Допускает ошибки при словообразовании и словоизменении

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

По мнению С.Н. Шаховской (1997), общее недоразвитие речи является многомодальным нарушением, проявляющемся на всех уровнях организации речи. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических функций.

Своеобразие развития словарного и грамматического строя речи при общем недоразвитии речи широко представлено в различных исследованиях. Так, Р.Е. Левиной (1968) описаны особенности словаря на каждом уровне речевого недоразвития. Т.С. Табаченко (1999) отмечает у детей с ОНР скудный, отличающийся от нормы, словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря, несформированность процессов словообразования и словоизменения. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации «теряют» слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева (1999) обращают внимание на то, что при общем недоразвитии речи отмечается неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.

Исследование С.Н. Шаховской (1997) выявило, что самостоятельная связная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У этих детей данной категории недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, испытывают значительные трудности в программировании высказывания. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Однако, как отмечают Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова (2001), при многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

По мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой (2001), нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры. Причем несформированность языковых обобщений может носить первичный характер, как при алалии, детской афазии, и вторичный, как при дизартрии. В последнем случае у детей наблюдается нарушение как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи.

В норме овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами). Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

В работах многих исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 1999, 2001; Н.А. Никашина, 1962; Р.Е. Левина, 1968), выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Можно выделить следующие виды окказионализмов (по С.Н. Цейтлин, 1988): 1) Унификация места ударного слога, т. е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова. 2) Устранение беглости гласных, т. е. чередования гласного с нулем звука. 3) Игнорирование чередований конечных согласных. 4) Устранение наращения или изменения суффиксов. 5) Отсутствие супплетивизма при словообразовании.

При этом, как отмечает Д.И. Слобин выбор окказиональной флексии происходит из парадигмы форм одного и того же грамматического значения; ошибочный выбор функционального элемента всегда происходит внутри требуемого функционального класса или подкатегории» (1984, с.194).

Последовательность усвоения грамматических форм определяется степенью их семантической противопоставленности: если в основе грамматических форм лежат ясные, доступные когнитивному развитию семантические противопоставления, данные грамматические формы легко дифференцируются.

В процессе словообразования у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов словообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова.

Следует отметить, что нарушение процессов словообразования проявляется при образовании различных частей речи.

Так, при словообразовании имен существительных у детей с ОНР наблюдается употребление лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им (придают эмоциональную окраску), но при этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей в употреблении морфем: (деревко – деревце).

Исследования О.М. Вершининой (2004) показали, что дети с общим недоразвитием речи нередко смешивают уменьшительно-ласкательные и уничижительные оттенки слов (например: «шубенка» вместо «шубка»; «куклочка» вместо «куколка», «вазка» вместо «вазочка»), и иногда (в ходе выполнения специальных заданий) заменяют уменьшительные названия другими словами (например: «яма» вместо «норка»; «избушка» вместо «домик»).

Суффиксы для обозначения предметов по действию и качеству встречаются в речи очень редко. Отмечаются неудачные попытки образования правильных названий детенышей животных.

Особенно тяжело даются те преобразования, которые требуют смены основы: чаще дети с недоразвитием речи образуют только самые употребляемые, более сложные вызывают у них затруднение. Например: лошадь — лошаденок вместо жеребенок; собака- собачка вместо щенок.

Чередование в основе суффиксов является препятствием для успешного формирования процесса словообразования: медведь-медведенок (медвежонок). Часто ребенок «выпускает» наименование предмета и пытается вновь обозначить его, но уже через какое-то более понятное или запоминающееся действие или признак, образуя новое слово к уже существующему: кричать – кричалка, квадратный – квадрата.

Характерно, что в этих не частых случаях словообразования проявляется самый простой и доступный способ образования существительных — суффиксация, так как использование сразу двух и более аффиксов для детей с недоразвитием речи невозможно из-за сложной конструкции. Дети не могут сразу и верно сделать морфологическое обобщение и уловить все значения, привносимые в слово с каждым новым аффиксом. Детям с недоразвитием речи приходится образовывать каждое производное слово заново, по новой словообразовательной модели, что и обуславливает большое количество ошибок.

Дети также допускают ошибки при образовании названий детенышей животных, особенно если это требует изменения основы, дети говорят «коровенок» вместо «теленок», «свиненок» вместо «поросенок», «лошаденок» вместо «жеребенок». Необходимо разграничивать случаи, когда ребенок нарушает исходную основу слова: «сина» — «машина» и когда он нарушает количество слогов в слове, так как он пытается образовать форму слова, основа которого подвижна при формоизменении (например: «осел» — «оселы»; «левы», «пени»). В последнем случае нарушение слогового состава слова происходит потому, что ребенок обнаруживает склонность к использованию одной и той же основы: «осел», «лев», «пень», в то время как произношение «сина» вместо «машина» характерно для детей с очень низким уровнем развития речи. Дети создают слова, как правило, по тем словообразовательным моделям, которые обладают высокой системной продуктивностью.

