Дирижер лицо управляемое оркестром где ошибка

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №357 по учебнику Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / С.Г. Бархударов и др. Просвещение, 2019г.

Прочитайте данные заимствованные слова и скажите, как вы понимаете их лексическое значение. Уточните его по «Школьному словарю иностранных слов» под редакцией В. Иванова. С выделенными словами запишите по одному словосочетанию
Авантюра, баллотироваться, вахтёр, гипотеза, демократия, дирижёр, жюри, каламбур, компьютер, лаборатория, мемориал, нотариус, обелиск, оппозиция, премьера, реликвия, статуя, титан, увертюра, фейерверк, хобби, цейтнот, шедевр, эксперт, юмор.

Авантюра — фр. [aventure приключение] — рискованное предприятие, похождение; сомнительное в смысле честности предприятие.
приключение, соб. любовное.
Баллотироваться — способ выборов, закрытая или тайная подача голосов.
Вахтёр — человек, получивший специальные навыки для обеспечения безопасности и физической охраны помещения или объекта.
Гипотеза — предположение или догадка: утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Демократия – власть народа.
Дирижёр — лицо, управляющее оркестром, хором или танцами на балу.
Жюри — группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов.
Компьютер — электронно-вычислительная машина.
Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.
Мемориал – мемориальное сооружение, мемориальный комплекс.
Нотариус – должностное лицо, уполномоченное свидетельствовать, оформлять различные юридические акты, документы.
Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.
Оппозиция – Противодействие, сопротивление. Группа лиц внутри какого-н. общества, организации, партии, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству.
Премьера – первое представление театральной пьесы.
Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения.
Статуя – скульптурное изображение человека или животного.
Титан – в древнегреческой мифологии: гигант, вступивший в борьбу с богами. 2. О выдающемся человеке с исключительным по глубине и широте размахом деятельности.
Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.
Фейерверк – цветные декоративные огни, получаемые при сжигании различных пороховых составов во время торжеств, праздников и т. п.
Хобби – увлечение.
Цейтнот – В шахматной игре: недостаток времени для обдумывания ходов. Сильно ощущаемый недостаток времени.
Шедевр – Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы и т. п.
Эксперт – Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-н. вопроса.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Мы выдвигали разные гипотезы, но ни одна из них не подтвердилась в ходе эксперимента.
Беспристрастное жюри огласило результаты конкурса.
Новые компьютеры работают сверхбыстро.
Все собрались у обелиска, чтобы почтить память воинов-интернационалистов.
Фейерверки взлетали один за другим и озаряли небо разноцветными вспышками, так что создавалось впечатление, будто не ночь, а день.
Только эксперты могут дать оценку случившемуся.

Как правильно: дирижёр, дирижор, дережёр?

Значение слова:

Лицо управляющее оркестром, хором

Описание:

Существительное мужского рода, 2-го склонения в форме именительного падежа единственного числа. Отвечает на вопрос «КТО?». В предложении выступает в роли подлежащего. Склоняется по падежам.
Морфемный разбор слова: «ДИРИЖ» — корень; «ËР» — суффикс; нулевое окончание. Ударение падает на последний слог, на «Ë»: ди-ри-жёр.

Синонимы к слову:

  • руководитель
  • хормейстер
  • капельмейстер
  • регент

Разбор ошибок и правописания

Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «дирижёр», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.

Объяснение:

Ошибочный вариант написания слова «ДИРИЖËР». Данная лексема образована от слова «ДИРИЖИРОВАТЬ», которое заимствовано из французского языка diriger (управлять). Существительное образовано от глагола с помощью суффикса «ËР». В соответствии с правилами русской орфографии после шипящих в суффиксе «ËР» существительных пишется гласная буква «Ë».

Правило: Гласные О и Ë после шипящих в суффиксах и окончаниях

В суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится и пишется О: ежом, чужой, собачонка, алычовый, смешон, горячо.

НО в суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится о, но пишется Ë:

  • в глаголах и словах образованных от глаголов: обречёшь, раскорчёвывать, ретушёвка (от ретушировать), крещённый (от крестить)
  • в иноязычном суффиксе существительных -ёр: тренажёр, вояжёр;
  • в местоимении что в форме предложного падежа: о чём, на чём; и в образованных от них словах: причём, нипочём.

Объяснение:

Ошибочный вариант написания. Это словарное слово. Поэтому необходимо запомнить написание двух «И» в корне. Также правописание можно проверить по орфографическому словарю.


Примеры предложений с «дирижёр»

  • Когда она была маленькая, то думала, что дирижёр просто размахивает палочкой в такт музыке, и не могла понять, почему все ему хлопают и дарят цветы.
  • Он махал руками, как дирижёр, а люди в зале, глядя на него, то начинали говорить, то замолкали, то устраивали видимость спора.
  • На меня в детстве произвело неизгладимое впечатление, когда дирижёр хора поднял руки высоко над собой, и хор взревел, а потом регент уронил руки, и зал накрыла полная тишина.
  • На сцену вышел дирижёр и весь зал встал и зааплодировал.
  • В оркестре появился новый дирижёр

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дирижёр

Толковый словарь

м.

Тот, кто дирижирует оркестром или хором, давая свою трактовку музыкальному произведению.

Толковый словарь Ушакова

ДИРИЖЁР, дирижёра, муж.

