Доклад ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией  о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.

Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при  выборе профессии можно разделить по пунктам:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному (т.е. «на всю оставшуюся жизнь»).

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации специальности. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Анализируя сейчас ситуацию на рынке труда можно сказать, что каждый год появляются новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные профессии. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодиться в неожиданных ситуациях.  

Например,  психолог, приобретя дополнительные  знания  в области менеджмента и трудового делопроизводства, может строить свою карьеру в области управления персоналом. Так же экономист по внешнеэкономической деятельности неизбежно сталкивается  с юридическими вопросами, поэтому нередко  вынужден получать юридическое образование, что может позволить ему сменить сферу деятельности. В последнее время  в производственной и промышленной сферах требуются менеджеры и маркетологи  с базовым техническим образованием.

Научно-технический прогресс требует владения новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, и это касается не только специалистов среднего и высшего звена, но и рабочих профессий, т.к. производство становится высокотехнологичным.

На сегодняшний день, широкое распространение получили образовательные услуги для взрослых: различные профессиональные курсы от каменщиков до валютных трейдеров, второе высшее образование и профессиональная переподготовка, высшее образование на базе среднего профессионального, курсы повышения квалификации и курсы иностранных языков, риторики и прочее. Кроме этого, существуют государственные программы по переподготовке специалистов, например, военнослужащих, уволенных в запас, или безработных граждан и т.д.

            2.      Бытующие мнения о престижности профессии.                    

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Все хотят красиво работать, но кто будет делать «грязную, некрасивую» работу?

Высокий заработок и социальный статус в обществе  — основные критерии, по которым делается вывод: престижна профессия или нет. В журнале «Карьера», часто печатаются статьи о построении карьеры на примерах отдельных успешных личностей, из которых следует, что действительно хорошее образование это прочный фундамент для построения карьеры, но это только начало долгого пути. Поговорите со своими родителями, знакомыми многие учились в институтах, чем занимаются сейчас их однокашники? Кто и каких успехов добился? Все получили одну и ту же профессию, однако, зарплаты и социальный статус и даже сферы деятельности разные.

Престижность профессии, во многом зависит от настроений в обществе, от идеалов и принципов среди молодежи, а они, как известно, меняются. Проще всего проследить это на истории нашей страны. В 60-е годы профессия геолога, например, или инженера-конструктора были очень популярны и престижны среди молодежи. Что стало с этими профессиями в годы «застоя»? Игра в шахматы на рабочем месте, скучная неинтересная работа, низкая зарплата- все это было атрибутами профессии инженера. В результате в технических вузах возникли проблемы с набором, а те кто,  заканчивают технический ВУЗ не идут работать по специальности. На сегодняшний день возрождается производство, многим фирмам – посредникам, работающим в промышленности нужны молодые энергичные специалисты с техническим образованием, которых очень мало. Ограниченное предложение делает этих специалистов очень востребованными, а значит хорошо оплачиваемыми. Таким образом, престижность профессии зависит еще и от состояния рынка труда.

Разумеется, есть профессии , что называется «на все времена», которые всегда престижны, но это в основном творческие профессии: актеры, музыканты, художники и т.д. Однако престижно ли быть актером без ролей, или музыкантом без слушателей?

3.     Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).

Чаще всего, эта ошибка происходит тогда, когда выбор профессии осуществляется только на основе интересов и склонностей. Как известно, друзей, прежде всего, объединяет общность интересов и увлечений. Поэтому, выбор одинаковой профессии  с другом для подростков  рассматривается абсолютно естественно. Так же  это бывает из-за боязни самостоятельного выбора, боязни ошибиться. Часто просто из-за лени, например, друг и его родители все узнали, выбрали учебное заведение, все взвесили, зачем самому еще что-то делать. Многие старшеклассники  воспринимают поступление в вуз как определенный этап веселости (студенческой) в который лучше отправиться с другом. Многим, как не странно, вообще все равно, куда пойти учится, раньше вместе ходили в школу, теперь вместе пойдем в ПТУ или техникум. Конечно, это не правильно. Во-первых, каждый человек индивидуальность и обладает своим неповторимым набором способностей и склонностей. Пример: Вася идет на пожарника (а он рискованный  и бесстрашный человек), а Коля, следуя за ним (по своей натуре очень осторожный и рассудительный), в итоге Вася все-таки будет пожарником, а вот Коля вряд ли. Во-вторых, у каждой семьи свои возможности, о которых вы можете не знать.

4.      Перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно важно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность физика – это не значит, что вам нравиться заниматься физикой). Кроме того, не следует стремиться получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5.     Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. 

