Допускает ошибки обусловленные несформированностью лексико грамматической стороны речи

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  

  ДЛЯ   ПМПК.

1.     Речевая среда и социальные условия :

Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

·        Недостатки речи  у близких.

·         2- язычие.

·        Наследственные заболевания:

·        Уровень родителей низкий.

·        Процесс воспитания под контролем  или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.

·        Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.

·        Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не

                   опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).

·       Родители не интересуются жизнью класса.

    2.Состояние ручной моторики  (объём движений, темп, способность к     переключению, наличие леворукости ) :

·        Плохо развита мелкая моторика рук.

·        Нарушений ручной моторики не наблюдается.

·        Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)

·        Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.

·        Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.

·        Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.

·        При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).

3.Общая моторика:

·       Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).

·       Появляются сопутствующие движения.

·       Нарушения  координации- движения выполнены не одновременно, неточно.

·       Отмечается общая заторможенность движений.

·       Характерное двигательное беспокойство.

·       Медлителенн  в движениях.

·       Нарушена общая координация. Неуклюжий.

4. Артикуляционный аппарат :

          • Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без

             аномалий.

·  Строение лица не нарушено (нарушено)

·  Тонус  мышц  лица сохранный  или  нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

·   Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена 

( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).

·       Строение губ нормальное  или  отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)

·       Тонус губ не нарушен  или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )

·       Подвижность губ не нарушена или нарушена –     

      ( малоподвижные, излишне подвижные )

·       Строение зубов нормальное ; нарушения  — крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне  челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

·       Подъязычная связка укорочена

·       Прикус  правильный ;  нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

·       Строение твердого нёба не нарушено

·       Строение мягкого нёба и подвижность  не нарушено

·       Строение языка не нарушено .

Отмечаются нарушения – толстый,  маленький,  массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

·   Мышечный тонус языка  в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

 Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

• Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация  движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

5. Устная речь.

    Общее звучание речи:

·             Невнятная  (чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих).

·             Ритм нормальный. Излишне растянута.

·             Темп речи замедленный (быстрый).

·             Выразительная.

·             Не торопливая (чрезмерно  быстрая).

·             Малоразговорчив.

·             Паузы и ударения употребляет правильно.

·             Говорит односложно.

·              Допускает ошибки, обусловленные несформированностью  лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).

·             Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.

·             Разборчивость речи не нарушена.

·             Несколько снижена разборчивость речи.

·             Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

·             Словесное ударение употребляет правильно.

·             Логическое ударение отсутствует.

·             Паузы в речи использует излишне часто.

·             Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

                  ( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)

            •    Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).

6. Понимание речи:

·        Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.

·        Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.

·        Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.

·        Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Словарный запас:

·        Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

·        Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)

·        Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.

·        Недостаточен объём знаний об окружающем мире.

·        Знаком с редкоупотребляемой лексикой.

·        Несформированны отношения антонимии и синонимии.

·        Низкий уровень практических обобщений.

·        Трудности понимания и употребления лексики.

8. Грамматический строй речи:

     а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

     г) Грубые нарушения.

·        В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.

·        Составляет предложения по опорным словам.

·        Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).

·        Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).

·        Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

·        Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)

·        Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)

·        Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю — землю освещает солнце )

·        Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).

·        Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных

·        Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего  школьного  возраста.

·        Понимает и употребляет предлоги.

·        Использует приставки при образовании сущ. и гл.

·        Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.

·        примитивность синтаксических конструкций.

          Виды нарушений:

1.     изменение существительных по падежам;

2.     согласование существительных с числительными 1,2,5.

3.     образование множественного числа существительных,

4.     образование прилагательных от существительных,

5.     образование приставочных глаголов;

6.     понимание предложно-падежных конструкций                                                                                               (другие)

   11. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой  анализ и синтез:

·        нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).

·        Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные  или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.

·        Правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки  или  неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).

·        При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.

·        Затрудняется в определении или  правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).

·        Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.

·        Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)

·        Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

·        Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).

·        Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки  в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

10.  Состояние языкового анализа и синтеза

       Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.

     Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.

     Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.

11. Состояние звукопроизношения

·         Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный  ротацизм/

боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.

·         В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.

·         Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

      12.  Звуко-слоговая структура речи:

·        Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

·        Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.

·        Невозможность воспроизведения слов.

·        Нарушение во фразовой речи; переставляет  или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.

·        Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

                Произношение слов сложного слогового состава.

