Добролюбивый словообразовательная ошибка

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Исправьте словообразовательные ошибки.

1) У неё давно был какой — то тайный преклонник.

2) В комнате было пропылесосено.

3) Благородность его души нельзя было не заметить.

Вы зашли на страницу вопроса II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Исправьте словообразовательные ошибки?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

42 месяца назад

изломаете! 3. Завесьте, пожалуйста, муки кило. 4. Поклади карандаши на место. 5. Вре­мя от времени крепления разболтываются, поэтому гайки нужно подверчивать. 6. Ма­ма, наверное, уже обед сготовила. 7. Поезд прибыл с запозданием. 8. Чай­ник давно скипел. 9. Он скурил целую пачку сигарет. 10. Обождите пять минут. 11. Порт­ниха слишком обкоротила платье. 12. Нам нужно обговорить ряд вопросов. 13. Приверни кран, чтобы вода зазря не бежала. 14. В итоге на пост мэра изобрали Иванова.

Ответы1

оплатить — заплатить

не играйтесь — не играйте

изломаете — сломаете

завесьте — взвесте

поклади — положи

разболтываются — разбалтываются

сготовила — приготовила

запозданием — опозданием

скипел- закипел (вскипел- но это более просторечное)

скурил — выкурил

обождите — подождите

обкоротила — закоротила

приверни — поверни

изобрали — избрали

1.5. Фразеология.
Задание 1.Составьте фразеологизмы, используя слова для справок.

Несусветный, неизгладимый, тертый, семимильный, круглый, глухой; потупить, бряцать, коротать, вскружить, таращить.

Для справки: глаза, след, чушь, шаги, дурак, голова, взор, калач, тетерев, время, оружие.
Задание 2.Спишите данные предложения, вставляя на месте пропусков слова из фразеологизма.

1. Весь народ от мала до …. поднялся на борьбу с захватчиками.2. Нерадивый студент ничего нового добавить не мог и переливал из пустого в …. то, о чём только что говорил. 3. В тот сентябрьский день мы промокли до …, и половина группы подхватила простуду. 4. Жил-был паренёк, звёзд с … не хватал, но и простаком не считался. 5.Новенькая девочка выглядела … вороной на фоне всех остальных детей: она вечно витала в … и казалась не от … сего.
Задание 3. Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1) Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лёд. 2) Экскурсия остановилась у памятника А.С. Пушкину, который стоял с протянутой рукой, как бы обращаясь к народу.3) Гневные слова председателя горели ярким огнём на фоне прочих выступлений.4) Открытие уранового месторождения играло огромное значение в жизни нашей страны.5.) Это было дело десятое, которое никак не могла закрыть прокуратура. 6) Юное дарование, доведя непонятливую бабушку до белого колена, с победоносным видом отправилось восвояси.
Задание 4. В приведённых предложениях найдите трансформированные фразеологизмы. Определите, каким образом изменён вид фразеологического оборота и как изменилось от этого его значение.

1. Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком (С.Есенин).2. Бухгалтер, видя, что железо горячо, стал его ковать (И.Ильф, Е.Петров). 3. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (А.Чехов).4. Любим свою толочь воду в своей ступе (В.Маяковский). 5. Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов (Д.Заславский).6.Ни к городу ни к селу – езжай, мой сын, в свою страну, — В край – всем краям наоборот! (М.Цветаева).

Задание 5.Определите значения следующих фразеологизмов:

не в своей тарелке, терять время, медвежья услуга, вывести из терпения, сгореть со стыда, без руля и без ветрил; подавать надежды, ума палата, на мякине не проведёшь, собаку съел, за тридевять земель.
Задание 6. Сгруппируйте парами фразеологизмы по значению.

1.Во все лопатки, поминай как звали, ни рыба ни мясо, шагу негде ступить, вилами на воде написано, ни за какие блага, один на один, от доски до доски, куры не клюют.

2.Бабушка надвое сказала, ни то ни сё, хоть пруд пруди, яблоку негде упасть, ни за что на свете, от корки до корки, с глазу на глаз, и след простыл, как угорелый.
Задание 7.С данными словосочетаниями составьте по два предложения:

А) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле;

Б) чтобы сочетание употреблялось в роли фразеологизма.

