Дисграфические ошибки памятка

                    http://www.sulamot.ru/images/disgrafiya/disgrafiya-1.jpg

Классификация  дисграфических  ошибок. 

Ошибки, обусловленные несформированностью

фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  4. замена гласных: пище— пищу, сесен — сосен, люгкий — лёгкий;
  5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает
  6. перестановки букв и слогов: онко—окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
  9. искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
  10. слитное написание слов и их произвольное деление: два— д ва, бой—    часов — бой часов, в  ся — вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой — большойтолко — только, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью

лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного

узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:   ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с,э,ю;C:\Users\Logoped\Desktop\ШКОЛА 794\картинки\1400x1080_0xc0a8399f_9277975341480682361.jpeg
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой

объем учебного материала, запомнить и употребить на письме

усвоенные устно правила орфографии   (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова:       зуп — зуб, дорошка — дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных; заглавная  буква в начале предложения, в именах собственных   и др.


Памятка «Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя»

Дисграфические ошибки и помощь

ребенку – дисграфику со стороны учителя.

(Памятка для работы всех учителей)

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к.

они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия

(нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее

компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе

«зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» чтение.

Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки

речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия.

Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние

нижние элементы букв б д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития

зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У

детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных

букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть

затруднено какимилибо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики

испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку.

Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и

при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто

сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый

старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень

нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется

рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая

половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим

массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение

почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие

дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий

характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны,

когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно.

Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только

дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо

усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и

при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на

образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и

корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой

школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками

для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной

категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и

синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал

лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно –

«дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно,

например, придумывать слова, начинающиеся на какойлибо звук; выстраивать цепочку

слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха в основе лежат трудности различения на слух

акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё ю;

заднеязычные согласные г – к х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают

буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д;

зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также

развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы,

вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора

«Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем

сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные

ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву,

затем пытаются сами описать какуюнибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные

в различных рисунках, в геометрических фигурах. Разобрать несколько букв в

наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного)

зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.

Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии

у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин)

улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит

ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по

150 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях

зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте

тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть

свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком,

исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией

и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После

многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать

хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки

давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще,

если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее

без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена,

вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а

завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших

пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку

на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками

(подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но

качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.

На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие

фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые

ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в

его памяти как негативный опыт. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не

ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка чтото не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не

раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия

и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим

результатам.

Дисграфические ошибки и помощь

ребенку – дисграфику со стороны учителя.

(Памятка для работы всех учителей)

Классификация 
дисграфических  ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью

фонематических процессов и слухового восприятия

1)  пропуски гласных букв: всят — висят,
комнта — комната, урожй — урожай;

2)  пропуски согласных букв: комата комната,
вей
всей;

3)  пропуски слогов и частей слова: стрки
— стрелки,

4)  замена гласных: пище — пищу, сесен —
сосен,люгкий — легкий;

5)  замена согласных: тва — два, роча —
роща, урошай
урожай, боказываед — показывает;

6)  перестановки букв и слогов: онко —
окно,

7)  недописывание букв и слогов: чере —
через,
на ветка — на ветках, диктан — диктант;

8)  наращивание слов лишними буквами и
слогами: детити — дети, сенег снег, диктанат — диктант;

9)  искажение слова: мальни маленький,
чайщик — чащи;

10) слитное написание слов и их произвольное деление:        д
ва— два, бой
часов
— бой часов, в ся — вся;

11) неумение определить границы предложения в тексте,
слитное на
писание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым
ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12)
нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис
умчались, мач мяч.

Классификация 
дисграфических  ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью

фонематических процессов и слухового восприятия

1)  пропуски гласных букв: всят — висят,
комнта — комната, урожй — урожай;

2)  пропуски согласных букв: комата комната,
вей
всей;

3)  пропуски слогов и частей слова: стрки
— стрелки,

4)  замена гласных: пище — пищу, сесен —
сосен,люгкий — легкий;

5)  замена согласных: тва — два, роча —
роща, урошай
урожай, боказываед — показывает;

6)  перестановки букв и слогов: онко —
окно,

7)  недописывание букв и слогов: чере —
через,
на ветка — на ветках, диктан — диктант;

8)  наращивание слов лишними буквами и
слогами: детити — дети, сенег снег, диктанат — диктант;