1.     сокращение групп согласных: ( +/ — )

2.     Прекращение звучания согласного на конце слова: ( +/ — )

3.     Опускание начального согласного звука: ( +/ — )

4.     добавление лишнего согласного в слог:  ( +/ — )

5.     перестановка звуков в слове: ( +/ -)

6.     уподобление слога: ( +/ — )

7.     сокращение числа слогов: ( +/ — )

8.     добавление числа слогов: ( +/ — )

13.  Состояние зрительной функции

       1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.

       2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:

 а) схема тела сформирована;

 б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);

 в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и

               левых частей тела сидящего напротив человека);

          г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8

               допускал единичные ошибки;

          д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено

               конструирование и реконструирование геометрических фигур по

               представлению. По словесной инструкции не справился со многими  

               заданиями.

        3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных

             проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.

         Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные,

           написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.

          Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь

           единичные ошибки.

          Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.

          Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».

14. Рассказ по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности

·       Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

·       Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.

·       Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.

·       Отсутствует описание ситуации.

2)Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.

Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.

Рассказ не оформлен.

15.                       Пересказ прослушанного текста

                                                       Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

1)    Критерии смысловой целостности.

Воспроизведены все смысловые звенья

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.

Невыполнение.

2) Критерии лексико-грамматического оформления

Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.

Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.

Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.

Пересказ недоступен.

3) Критерии самостоятельности выполнения.

Самостоятельный пересказ после первого предъявления.

Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.

Пересказ по вопросам.

Даже по вопросам пересказ недоступен.

16.  Характеристика чтения.

1.    Техника чтения:

·        Побуквенное

·        Послоговое

·        Соответствует / не соответствует возрасту

·        Автоматизированное / неавтоматизированное

2.     Дыхание при чтении:

·        Правильное /неправильное

·        С интонациями

·        Нарушение ритма дыхания.

3.     Выразительность.

·        Монотонное / выразительное.

4.     Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.

14.  Характеристика письма.

·        Отсутствие орфографических ошибок.

·        При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).

·        В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.

·        Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.

·        Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).

·        Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» — поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» — «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

·        Орфографические ошибки

·        Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

·        Темп письма медленный.

Заключения:

·        Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.

·        Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.

·        Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

·        (1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР  ( ФФН,ФН).

·        Темп плавности судорожного (несуд.) характера.

·        ( 2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

·        ( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

·        Логопедическое заключение может быть:

·        ФНР,

·         ФФНР,

·         ОНР-3,

·        НВОНР,

·         ЛГНР,

·         звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.

Рекомендации:

на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

 Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.

( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).

1.Развитие слухового восприятия.

5.     Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

     определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов              с заданной фонемой.

3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

4..Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________

7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.

8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

9.Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти ( слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики.

Логопедическая характеристика

(ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).

Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.

Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З] и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.

Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.

Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).

Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

У ребенка энурез.

Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня

К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

Сафарбекова Татьяна Казимовна,
учитель-логопед

Loading ... Loading …

Пример
написания логопедической характеристики
на ребенка дошкольного возраста для
ПМПК.

Егор М.
поступил в старшую группу МБДОУ “детский
сад №9 компенсирующего вида” в возрасте
5 лет с диагнозом – задержка речевого
развития, сочетающаяся с задержкой
интеллектуального развития. F80.82.
Заикание. F98.5.

Речевая
среда.

Многоязычия,
нарушений речи у близких родственников
нет. Процесс воспитания под контролем:
родители интересуются проблемами своего
ребенка, консультируются с педагогическим
составом. Следуют рекомендациям
специалистов.

Состояние
ручной моторики: недостаточно развита
мелкая моторика рук; ведущая правая
рука; пробы Хеда выполняет медленно с
ошибками. При выполнении упражнений на
динамическую организацию движений
(“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также
наблюдаются неточности.

Общая
моторика. Отмечается задержанная
переключаемость движений, медлителен,
моторно неловок.

Артикуляционный
аппарат. Анатомическое строение органов
артикуляционного аппарата без аномалий.
Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает
объем, точность выполняемых движений.
Гиперсаливация.

Речевая
моторика развита недостаточно. Движения
замедленные, не может длительно удерживать
положение органов артикуляции.

Общее
звучание речи. Речь невнятная; говорит
односложно, не использует сложные
предложения. Допускает ошибки,
обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи.
Высказывания интонационно маловыразительны.
Наблюдается замедление ритма в конце
фразы. Логическое ударение отсутствует.
Голос слабо-модулированный, тихий.