Кроме этого дети с ОНР допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. В их речи мы находим: «медведиха» вместо «медведица»; «черниковый» вместо «черничный»; «отрезал» (треугольник) вместо «вырезал» и т.д. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Они с трудом изменяют и образовывают слова. Это проявляется при выполнении, например, заданий, связанных с подбором однокоренных слов. Подбор слов оказывается крайне бедным, стереотипным: к слову подбираются два-три слова, отличающиеся только окончаниями; совсем редко используются для образования слова суффиксы и приставки. Иногда подбираются слова, близкие в звуковом отношении, но разные по смыслу (Н.А. Никашина, 1962).

Созданное ребенком слово может и по смыслу и по формальной структуре совпасть с существующим в нормативном языке, но часто созданное ребенком слово в системе современного языка отсутствует (например: «щетница» – футляр для зубной щетки; «узорник» — тот, кто делает узоры). Слово может быть образовано от того же производящего, но по другой словообразовательной модели (например: «велосипедник» вместо «велосипедист»; «сольница» вместо «солонка»). Все это носит название «словосочинительство» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993).

Из числа имен прилагательных дети с ОНР употребляют преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства (например: сладкий, теплый, твердый, легкий и другие). Относительные и притяжательные прилагательные употребляются в речи редко, а при их образовании дети допускают большое количество ошибок (например: «пухный», «пухавый» платок вместо «пуховый платок»; «клюкный», «клюконный» кисель вместо «клюквенный кисель»; «стекловый» стакан вместо «стеклянный стакан»; «мехная» шапка вместо «меховая шапка»; «медведная» берлога вместо «медвежья берлога»).

Т.В. Туманова (1997, 2005) провела ряд исследований состояния словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи, направленных: 1. На определение характера ориентировки детей в звуковой структуре слова через вычисление морфемы. 2. На выявление сохранности механизма производства новых слов. Результаты исследования позволили указанному автору сделать следующие выводы:

1. У детей с ОНР наблюдается значительная неравномерность в осуществлении ориентировочных действий по вычислению морфемных аффиксов: от практически полной невозможности вычислить морфему на слух до относительно сформированного навыка выделения ее как дискретного знака в составе слов.

2. Внутри группы детских неологизмов выделяются два разных типа осуществлении операций интегративного синтеза: в одних случаях слова – универбы образованы путем присоединения несуществующего в качестве морфемы элемента (например, «как назвать человека, который носит вещи» – «вещнат», а в других случаях — присоединением существующей в качестве морфемы единицы «строим дом из камня, какой получается дом» — «камниковый»). То есть ребенок, создавая универбы второго типа, уже обращается к хранилищу морфем, но из-за отсутствия опыта проведения парадигматических противопоставлений, у него не формируется правильный выбор той «аналитической добавки» которая необходима для данного слова.

В отличие от своих сверстников с речевой нормой, дошкольники с ОНР образовывают слова-неологизмы, опираясь на неадекватно выбранное мотивирующее слова.

Таким образом, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что большинство авторов отрицают возможность спонтанного овладения детьми с общим недоразвитием речи словообразовательными навыками и умениями. Исследователи рассматривают многочисленные словообразовательные ошибки или как речевые, то есть обусловленные недостаточностью речевой практики, или как языковые, обусловленные невозможностью усвоения морфемной системы языка в целом, или невозможностью овладения правилами оперирования языковыми знаками (Н.А. Никашина, 1962; Р.Е. Левина, 1968; Г.А. Каше, 1971; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.В. Туманова, 1997, 2005 и др.).

В целом процесс словообразования у данной категории детей задерживается и затягивается во времени. Грамматический строй русского языка усваивается медленно и неравномерно. Иногда отдельные проявления ОНР внешне сходны с теми или иными элементами нормального речевого развития ребенка на более раннем этапе. Однако полного соответствия не существует и с возрастом расхождение увеличивается, т. к. в норме один этап сменяется другими более плавно и быстро, чем в случаях с ОНР. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Это обуславливает актуальность и необходимость исследования особенностей нарушения словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.

