Добро побеждает над злом ошибка

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ
проводился в Тверской области в 2006 году впервые,
его итоги позволили сделать некоторые выводы, в
том числе о характере ошибок, наиболее часто
допускаемых выпускниками школ.
Примеры ошибок, приведенные в моей статье,
выписывались экспертами по моей просьбе для
составления аналитического отчета об итогах ЕГЭ
по русскому языку в 2006 году. Думаю, этот материал
поможет и будущим экспертам, и учителям,
готовящим учеников к сдаче ЕГЭ.

Н.М.
 Сергеева,

председатель предметной комиссии
по русскому языку,
г.  Тверь

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении
или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.


Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость
слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение.
Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили.
Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают
по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.


Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с
развернутым ответом включены два
дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм
и К–12 – Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических.
Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.

Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»……
Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.

Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.

Это
был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г.  Тверь

Представляем вашему вниманию статью председателя предметной комиссии
по русскому языку г. Твери Н.М.  Сергеевой, посвященную ошибкам, наиболее часто встречающимся в сочинениях на ЕГЭ.

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.
(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении
или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость
слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение.
Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили.
Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают
по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических.
Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.

Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»……
Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.

Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.

Это
был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г. Тверь

Источник: электронная версия газеты «Русский язык»

  1. 1. Он часто выглядывал из окна.

    2. Добро торжествует над злом.

    3. Дед служил у барина экономом.

    4. Люди галопом бежали за автобусом, боясь опоздать.

    5. Вышел добрый молодец на бой со Змеем Горынычем.

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Правильный ответ на вопрос 👍 «Определите вид ошибки. 1. Он часто выглядал в окно. 2. Добро побеждает над злом. 3. Дед служил у барина завхозо. 4. Люди бегом бежали за …» по предмету 📗 Русский язык. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ!

Искать готовые ответы

Помогите с ответом по русскому языку

Объясните орфограммы писЬменность, оТделялись, оТделить, отстуП, стрАницы, местЕ, краснОй, первУю, осталЬные, рИсовал, шестнадцатОм, векЕ, поЯвилось, продОлжали, выдЕления, мыслИ, стрОку.

Нет ответа

Биолог беседа на тему разговор по телефону 2 класс

Нет ответа

Составьте предложения с составными именными сказуемыми: рад был встретиться, стал разучивать, обязан беречь, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал возвратиться.!

Нет ответа

Составьте 5-6 распространённых предложений с глаголами Брезжит, рассвело, побелело, пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.

Нет ответа

Диктант 6 класс по русскому языку текст дождевые слова?

Нет ответа

Новые вопросы по русскому языку

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый …

Ответы (1)

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий —

Ответы (2)

Составить 5 предложений со словом «слово»

Ответы (1)

Сочинение на тему о моем домашнем животном (кот)

Ответы (1)

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Ответы (1)

Главная » Русский язык » Определите вид ошибки. 1. Он часто выглядал в окно. 2. Добро побеждает над злом. 3. Дед служил у барина завхозо. 4. Люди бегом бежали за автобусом, боясь опоздать. 5. Вышел красный молодец на бой со Змеем Горынычем.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ
проводился в Тверской области в 2006 году впервые,
его итоги позволили сделать некоторые выводы, в
том числе о характере ошибок, наиболее часто
допускаемых выпускниками школ.
Примеры ошибок, приведенные в моей статье,
выписывались экспертами по моей просьбе для
составления аналитического отчета об итогах ЕГЭ
по русскому языку в 2006 году. Думаю, этот материал
поможет и будущим экспертам, и учителям,
готовящим учеников к сдаче ЕГЭ.

Н.М.
 Сергеева,

председатель предметной комиссии
по русскому языку,
г.  Тверь

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении
или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость
слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение.
Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили.
Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают
по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с
развернутым ответом включены два
дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм
и К–12 – Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических.
Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.

Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»……
Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.

Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.

Это
был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г.  Тверь

В русской грамматике порядок слов в предложении очень важен, так как он несет смысловую нагрузку. Приведенный пример — простое предложение, имеющее структуру «тема-рема». Интонационно это две фразы восходящего и нисходящего тона: «Добро (небольшая пауза,перелом интонации) побеждает зло». Тема — это «добро» (субъект действия), рема — это «побеждает зло» (словосочетание со связью управление В.п.).

