Доброта матери отложила отпечаток на него исправить ошибку

рез перекладину и ходивши па задних лапах. Русский язык любят и охотно изучают во всех странах и континентах. Мальчики увле­ кались и изучали космические полеты. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви Тараса к родине и ненависти к врагам парода.

Задание 7. Определите тип и вид парушеиия и исправьте пред­ ложения.

Незнакомец накормил Каштапку, и пошел в другую комнату, н принес матрасик, и уложил се спать. Хозяин велит приказчику, чтобы подсчитать расходы. Начался второй урок, как в окно наше­ го класса заглянуло солнце. Вчера был такой сильный дождь, ко­ торые бывают только на юге. Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот артист. Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались во все стороны. Которые опоздают, те ученики пе смогут участвовать в репетиции. Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел. Алеша любил книги за то, н них он узнавал много хорошего. Меня спросили, что какой сегодня праздник. Когда Владимира посадили к медведю, и он не растерялся и убил медведя. Я купил ту книгу, которую мне посо­ ветовали прочитать. Ветер рванул с такой силой, что вершины де­ ревьев пригибались к земле.

Задание 8. Определите тип и вид нарушения и исправьте пред­ ложения.

Большинство студентов дорожит честью своего университета. Па факультете хорошо осуществляется руководство и контроль за учебой. Раненый сказал, что я русский летчик, меня сбили фаши­ сты. Прибежав под дерево, дождь усилился. Он с меня привычку взял. Тарас первый раз заявил немцам, что не хочу работать. Гнез­ до было устланное зелеными листьями. С декабристами с первых дней петербургской жизни сблизился А.С. Пушкин. Мы направи­ лись к дому товарища, который находился недалеко от нас. Моло­ догвардейцы расклеивали листовки, где рассказывали пароду прав­ ду. Людям приказали выходить из поезда. Потому что был сломай мост.

162

Задание 9. Найдете ли нарушения ?

Не бери пи с кого дурные примеры. Это дешевле, чем пареная репа. На ней были туфли на босую ногу. Молчалии всегда знал, от­ куда дул ветер. Говорили о нем как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом съел. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова — явный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жители Северной Америки — индийцы — значительно ущемлены в своих правах. Радостное известие привело его в ми­ норное настроение — он готов был запрыгать от счастья. Характе­ ристика Ильина не соответствовала действительности. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Кто край­ ний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличе­ нии, — аллегорию.

Задание 10. Найдете ли речевые нарушения?

Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. В литературном наследии Салтыкова-Ще­ дрина большое и видное место занимает разоблачение и опровер­ жение ложных эстетических теорий. Бидструп создал эти карика­ туры без малого почти 50 лет назад. 11овый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. Не ис­ ключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. Первое объяснение случивше­ гося: судно-паром натолкнулось на что-то (скорее всего, задело, на­ верное, волнорез на выходе из гавани). Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.

Задание 11. Найдете ли речевые нарушения?

Среди многих писем процитируем лишь одно. На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. Надо вый-

ти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. Гость, растерянно бор­ моча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. Разве виноват был актер в потере своего человеческого достоинства? На картине была нарисована группа людей. Некрасов широко применял рус­ ское народное творчество. А в левом углу газеты нарисовали голу­ бя, несущего в зубах оливковую веточку. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. Думаю, что, в крайнем случае, четверку за эту работу я получу.

Задание 12. Исправьте предложения. Определите тип и вид нарушения.

Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допу­ стить новую войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира. Всякий непредубежденный человек видит преимущество коллек­ тивною труда над индивидуальным. К концу месяца комиссия должна будет отчитаться о проделанной работе. Подобное бюро­ кратическое решение тормозит развитию физкультурного движе­ нии. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитан­ ников? Рецензируемая работа отличается среди других опублико­ ванных па ту же тему тонким анализом материала. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы. При­ лагая счег на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за про­ деланную работу. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии. Перед нами сейчас, как и в прошлом году, предстоит ответственная задача хорошо провести производственную практику.

Задание 13. Исправьте речевые нарушения, определив их тип и

вид.

Эта идея мне гармонирует. Марис Лиспа был выдающимся бе­ нефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. Новый сезон открывает хоро­ шие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной ра­ боты. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.

164

После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный темным мраком, наво­ дил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Когда занавес раздвинулся, на сцепе стоял актер в золоченом амплуа.

Задание 14. Найдите речевые нарушения и объясните харак­ тер ошибки/недочета.

Медики решают большую программу охраны здоровья лю­ дей. В этом санатории может отдыхать единовременно 700 чело­ век. Это приведет к ухудшению состава контингента слушателей. Все это как-то не вкладывается в голове. Русский язык занимает шестое место в мире по распространению. Этот парень — просто врожденный вожак. Отдельные члены группы не явились на эк­ замен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкур­ се «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное зна­ чение.

Задание 15. Найдите и исправьте нарушения.

Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в экономи­ ке привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах — сари. Проигравшаяся команда быстро и незаметно удалилась из зала. Листья пахнут ле­ сом, свежестью; понюхаешь лепесток, и на душе становится легче. Нельзя делать горе другим людям. Враг оказал глубокое сопротив­ ление. Среди генералов царило воинствующее настроение по отно­ шению к противнику. В течение последних недель на космодроме испытывается попытка управлять кораблем дистанционно.

Задание 16. Исправьте следующие предложения.

Все это положительно скажется на работу. Вы с какого года рождения? Мы уделяем внимание и на более частные моменты.

165

Выйдя на рубеж Киевского шоссе, перед нами открылась панорама города. Бригада в составе Столярова, Конева и Пинчука разработа­ ли и внедрили более двадцати рационализаторских предложений. Он всегда интересуется о том, как идут наши дела. Это не могло не отразиться на его умение говорить. Он сорвал свою злость на него. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми га­ баритами. За годы жизни на чужбине она научилась скрывать свои чувства, с посторонними была сдержанна и экспансивна. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.