Список литературы:

1. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня // Логопед. — 2004. — №1. — С.34-41. 
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 1999. – 320с. 
3. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1971. — 191с. 
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160с. 
5. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи // Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. докл. — М., 1962. — С. 164-166. 
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с. 
7. Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики. // Психолингвистика. — М., 1984. – С.190-196. 
8. Табаченко Т.С., Фомина Е.П. Характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР // Логопедический бюллетень: Сб. науч. ст./Сост. Л.И. Прокопьева – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 1999. – №1. – С.37-50.
9. Туманова Т.В. Овладение семантикой производных слов младшими школьниками с недоразвитием речи. // Дети с проблемами в развитии. — 2005. — №1. — С.21-24. 
10. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. …канд.пед.наук. — М., 1997. — 19с. 
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М.: Альфа, 1993, Ч.2. – 87с. 
12. Цейтлин С.Н. Окказиональные морфологические формы в детской речи. — Л.: ЛГПИ, 1988. — 79с. 
13. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С.41-47. 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

№п/п

Уровни ошибок

Виды ошибок

Типы ошибок

Ошибки у детей с ОНР

Причины

1

Ошибки на уровне записи буквы

Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу

Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.

Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы

При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?

Нарушение пространственной ориентировки

Неправильное расположение буквы на строке

зеркальное написание буквы

2

Ошибки на уровне записи слова

Ошибки фонетико-фонематического плана

Пропуски букв

Пропуски гласных:

Кша(каша)

Человк (человек), гнздо (гнездо)

Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)

Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);

Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);

Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля

Замены букв

Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)

Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)

Черёмука (черемуха)

Акустическое сходство соответствующих звуков;

Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));

Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);

Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.

Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.

Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.

Добавление букв

Девочика (девочка)

Из-за несформированности и  трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).

Перестановка букв

Бегер (берег)

Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный  / побуквенный анализ

Уподобление

В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)

Ошибки записи слоговой структуры слова

Пропуски слогов

Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)

Нарушение слоговой структуры слова

Добавление слогов

Напопополам (напополам)

Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.

Раздельное написание частей слов

Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)

Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком

На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)

Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой

Ошибки комбинированного характера

Сасыжана (засыпанный)

3

Ошибки на уровне записи предложений

Слитной написание слов или их частей

Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)

Несформированность лексико-семантического анализа

Слитное написание слов (контаминация)

Красими (красивый мишка)

Слитное написание целых слов

Теплые лучи (теплые лучи)

Несоблюдение графических знаков

В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка

Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.

Пропуск значимый для понимания предложения слов

Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)

Повторение слов в предложении

Вот упал снежный снежный  ком.

Ошибки грамматического характера

(грамматика соединяет слова в предложении)

Нарушение глагольного управления

У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)

Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием

Нарушение отношений согласования

Много птица (много птиц)

До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения

Ошибки морфологического характера

Апельсячий сок

Несформированность морфемного анализа

4

Ошибки на уровне записи текста

Ошибки смыслового плана

Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск целых смысловых отрезков

Нарушение фактологической программы

Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск отдельных предложений или их отрезков

Смысловая персеверация

Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке

Ошибки речевого плана (дизорфографические)

Стилистические ошибки

Из изложения по «Му-му» Тургенева:

Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.

Несформированность лексико-семантического анализа

Мониторинг сформированности
речевого развития

учитель-логопед:
Е.О.Самоделкина

Каждый
обучающийся, посещающий логопедические занятия обследуется 2 раза в год.

Критерии оценки уровня функции
приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.

Оценочные
баллы:

1
– очень низкий

2
– низкий

3
– средний

4
– выше среднего

5
– норма

  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1
– Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает
на слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная,
неразборчивая.

2
– Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно
выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в
спонтанной речи стойкие нарушения.

3
– Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается
недифференцированность  в определенных фонетических группах. Звуки
определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

4
– Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует.
Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

5
– Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать
звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И
    СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

1
– Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных
фонетических групп.

2
– Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и
определять их последовательность.

3
– Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп
при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении
звукового анализа.

4
– Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков.
Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура
анализируется правильно.

5
– Все фонетические процессы в норме.

  1. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

1
– Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием.
Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают
односложные и двусложные слова.

2
– В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы,
действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных
значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.

3
– Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика.
Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе
синонимов, некоторых антонимов.  Заменяет слова близкие по ситуациям и
внешним признакам.

4
– Называет обобщающие понятия. Определяет и называет

местоположение
предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет
признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при
употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.

5
– Лексика в норме.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1
– Не различает грамматические формы.

2
– Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по
числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.

3
– Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при
употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании
существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и
словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4
– Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении
существительных с числительными и при образовании форм мн. числа
прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.  Составляет
простые, и некоторые формы сложных предложений.

5
– Развитие грамматического строя речи в норме.

  1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1
– Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если
использует помощь взрослого — отвечает, но односложно. Связная речь резко
аграмматична.

2
– Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и
картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи
наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные
затруднения при составлении рассказа-описания.

3
– Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно.
Речь часто  не последовательна, носит схематичный характер. Могут
наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения
односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.

4
– Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете
самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные
лексико–грамматические ошибки при построении предложений.

    
5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии
сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.  

                                                                         
VI.       
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1
– Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2
– Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной
 слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов;
повторение слогов; добавление лишних.

3
– Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов
сложной слоговой структуры.

4
– Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой
структуры.