1. Лицо, дирижирующее оркестром, капельмейстер (муз.). Оркестр без дирижера.

2. Служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы (неол. канц.).

• Дирижер танцев (устар.) — лицо, руководящее танцами на балу.

Толковый словарь Ожегова

ДИРИЖЁР, -а, муж. Музыкант, управляющий оркестром или хором.

| прил. дирижёрский, -ая, -ое. Дирижёрская палочка.

Словарь существительных

ДИРИЖЁР, -а, м

Человек, управляющий оркестром или хором, оперным или балетным представлением, показывающий время вступления солиста, хора или группы инструменталистов, руководящий исполнением музыкального произведения.

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш (Булг.).

Академический словарь

-а, м.

Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем.

Под управлением дирижера нашего оркестра красиво и густо пел великолепный хор. Скиталец, Этапы.

|| устар.

Лицо, руководящее танцами на балу.

Мы стали ожидать прибытия нашего начальника — главного дирижера бала, генерал-адъютанта Струкова. — Александр Петрович слыл в молодости одним из лучших великосветских танцоров. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.

[От франц. diriger — управлять]

Гуманитарный словарь

ДИРИЖЁР (ДИРИЖИ́РОВАНИЕ) (от франц. diriger — управлять, руководить) — музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало разные формы, но главной стала темпо-ритмическая организация исполнения. В 16-17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) — капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому возник второй руководитель — скрипач (отсюда название концертмейстер), к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала, пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко 2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение, тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание, колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта. Но тактирование — только первоначальная задача, более важной является осуществление образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера, передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов или кульминаций, свое индивидуальное образное видение — интерпретацию произв.

Первоначально (в 19 в.) Д. обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения, но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило до 20 в. Среди Д.-композиторов — Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Хачатурян и др.

Совр. понимание задач Д. и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу. Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов: Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра нар. инструментов и т. д.

Лит.: Глинский М. Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; Багриновский М. М. Дирижерская техника рук. М., 1947; Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М., Л., 1948; Каперштейн М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966; Кондрашин К. П. О дирижерском иск-ве. Л.; М., 1970; Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; Мусин И. А. О воспитании дирижера. Очерки. Л., 1987; Его же. Техника дирижирования. СПб., 1995.

Слитно. Раздельно. Через дефис

дирижёр — лауреа/т Госуда/рственной пре/мии, дирижёра -лауреа/та Госуда/рственной пре/мии

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова дирижёр

дирижёр, дирижёры, дирижёра, дирижёров, дирижёру, дирижёрам, дирижёром, дирижёрами, дирижёре, дирижёрах

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Образовано на базе французского diriger — «управлять», а восходит к латинскому dirigere — «направлять». В русском языке значение слова сузилось до «управлять оркестром».

Этимологический словарь русского языка

Собств.-р. Образовано на базе заимствованного в XVIII в. фр. dinger — «управлять» с помощью суф. -ор. Фр. diriger восходит к лат. dirigere — «направлять».

Словарь галлицизмов русского языка

ДИРИЖЁР а, м. dirigeur m.

1. муз. Лицо, управляющее оркестром или хором. Сл. 18. Дирижеру второго оркестра. АДТ 333. Употребление партитуры необходимо композитору при сочинении и дирижору концерта. оперы и оратории. Ян. 1803 3 234. Лишь с конца 40-х годов нашего века военные капельмейстеры стали именоваться военными дирижерами. Я был военным капельмейсером: начинал с маршей и мелких пьес в полковом оркестре .. затем как дирижер духового оркестра корпуса участвовал к серьезных концертных выступлениях. Муз. жизнь 1980 № 9. // РР 1983 4 144. Я слушал музыку, следя за дирижером. Вокруг него сидели музыканты — у каждого особый инструмент (сто тысяч звуков, миллион оттенков!). А он один, над ними возвышаясь, Движеньем палочки, движением руки, Движеньем головы, бровей, и губ, и тела, И взглядом, то молящим, то жестоким, Те звуки из безмолвья вызывал. А вызвав, снова прогонял в безмолвье. Солоухин Дирижер. // РР 1983 4 142.

2. Распорядитель на бале. устар. Лицо, руководящее танцами на балу. Уш. 1934. Пригласил <Кити на вальс> лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер Егорушка Корсунский. Толст. А. Каренина.»Трудна драгунская служба», говорит известная военная поговорка, но несравненно тяжелее ея обязанность дирижера на бале. Конечно не легко изобрести новую фигуру в котильйоне или в мазурке, утомительно сделать в течение четырех часов непроизвольным аллюром около двадцати верст; но всего труднее следить за танцующими кавалерами и дамами, познакомить встретившихся в первый раз, запомнить их фамилии, найти всем vis-а-vis, установить пары и истолковать каждому какой-нибудь сложный маневр, в котором следует один за другими разные шены, колонны а deux et à quatre, и контр-марши: les cavaliers à gauche, les dames à droite. Н. Крыжановский Дочь Алаяр-хана. // РВ 1884 9 304.

3. техн., устар.? нем. Taktschläger (телегр.). Дирижер, клопфер. Коренблит 1934 3 2109.

4. нов., канц. Служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы. Уш. 1934.

5. Авторитетный в своей среде гомоксексуалист. Сл. жарг. 1992.