Гладить по головке, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею, выйти из строя, связать руки.

Задание 8. Найдите в предложенных текстах ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их.

1. Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.

2. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

3. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, в результате чего напугал нас страшно.

4. Наши родители работали не покладая сил.

5. Медицина играла большое значение в его жизни.

6. Ткнул пальцами в небо.

7.Сосед из него все жилы сосёт.

8. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

9. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.
Задание 9. Укажите тип ошибки, связанный с неправильным упо­треблением фразеологизмов.

1. Тысячи русских людей сложили свои русые головы на Куликовской битве (школьное сочинение). 2. И я с пеной у рта и в лицах кидаюсь доказывать обратное («Соsmopolitan»). 3. Олег Николаевич знал всю его подноготную жизнь. 4. Ну хоть бейся о стенку! (Устная речь). 5. Милиционеры задержали мужика во всей его красе («Криминал»). 6. Этот поступок стал басней во язы­цех (школьное сочинение). 7. Их проект рассыпался, как мыльный пузырь (устная речь). 8. Режиссер Дмитрий Фикс, который съел собаку на «Старых песнях о главном», покажет историю про четырех барышень («Панорама-ТВ»). 9. Нельзя всех мерять под одну гребенку (устная речь). 10. Российское правительство еще не повернуло лицо к проблемам демографии. 11. В это время Н. А. Некрасов решил начать собственный журнальный бизнес (школьное сочинение). 12. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы (устная речь). 13. Эта история окутана кромешной тайной за семью печатями. 14. Перед продажей телевизоры бросают то в жар, то в холод (инструкция по экс­плуатации). 15. В этом движении важную скрипку играют правые силы. 16. Я привык отдавать себе полные отчеты (школьное со­чинение). 17. Этот двор я отлично знаю как свои пять пальцев.
Задание 10. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответов.
1. Укажите неверное утверждение

А) фразеологизмы – свободные сочетания слов;

Б) фразеологизмы придают речи живость и образность;

В) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

Г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика.

Б) Я перемахнул через забор в какой-то сад.

В) Игрушкой золотой он блещет на стене.

Г) Она знала, что старуху ждут со дня на день.

Д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа.

Е) Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе.

3.Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень любить:

А) как свои пять пальцев; Б) яблоку негде упасть;

В) души не чаять; Г) проще пареной репы;

Д) носить на руках; Е) положа руку на сердце.

4.Найдите синонимические фразеологизмы:

А) во что бы то ни стало; Б) игра не стоит свеч;

В) ни слуху ни духу; Г) хоть караул кричи;

Д) себе дороже; Е)хоть волком вой;

Ж) кровь из носу; З) в воду канул.

5.Найдите антонимические фразеологизмы:

А) душа в душу; Б) засучив рукава;

В) играть на руку; Г) положа руку на сердце;

Д) вставлять палки в колёса; Е) кривить душой;

Ж) как кошка собакой; З) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А.Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А.Чехов;

3) человек в футляре в) И. Крылов.

1.6. Словообразовательные нормы.
Задание 1. Укажите:

    1. Слова с нулевым окончанием.

Солидарность, стремление, преуспел, участвуя, шире, альпинист, байдарка, шоссе, преодолел, пре­врати.

    1. Слова, которые не имеют окончаний.

Статья, приобретя, вчера, дисциплина, табло, се­годня, ситуация, высушив, пенальти, двести.

    1. Слова с двумя приставками.

Воодушевить, вообразить, непобедимый, непо­грешимый, воссоединение, посоветовать, подейство­вать, озаглавить, озадачить, обнажить.

    1. Слова с двумя суффиксами.

Талантливый, оркестрантка, ремесленник, про­граммный, виртуозность, гостиница, типографский, печатать, авторство.

    1. Сложные слова.

Биография, ситуация, жизнеописание, проектировать, кинотеатр, поликлиника, мультивитамины, великолепный, радиопередача, безотчетный.

Задание 2. Найдите и выпишите слова, которые являются формами одного и того же слова.