Задание 17. Найдите речевые нарушения и объясните харак­ тер ошибки/недочета.

Народ добивался освобождения от крепостнического права. Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только со­ временниками Лермонтова, но и его предшественниками. В кашпо растет растение плющ. До сих пор я помню о тебе нежным воспо­ минанием. Когда наш самолет приземлился в Париже, шел огром­ ный дождь и порывы ветра срывали шляпы с прохожих. Молчалин всех в доме Фамусова водит за нос. Он умеет брать быков за рога. Вася не терял духа и старался вникнуть в работу. Мы помчались туда очертив голову. Ему было впору биться о стенку. Фамусов и Скалозуб принадлежат и высказывают мысли консервативного дворянства. Обломов мечтал, но так и не совершил путешествия. Петров в 1952 году поступил и в 1956 году окончил курс колледжа. К строительству приступили в 1949 году и закончили в 1952 году.

Задание 18. Найдите нарушения, объясните их характер и ис­ правьте предложения.

Стороны заключили двойной союз. Моряки освободили коз­ ленка и отдали его девочке. Новые методы лечения дали эффект­ ный результат. После 1825 года Пушкин не перестал вращаться с декабристами. Доброта матери отложила отпечаток на сына. Дети проходили мимо остановки, где останавливаются автобусы. Гра­ мотность у отдельных школьников продолжает оставаться на низ­ ком уровне. Городничий управлялся с народом, как хотел. Каждый у них имеет свои индивидуальные отрицательные черты. Мы на

166

все корки это обсудили и решили сделать новые грядки моркови и капусты. Он, как и прежде, загреб жар чужими руками. Все это случилось средь белого дня. Работники больницы знали, кто в них бросает камешки.

Задание 19. Исправьте речевые нарушения.

Ты меня крупно обидела. Ветер на улице был совсем малень­ кий. Свою автобиографию я вам уже рассказал. Однажды в отпуске со мной случился такой случай. Хлестаков ходил важной походкой, как генерал. Саша своим поступком возрос в глазах окружающих. Наставнику важно предостеречь первый шаг своего воспитанника. Проблема теплоснабжения в полный рост посетила нас в прошлом году. Каждое утро па зеленой лужайке появлялись хорошо экипи­ рованные жокеи, игроки в гольф. На центральной улице открылся новый будуар, обставленный с удивительной роскошью и изяще­ ством. Девушка конфиденциально призналась подругам, что пере­ менила имя «Катя» на «Кармен», потому что последнее импониру­ ет ее внешности. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

Задание 20. Найдите нарушения, объясните их характер и ис­ правьте предложения.

Маяковский стоял у источников повой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей уго­ дить. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. К подъ­ езду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. Когда на­ ступила зима, его демобилизовали на фронт. Чехов высмеивает людей с маленьким умом. Природа приносит нам радость и пользу. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намеки. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. Политик воплощался в народ­ ном воображении в виде образа богатыря — защитника униженных и оскорбленных.

167

Задание 21. Исправьте

предложения с речевыми нарушениями

и дайте лингвистический

комментарий.

Я сижу тихонечко в уголке и ни бум-бум. Дурные примеры за­ разительны. Он полетел в больницу сломив голову. Я привык да­ вать себе полные отчеты в своих действиях. Нашему начальнику, наверное, удастся выплыть из воды сухим. Он отлично знал как естественные, так п гуманитарные науки. Эдакий двуликий Янус. Искусство оказываетбольшое влияние на повышение культурно­ сти людей. Машина летела с сильной скоростью. Она служила при дворе служанкой. Тогда всех солдат выстроили в строй. Плохой врач пе только пе принесет пользы, но и может оказать вред здо­ ровью. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена прави­ тельства. Во время Великой Отечественной войны наш народ дал решительный отпор для врага. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

Задание 22. Найдите речевые нарушения и исправьте их.

lice ученики хорошо освоили теорему Пифагора. В лесу на­ чался бурный листопад. В те годы белогвардейцы делали заго­ воры. У Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг. Только что прошел сильный проливной дождь. Немного полетав по комнате, он вылетел в окно и полетел в лес. Главному герою фильма характерны честность и правдивость. Человека надо су­ дии, пе по словам, а по проступкам. В честь первого пионера космоса Юрия Гагарина — назван главный проспект города. Я в этой гидравлике ни гу-гу. Я ее ругала на чем свет стоял. Когда она попала в дом Кабанихи, она не находит себе место. Мы встретились через тридцать лет как родные и не могли наговориться, а ведь сколько времени-то утекло?Нужеп ты мне как банный лист. Па Лизу повалились все шишки. Мой друг прошел со мной пле­ чо к плечу огонь, воду и медные трубы. Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи. Мой друг был явно огорчен поступком Краснова, хотя и старался держать хвост.

1.5.3.3. Моделирование речевых культурных ситуаций

с актуализацией различных формул вежливости

Задание 1. Постройте диалоги в соответствии с требования­ ми речевого этикета па следующие темы:

1. На улице:

вы обращаетесь к кому-либо с какой-нибудь просьбой;

вы отвечаете на подробные вопросы;

вы приветствуете знакомых на улице.

2. Знакомство:

вы знакомитесь с ровесником (девушкой, юношей);

вы представляетесь людям старшего возраста (женщинам).

3.В деканате /на кафедре:

вы хотите получить информацию (консультацию);

вы намерены предъявить документы (справку, зачетную

книжку и др.).

4.Совет другу /подруге:

• что подарить;

• какую книгу прочитать;

что посетить с целью отдыха, развлечения.

5.Соболезнование:

другу/подруге;

человеку старшего возраста.