6. Комендант в ИТУ<исправительно-трудовом учреждении>. Сл. жарг. 1992. — Лекс. Ян. 1803: дирижор; САН 1847: дирижЕр; БАС-2: дирижёр; Сл. 18: дирижер 1786.

Сканворды для слова дирижёр

— «Размашистый» сценический работник.

— Начальник, который только руками и разводит.

— Управляет людьми из ямы.

— Артист, повернувшийся к зрителям задом.

— Оркестровый «маховик».

— «Управляющий» хором.

— Французский «управитель».

— Капельмейстер по сути.

— Фильм Анджея Вайды.

— Трактат французского композитора Гектора Берлиоза «… оркестра».

Полезные сервисы

дирижер

Энциклопедический словарь

ДИРИЖЁР -а; м. [от франц. diriger — управлять] Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем. Д. оркестра. Знаменитый д. Играть под управлением дирижёра.

Дирижёрский, -ая, -ое. Д-ая палочка. Д. пульт. Д-ое отделение консерватории.

Синонимы к слову дирижер

сущ., кол-во синонимов: 7

Идиоматика

великий дирижер

выдающийся дирижер

Этимологический словарь

Искон. Производное XVIII в. от франц. diriger «управлять» < лат. dirigere «руководить, управлять». Буквально — «управляющий» (оркестром). Ср. жуир.

русск. новообразование на -ёр, аналогичное жонглёр, танцор. От дирижи́ровать. Из франц. diriger «направлять» от лат. dīrigere.

Дирижер — руководитель оркестра или хора стал называться так в России только в начале XIX века. Слово дирижер было образовано от французского глагола diriger (см. директор). Этом чисто русское изобретение: во Франции слова дирижер нет. Там руководитель оркестра и есть руководитель оркестра: «chef d`orchestre».

Словарь иностранных слов

ДИРИЖЕР (франц. dirigeur, от diriger, происх. от лат. dirigere — управлять). 1) лицо, управляющее хором певчих или оркестром музыкантов; 2) распорядитель танцев.

Полезные сервисы

дирижер взлета и посадки

Синонимы к слову дирижер взлета и посадки

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

дирижёр-лауреат

Слитно. Раздельно. Через дефис

дирижёр-лауреа/т, дирижёра-лауреа/та

Полезные сервисы

дирижёривший

Синонимы к слову дирижёривший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижеривший

Синонимы к слову дирижеривший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижёрский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. дирижёр, связанный с ним

2. Свойственный дирижёру, характерный для него.

3. Принадлежащий дирижёру.

4. Предназначенный для подготовки дирижёров.

Толковый словарь Ушакова

ДИРИЖЁРСКИЙ, дирижёрская, дирижёрское. прил. к дирижер. Дирижерская палочка. Дирижерская должность.

Толковый словарь Ожегова

ДИРИЖЁР, -а, м. Музыкант, управляющий оркестром или хором.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к дирижер.

Дирижерская палочка. Дирижерский пульт.

Орфографический словарь

Формы слов для слова дирижёрский

дирижёрский, дирижёрская, дирижёрское, дирижёрские, дирижёрского, дирижёрской, дирижёрских, дирижёрскому, дирижёрским, дирижёрскую, дирижёрскою, дирижёрскими, дирижёрском, дириже́рск, дириже́рска, дириже́рско, дирижёрски

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ДИРИЖЁРСКИЙ ая, ое. dirigeur m.

1. Отн. к дирижеру. Дирижерский пульт. Дирижерская палочка. БАС-2. Дирижерская должность. Уш. 1934. На дирижерском месте сидит такой превосходный толкователь Вагнера как Феликс Мотуль. МБ 1900 12 3 262. || Предназначенный для подготовки дирижеров. Дирижерское отделение консерватории. Дирижерский факультет. БАС-2.

2. устар. Отн. к дирижеру <танцев>. БАС-2. Ромашов ужасно любил эти минуты перед балом, когда, по своим дирижерским обязанностям, он встречал в передней входящих дам. Купр. Поединок. — Лекс. Уш. 1934: дириже/рский.

Полезные сервисы

дирижерский

Синонимы к слову дирижерский

прил., кол-во синонимов: 3

капельмейстерский, регентский

Полезные сервисы

дирижёрско-симфонический

Синонимы к слову дирижёрско-симфонический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижерско-симфонический

Синонимы к слову дирижерско-симфонический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижёрско-хоровой

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Синонимы к слову дирижёрско-хоровой

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижерско-хоровой

Синонимы к слову дирижерско-хоровой

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижёрство

Толковый словарь

ср. разг.

1. Должность дирижёра.

2. Пребывание в такой должности.

Академический словарь

-а, ср. разг.

Деятельность, должность дирижера.

Направник оставил свое дирижерство в Муз[ыкальном] об[ществе]. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 6-9 дек. 1881.

Орфографический словарь

Формы слов для слова дирижёрство

дирижёрство, дирижёрства, дирижёрств, дирижёрству, дирижёрствам, дирижёрством, дирижёрствами, дирижёрстве, дирижёрствах

Синонимы к слову дирижёрство

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ДИРИЖЁРСТВО а, ср. dirigeur m.

