Дистрибьюторам необходимо подумать над собственной рекламной стратегией ошибка

Типичные ошибки разработки рекламной стратегии

Рекламная
стратегия зависит от ряда факторов:

  • прежде
    всего от самого рекламируемого товара
    или услуги;

  • от
    выбора целевого рынка, маркетинговой
    стратегии;

  • позиционирования
    товара.

В
зависимости от конкретной, главной
задачи реклама может информировать,
напоминать или побуждать к приобретению
това­ра. Крайне редко эти три задачи
могут быть решены в одном виде рекламы.
Как правило, требуется несколько
продуманных, после­довательных
рекламных мероприятий.

Рекламная
стратегия может решить как задачи в
области ком­муникации, так и
стимулирования сбыта. Информационная
и на­поминающая реклама решает
коммуникативные задачи, а побуж­дающая
— вопросы сбыта.

Информативная
реклама уместна в тех случаях, когда
нужно со­общить потребителю и
общественности о появлении нового
произ­водителя, товара, услуги. Ее
основная задача — это удовлетворить
первичный интерес, объяснить принцип
действия новой услуги или особенности
товара.

Напоминающая
реклама предлагает потребителю вспомнить
о том, где можно купить товар, на который
он не так давно уже обра­тил свое
внимание. Располагаться она должна в
тех же местах, что и информативная.
Известно, что повторение стимулирует
интерес по­требителя.

Побуждающая
реклама ставит своей главной целью
убедить по­тенциального потребителя
совершить покупку. Довольно часто в
та­кой рекламе используются манипуляции,
подсознательные желания потребителей,
идет нескрываемая игра на их эмоциях и
чувствах. При этом нельзя сказать, что
такая реклама всегда негативна. Это
зави­сит от средств, которые выбирают
ее создатели.

Каждый
из этих трех основных видов рекламы
подразумевает силу воздействия на
потребителя. Так, для информативной
рекла­мы достаточно публикации в
печатных изданиях, напоминающая реклама
обычно располагается на щитах и растяжках,
побуждающая демонстрируется по
телевидению.

Не
следует думать, что сам факт выбора
телевизионной рекла­мы гарантирует
ее эффективность. Иногда черно-белая,
размещен­ная на щите, реклама
заинтересовывает потребителя больше,
чем пестрый, насыщенный рекламный ролик.
Определение силы воз­действия рекламы
должно опираться на знание законов
психоло­гии восприятия, особенностей
воздействия того или иного вида рек­ламы
на сознание нужного круга потребителей.

Рекламная
стратегия обычно начинается с
медиапланирования. Оно включает в себя
следующие составляющие:

  • непосредственно
    выбор средств массовой информации;

  • определение
    размера рекламной стратегии;

  • в
    зависимости от цели уточнение места и
    частоты размеще­ния рекламы;

  • определение
    критериев оценки эффективности
    проведенной рекламной кампании.

Сегодня
в России принято оценивать эффективность
реклам­ной кампании по количеству
проданных товаров. Критерием на За­паде
являются проведенные опросы, которые
определяют, запом­нилась ли потребителю
реклама и заинтересовала ли она его.
Од­ним из определяющих является вопрос
о том, помнит ли потребитель название
торговой марки рекламируемого товара,
какие ассоциации с ним возникают.

Вторая
часть опроса проводится уже с теми, кто
приобрел то­вар. Они оценивают его
качество, соответствие с обещанным
рек­ламой постулатом. После этого
широким слоям населения предла­гается
подробнее ознакомиться сданными опросов.

Иногда
начинающие производители используют
чужие статис­тические данные, например
своих конкурентов. Иллюзия экономии
времени и денег зачастую приводит к
обратным результатам. При­нято считать,
что если предприятие выпускает массовую
продукцию, ему можно воспользоваться
результатами опросов, проведенными
рекламными агентствами для конкурирующих
фирм.

Можно
перечислить следующие типичные ошибки,
которые со­вершают крупные производители,
используя чужую статистику:

  • неточно
    определены потенциальные потребители;

  • не
    выяснены социально-демографические
    особенности по­требителя, который
    будет приобретать товар именно в этой
    местности;

  • не
    уделено должного внимания поведенческим,
    возрастным, половым и психологическим
    характеристикам потенциально­го
    потребителя именно данного товара;

  • чужая
    статистика автоматически перенесена
    на другой товар, который удовлетворяет
    несколько иные потребности.

Довольно
часто российские производители совершают
другую ошибку. Они считают, что статистика
им не нужна, что их товар осо­бенный,
востребованный и настолько качественный,
что не стоит зря тратить деньги и время
на выяснение этого очевидного факта.
«Психология потребителя нам не интересна!»
— говорят они. А спу­стя некоторое
время приходят к выводу: потребителя
нужно «лечить» потому, что он не покупает
наш товар.

Выяснение
демографических, социальных, психологических
нюансов можно считать своего рода
предваряющей базой для со­ставления
стратегии рекламной кампании. При
правильном учете всех этих составляющих
и грамотной рекламе она оказывается
очень эффективной.

Можно
перечислить следующие типичные ошибки
медиапла- нирования:

  • неправильное
    распределение бюджета по географическим
    рынкам, регионам и целевым группам;

  • неверно
    определено количество потенциальных
    потребителей в каждом конкретном
    регионе;

  • неверный
    учет «пика» потребности именно на этот
    вид това­ра или услуги;

  • неточное
    определение реальной стоимости того
    или иного вида рекламы.

Работа
над медиапланом предполагает не только
умение про­считать ожидаемую обратную
связь, но и возможные промахи. Уме­ние
терпеливо ждать интереса потребителя
важно для начинающих производителей.
Если о вашей фирме пока не знают, должно
прой­ти какое-то время, чтобы реклама
«откликнулась» спросом потре­бителя
на ваш товар. Временное отсутствие
обратной связи от по­требителя не
означает провал медиаплана. Степень
его эффектив­ности определяется
конечным результатом: какое количество
потребителей заинтересует эта реклама,
какой процент из них ку­пит товар или
воспользуется услугой.

Для
того чтобы мысленно просчитать любой
из вышеуказанных параметров, нужно
знать, почему ваш товар актуален для
потенци­ального потребителя. Ваша
реклама должна учитывать его психоло­гию:
причину заинтересованности именно этим
товаром или услу­гой, принятия решения
о покупке и последующего его выполнения.
Средства массовой информации могут
расширить ваши представ­ления о
потенциальном потребителе, во-первых,
а во-вторых — из­менить его отношение
к вашему товару или услуге.

Ошибки
рекламы на выставках и ярмарках

Современные
выставки, ярмарки и размещение рекламы
в Ин­тернете можно назвать составляющей
частью рекламной кампании. Остановимся
на ярмарках и выставках. В отличие от
рекламы дру­гих видов и жанров они
имеют ряд безусловных преимуществ:

  • их
    характеризует непосредственная, живая
    связь между по­требителями и
    производителем, которая позволяеттой
    и дру­гой стороне сэкономить время
    и деньги;

  • потребители
    получают возможность оценить качество
    пред­лагаемой продукции или услуги,
    проконсультироваться со спе­циалистом,
    сравнить ее с продукцией других
    производителей;

  • производитель
    получает живую обратную связь, своего
    рода барометр спроса, что позволяет
    ему скорректировать реклам­ное
    предложение для того, чтобы оно
    пользовалось спросом более широкого
    круга потребителей.

Выставки
бывают международные, региональные,
отраслевые, узкоспециализированные.
Они зависятогтипа проводимого
мероп­риятия, его масштабов, места,
времени проведения, а также при­глашенных
или случайных посетителей.

Форма
участия в выставках тоже может быть
разной. Она зави­сит от длительности
проводимой маркетинговой программы,
раз­меров предприятия, вида его
деятельности и особенностей предос­тавляемой
им услуги или товара.

Можно
перечислить следующие причины, которые
подталки­вают руководителей предприятия
принять участие в выставке или ярмарке:

  • прежде
    всего желание привлечь новых потребителей;

  • изучение
    потребностей и желаний потенциальных
    потреби­телей;

  • увеличение
    объема продаж;

  • изучение
    конкурентоспособности своего предприятия
    на со­временном рынке.

Одних
этих мотивов недостаточно. Для участия
в выставке или ярмарке желательно
наличие новых товаров или услуг. Не
стоит за­менять презентации выставками,
это далеко не одно и то же. Выс­тавки
и ярмарки помогают также предприятию
поддерживать свой имидж, становятся
частью комплекса мероприятий по рекламе
и «паблик рилейшнз».

Нужно
помнить о том, что для участия в выставке
или ярмарке необходима проведенная
ранее реклама. Даже те директора, кото­рые
убеждены, что их товар или услуга в
рекламе не нуждается, удив- ляюгся, видя,
что менее качественный, конкурентный
товар пользу­ется большим спросом
только благодаря грамотной рекламе.

Желательно
за некоторое время до выставки или
ярмарки об­новить размещение своей
рекламы или продолжить рекламную
кам­панию. В зависимости от масштабов
участия предприятия в выстав­ке
необходимо подготовить специально для
выставки пресс-рели­зы, фирменные
календари и сувениры, продумать о стиле
одежды сотрудников, которые будут на
ней присутствовать. Их внешний вид —
часть имиджа предприятия, которое
представляет свой товар.