5
– Слоговая структура в норме.

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

1 – Объём артикуляционных движений
ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.).
Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный
прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов,
лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.

2 – Неполный объём артикуляционных
движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных
упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут
наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти), незначительный
тремор кончика языка.

3 – Статические упражнения выполняет
близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и
неточности.

4 – Выполняет почти все упражнения, не
хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5 – Строение и подвижность органов
артикуляции в норме, без особенностей.

  1.  МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1
– Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается
наличие гиперкинезов, тремора.

2
– Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила
кисти недостаточна.

3
– Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при
выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4
– Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и
переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в  ассиметричных
 движениях.

5
– Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.

ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.

Уровни общего недоразвития речи

Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.

Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:

  • внутриутробной гипоксией;
  • резус-конфликтом;
  • родовыми травмами;
  • асфиксией;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • частыми инфекциями;
  • хроническими заболеваниями. 

Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.

ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.

В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.

ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.

Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.

Преодоление общего недоразвития речи

Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.

Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:

  • развитие речевой активности;
  • понимания речи;
  • работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
  • развитие связной речи;
  • закрепление правильного звукопроизношения;
  • развитие графо-моторных навыков. 

В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:

  • консультация логопеда;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальныен логопедические занятия.

Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».

Профилактика ОНР

Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).

Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:


Комплексный медицинский осмотр ребенка в 1 год

Дополнительные исследования при комплексном медицинском осмотре ребенка в 1 год
Детям в рамках диспансеризации…


Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы
Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…


Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…


Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…


Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…


Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных
Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…


Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…


Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…


Алалия

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…


Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…


Дизартрия

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…


Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…


Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…


Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…


Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…


Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…


Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…


Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…


Пульмонология

Обструктивный синдром у детей
Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…


Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…


Хирургия

Выбор детского хирурга
Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…


Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…


Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…


Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей!
Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…


Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…


Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…


Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове
Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…


Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний
ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…


Дерматология

Лечение кожных заболеваний
Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…


Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…


Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове
Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…


Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…


Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…


Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…


Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…


Педиатрия

 

 

Fast traslate
Icon translate

Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными…


Аллергология-иммунология

 

 

Fast traslate
Icon translate

Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов…

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

������������ ����������.

������� ���������� ������ � ������, �������� ����� ������������ ����, �������������� ����������� � �������������������� �����.

������: �������� �.�. – ��������������,
I ���������������� ���������, ���������� �. �. ���������� �� ����������
��������, I ���������������� ���������, ������������� ���������� ��������������� ���������� «���������� ������� ��� N 21», �. ��������, 2011 �.

����� �� ����� ����������� ���������������� ���������� �������� ��������� ���������� � �������� ��£���. ��������� ���� ����� ��������� ������ ��� ��������������� ������. �� ������ ��� ������ ������������� �������������� ������, ��� ������� ��� ������� ��� ����������� �������� ���� � �����. � �������� ������ ���������� ����� � ��֣���� ����������� ���� ���������� ������� ����������� ������ � �������� ���� ����������� �������� �������.
�������� � ����� ������� ���� �� ��������� �� ������� ���� ��� ����������� 20 ����� ���������������� � ����� ����� � ����������� �����������������. �� ������ ���������� ��������������� ������������ �� ��������� 3 ������� ���� (20072010��.) 7080% ����� ����� ��������� ���� ����������� ���� (��� III ������, ��� IV ������).
� ����� � ����������� ���� ����������� ���������� � �������� ������������ �����, ������� ��������������� ������ ������������ ��������, �������������� � ���������� ������������ ��������, ��������� �������� � �������� ���������� ���������� ����������. ���������� ��������� ���������� ��� ���������� �������� �� ��������� ����������. ����������� ������������ ������� ������������, ����������� �� ���������, �������� ������ ������� ���������� ���������������� � 6070% �����.
�������� �������� ������������ ������������ � �������� ���� ������� �������� �����. ��� ������� �������� �.�. ������ ������� ������������ �������� �������� �������� «���������� ������������ ����». ������������ �.�. ���������, �.�.��������, �.�.��������� ���������������, ��� «…��� ����� � ��£��� ������� ��������, ��� ����� � ���� ����� ������� ����». ���� ��������, ��� ��� ������ ������������ ������� �������������� �� �����, ��� �������� �ģ� �������� ���������� ������� �����. ��� �� ����� ���������� ����� � ������� ������������ �������� ����, ����������, ��� ������� ��������� ������������� ����������� � ������� �������� ����� ��������������� �������� ��������� ��������� ������� � ������������ ����������� �� ţ ��������.
������� ���� ���� ��������� ����� ������������� � ���������������� �������� � ������������ ���� ���� � �� ������ �� ������̣���� �������� ���������������, �������������. ������� ��� ��������� ������ ������� ���� ������������� ��������� ����������� � ������������ ���� ����, ��� ����������� ������ �� ������������ ���������� �����.
������, ������������ ����������, ���������� � ������� �������� � �����: �.�.�����, �.�.����������, �.�.��������, �.�.������������, �.�.������� – ��������, ��� ������ ���������, � �������� ������������ �������, � ������������ ���� ����������� ���������������� ������ �� ����������, ���������� �����. ��� ��������, ��� ������ ���������, � �������� ������������ ������� ����, � ������������ ���� ����������� ���������������� ������������������� ������ � ���������� ��������.
���������� ������ ������������ ��������� �ޣ���, ���������, � ����� ���������� ������������ ���� � ������������ ������� ����� ��������� ������� �����, ��� ������������� ������ ������ ��������� � �ޣ��� ������� ����� �������� �������� (��������, �������, ����������, ������� ����) � ������������ ���������� �������� � ����������� �������� ��£���.
�������� ���������� �����, � ����� ������� ���� ������������ ������� – �������� � ����������� �� ���������� �������� �������������� � ������ ����������� � ������ ������������� ������ «������ ��������».
���� ������: ����������� �������� ������������ � ���������� ���������������� �������� �����, ������� ��������� ����, �������������� ����������� � �������� ������������ ����� ����������� ������������� ������������� ������� ������������� ������.
������: ��������� �������������������� �������������� �����, ������������ ����������� ��������� ������� ���������: ����������� ���������� �����������������, ��������� ��������� �����, �������������� �����, ������� ����, �������������� �������� � ����� ������� ������;
����������� � ����� ����������� � �������� ������������, ���������������� ������������ ������ � ������, ��������� ����������� ��������, ����������� ��������, ������������ � ������������;
�������� ������� ������������ ��������� � ���� � ������������ �����, ����������� � ����� ������������������ �������� ��������;
������������� ����������� ���������������������� ��������� � ������ ��������.