Изменить семантику этого сообщения, поменяв субъект и объект местами, практически очень сложно. Это должно выглядеть примерно так: «Зло побеждает всЁ. ДобрО побеждает зло,если это добро пассивно. ЖИзнь побеждает зло, но она возрождается вновь». На словах «всё», «добро» и «жизнь» делается логическое ударение (тоническое + силовое).

Таким образом, на письме грамматическая инверсия прочитывается из семантики всего текста.

ДОПОЛНЕНИЕ

Приведенное предложение – это только развлекательное упражнение на грамматическую тему, в реальных текстах такой инверсированный вариант вряд ли можно встретить. Тем не менее, грамматическая инверсия широко используется в языке, в том числе для обеспечения выразительности текста.

В качестве примера можно рассмотреть предложение (1) «ЖИли Артамоновы (пауза) ни с кем не знакомясь (М. Горький). Казалось бы, зачем здесь инверсия подлежащего и сказуемого, можно же сказать: (2)«Артамоновы жИли (пауза) ни с кем не знакомясь». И тоническое ударение в обоих случаях падает на глагол «жили». Но в предложении (2) синтаксис нейтральный, невыразительный, а инверсия в предложении (1) позволяет сделать тоническое ударение силовым, логическим, а это возможно в начале предложения.

Понаблюдайте за нашей речью, и вы увидите, как часто мы меняем порядок слов в предложении, и это делается для того, чтобы при изменении его интонационной формы обеспечить нужные оттенки смысла, а также сделать высказывание ярче и выразительнее.

Тезисы

  • Выбор между добром и злом помогает осуществить совесть: именно она подсказывает, как поступить правильно.
  • Выбор между добром и злом определяет сущность человека: тот, кто остается хорошим, несмотря ни на что, делает мир лучше и является его гордостью; а плохие люди уничтожают свой дом и становятся настоящей проблемой для других.
  • Всегда ли добро побеждает зло? К сожалению, нет, ведь плохие способы достижения целей часто сулят большие выгоды и сбивают нас с пути истинного.
  • Доброта – это особое свойство характера, которое позволяет человеку совершать бескорыстные поступки, помогать окружающим, проявлять любовь и заботу к близким. 
  • По-настоящему добрый человек никогда не останется равнодушен к проблемам других людей, всегда окажет необходимую поддержку. 
  • Сложно не согласиться со словами Мигеля Сервантеса – испанского писателя: «Ничто не обходиться нам так дёшево и не ценится нами так дорого, как вежливость и доброта». Действительно, далеко не всегда помощь одного человека другому требует большого количества времени и сил. Само стремление быть рядом с человеком, попавшим в сложную жизненную ситуацию, будет высоко им оценено. 
  • Зло – одно из ужаснейших качеств, которым только может обладать человек. Равнодушие и бесчувственность толкают людей на совершение настоящих преступлений, не позволяют им задуматься о моральных нормах, чувствах окружающих. 
  • Пётр Великий однажды сказал: «Кто жесток, тот – не герой». Действительно, злой человек эгоистичен, а потому обречён на мучительное одиночество. 
  • В чем проявляется зло? В аморальных поступках. Безнравственные методы достижения целей не показывают силу характера личности, а лишь внутренне опустошают её. 
  • Добро и зло в одном человеке сочетаются естественным образом, ведь личность сложна и многообразна, а потому проявляет себя по-разному: то хорошо, то плохо.
  • Доброта – важное качество неравнодушного человека. Обладатель этой черты характера не сможет оставить нуждающегося в беде, не попытавшись ничем ему помочь. Тот, кто ценит не только себя, но и других людей, никогда не отнесётся пренебрежительно к проблемам окружающих. 
  • Злоба – одно из ужаснейших качеств людей, оно не только делает личность равнодушной к судьбам окружающих, но и лишает её человечности, основных моральных принципов. Тот, кто обладает жестокостью – искренней и глубокой ненавистью ко всему, что его окружает – способен на всё. Ради достижения своих целей, он сможет пойти на любое даже самое страшное преступление.

