Дионисий малый летоисчисление ошибка

Хронологическая ошибка Дионисия Малого и её след в «Истории» Никиты Хониата.

Хронологическая ошибка Дионисия Малого и её след в «Истории» Никиты Хониата.

Хронологическая ошибка Дионисия Малого и её след в «Истории» Никиты Хониата.

Напомним, что современная версия датировки Рождества Христова началом н.э. восходит, как считается в скалигеровской истории, к средневековому хронологу монаху Дионисию Малому. Дионисий Малый якобы в VI веке вычислил дату для Рождества Христова, исходя из известных календарно-астрономических условий. Однако в наших предыдущих работах было показано, что вычисления Дионисия Малого не могли быть выполнены в VI веке и являются позднесредневековыми. Во-вторых, нами было доказано, что вычисления Дионисия либо содержали астрономическую ошибку, либо позднее были сфальсифицированы. Та дата, которую должен был получить Дионисий, исходя из заданных условий, это 1064 год для Рождества и 1095 год для распятия Христа. А вовсе не начало н.э. Поясним, что Дионисий вычислял именно дату распятия, а дату Рождества получал, вычитая из неё 31 год в соответствии со своим представлением о возрасте Христа.

Таким образом, исходное средневековое вычисление Дионисия давало или должно было дать (после исключения астрономических ошибок из его подсчётов) дату 1095 год для распятия и Воскресения Христа. Следовательно, православная церковь XIV – XVI веков полагала, что Христос был распят в 1095 году. Надо оговориться, что возможно это была лишь одна из существовавших тогда версий. Все подобные версии были результатом ВЫЧИСЛЕНИЙ, поскольку в канонических церковных текстах дата Рождества Христова отсутствует. Она не является частью непрерывной церковной традиции. Именно поэтому версий могло быть несколько. Вычисления Дионисия основывались на некоей вполне определённой календарно-хронологической идее. Она привела Дионисия к ошибочной дате. Он получил 1095 год вместо 1185 года. То есть ошибся примерно на сто лет. Почему это произошло, мы постараемся объяснить чуть ниже. Здесь же мы отметим, что в «Истории» Никиты Хониата имеется чёткий след вычислений Дионисия.

Хониат сообщает об Андронике-Христе следующее: «В начале сентября месяца второго индиктиона 6600 года он решается провозгласить себя императором» [140], с. 282. Здесь Хониат даёт дату по византийской эре от Адама, то есть от сотворения мира. Пересчитывая на годы н.э., получаем 1092 год н.э. (6600 – 5508 = 1092). Но Андроник-Христос царствовал три года. Следовательно, дата распятия и Воскресения должна падать на 1095 год. ТО ЕСТЬ В ТОЧНОСТИ НА ДАТУ, ВЫЧИСЛЕННУЮ ДИОНИСИЕМ.

Конечно, в данном месте Хониат сообщает ошибочную дату. Даже с точки зрения скалигеровской хронологии. Напомним, что правление Андроника датируется XII веком, а не одиннадцатым. Но, скорее всего, ошибка Хониата не случайна, а след какого-то средневекового источника, где эпоха Христа датировалась «по Дионисию» XI веком. Повторим ещё раз, что тут речь идёт о «правильном Дионисии», а не о той дате, которая приписывается ему сегодня.

Отметим, что в «Истории» Хониата весьма мало дат и при этом две из них ошибочны на сто лет. Одну мы уже упомянули. Она примерно на сто лет раньше правильной. Ещё одна дата, приведённая в первом томе «Истории», тоже ошибочна на 100 лет, но уже в другую сторону. Речь идёт о попытке Стефана Агиохристофорита захватить Исаака Ангела. Хониат пишет: «Прибыв в дом Исаака… вечером 11 сентября 6794 года и войдя в переднюю, он приказал Исааку выйти». Но 6794 год от Адама – это 1285 год н.э. (для сентябрьской даты надо вычитать 5509). А на самом деле речь идёт о 1185 годе! Причём, это не опечатка современного издания. Именно такая цифра стоит в греческом подлиннике «Истории».

Мы видим, что датировки Хониата легко смещаются на сто лет в обе стороны. Следовательно, здесь ярко присутствует столетний сдвиг. Мы вернёмся к данному замечанию в следующем разделе.

Теперь объясним – почему Дионисий всё-таки ошибся на сто лет. Под «Дионисием» здесь надо понимать некоего средневекового хронолога XIV – XV веков, то есть эпохи принятия христианства при Константине Великом = Дмитрии Донском. По-видимому, Дионисий действительно пытался аккуратно вычислить дату Рождества. Но его подвело следующее обстоятельство. Он опирался, в частности, на вычисление первого весеннего полнолуния = иудейской Пасхи. Это астрономическое событие он определял по Пасхалии. Но в его время в Пасхалии уже было заложено, что пасхальные полнолуния (то есть первые весенние полнолуния в календарно-пасхальном смысле) происходят не ранее 21 марта. Мы подробно обсуждали причину данного обстоятельства.

Повторим вкратце наши выводы:

Первоначально самое ранее пасхальное полнолуние было не 21, а 15 марта, но христианская Пасха назначалась лишь после окончания всей пасхальной иудейской недели. Поясним, что иудейская Пасха праздновалась семь дней. И только после неё назначалась православная. Таким образом, она не могла быть ранее 21 марта. Но впоследствии в православной Пасхалии вместо семи дней иудейской Пасхи в качестве пасхальной границы остался только первый день иудейской Пасхи, то есть собственно сама Пасха. Тем не менее, границу 21 марта сохранили. В результате получилось, что весенние полнолуния до 21 марта перестали считаться пасхальными. Другими словами, 7-дневная отступка православной Пасхи от первого дня иудейской была заменена смещением границы календарных полнолуний вперёд на семь дней. Из-за этого некоторые весенние астрономические полнолуния перестали считаться пасхальными. В частности, ПОЛНОЛУНИЕ 20 МАРТА 1185 ГОДА ПЕРЕСТАЛО СЧИТАТЬСЯ ПАСХАЛЬНЫМ. То есть в Пасхалии оно уже не считалось календарным первым весенним полнолунием, хотя астрономически оно было именно таким. В Пасхалии его заменили на следующее полнолуние (в апреле).

Дионисий, скорее всего, уже не знал об этом. К его времени тот факт, что Пасхалия была изменена указанным образом, был забыт. В результате, пользуясь Пасхалией, Дионисий не мог вычислить 20 марта 1185 года как пасхальное полнолуние. То есть не мог найти правильную дату Воскресения Христа. Однако, по-видимому, приблизительное представление о времени жизни Христа у него всё-таки было, и он указал ближайшую, более или менее подходящую дату, которую можно было определить на основе изменённой Пасхалии, а именно, 1095 год. Впоследствии Скалигер и другие хронологи XVI – XVII веков сфальсифицировали результат Дионисия, приписав ему вычисления «нулевого года н.э.».

https://ria.ru/20210107/rozhdestvo-1591522454.html

«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос

«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос — РИА Новости, 07.01.2021

«Возможна ошибка». Когда на самом деле родился Иисус Христос

Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако… РИА Новости, 07.01.2021

2021-01-07T08:00

2021-01-07T08:00

2021-01-07T14:42

религия

справки

история

эфиопия

сирия

рим

православный свято-тихоновский гуманитарный университет

русская православная церковь

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/1e/1591568205_0:529:2048:1681_1920x0_80_0_0_cb31aa6abe8f0a76b523f63ac1dd371f.jpg

МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако все больше ученых склонны думать, что это не так. О том, когда на самом деле мог появиться на свет Спаситель, — в материале РИА Новости.Старый Новый годВ начале IV века новорожденного Христа славили в основном в катакомбах: на всей территории Римской империи христианство было вне закона. Однако южнее огромного государства последователям Иисуса никто не препятствовал. Аксумское царство, что в Эфиопии, одним из первых официально приняло новую религию.В колыбели эфиопского христианства, городе Аксум, остались святыни того времени. Посмотреть на них ежегодно приезжают тысячи туристов. В городском аэропорту их встречает табличка: «С Новым годом!». Обозначено и число — что удивительно, прибывших поздравляют с… 2014-м.На вопрос о том, почему персонал забыл убрать неактуальную табличку, священник Даниэль Хабеш громко смеется.»Нет, это не безалаберность работников. Весь мир встречает 2021 год, а мы — лишь 2014-й. Разница восемь лет», — объясняет он.Парадоксально, но у общемирового и эфиопского календарей одна и та же точка отсчета — от Рождества Христова. Что еще больше изумляет гостей страны.»Мы пользуемся древним александрийским календарем, на который ориентировались восточные христиане в первые три века. По нему Спаситель родился в восьмом году нашей эры», — говорит священник.У западных же христиан долгое время не было собственной системы летоисчисления. Они пользовались разными вариантами, среди которым самым популярным был «от начала правления Диоклетиана, нашего главного гонителя». То есть — от 284 года.Лишь в 525-м римский аббат Дионисий Малый привел календарь в порядок: предложил ориентироваться на Рождество Христово. С тех пор этой системой пользуются в большинстве стран мира: делят историю «до Рождества» и «после Рождества». Альтернативное именование — «до и после нашей эры».»Отправной точкой» монах назначил 753 год от основания Рима (римляне вели летоисчисление от этого события). Но вот как он понял, что Христос родился именно тогда — вопрос.Это большая загадка, ведь в Евангелиях ничего не говорится о дате великого для христиан события. Да и вообще про Рождество пишут лишь два из четырех евангелистов — Матфей и Лука.Однако в их Писаниях все же есть зацепки.Календарная неточностьЕвангелист Матфей указывает, что Христос родился «в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода». Тогда к правителю пришли «мудрецы с востока» — увидели звезду, указавшую на рождение «царя иудейского», о чем гласили многочисленные пророчества.Царь Ирод не на шутку встревожился, ведь речь шла о потенциальном политическом конкуренте. Попросил волхвов «тщательно разведать о младенце» и потом все рассказать.Но восточные послы ослушались правителя: из Вифлеема к себе в страну они вернулись обходным путем. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», — повествует Матфей.Это первая зацепка для исследователей: после рождения Христос оставался в Вифлееме и к прибытию волхвов не достиг еще одного-двух лет. Кроме того, как говорится в Евангелии, узнав о намерении Ирода, Иосиф с Марией убежали в Египет. Но там скрывались недолго: Ирод Великий умер и на трон взошел его сын Ирод Архелай.Историки точно установили дату его коронации. Христу тогда было от одного до двух лет. «Дионисий Малый, определивший время рождения Иисуса 753 годом от основания Рима, немного ошибся. Ученые склонны ориентироваться на правление Ирода Великого и дату его смерти. А она хорошо известна историкам — четвертый год до нашей эры», — поясняет библеист Андрей Десницкий. Звезда укажетВполне возможно, что Христос родился даже раньше. Все дело в Вифлеемской звезде — о ее природе ученые спорят давно. В последнее время выбирают в основном между двумя версиями: это либо комета Галлея, либо еще более редкое астрономическое явление — схождение Юпитера и Сатурна.Комету Галлея древние люди видели в пятом году до нашей эры, о чем известно из древнекитайских источников. По времени это совпадает с последними годами жизни царя Ирода Великого.А вот схождение Юпитера и Сатурна произошло немного раньше: его зафиксировали корейские звездочеты.»Сейчас отождествление «царской звезды» с «великим схождением» Юпитера и Сатурна признает большинство исследователей. Есть веские научные основания относить рождение Иисуса Христа к промежутку между седьмым и пятым годами до нашей эры», — пишет в исследовании российский библеист Павел Кузенков. Кроме того, по его словам, такая датировка соотносится с важной информацией евангелиста Луки: Христос вышел на проповедь в 29 году нашей эры. Тогда ему, согласно раннехристианскому преданию, было около 35 лет.Однако в том же повествовании от Луки есть важная деталь, которая заставляет некоторых исследователей усомниться, что Иисус родился до наступления нашей эры.Противоречие от ЛукиЛука ничего не говорит про истребление вифлеемских младенцев. Зато он подробно описывает рождение Спасителя: его положили в хлеву в ясли, потому что Марии и Иосифу не хватило места в гостинице. Дело в том, что они не жили в Вифлееме.А пришли туда потому, что в Иудее проводили перепись населения — всем полагалось явиться в города, откуда их род. Вифлеем был «город Давидов», а земные родители Христа принадлежали к нему.С идеей всеобщего учета населения выступил император Август — чтобы упорядочить налогообложение. Евангелист Лука прямо говорит, когда это произошло: «эта перепись была первая в правление Квириния» римской провинцией Сирия, куда входила в том числе и Палестина.Из документов той эпохи известно, что Квириний стал проконсулом Сирии в шестом году нашей эры. Произошло это после изгнания Ирода Архелая — сына Ирода Великого. Этим и объясняется то, что Лука вообще не упоминает об иудейских правителях в контексте рождения Иисуса. То есть, по этой версии, Христос родился 2015 лет назад. Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что перепись Квириния и последовавшее за ним увеличение налогов возмутили местное население. Некто Иуда из Галилеи возглавил восстание, которое, впрочем, римляне жестоко подавили. Сегодня некоторые специалисты считают, что упомянутое в Евангелии истребление в Вифлееме — дело рук именно римлян.»Не так важно»Однако это лишь теория. Никаких доказательств нет. Гипотезы не подтверждены окончательно. Но и не опровергнуты. Подавляющее большинство ученых уверено лишь в одном: версия Дионисия Малого не соотносится с известными историческими фактами. Поэтому его система летоисчисления, как бы громко это ни звучало, не верна.Однако ею продолжают пользоваться во всем мире. В том числе и христиане. Так, в 2000-м они отметили юбилей Рождества Христова — в Вифлеем приезжали лидеры конфессий. Были там и предстоятели всех поместных православных церквей.»С одной стороны, для верующего человека важна историчность событий, связанных со Спасителем. Однако гораздо важнее — сам факт его земного воплощения, смерти и воскресения, несмотря на все неточности в летоисчислении», — говорит доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.Для христиан, по его словам, вопрос о дате рождения Христа значим не настолько, «чтобы ломать копья», ведь он не затрагивает основы вероучения. Не уделяли ему внимания и ранние последователи Иисуса: до IV века они, по словам исследователя, не праздновали Рождество, «хотя считали это событие важным».»Ранние христиане опирались на слова апостола Павла, который делает упор на то, что Христос «умер и воскрес», не упоминая ни о жизни, ни даже об учении. Это мы привыкли хронометрировать все до секунды, а тогда люди жили с другим пониманием истории», — объясняет библеист.Несмотря на это, добавляет он, Церковь готова принять новую точную дату рождения Спасителя. Если, конечно, ученые ее установят.