1. Должность, деятельность дирижера. БАС-2. Составлена была великолепная программа этих двух празднеств, где особенно отличались мызыкальныя исполения под дирижерством Листа. БДЧ 1850 103 7 137. Вероятно, существует даже и микроб дирижерства, который по тщательном исследовании окажется непременно палочкой. Болезнь эпидемическая и прилипчивая. 1892. Римский- Корс. Переп. 2 31. Двоюродная сестра моя В. М. Зарудная, только что окончившая курс в Петербургской консерватории с золотой медалью, приглашена .. участвовать на одном из этих коныертов под дирижерством А. Г. Рубинштейна. // Духовская Из моих восп. 139.

2. устар. Руководство танцами на балу. — Где же ты своего кавалера оставила? — Он занят, бедный. дирижерством. Совсем измучился, — сказала Соня. улыбаясь. Б. Гегидзе. Софья Пушкарева. // РБ 1901 2 1 20. || устар., расш. Руководство. Мы сидели у окна <вагона> и любовались видами самостоятельно не подчиняясь дирижерству комми-вояжера, играшего роль хозяина и видимо щеголявшего перед «иностранцами» красотами своей родины. Дело 1884 5 1 22. — Лекс. Ож. 1960: дирижёрство.

Сканворды для слова дирижёрство

— Деятельность руководителя разучивания и исполнения ансамблевой музыки.

Полезные сервисы

дирижерство

Энциклопедический словарь

ДИРИЖЁРСТВО -а; ср. Разг. Деятельность, должность дирижёра. Принять д. оркестром.

Синонимы к слову дирижерство

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дирижёрствовать

Толковый словарь

несов. неперех. разг.

Быть дирижёром, пребывать в должности дирижёра.

Полезные сервисы

Как правильно: дирижёр, дирижор, дережёр?

Значение слова:

Лицо управляющее оркестром, хором

Описание:

Существительное мужского рода, 2-го склонения в форме именительного падежа единственного числа. Отвечает на вопрос «КТО?». В предложении выступает в роли подлежащего. Склоняется по падежам.
Морфемный разбор слова: «ДИРИЖ» — корень; «ËР» — суффикс; нулевое окончание. Ударение падает на последний слог, на «Ë»: ди-ри-жёр.

Синонимы к слову:

  • руководитель
  • хормейстер
  • капельмейстер
  • регент

Разбор ошибок и правописания

Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «дирижёр», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.

Объяснение:

Ошибочный вариант написания слова «ДИРИЖËР». Данная лексема образована от слова «ДИРИЖИРОВАТЬ», которое заимствовано из французского языка diriger (управлять). Существительное образовано от глагола с помощью суффикса «ËР». В соответствии с правилами русской орфографии после шипящих в суффиксе «ËР» существительных пишется гласная буква «Ë».

Правило: Гласные О и Ë после шипящих в суффиксах и окончаниях

В суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится и пишется О: ежом, чужой, собачонка, алычовый, смешон, горячо.

НО в суффиксах или окончаниях под ударением после шипящих произносится о, но пишется Ë:

  • в глаголах и словах образованных от глаголов: обречёшь, раскорчёвывать, ретушёвка (от ретушировать), крещённый (от крестить)
  • в иноязычном суффиксе существительных -ёр: тренажёр, вояжёр;
  • в местоимении что в форме предложного падежа: о чём, на чём; и в образованных от них словах: причём, нипочём.


Объяснение:

Ошибочный вариант написания. Это словарное слово. Поэтому необходимо запомнить написание двух «И» в корне. Также правописание можно проверить по орфографическому словарю.


Примеры предложений с «дирижёр»

  • Когда она была маленькая, то думала, что дирижёр просто размахивает палочкой в такт музыке, и не могла понять, почему все ему хлопают и дарят цветы.
  • Он махал руками, как дирижёр, а люди в зале, глядя на него, то начинали говорить, то замолкали, то устраивали видимость спора.
  • На меня в детстве произвело неизгладимое впечатление, когда дирижёр хора поднял руки высоко над собой, и хор взревел, а потом регент уронил руки, и зал накрыла полная тишина.
  • На сцену вышел дирижёр и весь зал встал и зааплодировал.
  • В оркестре появился новый дирижёр

вращается с пустыми руками. Маникюрша знала всю подноготную своих клиентов. Птиц надо беречь: они наши четвероногие друзья.

Задание 35. К следующим фразеологизмам подберите фразеологизмысинонимы и фразеологизмы-антонимы.

Кот наплакал, куда ворон костей не таскал, шаг за шагом, волынку тянуть, до гробовой доски, от мала до велика, без сучка и без задоринки, трещать языком, лаптем щи хлебать, через пень колоду, кто в лес, кто по дрова, бросаться в глаза, девать некуда, повесить нос, одного поля ягода.

Задание 36. Определите, в какой профессиональной среде могли появиться следующие фразеологизмы:

а) достичь потолка, вынужденная посадка, войти в штопор (сделать штопор), удачно приземлиться, мягкая посадка, сделать мертвую петлю;

б) потерпеть кораблекрушение, сесть на мель, на всех парусах, выбросить за борт, семь футов под килем, попутный ветер, полный штиль;

в) точить лясы, бить баклуши, отделать под орех, без сучка, без задоринки;

г) идти в авангарде, встретить в штыки, перейти в наступление, развернутым фронтом, дымовая завеса, принять бой.

Задание 37. Из контаминации каких фразеологизмов появились следующие ненормативные выражения?