6. Покупатель — продавец:

вы покупаете товар;

вы предлагаете товар;

вы хотите обратить на себя внимание продавца при скопле­

нии народа;

вы хотите сделать покупателя постоянным клиентом.

Задание 2. Продемонстрируйте знание правил культуры рече­ вого поведения в следующих жизненных ситуациях:

1. Встреча с различными людьми:

• с подругой, которую вы давно не видели;

со знакомым, которого вы недолюбливаете; с уважаемым вами преподавателем.

В гостях / Пришли гости:

вы приветствуете хозяев (ровесников, людей старшего воз­ раста, вашего и противоположного пола); вы встречаете гостей (разного возраста и пола);

вы поздравляете и вручаете подарки (цветы); вы принимаете подарки (цветы) и поздравления; вы представляете гостей; вы рассаживаете гостей за столом; вы провожаете гостей; вы прощаетесь с хозяевами.

Застолье:

речевой этикет застолья хозяина дома; речевой этикет застолья в гостях;

характер и форма беседы за столом (в кругу друзей, в незна­ комой компании, в кругу старших людей, на официальном приеме).

Посещение больного:

вы навещаете заболевшего друга/подругу; вы навещаете заболевшего преподавателя/начальника.

Разговор но телефону (как и о чем можно говорить? как начинать и заканчивать разговор?):

у вас звонит телефон… (дома/на работе); вы звоните (домой/на работу к кому-то); вы ведете деловой разговор…

Казусные ситуации:

вы оказались в щекотливой ситуации (ваше речевое поведе­ ние: как себя вести, как выйти из такой ситуации?); кто-то в вашем присутствии оказался в казусной ситуации (каково ваше поведение?).

1.6. Тестовые задания

Задание.

Соотнесите

номера левого и правого столбцов.

1.

1) синонимы

а)

слова, одинаковые по звучанию

2) антонимы

и написанию, но разные по зна­

чению

3) омонимы

б)

слова, употребляющиеся в зави­

4) паронимы

симости от контекста в разных,

5) многозначные слова

но связанных между собой зна­

чениях

в)

слова, близкие но значению, но

разные по звучанию и написа­

нию

г)

слова, близкие по звучанию, но

разные по написанию и значе­

нию

д)

слова, различные по звучанию

и

имеющие прямо противопо­

ложные значения

Задание. Найдите синонимы к словам.

2.

Называть

1)напоминать

2)

титуловать

3) нарекать

4)дразнить

5) сообщать

3.

Неистово

1)энергично

2) без удержу

3) неотвратимо

4)бурно

5) категорично

Задание.

Выберите

правильный

вариант.

Книга Радищева «Путешествие

1) произвела

из Петербурга в

Москву» …

2) оказала

большое

влияние

на

взгляды

декабристов.

171

5. Раневская знает, что может ли­

1)предпринимает

шиться своего имения, но не …

2)принимает

мер, чтобы его сохранить.

6. Купчиха Кабанова … наставления

1) дает

членам своей семьи.

2) делает

7. Нельзя забыть подвиги, которые … 1) совершили

русские воины.

2) выполнили

8. Наша футбольная команда стре­

1)занять

мится … первенства.

2) добиться

Задание. Подберите антонимы

к словам.

9.

Пространно

1) глубоко

2) широко

3) близко

4) коротко

5)далеко

10.

Добродетельный

1) уверенный

2) гордый

3) косный

4) честный

5) порочный

Задание. Определите,

какое из

предложенных слов составляет

антонимичную пару выделенному в предложении слову.

11. Абитуриенты продемонстрировали на

1) мелкий

вступительных экзаменах глубокие знания. „N

J

*

2) поверхностный

12. Рыбак с трудом оттолкнул лодку от берега

1) привлечь

2) притянуть

13. Он принял это сообщение с удивительным

1) раздражение

спокойствием.

оч

^

2)злоба

172

14.Игорь оказался одаренным учеником.

15.Участники митинга на центральной пло­ щади были полны ликования.

Задание. Найдите многозначные слова.

16.1) циркуль 2)запятая

3)ключ

4)весна

5)радость

17.1) красный

2)долгий

3)кислый

4)железный

5)золотой

Задание. Найдите слова, употребленные в нии (первое слово сочетания).

18.1) чистая случайность 2)горячий взгляд 3)черствый хлеб

4)солнечный луч

5)сильное впечатление

19.1) легкий груз

2)ледяная улыбка

3)шумный успех . 4)громкий стук

5)яркое пламя

1) неразумный

2)бездарный

1)скорбь

2)скука

переносном значе­

Задание. Выберите

правильный

вариант.

20. В искусстве

1)

невежа

2)

невежда

21. Сапоги

1)

болотные

2)

болотистые

173

22. Гол

1) эффектный

2) эффективный

23. Человек

1) экономный

2) экономичный

21 Поведение

1) безответное

2)

безответственное

Задание.

Выберите правильный

вариант.

25. Для подготовки реферата студентам

1) рекомендованной

были предложены списки …литературы.

„.

2) рекомендательной

26. Весь … материал к статье он хранит в

1) иллюстрированный

специальной папке.

„.

2) иллюстративный

27. В развитии русского языка важную

1) факты

роль играют впеязыковые ….

2) факторы

28. ! 1а Байконуре был … очередной запуск

1) произведен

космического спутника.

„.

2) проведен

29. Журналисты провели … опрос участии-

1) выборочный

ков голосования.

ч

,

2) выборный

Задание.

Соотнесите номера левого и

правого

столбцов.

30. 1) архаизмы

а) слова, служившие названиями

2) историзмы

исчезнувших предметов, поня-

3) фразеологизмы

тий, явлений действительности

4) заимствованные слова

б) устойчивые, семантически неде-

5) стилистически окра-

лимые словосочетания

шейные слова

в) слова, принадлежащие опреде­

ленному стилю речи

г) слова, вышедшие из употребле­ ния и имеющие в современном языке синонимы

д) слова, имеющие иностранное происхождение и прочно вошед­ шие в русский язык

Задание. Найдите историзмы.