���� ����������� ������

�������� �����������

����� ����������

�����������

����� ������

���������� ������

��������������� ����

������������

�������������
��������
����������� ����

������������
��������

�������������� ������������ ����� ���������������� � ����� �����.
����������� ����������� ������������ ������� �����, ����������� � �������������� ������.
�������� ������������� ��������� � ����� ����� ����� �������� � ��£���, ��������. �������� ����������� ���� ��� ��������� ��������� �������� �����.
������������� ��������� �� ������������ ��������.

1������
��������

2 ������
��������

2 ������
��������

3 ������
��������

������� �������

���������� �� ���. ��������

������� �������

������� �������
���������� �� ���. ��������

������������ – ��������������� ����

��������������� ������� (���������� �.�.�. �.�. ����������)
��������� �����������

���������� ������������
��� ������������ – ������� �������.

���������� �����������:
«������ ��������»,«������ ������», «����������».

3 ������ ��������
3 ������ ���

3 ������
��������,
3 ������
������,
2 ������ ���

������� �������
���������� �� ���. ��������

������� �������
���������� �� ���. ��������

��������� ����

����������

������������� ������ ����������� �������� (� ������ � ����� ����)

���

������� �������
���������� �� ���. ��������

������� ����������� ������ ������������� ������ «������ ��������» ����� �������������� � ������������������� ����������� ���� �����, � ����� ����������� ���������� � ������, �� ����������� ������� ����������. ���� � ����������, ���������� � �������, ����� ���� ������������ ���������� � �������������� � ����������� ������ � ������.
������ ������� ���������� �� ���� ������� ��� ��� ����� ���������������� � ����� ������. ��������������� ������� ���������� 1 ��� � ������ � ���������� ����. ����������������� ������� 3035 �����.
���������������������� ���� ������������� ������ «������ ��������».

�����

������

����������� ����

���� ���������������� �������

��������

12

������������ ���� � ����������� ����������� ������������ ������� �����.

3

������� �������.

«������ ��������».

4

������� ���.

«� ������� ����».

�������

5

�����. �������.

«������� �����».

6

�����. �����.

«� ��� �ģ�».

7

�����. ������.

«�������� ������».

8

����̣���� �����.

«���������������».

9

�������� ��������, �����.

«���� � �������».

������

10

����� ��������.

«�������� � ���».

11

���� ������ – ������. ������ �����.

«���� ������».

12

���. ������.

«��� ���».

13

�������� ��������������.

«�������� ���������».

�������

14

����.

«���� ������».

15

�������� �����.

«������, �������, ������…».

16

�������.

«������� �������».

17

���������� ��������.

«����� ���».

������

18

������ �����������.

«������ ������».

19

������ ���ϣ���.

«��������� �������».

20

�������. ����� ����.

«������� � ��������».

�������

21

������. �������� �������.

«�ģ� ������».

22

������, �����, �������� �����

«������� � �������».

23

���� ��������� ���������.

«���� ����� ������».

24

���������.

«��� ������ ������».

����

25

������� ����. ��������� ���.