Психологически мы склонны обращать внимание на наиболее привлекательные для нас черты той или иной деятельности. А о многих других сторонах не задумываемся вовсе. В результате образ даже хорошо знакомой профессии существенно искажается. Ведь за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перебирают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде чем подготовят 10-ти минутное сообщение.

Очень ярко образцы такого ряда иллюзий обнаруживают абитуриенты педагогических вузов. Многих сюда приводит увлеченность занятиям любимой наукой (математикой, интерес к истории и т.п.,) а собственно работа учителя, преподавателя привлекает мало.

Рассмотрим  в качестве примера профессию дизайнера. Работа дизайнера связывается, прежде всего, с творчеством, со свободным графиком, большими деньгами, общением с интересными и обеспеченными людьми, а также известностью и светской жизнью. Однако у этой профессии тоже есть непривлекательные стороны.  Прежде всего, это кропотливый и тяжелый труд, часто связанный с физическими нагрузками. Работа над определенным проектом может длиться несколько недель, а то и месяцев без выходных. Кроме того, нельзя забывать, что дизайнер работает для заказчика, соответственно должен учитывать  желания клиента и видение им результата работы, которые далеко не всегда совпадают с творческой задумкой самого дизайнера. Но самой главной трудностью в этой профессии является трудоустройство. Даже самые крупные фирмы работают «от заказа до заказа» и этот перерыв может быть достаточно велик. Конкуренция на этом рынке  уже высокая. Как и в любой творческой профессии, признание дизайнера как профессионала может придти уже в институте, а может не наступить никогда. К сожалению, это даже не зависит от  способностей и меры таланта.

6.    Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

          Прежде всего, при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим стоят. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и т.д. А человек с лингвистическим образованием может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем – референтом.

         Важно знать, что профессий существует больше, чем школьных предметов.  

7.    Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

          На данный период во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8.    Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах.

          Разобраться в себе вам могут помочь профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут быть психологические тесты, но задача тестов – это активизация деятельности по самопознанию (т.е. самонаблюдению, самоанализу), не ждите от теста готового ответа.

9.     Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

             Цена  этой ошибки очень высока – это здоровье. Многие подростки, имеющие проблемы со здоровьем не соотносят их с выбором профессии. Выбирают учебное заведение, сдают экзамены, но не проходят медкомиссию, по состоянию здоровья. И на этом этапе начинают подключаться родители, искать всевозможные пути, чтобы ребенок оказался в выбранном учебном заведении. Но дело в том, что медицинские противопоказания появились не случайно, так как есть профессии в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. (Например: компьютерщики и портные сильно напрягают глаза, а летчики – сердце). Поэтому не соотношение профессиональной деятельности и здоровья может привести к самым тяжелым последствиям.

10.    Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Здесь главное, чтобы подросток творчески подошел к делу и разработал для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей и знаний. Важным помощником в этом могут стать: уроки профориентации, которые должны обучить вас основам правильного выбора профессии и технологиям подбора учебного заведения.

Во многих школах есть собственные психологические службы, где специалисты могут провести необходимые консультации, если таковые отсутствуют, то  в школах есть информация о специализированных районных и городских организациях, где вам окажут помощь в профессиональном самоопределении. Многие подростки даже не знают с чего начать выбор соответствующей профессии, и часто стремятся переложить ответственность на других, например, на родителей или учителей.

Когда выбрана профессия, неизбежно встает не менее важный вопрос, где ее получить. Рынок образовательных услуг чрезвычайно не стабилен, появляются и закрываются учебные заведения, изменяются государственные образовательные стандарты, меняются названия специальностей и квалификаций. Разобраться самостоятельно в этой ситуации практически невозможно. Очень часто абитуриенты и родители даже не знают, что спросить на Дне открытых дверей или в Приемной комиссии. Подбор учебного заведения необходимо проводить очень тщательно. Случайный выбор учебного заведения может привести  к самым неожиданным последствиям: вы можете не получить диплома государственного образца, или в этом дипломе вам напишут другую специальность, вуз может просто закрыться, может оказаться, что практика не будет организована, и в этом случае откуда появятся практические навыки и т.д.

1.Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. – СПб.: ООО «Фортекс», 2002. – 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

3.    Интернет:  www.abituru.ru.

4.   Интернет:  www.arsenal.ru.

Реферат: Типичные ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии

Профессиональное самоопределение – это достаточно сложный и трудный процесс выбора будущей профессиональной деятельности. Поэтому здесь всегда возможны ошибки.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы:

Незнание мира профессий (слабая информированность о мире профессий, устаревшие сведения о характере и условиях труда по каждой профессии, предубеждения в отношении престижности профессии).