31. 1)тулуп

2) казна 3)урядник 4)градоначальник

5)боярин

32.1) мокроступы

2)крепостной

3)грабли

4)кафтан

5)десятина

Задание. Подберите синонимы к архаизмам.

33.

Зело

1) так

2)тогда

3) столько

4) очень

5)потому

34.

Сущий

1)

смущенный

2) настоящий

3) суровый

4)

смешной

5)

разумный

Задание. Найдите неологизмы.

35.1) цитата 2)конгломерат

3)манго

4)референт

5)цивилизация

36.1) посткоммунистический

2)бистро

3)файл

4)катаклизм

5)эскалация

174

Задание.

Найдите

заимствованные слова.

37.

1)мать

2) галстук

3) береза

4) сарай

5) грамматика

38.

1) прогрессивный

2)страдальческий

3) детальный

4)творческий

5) говорливый

Задание. Подберите синонимы к иноязычным словам.

39.

Индифферентность

1) безразличие

2) храбрость

3) упрощенность

4)уважение

5)страх

40.

Адекватный

1) научный

2) особенный

3) тождественный

4) способный

5) устойчивый

Задание.

Укажите,

какой из предложенных вариантов наибо­

лее точно передает значения выделенных слов.

41. Каждому

претенденту на должность ру-

1) авторитет

ководителя следует заботиться о своем 2)характеристика

имидже.

3) образ

42. 11. Берберовой было уже 70 лет, когда она

1) автобиография

начала работать над своими знаменитыми

2) воспоминания

мемуарами.

3) записи

43. В устье этой небольшой африканской

1) природу

реки исследователи обнаружили богатую

2) животный мир

флору.

3)

растительность

176

т.

44. В статье были приведены убедительные

1)доводы

аргументы.

2) доказательства

3) факты

45. Он очень

пунктуальный человек.

1) аккуратный

2) точный

3) обязательный

Задание,

Найдите

синонимичные фразеологизмы.

46. Море по колено

1) и горя мало

2)сам черт не брат

3)со спокойной совестью

4)сесть в лужу

5)сам себе хозяин

47.

Переливать из пустого

1) мерить на один аршин

в порожнее

2) напустить туману

3)терять голову

4) ломать комедию

5) разводить турусы (на колесах)

Задание. Найдите антонимичиые фразеологизмы.

48.

Тертый калач

1) шаг за шагом

2)

мотать себе на ус

3)

нос не дорос

4)

попадать пальцем в небо

5) плевать в потолок

49. Биться как рыба об лед 1) с жиру беситься

2)набивать себе цепу

3)почувствовать себя па седьмом небе

4)иметь голову на плечах

5)попасть в переплет

Задание. Найдите фразеологизмы, характеризующие челове­ ка с отрицательной стороны.

50.1) водой пе разольешь

2)растопить лед

177

12 Заказ 120

3)от большого ума

4)небо коптить

5)до положения риз

51.1) схватывать на лету

2)душа на распашку

3)быть на голову выше 4)взятки гладки

5)во всю прыть

Задание. Найдите фразеологизмы, характеризующие челове­ ка с положительной стороны.

52.1) широкая натура

2)мал да удал

3)потом и кровью 4)горит в руках

5)на ходу подметки рвет

53.1) на живую нитку 2)стиснув зубы

3)попасть пальцем в небо А) схватывать на лету

5)мое дело сторона

Задание. Выберите экспрессивно окрашенные слова.

54.I) грядущий 2)кляуза

3)ибо

4)воспеть

5)лес

55.1) рисовать

2)бегать

3)балаболка

4)труд

5)предписание

178

Задание. Выберите экспрессивно нейтральный

вариант.

56.

Вам следует обратиться в профком с …

1) просьбой

2)

ходатайством

57.

В приемной директора посетителей ветре-

1) симпатичный

тил … секретарь-референт.

2) смазливый

58. Через фойе … кто-то из охранников.

1) несся

2) бежал

59.

Прохожие с любопытством … на велосипе-

1) смотрели

диета, потерявшего управление.

2) глазели

60.

Во дворе института … столовую.

1) воздвигли

2) построили

Задание. Найдите предложения с речевыми нарушениями.

61.1) Впереди лидирует гонщик под номером 3.

2)Он обратно опоздал на занятия.

3)Курская таможня задержала партию контрабандных това­ ров.

4)Находчивый преподаватель, он очень правился студентам.

5)Колумба встретили местные аборигены.

62.1) Обстановка в коллективе очень напряженная.

2)Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

3)В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.

4)Лидер — спартаковки Подмосковья — потерпел поражение.

5)На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.

63.1) Виктор очень сильно подружился с моими детьми.

2)Таковы результаты опроса общественного мнения.

3)Он умеет брать быка за рога.

4)У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и здоровым.

5)Этот метод работы был приемлем.

64.1) Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру.

2)Премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского те атра.

3)На данный момент функции директора передаются его за­ местителю.

4)Марпс Лиспа был выдающимся бенефициантом современ ного русского балета.

5)Немцы решили отремонтировать разрушенный завод.

G5. 1) Искусство оказывает большое влияние на повышение куль туры людей.

2)Мцыри хотел обрести волю и свободу.

3)Новая пьеса известного драматурга прошла с большим ин­ тересом.

4)Он велит приказчику, чтобы подсчитать расходы.

5)11аш отец по происхождению одессит.

2. Н О Р М Ы СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО Я З Ы К А

2.1. Понятие языковой нормы. Природа норм литературного языка

Мир слов имеет свои закономерности, познание которых — за­ лог освоения и совершенствования литературной речи. В свою оче­ редь, литературная речь — это речь прежде всего правильная, т.е. построенная в соответствии с языковыми нормами.