  1. Драматург. Драматизм. Драматургия. Драма­тична. Драматичный.
  2. Трагедия. Трагедийность. Трагедийный. Тра­гедийна. Трагик.
  3. Конфликт. Конфликтный. Конфликтовать. Бесконфликтный. Конфликты.
  4. Романтическая. Романтичная. Романтик. Ро­мантичнее. Романтизировать.
  5. Комедийный. Комедийная. Комедия. Комеди­ант. Комедиантка.
  6. Мотивировка. Мотивировать. Мотивирован­ный. Мотив. Мотивироваться.
  7. Контраст. Контрастируя. Контрастный. Контрастность. Контрастно.
  8. Сатира. Сатирический. Сатирически. Сатирой. Сатирик.
  9. Анализ. Анализировать. Анализируемый. Про­анализировать. Анализирую.
  10. Театр. Театральный. Театрал. Театралка. Те­атральное.

Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова и рядом запишите те, от которых они образовались.

Свечка

Горела свечка в старом подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла. Кончилась.

— Какая она недолговечная! — весело сказал та­ракан, выползая из щели. — Мало пожила свечка.

— Да, она мало пожила, — сказал, вдохнув, ста­рый подсвечник. — Зато ярко горела. Многим от нее было светло и радостно.

Ничего на это не ответил таракан, уползая к себе в щель, потому что в подсвечник вставили новую свечку и зажгли. А таракан не любил света и боял­ся его.

(Е. Пермяк)

Задание 4. Прочитайте и определите, каким способом образованы выделенные слова.

1.Считаться специалистом. 2. Назначить дежур­ного. 3. Любимое мороженое. 4. Навестить больно­го. 5. Беседа с присутствующими. 6. Благодаря прилагаемым усилиям. 7. Разговаривать стоя. 8. Прошлогодние листья. 9. Нижеподписавшиеся члены комиссии.
Задание 5.Определите, какое слово не является однокоренным в каждом ряду слов, и выпишите его.

      1. Консервный. Консервирование. Консервация. Законсервировать. Консерватория.
      2. Температура. Темперамент. Темпераментный. Темпераментно. Темпераментность.
      3. Секретарь. Секретарша. Секрет. Секретариат. Секретарский.
      4. Участковый. Участвовать. Участие. Участли­вый. Участник.
      5. Почта. Почтальон. Почтамт. Почтовый. По­чтенный.
      6. Сторожевой. Сторожить. Старожил. Сторожи­ха. Посторожить.
      7. Автор. Авторитет. Авторский. Авторство. Со­автор.

Задание 6. Исправьте словообразовательные ошибки:

  1. «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории).
  2. «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете).
  3. «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома).
  4. «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика).
  5. С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых.
  6. От самодурности Дикого страдают не только домочадцы, но и горожане.
  7. Печорин не раз проявлял бесстрашность.
  8. Равнодушество охватило Евгения.
  9. Успех первых пьес значительно упрочнил положение драматурга.
  10. Не так-то легко сломить разбудившийся народ.
  11. Отряд, бессомненно, придёт вовремя.
  12. Необходимо воспитать самокритическое отношение к себе.
  13. Всю жизнь свою он стремился к богатости.
  14. Мастерская шьёт полушубочки.
  15. Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.
  16. Раздражает его упрямость.
  17. Злопамятливность не украшает человека.

Задание 7. Расшифруйте следующие аббревиатуры:
АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.

Задание 8. Тест с выбором одного варианта ответа.

1. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиология; Б) цистоскопия; В) флеботомия; Г) дистрофия; Д) гидрофобия.

2. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия; Б) гастроскопия; В) кардиография; Г) кардиограмма; Д) флеботомия.
3. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток; Б) боязнь; В) склонность; Г) исследование; Д) расширение.
Задание 9. От каждого из географических наименований образуйте по два существительных, называющих по месту жительства лицо мужского пола (единственного числа) и группу лиц (существительное множественного числа).

Образец: Белград — белградец, белградцы.

Архангельск, Багдад, Белгород, Бишкек, Вена, Волгоград, Выборг, Вятка, Генуя, Дели, Екатеринбург, Камчатка, Курск, Индия, Люксембург, Нефтеюганск, Нью-Йорк, Орехово-Зуево, Пермь, Пхеньян, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Тбилиси, Тель-Авив, Токио, Феодосия, Ханты-Мансийск.

