11-м классе «Общие сведения о языке. Культура речи. Языковая норма»

  • Божко Людмила Аркадьевна

Разделы: Русский язык

Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие языковая норма.

  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

  3. Формировать навыки использования нормированной речи.

  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),

  • проектор, диск со слайдами мультимедиа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и языковая норма

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” — ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Морфологические нормы — это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

существительного

Опытные бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного

Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

числительного

С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)

местоимения

Ихнюю вещь

(их вещь)

глагола

Махают руками

(машут)

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт,  госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет интерактивной доски, используется раздаточный материал. Слайд 11 показывается после завершения работы основной массой учащихся; анализируются и исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение управления

Согласно приказа

(приказу)

Нарушение согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

(приложение 3)

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14 (вар.6-10)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дорогая стоимость ошибка
  • Дорогая редакция исправьте мои ошибки и добавьте сами
  • Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами исправить ошибки
  • Дорога проб и ошибок
  • Дорога ошибок не прощает цитаты