«� ���� ���� �������».

26

���������. ���.

«��ӣ��� ���������������».

27

�����. ��������.

«�����, ��������, �».

28

�������� ������.

«����������� �� �����».

������

29

�������� ������ �����.

«� ������».

30

������.

«���� ����������».

31

����� � �������.

«����� ������».

32

�����.

«�� ����».

33

���������.

«�� ��������� �������».

���

34

�����. �������� ��������������.

«����������».

3536

������������ ���� � ����������� ����������� ������������ ������� �����. ���������� ������������� ������.

����������������� �������� ������ �������� ���������������������� ������������, ������� ��������� �������� �������� ���������� �������������������� � ���������� ������������ �����.
��������� ������� �������� 7 ������ (������������� 7 �������� ������):
1) ������� ������ � ��������.
2) ���������������, �����������, ����������� ����������, ���������� �� �������� ��������������� ����������;
3) ���������� �� �������� ����������� ���� � ���������;
4) ��������������������� ����;
5) ���������� �� �������� ������������ ������ � �������;
6) ��������� � ������������� ����;
7) ����������.

��� ����������� �������� ������� ����� ����������� ����� ����� � ��������� ������� ����� ����������� �����. � ������������������� �������� ������������ ������������ ��������� ����������� � ������������ ��������, ��� �������� ����� ��� ����� � ����������� ����.
������ ���������� ������ �� ���� ���������������� �������

����

���������� ��������������

�������������� ���������

�������
N 24
«��ӣ��� ��������
�������».
(���������, ������� ��������� ��������).

1.������ � ����������, ����������.
��������: ����������� ����� «��ӣ��� ���������������».
2.���������������, ����������� ����: «�������», «�������», «�������� �������� ����», «����������� ����», «�����».
����������� ���� «�����»
(�. ��������� «������ �����»).
�������� �������������� ���������: ���� «����� �����».
3.����������� ���� � ���������: ���������� «���� �� ������…».
4.��������������������� ����: «���������», «�������� �����».
5.�������� ��������: «����̣� ��������», «�����», «��������� ���» (���. �� �������������).
6.��������� � ������������� ����: «������� ����������», «��������».
7. ����������.

������ � ����������, ��� ������������, ����������, ������������, ������ � ������� ����������� ��������� �� ������� ������.
������ �������� ����� �� ������� � ���������� ������, �������� ���������������;
����� �������� �� ����� ��������, �������� ����������, ��������� � ��� ������� �� ���� � ���������.
����������� ������� ������� �� ����, �� ������ ������ ���������� ��������; �������� � ������� ��������� ������, ����������.