https://ria.ru/20200417/1570157001.html

эфиопия

сирия

рим

вифлеем

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/1e/1591568205_209:609:1589:1644_1920x0_80_0_0_b6c4dfc00573b54bf396ea55cfa6cc44.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, история, эфиопия, сирия, рим, православный свято-тихоновский гуманитарный университет, русская православная церковь, рождество христово, вифлеем, аналитика — религия и мировоззрение, иисус христос

Религия, Справки, история, Эфиопия, Сирия, Рим, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Русская православная церковь, Рождество Христово, Вифлеем, Аналитика — Религия и мировоззрение, Иисус Христос

МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане празднуют Рождество Христово. Считается, что это событие произошло 2021 год назад — от него ведется привычное нам летоисчисление. Однако все больше ученых склонны думать, что это не так. О том, когда на самом деле мог появиться на свет Спаситель, — в материале РИА Новости.

Старый Новый год

В начале IV века новорожденного Христа славили в основном в катакомбах: на всей территории Римской империи христианство было вне закона. Однако южнее огромного государства последователям Иисуса никто не препятствовал. Аксумское царство, что в Эфиопии, одним из первых официально приняло новую религию.

В колыбели эфиопского христианства, городе Аксум, остались святыни того времени. Посмотреть на них ежегодно приезжают тысячи туристов. В городском аэропорту их встречает табличка: «С Новым годом!». Обозначено и число — что удивительно, прибывших поздравляют с… 2014-м.

На вопрос о том, почему персонал забыл убрать неактуальную табличку, священник Даниэль Хабеш громко смеется.

«Нет, это не безалаберность работников. Весь мир встречает 2021 год, а мы — лишь 2014-й. Разница восемь лет», — объясняет он.

Парадоксально, но у общемирового и эфиопского календарей одна и та же точка отсчета — от Рождества Христова. Что еще больше изумляет гостей страны.

«Мы пользуемся древним александрийским календарем, на который ориентировались восточные христиане в первые три века. По нему Спаситель родился в восьмом году нашей эры», — говорит священник.

У западных же христиан долгое время не было собственной системы летоисчисления. Они пользовались разными вариантами, среди которым самым популярным был «от начала правления Диоклетиана, нашего главного гонителя». То есть — от 284 года.

Лишь в 525-м римский аббат Дионисий Малый привел календарь в порядок: предложил ориентироваться на Рождество Христово. С тех пор этой системой пользуются в большинстве стран мира: делят историю «до Рождества» и «после Рождества». Альтернативное именование — «до и после нашей эры».

«Отправной точкой» монах назначил 753 год от основания Рима (римляне вели летоисчисление от этого события). Но вот как он понял, что Христос родился именно тогда — вопрос.

Это большая загадка, ведь в Евангелиях ничего не говорится о дате великого для христиан события. Да и вообще про Рождество пишут лишь два из четырех евангелистов — Матфей и Лука.

Однако в их Писаниях все же есть зацепки.

Календарная неточность

Евангелист Матфей указывает, что Христос родился «в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода». Тогда к правителю пришли «мудрецы с востока» — увидели звезду, указавшую на рождение «царя иудейского», о чем гласили многочисленные пророчества.

Царь Ирод не на шутку встревожился, ведь речь шла о потенциальном политическом конкуренте. Попросил волхвов «тщательно разведать о младенце» и потом все рассказать.

Но восточные послы ослушались правителя: из Вифлеема к себе в страну они вернулись обходным путем.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», — повествует Матфей.

Это первая зацепка для исследователей: после рождения Христос оставался в Вифлееме и к прибытию волхвов не достиг еще одного-двух лет. Кроме того, как говорится в Евангелии, узнав о намерении Ирода, Иосиф с Марией убежали в Египет. Но там скрывались недолго: Ирод Великий умер и на трон взошел его сын Ирод Архелай.