Тратить нервы, одержать успех, оказать внимание, поставить вечер/ концерт, потерпеть потери, поднять тост, играть значение, оказать вред, брать/взять ставку на что-нибудь, занять звание чемпиона, защитить степень, производить воздействие, возглавить идеи, выполнение мечты, давать намек.

Задание 38. Правильно ли использованы фразеологизмы в следующих предложениях? Исправьте, определив вид нарушения.

Письма читателей газеты – кладезь для журналиста. Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик. Такое несоответствие проходит красной полосой в письмах граждан. «Не красна хата углами, а красна пирогами», – сказал гость. Каждый из авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу русской литературы. Рабочие занимались сизифовым делом. В бухгалтерии сводят последние счеты с ушедшим годом. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. Здесь есть к чему приложить свои способности, есть простор для любителей сатирического оружия. Эти вопросы становятся и ребром, и горизонтально, но все остается на точке замерзания. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. Мы трудились в поте лиц и до последних сил, но, завершив работу, почувствовали облегчение: мы спели свою лебединую песню. Хотя он был и не из робкой десятки, но тут испугался. Ставлю вас в известность,

81

что директор и завуч школы смотрят с закрытыми глазами на имеющиеся нарушения. Золотая лихоманка – вот что помутило мозги завоевателя; изза этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. Поскитавшись, он вернулся в родные пенаты.

Задание 39. Воспроизведите фразеологизмы, включающие следующие компоненты: брать, дом, гром, жизнь, небо, масло, ноль, рука, палец, сказать, терять, ни … ни… .

Задание 40. Подберите и запишите определения (имена прилагательные) к словам. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.

А. Рояль, колибри, кольраби, тюль, мозоль, кенгуру, вуаль, лебедь, шимпанзе, просека, рельс, жабо, кофе, авеню, кашпо, бра, зал, койне, суфле, меню, моль, корь, шампунь, писака, визави, соловушка, соседушка, домишко, иваси, канифоль, суахили, евро, боа, табель, фойе, фамилия, день рождения, туфля, какаду.

Б. Ракета-носитель, пресс-клуб, плащ-палатка, кран-балка, диванкровать, салон-парикмахерская, меч-рыба, джаз-ансамбль, крем-сода, царьпушка, сад-ясли, кресло-кровать, кафе-столовая, музей-изба, спектакльфеерия, платье-костюм.

Задание 41. Какие формы нарушены? Исправьте.

Он всегда был на переднем краю. Верстах в четырех от логова волчицы стояла зимовье. Полезно мыть волосы шампунью с медом. Интервью с космонавтами близился к концу. Купила красивую тюль. Принесли ароматное горячее кофе. Снова разболелся мозоль. Асфальтированная шоссе вела к городу. У девочки пальцы были в черниле. У нас осталось мало время. Враги оказывали вооруженные сопротивления. «Юманите» опубликовало это сообщение раньше других газет. Надо покрыть крышу новой толью. Про этого человека говорят, что он большая скряга и брюзга. Мы были на многоводном Миссисипи. Совсем недавно я купила очень красивую бра. Тогда в дело вступили тренера. Я поехал к ей, но у нее ее не было. Актеры играли на подмостке, установленной на площади. Новая бухгалтерша приступила к работе с понедельника. Она неглупая, надежная, одаренная внешностью, продвинута. У подъезда стояла новенькая «Жигули». Листья в этой книге уже пожелтели. Машина с детями ехала на дачу. Токи для молотьбы хорошо оборудованы. Из мрачного леса вышли на поляну, залившую солнцем. Газета «Комсомольская правда» стала более интереснее. Пассажиры были готовые к отъезду. Эта задача для меня трудная. Это платье красивше и лучшее того. Столичные шофера остановились в гостинице у дороги. Я полиглотка и могу поддержать беседу на любую тему.

Задание 42. Укажите смысловые различия в каждой паре слов. Составьте с ними предложения, запишите.

Кондукторы – кондуктора, образы – образа, поводы – повода, пропуски – пропуска, тоны – тона, цветы – цвета, ордены – ордена, лагери – лаге-

82

ря, корпусы – корпуса, токи – тока, тормозы – тормоза, учители – учителя, хлебы – хлеба, мехи – меха, соболи – соболя, счеты – счета, колени – колена, поясы – пояса, зубы – зубья, листы – листья, сыны – сыновья.

Задание 43. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Укажите возможные варианты и их стилистические различия.

Апельсин, ампер, баржа, ботинок, валенок, головня, дупло, грамм, комментарий, кочерга, дно (каких-либо емкостей), мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, сомнение, цапля, юноша, яблоня, будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли, гренки, оладьи, башкиры, буряты, грузины, гусары, гуцулы, киргизы, цыгане, татары, чукчи, монголы, мордвины, осетины, персы, румыны, туркмены, негры, узбеки, эскимосы, якуты, кий, кайма, звено, шило, брелок, бюллетень, валет.

Задание 44. Исправьте предложения, объясните ошибки.

Он был горяч, полный жизни. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама с собой. Самый крупнейший город в мире – Мехико. Разработка нового месторождения нефти становится все более интенсивнее. Более быстрее развивается ХМАО. Один студент шумный, другой тих. Эта книга плохее, чем та. Обои студентки подготовили доклады и выступили с ими. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Мне очень нравится свой университет. Лицо у ней круглое. Все ихние конспекты лежали на столе. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. С собаки ручьями текла вода, она была черная с белыми пятнами. Всякий студент должен стать хорошим инженером.