� ����� ��������� �������� �������� ������� ��£��� ���������� � �����ģ� ���������� ������������� ������ (������������� �������).
���������� �������������������������� ������
�������� ������ ������ �������
I. ��������������� ��������
1. ������������ ���� ������������� ��������. ������ ������� � ��������� � ��������, ������������ �������� ���������������� ��������, ���������� ����������� � ������������� ������� ����.
2. ���������� � ��������: ���������� ����� ����, ������ ������������ ��ߣ� ��������; ���������� � ������������, ����������, �����������. ���������� ���������. ������� � �������� � ������������ ��������; ��������� ���������� � ������������� ������� ����.
3. ����������� � �����֣���� ���������� ��������������� �������. �������� ��ߣ� ��������������� ��������, �������� ����������� ����������� ��������, ����������� �������������, ������. ������������� ���������������, �������� ��������.
4. ����� ���������� ���������� ���� ������������� ��������. ����� ���� ������������� �����������. �������� ̣���� ������. ����������� ��� ���������� ������������ ����������. ����������� ��������������� ���������� ��������� � ������ ��ߣ��. ���� � ��������������� ��������� ��������.
5. �������� � ����������� ������� ����������� ��� ������������. ���������� ���������� � ������ ������������� ���� ������������� ��������.
II. �����������������
1. ������ ��������� ���������� ����� ������.
��������� ��� ������ �� ���� ������� ��������� 10 ��� ����� ������.
2. ��������� 23 ����� ������. � ����� ������� ���������� ��� ���������� 6 – 9 ������.
3. ������������� ������������ ����� ������ ������ ��� 3 – 5 ������. ������������� ������������ ���� �����, �� ��� ������� �������� – ����� ����������� ����.
4. ����� � ���� ������������, �� ����������� ��������� ���������������� ������. 1 – 2 ����� ��������� ������������ ������������, � ������, � ����֣���, �� ������ ���������� � ���� (������������ ����������������).
5. ����������������� � �����.
III. �������������� ��������
1. �� ������ ������ ���� � ����� �������. ������� �������������� ������ � ������.
2. �� �������������� ������������� ����� ��������� ������. ������������ ����������� �������������� ������ � ������.
3. � �������� ����������� �� ���������, ��������� �������������� ���������� ������.
4. � �������� �����������, �� ��������� ��������� ������.
5. �������������� �������� � �����.
IV. �������
1. ����������� ����� ������ ���������. ������ ������, ����� ������������ ��������� ����� (���������� ��������). ������ ��������� ������ ����. ��������� ��������������. ������������ �������.
2. ������� �������� ����������� ���������, � ���� � �������� ���������� ��������������� � �������. ����������� �����, � ����� �������� ������� ��������� ������� �������; ������� ��������������� ��������; ����������� ������������. ������������ �����������������. ����������� ������� ����� ������� �� ������ �����. ����������� ������� �� ���������.
3. ������� ����������� ������������: ������������� ���������� ��� ������� �������� ����. ������ � ������������ ���� – �������� � ������ �� ������. ��������� ������� � ��̣��� ��������� ������. ������Σ� ����� ������� �� ������ �����. ������������ ������������� ��������� ����. ����������� ������� ��������� � ������� (����������, ��������� �������, ���������).
4. ����������� ����� ��������� � ���������� ������ �������� ����. ��������� ��������� ����������, �������������� ��������� ��������. ����������� ��������� ������ � ���������. ���������� ��� ����� ���� � ������� ��������, �� � ������������ ������� ��������� ��������� ������. ���������� ����������, �� ��� ������� ��������� ���������� �����������.
5. ����������� �������� ���� ������������� ���������� �����. ��������� ����� ����������� ��� ������ � ���������� �����. ����������, ��������������� ���������� ���� �������.
V. �������������� ����� ����
1. �������������� ����� �� �����������. ���� ����� ������������. ������� �� ���������.
2. �������������� ����� ���� ������������ �����������. ����������� ������ ���������. ��������� ���������������� � ��������������. ����� ���������� ������������ ����� ����. ������� ������������. ����������� ������� �� �����������.
3. �������������� ����� ������������ �����������. ����������� ���������. ��������� ������� ���������� ������ ��� �������������� � ����������������. � ��������������� ���� ���������� ������������ ����� ����. ������������ ������� ���� � �����������. �������� ������������ ���������. ����������� ������� ����������� � ������� ��������� �������, ���������� ����������, ���������.
4. �������������� ����� ���� ����������� � ��������������� ������������ �� �����. ������� ��������� � ��������. ���������� ������ �������������� ��� � ������� ����������� �������. ��������� �������������� ���������� ������ ��� ���������������� � ��������������. �� ������ ������ ���������� �������������� ������.
5. �������������� ����� ���� ������ � ���������� �����; �����������. ��������� � �������������� ��������� ��� �������.
VI. ������� ����
1. �������� ���� ����� ������������� � ������ ������. ������� ����� ����������. (������� ��������). ������������� ���������������� ���������� �������� ������.
2. ������� ���� �� �������. ���������� ������������ ����������� ��� ����������� �������� (�������� �������� – ��������). ���������� ���������� ��������� �����������. ���������� ������������ ���������� ������ ��� ��������� ������, �������, ������������, ��������� ����������� � ������������� ������, ������������ ������������� ����. �������� ����� �������� ��� ������ ����������� ��������, ��������� �������. 3. ������� ���� ������������ ������������. ��������� �����������, �������������� � ������������� ������. ����������� �������� �� ������������� �������. �������� �������� ��������� ������� (�� ���������� ������������ ������); �������� � ����������� ������������� �������� �������; ��������� ������ � ��������� �����������. ���������� ����������� ��� ����������� ����������������, ���������� ���������������� ������.
4. ������� ���� �������, �� � ����ޣ���� � ���������� �����������; ������������ � �����. ��������� �������������� ��� ������� ��������� �������. ������� ��������� � �������������� �������, ���������� �� ����� �ң�����ң� �����������; �� ���������� ������ ��� ���������� ��������. ��� �������� ���������� �� ����� ���� ���������.
5.������� ���� ������ �������, ������������� ���������� �����. �������������� � ������������� ��������� ���������� �������. ����� ��������� �������, ��������� �������� ��������������� ������������� � ������������� ������� �������������� �����������. ������������� ������������� �������� ��������.
VII.���������������� ������������ � ��������� �������������
1. �������� ���������������� ��������������. �� ����� ��������� ������������� � �� �������. ��������� – ���������������� ������� � ���������� ��� ������ ����������.
2. ��������� � ����������� ��������� ������������� � �� �������. �� ������������� �� ��������� � � ������������. �� ���������� ��� � ������� �������� ��������� ������������� �������.
3. ������� ��������� «����» «���», ���������� ������������ ����������� � �������� «�����» «����». ����������� ��������� ��������, ��������������� � ������� ��������. ���������� �������������� �������.
4. ������������� � ������������, �� ��� ����������� �������� �� ��������� ���������� �����������. ������ ���������� ��������� �������� � ��������� ������ �������, �� ����� ��������� ��������� ������.
5. ���������������� ������������ ������������� ��������. ������� ���������� �� ��������� �������������� �� ����� ����.
VIII. ����� � ������ ��������
1. ��������������������� ��������, �������� ����������. ������������ ��������� ������ �������� �������. ��������� ������������ ������ � ������������ �������.
2. ����� �������� ������������ �� ���������. ������� �������� �����������, ����, ���� ��������. ������ �������� ����������. � ������ ��������� ����������� �����, ����������� �����������, ������. ��ߣ� �������� ������ ���������.
3. ���������� ����������� ��� ���������� ������������ ����. �������� �����������, ����, ���� ��������. �������� ����������������� ��������. �������� ��������������.
4. ����� ��������� ����������� �����, �� ���������� ����������� � ���������� ������������� �������� ������ ������. ������ ��ߣ� �������� ��� � �������. �������������� ���������� �� �����. ��������������� ������ ��������.
5. ����� � ������ �������� � �����.
���������� ������������� ������ ���� ����� � ����� ���������� ��ԣ� ����������� �������� ����� �� ������ �������:
I ����� ������;
II ������;
III �������������;
IV ������������������;
V ������� (�����).