Как уже отмечалось, правильность — базовое коммуникатив­ ное качество. Потому что именно правильность речи как коммуни­ кативное качество по своему прямому назначению (соответствие языковым нормам) отвечает за основную се функцию — быть сред­ ством общения. Ибо если речь правильна, то соблюдены законы языка; а это означает, что «соткана пить» взаимного понимания. Если же языковые нормы нарушены, то не работают другие ком­ муникативные качества, речь делается малоэффективной, и в ре­ зультате теряется возможность взаимопонимания, подрывается доверие к говорящему (пишущему). Следовательно, речь должна быть правильной в любой ситуации общения. Более того, именно необходимости соблюдения норм мы обязаны сохранением целост­ ности и общепонятности русского литературного языка — нацио­ нального достояния, соединяющего поколения. Владение нормами литературного языка является показателем культуры личности. Отступление от норм негативно отражается на самом человеке, на отношении к нему других людей.

Норма представляет собой исторически принятый (предпо­ чтенный) выбор одного из функционирующих, реально бытую­ щих в общественно-языковой практике вариантов. Это единоо­ бразное, образцовое, общепринятое употребление в речи языко­ вых средств (слов, форм слов, словосочетаний, предложений) в определенный период развития литературного языка. Норма обя­ зательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

181

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Русский язык

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос


nastiayar
3 года назад

Ответ

Ответ:

1) Заметив меня, он остановился. 2) Спав, щенок смешно дёргал лапкой. 3) Скажите, положа руку на сердце, всегда ли внимательны к своим близким?.4) Писав сочинение, стремитесь к раскрытию темы.

Объяснение:

Ответы и объяснения

  • nastiayar

Не тот ответ, который тебе нужен?

Найди нужный

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

1) Плотно позавтракал, тщательно оделся и пошёл на встречу с журналисткой. (в предложении была допущена ошибка. проверь, пожалуйста, написание первой части; я его изменила)

2) Лошади стояли понуря голову и изредка вздрагивали.

3) Доброта просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему.

2. Исправь ошибки в употреблении деепричастного оборота. Порядок слов в предложении не меняй!
Пример:
«Подходя к лесу, мне стало холодно». — «Когда я подходил к лесу, мне стало холодно».
«Возвращаясь домой, мне стало грустно». — «Возвращаясь домой, я загрустила».
1) Выезжая из гаража, сломались тормоза. — Когда я выезжал из гаража, сломались тормоза.
2) Слушая песни птиц, ей казалась жизнь прекрасной и удивительной. — Когда она слушала пение птиц, жизнь ей казалась прекрасной и удивительной.

3. Поставьте деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставьте знаки препинания.
Пример:
«Шаляпин рассвирепел и водворил ящик на прежнее место (не говоря ни слова)». — «Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, водворил ящик на прежнее место».
1) В эту минуту в залу вошёл старик высокого роста (насилу передвигая ноги). — В эту минуту в залу, насилу передвигая ноги, вошёл старик высокого роста.
2) Дед подошёл к креслу и рухнул в него (не говоря ни слова; тяжело дыша). — Дед подошёл к креслу и, не говоря ни слова; тяжело дыша, рухнул в него.

4.Перестрой предложения с деепричастными оборотами в предложения с однородными сказуемыми.
Пример:
«Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку». — «Витя мыл посуду и насвистывал какую-то песенку».
1. Поднимаясь по лестнице, я увидел своего соседа. — Я поднимался по лестнице и увидел своего соседа.
2. Тёмная летняя ночь, вздрагивая, потухала далеко впереди. — Темная летняя ночь вздрагивала и потухла далеко впереди.

5. Выбери предложение(я), в котором(ых) есть ошибка в использовании деепричастного оборота.
1) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голос
2) Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
3) Вовка гладил Шарика, виляя хвостом
(3)
Вовка гладил Шарика, который вилял хвостом.

EllyGriendfil

Найдите ошибку в употреблении фразеологических оборотов:
Он тертый калач
Людей они не принимали во внимание
Доброта матери отложила отпечаток на его характер
Этому во уделяли серьезное значение

В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я не дают два звука?
после согласного
перед гласной
в начале слога
после Ъ и Ь

Соблюдение норм литературного произношения является правильностью речи
орфографической
стилистической
орфоэпической
лексической

Показать все ответы

Показать все ответы

Ответ

Eleonortttt

ответ:Пeчaтный стaнoк

Aвтoр изoбрeтeния: Йoхaннeс Гyтeнбeрг

Йoхaннeс Гyтeнбeрг изoбрeл рyчнoй пeчaтный стaнoк в 1450 гoдy. К 1500 гoдy в Зaпaднoй Eврoпe былo нaпeчaтaнo yжe двaдцaть миллиoнoв книг. В 19-м вeкe былa прoизвeдeнa мoдификaция, и жeлeзныe дeтaли зaмeнили дeрeвянныe, чтo yскoрилo прoцeсс пeчaти. Кyльтyрнaя и прoмышлeннaя рeвoлюция в Eврoпe былa бы нeвoзмoжнoй, eсли бы нe скoрoсть, с кoтoрoй типoгрaфия пoзвoлялa рaспрoстрaнять дoкyмeнты, книги и гaзeты для ширoкoй ayдитoрии. Пeчaтный стaнoк пoзвoлил рaзвиться прeссe, a тaкжe дaл вoзмoжнoсть людям сaмooбрaзoвывaться. Пoлитичeскaя сфeрa тaкжe былa бы нeмыслимa бeз миллиoнoв кoпий листoвoк и плaкaтoв. Чтo yжe гoвoрить o гoсyдaрствeннoм aппaрaтe с eгo бeскoнeчным числoм блaнкoв? В oбщeм, тo пoистинe вeликoe изoбрeтeниe.