Астра­хань, Баку, Варшава, Вологда, Иркутск, Калуга, Крым, Минск, Мурманск, Нижний Новгород, Париж, Псков, Полесье, Рига, Рим, Томск, Хабаровск, Кострома, Одесса, Омск, Сибирь, Харьков.
Задание 10. От данных слов образуйте существительные, называющие лиц противоположного пола (мужского или женского).

Образец: англичанин — англичанка, немка — немец.

Австралиец — …, армянка — …, башкирка — …, венгерка — …, грек — …, индеец — …, индус — …, казах — …, киргиз — …, кореец — …, поляк — …, серб — …, татарка — …, туркмен — …., эвенк — …

 Задание 11. Тест с выбором одного варианта ответа.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?

1) прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить;

4) надвинуть, надрезать, надводный.

5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?

1) подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок;

4) неподвластный, подследственный, наподдать.

6. В каком из данных слов есть приставка при- со значением неполноты действия?

1) приземистый; 2) пристать; 3) примитивный; 4) привстать.

7.Укажите предложение, в котором словообразовательная норма соблюдена:

1) Почему у вас проезд не заплачен?

2) Поклади книгу на стол.

3) Верить в мечту не возбраняется.

4) Сергеева всегда характеризовали профессионализм и экстраординарность.

8. Укажите предложение, в котором словообразовательная норма нарушена:

1) Среди военоначальников было много людей дворянского происхождения.

2) В начале весны в саду начинают цвести плодовые деревья.

3) Злопамятность не украшает человека.

Главная

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

17. В каком предложении обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не может быть обособленным, даже если исключить из предложения однородное обстоятельство, выраженное другим способом?

А) — Не смей! — проговорил царь почти шепотом и задыхаясь от волнения.(А. К. Толстой).

Б) Герваська стоял у стены с опущенными глазами и слегка поворотив голову. (Бунин).

В) Он говорил стоя и опершись на топор, насаженный на длинную палку. (А. К. Толстой).

Г)

Некоторое время он шел очень быстро, глубоко дыша. (Стругацкие).

18. В каком предложении обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием с частицей НЕ, обособляться не может?

А) Не присаживаясь (?) он бегло проглядел бумаги. (Стругацкие).

Б)

Царь стоял у печки, говорил (?) не останавливаясь, вздергивая головой. (Герман).

В) Вернувшись домой в шесть часов утра, он (?) не раздеваясь (?) растянулся на диване. (Мамин-Сибиряк).

Г) Трое суток (?) не останавливаясь (?) гнать оленя через бурелом…(Стругацкие).

19. Вариативная пунктуация возможна в предложении:

  1. Надо войти под гулкие каменные своды, поднять глаза, чтобы там, высоко, у царских врат, увидеть то, что невидимо.
  2. Надо сказать, что почерк у человека торопливый и неряшливый, бумага разнокалиберная, старая и пожелтевшая: обрывки, клочки.
  3. Иннокентий открывает глаза и почти спокойно следит за мельканием превратившихся в зеленую ленту придорожных деревьев, в которую вмазываются пестрые пятна редеющих домов…
  4. На дороге плавится асфальт: слышно, как под колесами проезжающих машин он жирно причмокивает.

20. Неправильно поставлено тире в предложении:

  1. Расставанья и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
  2. Неужели покой – недостижимая мечта, особая награда, которую надобно заслужить?
  3. Земля – как ситцевая скатерть: в цветах, в озерах до краев.
  4. Заснуть во время съемок – для актера уже не моветон.

21. Авторское, а не нормативное тире поставлено в предложении:

  1. Я – изысканность русской медлительной речи.
  2. Только штора отдернута и рама зарешеченного окна приоткрыта – в палисадник, с кустом густой сирени…
  3. А вдоль стен – до высокого, в лепнине, потолка – стеллажи из простых досок.
  4. Он продолжал держать в одной руке туго набитый портфель, а в другой – ручки оторвавшейся сумки.
  1. Какое из правил постановки знаков препинания сформулировано некорректно?

а) Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-либо вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени;

б) Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающейся скобки;

в) Точка, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающей скобкой, если относятся к словам, заключенным в скобки;

г) При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится тире, а потом – запятая.

  1. Какое из правил постановки точки сформулировано некорректно?

а) Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова;

б) Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка;

в) Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит скобка;

г) Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения.

        1. Изобразительные средства

1. Перенос значения слова по смежности понятий называется

А) метонимическим

Б) метафорическим

В) ироническим

  1. Укажите вариант, в котором представлены только «сухие» языковые метафоры:

а) головка лука, ситец неба, черная дыра, банк данных;

б) центр тяжести, быки моста, лезвие взгляда, висячая строка;

в) глазное яблоко, хребет горы, пожар войны, гонка вооружений;

г) цепная реакция, поле деятельности, узел противоречий, корень слова.

3. «Ты пойдешь на Петрову?» — в этой фразе использована:

а) гипербола,

б) метонимия,

в) градация,

г) анафора

10. Коммуникативные качества речи

1. Качество речи, в первую очередь необходимое для текстов официально-делового стиля:

а) выразительность

б) лаконичность

в) богатство

г) точность.

2. Соответствие речи фактам имеет отношение к качеству

а) точность

б) логичность

в) уместность

г) правильность

3. К уместности речи не имеет отношения требование

а) учета возможностей восприятия адресата

б) учета условий ситуации общения

в) соблюдения этикетных норм

г) отсутствия возможностей для инотолкования речи

4. Общим параметром богатства и выразительности речи является

а) большой словарный запас

б) умение использовать разнообразные синтаксические конструкции

в) умение использовать интонационные средства

г) умение использовать языковые художественные приемы

5. К чистоте речи не имеет отношения

а) отсутствие речевой избыточности и недостаточности

б) отсутствие слов-паразитов

в) отсутствие семантические пустых слов

г) отсутствие бранных слов

6. В конструкции Эффективная разработка молодежной политики в области студенчества не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) логичность речи

г) чистота речи

7. В конструкции Целью работы является выяснить влияние семьи на воспитание человека не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) логичность речи

г) чистота речи

8. В предложении Данная работа направлена на изучение применения социологического метода для наблюдения студенческой группы не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) логичность речи

г) богатство речи

9. В предложении В работе представлены теоретические и практические подходы для раскрытия темы работы не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) чистота речи

г) богатство речи

10. В предложении К работе приложено социометрическое исследование для изучения сплоченности групп студентов не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) чистота речи

г) логичность речи

11. В предложении Работа предназначена для представления социометрического метода и его значения, для изучения сплоченности группы студентов не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) чистота речи

г) логичность речи

12. В предложении Работа посвящена описанию качественных методов социологии и анализу работ исследователей в изучении проблем семьи качественными методами не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) чистота речи

г) логичность речи

13. В предложении Работа посвящена теме исследования отношения молодежи Тюмени к проблемам компьютеризации не нарушается

а) правильность речи

б) точность речи

в) чистота речи

г) логичность речи

14. В предложении В работе раскрывается тема о методах изучения эффективности рекламы не нарушается

а) правильность речи

б) богатство речи

в) чистота речи

г) логичность речи

15. В предложении Излагаются понятия и виды социологического исследования, приводятся примеры рекламных компаний не нарушается

а) правильность речи

б) богатство речи

в) чистота речи

г) логичность речи

16. В предложении Этот метод имеет свои особенности для полного изучения не нарушается

а) правильность речи

б) богатство речи

в) точность речи

г) логичность речи

11. Литературный язык в системе общенародного языка

1. Литературный язык — это

А) язык, на котором создаются литературно-художественные произведения, язык художественной литературы

Б) язык, имеющий письменность, закрепленный в письменной форме

кодифицированная часть общенародного языка

В) то же, что общенародный язык

2. Важнейшим признаком литературного языка является

А) наличие художественных произведений, написанных на этом языке

Б) наличие литературных норм

В) наличие письменности

Г) наличие нации-носителя

3. Лексическая норма в русском языке

А) относится к грамматическим нормам

Б) относится к неграмматическим нормам

В) входит в оба указанных разряда

Г) составляет отдельный нормативный разряд

4. Стилистическая норма регулирует

А) выразительность слова

Б) правильность употребления слова

В) уместность употребления слова

Г) точность употребления слова

5. К грамматическим нормам не относится

А) пунктуационная норма

Б) орфографическая норма

В) орфоэпическая норма

Г) синтаксическая норма

6. Грамматическая сочетаемость слов в пределах одной конструкции (словосочетания) регулируется