Аргументы

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Трудный выбор между добром и злом пришлось сделать Понтию Пилату. Прокуратор судил невиновного человека и прекрасно понимал, что он не представляет опасности для общества. Однако Пилату пришлось вынести обвинительный приговор, потому что арестанту приписали антиправительственные лозунги. Если бы прокуратор его пожалел, то занял бы его место. Диктатура не поскупилась бы на скорую расправу над чиновником, который пренебрёг интересами Кесаря. Понтий Пилат обрек Иешуа на смерть, проявив трусость и заняв темную сторону. Им двигало злое начало, так как герой ценил свое положение выше справедливости и законности. Он солгал ради выгоды и лишил жизни человека, который не заслужил этого. Пилату было сложно жить с этим. Совесть мучала его беспрестанно. Зло хоть и сулит награду, однако забирает значительно больше за свои услуги.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Доброта – важное человеческое качество, которым должен обладать каждый. Главная героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» всегда была отзывчивой, любящей и заботливой девушкой. Однако ей пришлось сделать выбор в пользу «злого» дела — проституции. Сложное переплетение позитивных мотивов и негативных поступков показывает, как сложен выбор между хорошим и плохим. Соня Мармеладова рано лишилась матери, отец девочки женился во второй раз. Соня жила вместе с мачехой, братом и сёстрами. Семён Мармеладов страдал от алкоголизма. Его семья голодала и едва сводила концы с концами. Катастрофическая нужда в средствах к существованию заставила Соню забыть о собственных принципах и убеждениях. Она нашла способ заработать, и, пожертвовав репутацией, получила «жёлтый билет». Семья была важна для Сони, именно поэтому она решилась на столь отчаянный поступок. Ее пример учит нас тому, как сложно выбрать между добром и злом: порой к благим целям пролегает вовсе не радужная тропа.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». В чем проявляется доброта? Конечно же, в поступках. К примеру, Соня Мармеладова, героиня романа, стала поддержкой и опорой для совершившего преступление Раскольникова. Девушка была в ужасе от гибели подруги и ее сестры, но не осудила человека, а, напротив, помогла ему признаться в содеянном перед следователем и начать путь к исправлению. Родион сделал так, как говорила Соня. Он должен был отправиться в Сибирь, чтобы отработать срок на каторге. Но героиня романа и не собиралась расставаться с возлюбленным, она уехала из Петербурга вместе с ним, девушка постоянно поддерживала его и помогала. Соня Мармеладова – добрейший человек, она смогла лишиться того, что ценно для неё, ради спасения любимых. Милосердие героини также проявляется в готовности прощать, в умении поддерживать и помогать в сложных жизненных ситуациях. Так, доброта – качество неравнодушного человека. Тот, кто по-настоящему ценит окружающих, никогда не оставит их в беде и всегда постарается сделать всё возможное, чтобы помочь близким и родным. 

Л. Н. Толстой «Война и мир». Доброта – главное качество человека, стремящегося помогать окружающим. Выбор светлой стороны требует от нас максимальной самоотдачи, в чем мы убеждаемся на примере Наташи Ростовой. Главная героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» отличалась именно этой чертой характера. Могущественное войско Наполеона уверенно двигалось по России, захватывая большие территории. Русским солдатам был отдан приказ отступать, оставляя Москву французам. Многие дворяне также старались как можно скорее покинуть свои дома, семья Ростовых не стала исключением. В их доме находилось множество раненых, которые самостоятельно покинуть Москву не были способны. Ростовы собирали вещи и готовились к отъезду, Наташе пришла идея вместо дорогой мебели, предметов декора и других драгоценностей увезти с собой раненных. Девушка понимала, что французские захватчики не оставят в живых ни одного русского солдата. Ей пришлось настоять на своем решении и многим пожертвовать. Как бы сложно ни было Ростовым расставаться с ценными для них вещами, поступить по-другому они просто не могли. Наташа Ростова, как и ее родители, – неравнодушная девушка, способная на милосердие. Даже в сложный жизненный период она не перестала думать об окружающих, благодаря ее доброте множество жизней раненных бойцов было спасено. По-настоящему добрый человек никогда не оставит другого в беде, постарается сделать всё, что в его силах, чтобы помочь. Но это требует от него больших усилий и даже жертв.

В. Г. Распутин «Уроки французского». Далеко не всегда доброта вызывает уважение и благодарность. Порой люди страдают из-за благих намерений, как и главная героиня произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», которая отличалась особой добротой. Один из учеников Лидии Михайловны появился на уроке с синяками. Конечно, учительница не могла не обратить на это внимания. Преподавательница знала и о непростой ситуации главного героя произведения. Она не могла остаться равнодушной к нему, Лидия Михайловна пригласила мальчика к себе домой под предлогом уроков французского языка. Главной целью учительницы было не улучшить его знания по предмету, а накормить мальчика и дать ему немного средств для того, чтобы тот смог купить еду. Гордый герой не собирался ничего брать у Лидии Михайловны. Тогда преподавательница придумала другой способ — она предложила сыграть на деньги. Лишь так ей удалось убедить ученика взять средства. Когда об азартных играх узнал директор школы, Лидия Михайловна была уволена. Но она не пожалела о содеянном, ведь считала, что возможность помогать окружающим — важнейшая составляющая жизни. Лидия Михайловна – отзывчивый и добрый человек, который способен ставить интересы других людей выше собственных. Однако за свой поступок ей пришлось поплатиться рабочим местом. Увы, доброта далеко не всегда бывает оценена по заслугам.

А. И. Куприн «Чудесный доктор». Доброта – одно из важнейших качеств личности. Обладал им и герой рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Дела семьи Мерцаловых всё ухудшались, одна проблема следовала за другой: Емельян не мог найти работу, чтобы обеспечить семью, детей не брали в гимназию, а младшая дочь, Машутка, сильно болела. Денег катастрофически не хватало ни на лекарства, ни на жильё, ни на еду. Из-за голода, сырости помещения Машутка практически не имела ни единого шанса выздороветь. Профессор Пирогов от Емельяна случайно узнал о всех бедах и решил помочь. Он осмотрел девочку, выписал лекарства и дал денег на их приобретение. После выздоровления Машутки, настоящие чудеса начали происходить с Мерцаловыми: Емельяна взяли на работу, а детей приняли в гимназию. Все были счастливы. Профессор Пирогов – добрый человек, готовый бескорыстно помогать людям. Для него помощь больным – не рабочая обязанность, а искреннее желание. Так, доброта – важная черта характера человека, благодаря который он не остаётся равнодушным к проблемам нуждающихся, старается сделать всё, что в его силах, чтобы помочь каждому. 

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Выбор в пользу добра может совершить каждый, и совсем не важно, какие обстоятельства его окружают. Даже большие сложности не мешают людям совершать хорошие поступки, что доказывает пример главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор», которая была невероятно искренней, милосердной и доброй женщиной. Несмотря на то, что судьба Матрёны была действительно трагична- одиночество, смерти детей и любимых, отсутствие помощи – женщина всегда оставалась добра к людям. Матрёна отличалась от остальных жителей небольшой деревни тем, что никогда не думала о собственной выгоде. Она бескорыстно помогала каждому, бралась даже за самую сложную работу и не просила ничего взамен. Матрёна по-доброму относилась не только к людям, но и к животным. Женщина не смогла оставить на улице хромую кошку, она приютила её и по-настоящему полюбила. Героиня рассказа вырастила и воспитала неродную дочь Киру, она относилась к ней к собственному ребёнку, поэтому, когда той понадобилась помощь, героиня тут же была готова предоставить ей всё, что было необходимо. К сожалению, женщина погибла, попав под поезд. Смерть Матрёны оставила ее родственников равнодушными, лишь Кира действительно переживала за неё. Матрёна – добрая и отзывчивая женщина, которая готова пожертвовать всем ради других. Она вела себя так, несмотря на ужасные условия жизни и плохое отношение окружающих. Ничего не мешает человеку быть хорошим.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Проблема неконтролируемого зла, побеждающего добро, наиболее ярко раскрывается в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». В произведении рассказывается о подвиге партизан во времена Великой Отечественной войны. Вторжение немецких солдат заставило юношей и девушек объединиться с целью защитить родных. Краснодонцы создали партизанскую организацию «Молодая гвардия», во главе которой встал Олег Кошевой. Несмотря на юный возраст, шестнадцатилетний парень стал достойным руководителем. Он обладал всеми необходимыми качествами: решительностью, силой духа и ответственностью. Под его чутким руководством молодогвардейцы исполняли свои обязанности: расклеивали листовки, помогали заключённым сбежать из тюрем и лагерей, снабжали других жителей Краснодона продуктами и всем необходимым. Партизаны обманывали немцев, обворовывали и раздавали награбленное нуждающимся семьям. Но из-за предательства Стаховича практически все молодогвардейцы были арестованы. Ребят пытали самыми изощрёнными и ужаснейшими методами, но ни один из них не раскрыл ни единого секрета. Издевательствам работников тюрьмы не было предела, они уже давно потеряли не только моральные качества, но и человеческие облик. Настоящие «мертвецы» подвергали партизан, защищавших Родину, немыслимым истязаниям. Они были способны лишить жизни невинных людей. На этом историческом примере мы убеждаемся в том, что зло порой побеждает добро, ведь порой люди делают ложный выбор и ошибаются.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Гордыня и чувство собственного превосходства порождает злость – одно из наиболее низких и ужаснейших качеств личности. Главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» является ярким примером человека, потерявшего человечность. Юный Дориан Грей отличался особой привлекательностью. Художник Бэзил Холлуорд написал бесчисленное количество портретов Дорина, но лишь один смог наиболее чётко передать внутренний мир героя романа. Бэзилу удалось изобразить именно тот момент, когда Дориан осознал, что красота – его главное сокровище, сохранить которое ему не под силу. Неизбежность старения настолько разозлила Дориана, что он загадал желание навсегда сохранить свою молодость. К сожалению, мечта Грея исполнилась: каждый раз, когда он совершал какой-либо низкий поступок, только портрет старел и становился всё уродливее. Под влиянием безнаказанности Дориан стал по-настоящему злым человеком. Лишь через много лет Грею удалось осознать свою вину. Не имея возможности вынести груз ответственности, он уничтожил картину, а сам умер. Главный герой романа – жестокий, равнодушный человек, он не придавал абсолютно никакого значения чувствам и мыслям окружающих. Его эгоизм и бесчеловечность стали причиной гибели многих людей. Так, злость – ужаснейшее качество личности, которое толкает человека на совершение безнравственных поступков.