Объяснение:

Ответ

ivanivanov2007r

421

1) Таня ушла из дому и жила по разным местам: то в мастерской знакомого художника на Шаболовке, то на пустующей зимней даче чьих-то родственников под Звенигородом, то в служебной квартире подружки, работавшей техником-смотрителем на Молчановке.

2) Самостоятельное решение предложенных задач или хотя бы вдумчивая работа по изучению приведённых решений будут приобретению учащимися навыков в применении знаний при решении не только обычных задач, но и задач повышенной трудности.

3) Чем мощнее насосные установки, тем быстрее идет процесс накопления ценных компонентов и тем больше затраты электроэнергии.

4) Своего отца она так никогда больше и не видела и только смутно догадывалась о своём глубиннейшем с ним сходстве.

2 и 3

2, 3

1, 3, 4, 6, 8, 9, 10

думаю разберётесь)

Вопросы с ответами: Русский язык

Viralave

Smash2302

artem877

7077788

22a03a1989

Aiganym684

Валера505

kmurtazalieva72

helpstupedgirl

lizakirianova03

Лучшие ответы

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как лучше поступить,

08.07.2022

6

😱 Всё самое основное и самое полезное, что нужно знать по итоговому сочинению #itogovoe@ege100ballov #itogovoe2021@ege100ballov

09.11.2020

Не знаешь, что можно написать во ВСТУПЛЕНИИ или в ЗАКЛЮЧЕНИИ? 🤔 Давай разберёмся вместе! 👇🏻

31.10.2020

9

⚡ ЗАДАНИЯ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. 1- (1) Фольклорный театр — наиболее точное понятие,

07.07.2020

88

🔎 ПРОБНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ-2020 — выпуск с ОТВЕТАМИ. Предыдущие выпуски смотри здесь 👉🏻 vk.com/topic-10175642_39951777

09.03.2020

2

📓ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ — вся необходимая информация по этой теме в одном посте!

04.06.2019

5

Продолжаем практику по тем вопросам, которые вы нам присылаете. Мы выбрали такие вопросы, ответ на которые смогут дать наши подписчики.

01.12.2017

7

☀ Утренний чат «ЕГЭ» — зона свободного общения.

10.02.2017

23

ПРОБНЫЕ ЕГЭ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ. Подробнее (все варианты и обсуждения)

19.10.2016

3

Краткий конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (по пьесе А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА») +

26.09.2016

Как написали биологию?

28.06.2016

621

📚ВИДЕОУРОКИ — как решать задания 9-16? 📌 #inf_ege 📌 #inf_p

14.06.2016

79

#topprofession. ⚡ИНЖЕНЕР-ЭНЕРГЕТИК ⚡. Инженер-энергетик – это специалист,

12.06.2016

39

📄ПРАКТИКА — логика. 📚Законы алгебры логики. 📍Теория ЗДЕСЬ: https://vk.com/wall-10175642_2154240.

04.04.2016

9

☀Утренний чат «ЕГЭ» — зона свободного общения.

19.10.2015

62

Присоединяйтесь!

13.11.2014

21

Физика. Практика по Кинематике+Баллистика. Задача 9.

25.09.2014

6

Для всех айти-нытиков возобновлена работа по информатике! http://vk.com/informatics_100. ГОУ!

08.06.2014

12

МАТЕМАТИКА. B6. На чемпионате по прыжкам в воду выступают 50 спортсменов, среди них 2 прыгуна из Колумбии.

10.04.2014

23

#обществознание_практика_b2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов.

04.04.2014

3

#русский_егэ #русский_практика_егэ. А15 #русский_практика_а15

17.03.2014

19

РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРАКТИКА В2. Из предложения 1 выпишите все союзы. Ответ пишите в комментарии через точки, в противном случае ответ будет удален.

03.12.2013

30

«Мастер и Маргартта» (2005) — сериал Владимира Бортко по одноимённому роману Михаила Булгакова.

16.11.2012

32

ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ! Онлайн занятие по математике. Тема «Смешанные уравнения и неравенства. С3.

13.11.2012

5

Теория по Физике. Раздел: Законы сохранения. Работа и мощность

04.11.2012

2

merch market

ОБРАЗ ЖИЗНИ|психология,отношения,общество|цитаты

Золотой цитатник на каждый день. Мудрость времен. Психология отношений. Общество. Мотивация.

Порно [вирт чат]

Вступай сейчас, завтра уже будет поздно! ❤

Одежда для мам и детей | VIKKIKIDS | VIKKI_MAM

Всё лучшее для самых любимых

Бесплатные экскурсии по Петербургу и Москве

Если экскурсия понравилась, оставьте любую комфортную сумму после экскурсии — мы существуем именно на эти деньги. Спасибо! 🙏

Nur-Sultan Лента «Выпускник Жас Түлек» 2020

Лента Жас Тулек, Выпускник 🎓ИМЕННЫЕ ЛЕНТЫ ВЫПУСКНИКАМ😍 🎓ШКОЛ И ВУЗОВ🎓 🔻На любом языке 🔻Качество 💯 🔻Доставка по всему КZ🌏

Fonarev

DJ | Producer | Composer | Radio Host | Digital Emotions Sound System

БашАвтоРынок УФА

Нас знают все

✿ҚЫЗЫҚТЫ ӘЛЕМ✿►ПРИКОЛЬНЫЙ МИР ●КПМ

Әзілдер №1

Рок-группа GoodZone

Новый сингл «Отпусти» 26.06.2020

НПО «АЕГ»

www.npoaeg.ru

University of International Business | UIB

Университет Международного Бизнеса

Школа Выживания | Выживание

Лучшие по выживанию! ☣

BRAIN

Познавательный журнал 🌏

Чуртталга-дыр

Чуртталганың магалыын, чурттаарының бергезин…

#молодежь74 | Молодежь Южного Урала

#молодежь74

Форум новой модной индустрии BE IN OPEN 2019

29 мая – 1 июня 2019 года. ЦСИ «Винзавод», Москва

Модная женская одежда | Garderob

Будь красивой вместе с Garderob !