Историки точно установили дату его коронации. Христу тогда было от одного до двух лет.

«Дионисий Малый, определивший время рождения Иисуса 753 годом от основания Рима, немного ошибся. Ученые склонны ориентироваться на правление Ирода Великого и дату его смерти. А она хорошо известна историкам — четвертый год до нашей эры», — поясняет библеист Андрей Десницкий.

Звезда укажет

Вполне возможно, что Христос родился даже раньше. Все дело в Вифлеемской звезде — о ее природе ученые спорят давно. В последнее время выбирают в основном между двумя версиями: это либо комета Галлея, либо еще более редкое астрономическое явление — схождение Юпитера и Сатурна.

Комету Галлея древние люди видели в пятом году до нашей эры, о чем известно из древнекитайских источников. По времени это совпадает с последними годами жизни царя Ирода Великого.

А вот схождение Юпитера и Сатурна произошло немного раньше: его зафиксировали корейские звездочеты.

«Сейчас отождествление «царской звезды» с «великим схождением» Юпитера и Сатурна признает большинство исследователей. Есть веские научные основания относить рождение Иисуса Христа к промежутку между седьмым и пятым годами до нашей эры», — пишет в исследовании российский библеист Павел Кузенков.

Кроме того, по его словам, такая датировка соотносится с важной информацией евангелиста Луки: Христос вышел на проповедь в 29 году нашей эры. Тогда ему, согласно раннехристианскому преданию, было около 35 лет.

Однако в том же повествовании от Луки есть важная деталь, которая заставляет некоторых исследователей усомниться, что Иисус родился до наступления нашей эры.

Противоречие от Луки

Лука ничего не говорит про истребление вифлеемских младенцев. Зато он подробно описывает рождение Спасителя: его положили в хлеву в ясли, потому что Марии и Иосифу не хватило места в гостинице. Дело в том, что они не жили в Вифлееме.

А пришли туда потому, что в Иудее проводили перепись населения — всем полагалось явиться в города, откуда их род. Вифлеем был «город Давидов», а земные родители Христа принадлежали к нему.

С идеей всеобщего учета населения выступил император Август — чтобы упорядочить налогообложение. Евангелист Лука прямо говорит, когда это произошло: «эта перепись была первая в правление Квириния» римской провинцией Сирия, куда входила в том числе и Палестина.

Из документов той эпохи известно, что Квириний стал проконсулом Сирии в шестом году нашей эры. Произошло это после изгнания Ирода Архелая — сына Ирода Великого. Этим и объясняется то, что Лука вообще не упоминает об иудейских правителях в контексте рождения Иисуса. То есть, по этой версии, Христос родился 2015 лет назад.

Знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что перепись Квириния и последовавшее за ним увеличение налогов возмутили местное население. Некто Иуда из Галилеи возглавил восстание, которое, впрочем, римляне жестоко подавили. Сегодня некоторые специалисты считают, что упомянутое в Евангелии истребление в Вифлееме — дело рук именно римлян.

«Не так важно»

Однако это лишь теория. Никаких доказательств нет. Гипотезы не подтверждены окончательно. Но и не опровергнуты.

Подавляющее большинство ученых уверено лишь в одном: версия Дионисия Малого не соотносится с известными историческими фактами. Поэтому его система летоисчисления, как бы громко это ни звучало, не верна.

Однако ею продолжают пользоваться во всем мире. В том числе и христиане. Так, в 2000-м они отметили юбилей Рождества Христова — в Вифлеем приезжали лидеры конфессий. Были там и предстоятели всех поместных православных церквей.

«С одной стороны, для верующего человека важна историчность событий, связанных со Спасителем. Однако гораздо важнее — сам факт его земного воплощения, смерти и воскресения, несмотря на все неточности в летоисчислении», — говорит доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

Для христиан, по его словам, вопрос о дате рождения Христа значим не настолько, «чтобы ломать копья», ведь он не затрагивает основы вероучения. Не уделяли ему внимания и ранние последователи Иисуса: до IV века они, по словам исследователя, не праздновали Рождество, «хотя считали это событие важным».

«Ранние христиане опирались на слова апостола Павла, который делает упор на то, что Христос «умер и воскрес», не упоминая ни о жизни, ни даже об учении. Это мы привыкли хронометрировать все до секунды, а тогда люди жили с другим пониманием истории», — объясняет библеист.

Несмотря на это, добавляет он, Церковь готова принять новую точную дату рождения Спасителя. Если, конечно, ученые ее установят.