Разрабатывая
концепцию рекламной кампании для участия
в выставке или ярмарке, готовясь к ней,
производители обычно со­вершают
следующие ошибки:

  • неточно
    устанавливают цели участия в выставке;

  • неправильно
    позиционируют потребителя;

  • пренебрегают
    такими средствами привлечения внимания,
    как стенды, витрины;

  • не
    приглашают на выставки значимых лиц,
    от которых зави­сит успех в продвижении
    на рынке, не готовят для них зара­нее
    фирменные папки с рекламной информацией
    о товаре или услуге;

  • не
    извещают об этом средства массовой
    информации и не при­глашают их
    представителей;

  • не
    размещают информацию о своем предприятии
    в общем ка­талоге выставки;

  • не
    продумывают комплекс мероприятий в
    стиле паблик «ри- лейшнз» в период и
    после проведения выставки.

Ярмарки
и выставки могут стать частью мероприятий
«паблик рилейшнз». Грамотно будет
завершить участие в них рассылкой
бла­годарственных писем значимым
потребителям, представителям средств
массовой информации, которые
заинтересовались вашим товаром. В этих
письмах можно подвести положительные
итоги уча­стия в выставке, предложить
продолжить сотрудничество в дальней­шем.

В
подведении итогов выставки можно не
только оценить соб­ственные безусловные
творческие и коммерческие успехи, но и
силу своих конкурентов. Говорите открыто
о некоторых недостатках про­веденной
вами рекламной кампании, о не вполне
правильном офор­млении рекламного
стенда или не слишком удачной фирменной
одежде сотрудников. Утех, кто сильнее
вас, это вызовет расположе­ние к вам
и желание в следующий раз вам помочь.

Подводя
итоги участия предприятия в выставке,
можно также реально оценить недостатки
предлагаемой вами услуги или товара,
заявить о своем намерении их изменить.
Способность признавать свои недостатки
или промахи — удел сильных и независимых
лю­дей. Вы ведь хотите произвести
именно такое впечатление, верно?

Ошибки
размещения рекламы в Интернете

Сегодня
размещение рекламы в Интернете очень
популярно у российских рекламодателей.
Любопытны такие статистические дан­ные:

  • оборот
    услуг по организации доступа в Интернете
    2003 году в России превысил 30 млн. долларов;

  • в
    2004 году он уже составил 60 млн. долларов.

В
России число индивидуальных пользователей
Интернета со­ставляет более миллиона
человек. Для сравнения, на Западе и в
Аме­рике их около 40 миллионов. Каждый
четвертый москвич ежеднев­но
просматривает рекламные новости в
Интернете, каждый второй размещает там
информацию о самом себе, плодах своего
творчества или результатах деятельности.

В
отличие от других видов рекламы Интернет
обладает рядом существенных преимуществ:

  • во-первых,
    это огромный охват потенциального
    потребите­ля;

  • во-вторых,
    это возможности использования рисунков,
    ани­мации и самых невероятных ссылок;

  • в-третьих,
    это возможность создания собственной
    виртуаль­ной экспозиции;

  • в-четвертых,
    возможности современных технологий в
    Интер­нете позволяют каждому, кто
    размещает рекламу, узнать о ко­личестве
    посетителей его страницы.

Добавьте
к этому невысокую стоимость рекламы в
Интернете, и станет понятно, почему для
директора некоторых крупных фирм
считают, что этого вида рекламы вполне
достаточно. Ошибку совер­шают те, кто
сбрасывает со счетов главный факт:
Интернет есть не в каждом доме.

На
сегодняшний день самый доступный и
популярный способ представления рекламы
в Интернете — это своя домашняя страни­ца.
Гораздо больше потребителей привлечет
реклама, которая будет размещена на
специальных серверах. Их посещают
потребители дру­гого уровня. Выбор
страницы или сервера зависит от того,
какой вид услуги или товара вы предлагаете.

Информацию,
которую вы разместили в Интернете, нужно
по­стоянно обновлять. Потенциальному
потребителю важно знать, что вы —
развивающийся производитель с постоянно
расширяющимся

спектром
услуг и товаров. Этот факт повышает
уровень доверия к вам и заинтересовывает
случайных посетителей вашей страницы.

Пока
не получил широкого распространения
такой вид реклам в Интернете, как баннер.
Говоря иными словами, это рекламное
сооб­щение в рамочке, размещенное на
известном, поисковом сервере. Количество
российских жителей, ежемесячно посещающих
эти сер­веры, значительно уступает
западным потребителям. На Западе их
более миллиарда, в России — в 190 раз
меньше. Но у российских лю­бителей
размещать рекламу на серверах есть и
свои преимущества: цена за размещение
на сервере у нас гораздо ниже, чем на
Западе.

Точных
данных о том, какую прибыль приносит
российская рек­лама, размещенная в
Интернете, нет. Принимать этот вид
рекламы как самый действенный и
единственный, не стоит, также, впрочем,
как и относиться к нему как к чему-то
чуждому русскому потреби­телю,
виртуальному, чужеродному и экзотическому.
Вне сомнения, Интернет — это одно из
эффективнейших средств привлечения
вни­мания потенциальных потребителей
к товару или услуге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Время на прочтение
14 мин

Количество просмотров 9.5K

Привет, уважаемые хабровчане!

Меня зовут Вячеслав Архаров и я много лет работаю в области стратегического менеджмента. Многим кажется, что это такая суровая и тяжелая штука, необходимая только крупным корпорациям. Но это популярное заблуждение. Правильная стратегия нужна и маленькому стартапу, разрабатывающему приложение для редактирования фоток, и среднего размера веб-студии с двумя сотнями заказов в год, и крупному системному интегратору с миллиардными оборотами. Разумеется, стратегия для каждого из них будет различаться по масштабам и детализации — но тем не менее, основные подходы, методы и результаты будут одинаковыми для всех. И ошибки тоже будут схожими — т.к. вопреки общественному мнению, владельцы и руководители крупных компаний отнюдь не всегда обладают навыками стратегического управления или просто даже аналитического мышления.

В этой статье, на примере достаточно типового бизнес-кейса, я постараюсь показать несколько типовых ошибок в разработке долгосрочной стратегии и способов того, как с ними можно бороться. Надеюсь, это будет полезно и начинающим и продвинутым бизнесменам для улучшения работы их бизнеса, каким бы простым или сложным он не был.

Потому что, несмотря на кажущуюся простоту, корректное формулирование бизнес-стратегии для компании является очень непростой задачей. Проблема в том, что обычному человеку трудно спрогнозировать, чем он будет заниматься даже в ближайшие два-три месяца. Руководитель компании, как правило, может спрогнозировать развитие компании до конца финансового года и примерно представить развитие событий в будущем году. Но даже опытному руководителю, обычно, сложно представить, что же будет с его компанией через 3, 5 или даже 10 лет.  

И дело даже не в том, что ему трудно придумать, чем же занять своих сотрудников в ближайшие годы. Проблема в том, что на длительном промежутке времени, цели становятся очень расплывчатыми — а ожидания становится всё более завышенными. Как правило, обладающие позитивным и энергичным мышлением, руководители, через 5 лет видят себя во роскошном Роллс-ройсе, усыпанным бриллиантами, на собственном острове — поэтому легко ставят себе сказочные и нереалистичные цели, которые, однако, им кажутся вполне достижимыми. Однако, без специальных навыков работы со стратегией, как правило, очень сложно понять, насколько выполнима и реалистична та задача, которая воспринимается вполне логичной и правильной.

Итак, поехали!

Ошибка №1: Абстрактные формулировки

image

С одним из моих клиентов, владельцем компании-разработчика интеграционных проектов в области ИТ с оборотом порядка 300 млн. рублей в год, мы как-то прорабатывали задачу создания бизнес-стратегии на 5 лет вперёд. На самом деле, клиент всегда считал, что у него уже есть понятная и четкая бизнес-стратегия. Сформулирована она была просто: «надо больше зарабатывать и выходить на новых клиентов». Клиент был уверен, что этого вполне достаточно и не уделял стратегии какого-то особого внимания. Собственно и меня он привлек не для того, чтобы её сформулировать — а для того, чтобы понять, как же именно «надо больше зарабатывать и выходить на новых клиентов».

 
Тут-то и крылась первая ошибка. Классическая проблема разработки стратегий заключается в том, что не имея возможности качественно спрогнозировать активности на несколько лет вперед, люди ограничиваются абстрактными формулировками, типа «активнее развиваться», «увеличивать продажи» или «стать лидером рынка», которые они ошибочно принимают за стратегию.

Однако стратегия «увеличивать продажи» это как обещание «похудеть к лету» — все любители сладкого отлично знают, что такое обещание ни к чему не приводит, кроме покупки новых кроссовок и абонемента в спортзал. В свою очередь, люди, которые формулируют задачу похудения в виде «3 раза в неделю ходить в спортзал, стоять в планке по 5 минут в день и делать 100 приседаний» добиваются гораздо лучших и заметных результатов, чем те, кто просто абстрактно хочет похудеть. Поэтому всем известный критерий SMART – что задача должна быть простой, измеримой, достижимой, ориентированной на результат и ограниченной во времени – это самый первый и важный критерий в формулировании любой стратегии, от спортзала до инвестирования.

 
Поэтому я спросил своего клиента: «А что же для тебя означает ‘больше зарабатывать’?». Как и следовало ожидать, внятного ответа он мне дать не смог. Разные члены Совета Директоров видели задачу «больше зарабатывать» как заработок от 400 млн до 1.5 миллиардов в год. Поэтому, для начала, я предложил владельцу компании поставить четкую задачу в виде конкретной цифры, которую обосновать расчётами.

Ошибка №2: Взятые с потолка показатели

image

Вскоре владелец компании представил мне свое конкретное видение: «к концу года мы заработаем 300 млн — поэтому через год компания должна выйти на оборот в 500 млн, через два года на 800 млн и через три года зарабатывать 1 миллиард». Обоснованием этой цифры служило то, что за прошлый год компании удалось вырастить свой оборот практически на треть — и клиент был уверен, что продавцы вполне могут поднапрячься и за три года дорастить компанию до миллиарда. Эту цифру он и предложил поставить как стратегическую цель на три года.

 
Вот тут и кроется вторая классическая ошибка. Очаровавшись простым и логичным критерием SMART, руководители часто проводят время в глубоких расчетах какой-нибудь цифры и потом радостно показывают ее со словами: «Вот, всё по SMART’у – я рассчитал четкую и измеримую цифру и ее надо сделать за три года, задача понятна, побежали работать!». Однако важнейшим шагом, при появлении в вашей стратегии любой цифры, является её валидация. То есть цифру мало рассчитать каким-то хитроумным способом. Важно понять – а это вообще правильная цифра? Не ошиблись ли вы в расчетах? Не ошиблись ли вы в оценках? Не ошиблись ли вы в изначальных предпосылках? Вариантов где ошибиться очень много – поэтому все показатели в стратегии нужно строго валидировать.

Как это сделать? Для этого нужен бенчмарк – аналогичный или похожий показатель, который априори известен и с которым можно адекватно сравнить вашу цифру. Адекватно – это значит сравнение должно проводиться для примерно одинаковых показателей в примерно одинаковых единицах. Нельзя напрямую сравнивать продажи в проектном ИТ-бизнесе и FMCG-рознице – это принципиально разные модели. Нельзя сравнивать бизнес с ним же самим — рост в 25% в этом году вовсе не означает такой же рост в следующем. Зато всегда можно сравнить темпы роста бизнеса со среднеотраслевыми и среднерыночными показателями — они, по крайней мере, могут служить ориентиром или помочь обозначить допустимые границы.

Что же мы видим из отраслевых показателей? Ключевой показатель рынка — ВВП нашей страны, если и растет, то на 3-4 процента в год. ИТ-рынок в России растет на единицы процентов, в редкие годы на 10-12 процентов. Мировой ИТ-рынок тоже растет на 8-9 процентов в год. Все эти данные можно найти в различных публичных отчетах с любым уровнем детализации.
Что это означает для нашей стратегии, в которой, по желанию клиента, каждый следующий год бизнес должен расти на 150%?

Во-первых, при росте рынка в 10% никакой бизнес не способен расти на 150%. Да, какие-то венчурные бизнесы и стартапы способны расти в два раза за год (но как правило, это рост с одной продажи в год до двух :-). Но бизнес нашего клиента было абсолютно стандартным — не венчурный, а обычный проектный бизнес в области ИТ, который никаким образом не давал поводов для такого безумного роста. И, собственно, весь опыт компании за прошлые годы показывал, что до 300 млн она доросла не за один год, а за десять лет.

Во-вторых, если посмотреть в среднем по ИТ-рынку, то стандартные компании не растут больше чем на 10-15% в год. Это и так чуть выше рынка, и это та цифра, которую может выдать нормальный отдел продаж при нормальной работе на небольшое повышение плана. Конечно, встречается информация, что какие-то отдельные области — например онлайн-ритейл — растут по 30-40% в год, но, как правило, эти цифры узкоспецифичны и их нужно перепроверять и очень глубоко смотреть на причины такого роста. В нашем случае же никаких предпосылок для такого роста не было.

То есть в целом можно сказать, что при планировании роста продаж стоит ориентироваться на цифры в 10-15% в год как некую реалистичную среднестатистическую benchmark’у — которая, в самом деле, обычно коррелирует с ростом рынка в той или иной области. То есть рынок, саморазвиваясь, растёт примерно такой процент — и покупатели покупают больше на такой же процент. И если кто-то ставит себе целью вырасти за год в разы — то есть вырасти серьезно выше рынка – то нужно очень детально и очень четко смотреть, за счёт чего он собирается этот рост выдавать. Для такого роста либо должны быть какие безумные инвестиции в продажи и маркетинг, должны запускаться какие-то новые продукты или внедряться радикально новые подходы в производстве и т.д.

Ошибка №3: Галлюцинации быстрого роста

image

Но в данной компании никаких специальных активностей для роста и развития не делалось. То есть владелец просто предполагал некий органический рост, который должен был привести к утроению бизнеса через три года. Разумеется, это была иллюзия — вернее даже галлюцинация – потому что, в отличие от иллюзий, галлюцинации очень часто воспринимаются как объективная реальность. Так как если каких-то специальных активностей не планируется — то и каким-то специальным образом бизнес расти не будет.

 
Однако в этой ситуации у владельца была достаточно распространенная галлюцинация такого роста. Дело в том, что он вращался в среде своих клиентов, которые постоянно заявляли о том, что у них есть какие-то более крупные и более интересные задачи. Наш бизнесмен воспринимал это, если не как готовое коммерческое предложение — то как очень лёгкий способ заработать, как низковисящие фрукты, которые можно сорвать, ничего для этого не делая.

Но, по факту, несмотря на то, что клиенты уже много лет говорили такие вещи, никаких низковисящих фруктов компания особо не срывала. Конечно, у нее были отдельные контракты, которые доставались достаточно легко и были достаточно крупными. Но это, скорее, была единичная история — и её ни в коем случае нельзя было рассматривать как системную. Это тоже одна из таких классических галлюцинаций — путать случайные разовые контракты с системным бизнесом. Контракты, которые на самом деле достались случайно, не имели шанса повториться, и скорее были нетипичными для отрасли.

И действительно, когда потом мы позже стали проверять сделки, то оказалось, что этих крупных контрактов всего 2-3 на всю компанию – и это они дали небольшой прирос выручки, а остальной профиль бизнеса не поменялся. То есть это было абсолютно ситуативная история, которую владелец бизнеса принимал за системную. Но это тема уже для отдельной статьи.

 
Вывод простой: очень важно не обманывать себя и не думать, что даже если вокруг тебя есть огромное количество крутых проектов и контрактов, то завтра ты сможешь запросто прийти и забрать их все. Даже если ты знаешь, как это сделать. На самом деле, рынок существует вокруг тебя всегда — но это вовсе не означает, что захотев его забрать, ты завтра придёшь и заберёшь его. Многие клиенты думают: «Вот завтра мы возьмемся и захватим весь рынок, просто сказав нашим продавцам, что пора бы захватить весь рынок!». Но это галлюцинация. Для этого должны, как минимум делаться специальные активности: специальный маркетинг, усиление продаж, разработка новых продуктов и т.п. Должна усиливаться команда, должны делаться адресные инвестиции. Без всего этого не будет и мощного роста.

Ошибка №4: Переоценка емкости ресурсов

image

Разумеется, на данном этапе мне владелец компании не поверил. Он сказал: «Ты всё это придумываешь – а ведь на самом деле мы круто растем! У нас сильная команда, мы инвестируем в развитие — и нормально продадим сколько нужно, быстро вырастем и легко заработаем этот миллиард. Давай, не нагнетай нам своих страшилок. Я не знаю, откуда ты взял цифру в 10%, как бенчмарк — но нас нельзя сравнивать с рынком, у нас свой путь, свой бизнес и мы нормально вырастим в три раза за три года».

 
В общем-то это было ожидаемо — поэтому в ответ я предложил посчитать эту цифру в обратную сторону, а именно — исходя из емкости ресурсов. Это тоже достаточно распространенный метод валидации стратегических расчетов, когда предлагается посчитать не сам объем продаж, а емкость какой-то ключевой точки, через которую будет проходить этот объем — емкость канала сбыта для продажи такого объема или емкость производства для производства такого объема.

 
Тут на самом деле всё очень  просто и достаточно даже базовой прикидки.

 
Итак. Сейчас компания зарабатывает около 300 млн в год и в ней работает около 200 человек. То есть 200 человек осваивают эти 300 млн. — и логично предположить, что с ростом количества заказов линейно будет расти и количество людей в штате. То есть будут нужны дополнительные люди для освоения этих денег и проектов — просто для того, чтобы выполнить те заказы, которая компания себе возьмёт.

Таким образом, если через 3 года предполагается сделать оборот в 3 раза больше — то, наверное, и людей для этого потребуется тоже примерно в 3 раза больше. Понятно, что это очень примерная цифра и тут можно много чего оптимизировать с точки зрения производительности труда, нагрузки на персонал и даже аутсорсинга — но для приблизительной оценки ее вполне достаточно. То есть в данной ситуации, вместо 200 человек потребуется уже 600 человек, как минимум. У нас в году 250 рабочих дней, соответственно  3 года — это 750 дней. И за эти три года нам нужно будет до набрать недостающих 400 человек. А если мы разделим 750 на 400, то мы получим 1.75 дня на человека — то есть примерно раз в два дня нам нужно будет нанимать нового человека в штат.

 
Еще раз — начиная с сегодняшнего дня, нам нужно нанимать по одному человеку в штат каждые два дня просто для того, чтобы концу трех лет суметь освоить миллиард рублей. Учитывая то, что компания уже два месяца не могла нанять себе одного нового продавца и двух новых разработчиков, которые уже очень сильно были нужны, я задал простой вопрос: «А как мы собираемся банально эти проекты делать, если у нас тупо нет людей и тупо нет возможности их нанять — да и все текущие показатели по найму показывают, что мы и за два месяца-то не можем нанять себе человека — не то что уж за два дня?

Во-вторых — будет ли, банально, такое количество людей на рынке, чтобы мы могли их себе нанять — учитывая то, что у компании очень серьезный подход найму и к квалификации персонала и довольно серьезный отсев с точки зрения требований к тем же разработчикам —  когда из несколько десятков приходящих людей нанимались единицы? Плюс к этому, часть разработки у этой компании вынесена в регионы — где попросту нет подходящего количества специалистов, и все подходящие люди уже работают или в этой компании, или в паре компаний-конкурентов? Где мы будем тупо брать людей, для того чтобы хотя бы эти проекты сделать? Не говоря о том же, что их нужно продавать и делать пресейл – и что эти люди должны уже быть в штате до того момента, как проект будет продан!»

 
Этот вопрос очень сильно озадачил владельца компании. Аутсорсинг проектов в этом бизнесе был невозможен — и вопрос найма людей для него был всегда очень явным и болезненным. На рынке действительно мало хороших специалистов и подбор персонала в этой компании всегда сопровождался большими трудностями и головной болью.

 
Это сработало. Руководитель снова удалился на пару дней, чтобы подумать над более реалистичными цифрами. И вернулся с уже с цифрой не в миллиард, а в порядка 600 млн через три года. То есть на следующий год он готов был вырасти до 420, потом через год до 530 и потом до 600. Хоть это конечно и был двукратный рост за три года — но это уже была цифра более похожая на реальность и под нее даже сразу стал понятен аккаунт-план.

 
В итоге под эту цифру быстро подписался коммерческий директор, т.к. под нее уже можно было каким-то образом планировать и штат, и активности, и загрузку продавцов — потому что он в принципе понимал, где он возьмет эти деньги и людей за такой промежуток времени. Стратегия показала свою жизнеспособность!

Ошибка №5: Фокус не на том, что действительно нужно

image

Следующей была задача сделать так, чтобы бизнес круто развивался. Когда же мы решили более четко сформулировать задачу, то сразу возникло большое количество различных предложений насчёт того, что же такое означает «круто развивать бизнес».  Владельцы хотели и выходить на новые рынки, и увеличивать объем контрактов от текущих клиентов, хотели разрабатывать новые продукты и выходить в смежные сегменты, хотели адресно инвестировать в венчурные направления, полагая, что эти направления принесут им краткосрочные деньги, хотели разрабатывать проекты из других отраслей, в которые они верили как в денежные — и идти в реальный сектор и т.д. и т.п. То есть была огромная куча вариантов, которые обсуждали под разными углами, под разными перспективами.

 
И как-то, когда у нас была очередная встреча по обсуждению того, как же таки развиваться бизнесу, владелец внезапно попросил закончить встречу пораньше — потому что он сильно устал и ему нужно было уходить. И когда я спросил в чём дело, то он с тяжестью в голосе сказал, что  сейчас у него какой-то капитальный завал — потому что он набрал на себя огромное количество разных задач по управлению компанией, начал выстраивать несколько параллельных новых бизнесов, плюс у него в текущем бизнесе возникли юридические проблемы с нерадивыми подрядчиками и токсичными клиентами — и он ездил по юристам и адвокатам, пытаясь эти вопросы решить… Кроме всего этого, у него была молодая семья, которой совсем не уделял внимание, работая по 12 часов в сутки, и очень сильно уставая  — и всё равно не справляясь со всеми задачами.

 
И тогда я его спросил: «А ты точно уверен, что твоей целью, с точки зрения развития бизнеса, является какой-то экстенсивный рост, тем более в какую-то новую сторону? А может быть лучше — с точки зрения стратегии — предусмотреть именно стабилизацию текущего бизнеса, снижение нагрузки и рисков на тебя самого и постепенный вывод тебя из оперативной работы над этим бизнесом? Для этого просто нужно стабилизировать бизнес именно как процесс — чтобы ты мог наконец-то оставить свою работу, начать получать удовольствие от жизни и заниматься новыми проектами — а бизнес пусть работает сам по себе и приносит тебе деньги».

 
Я помню, что это идея его очень сильно поразила — потому что за полтора десятилетия работы в этом бизнесе он даже никогда и не предполагал, что может из него выйти и отдать его кому-то другому. В общем-то для него всегда было нормально то, что он в этом бизнесе работает и работает много — но сейчас сложились обстоятельства так, что у него очень сильно возросла нагрузка, плюс на него очень сильно возросла ответственность — потому что компания стала работать с более серьезными и более ответственными контрактами и появлялись уже первые кейсы недобросовестных подрядчиков и клиентов, когда дело доходило от до юридического разбирательства. При этом многие проколы были совершены не по вине нашего владельца — а по вине продавцов или директоров, которые брали в компанию плохие контракты — но поскольку компания всегда работала, скорее, как семья, нежели как бизнес, то наш владелец всегда был один за всех и отстаивал честь компании на переднем фронте. И когда я предложил ему вместо развития бизнеса задуматься о стабилизации бизнеса, то для него шоком была сама идея того, что так можно сделать.

 
Но ситуация, когда на него всё это навалилось, выступила правильным и своевременным драйвером того, что он смог эту идею правильно воспринять. Потому что все мои попытки донести до него это раньше заканчивались тем, что он говорил: «У меня и так бизнес стабильный, у него всё хорошо». В общем он снова удалился на закрытое совещание с совладельцами и вернулся ко мне с радикально новой стратегией.

 
Он сказал: «Мы не хотим — решительно не хотим! — двигаться в новые сегменты и новые отрасли, мы не хотим экстенсивно развивать бизнес и удваивать его за 3 года — а на самом деле, мы хотим максимально стабилизировать этот бизнес в рамках текущих клиентов и существующей команды! Хотим сделать его максимально оптимальным и производительным на том уровне, на котором он сейчас есть — чтобы обезопасить владельцев этого бизнеса от возможных проблем, минимизировать их участие в этом бизнесе и сделать бизнес максимально самостоятельным, безопасным, и надежным».

 
Для меня это было потрясающим прорывом — потому что владельцы наконец-то сами сформулировали действительно ту важную задачу, которую должна была решать их бизнес-стратегия, задачу — которая действительно была им нужна и которая не была продиктована популистскими лозунгами, типа: «Надо расти, надо развиваться, надо двигаться вверх» и т.д. – а исходила из реальных и настоящих потребностей владельцев бизнеса.

Результаты и выводы

После этого вся стратегическая машина компании закрутилась очень сильно — потому что владельцы, поняв, что им действительно нужно, начали пересобирать бизнес вообще под другим углом. Первым делом они сделали очень мощный юридический проект по обвязке всего своего бизнеса. То есть они серьёзно поработали всякие юридические нюансы того, как строятся контракты — чтобы не возникало эксцессов с нерадивыми поставщиками и клиентами, правильно разделили ответственность между директорами и всеми сотрудниками, ответственными за ключевые бизнес решения — чтобы максимально обезопасить непосредственно владельца бизнеса и снять с него максимум ответственности, переложив ее на тех, кто действительно занимается исполнением что этих задач. Под эту задачу была, в дальнейшем пересобрана команда топ-менеджеров: кто-то был уволен, кто-то нанят снаружи, кто-то был переназначен на более ответственные должности, чтобы соответствовать серьезности задач. Затем компания решительно отказалась от всех проектов по экстенсивному развитию: от ненужного маркетинга и PR, от инвестиций в новые неподтвержденные продукты, от движения в новые и непонятные бизнес-направления — и сфокусировалась на работе с существующими клиентами, с которыми уже были выстроены отношения, чтобы максимально оптимизировать денежный поток с существущей структуры.

 
Но самым главным достижением всей этой стратегии стало то, что они решили полностью перевести бизнес на белую схему работы. Как и многие российские бизнесы, этот бизнес раньше работал по серой схеме: некоторые сотрудники получали зарплату в конвертах. Но это всё давало очень сильные риски в ведении контрактов — и компания приняла эпохальное решение перейти на полностью белую схему налогообложения. Это решение увеличило в полтора раза их ежемесячные расходы абсолютно на ровном месте – и, по сути, разорило бы компанию, будь оно принято еще полгода назад. Но теперь они были к этому готовы, потому что их стратегия была теперь сфокусирована на оптимизацию расходов, а не на на том, чтобы бросаться в новые области в верить в какие-то нереальные цифры роста. И они успешно с этим справились!

 
 То есть мораль этой истории такова — правильный подход к валидации стратегии и правильный подход  к формулированию того, что на самом деле требуется бизнесу, может перевернуть и стратегию компании и видение бизнеса в целом — и изменить их до неузнаваемости практически одномоментно! И работа над стратегией это задача гораздо более глубокая, чем просто поставить светлую и недостижимую цель и радостно идти к ней и никогда не прийти. Может показаться, что описанные в этой статье расчеты и методики абсолютно просты — настолько, что они безусловно будут учтены любым руководителем при разработке стратегии. Однако на практике подавляющее число бизнесменов ими не пользуются — при этом даже создавая колоссально сложные расчеты и модели целевых показателей, которые затем рассыпаются в пыль при самом простом расчето того, сколько для этого нужно будет нанять людей.

 
Но это всё очень правильно — потому что бизнесу гораздо важнее работать над тем, что действительно сработает и что ему действительно важно — нежели над тем, что ему навешивают галлюцинации основателей, их стереотипы, ограниченность опыта — или тренинги по развитию, которые кричат, что нужно обязательно развиваться, расти бешеными темпами и ставить безумные цели. В конце концов, обьективную реальность никто не отменял. И вовсе не факт, что рост, развитие и какие-то безумные цифры для данного конкретного бизнеса важнее, чем стабильность безопасность, надежность – или и любые другие цели и задачи, которые могут потребоваться владельцу бизнеса на самом деле. В конце концов, его личная жизнь владельца не менее важна, чем какая-то погоня за мифическими цифрами и несбыточными планами. И правильная стратегия ему в этом поможет.

Сделали сайт, запустили контекст и таргет, наняли SEO-шника — действий много, отдачи мало. Обращений и клиентов почти нет. Что не так?

Привет, я Дмитрий Шестаков, управляющий партнер Сайткрафт, в этой статье разберем ключевые ошибки в маркетинге, которые мешают расти бизнесу. 

Ошибка 1. Вы не формулируете ожидания от маркетинга в цифрах

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — ключевая ошибка бизнеса в маркетинге. Сформулируйте ожидания от маркетинга в цифрах, четко сопоставляйте затраты с результатами. 

Пропишите желаемые показатели каждого этапа воронки продаж. В большинстве случаев можно обойтись этим набором:

  • источники перехода;
  • количество и цена кликов;
  • конверсия сайта;
  • количество и цена обращений;
  • число продаж и стоимость привлечения клиента при текущей конверсии менеджера, например, когда он закрывает в сделку 5% обращений;
  • объем продаж и прибыли.

В отдельных случаях меняйте набор в соответствии с каналом рекламы.

Например, для соцсетей, помимо указанных выше показателей, важны:

  • число подписчиков сообщества и рассылки;
  • охваты;
  • количество публикаций;
  • количество сообщений рассылки и их открываемость.

Если у вас кампания по возврату текущих клиентов, важно понять:

  • сколько из них удалось охватить;
  • сколько удалось вернуть в маркетинговую воронку.

Зафиксируйте выбранные показатели по каждому источнику: от клика до объема продаж.

Как считать показатели в маркетинге

Общие показатели

Новые показатели

Прогноз показателей контекстной рекламы

Сверьте зафиксированные показатели с вашими ожиданиями от маркетинга — приемлемы цифры или нет?

Изучите, как соотносятся результаты с затратами. Возможные варианты:

  • цифры вас устраивают — объема доходов и прибыли достаточно;
  • доходы меньше расходов;
  • экономика сходится, но впритык.

Единственный приемлемый вариант — первый. Если все сходится впритык, пересмотрите воронку, подумайте как увеличить маржу и прибыль, например:

  • найти способ повысить конверсию сайта;
  • обучить менеджера, чтобы увеличить его конверсию.

Не всегда решение лежит в исключительно плоскости маркетинга. Иногда нужно докрутить сам продукт, повысить его ценность и/или повысить цену. Если не удастся выйти из зоны «экономика сходится впритык», откажитесь от этого источника рекламы. Очень велика вероятность, что где-то что-то пойдет не так: ухудшится конверсия, взлетит ставка рекламного аукциона. Малейшее негативное изменение — и вы в минусе.

Важно: Показатели разных каналов могут существенно отличаться. 

Но если в какой-то воронке цифры заметно хуже, чем в остальных, это не значит, что нужно сразу убрать этот канал. Учитывайте омниканальность — представители вашей целевой аудитории могут узнать о вас в одном канале, а оставить заявку в другом.

Например, вы не получаете заявки из соцсетей. Но если откажетесь от них, могут упасть продажи с сайта. Все потому, что будущие клиенты наблюдают за вами в соцсетях. В какой-то момент они «догреваются», переходят на сайт и оставляют заявку.

Ошибка 2. Вы считаете маркетинг расходами, а не инвестициями

Сравним 2 подхода.

Вариант 1. Выделяете бюджет на маркетинг по принципу «сколько не жалко» — отношение, как к расходам

В практике нам встречались представители целевой аудитории, которые мыслили категориями:

  • могу дать 15 000 на рекламу, все, больше нет;
  • вот вложу 15 000, что получу?

Например, мы работаем с В2В. Если это бульдозер стоимостью несколько миллионов, а цена обращения 2 500 рублей, то бюджет 15 000 — это только 6 обращений. Ну и тесты. Если этот этап не пройден, с таким бюджетом нет смысла и начинать.

Будем честны, мы не сотрудничаем с такими клиентами. И вопрос не в сумме, которую они готовы потратить, а в мышлении.

Вариант 2. Определение затрат на маркетинг на основе финмодели — отношение, как к инвестициям

Здесь нужно отталкиваться от конечного результата. По сути, используем перевернутую воронку продаж.

Например, вам нужен 1 миллион рублей доходами. Возьмем для расчета средний чек 100 000 рублей. Чтобы получить миллион, нужно сделать 10 продаж. Пусть цена привлечения клиента 9 000 рублей. Тогда для реализации задуманного потребуется 90 000 рублей вложений.

Важно: расчет сделан на основе рекламного бюджета, без учета стоимости работ специалиста.

Что делать, если 9 000 за клиента вас не устраивает? Работайте над снижением цены лида. Например, измените карточки товара, чтобы повысить конверсию сайта.

Допустим, чтобы менеджер закрыл 10 продаж, ему нужно обработать 100 обращений. Получается, в нашем примере при затратах 90 000 рублей маркетинг поставляет в отдел продаж 100 обращений по цене 900 рублей. Если конверсия сайта 5%, то для получения 100 обращений нужно 2000 посетителей при цене перехода 45 рублей.

Цену перехода возьмем за константу. Конечно, ее тоже можем варьировать. Но в большей степени она определяется рекламным аукционом. Если вы поставите цену существенно ниже рынка, то либо вашу рекламу не покажут, либо вы попадете в некачественный пласт аудитории.

Итак, стоимость посетителя 45 рублей и мы договорились, что это константа. Теперь увеличим конверсию сайта с 5 до 7%. Для получения 100 обращений нам уже нужно не 2000 визитов, а 1444. При стоимости визита 45 рублей, затраты составят 65 000 рублей. Это видно на скрине в варианте 2.

Важно: в нашей воронке (скрин ниже) отдельные цифры отличаются за счет математической погрешности. Например, фактически клиентов может быть 5 или 6. А математически мы их учтем как 5,8 человек.

Пример воронки

В варианте 2 экономия составила 25 000 рублей или 27%. В расчете на 1 клиента затраты будут 6 500 рублей.

А если не экономить бюджет, а наращивать обороты? Тогда с 90 000 затрат при новой стоимости клиента 6 429 рублей вы получите 14 продаж и заработаете 1,4 миллиона рублей вместо одного миллиона. Это видно в варианте 3.

Хотите больше? Меняйте затраты в финмодели и смотрите результаты.

Важно: в финмодели мы видим линейные зависимости. Увеличиваем бюджет — растет число обращений, продаж и величина дохода. В реальности масштабирование не всегда проходит по этой схеме. 

Важно учитывать емкость аудитории и рынка. Если для масштабирования вам придется использовать новый сегмент аудитории, то показатели финмодели станут другими. Другие люди имеют другие проблемы и желания. Они иначе реагируют на вашу рекламу.

Ошибка 3. Нет аналитики

Итак, у вас нет веб-аналитики, не настроены цели в Яндекс.Метрике, вы не используете CRM и динамический коллтрекинг. Если это про вас, наверняка, первая и вторая ошибка — тоже ваши. По крайней мере, мы без системы аналитики не спланируем финмодель и не оценим реальную отдачу маркетинга.

Есть, конечно, варианты расчета по данным рынка и конкурентов. Но это «пальцем в небо», будут существенные погрешности. А если цифры кривые, то и решения, принятые на их основе, будут такими же «кривыми».

Основные инструменты:

Яндекс.Метрика — покажет как ведут себя посетители на вашем сайте, откуда они пришли, какие страницы смотрели и по каким элементам кликали.

true - 2022-06-10T170923.229.png

Коллтрекинг показывает, из какого источника человек позвонил в компанию. Мы пробовали разные варианты трекинга, но работаем с Callibri, там удобный, интуитивно понятный интерфейс и хорошая, круглосуточная техподдержка.

true - 2022-06-10T171204.679.png

Коллтрекинг

считает звонки с онлайн и офлайн рекламы,

показывает, с каких объявлений приходят клиенты,

помогает оптимизировать рекламу.

С помощью CRM-системы вы оцените качество входящих сообщений, поймете, какие сделки закрыты, какие — нет и по какой причине.

CRM

Ошибка 4. Вы не фиксируете KPI по сотрудникам

Когда в компании хорошо организованы бизнес-процессы, каждый сотрудник четко знает свой предел ответственности и KPI. Если показатели умело вшиты в систему мотивации, то работников не нужно «пинать», они сами будут стремиться к достижению нужных результатов.

Ниже примеры KPI для сотрудников отдела маркетинга.

Для seo-специалиста:

  • количество позиций в топ;
  • число посетителей сайта;
  • заявки и их стоимость.

Для интернет-маркетолога (директолога):

  • количество посетителей сайта, время на сайте и отказы;
  • число обращений и их стоимость.

Для контент-маркетолога:

  • количество статей;
  • охваты по этим статьям;
  • заявки и их стоимость.

В агентствах интернет-маркетинга:

  • число заявок и их стоимость.

Для интернет-агентства могут быть и другие KPI, но мы в Сайткрафт предпочитаем этот вариант. Поясним:

1. Бизнесу все равно, откуда будут заявки: с Яндекс.Директа или таргетированной рекламы, с рассылки или органики. Для выполнения плана продаж важны именно стоимость и число лидов, а не промежуточные показатели, вроде конверсии сайта или позиций в поисковой выдаче.

2. Иногда заказчик хочет переложить на интернет-агентство ответственность за продажи. Это неверно. Безусловно, продажи зависят от количества заявок. Но конечный результат — работа отдела продаж. Часто процессы выстроены так, что это вне компетенции маркетологов. Поэтому обозначьте границы ответственности до старта работ. 

Например, наше агентство не несет ответственность за продажи. Но нам важен конечный результат продвижения. Поэтому, при необходимости, мы прослушиваем звонки менеджеров и даем рекомендации по улучшению их работы. 

Извечный спор кто виноват:

  • маркетолог дает нецелевые лиды?
  • менеджер сливает нормальные обращения?