Пассивный
и активный словари характеризуются
бедностью. Многие слова употребляет в
приближенном значении (например, “кружка
– чашка”). Егор знает такие обобщающие
понятия как “овощи”, “фрукты”, “одежда”,
“посуда”, “мебель”, “домашние
животные”. Самостоятельно называет
последовательность времен года, с
помощью — порядок дней недели. Пассивный
словарь преобладает над активным.
Наиболее страдает употребление глаголов,
прилагательных. В речи мало наречий,
сложных предлогов.

Грамматический
строй речи. Наблюдаются аграмматизмы
при образовании прилагательных от
существительных (например, “сливый сок
– сливовый сок”, “стекловый стакан –
стеклянный стакан”); в согласовании
прилагательного и существительного
(например, “у мальчика синий флаг, а у
девочки красная платье”, мягкая кресло”);
в согласовании существительных с
числительными 1,2,5 (например, “5 цыпленков”,
“5 деревов”, “5 медведёв”). В речи
преимущественно использует простые
распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое
восприятие, звуковой анализ и синтез.

Имеются
нарушения в звукобуквенном анализе,
вследствие недостаточной сформированности
операций мышления (анализ и синтез),
например, не называет конечный гласный
звук, конечный согласный, не составляет
слова из отдельных звуков. Егор не
определяет последовательность и
количество звуков в слове, его место в
слове. Допускает ошибки при определении
звука в середине и в конце слова.

Фонематические
представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение.

Поставлены
проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие
пары, но в речи они не закреплены.
Отмечаются повторы или продление
начальных звуков иногда слогов слов.

Искажена
звукослоговая структура слова. Отмечаются
пропуски слогов (например, “гусеца” —
гусеница, “велосед” — велосипед). Грубо
искажены слова сложной слоговой
структуры.

Егор называет
почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ),
читает короткие слова и предложения
типа “кот”, “мак”, “Вот дом”. Читает
медленно, часто обнаруживается
недостаточное понимание прочитанного.
Способ чтения – побуквенное с переходом
чтения по слогам. При пересказе текста
упускает главные события, вследствие
чего теряется смысл текста. Пересказ
осуществляет с использованием помощи
(наводящие вопросы, повторное чтение
взрослым). Затруднения при составлении
рассказа по серии сюжетных картинок –
меняет последовательность событий.

Мальчик
знает сведения о себе, понимает родственные
связи. Навыки пространственной
ориентировки сформированы неполно,
слабо ориентируется в основных понятиях
времени.

Познавательные
интересы в учебной сфере сформированы
недостаточно. Егор не принимает активное
участие в организованной деятельности,
так как осознает свой речевой дефект и
стесняется отвечать на вопросы. Однако
мальчику нравится посещать индивидуальные
логопедические занятия. В таком виде
деятельности он “раскрывается”,
пытается рассказать о событиях,
происходящих с ним и вокруг него.

Ситуации
успеха вызывают у ребенка положительные
эмоции. Реакция на одобрение и замечание
адекватная.

Взаимоотношения
со взрослыми сдержанные, но неустойчивые.
В контакт со сверстниками вступает
сложно. Предпочитает спокойные игры,
часто играет один, так как не умеет
подчиняться общим правилам игры.
Двигательная активность в игре низкая,
малословен.

Следует
отметить, что Егор аккуратен, отзывчив
на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедический
диагноз:

Задержка
речевого развития. Общее недоразвитие
речи III уровня. Заикание.

Ребенок
наблюдается у штатного врача психоневролога,
регулярно два раза в год находится на
комплексном лечении в условиях стационара.

К моменту
окончания подготовительной группы
усвоил программу недостаточно: отмечается
несформированность компонентов
готовности к школьному обучению и
сложности при овладении программным
материалом. Рекомендовано продублировать
программу подготовительной группы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Логопедическая характеристика на Игоря Ю., обучающегося 2 класса

Дата рождения:

Логопедический заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.

Игорь посещает логопедические занятия в МОБУ СОШ №1 с 15.09.17 г. (второй год обучения).

Речевая среда.

Нарушений речи у близких родственников нет. Игорь в текущем учебном году не пропустил ни одного логопедического занятия, в 2017 – 2018 учебном году были пропуски по причине болезни и в актированные дни. Мама поддерживает связь с учителем-логопедом, интересуется проблемами своего ребенка, консультируется со специалистом. Домашние задания Игорь выполняет вместе с мамой, самостоятельно сделать их не может, так как до сих пор не научился читать.

Общая моторика.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительность, моторная неловокость. Испытывает затруднения в играх с мячом, катании на велосипеде.

Артикуляционный аппарат.

Наблюдается неправильное расположение зубов. Артикуляционные позы при произношении многих звуков искажены. Страдает объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Наблюдаются синкинезии при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.

Общее звучание речи.

Речь невнятная из-за многочисленных нарушений звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слова, аграмматизмов. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Грамматический строй речи.

На вопросы Игорь отвечает односложно либо фразой из 2-3 слов.

Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “бананое пюре – банановое пюре”); в согласовании прилагательного и существительного (например, “ у девочки синий ручка”), в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 утёнков”).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Звукобуквенный анализ не сформирован, путает понятия «звук», «буква», «слог». Затрудняется в выделении звука из слова, например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Игорь не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении позиции звука в середине и в конце слова. Фонематические представления не сформированы.

Звукопроизношение.

За время посещения логопедических занятий были поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [ЛЬ], [Ч], [Щ], [С], но в речи они не закреплены. Процесс автоматизации звуков затягивается месяцами, так как у Игоря нет желания научиться красиво и чисто говорить, он не старается сказать слово правильно.

Скороговорки, которые разучиваются на логопедических занятиях, Игорь самостоятельно не называет, либо искажает их, произносит неточно.

На занятии часто отвлекается на посторонние предметы, выполняет бессмысленные действия – «гримасничает» перед зеркалом, теребит рукава одежды, надевает – снимает капюшон и т.п.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски и перестановки слогов (например, “гусеца” — гусеница, “велосед” — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Общие сведения.

Мальчик владеет небольшими сведениями о себе и окружающем мире. Не называет правильно и по-порядку своё имя, отчество и фамилию. Затрудняется назвать имя мамы. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Игорь не знает многих обобщающих понятий, таких как “транспорт”, “бытовая техника”, путает понятия “овощи” и “фрукты”. Самостоятельно не называет последовательность времен года, путает месяцы, хотя каждое логопедическое занятие начинается с закрепления временных представлений. Так, на занятии 9 ноября, на вопрос логопеда — «Какое сейчас время года?» Игорь отвечает – «Зима», — «Какой идёт месяц?», — «Забыл». Игорь не знает дней недели. На вопрос: — «Какой сегодня день недели?» даёт ответ: — «Завтра». Также называет искажённо названия некоторых дней недели — называет «субботник» вместо слова «суббота».

Игорь только с помощью логопеда смог назвать посёлок, в котором он проживает, но не назвал область и свой домашний адрес. На вопрос: — «С кем ты сидишь за одной партой?» Игорь отвечает: — «Не знаю».

Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Игорь до сих пор не научился читать и писать, забывает название букв, затрудняется сливать звуки в слоги. Мальчик не может самостоятельно написать своё имя и фамилию, под диктовку не пишет, может только списать текст с ошибками. Некоторые короткие слова может прочесть побуквенно-слоговым способом, например «лиса», но более длинное слово, такое, как «журавль» он прочесть не может. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Скрытый смысл прочитанного не улавливает. Затруднения вызывает составление рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Все виды памяти снижены. Стихи заучивает медленно, самостоятельно воспроизвести затрудняется. Внимание кратковременное, очень быстро утомляется и отвлекается на посторонние предметы.

Навыки пространственной ориентировки не сформированы. Затрудняется в правильном определении понятий «право» — «лево», выполняет неверно инструкции «Дотронься правой рукой до левого уха» и т.д.

За время посещения Игорем логопедических занятий он показал очень небольшую динамику при коррекции нарушений устной речи.

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и граигра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комнкта;
  2. пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
  4. перестановки букв и слогов: онко – окно;
  5. недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
  6. наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;
  7. искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
  8. смешение гласных о-у,ё- ю, и-е; согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ц-ч-щ: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка;
  9. слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
  10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. замерзла речка. Птицам голодно.
  11. нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, лог – лёг.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушение согласования слов: с еловый ветки –с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б, д-в;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): За зомом росла мамина. — За домом росла малина; антиципации (предвосхищение, упреждение): Дод небом лолубым. – Под небом голубым.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной информации;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них говорят: «еле языком ворочает…», — их называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

  • ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного)зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р-л, с-ш и т.д. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 минут) улучшается качество письма.
  • каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Пишите тексты по 15-20 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных троек и двоек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксирует в его памяти как негативный опыт.
  • не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Допускает ошибки при словообразовании и словоизменении
  • Дополнительный криптографический функционал ошибка создания запроса на сертификат
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943730
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943785
  • Дополнительная функция ошибок таблица