Задание 45. Учитывая морфологические свойства и формы слов, в каждой строке исключите одно лишнее.

Носок, чулок, георгин, помидор. Тюль, бюллетень, рояль, гвоздь. Цех, лист, пропуск, пояс.

Баня, пустыня, простыня, кухня. Инструктор, трактор, доктор, тенор. Лапти, сандалии, тапки, туфли.

Задание 46. Следующие топонимы употребите в форме дательного и предложного падежей с предлогами к, о (об).

Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Тобольск, ХантыМансийск, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Радужный, Когалым, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Березово, Надым, Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Ямбург, Пойковский, Междуреченский, Болчары, Ярково, Тарко-Сале, Сеяха, Шурышкары, Мужи, Горки, Белоярский, Рощино, Советский, Нягань, Урай, Мегион, Лангепас, Пыть-Ях, Югра, Ямал.

83

Задание 47. Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужной форме.

Состоялся вечер памяти (Юрий Визбор). Песни и стихи, написанные (Булат Окуджава), любят все. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). Знакомство с (Чарли Чаплин) никого не оставит равнодушным. Учебник «Русский язык и культура речи» издан под редакцией профессора (Валентина Даниловна Черняк). Нас познакомили с инженером-нефтяником (Александр Кох). Репертуар (Дима Билан) обширен. Нужно побеседовать со студенткой (Ремчук) и студентом (Загдай). В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах). Фильмы с участием (Семен Фарада) незабываемы. Восхищаемся (Аня Середа), занявшей первое место. Люблю читать произведения (Марк Твен, Жюль Верн, Этель Войнич).

Задание 48. Раскройте скобки, цифры запишите словами, вставьте пропущенные буквы.

Библиотека университета ежемесячно пополняется (300 – 400) книг.. .

Длина окружности равна (422) сантиметр.. . Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна (540) метр.. (74) сантиметр.. . Самые быстрые бегуны развивают скорость от (36) до (43) километр.. в час. Сметная стоимость второго месторождения нефти составляет более (455) миллиард.. . В Тюмени живет более (538) тысяч человек. Вместе с новыми (1 203) слов.. учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5) тысяч.. слов. Вес искусственного спутника Земли был равен (1 327) килограмм.. . В общей сложности на машины было погружено (22,4) тонн.. угля. В работе научного кружка принимали участие около (1,5) десятк.. студент.. . На традиционных встречах выпускников я вижу своих (24) однокашник.. . Из (21) участник.. олимпиады особенно выделялись (три – трое). Президент В.В. Путин в обращении к Федеральному собранию предложил программу действий до (2025) год.. .

Задание 49. Укажите ошибки в образовании и употреблении глагольных форм.

Мороз так и щипет за уши. Он решил выпровожать гостей. В избушке были замерзнутые окна. Рокотоемый гром испугал нас. Подскочил подросток, завернутый в тряпье. Дирижер – лицо, управляемое оркестром. Они вырубливали лес. Дед посадил в саду стелющую яблоню. Кит – млекопитающееся животное. Ехай скорее, чтобы не опоздать. Всувай руку в варежку. Ложь книги сюда. Желающие могут приобресть путевки в санаторию. Огромные волны плескают о каменные утесы. США вторгнулись в Ирак. Девочка поклала учебники в рюкзак. Экскурсантов настигнул шторм. Боец выстрельнул в бежавшегося врага. Сестра сначала мечет, а потом шьет платье. Он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами. Я часто ездию в бассейн. Ляжь отдохни. Мама стирается, а я убираюсь. Мы подружили с охотником, который подарил нам ежика. Мцыри жажду-

84

ет подвига. Грязь брызгает из-под колес машины. Он не привыкнул сдерживать себя. Вслед уходящему поезду провожающие махают руками. Дождь так и сыпет. Опять кошка мяучит. Дети во дворе играются. Я броюсь тщательно. Не хочете – не надо. Молоко скислось. Все яблоки изгрызанные. Выздоровлю – пойду в театр. Вылаживайте сюда ваши покупки. Отходьте подальше – у входа курить запрещено. Диета поможет похудать.

Задание 50. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от следующих глаголов. Отметьте, если есть, варианты и объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Задание 51. Сравните глагольные формы, дайте их стилистическую характеристику.

А. Выброси – выбрось; выйди – выйдь, выдь; выгляни – выглянь; уведоми – уведомь; вылези – вылезь; вылезай – вылазий; поезжай – съезди, езжай, едь, ехай; ляг – ляжь; беги – бежи.

Б. Вылезти – вылезть; нести – несть; цвести – цвесть; плести – плесть; грести – гресть; везти – везть; вести – весть.

В. Сох – сохнул; мок – мокнул; вис – виснул; пах – пахнул; сверг – свергнул; опроверг – опровергнул; воздвиг – воздвигнул; гас – гаснул; исчез – исчезнул; иссяк – иссякнул; ослеп – ослепнул; закис – закиснул; засох

– засохнул; намок – намокнул; зачах – зачахнул.

Задание 52. Выберите форму, соответствующую современной литературной норме.