Проблема исчезнет моментально, если вы решили вопрос с ошибкой 3 — выстроили аналитику. Просто посмотрите заявки в CRM, оцените разрыв времени между обращением клиента и звонком менеджера. Прослушайте звонки. Все станет понятно.

Ошибка 5. Вы не знаете свою целевую аудиторию

Рекламное объявление не даст переходов, сайт не будет конвертить и рекламный бюджет улетит в трубу, если вы не знаете своего клиента. Это общее правило, хотя в нем бывают исключения.

Например, для вебинара по В2В-маркетингу дизайнер нарисовал баннер с Таносом. Логика очевидна: он победил конкурентов, а вы победите своих.

Танос

Баннер нам не понравился. Его посыл не соответствовал интересам целевой аудитории, Танос — не их герой. Но решили, что немного денег на тест готовы потратить. По принципу «А вдруг». «Вдруг» не случилось. Креатив быстро отключили. CTR (число кликов по объявлению в процентах от показов) был в 4 раза выше, чем по другим объявлениям — Танос, популярный персонаж массового кино, вызвал любопытство. Правда, это были пустые клики, регистраций на мероприятие они не дали.

Посмотрим, что нужно, чтобы создать портрет клиента для B2B и B2C.  

1. Портрет компании-клиента в B2B

Что здесь важно учесть:

  • отрасль;
  • организационную структуру. Размер компании и количество сотрудников, сколько из них и кто конкретно принимает решения;
  • схему принятия решения. Например, сначала смотрит снабженец, затем коммерческий директор и тех. специалист. На вашем сайте должна быть информация, которая закроет вопросы всех ЛПРов. 

Давайте на примере. Продаем бульдозеры. Кому что важно?

Технический специалист обратит внимание на:

  • отличия одного бульдозера от другого, в т.ч. по техническим характеристикам;
  • надежность, ему важно, чтоб агрегат не ломался;
  • возможность купить запчасти и получить техобслуживание.

А вот цена его не волнует.

Специалист отдела снабжения будет смотреть на:

  • цену;
  • сроки поставки.

Ему нужно дешево и вовремя, а технические нюансы второстепенны.

Коммерческий директор хочет знать коммерческие условия покупки. Ему важно: 

  • оценить весь срок работы бульдозера; 
  • сопоставить срок со временем полезного использования;
  • понять, что затраты окупятся.

Поэтому он просчитает все до последнего лизингового платежа.

2. Аватар клиента в B2C

Опишите каждый аватар по социально-демографическим и поведенческим признакам. Поведенческие помогают понять как общаться с целевой аудиторией на сайте, в рекламном объявлении и т.д. Примеры поведенческих признаков:

  • страхи;
  • потребности и желания;
  • возражения.
true - 2022-06-10T174210.071.png

Без четкого аватара клиента рекламная кампания потеряет смысл. 

Кроме портрета клиента важно учесть цикл сделки. Например, для В2В-компаний цикл может быть длинным, ведь в принятии решения участвуют несколько ЛПР-ов. В блоге есть отдельная статья про анализ аудитории, которая может стать клиентами компании.

 

Ошибка 6. Вы не построили карту пути клиента

Customer Journey Map (карта пути клиента) дает возможность зафиксировать и визуально оценить точки касания с клиентом по его шагам на пути к покупке.

true - 2022-06-10T174644.458.png

Если вы не составили карту, то рискуете пропустить нужные каналы и инструменты. В итоге будете работать только с видимой частью маркетинговой воронки.

Например, вы успешно привлекаете клиентов, но не используете ретаргетинг. Инструмент позволит вернуть ушедших посетителей сайта обратно в воронку. Это, при сравнительно небольших затратах, позволяет существенно увеличить доходы и прибыль. А значит, в целом повышает эффективность маркетинга.

Ошибка 7. Вы не учитываете LTV

LTV (с англ.customer lifetime value, дословно «пожизненная ценность клиента») — прибыль, которую приносит клиент за всё время взаимодействия с компанией.

Давайте сравним. У вас есть 2 клиента:

  • первый купил один раз на 1,7 миллиона рублей;
  • второй — 4 раза по 400 000 рублей.

Кого выберете? 

Мы — второго. Мы получили с него 1,6 миллиона, что на 100 000 меньше, чем с первого. Но он 4 раза совершил покупку, а значит, лоялен к бренду. Соответственно, с большой вероятностью, купит снова. И тогда станет привлекательнее первого. Еще одна покупка, и доход от него возрастет до двух миллионов.

А что будет, если первого снова вернуть в воронку? Еще 1,7 миллиона при условии продажи на тот же чек.

Обязательно учитывайте LTV, считая расходы на маркетинг. 

Например, вы тратите на привлечение клиента 50 000 рублей, и он совершает первую покупку на эти же 50 тысяч. Без учета LTV очевидно, что канал рекламы не работает, его нужно закрыть. Но для многих бизнесов реалии таковы, что клиент окупится только со 2-3 сделки. А если отказаться от рекламы, то вы вообще лишитесь продажи этому клиенту.

Обратимся к цифрам:

Пусть LTV — 50 000 рублей. В этом случае, если затраты на привлечение клиента составят:

  • 50 000 и более — вы в убытке, в лучшем случае, работаете в ноль. 
  • 25 000 — половина прибыли уходит на привлечение клиента . Это много, пересмотрите стратегию.
  • 15 000 — нижний порог.
  • 10 000 и менее — хороший результат.

LTV дает возможность бизнесу:

  • корректнее оценить эффективность маркетинга;
  • найти «идеального покупателя»: понять какие сегменты приносят больше прибыли, а от каких стоит отказаться;
  • оценить перспективы бизнеса и рассчитать ориентировочную прибыль.

Запомните:

  • стоимость привлечения клиента растет и будет расти;
  • учитывайте LTV, чтобы понять, сколько вы готовы платить за клиента;
  • удержание старого клиента обходится дешевле, чем привлечение нового.

В блоге есть кейс о повышении LTV.

Ошибка 8. Вы не знаете, как конкуренты ведут маркетинг

70-80% идей можно найти у конкурентов. Перед реализацией оцените выбранную идею — своими силами, либо с привлечением консультанта по маркетингу. На что смотрим при исследовании конкурентов?

1. Позиционирование, УТП, офферы.

Изучение конкурентов

2. Товарная / продуктовая линейка.

3. Ценовая политика.

4. Каналы для привлечения и удержания клиентов.

5. Сайты / Лендинги.

6. Воронка продаж от рекламы до обработки заявки отделом продаж.

7. Лид-магниты, трипваеры – в целом продуктовые воронки.

8. Акции и спецпредложения.

9. Снятие возражений.

10. Скрипт менеджеров по продажам и систему продаж в целом.

11. Подрядчики.

12. Рыночные стратегии.

Дмитрий Шестаков,
Управляющий партнер Сайткрафт

За неделю исследования можно понять очень многое из опыта, который прожили ваши конкуренты.

Благодаря этому можно сэкономить годы работы и огромные маркетинговые бюджеты.

Ошибка 9. Вы игнорируете тренды, либо слепо им следуете

Рассмотрим 2 ошибки:

1. Игнорирование трендов

Для некоторых ниш хватит классики: сайт, контекст, органика. Это работает и приносит доходы без дополнительных инструментов и каналов. Но игнорировать новые эффективные инструменты будет ошибкой.

2. Бездумное внедрение трендов

Узнали, что сейчас на слуху продажи в чат-ботах Telegram. Тут же внедрили. Институт Pantone сказал, что в моде бирюзовый — тут же перерисовали сайт и креативы. 

В итоге сайт условно актуальный, но не решает задачи бизнеса. Помните: сами по себе модные фишки не приведут к успеху. Если хотите стабильного роста продаж, подходите к интернет-маркетингу комплексно и осознанно.

Прежде чем внедрить ту или иную идею, вернитесь к своей финансовой модели. Мы говорили о ней при разборе ошибки №1. Впишите расходы на реализацию новинки в финансовую модель и оцените результат. Если новая фишка улучшит показатели — дерзайте.

Маркетинговые агентства показывают на сайтах красивые кейсы и хвалебные отзывы. Означает ли это, что работа с ними принесет новых клиентов и увеличит обороты бизнеса? Вряд ли.

Можно ли себя обезопасить на этапе выбора подрядчика? Да, если выработать четкие критерии выбора.  

7 критериев для поиска «нормального» маркетолога / агентства:

1. Наличие кейсов.

Хорошо, если они будут по вашей или смежной нише. Обращайте внимание на то, чтобы в кейсах были скрины из Метрики, вебмастеров, съемы позиций в поиске и данные об обращениях. Если нет кейсов, проверьте подрядчика, дайте ему выполнить тестовое задание. Если оно слабое — смотрите следующего.

2. Отношение к неудачам.

Неудачи бывают у всех, невозможно быть всегда для всех «хорошим». Однако не все зависит от специалиста, иногда влияют обстоятельства.

Если на сайте размещены неудачные кейсы, это говорит о честности подрядчика. По ним вы можете увидеть, как он решает проблемные ситуации, какие выводы делает.

Если неудачных кейсов нет, спросите об этом и оцените ответ:

  • если говорят, что «у нас всегда все получается», будьте осторожны, скорее всего специалист не слишком правдив;
  • если вам приводят пример неудач, уточните, какие были причины, какие сделаны выводы, и как бы специалист поступил в следующий раз. Если специалист винит кого угодно, кроме себя: дизайнера, программиста, алгоритмы поисковика — он ищет  виноватых, а не решение проблемы. Не рекомендуем с ним иметь дело.

3. Рекомендации и отзывы клиентов.

Если перед вами не агентство, а частный специалист, спросите рекомендацию прошлых заказчиков. Не ленитесь позвонить им и уточнить, как человек работал и каких результатов помог достичь.