Г. Х. Андерсон «Девочка со спичками». Равнодушие также является проявлением зла. В рассказе Г. Х. Андерсона «Девочка со спичками» наиболее ярко раскрывается тема безразличного отношения людей к проблемам друг друга. Отец заставил свою маленькую дочь выйти в канун нового года на улицу продавать спички. На девочке было лишь лёгкое платьице и ужасно большие туфли, в которых было практически невозможно ходить. Хулиганы отобрали у героини рассказа и эту обувь. Девочка была вынуждена во время ужаснейшего холода и метели продавать спички. Малышка так замёрзла, что решила зажечь спичку. Огонёк напомнил ей о любимой бабушке, заботившейся о ней. Одна спичка гасла и тут же зажигалась другая, теплое свечение помогало девочке немного согреться. Вынести столь суровые условия ей было не под силу, девочка замёрзла. В произошедшем во многом виноваты прохожие, ведь никто не обратил внимание на брошенного ребёнка. Все были настолько увлечены предновогодней суетой и совершенно забыли о том, как важно помогать нуждающимся. Таким образом, зло проявляется не только в агрессии и совершении преступлений, но и в безучастном отношении к проблемам окружающих. Не обращая внимания на страдание одного человека, другой буквально обрекает его на неминуемую гибель.

А. Н. Островский «Гроза». Героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» также отличалась злым нравом. Она сделала выбор в пользу темной стороны, даже не осознавая этого. Ей нравилось доминировать за счет унижения окружающих, но она считала это нормой, а себя мнила религиозной и добродетельной женщиной. Марфа Игнатьевна Кабанова держала в страхе не только всех своих слуг, но и собственных детей. Варвара и Тихон никогда не перечили матери, старались выполнять всё, что она говорила. Кабаниха вмешивалась в супружеские отношения между Тихоном и Катериной, навязывала сыну свои взгляды на «правильное» устройство семьи. Марфа Игнатьевна заставляла Тихона ругать и бить жену, когда та делала то, что не нравилось женщине. Герой произведения не мог пойти наперекор матери, ведь мог потерять все, если она так решит. Конечно, Марфа Игнатьевна Кабанова –  злой человек, так как она совершенно не задумывалась о том, насколько болезненны и обидны могут быть её слова и действия. Она довела бедную Катерину до самоубийства, сделал сына бесхарактерным человеком, совершенно не похожим на настоящего мужчину, но в результате осталась совершенно одна. Жестокий человек никогда не будет любим, из-за его эгоизма и бесчеловечности он обречён на одиночество.