Машет – махает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет

капает; дав – давши, написав – написавши, сказав – сказавши, купив – купивши, подумав – подумавши, поев – поевши, пропев – пропевши, напомнив – напомнивши, съездив – съездивши, поспав – поспавши; мокший

мокнувший, промокший – промокнувший, мерзший – мерзнувший, замерзший – замерзнувший, гасший – гаснувший, угасший – угаснувший, сохший – сохнувший, засохший – засохнувший.

Задание 53. В следующих строках из произведений С. Есенина найдите глагольные формы, не соответствующие современной литературной норме. Прокомментируйте выделенные слова.

А. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Б. Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив…

В. Выше, выше, вихорь, тучи подымай!

85

Г. 26 их было, 26.

Их могилы пескам Не занесть.

Д. Засучивши с рожью полы, Пахаря трясут лузгу, В честь угодника Миколы Сеют рожью по снегу.

Задание 54. Исправьте предложения, определите вид ошибки.

Ты не встретила в университете профессора разве? Новую почитать дали книгу мне. Преподаватель знает этот интересного много, очень лекции хорошо читает он. По поводу успеваемости собрание проводили мы и посещаемости. Теперь вновь к обозначению химических элементов вернемся мы. Дума по очереди заслушала отчеты всех министров. Не только надо относиться друг к другу с добротой, но так же и относиться надо к природе. В самом начале рассказа очень мне понравилось, как Куприн описывал утро. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. Парфюмерию и косметику качественную на реализацию принимаем. Праздничное настроение создает весеннее убранство города. Ответ прошу выслать на адрес моего мужа, так у меня нет его постоянного. Спортсмен ударил мяч кулаком, который улетел за границу площадки.

Задание 55. Объясните разницу в формах сказуемых.

В бидон входит 5 литров. Большинство учится. В небо взмыли 3 бомбардировщика. Не горело 2 лампочки. Два студента ушли с занятий. Погибло 40 человек. Около миллиона человек посетило театр. Около тысячи до-

керов забастовало. Вспахано 56 гектаров. Набралось 30 храбрецов. Не ре-

шено много вопросов. Был намечен ряд путей решения. Ряд студентов нашего университета после сессии отчислены. Ряд скважин, которые теперь осваиваются, имеют большую рентабельность. В группе большинство студентов учатся хорошо. Большинство книг уже расставлено по полкам. Несколько студентов вошли в аудиторию. Дисквалифицировано несколько врачей. Заговорили сначала несколько человек.

Задание 56. Раскройте скобки, поставив слова в нужной форме. Объясните.

Заведующий (отдел, библиотека, склад, ферма, кафедра); руководитель (ансамбль, кружок, лаборатория, проект, строительство); директор (завод, магазин, фабрика, школа); согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, указание, Конституция, указ, договор); благодаря (успех, целеустремленность, усидчивость, настойчивость, знания, добросовестность, хорошая погода, друзья, преподаватели); вопреки (просьба, предупреждение, предположение, уговор, усилия, плохая погода, препят-

86

ствие); по (прибытие, возвращение, окончание, приезд, истечение срока, заключение договора).

Задание 57. Поставьте слова из скобок в нужных падежах с предлогами или без предлогов.

Отзыв (работа), рецензия (статья), аннотация (книга), мечта (счастье), предчувствовать (беда), предъявить (виза), долг (родина), преклонение (талант), уплатить (проезд), оплатить (счет), скучать (родители), беспокоиться (ребенок), пойти (факультет, университет), прийти домой (школа), потребность (знания), удивляться (результаты), контроль (выполнения), сообщить (приезд), характеристика (Петров), заявление (студент).

Задание 58. Найдите ошибки, определите вид, исправьте.

А. Мы вошли в комнату, оклеенной красивыми обоями. Каждых три часа караул сменяется. Две русых косы падали на плечи. Домик стоит в лесу, спускающемуся к реке. Брат и сестра, отлично окончившая университет, получили красные дипломы. За три последние месяца продукты подорожали на 2%. Они увидели машину, полной зерном. Заработанные деньги разделили на четыре равных части.

Б. Мы должны проявить большую заботу к ветераном войны. Он был предан к своей Родине. Писатель призывал народ на борьбу. Из-за далеких стран вернулись пернатые друзья. На лыжных соревнованиях участвовала вся группа. Он думал о том, как с ним отнесутся в новой школе. Писатель ярко показал о тех качествах, которыми должны обладать интеллигентные люди. Мальчик бросился в постель, уткнувшись подушкой. К нарушителям были приняты меры. Эти факторы говорят за то, что некоторые студенты недобросовестны. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи. Отдел должен дать отчет в проделанной работе. О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

В. Велико значение Пушкина и на развитие русского литературного языка. Он хорошо понимает и сочувствует другу. Ночью город кажется маленький. Наша область богатая нефтью и газом. Иванов считается очень хороший инженер. С тех пор он стал исполнительный директор. Вчера я и мой брат мы играли в футбол. Пушкин, он написал много прекрасных стихов. Задание, оно оказалось труднее. Моряки, они смелые люди. Девочки, они аккуратны. Преподаватель, он прав.

Задание 59. Освободите словосочетания и предложения от ненужного предлога по или замените его другим. Как вы думаете, в какой социальной сфере «рождаются» подобные выражения?