А) синтаксической нормой

Б) морфологической нормой

В) лексической нормой

Г) словообразовательной нормой

7. Литературная норма любого языка устанавливается

А) исторически, в процессе развития языка и при участии всех носителей языка

Б) законодательной властью государства, на территории которого владение данным языком является обязательным

В) в результате деятельности просветителей, писателей, ученых

Г) под влиянием всех указанных факторов

8.Полифункциональность – это признак:

а) универсальной знаковой системы

б) специфической знаковой системы

в) обеих

9.Норма постановки ударения называется

а) Орфоэпической

б) акцентологической

в) морфологической

г) стилистической

10.Норма словоупотребления называется

а) словообразовательной

б) лексической

в) стилистической

г) орфографической

11. Кто ввел понятие «канцелярит»?

а) К.И. Чуковский;

б) А.М. Пешковский;

в) Д.Э. Розенталь;

г) В.В. Виноградов;

12.Кто является одним из авторов современного «Толкового словаря русского языка»?

а) В.И. Даль;

б) Д.Н. Ушаков;

в) С.И. Ожегов;

г) Е.Р. Дашкова.

13.Найдите предложения, в которых словообразовательная норма нарушена

а) В МВД был создан спецотдел по борьбе со взятничеством

б) Среди военоначальников было много людей дворянского происхождения

в) В огне каленый, сердцем не остыну

г) В начале весны в саду начинают цвести плодовые деревья

д) Органами правоохранительного порядка были выявлены нарушения прав граждан

  1. Найдите предложения, в которых словообразовательная норма нарушена

а) Он семьянин, она семьянинка

б) Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа

в) Меня всегда раздражала его упрямость

г) Все знали Сергея Сергеевича как гостеприимчивого хозяина

д) Злопамятность не украшает человека

  1. Найдите ненормативные образования

а) работенка

б) объегорить

в) обрулить

г) грубость

  1. Найдите однокоренные слова

а) осиный

б) на оси

в) осинка

г) осиновый

  1. Найдите неправильно образованные слова

а) холоднеет

б) псина

в) холодает

г) холодеет

  1. Найдите глаголы, от которых образуется видовая пара

а) очнуться

б) ахать

в) застрять

г) сидеть

  1. Найдите глаголы, от которых видовая пара не образуется

а) очутиться

б) оторвать

в) отвезти

г) тянуться

  1. Найдите производные слова

а) спартанец

б) техника

в) позумент

г) позолота

  1. Найдите правильно образованные слова

а) упаковальщица

б) принюхиваться

в) поднюхивать

г) упаковывальщица

  1. Найдите слова, в которых приставка под- и суффикс -н- выделяются

а) подоблачный

б) подследственный

в) подшефный

г) подотчетный

д) подробный

23. Правила переноса слова сохранены в случае:

а) при-слать;

б) прис-лать;

в) присла-ть

24. К основным признакам литературного языка относят следующие:

а) наличие определенных норм словоупотребления, ударения, произношения и т.д. (причем норм более строгих, чем в диалектах), соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка,

б) стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций,

в) статус государственного языка,

г) приспособленность не только для обозначения всей суммы знаний, накопленной человечеством, но и для осуществления отвлеченного, логического мышления,

д) стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

25. В каких предложениях мысль выражена неточно из-за неправильного выбора слова:

а) Самолет сделал смертельную петлю.

б) Значительная часть молодежи представлена сама себе.

в) Деловитый молоденький инженер работает толково.

г) Свое призвание он видит в службе искусству.

д) Она уже не казалась мне сказочной принцессой. Просто костистая, некрасивая девочка.

26. В каких предложениях восприятие смысла затруднено из-за омонимичных падежных форм:

а) Август празднует в силу вошедшее лето (И. Снегова).

б) Хоть и есть глаза, а горы Тайшань не приметил (китайская пословица).

в) 345 рублей было достаточно для оплаты…

27. Сколько представителей разных родов войск действуют в предложении Гусар оскорбил драгун?