4. Готовность полностью погрузиться в проект.

Чтобы сделать хороший маркетинговый продукт, специалист должен глубоко разобраться в особенностях вашего рынка, продукта, целевой аудитории. Хороший подрядчик уже на начальном этапе задаст много вопросов, чтобы вникнуть в каждую мелочь.

Не связывайтесь с маркетологом, если он не спросил о:

  • вашем продукте;
  • УТП;
  • целевой аудитории;
  • основных конкурентах;
  • целях в продажах;
  • количестве и стоимости обращений и продаж;
  • прошлом опыте в продвижении. 

5. Маркетинговый аудит на старте.

Без детального аудита маркетолог не сделает адекватные прогнозы рекламной кампании и работы маркетинговых инструментов.

Результатом аудита станет план работ на год с прогнозом позиций, трафика, лидов и продаж. 

Чтобы сделать такой прогноз, у вас запросят доступы:

  • к сайту;
  • хостингу;
  • Яндекс.Метрике и Google.Analytics;
  • Вебмастерам и т.п. 

Если без аудита и прогнозов маркетолог называет стоимость услуг, вероятнее всего, он плохо понимает, что будет делать.

6. Специалист должен быть «в теме».

Спросите у него о пройденных курсах и обучается ли он в данный момент. В идеале вам должны перечислить курсы, спикеров, книги, профессиональные блоги. Если такого нет, то у маркетолога могут быть устаревшие знания.

7. Вам должно быть комфортно с маркетологом.

Если у вас не складывается диалог со специалистом, лучше не начинать с ним работать. Даже если специалист хороший, дважды подумайте, стоит ли принимать в команду человека, сотрудничество с которым не будет комфортным для обеих сторон.

Вывод

Чтобы ваш маркетинг был эффективным и приносил прибыль:

1. Формулируйте ожидания в цифрах и сверяйте план с фактом, анализируйте причины расхождений.

2. Рассматривайте затраты как инвестиции, смотрите окупаемость.

3. Используйте аналитику и принимайте решения на основе данных.

4. Фиксируйте KPI по сотрудникам и следите за его выполнением.

5. Изучайте целевую аудиторию и предлагайте продукт, который решит ее задачи.

6. Визуализируйте путь клиента, чтобы использовать все важные каналы с инструментами и не терять прибыль.

7. Учитывайте LTV, когда считаете расходы на маркетинг.

8. Изучайте конкурентов и перенимайте их лучшие решения.

9. Будьте в «теме» трендов, но не переборщите, следуя им.

10. Выбирайте подрядчиков, способных принести новых клиентов.

А если хотите использовать опыт нашего агентства в интернет-маркетинге, велком на консультацию.

У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.

Семь заблуждений руководителей о стратегии, которые ведут бизнес в тупик

Осознанное развитие всегда связано со стратегией. Выстроить ее грамотно невозможно без стратегического мышления. Оно позволяет прогнозировать развитие событий в меняющихся реалиях и принимать решения задолго до прохождения точек невозврата.

Малым компаниям, где управление сконцентрировано в руках одного человека, достаточно стратегического мышления своего лидера. В компаниях с огромным объемом управления и масштабом обычно несколько лидеров, и у каждого – индивидуальный образ мышления. Отсюда возникают разногласия. В этом случае необходимо объединить точки зрения руководителей и формализовать результат в стратегию. Получится документ, координирующий векторы развития и снимающий противоречия.

Человек, занимающийся антикризисным управлением, знает, что у компаний, в прошлом успешных, а сегодня «при смерти», один диагноз – они не соответствуют текущим «условиям игры». Причем времени на маневр обычно нет, возможности измениться упущены. Предотвращением такой ситуации и занимается стратегическое управление. Стратегия выявляет намечающиеся проблемы, заставляет проводить изменения и обеспечивает долгосрочную выживаемость.

Семь заблуждений о стратегии

Систематизированное управление стратегией отличается от компании к компании. Часть этих отличий основана на разнице ситуаций, а часть – на разном представлении о стратегии. Некоторые взгляды для меня неоднозначны.

1. Стратегия – путь к конкретным целям.

Стратегические цели сами являются продуктом «стратегирования». При формировании стратегии важнее задать вектор, направление. Цели же появятся позже, но станут ориентиром для операционного менеджмента.

2. Стратегия создается единой.

Лучше моделировать несколько сценариев и определять наиболее перспективный. Так появляется целевой сценарий. Стратегия выбирается из альтернатив.

3. Стратегию кто-то может сделать за вас.

Нередко разработанная сторонним специалистом стратегия – это документ, который лежит на полке.  Реализованные же стратегии, в основном, выбор топ-команды самой компании. Сделать за вас могут, но это не выручит, а наоборот, лишит вас опыта, понимания, ответственности. Старайтесь не отдавать на сторону ключевые решения и функции.

4. Стратегия создается на стратегической сессии.

Сессия – это финальная точка при выборе стратегии. Если компания работает над стратегией впервые или у нее существенно обновлен состав топ-команды, до сессии пройдет около семи подготовительных заседаний. Они помогут выровнять понимание участников о стратегическом цикле, адаптировать его под ситуацию и собрать необходимую аналитику. Успех сессии – в подготовке к ней.

5. Хорошая стратегия – залог успеха.

Важно разделять понятия выбранной стратегии и реализованной. Даже при хорошем выборе есть существенный риск «промахнуться» с реализацией. Например, при потере топ-идеологов, неспособности реагировать на действия конкурентов, внутрикомандных конфликтах.

6. Хорошая стратегия получится при хорошем стратегическом мышлении.

Эта связь двухсторонняя. Также верно и то, что хорошее стратегическое мышление вырабатывается в процессе создания стратегий. Оно не появится само собой, для прокачки нужен «тренажер».

7. Стратегия – жесткий план.

Но у команды есть возможность вносить корректировки по ходу реализации. Стратегия ведет в будущее, которое спрогнозировано лишь приблизительно. При существенных событиях в отрасли необходимо переоценивать стратегию, исходя из новых реалий.

5 лет для стратегии – не срок

Рассуждая о сроках планирования, стоит разобраться с разницей взглядов на ситуацию операционных и стратегических менеджеров. Речь не про должности, а про соответствующие типы мышления. Операционный менеджер – «менеджер с микроскопом», способный погрузиться в мелкие детали. Он комфортно работает на короткой временной дистанции. Стратегический менеджер – «менеджер с подзорной трубой», исследующий отдаленные перспективы. Он оценивает картину развития отрасли целиком.

Стратегические менеджеры задают горизонт стратегического планирования, исходя из двух условий. Первое – насколько в будущем просматриваются отраслевые трансформации. Второе – срок окупаемости инвестиционного проекта. Глубина планирования не может быть меньше этого срока. Когда вы слышите о проекте со сроком окупаемости 7 лет, скорее всего, компания опирается на 10-летнюю стратегию. Иначе инвестор не решится его поддержать. С ростом масштабов и капиталоемкости компании горизонт планирования также увеличивается.

Три ключа к стратегическому успеху

1.  При выборе стратегии по максимуму задействуйте ключевых руководителей и внутренних лидеров мнений.

Если идеологи стратегии будут внутри компании – это лучшая предпосылка к успеху. Мало выбрать и формализовать стратегию, её нужно понять и принять. Отличное «принятие смыслов» происходит в случае, если это ваши собственные идеи. Вам ясно, как они родились, на что опираются, как соотносятся с методологией. Помимо этого, качественное вовлечение команды в разработку стратегии предотвращает основную долю сопротивлений изменениям и повышает шансы успешной реализации. С ответственностью схема работает так же. Ваша разработка – ваша ответственность. Если вы все же хотите работать над стратегией с консультантами – с их стороны это должна быть помощь, поддержка, а не принятие основополагающих решений.

2. Систематизируйте работу над стратегией.

Используйте инструменты и технологии. Создайте стратегический комитет, пригласите консультантов для построения системы управления стратегией и настройки инфраструктуры. Разбейте стратегический цикл на этапы, определите, какие из стратегических моделей в вашем случае уместны. Настройте сбор данных и аналитику, смоделируйте возможные сценарии, создайте критерии их оценки и выберите лучший. «Обвяжите» стратегический цикл документооборотом. Так вы сможете прогнозировать изменения в отрасли, формировать и удерживать конкурентные преимущества, осознанно растить способности компании. Появится потенциал на инвестиционные проекты.

3. Выбирая между ростом и развитием, ставьте на развитие.

Эти векторы часто совпадают и стимулируют друг друга, но для целеполагания стоит рассматривать их отдельно. Рост – это про объемы. Развитие – про конкурентоспособность. Если вы не фокусируетесь на этом направлении, однажды ваши объемы по праву сильного отойдут к более конкурентоспособному игроку.

Можно сравнить стратегические процессы с развитием человека: сегодня я лучше, чем вчера, а завтра буду лучше, чем сегодня. Так и компания должна быть настойчива в своем совершенствовании. А менеджмент будет думать, в чем улучшаться. Это вопрос стратегически важный.

Все мы знаем фразу «реклама — двигатель торговли». На самом деле она довольно полно раскрывает основную маркетинговую функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобрести товар. Итак, от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с определенной, вполне конкретной целью — увеличение спроса на товар или услугу.

Реклама не может существовать сама по себе. Для более эффективного воздействия на покупателя любая рекламная кампания должна использовать опыт других отраслей знания: маркетинга, психологии, журналистики, лингвистики, литературы.

На настоящее время маркетинговая деятельность, в том числе и реклама, проникла во многие направления и уровни организационных структур. Поэтому, для производителя становится необходимым так построить свою работу, чтобы постоянно стимулировать и учитывался поток информации из самых различных источников и все действия контролировать обратной связью.