А. Опыт по выращиванию зерновых; план по освоению месторождения; план по эвакуации из здания; задачи по техническому прогрессу; программа по модернизации добычи нефти; меры по воздействию на алкоголиков и наркоманов; опыт по раздельной уборке хлебов; план по продаже молока и мяса; политика по разработке новых залежей нефти и газа; задачи

87

по воспитанию студентов; итоги по молоку и овощам; план/отчет по научной работе.

Б. Немало сделано по улучшению состояния дворов и детских площадок. Были массовые выходы трудящихся по наведению порядка в городе. Допущен простой буровой по техническим неполадкам. Стоит вопрос по улучшению качества продукции. Вышла новая книга по удобрениям. Проводим беседы по прочитанному материалу, а также лекции по эстетическому воспитанию. Проведен инструктаж по пожарной безопасности.

Задание 60. Смешение прямой и косвенной речи – распространенный вид синтаксических ошибок. Исправьте предложения с этой ошибкой.

Пушкин писал, что долго будет он «любезен народу», что «чувства добрые я лирой пробуждал». Кого Хлестаков принимал, он просил у него денег взаймы и говорил, что странный случай со мной, что я в дороге совсем издержался. Пушкин говорит, что любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем. Он говорит, что пойдет к униженным, пойдет к обиженным, там нужен ты. Друг сказал, что я заболел. Путин еще раз подтвердил, что я больше не буду баллотироваться в президенты. Сметанюк подчеркнул, что мне близки все тревоги горожан.

Задание 61. Перескажите текст, заменяя прямую речь косвенной. Какие трудности вы испытываете при этом? Как изменяется стилистика текста? Определите стиль текста, докажите.

Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: Где же твой отец, Ваня? – Шепчет: Погиб на фронте. – А мама? – Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали. – А откуда вы ехали? – Не знаю, не помню. – И никого у тебя тут родных нету? – Никого. – Где же ты ночуешь? – А где придется.

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму я его к себе в дети… – Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой? – Он спросил, как выдохнул: Кто? – Я ему и говорю так же тихо: Я – твой отец.

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабине глушно: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!– Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет… (М.А. Шолохов. Судьба человека)

Задание 62. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

Как приятно знать, что, придя домой, котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. Гуляя по коридору, нашелся карандаш. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращал-

88

ся. И только сняв фильм «Американская дочь», боль отпустила меня. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. Катаясь, у меня больно подвернулась нога.

Задание 63. Найдите ошибки, квалифицируйте и исправьте.

Салют – это когда много-много огней и очень красиво. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов. По окончанию школы я могу идти в любой вуз. Ряд городов точно будут бастовать. Начав писать в это время, в его первых стихах звучат мотивы протеста и тоски. Потерпевшего соседи утверждают, что будто бы около полудня слышен был в квартире шум. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно. Для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. В общежитии живут две американских девушки. Отец сказал, что завтра я поеду на север, на буровую. Красота нашего народа должна отождествляться собирательным женским образом. Второкурсник, он все рассказал нам о сессии. Гербалайф – похудение без диеты, голода, сохраняя эластичность кожи. Жизнь все ставит по своим местам. Люблю праздник и когда веселятся. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. Просьба сдавать весь утиль дворнику, который накопился. Не выполнено домашнее задание, потому как болел. Меня не только интересуют рассказы, но и стихи. Мы радуемся и гордимся успеваемости студентов. Сестра была огорчена и встревоженной.

Задание 64. Найдите ошибки, определите их вид, исправьте.

Щенок был весь испачкан тиной и вымокший. Человек остановился, войдя в комнату и когда увидел меня. Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. Осваивая риторику, приобретаются навыки не только выступающего, но и слушателя. Надо установить руководство и контроль за работой кружка. Эта книга интересная и которая принесет пользу читателям. Люди, которые издавна живущие в России, их можно назвать пишущими и говорящими на русском языке. Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот человек. Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с писком разлетались в разные стороны. Которые студенты опоздают, те мешают нам слушать лекцию. Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел. Меня спросили, что какой сегодня день. Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности. Пугачев строго крикнул, что кто из моих людей смеет обижать сироту. Раздаются долго не смолкаемые аплодисменты и которые сопровождали появление ветеранов войны. Опишу подробнее о моем новом положении. Существуют словари, где объясняется значение слов.

89

Задание 65. Определите стилистическую принадлежность текстов. Докажите.

Текст 1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

Текст 2. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое с облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от нее до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Текст 3. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

Текст 4. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30 – 35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких хозяйств, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

Текст 5. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силой, что весь наш домик задрожал…

Задание 66. Определите тему следующих текстов. Текст какого стиля отсутствует среди них? Составьте такой текст.

1. Весна… Нежный звон серебряной капели, легкое, едва ощутимое дуновение хрустального ветерка, первые ласковые прикосновения все еще робкого весеннего солнца… Весна – это время возрождения, время исполнения самых сокровенных и волнующих желаний, это время новых надежд. Скованные льдом реки освободятся от ледяных пут и смело ринутся навстречу горизонту. Точно так же оттают наши сердца и заиндевевшие души… И будут готовы они к чему-то новому, доселе неизведанному, но определенно чистому и бесконечно загадочному, словно глубокое чистое весеннее небо…

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Директум ошибка sql
  • Дисграфическая ошибка примеры
  • Директор не желающий признать свою ошибку отказался отвечать
  • Директ х не устанавливается пишет внутренняя ошибка
  • Директ произошла внутренняя ошибка чтобы определить причину ошибки