а) Как минимум три: один гусар оскорбил нескольких драгун.

б) Как минимум три: нескольких гусар оскорбил один драгун.

в) оба варианта ответа правильны, но само предложение в данном виде предпочтительнее не употреблять.

28. В каком падеже стоит имя собственное Дэви в предложении Что делает Дэви в этой пьесе главным героем?

а) в именительном

б) в винительном

в) в родительном

29. С какими существительными может быть согласовано прилагательное туманной в цитате из Пушкина:

Он из Германии туманной привез учености плоды… Что меняется при этом в характеристике Ленского?

а) Германии

б) учености

30. Каким падежом существительного управляет глагол проведать, относящийся к разговорной речи, в значении `узнать, получить сведения`?

а) винительным

б) предложным

в) дательным

31. Глагол смеяться в значении `насмехаться, высмеивать` требует, чтобы управляемое существительное отвечало на вопрос

а) чему

б) на что

в) над кем – чем

32. В каких примерах допущена ошибка в употреблении числительного

а) с семистами семнадцатью двумя рублями в кармане

б) пятерым студенткам отказали в выдаче стипендии

в) малышам раздали по двум яблокам

33. Буквы «ять», «ер» (Ъ) в конце слов были выведены из русского алфавита, как и написания типа синяго, старыя, столъ

а) Петром Первым в образце гражданской азбуки в 1710 г.

б) «Правилами русской орфографии и пунктуации», утвержденными в 1956 г.

в) декретом Совета народных комиссаров «О введении новой орфографии» от 17 октября 1918 г.

г) «Постановлением орфографической подкомиссии» 1912 г.

12. Функциональные стили

    1. Стихийность речи – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) общий признак разговорного и официально-делового стилей

г) публицистического стиля

    1. Безличность – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) общий признак разговорного и официально-делового стилей

г) научного стиля

    1. Именной характер речи – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) общий признак разговорного и официально-делового стилей

г) художественного стиля

    1. Повтор глагола-сказуемого – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) научного стиля

г) публицистического стиля

    1. Стандартизация речи – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) научного стиля

г) общий признак разговорного, официально-делового и научного стилей

6. Наличие уточняющих конструкций, выраженных причастием и деепричастиями, – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) общий признак разговорного и официально-делового стилей

г) не относится ни к одному из названных выше стилей

7. Употребление суффиксов субъективной оценки – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) художественного стиля

г) общий признак разговорного, художественного и официально-делового стилей

8. Дублирование подлежащего – существительного личным местоимением – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) художественного стиля

г) общий признак разговорного, художественного и официально-делового стилей

9. Наличие стилистически нейтральной лексики – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) научного стиля

г) общий признак разговорного, официально-делового и научного стилей

10. Использование вводных конструкций со значением неполной достоверности – это признак:

а) разговорного стиля

б) официально-делового стиля

в) общий признак разговорного и официально-делового стилей

г) научного стиля

11. Какое из указанных ниже общих требований к оформлению цитат является неправильным?

а) Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике;

б) Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора;

в) При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата;

г) При цитировании не каждая цитата может сопровождаться указанием на источник.

12. Императивность является признаком стиля

а) разговорного

б) официально-делового

в) научного

г) публицистического

13.Укажите вариант, в котором записаны только просторечные слова (находящиеся за пределами литературного языка):

а) окочуриться, посул, портачить, заполошный, зариться;

б) прорва, портняжка, измочалить, заречься, дармоед;

в) старшой, забияка, делец, дармовщинка, вороватый;

г) забава, заправила, двоечник, валютчик, варганить.

  1. Укажите вариант, в котором все глагольно-именные сочетания правильны и могут выступать в тексте документа как «расщепленные сказуемые»:

а) проводить репетицию, оказать поддержку, оказывать обслуживание, оказать защиту;

б) давать направление, давать консультацию, сыграть огромное значение, особое место должно быть уделено проведению мероприятий…;

в) придавать особую роль социальным вопросам, встречать затруднения, проявлять интерес, одержать победу;

г) принимать участие, испытывать нужду, держать в памяти, ставить под вопрос.