В. К. Железников «Чучело». Тема злобы и ее последствий раскрывается и в повести В. К. Железникова «Чучело». Лена Бессольцева переехала к дедушке и перешла в новую школу. Одноклассникам девочка сразу не понравилась, они смеялись и над её внешностью, и над её поведением. Лена не придавала значения такому поведению детей, ведь она была искренне рада познакомиться с новыми ребятами. Однажды весь класс прогулял урок, и за это дети были лишены поездки в Москву, на которую так долго откладывали. Именно Дима Сомов, первый и единственный друг Лены, рассказал обо всём преподавательнице. Лене нравился Дима, она захотела его защитить и взяла вину на себя, в надежде, что это поможет ему признаться, но она ошиблась. Весь класс настолько разозлился на Бессольцеву, что объявил бойкот. Девочку обзывали, дразнили, даже на костре сожгли её чучело, в результате Лена сама рассказала о вине Димы. Одноклассники осознали свою вину, но изменить что-либо было уже слишком поздно. Конечно, дети проявили жестокость, когда решили объединиться против Лены. Их действия нанесли серьёзный вред психическому здоровью героини. Как мы видим, злость – ужаснейшее качество человека, толкающее его на бездумные и страшные поступки. Насилие – не выход из ситуации, это выбор слабого и бесчувственного человека.

Другие аргументы по теме представлены в подборке:

  1. Доброта
  2. Жестокость и доброта
  3. Равнодушие

Автор: Анастасия Казарина

Добро́ и зло́ — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.

Все значения словосочетания «добро и зло»

ДО́БРЫЙ, —ая, —ое; добр, добра́, до́бро, до́бры и добры́. 1. Расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь.

Все значения слова «добрый»

ПОБЕДИ́ТЬ, —ди́шь; прич. страд. прош. побеждённый, —дён, —дена́, —дено́; сов., перех. (несов. побеждать). 1. также без доп. Нанести поражение противнику, выиграть бой, войну. Победить врага. Победить в бою.

Все значения слова «победить»

ЗЛОЙ, —а́я, —о́е; зол, зла, зло; зле́йший. 1. Исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы, злости. Злой человек.

Все значения слова «злой»

  • Комдив стратегической авиации формулирует нравственный постулат: «У людей, рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло».

  • Верим, что мир справедлив и добро побеждает зло.

  • Что добро побеждает зло.

  • (все предложения)
  • победа добра
  • зло и добро
  • борьба добра
  • силы добра
  • добрые феи
  • (ещё синонимы…)
  • зло
  • (ещё ассоциации…)
  • доброе дело
  • мыс доброй надежды
  • стал добрым
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • любопытство победило
  • добро побеждает
  • победить врага
  • победить в войне
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • злые духи
  • по злой иронии судьбы
  • сыграть с кем-либо злую шутку
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «добрый»
  • Разбор по составу слова «победить»
  • Разбор по составу слова «злой»
  • Как правильно пишется слово «добрый»
  • Как правильно пишется слово «победить»
  • Как правильно пишется слово «злой»

glexelu870

glexelu870

Вопрос по русскому языку:

Определите вид ошибки.
1. Он часто выглядал в окно.
2.Добро побеждает над злом.
3.Дед служил у барина завхозо.
4.Люди бегом бежали за автобусом, боясь опоздать.
5.Вышел красный молодец на бой со Змеем Горынычем.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 2

jublbangrep628

jublbangrep628

1. Он часто выглядывал из окна.
2. Добро торжествует над злом.
3. Дед служил у барина экономом.
4. Люди галопом бежали за автобусом, боясь опоздать.
5. Вышел добрый молодец на бой со Змеем Горынычем. 

tulduns

tulduns

1) ошибка в образовании сказуемого — нужно : он смотрел
2) синтаксическая, а именно нормы управления(если не ошибаюсь) : добро побеждает зло.
3) в образовании приложения : завхозом , либо синоним
4) плеоназм (лишнее слово, например, смотреть глазами, ладони рук и тд):нужно просто бежали.
5)  нужно заменить слово красный, также ошибка в образовании приложения.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Договор купли продажи авто ошибки
  • До двухсот двадцати седьмой страницы ошибка
  • Доверие к тебе и другие ошибки
  • Добиться успехов лексическая ошибка
  • Договор каталог какая ошибка