Незнание себя.

Незнание правил выбора профессии.

Незнание мира профессий

Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях у детей часто бывают неполными, искажёнными, что ведёт к переоценке своей пригодности и ошибкам. Прежде всего, каждый ребёнок должен быть хорошо осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

А где получить информацию о профессиях? Прежде всего, в школе, на уроках по различным предметам, включённым в школьную программу. Кроме того, информацию о профессиях можно получить из научно-популярной литературы, периодической печати, кино, радио, телевидения, в ходе общения со взрослыми, родителями, сверстниками и т.д. Другими словами, существует достаточно много информационных источников.

Подробнее рассмотрим источники ознакомления с миром профессий:

рассказ учителя о профессиях, связанных с преподаваемым им учебным предметом;

рассказ представителя той или иной профессии, приглашенного в школу для встречи-беседы с учащимися;

рассказ учащегося, специально собравшего материал о профессии, например, своих родителей или профессии, которая его заинтересовала;

специально организованная школой экскурсия на предприятие, в учреждение, в профессиональное учебное заведение (ПУ, ССУЗ, ВУЗ), где экскурсоводы рассказывают о содержании труда профессионалов, технических новшествах, о технологии, о продукции предприятия;

посещение отделов кадров предприятий и ознакомление с информационно-справочными материалами о профессиях, которые там имеются;

книги, статьи, справочники о профессиях;

личное практическое участие в отдельных простейших видах труда после некоторой подготовки. Личная проба сил – один из важнейших практических источников сведений и о профессии, и о себе.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии. Например, образ наладчика станков у многих связывается с шумным цехом, промасленной ветошью, грязными руками, однако, теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе осциллографами, измерительными приборами, стендовым оборудованием.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Слово «престиж» имеет латинские корни (иллюзия, обман чувств). В русском языке это понятие обозначает авторитет, уважение, доверие. Деление профессий на престижные и непрестижные весьма условно. Часто престижные профессии (экономист, юрист, менеджер и т.д.) идеализированы и окружены неким привлекательным ореолом. Для человека, стремящегося приобрести определённый статус в своей среде, испытывающего потребность в самоутверждении, социальный престиж играет важную роль. Но необходимо учитывать и такой сопутствующий фактор, как востребованность профессии – потребность работодателей в специалистах данной категории. Желающие получить престижную профессию должны знать, что трудоустройство по этим специальностям затруднено, т.к. количество вакансий гораздо меньше, чем количество претендентов на данные вакансии. И успеха в профессиональной деятельности достигают те, кто прикладывает максимум усилий, желаний и труда. Востребованные же профессии — это те профессии, в которых нуждается общество и где уровень оплаты может быть самым разным. Каждый человек выбирает сам, что ему нужно – работать и зарабатывать сейчас или мечтать о блестящем будущем.

^ Незнание себя

Это – необъективная оценка своих способностей (завышенная или заниженная), незнание своих индивидуально – личностных особенностей, состояния своего здоровья, нежелание или неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. В подобных ситуациях можно порекомендовать обратиться к соответствующим специалистам, в том числе в Омский центр профориентации, где вам окажут профессиональную помощь и помогут разобраться с возникшими затруднениями в определении сферы будущей профессиональной деятельности.

^ Незнание правил выбора профессии

При составлении профессионального плана следует:

определить главную цель: чем заниматься, кем быть;

объективно проанализировать и оценить свои возможности;

полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели, то есть определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве он может получить необходимое образование и специальность;

наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии.

Таким образом, правильный выбор профессии – это очень важный шаг, от него может зависеть ваша будущая жизнь. Не зря психологи утверждают: «Счастлив тот, кто рад тому, чем он занимается».

Составители: специалисты отдела

содействия профессиональному самоопределению молодежи

Омского центра профориентации

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Ошибки
при выборе профессии

1. Отношение
к выбору профессии как к неизменному

В любой
сфере деятельности происходит смена
занятий, должностей по мере роста
квалификации человека. При этом наибольших
успехов достигает тот, кто хорошо прошел
начальные ступени.