Николай Бурляев и Михаил Ульянов в фильме Мастер и Маргарита - РИА Новости, 1920, 17.04.2020

Загадка Страстной пятницы: почему Пилат боялся распять Христа

Categories:

  • История
  • Религия
  • Праздники
  • Cancel

Ошибки в летоисчислении Новой Эры. (от Рождества Христова).

 

 В 6 веке римский монах Дионисий Малый считал годом рождества Христова 754 год от основания Рима. Этот год был принят за начало нового летоисчисления. Дионисий  ошибся. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод Великий умер

в 750 году от основания Рима, следовательно, Иисус Христос родился ранее 750 года. В Евангелии от Луки читаем:  «крещение Иисуса Христа было в 15 год правления Тиберия  Кесаря и Иисус был 30 летним. Август принял Тиберия в

соправители за два года до своей смерти в январе 765 года. Следовательно, 15 год правления Тиберия начинался в январе 779 года. Следовательно, Иисусу было 30 лет. Следовательно Рождество было не ранее 748 года и не позже 749 года. Все

евангелисты свидетельствуют, что Иисус Христос был распят в пятницу в день еврейской Пасхи. По астрономическим вычислением 783 год был единственным, годом когда  еврейская пасха должна прийтись на пятнице 7 апреля, т.е.

Иисус Христос был распят 7 апреля 783 года, если ему было тогда 34 года, то он родился  в 748 году, если, следовательно 33, то в 749г. Дионисий своим исчислением отстает не менее чем на 5 и не более чем на 6 лет.

Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Постановка вопроса

Рождество ХристовоПрежде чем рассматривать исторические свидетельства о дате Рождестве Иисуса Христа, необходимо выяснить происхождение летоисчисления «От Рождества Христова».

В первые века для вычисления Пасхи архиепископами александрийскими в употребление в пасхалии была введена эра Диоклетиана. Св. Кирилл Александрийский написал пасхалию на 95 лет. Когда до окончания этой пасхалии оставалось еще 6 лет, в Риме монах Дионисий Малый решился продолжить ее на следующие 95 лет. Последний год в пасхалии Кирилла был 247 от Диоклетиана. Дионисий не пожелал вести счисление по годам этого «скорее тирана, чем государя», «нечестивого и гонителя», а предпочел отмечать годы от «воплощения Господа нашего Иисуса Христа» и поставил на место 248 года Диоклетиана 532 год. Это и есть первая известная в истории дата, поставленная по нашему счислению от Рождества Христова. Но, как замечает В.В. Болотов, Дионисий в своем исчислении основывался на данных пасхалистических, а не исторических, и его эра объективного научного значения не имеет1. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что Дионисий Малый ошибся, по крайней мере, на 4–5 лет. Следовательно, нам необходимо исследовать точность эры Дионисия с исторической точки зрения.

Какие же в нашем распоряжении имеются исторические факты для определения даты Рождества? Приходится признать, что фактов этих явно недостаточно для точного определения как дня и месяца, так даже и года Рождения Спасителя.

2. Неизвестные

В.В. Болотов2 говорит, что проблема о годе Рождества Христова содержит целый ряд неизвестных, которые ставят ее в ряд неразрешимых задач.

  1. Этими неизвестными являются:
  2. Точное время распятия Христа.
    • Христос был распят в пятницу 14 или 15 нисана при Понтийстем Пилате. Пилат властвовал с 26 по 36 годы. Из этого ряда исключению подлежат только 26, 27 и 28 годы.
    • Неизвестно, был ли распят Христос 14 или 15 нисана.
  3. Неизвестно, сколько лет продолжалось общественное служение Христа. Мнение, что оно продолжалось 3,5 года, принадлежит Евсевию Кесарийскому. К этому взгляду он пришел как экзегет, основываясь на упоминании о трех Пасхах в Евангелии от Иоанна. Но, во-первых, нельзя исключить, что Евангелист упомянул не все Пасхи; а во-вторых, во II–III веках держались того мнения, что Господь проповедовал одно «лето Господне приятно» (Ис. 61:2). Это говорит о том, что уже христиане первых веков не имели точного представления о времени служения Христа.
    • Мы не знаем точно, сколько Христу было лет, когда он начал Свое служение. Указание св. Луки: «бе Иисус яко лет тридесять начиная» (Лк. 3:23), можно понимать и не буквально; да и неизвестно, нужно ли это понимать со знаком «плюс» или «минус».
    • Далее, неизвестно, какой год Тиберия считать пятнадцатым: его границы колеблются от 16 марта 28 года по 27 сентября 29 года; а некоторые экзегеты, основываясь на том, что Тиберий в течение некоторого времени был соправителем Августа, считают и 27 год.

При таком количестве неизвестных, конечно, год Рождества Христова наука определить не в состоянии.