РУССКИЙ РОК

«Да это же самый крутой паблик по русскому року!» (c) кто-то очень известный 🤘🤘

«Юшатыр» гәзите

Ҡәҙерле дуҫтар, ҡыҙыҡлы хәбәрҙәрегеҙ, яңылыҡтарығыҙ, шатлыҡ-ҡайғыларығыҙ, бүлешер фекерҙәрегеҙ булһа беҙгә ебәрегеҙ!

ТЕСТ

по культуре
речи

1.  Определите, к какому стилю речи относится приведенный
ниже текст:


а)
официально-деловому

б) художественному

в)
публицистическому

г) разговорному


Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром — городом Нижний
Ломов и прилегающей к нему сельской
местностью пронеслась сильная гро
за, продолжавшаяся около получаса.
Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду.
Причинен значительный мате
риальный
ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и
Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей.
Имели место пожары, возникшие вслед
ствие
удара молнии.

2.  Определите, какие из названных характерных
особенностей разговорного стиля являются лишними:


а) официальность,  точность, краткость, сухость;

б) непринужденность,
расплывчатость;

в) логичность,
доказательность, бесстрастность;

г) эмоциональность,
выразительность.

3. Определите, к
какому пласту речи относятся выделенные слова:

а)
общеупотребительные

б)
разговорно-просторечные

в) диалектные

г) профессиональные

Какое там еще елестричество! Ну как же ты не разбойник!
Гроза-то
нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами
да
рожками какими-то, прости
господи
, обороняться. (А.Островский, «Гроза»)

4   
Соотнесите
каждый фразеологизм из первого столбика с его значением из второго столбика.


а) влететь в копеечку;

б) стереть с лица земли;

в) приказать долго жить;

г) махнуть рукой.                                                 
д)перестать обращать внимание, интересоваться чем-то;                                        е)        скончаться;  ж)       уничтожить;                         з) очень дорого
стоить, обходиться.

5. Найдите словосочетание, в котором нарушены
нормы сочетаемости слов, запишите его, устранив ошибку.


а)
Заключить перемирие;

б) Большая
половина выступления;

в)
Поставить пьесу;

г)
Одержать победу.


6. Укажите вид тропа, использованный
автором.


Другой имеет рот величиною в арку главного
штаба.
(Н.В.Гоголь)


а)
сравнение;

б)
метафора;

г)
олицетворение;  д) гипербола.                            в) литота;

7. Укажите, какую фигуру речи использовал
автор.

Погиб поэт! Невольник чести!
(Лермонтов)а) анафора; б) инверсия; в ) риторическое восклицание;                           г) риторическое
обращение.                                                                             
                                                                     8. Отметьте номер предложения с речевой
ошибкой.                                                                                                   
а) Больной немедленно был госпитализирован в больницу.

б) До сих
пор неизвестно, кто же творец этого уникального произведения.

в) Об
автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

г) В
институте разработали новые методы лечения гастрита.

9. Запишите предложение, заменив слово,
употребленное в несвойственном ему значении.

В журнале
я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании детей.

10. Укажите слово, в котором верно
поставлено ударение.


а)
дОговор; б) катАлог;  в) свеклА; г)
боЯзнь                                                                                                                                                 1 1. Укажите номера слов, в которых буква И
обозначает мягкость согласного.


а)
милый;      б) сшить;    в) циркуль; 
г) лимон.


12. Отметьте пары слов с правильно
образованной формой родительного падежа множественного числа.


а)
килограммы – килограмм;

б)
комментарии – комментариев;      в) носки
— носков;

г) сапоги
— сапогов


13. Спишите предложение, устранив ошибку в
словообразовании.


Поток
машин, двигающих по Каширскому шоссе, не уменьшался.


14. Выберите словосочетания и предложения,
соответствующие нормам литературного языка.


а) Старая
рояль. б) Старый рояль.                   
в) Для ней нет имени.

г) Для нее
нет имени.                                                    
д) Около его толпился народ.

е) Около
него толпился народ.


15. В каком слове пишется Е в окончании?


а)
говорить при матер..;    б) побежали к
площад..;

в) гулять
по алле..;            г) пройти вдоль
опушк…

16. Найдите предложение, в котором допущена
ошибка в образовании степени сравнения прилагательного. Запишите это
предложение, исправив ошибку.

а) Ртуть
тяжелее железа.

б) Хрен
редьки не слаще.

в) Мех
кролика менее красивее меха лисицы.

17. Выберите предложение без ошибки в
употреблении деепричастия или деепричастного оборота.

а)
Множество городов было уничтожено фашистами, лишив население крова.

б)
Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.

в) Приехав
из города, перед Давыдовым возник ряд трудностей.

г) Слушая
музыку, у всех стали взволнованные лица.

18. Укажите, в каком порядке должны следовать
предложения, чтобы получился текст:                                           
а) Все это время
Синг вел подробный дневник наблюдения за ней.                                                                 
                     б) В 1920
году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек.                                                              
в) Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около
десяти лет.

г)
Одной на вид было лет семь-восемь, другой – года два.

19. Дополните предложения, выбирая
из скобок наиболее удачный вариант

1.Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особенное
значение – особую значимость – особенную значительность
).

2. Люди простодушные принимают (желаемое – желательное) за
действительное.

3. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований – оснований) для
своих выводов.

4. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка –
проверка
) времени.

5. В толковых словарях даются
различного рода стилистические (
пометы
– пометки
).

6.Многим студентам нашей группы (представилась – предоставилась) 
возможность принять участие в диалектологической экспедиции.

20. Расположите синонимы в
порядке усиления степени признака
.

а) гениальный, способный, талантливый;
громадный, колоссальный, большой;

б) противный, омерзительный, неприятный,
отвратительный,

в) маленький, крошечный, небольшой;

г) родимый, родной, близкий, кровный,

д) бесстрашный, смелый, храбрый;

е) устремиться, броситься, ринуться,
метнуться.

21. Подберите антонимы , учитывая прямое и переносное значение слов.

А) Слабый удар,
слабое здоровье, слабые знания, Б) светлое платье, светлые воспоминания,

В) открытая
дверь, открытая вражда, Г) мягкий диван, мягкий климат, Д) мелкий дождь, мелкий
пруд.

22. Замените, где целесообразно, заимствованные слова.

1. В прошлом году
имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.

2. Докладчик
констатирует, что пионерские лагеря прочно вошли в быт.

3. У нас осталась
банка конденсированного молока.

4. Товарищи
информируют нас о приезде из лагеря.

23. Исправьте
речевые ошибки в предложениях, записав правильный вариант.

1.Напрасно он
проливал крокодильи слёзы.

2. Доброта матери
отложила отпечаток на него.

3. Они пропустили
ложный слух.

 4. Этому вопросу уделяли серьёзное значение.

5. Чтение очень
усилило его кругозор.

24.
Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы.

1. В этот знойный
день можно было свободно дышать только в прохладном уголк.. тенистого сада.

2. Неутомимые воробьи
искали корм в снег.. .

3. Дожди размыли
глинистую дорогу, и теперь сапоги вязнут в грунт..

4. Я был этим
летом в отпуск.. только две недели.

5. Большая
бронзовая люстра висела посередине потолка на массивном крюк.. .

25. Найдите словосочетание или предложение, в
котором нарушены нормы сочетаемости слов, запишите его, устранив ошибку.

а).
Молодой врач.

б)
Эффектная женщина.

в) Я
познакомился с ужасно красивой девушкой.

26. Значение какого слова указано неверно? Запишите это слово, дав ему
верное определение
.

а)
Уникальный – редкий, единственный в своем роде.

б)
Незаурядный – приметный, обращающий на себя внимание.

в) Псарня
– свора собак

27. Укажите слово с правильным ударением:


а)
баловАть;

б) тортЫ;

в)
докУмент;

г) свеклА


28. Укажите номер слова, в котором
сочетание (ЧН) должно произноситься только как (ШН).

а) нарочно

в)
молочный 

г) очная
(ставка)

д)
булочная


Мы заночевали на Чёрном озере. Оно названо так по цвету воды. Всю ночь шумел в палатке дождь. Вода тихо ворчала и разбегалась в корнях, а дождь всё льёт и льёт. Чёрное озеро было налито вровень с берегами. Казалось, стоит подуть ветру или усилиться дождю и вода затопит нас и мы никогда не выйдем из угрюмых пустошей. Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха. К утру дождь Свинцовое серое небо низко и тяжело провисает над головой и дышит прохладой. Слой облаков тонок и нежен. Мы свернули тяжёлую палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Шли мы по кочкам, под рыжей водой торчали корни берёз. Из последних сил мы добрались до лесистого бугра и расположились в зарослях ландышей. Они устилали всё пространство. Вдыхаешь их запах и забываешь обо всех невзгодах. Аркадий говорит: «До чего же ты, ландыш, хорош».

11. Тип: повествование. Стиль: художественный.

12. 1 и 2, 13 и 14.

13. 8.

14. вода ворчала и разбегалась, озеро было налито, подуть ветру, усилиться дождю, вода затопит, дождь небо провисает, торчали корни.

15. молчать, весёлый.

16. направились, массивную.

17. Глагол, местоимение, предлог, существительное, предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное  существительное.

18. Мшары дышали (главное — мшары, зависимое — дышали. Мшары(что делали?) дышали).

19. Слой облаков тонок и нежен. (Слой — подлежащее, облаков — дополнение, тонок и нежен — однородные сказуемые).

20.  Аркадий говорит: «До чего же ты, ландыш, хорош».

21.  16.

22. Свинцовое серое — однородные определения, низко и тяжело — однородные обстоятельства, провисает и дышит — однородные сказуемые.

23. Вода тихо ворчала и разбегалась в корнях, а дождь всё льёт и льёт.

(Вода — подлежащее, тихо — обстоятельство, ворчала и разбегалась — однородные сказуемые, и — союз, в — предлог, корнях — дополнение, а — союз, дождь — подлежащее, всё льёт и льёт — сказуемое).

(Предложение повествовательное, не восклицательное, распространённое, сложное, усложнено однородными сказуемыми).

(Вода — существительное, тихо — наречие, ворчала — глагол, и — союз, разбегалась — глагол, в — предлог, корнях — существительное, а — союз, дождь — существительное, всё — частица, льёт — глагол, и — союз, льёт — глагол).

24. Льёт — {л’ йот} — 1 слог.

Л — согл., глух., мягк.,

ь  ≠ нет звука.

ё — о — гласн., ударн.,

ё — й — согл., звонк., мягк.,

т — согл., глух., твёрд.

4 буквы, 5 звуков.

25. Свернули, взвалили.

26. Время быстротечно.

27. Луна проснулась.

28. Голос красив.

29. Пел.

30. Вертеть.

31. Небо прозрачно, чисто.

32. Солнце закатилось и над городом стояла золотистая пыль.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Добромыслов а н ошибки проектирования строительных конструкций
  • Добавитькдате конецпериода период день секунда 1 где ошибка
  • Добролюбивый словообразовательная ошибка
  • Добавить аккаунт гугл ошибка
  • Доброго времени суток это ошибка