9)  искажение слова: мальни маленький,
чайщик — чащи;

10) слитное написание слов и их произвольное деление:        д
ва— два, бой
часов
— бой часов, в ся — вся;

11) неумение определить границы предложения в тексте, слитное
на
писание
предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замер
зла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым
ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12)
нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис
умчались, мач мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью

лексико-грамматической стороны речи

1)  нарушения согласования слов: с еловый
ветки
с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная
бабочки
огромные бабочки;

2)  нарушения управления: с ветка с
ветки, умчались к чащу
умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

3)  замена слов по
звуковому сходству;

4)  слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок:
вроще в роще, настене — на стене, на бухли
набухли;

5)  пропуски слов в
предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью

зрительного узнавания, анализа и синтеза,

пространственного восприятия

1)  замена букв,
отличающихся разным положением в пространстве:
ш-т, д-в, д-б;

2)  замена букв,
отличающихся различным количеством одинаковых
элементов: и-ш,
ц-щ;

3)  замена букв,
имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,
х-ж, л-м;

4)  зеркальное написание букв: с,э,ю;

5)  пропуски, лишние или
неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные несформированностью

лексико-грамматической стороны речи

1)  нарушения согласования слов: с еловый
ветки
с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная
бабочки
огромные бабочки;

2)  нарушения управления: с ветка с
ветки, умчались к чащу
умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

3)  замена слов по
звуковому сходству;

4)  слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок:
вроще в роще, настене — на стене, на бухли
набухли;

5)  пропуски слов в
предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью

зрительного узнавания, анализа и синтеза,

пространственного восприятия

1)  замена букв,
отличающихся разным положением в пространстве:
ш-т, д-в, д-б;

2)  замена букв,
отличающихся различным количеством одинаковых
элементов: и-ш,
ц-щ;

3)  замена букв,
имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,
х-ж, л-м;

4)  зеркальное написание букв: с,э,ю;

5)  пропуски, лишние или
неправильно расположенные элементы букв.

1.    Пропуск   букв   и   слогов:

трва    (трава),    пинёс   (принёс),    кродил   (крокодил;.

2.    Перестановки   букв   и   слогов:

онко (окно), звял (взял), натуспила (наступила).

3. Недописывание букв’и слогов:

растё (растёт), красны (красный), лопа (лопата).

4. Вставка (наращивание) лишних букв и слогов:

Оольга (Ольга), декабарь (декабрь), клюкиква (клюква).

5. Искажение слов:

чуки (щеки) , .ложат (лошадь) —

6. Замена одной буквы на друг’ую, смешение свистящих и шипящи
звонких и глухих, «л» и «р»:

зуки (жуки), шапоги (сапоги), тельпан (тюльпан), речей (ручей), роча (роща), пцицы (птицы), лондыш (ландыш), Габота (Работа).

7. Оптическое смешение букв, сходных по написанию:

б-д, м-л, и-ш, Г-Р, л-я, х-ж: ладит (любит), иапка (шапка)

8. Нарушение смягчения согласных:

конки (коньки), Вана (Ваня), мач (мяч), мьяч (мяч).

9. Слитное написание слов и их произвольное деление,
слитное написание предлогов и раздельное написание
приставок:

настене (на стене), у стала (устала), надобьшс (надо было), выгля дела (выглядела).

10. Неумение определить границы предложения в тексте,
слитное написание предложений:

Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину.

11. Неумение согласовывать слова в предложении
(аграмматизм):

Вова сидит стул. (Вова сидит на стуле).

Дети сидели на большими стулья. (Дети сидели на больших

стульях).

12.  Неумение правильно пользоваться родом и числом:
золотом яблоки (золотые яблоки), Река покрылось льдом.
(Река покрылась льдом).

Ноя
08

 Памятка для учителя. Дисграфические ошибки

I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1) пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);
2) перестановки букв и слогов –  «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал);
3) недописывание букв и слогов – «красны» (красный);
4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые)

5) искажение слова— «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
6) слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
8) замена одной буквы на другую— «зуки» (жуки); «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан);
9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки» (пять желтеньких цыплят);
2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дисграфические ошибки это какие ошибки
  • Дисграфические ошибки при письме что это
  • Дисграфические ошибки при письме у школьников
  • Дисграфические ошибки при письме примеры
  • Дисграфические ошибки наблюдаются