То же самое можно сказать и о дне Рождества. Праздник 25 декабря — римского происхождения. В 376–377 гг. св. Епифаний Кипрский говорил как о фактах, не требующих доказательства, что Христос родился в ночь на 6 января. А Климент Александрийский пишет, что некоторые приходили к заключению, что Христос родился 25 пахон (15 или 20 мая) в 28 год Августа, а некоторые — что Он родился 24 или 25 пармути (19 или 20 апреля). Сам же Климент считает датой Рождества 17 ноября 3 г. Некоторый аноним под именем Киприана в 243 году вычисляет эту дату как 28 марта 1549 года от исхода евреев из Египта3.

Какие же все-таки есть данные, на которые можно было бы опереться при вычислении даты Рождества Христова? Данные эти следующие:

  1. пророчество Даниила о седминах, в котором говорится о времени явления Христа (Дан. 9:24–27);
  2. указания Евангелий на:
    а) служение Захарии;
    б) правление Ирода во время рождения Христа;
    в) появление на небе звезды, которую увидели волхвы;
    г) перепись Квириния;
    д) начало проповеди Иоанна и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия;
    е) примерный возраст Христа при начале служения;
    ж) слова иудеев о его возрасте;
  3. свидетельство Иринея Лионского о возрасте Спасителя;
  4. слова Господа о «храме Тела Своего».

Попробуем проанализировать, насколько эти данные могут нам помочь.

II. ВЫЧИСЛЕНИЕ ДАТЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1.Седмины Даниила (Дан. 9:24–27)

Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седминам (шабуим). Понимания седмины в значении семилетия держится большинство древних, средневековых и новейших христианских экзегетов, а также многие еврейские ученые. Не противоречит такое понимание седмины и Св. Писанию4 (Лев. 25:2–4, 26:34).

При равенстве седмины семи годам период в 70 седмин составит 490 лет. Эти 70 седмин определены прежде всего для того, чтобы «покрыто было преступление». При конце 70 седмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми. Это выражение применяется толкователями к искуплению Христом первородного греха, который состоял в преступлении заповеди Божией. 70 седмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи». С пришествием Христа уничтожен первородный грех, а вместе с ним обузданы и греховные влечения человека.

Водворение на земле «вечной правды» должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, — «запечатаны были видение и пророк», т.е. прекращением ветхозаветного пророческого дара, пророческих предвещаний, предметом которых и служило водворение на земле правды. С прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием «Святаго святых». Большинство толкователей, в том числе и еврейские экзегеты Ибн Езра и Абарбанел, под «Святым святых» понимают Мессию.

70 седмин начнутся «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». С этого времени до Христа Владыки пройдет 7 седмин и 62 седмины, всего 69 седмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70 седмин. И так как подобный указ был дан только Артаксерксом Долгоруким в 20 году его царствования, который, скорее всего, был лишь подтверждением его же указа от 7 года, то с 7 года и начинают отсчет периода в 70 седмин5.

Для определения времени царствования Артаксеркса единственным пока источником для нас служит «Канон царей» Птоломея, греческого географа и астронома II века н.э. Согласно этому канону, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. Следовательно, седьмым годом его правления будет 458 или 457 год. (Скорее всего, 457, так как до воцарения Артаксеркса 7 месяцев правил его сообщник, с которым он сверг своего старшего брата Дария; в каноне же Птоломея время тех, кто правил менее года, прибавляется к их предшественникам или «наследникам».) С этого времени до Христа Владыки, то есть до явления Его миру, должно пройти 69 седмин, или 483 года. 483 годом от указа Артаксеркса будет 27 г. по Р.Х.6

Согласно евангелисту Луке, «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати» (3:23). Если понимать это буквально, то, в зависимости от того, должно ли Ему было исполниться 30 лет или уже шел 31 год, годом Его рождения может быть 4 или 5 год (750 или 749 г. от основания Рима).

2. Свидетельства евангелистов

а) Благовестие Захарии

Есть предположение, что Захария был первосвященник, и что явление ангела произошло ему за завесой в Святом Святых, куда священник входил один раз в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц было Благовещение Пресвятой Деве Марии, а еще через девять месяцев, т.е. приблизительно 25 декабря, родился Христос. Однако данных за то, что Захария был первосвященником, нет7. Эту трудность также можно устранить. Дело в том, что Иерусалимский храм был разрушен 15 июля 823 года от основания Рима, в тот день, когда начинала свое служение первая череда. Отсюда выходит, что Авиева череда, к которой принадлежал Захария, служила в 748 году в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором — с 16 по 22 сентября. В это время и произошло явление ангела Захарии и, следовательно, днем зачатия Предтечи также можно считать двадцатые числа сентября, откуда вновь придем к Рождеству Спасителя в конце декабря8. Однако следует заметить, что в данном случае мы исходим из того, что нам известен год Рождества.