Рост рекламной кампании

При правильной организации бизнес реклама очень эффективна и способствует быстрой бесперебойной реализации товаров или услуг. Но для того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию рекламной кампании. Большая часть предпринимателей склонны использовать единичные рекламные акции. Нередко они прибегают к ним в крайних случаях как к “скорой помощи” и ждут немедленных положительных результатов. Такой подход трудно назвать рекламой, и он вряд ли может принести ожидаемые “плоды” в виде увеличения сбыта продукции или услуг.

Избегаем ошибок рекламной кампании

Другим подходом служит разработка стратегий рекламной кампании. Этот подход позволяет избежать ошибок при проведении рекламы. Он позволяет минимизировать риски, связанные с недопониманием рекламного сообщения потребителем и повысить эффективность рекламы. Разработка стратегии рекламной кампании дает фирме успешно справляться со своими проблемами сбыта, даже позволяет успешней конкурировать с другими компаниями.

Если компания разрабатывает стратегию рекламной кампании, она избегает множества ошибок при ее проведении и делает такую рекламу, которая направлена на потребителя более точно, чем необдуманные и бессмысленные рекламные акции, которые порой просто вредят компании, например, снижая ее имидж.

Основные принципы рекламной кампании

Рекламная кампания — ряд рекламных мероприятий, объединенных одной или несколькими целями, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.

Рекомендуется планировать рекламную кампанию в следующей последовательности:

  • определить вашего покупателя;
  • определить цели рекламной кампании;
  • определить основную идею рекламной кампании;
  • выбрать носители размещения рекламы;
  • определить наиболее оптимальные сроки размещения рекламных мероприятий относительно друг друга во времени;
  • подсчитать возможные расходы на рекламную кампанию;
  • сравнить полученную сумму с той суммой, которую вы можете выделить на ее проведение;
  • составить развернутый план рекламной кампании;
  • разработать все элементы рекламной кампании;
  • проверить возможную эффективность рекламной кампании, путем проведения опросов, тестов;
  • при необходимости уточнить, изменить элементы рекламной кампании;
  • организовать работу организации во время рекламной кампании;
  • подвести итоги рекламной кампании.

При планировании и организации рекламной кампании нужно стараться избегать наиболее распространённых ошибок, встречающихся при создании рекламного сообщения, таких как отсутствие постоянного образа рекламируемого товара или услуги. Не слишком увлекайтесь идеей рекламы, она может закрыть собой суть бренда, подачу товара в рекламе. Всё это может нанести непоправимый ущерб рекламируемому товару, дискредитировать его в глазах покупателя, сведя тем самым на нет все усилия по продвижению продукта на рынок.

Типичные ошибки при разработке и проведении рекламных мероприятий

ошибки рекламной кампании

Однозначные выводы о том, насколько успешной была та или иная рекламная кампания, делать сложно. Даже падение продаж не обязательно связано с неудачной рекламой, оно может зависеть от целого ряда факторов. Реклама, которая кажется неправильной или раздражающей, на самом деле может идеально выполнять задачи, которые поставил перед собой производитель. Поэтому очень сложно выделить “смертельные” ошибки рекламных кампаний. Есть и еще один момент, реклама — это пока что-то вроде кувалды, которой можно бить, не особенно прицеливаясь. Реклама может содержать какое угодно идиотское сообщение, она может раздражать потребителя, но будет действовать. Поэтому “смертельных” ошибок нет, просто есть такие, которые мешают получать от рекламы большую отдачу.

  • Наиболее типичная ошибка для российского рынка – это отсутствие постоянного образа рекламной кампании, когда компания не придерживается определенной линии в своей рекламной политике. Западные рекламодатели обычно такого себе не позволяют, потому что поддерживать единый образ брэнда в долгосрочном плане более выгодно, чем раз в месяц изобретать что-то новое.
  • реклама на стэнде Другая типичная ошибка — увлечение креативной идеей, которая никак не отражает суть продвигаемого брэнда. В результате рождаются образы-вампиры. Они привлекают внимание, остаются в памяти, но отнюдь не способствуют запоминанию брэнда и его продажам.

Рекламщики приводят в качестве примера плакаты рекламы строительной компании с текстом примерно такого содержания: “Причиной 80% разводов являются жилищные условия. Причиной такого-то количества абортов являются жилищные условия”. В конце следует призыв решить свой жилищный вопрос и дается название компании. Безусловно, такая реклама цепляет, но к конкретному продукту она имеет мало отношения. Скорее это похоже на рекламу нового жилья вообще или социальную рекламу.

  • Серьезные проблемы с коммуникацией возникают, и когда рекламщики пытаются охватить в одном ролике сразу всю аудиторию.

Когда реклама котлет, направленная на домохозяек, говорит о том, что данный продукт употребляют и в Правительстве. В такие моменты у потребителя возникает диссонанс.

О некоторых особенностях коммуникации со зрителем напоминают психологи. “Во многих роликах герой поворачивается спиной к камере или вовсе выходит из кадра. “Это неправильно,- считает сотрудник научно-исследовательской группы “Психология массовых коммуникаций” факультета психологии МГУ Татьяна Аникеева.- Представьте, что вы ведете переговоры с партнером, и вдруг он поворачивается к вам спиной или, ничего не говоря, выходит из комнаты. Это воспринимается как неуважение к собеседнику. Любое прерывание коммуникации вызывает на подсознательном уровне недоверие”.

В погоне за красивыми идеями некоторые рекламщики забывают об элементарном здравом смысле. Например, на рекламном щите одного торгового центра было написано: “Любые продукты без спешки” — и при этом нарисована гоночная машина “Формулы-1”. В этом случае нужно было либо слоган поменять — например, что-нибудь про самое быстрое обслуживание, либо нарисовать другую картинку. В данном случае реклама вызывает обратный эффект.

Как правило, у людей немного времени, чтобы вдуматься и оценить сообщение рекламной кампании. Поэтому очень важно создать правильное первое впечатление. Самый яркий пример — реклама косметики (не будем называть ее производителя). Её слоган “Не теряя времени — теряй годы” противоречит здравому смыслу. Видимо, авторы хотели донести до женщин, что те помолодеют, покупая этот товар. Но первая ассоциация оказывается негативной. В сознании людей потерять годы означает напрасно прожить их, а вовсе не помолодеть.

  • Помимо того, что рекламная идея не должна противоречить здравому смыслу, нужно заранее оценить, какую реакцию могут вызвать у зрителей разные мелочи: поведение персонажей ролика, их мимика, жесты, детали туалета и т. п. Предугадать это невозможно, поэтому, чтобы избежать возможных несоответствий с установками целевой аудитории, рекламные материалы предварительно тестируют. Правда, даже в этом случае выявить ошибку не так-то просто: зрители не всегда способны объяснить, что именно им не понравилось. Поэтому в последнее время для тестирования используется методика электронных фокус-групп — участники исследования имеют возможность с помощью специального пульта выразить свое отношение к увиденному.

тестирование рекламной кампании фокус группами

  • Кроме того, часто возникают ошибки, связанные с неправильным использованием носителя рекламной кампании. Например, на стандартном билборде размером 3*6 м размещать больше пяти слов бессмысленно, потому что время зрительного контакта с ним меньше секунды. Компании, которые дают на щитах много информации, выбрасывают часть денег на ветер. И наоборот, размещать на рекламных плакатах в вагонах метро просто цветные картинки — столь же неразумная трата средств. Здесь целесообразнее давать текст большого объема, потому что пассажирам надо как-то занять себя во время поездки, и они все прочитают.
  • Другая крайность – когда рекламодатель подает свой брэнд в превосходной степени. В результате рекламная кампания создает образ более дорогого продукта, чем есть на самом деле, и это вводит потребителя в заблуждение. Если исследования показывают, что товар в рекламе воспринимается более дорогим, чем он кажется по упаковке, то такая разница говорит об ошибке. Потребитель не знает, чему верить.
  • Излюбленный прием многих создателей рекламных кампаний — задействовать в ролике какую-нибудь звезду. Расчет строится на том, что знаменитости пользуются большим авторитетом, который непременно распространится и на брэнд, который они рекламируют, и тогда продажи товару обеспечены. Но как уверяют специалисты, это не всегда так. Возможны ситуации, когда люди запомнят персону, но не продвигаемый ею товар (многие ли помнят, какую косметику и жевательную резинку рекламировала Юлия Меньшова?) либо, что еще хуже, не поверят рекламе. Если потребитель чувствует, что “все куплено за деньги”, то в долгосрочном плане эффект от такой рекламы даже не нулевой, а отрицательный.
  • Примеров успешного использования звезд в рекламе не так уж много. В таких случаях у потребителя прежде всего не возникает мысли, что рекламщики просто купили знаменитость. Когда в США Дональд Трамп снялся в рекламе МcDonald`s, все искренне ему поверили: он и так миллиардер.

    рекламная кампания со знаменитостью

Вопреки распространенному мнению реклама является далеко не единственным “двигателем торговли”, а лишь одним из множества. В общей системе обширного комплекса маркетинговых мероприятий реклама является, как правило, отнюдь не доминирующим элементом. Практика показывает, что наиболее значимыми факторами, определяющим увеличение или уменьшение сбыта какой-либо продукции, являются в первую очередь качество и потребительские свойства самих товаров, их цена, общая конъюнктурная обстановка на рынке, действия конкурентов и т.п.


К списку статей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диспетчер очереди печати ошибка
  • Диспетчер записи skype для бизнеса ошибка выполнения
  • Дисхоноред не запускается ошибка стим апи
  • Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки
  • Диспетчер окон рабочего стола обнаружил неустранимую ошибку 0x88980406