Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
- пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
- пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
- замена гласных: пище— пищу, сесен — сосен, люгкий — лёгкий;
- замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, бока-зываед — показывает
- перестановки букв и слогов: онко—окно,
- недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,диктан — диктант;
- наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
- искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
- слитное написание слов и их произвольное деление: два— д ва, бой— часов — бой часов, в ся — вся;
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
- нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, мач — мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи:
- нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
- нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
- замена слов по звуковому сходству;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухни — набухли;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного
узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с,э,ю;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой
объем учебного материала, запомнить и употребить на письме
усвоенные устно правила орфографии (риск дизорфографии)
- безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
- правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
- обозначение смягчения согласных; заглавная буква в начале предложения, в именах собственных и др.
Памятка «Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя»
Дисграфические ошибки и помощь
ребенку – дисграфику со стороны учителя.
(Памятка для работы всех учителей)
Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к.
они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия
(нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее
компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.
Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе
«зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» — чтение.
Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки
речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.
Встречаются оптические ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия.
Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние
– нижние элементы букв б – д.
Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития
зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У
детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных
букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.
И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть
затруднено какими—либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики
испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку.
Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и
при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто
сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый
старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень
нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется
рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая
половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим
массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение
почерка.
Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие
дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий
характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны,
когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно.
Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только
дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо
усвоивший правило.
Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и
при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на
образец.
Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и
корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой
школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками
для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной
категории детей.
Ошибки на уровне буквы и слова.
Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и
синтеза.
Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал
лакать – «ста лакать»).
Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
Добавление лишней буквы; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно –
«дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно,
например, придумывать слова, начинающиеся на какой—либо звук; выстраивать цепочку
слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух
акустически близких звуков (фонем).
Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
гласные о – у, ё — ю;
заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
соноры л – р, й – л, м –н;
свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают
буквы, имеющие сходные элементы в написании.
Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д;
зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также
развивать зрительный анализатор.
Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы,
вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора
«Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем
сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные
ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву,
затем пытаются сами описать какую—нибудь букву).
Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные
в различных рисунках, в геометрических фигурах. Разобрать несколько букв в
наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.
Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного)
зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.
Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести.
Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии
у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин)
улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит
ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по
150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях
зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте
тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть
свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком,
исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией
и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После
многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать
хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки
давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще,
если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее
без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена,
вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а
завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших
пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку
на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками
(подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но
качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.
На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие
фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые
ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в
его памяти как негативный опыт. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не
ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что—то не получается.
Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не
раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия
и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим
результатам.
Дисграфические ошибки и помощь
ребенку – дисграфику со стороны учителя.
(Памятка для работы всех учителей)
Классификация
дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия
1) пропуски гласных букв: всят — висят,
комнта — комната, урожй — урожай;
2) пропуски согласных букв: комата — комната,
вей — всей;
3) пропуски слогов и частей слова: стрки
— стрелки,
4) замена гласных: пище — пищу, сесен —
сосен,люгкий — легкий;
5) замена согласных: тва — два, роча —
роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
6) перестановки букв и слогов: онко —
окно,
7) недописывание букв и слогов: чере —
через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
наращивание слов лишними буквами и
слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
9) искажение слова: мальни — маленький,
чайщик — чащи;
10) слитное написание слов и их произвольное деление: д
ва— два, бойчасов
— бой часов, в ся — вся;
11) неумение определить границы предложения в тексте,
слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым
ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12)
нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис —
умчались, мач — мяч.
Классификация
дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия
1) пропуски гласных букв: всят — висят,
комнта — комната, урожй — урожай;
2) пропуски согласных букв: комата — комната,
вей — всей;
3) пропуски слогов и частей слова: стрки
— стрелки,
4) замена гласных: пище — пищу, сесен —
сосен,люгкий — легкий;
5) замена согласных: тва — два, роча —
роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
6) перестановки букв и слогов: онко —
окно,
7) недописывание букв и слогов: чере —
через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
наращивание слов лишними буквами и
слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
9) искажение слова: мальни — маленький,
чайщик — чащи;
10) слитное написание слов и их произвольное деление: д
ва— два, бойчасов
— бой часов, в ся — вся;
11) неумение определить границы предложения в тексте, слитное
написание
предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым
ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12)
нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис —
умчались, мач — мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи
1) нарушения согласования слов: с еловый
ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная
бабочки — огромные бабочки;
2) нарушения управления: с ветка — с
ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
3) замена слов по
звуковому сходству;
4) слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли —
набухли;
5) пропуски слов в
предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью
зрительного узнавания, анализа и синтеза,
пространственного восприятия
1) замена букв,
отличающихся разным положением в пространстве:
ш-т, д-в, д-б;
2) замена букв,
отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш,
ц-щ;
3) замена букв,
имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
4) зеркальное написание букв: с,э,ю;
5) пропуски, лишние или
неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные несформированностью
лексико-грамматической стороны речи
1) нарушения согласования слов: с еловый
ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная
бабочки — огромные бабочки;
2) нарушения управления: с ветка — с
ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
3) замена слов по
звуковому сходству;
4) слитное написание
предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли —
набухли;
5) пропуски слов в
предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью
зрительного узнавания, анализа и синтеза,
пространственного восприятия
1) замена букв,
отличающихся разным положением в пространстве:
ш-т, д-в, д-б;
2) замена букв,
отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш,
ц-щ;
3) замена букв,
имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
4) зеркальное написание букв: с,э,ю;
5) пропуски, лишние или
неправильно расположенные элементы букв.
1. Пропуск букв и слогов:
трва (трава), пинёс (принёс), кродил (крокодил;.
2. Перестановки букв и слогов:
онко (окно), звял (взял), натуспила (наступила).
3. Недописывание букв’и слогов:
растё (растёт), красны (красный), лопа (лопата).
4. Вставка (наращивание) лишних букв и слогов:
Оольга (Ольга), декабарь (декабрь), клюкиква (клюква).
5. Искажение слов:
чуки (щеки) , .ложат (лошадь) —
6. Замена одной буквы на друг’ую, смешение свистящих и шипящи
звонких и глухих, «л» и «р»:
зуки (жуки), шапоги (сапоги), тельпан (тюльпан), речей (ручей), роча (роща), пцицы (птицы), лондыш (ландыш), Габота (Работа).
7. Оптическое смешение букв, сходных по написанию:
б-д, м-л, и-ш, Г-Р, л-я, х-ж: ладит (любит), иапка (шапка)
8. Нарушение смягчения согласных:
конки (коньки), Вана (Ваня), мач (мяч), мьяч (мяч).
9. Слитное написание слов и их произвольное деление,
слитное написание предлогов и раздельное написание
приставок:
настене (на стене), у стала (устала), надобьшс (надо было), выгля дела (выглядела).
10. Неумение определить границы предложения в тексте,
слитное написание предложений:
Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину.
11. Неумение согласовывать слова в предложении
(аграмматизм):
Вова сидит стул. (Вова сидит на стуле).
Дети сидели на большими стулья. (Дети сидели на больших
стульях).
12. Неумение правильно пользоваться родом и числом:
золотом яблоки (золотые яблоки), Река покрылось льдом.
(Река покрылась льдом).
Ноя
08
Памятка для учителя. Дисграфические ошибки
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1) пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);
2) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал);
3) недописывание букв и слогов – «красны» (красный);
4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые)
5) искажение слова— «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
6) слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
замена одной буквы на другую— «зуки» (жуки); «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан);
9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки» (пять желтеньких цыплят);
2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели».