Дисграфические и дислексические ошибки

Что это такое

Дислексия и дисграфия могут наблюдаться у детей одновременно

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

  • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
  • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
  • Соматическая ослабленность ребенка.
  • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
  • Речевые нарушения.
  • Билингвизм.
  • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

Причины дислексии и дисграфии

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

  • Нарушения координации движений.
  • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
  • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
  • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
  • Ребенок путает стороны.
  • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
  • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
  • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
  • Ребенок путает похожие элементы.
  • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

Одинаковые и регулярные ошибки в письме при дисграфии

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

  • Смешение букв по схожим признакам.
  • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
  • «Зеркальное» написание буквы.
  • Пропуск элементов буквы.
  • Кинетические ошибки.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

Классификация дислексий по Р.И. Лалаевой

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Дидактическая игра при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • исправление звукопроизношения;
  • работа со слоговой структурой слова;
  • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
  • преодоление аграмматизмов.

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Составить слово из букв и слогов

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Многочисленные ошибки на письме и при чтении могут возникать из-за педагогической запущенности, неадекватной методики обучения, нетвердого знания правил. Но начиная со второго класса у многих детей выявляются дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Что это за нарушения и как учить детей с такими особенностями?

Функциональная система письма и чтения формируется постепенно; механизмы, ее обеспечивающие, созревают в целом к началу школьного обучения (к 7 годам).

Освоение грамоты — сложный процесс, на который влияют не только внутренние факторы, определяющие готовность ребенка к овладению навыками, но и внешние. В большинстве случаев трудности освоения грамоты преодолеваются в процессе обучения, по мере развития и упрочения навыков письма, если у ребенка есть необходимая поддержка со стороны учителя и родителей.

Чтобы избежать педагогических ошибок и устранить негативные педагогические факторы, учителям необходимо ориентироваться на понимание возможностей и индивидуальных особенностей ребенка, позволяющее выстроить оптимальный маршрут обучения.

Однако у 12 — 37% (по разным данным) детей после семи лет выявляются нарушения, которые определяются как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Эти нарушения могут встречаться как изолированно, так и в сочетании, что бывает в 75% случаев. При этом дети имеют сохранный интеллект, слух, зрение (или оно может быть скомпенсировано с помощью очков).

Как проявляется дислексия и дисграфия

Дислексия проявляется в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, а также букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, искажение грамматической формы слова, пропуски и повторы строк), а также в недостаточном понимании прочитанного.

Дети с нарушением чтения испытывают значительные трудности при самостоятельной работе с текстом. 

О дисграфии свидетельствует в первую очередь неправильное соотношение звуковой оболочки слова и ее графического обозначения. Это выражается в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др., зеркальное письмо), пропусках и перестановках букв и слогов. При недоразвитии устной речи на письме отмечаются также грамматические ошибки, отсутствие границ слова и предложения.

Дети, имеющие нарушения письма и чтения, происхождение которых связано с неречевыми функциями (зрительно-пространственной ориентировкой, графомоторными дефицитами), могут не иметь значительных отклонений в устной речи (в ряде случаев может быть незначительно нарушено звукопроизношение). Они могут демонстрировать эффективные коммуникативные умения и иметь достаточно широкий круг сведений об окружающем мире.

Выраженность дисграфии и дислексии может быть различной: от отдельных несистематических специфических ошибок до полной неспособности к чтению (алексия) и письму (аграфия).

Последствия дисграфии

Даже незначительные нарушения приводят к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметных умений. Эти умения необходимы для освоения любых предметов, которые предполагают работу с текстовым материалом (включая тексты задач).

У многих учащихся с нарушениями письма и чтения страдает процесс регуляции деятельности. Эти нарушения влияют на формирование таких высших психических функций как восприятие, память, внимание. В результате дети с дислексией и дисграфией оказываются в группе риска по школьной неуспеваемости.

Низкая успеваемость приводит к снижению мотивации вплоть до учебного негативизма, к проблемам школьной адаптации и социализации в целом.

Как преодолеть дислексию и дисграфию

При дислексии и дисграфии ошибки чтения и письма повторяются и становятся устойчивыми. Они не исчезают сами собой и не устраняются за счет использования обычных педагогических методик. Специализированные дополнительные занятия учителей с такими детьми оказываются малоэффективными.

Детям с нарушениями чтения и /или письма требуется специальная коррекционная помощь. Если такая работа не ведется, а взаимодействие предметников с логопедом не отлажено, то трудности закрепляются или даже нарастают.

Чтобы преодолеть нарушения, нужна комплексная работа по нескольким направлениям. Эти направления включают в себя разные виды помощи: логопедическую, нейропсихологическую, психолого-педагогическую, а часто и медицинскую.

Диагностика нарушений

Педагогам или родителям, столкнувшимися с трудностями чтения и /или письма у ребенка, следует обратиться к логопеду. Логопед с помощью специальных методик констатирует наличие нарушений письма и / или чтения и рекомендует дополнительные обследования.

Необходимо определить неврологический статус ребенка (обследование невролога), исключить снижение слуха у ребенка (проводится аудиометрическое исследование), скорригировать при необходимости зрение. Частые или хронические заболевания (заключение педиатра), приводящие к пропускам занятий, снижают эффективность обучения в целом и коррекционной работы, в частности, в силу несистематичности.

Нейропсихологическое обследование и последующие занятия чаще всего входят в программу диагностической и коррекционной работы.

Как строится работа

Задача нейропсихологической работы — перестройка и компенсация нарушенных функций мозга, за счет которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения.

Детям с нарушениями письма и/ или чтения необходима психологическая поддержка, которая поможет ребенку почувствовать себя успешным в доступных ему видах деятельности, укрепит его веру в собственные силы.

Логопедическая работа планируется в зависимости от структуры и механизмов выявленных нарушений. Логопед учитывает все полученные рекомендации и заключения и планирует занятия, цель которых — нормализация процессов письма и / или чтения, формирование и закрепление соответствующих навыков.

Координация деятельности логопеда и учителей предполагает выработку рекомендаций относительно того, как подавать учебный материал детям с нарушениями чтения и /или письма, и требований к оценке письменных работ и результатов чтения.

Работа с вербальным материалом строится по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Он может быть только устным (аудирование), только письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение). Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач) в графический или предметный (схемы, модели).

Предупреждение нарушений письма и чтения

Эта работа проводится с дошкольниками и продолжается в первом классе в процессе обучения грамоте. Развитие устной речи, способности к наблюдению за языковым материалом, его анализу, синтезу, обобщению (развитие метаязыковой способности), формирование базовых неречевых функций (ориентировка в пространстве и на листе бумаги, развитие графических и моторных умений) является предметом содружественной работы логопеда и педагогов, работающих с детьми соответствующего возраста (воспитателя, учителя). Такая работа позволяет создать и упрочить необходимую функциональную базу, обеспечивающую освоение грамоты.

Фото: 
Unsplash

Дисграфия и дислексия: как повысить школьную успеваемость?

Ребенок в школе пишет с ошибками или читает медленнее других? Конечно, все дети разные: одни с первого класса быстро читают, правильно и красиво пишут, другие в этом же возрасте испытывают серьезные трудности с чтением и письмом. И скорее всего, это не связано с ленью или индивидуальными способностями малыша. Возможно у вашего ребенка дислексия и дисграфия? Как понять? Каким образом можно повысить школьную успеваемость? Ответы на эти вопросы нам помогут получить специалисты логопедического центра «Детская академия речи».

Для справки!

  • у 10-40% детей диагностируются дислексия и дисграфия;

  • для детей в возрасте четырех-пяти лет «коверканье» слов считается нормой, а дислексия диагностируется после семи лет;

  • дислексия и дисграфия чаще диагностируются у мальчиков;

  • дислексия и дисграфия могут встречаться у детей без сложной органической патологии с сохранным интеллектом, слухом, зрением;

  • в 75% случаев дислексия и дисграфия диагностируются в сочетании друг с другом;

  • эффективность коррекционной работы зависит от своевременности диагностики:

— до начала школьного обучения: в 80-85% случаев ребенок освоит навыки чтения и письма;

— в первом и втором классах: у 70% учеников возможен успех;

— после начала обучения в старших классах: только у 30-40% детей нормализуются навыки чтения и письма. В остальных случаях необходимы длительные курсы коррекционных занятий.

Что такое дислексия и дисграфия?

Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст. 

Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.

Внутренние факторы:

  • генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;

  • неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;

  • нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;

  • латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;

  • сложности с ориентацией в пространстве;

  • неправильное произношение звуков и слов;

  • патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;

  • неправильно сформированные навыки зрительного анализа;

  • соматические болезни;

  • функциональные нарушения слуха или зрения.

Внешние факторы:

  • низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;

  • недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;

  • низкое качество образовательного процесса в школе;

  • низкий уровень компетентности учителей;

  • недостаточная личностная поддержка;

  • завышенные требования к ребенку;

  • быстрый темп обучения;

  • недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;

  • недостаточное количество речевых и социальных контактов.

Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?

Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:

  • имеют речевые и психоречевые задержки развития.

  • растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);

  • пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;

  • нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;

  • не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;

  • пишут левой рукой;

  • имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;

Первые симптомы дислексии и дисграфии

Первые симптомы дислексии:

  • «перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;

  • недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;

  • додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;

  • длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;

  • грамматически неверно построенные предложения; 

  • замена букв, схожих визуально или по звучанию;

  • во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;

  • снижение скорости чтения;

  • угадывающее чтение.

Первые симптомы дисграфии:

  • пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;

  • недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;

  • ошибки в согласованиях слов;

  • замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);

  • трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);

  • зеркальное письмо;

  • грамматические ошибки;

  • отсутствие границ слова и предложения.

Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?

Возможные последствия дисграфии и дислексии:

  • затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;

  • нарушение процесса регуляции деятельности;

  • нарушения восприятия, памяти, внимания;

  • снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;

  • снижение школьной успеваемости.

Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?

Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь. 

Многолетний опыт логопедического центра «Детская академия речи» позволяет сделать вывод о том, что для повышения успеваемости в школе детей с дислексией и дисграфией необходима комплексная работа, включающая коррекционные занятия с:

  • нейролингвистом;

  • логопедом-дефектологом;

  • нейропсихологом.

Занятия с нейролингвистом

Нейролингвистика – современная наука, находящаяся на стыке неврологии, психологии и лингвистики. Нейролингвист:

  • изучает речевые механизмы и помогает ребенку развить важные для школьного обучения качества, такие как внимательность, сосредоточенность, интерес и мотивация к учебе;

  • учит ребенка учиться;

  • выясняет, как и с помощью каких внутренних ресурсов мозг ребенка успешно усваивает поступающую информацию;

  • улучшает душевное и психологическое состояние ребенка через улучшение навыков чтения и письма;

  • на коррекционных занятиях формирует у ребенка навыки письма и чтения, почерк, объем слуховой и зрительной памяти, умение подмечать и исправлять ошибки.

Занятия с логопедом-дефектологом

Логопед-дефектолог осуществляет коррекцию познавательной и речевой сферы ребенка:

  • выстраивает индивидуальный план работы с каждым ребенком;
  • корректирует звукопроизношение ребенка, используя игры и пособия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

Занятия с нейропсихологом

Нейропсихологическая работа направлена на перестройку и компенсацию нарушенных функций мозга, посредством которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения ребенка с дислексией и дисграфией.

Нейропсихолог:

  • определяет, каким образом работает мозг ребенка, как организованы психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика);

  • помогает выявить особенности развития ребенка и причины возможных трудностей в поведении и учебе;

  • составляет индивидуальную программу нейропсихологической помощи ребенку;

  • проводит тренировки зрительной и слуховой памяти, по развитию пространственного мышления, тренировки координации движений, по улучшению концентрации внимания, тренировки логического мышления;

  • использует компьютерные программы, специально разработанные для коррекции дислексии и дисграфии;

  • комплексно воздействует на двигательные функции и когнитивные способности ребенка;

  • целенаправленно работает с нарушениями сенсорного восприятия (нарушения реагирования на звук, свет, речевые нарушения с сенсорным компонентом, сложности выполнения определенных произвольных движений).

Таким образом, для повышения школьной успеваемости родителям детей с дислексией и дисграфией необходимо:

1. Обратиться к узкопрофильным специалистам: нейролингвисту, логопеду-дефектологу, нейропсихологу. Они помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.

2. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении школьной успеваемости ребенка. Необходимо обеспечить использование учителем дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.

3. Четкий режим занятий будет помогать ребенку сосредоточиться на уроках. Регулярность и постоянство будут способствовать положительному опыту и позволят ребенку справляться со сложностями.

4. Аудиовизуальные подсказки необходимы при обучении письму и чтению, так как позволяют помочь ребенку лучше запомнить правильное произношение слов и их написание.

5. Всестороннее развитие ребенка. Занятия спортом, музыкой, рисованием, театральным искусством и другими видами деятельности повышает уверенность ребенка в себе.

6. Поддержка дома. Дети с дислексией и дисграфией нуждаются в особой домашней обстановке. Родители должны оказывать помощь ребенку с домашними заданиями, принимать активное участие в родительских собраниях и обсуждать с учителем успехи в письме и чтении. Необходимо поощрять ребенка за любые успехи в обучении, поддерживать его самооценку и мотивацию.

Следует отметить, что дислексия и дисграфия могут быть связаны с нарушениями внимания и гиперактивностью. Именно поэтому в коррекции этих расстройств может потребоваться комбинированный подход, включающий не только работу логопеда-дефектолога, нейролингвиста, нейропсихолога, но и психотерапию или даже медикаментозное лечение.

Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.

В Детской академии речи работает профессиональная команда нейропсихологов, нейролингвистов, логопедов-дефектологов, которые учитывают уникальность каждого ребенка, применяют индивидуальный и тщательно продуманный подход в борьбе с дислексией и дисграфией. Получить консультацию можно по телефону  +7 (495) 292-32-60 (г. Москва и СПБ).

С началом учебы в школе многие дети начинают испытывать трудности в освоении чтения и письма. Чаще всего учителя не понимают сути проблемы, предъявляя непреодолимые требования к ребенку, а дома родители требуют демонстрации успешного чтения и красивого письма, так еще и в классе дразнят сверстники. Все это усугубляет проблему. Главное вовремя распознать нарушения и обратиться к специалистам (психологу, нейропсихологу, логопеду) за помощью.

Дисграфия – нарушения письма, дислексия – нарушение чтения.

Дети дислексики при чтении допускают ошибки, пропускают буквы, добавляют лишние буквы, искажают слова, теряются в строках текста, меняют слоги местами, могут пропускать первые слоги слов, скорость чтения у них очень низкая и понимание прочитанного часто отсутствует вовсе.

При дисграфии письмо детей содержит множество грамматических ошибок. Дети забывают писать заглавные буквы, ставить запятые и точки, пропускают буквы при письме или заменяют их другими буквами. Смешение  на письме часто происходит по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о и т.д. Также можно наблюдать слитное написание предлогов. Или застревание на определенном слоге (персеверацию): За зомом на песке – За домом на песке.

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ВОЗНИКАЮТ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ И ПРИ ЧТЕНИИ?

Процесс становления чтения и письма очень сложный и в нем участвуют 4 анализатора:

— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
— речедвигательный, который осуществляет артикулирование, т.е. произношение;
— зрительный, который помогает выбрать нужную графему;
— двигательный, который переводит графему в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как мы можем видеть, процесс достаточно сложный. Все эти перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга, формирование которых окончательно происходит к 10-11 году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, это обеспечивается  лобными долями головного мозга.

Огромное значение в овладении письмом и чтением имеет сформированность всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических понятий, звукопроизношения на определенных этапах развития являются одной и основных причин дисграфии или дислексии.

Не могу не отметить, что на формирование речи и, как следствие, на появление дисграфии и дислексии, влияют еще некоторые факторы. Например, неравномерное развитие полушарий мозга. Чаще всего центр речи находится в левом полушарии. А правая гемисфера мозга отвечает за предметные символы, зрительные образы. Например, у китайцев, письменность которых представлена иероглифами, лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у народов Китая, в отличии от европейцев, может нарушиться при проблемах справа (кровоизлияние в мозг).

И не забываем, что есть еще наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. И тогда корковый контроль затруднен при овладении письмом и чтением, и ребенок испытывает трудности в школе как и его родители в свое время. К этому изъяну существует генетическая предрасположенность, родителям, которым знакомы сложности в чтении и письме надо особое внимание уделить развитию ребенка.

ЧАЩЕ ВСЕГО НАРУШЕНИЯ В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ СТАНОВЯТСЯ ОЧЕВИДНЫМИ КО 2-МУ КЛАССУ.

При дислексии и дисграфии нарушений в умственном развитии ребенка может не наблюдаться. Он может хорошо справляться с математикой и другими предметами. Мальчики страдают этими недугами в 3-4 раза чаще девочек. Сейчас 5-8 процентов школьников имеют дислексию или дисграфию.

Если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия, не надо падать духом. Вам потребуется настойчивость, терпение, тесное сотрудничество нейропсихолога и логопеда. Не забывайте хвалить ребенка за каждое небольшое достижение.

ВЕРЬТЕ В НЕГО! ДЕТИ ЭТО ОЧЕНЬ ЧУВСТВУЮТ.

Около 10% детей не могут освоить чтение и письмо. При этом они часто талантливы в других сферах. Поговорим о дисграфии и дислексии и разберемся, к кому бежать: логопеду или репетитору.

Вы легко разбираете врачебный почерк? Шутки шутками, но если к этому добавить буквы разной высоты и отсутствие промежутков между словами, то получится классическая картина дисграфии. Будем разбираться, что это за зверь, а заодно поговорим о дислексии и о том, что со всем этим делать.

Что такое дисграфия и дислексия?

Дисграфия и дислексия

Если говорить просто, дисграфия — это нарушения письма. Ребенок путает буквы, заменяет одни на другие, в итоге получается какая-то абракадабра. И тут родители и учителя часто начинают паниковать и наседать. «Ребенок абсолютно безграмотный!» «Занимайтесь русским языком больше!» Нанимают репетитора, а толку нет. Потому что дело не в лени и не в безграмотности.

Когда ребенок просто не может усвоить правила русского языка, то у него встречаются самые разные ошибки. А когда у ребенка дисграфия, ошибки часто однотипны: он может стабильно менять букву Б на Д или писать предлоги слитно со словами. И здесь тренировкой правил не обойдешься.

При дислексии дела обстоят примерно так же, но в чтении. Ребенок может путать похожие буквы, пропускать или менять местами слоги. Здесь тоже ошибки обычно одинаковые, и бесконечное чтение мало улучшает ситуацию.

Откуда это берется?

Дисграфия и дислексия часто встречаются вместе, да и причины у них в целом общие. Это могут быть осложнения при беременности и родах, заболевания центральной нервной системы, тяжелые инфекции или черепно-мозговые травмы. Если ребенок слишком перегружен эмоционально или в семье напряженная обстановка, это тоже может сыграть свою роль. Причин невероятно много, поэтому при беседе со специалистом родителям придется ответить не на один вопрос.

Чем поможет ЦПМПК, если ребенок не говорит

Что должно насторожить, и к кому стоит обратиться за диагностикой?

Обычно диагнозы «дисграфия» и «дислексия» ставят после первого класса, когда ребенок уже должен научиться читать и писать. Но есть симптомы, которые могут указать на проблему и раньше.

Заподозрить дисграфию или дислексию у дошкольника можно, если он:

✔ пишет буквы зеркально;

✔ путает буквы со схожими;

✔ рисует или пишет слишком быстро либо медленно;

✔ при написании чисел меняет цифры местами;

✔ путает право и лево;

✔ не может запомнить алфавит и счет;

✔ никак не может взять ручку правильно.

► Чтобы развеять сомнения, можно обратиться к педиатру, неврологу и логопеду. Первые два исключат заболевания и нарушения в развитии, а логопед составит программу коррекционных мероприятий.

Это навсегда?

Совсем не обязательно. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Логопед составит для ребенка специальную программу. На занятиях они будут, например, выкладывать буквы из спичек или палочек, угадывать пропущенные буквы в словах, переставлять слоги местами. Это поможет развивать внимание, память и мелкую моторику — все то, что отвечает за освоение речи и письма. Если дисграфия и дислексия не осложнены неврологическими диагнозами, то в большинстве случаев они поддаются коррекции.

Что будет, если ничего не делать?

Фатального ничего. Жизни и здоровью ребенка дисграфия и дислексия не угрожают. Но побочных эффектов тут много. Представьте: ребенок так и не научился полноценно писать и читать. У учителя 30 детей в классе, и ему просто некогда заниматься кем-то особенным. Ошибок много, в итоге — плохие оценки. Часто такие дети замыкаются, растут не уверенными в себе и стесняются читать и писать при других даже во взрослом возрасте.

Конечно, есть и обратные примеры, например, всем известный Леонардо да Винчи, который страдал дислексией. Дети с такими диагнозами часто талантливы в других сферах, ведь их познавательные способности не нарушены.

Сейчас есть много технологий лечения, которые помогают «дисграфикам» и «дислексикам». Голосовой набор, автоподстановка слов и автозамена значительно облегчают жизнь. Но не лучше ли решить проблему в детстве?

Вы хотели бы помогать детям с нарушениями письма и чтения, но у вас нет диплома логопеда? Это не беда. Если у вас есть базовое психологическое, педагогическое или дефектологическое образование, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки. Всего полгода — и можно приступать к работе. Быстро? Да. Просто? Вполне. Еще и дистанционно.

Наш курс — практический от и до. Вы не будете месяцами слушать скучные лекции, а получите самые ценные знания и сразу закрепите их на практике. У вас не будет страха новичка, которому не хватает навыков: вы будете уверены в себе. Более 30 практических кейсов, доступ к 150 вебинарам с экспертами — этого с лихвой хватит, чтобы начать работу.

Ознакомиться с программами курса и записаться на обучение можно здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дирт 2 не запускается ошибка xlive dll
  • Дисграфические и дизорфографические ошибки таблица
  • Дирижер лицо управляемое оркестром где ошибка
  • Дисграфическая ошибка это
  • Директум ошибка sql