Проанализируйте
ситуацию на рынке труда. Обратите
внимание на то, что с каждым годом
появляются все новые профессии. Будьте
готовы к тому, что придется регулярно
повышать квалификацию, осваивать смежные
специальности. Не бойтесь того, что
выбор профессии сейчас, в 11 классе,
фатальным образом определит всю Вашу
судьбу. Изменение выбора, освоение новой
специальности сделает Вас ценным
специалистом, востребованным в
междисциплинарных областях деятельности.
Первая профессия, даже если Вы затем
передумаете и найдете что-то более
привлекательное, пригодится в неожиданных
ситуациях. Например, первое образование
искусствоведа поможет юристу по своему
второму образованию разобраться в
сложных вопросах наследования антикварных
ценностей…

2. Бытующие
мнения о престижности профессии

В отношении
профессии предрассудки проявляются в
том, что некоторые важные для общества
профессии, занятия считаются недостойными,
неприличными (например: мусорщик).

Экономист
или психолог ничуть не более полезен
для общества, чем химик или слесарь.
Престижность профессии должна учитываться
— но после учета Ваших интересов и
способностей. Иначе будете владеть
(если будете) «модной», но не
приносящей удовольствия специальностью.
Или, чего доброго, окажетесь непригодны
к выполнению основных рабочих функций…

3. Выбор
профессии под влиянием товарищей (за
компанию, чтобы не отстать).

Профессию
мы выбираем по своему «вкусу» и
«размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство
группы, ориентация на сверстников —
очень позитивные особенности ребят
твоего возраста. Они нужны для освоения
норм поведения в обществе, формирования
образа «Я» и самооценки. Поэтому
оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя
с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся
увидеть, чем ты отличаешься от товарищей
— и в чем вы сходны. Это поможет понять,
что если Вася идет на пожарника (а он —
рискованный человек), тебе эта профессия
может не понравиться (ты ведь очень
осторожный и рассудительный).

4. Перенос
отношения к человеку, представителю
той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать
прежде всего особенности данного вида
деятельности, а не выбирать профессию
только потому, что тебе нравится или не
нравится человек, который занимается
данным видом деятельности.

Особенно
опасно очарование преподавателем (если
тебя восхищает душевность физика — это
не значит, что тебе нравится физика сама
по себе, вне «комплекта»). Кроме
того, часто ребята совершают ошибку,
стараясь получить профессию кумира —
спортсмена, политика, журналиста,
артиста. Спортсмены — они не все такие.

5. Увлечение
только внешней или какой-нибудь частной
стороной профессии

За легкостью,
с которой актер создает на сцене образ,
стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты
не всегда выступают в телепередачах —
чаще они перелопачивают массу информации,
архивов, разговаривают с десятками
людей — прежде, чем подготовят 10-минутное
сообщение, которое. ктому же, озвучит
другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление
школьного учебного предмета с профессией
или плохое различение этих понятий

Есть такой
предмет, как иностранный язык, а профессий,
где требуется способность к языку много
— переводчик, экскурсовод, телефонист
международной связи и др. Поэтому при
выборе профессии надо учитывать, какие
реальные занятия и профессии за этим
предметом стоят.

Для этого
лучше всего не просто изучить
профессиограммы или словари профессий.
Стоит проанализировать газеты с
вакансиями на бирже труда (там обычно
указывается, какое образование требуется
для конкретной вакансии). Например,
человек с лингвистическим образованием
(«русский язык и литература»,
«иностранный язык» в школе) может
работать и преподавателем, и переводчиком,
и редактором, и серетарем-референтом.
Тем более имей ввиду, что профессий
существует больше, чем школьных предметов.
Можно стать юристом, маркетологом,
аппаратчиком. Профессии обычно могут
быть ассоциированы с несколькими
школьными предметами (обычно соответствуют
вступительным экзаменам в ВУЗ (результаты
ЕГЭ) при поступлении на эту специальность).
Скажем, будущему экономисту в школе
может нравиться одновременно и математика,
и география.

7. Устарелые
представления о характере труда в сфере
материального производства

Во все
профессии, и прежде всего в рабочие,
внедряется сложная и интересная техника,
повышается культура труда.

(А компьютер
внедряется абсолютно все сферы
деятельности — вплоть до животноводства).

8. Неумение/
нежелание разбираться в своих личностных
качествах (склонностях, способностях)

Разобраться
в себе тебе помогут профконсультанты,
родители, учителя, товарищи.

Полезными
также могут оказаться психологические
тесты, а также статьи и публикации на
тему популярной психологии. Однако имей
ввиду, что среди них много непрофессиональных,
так что относить критически как к
результатам тестов, так и к тому, что
пишут в психологических книжках. Задача
популярных тестов — активизация
деятельности по самопознанию
(самонаблюдению, самоанализу), а не
выдача тебе готового ответа на вопрос
о том, кем быть или наклеивание ярлыка
о том, какой ты.