  1. Во всех функциональных стилях есть жанр

А) письмо

Б) дневник

В) объявление

Г) статья

  1. Нестрогая нормативность речи характерна для стиля

А) разговорного

Б) научного

В) публицистического

Г) художественного

  1. Подтекст противопоказан:

а) для художественного стиля,

б) для официально-делового стиля,

в) для научного стиля,

г) для разговорного стиля.

  1. Использование слов в переносном значении недопустимо:

а) в художественном стиле,

б) в официально-деловом стиля,

в) в научном стиле,

г) в разговорном стиле.

  1. Массовый, социально и психологически типизированный адресат (получатель текста) — это признак:

а) художественного стиля,

б) официально-делового стиля,

в) публицистического стиля,

г) разговорного стиля.

  1. Использование невербальных средств общения (мимики, жестов) характерно для:

а) для художественного стиля,

б) для официально-делового стиля,

в) для научного стиля,

г) для разговорного стиля.

  1. Выразительность как коммуникативное качество речи характерно:

а) для художественного стиля,

б) для официально-делового стиля,

в) для научного стиля,

г) для разговорного стиля.

  1. Логичность как коммуникативное качество речи в первую очередь характерно:

а) для художественного стиля,

б) для официально-делового стиля,

в) для научного стиля,

г) для разговорного стиля.

  1. Произношение «сердешный» допустимо в рамках:

а) художественного стиля,

б) официально-делового стиля,

в) научного стиля,

г) разговорного стиля.

24. Назовите формы, в которых сохраняется влияние диалектного произношения

а) пло′тит

б) пла′тит

в) деушка

г) анбар

д) пригото[ф]те

е) амбар

ж) пригото[фь]те

з) упло′ченный

и) упла′ченный

25. Какие варианты произношения предпочтительнее в официальной речи:

а) було[шн]ая

б) горни[чн]ая

в) про′йденный

г) балова′ть

<< предыдущая страница  
Смотрите также:

Русский язык и культура речи Содержание

2561.11kb.

22 стр.

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения

441.08kb.

2 стр.

Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011

111.39kb.

1 стр.

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для специальности «Международный туризм» М. Ю. Сидорова Тема Язык: информация коммуникация культура 3 Задания 3 Терминологический словарик 54 Слова для диктанта 55

1809.72kb.

9 стр.

Современный русский литературный язык. Нормы срля

212.09kb.

1 стр.

Приложение 1 Предмет

919.41kb.

11 стр.

Русский язык и культура речи

870.69kb.

5 стр.

Книга для чтения со словарем. М., 2007. Крючкова Л. С. Русский язык как иностранный. Говорим по-русски без переводчика. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. М., 2002

27.99kb.

1 стр.

Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей

1419.18kb.

8 стр.

«Русский язык и культура речи» в рамках Интернет-тестирования. Для работы с ними необходимо обратиться к специальной литературе

251.5kb.

1 стр.

В дисциплину. Язык. Речь. Культура речи и культура общения

222.7kb.

1 стр.

Примерная программа русский язык и культура речи

673.65kb.

4 стр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация грамматических ошибок.

1. Ошибочное словообразование

Пример: трудолюбимый (вместо трудолюбивый), надсмехаться (вместо насмехаться)

2. Ошибочное образование формы существительного

Пример: многие чуда (вместо чудеса) техники, не хватает время (вместо времени)

3. Ошибочное образование формы прилагательного

Пример: более интереснее (вместо более интересно), красивше (вместо красивее или красивей)

4. Ошибочное образование формы числительного

Пример: с пятистами рублями (вместо пятьюстами)

5. Ошибочное образование формы местоимения

Пример: ихнии дети (вместо их)

6. Ошибочное образование формы глагола

Пример: они ездиют (вместо ездят), хочут (вместо хотят)

7. Нарушение согласования

Пример: Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом. (вместо увлекающихся)

8. Нарушение управления

Пример: повествует читателей (вместо читателям)

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Пример: Большинство возражали против такой оценки его творчества. (вместо возражало)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Добавить аккаунт гугл ошибка
  • Доброго времени суток это ошибка
  • До недавнешнего времени какая ошибка
  • До экзаменов рукой подать лексическая ошибка
  • До тысяча девятьсот пятого года ошибка