������� ����������� �� ���� ���������� �������� ��������� ����������� � ����� 2007 – 2008 �. ����� ��� � 1,6 ���;
2008 – 2009 �. ����� ��� � 1,8 ���;
20092010��. � 20102011��. ����� ��� � 1, 9 ����.

���������� ����������� ��������, ��� � ����� ����������� ������������� �������� �� ������� �� ������������� ���������� (�����������������, �������, �������������� ����� ����, ������� ����, �������������� ��������, ���������������� ������������ � ��������� �������������, ������ �������� � ����� ��������).
������������� �������������� �������� �������������� ������������������ ��������, ������� ������������� �� ������ ��������� �������� � ������������ �������, ������ �������� ��������������� � ������������ �������, ������������ �������� � �������� ��£���, � ����� ����������� ������������� ����� ������� ������������.

������ �������������� � ������������� ����������, ������������ �������.

  1. �������� �.�. �������� ��� �� ����������� �����: ������������ � ���������. �.: �� �����, 2006.
  2. �������� �.�., ��������� �.�., ������� �.�. �������� �������� �������� ������� � ������������ � ����������� ����. �.: «��������», 2005.
  3. �������� �.�. ������������:«����������� �������», «����������� ����».
  4. �����أ�� �.�. ��������� �.�. ��� � ����: ���� � ����� ��� �������� ����, ������ ������ � ����� ��������. ���.: ����, 2003.
  5. ������� �.�. ����, ������� ����� (��� ����� �� 3 �� 5 ���). �.: �������������� �������� ������, 2005.
  6. ��������� �.�. ������������: «��������», «������� �����������», «�������», «������ �����», «������� ������», «�����������», «���� �������».
  7. ��������� �.�. ���� ��������� �����. ��������������� � �������������� ������� ��� ����� ���������������� ������ �������� ����. �.:�� �����, 2004.
  8. ��������� �.�., �������� �.�., ������� �.�. ��������������� ������������ ������� ������� ��� ������������ � ��� 47 ���: ������������ �������. ���.: «������������», 2005.
  9. �������� �.�. ������ ��������������� ��� ������������: ������������ ���������� ���������������, ������� ����������, �������������� ���������� � ��������� ���. �.: ����, 2005.
  1. ����������� �.�. ����������� ��� ������������ � ����� � �����������: ������������ ������� ��� ��������� � ���������. ���.: ������ �����, 2005.
  2. ����������� �.�. ��������� ����, ���������� � ��������������� ���������� � ����� � ������� � �������������� ������� ����. ���.: ����, 2006.
  3. �������� �.�., ���������� �.�. ���� � ���������� ��� �������� � ����� ����� ������� ������� (56 ���). ���.: ����, 2007.
  4. ��������� �.�. ��������������� ����������. ������������ ������������ �� �������� ��������, ������� � ������ � ����� ����������� ��������. ���.: ����, 2004.
  5. ������ �.�., �������� �.�. ������������ � �������� ����� ��������:

��������������� �������. ��� ������ � ������ 57 ���. �.: «�������������», 2006.

  1. �������� �.�. ��������� � ������� ����. ������� � ������ 67 ��� � ���. ������� ��� ���������, ������������ � ������������. �.: «������� ������», 2004.
  2. ��������� �.�. ���������� ������������ � �������� ������. ������� ����������� ���������� ���������� �� ������������� ������������ ����������� �������: ������������ �������. ���.: «������������», 1999.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943730
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943785
  • Дополнительная функция ошибок таблица
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943726
  • Допускает ошибки при образовании притяжательных прилагательных