9. Незнание/
недооценка своих физических особенностей,
недостатков, существенных при выборе
профессии

Существуют
профессии, которые могут быть тебе
противопоказаны, т.к. они могут ухудшить
твоё состояние здоровья.

Таких
профессий немного и к ним относятся, в
основном, те, в которых требуется
длительное напряжение тех или иных
физиологических систем. Компьютерщики
сильно напрягают глаза, а летчики —
сердце…

10. Незнание
основных действий, операций и их порядка
при решении, обдумывании задачи при
выборе профессии

Когда ты
решаешь задачу по математике, то
выполняешь определенные действия в
определенной последовательности. Было
бы разумно поступить также и при выборе
профессии.

Наш Центр Перспективы как раз и создан
для того, чтобы направить тебя, показать
основные этапы решения проблемы. Однако
не воспринимай инструкции буквально,
лучше даже, если ты творчески подойдешь
к делу и разработаешь для себя свой
собственный план — список необходимых
для выбора профессии действий. Сюда
могут быть включены: анализ предложений
на рынке образования, анализ спроса на
рынке труда, объективная оценка своих
способностей, склонностей, знаний (с
помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Выбор и постижение профессии не простой процесс, на этом пути человека подстерегают различные сложности. При выборе профессии молодые люди наиболее часто совершают следующие ошибки:


1. Выбор профессии «за компанию»

Часто человек не владеет необходимой информацией, недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии «за компанию». Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убежден в его правильности. Однако, существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учебы в училище, колледже или вузе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с начала». Возможна вероятность, что выбранная таким способом профессия тебе подойдет. Однако, следует помнить, что, профессия, которая нравится твоему другу, может не понравиться и не подойти тебе!


2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто, человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители редко видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Молодые люди могут не знать о том, что только один спортсмен из сотни достигает вершин мастерства и занимает призовые места. Схожая ситуация с такими профессиями как киноактер, эстрадный певец, музыкант и др.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.


3. Перенос отношения к человеку на саму профессию

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на военного, потому что он любит смотреть фильмы про войну, ему нравится оружие, и он хочет быть похожим на героя боевиков. И уже поступив на такую специальность в суворовское училище или вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд военного не сводится к парадам, учениям и предполагает жесткую дисциплину, серьезную теоретическую и спортивную подготовку, муштру и «серые» армейские будни. Как выясняется позже, много из этого не интересует молодого человека или не соответствует его способностям. А воевать в современной ситуации нет необходимости. Интерес к приключениям и технике, стремление быть похожим на героя фильмов про войну, был ошибочно принят за интерес к профессии военного.

Для большого количества девушек романтический образ любимой школьной учительницы является мотивом для приобретения педагогического образования. Не высокий уровень оплаты труда учителя и зачастую сложные условия его работы могут не совпадать с притязаниями молодежи. Очевидно, что учитель также должен обладать определенными профессиональными качествами, без которых сложно добиться успеха на педагогическом поприще.

Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать. «Хороший человек» — это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.


4. Отождествление учебного предмета с профессией

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет — это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.


5. Выбор исключительно по признаку престижности

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.


6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо

«Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жестких требований к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.


7. Недостаточный учет своих способностей

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.


8. Ориентация на мнение случайных людей

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии…


9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегето-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики — сердце…


10. Ориентация на мнение родителей или близких людей

Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми другими доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии. Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребенок сделал то, чего, в свое время, не удалось достигнуть им самим.

К примеру, взрослый человек, который очень хотел, но, в силу жизненных обстоятельств, не смог приобрести высшее образование, чувствует ограниченность своих возможностей и обиду. В общении с ребенком он всеми силами будет ориентировать его на приобретение высшего образования для того, чтобы ребенок реализовал то, чего он сам не смог достичь. К сожалению, в такой ситуации, взрослые могут игнорировать интересы и склонности ребенка ради реализации собственной мечты, пускай, даже, и на примере другого человека.

Столкнувшись с подобной ситуацией, молодой человек должен быть достаточно критичен к мнению старших и выбирать профессию, основываясь на собственных способностях и интересах, советах специалистов, анализе рынка труда.


11. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства).


12. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


13. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.


14. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…


 

15. Низкий уровень критического отношения к себе

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Однако именно родители и учителя с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь ребенка от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в выборе профессии, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Доклад на тему стилистические ошибки
  • Документ ворд ошибка 1706
  • Доклад на тему речевые ошибки и их виды
  • Доклад на тему врачебная ошибка
  • Доклад на тему орфоэпические ошибки