б) Время царствования Ирода Великого

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» (Мф. 2:1).

Воцарение Ирода произошло в том году, когда он был в Риме, в консульство Кнея Домиция Кальвина и Кая Азиния Поллиона. Это был 714 год от основания Рима. Ирод умер на 37 году своего царствования, следовательно, в 750, что подтверждается и астрономически: Ирод умер перед иудейскою Пасхою, которой предшествовало лунное затмение. Это произошло как раз в 750 году. Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение младенцев от 2-летнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу было менее 2 лет. Когда Ирод умер, Ему, вероятно, было 2 года или больше9. Значит, Рождество приходится на годы 747–749 от основания Рима.

в) Вифлеемская звезда

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке…» (Мф. 2:1–2).

Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений. Во-первых, думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает свт. Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. На этом мнении в данной работе останавливаться нет необходимости. Интерес представляет для нас второе мнение, принадлежащее знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна, светившаяся некоторое время. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит однажды, примерно, в 800 лет. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа: 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и определяли год рождения Христа 749 годом от основания Рима. Эта дата объясняет то обстоятельство, почему Ирод велел убить младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, — потому что новая звезда явилась, по вычислениям Кеплера и других, года за два до Р.Х., в 747 г. от основания Рима10.

Интересные выкладки по этому поводу находим у Kritzingera, который не только отстаивает теорию о соединении планет, но и астрономически доказывает, что это соединение повторялось, чем усиливалось впечатление, произведенное на волхвов. Кроме того, этот факт объясняет, почему звезда то появлялась, то исчезала. Автор также весьма драматично рассматривает небесный свод глазами волхвов-астрологов и показывает, что в то время на небе происходило очень необычное «представление», а именно: Марс находился в противостоянии Солнцу и своим сиянием превосходил сияние Сириуса, что говорило о зачатии или рождении великого царя, который уничтожит земли; Марс находился в знаке Девы, а через некоторое время он оказался в противостоянии Юпитеру, который для астрологов олицетворял бога мертвых и язв (Planet des Toten- und Pestgottes)!11 Согласно вычислениям Kritzinger’a, Рождество Христово произошло в конце ноября (29)-начале декабря 6 или 7 года до нашей эры12.

г) Перепись Квириния

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:1–2).

[1] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. 1, М., 1994, с. 86–87.
[2] Болотов В.В. О годе рождества Христова. // Журнал заседаний комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом обществе. Приложение II. 1899, с. 7–18.
[3] Usener H. Religionsgeschichtliche Untersuchungen: I. Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889, s. 4–8.
[4] Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седминах. Опыт толкования 24–27 стихов 9-й главы. СПб, 1896, с. 169–171.
[5] Там же, с. 188–195.
[6] Там же, с. 196–205.
[7] Аверкий, архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб, 1995, с. 91–92.
[8] Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Ч. 2, т. 9. Стокгольм, 1987, с. 118.
[9] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. I, М.: 1994, с. 88.
[10] Лопухин А.П. Указ. соч. т. 8, с. 43.
[11] Kritzinger Hans-Hermann. Der Stern der Weisen. Astronomisch-kritische Studie mit einem Geleitwort von D. Wilhelm Faber. Gutersloh, 1911, s. 89–91.
[12] Там же, s. 96–98.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получила широкое распространение «эра Диоклетиана» (лат. Anno Diocletiani) от начала царствования императора Диоклетиана — от 29 августа 284 года н. э. Начало «эры Диоклетиана» — это начало «эры мучеников» — христиан, подвергшихся гонениям со стороны римских властей. От начала «эры мучеников» составлялись пасхальные таблицы и устанавливались даты христианской Пасхи.

К первой четверти II века сложились две традиции празднования христианской Пасхи. Согласно «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского, церкви Малой Азии «всегда праздновали Пасху в тот день, когда народ (иудейский) отлагал квасный хлеб», а именно иудейский праздник Опресноков в 14 день лунного месяца нисана в любой день недели. Остальная часть христианского мира придерживалась обычая всегда праздновать Пасху только в Воскресенье. К середине III века эти две традиции празднования Пасхи вносили беспорядок в христианский календарь праздников и привели к конфликту, известному как спор между римским епископом Виктором и Поликратом Эфесским (др.-греч. Πολυκράτης Εφέσου; ранее 131—196 г.г.). 

Суть спора заключалась в том, что Эфесская и Римская поместные церкви праздновали Пасху, руководствуясь двумя разными церковными преданиями, полученными от разных апостолов. Эфесская церковь праздновала Пасху в один день иудеями — всегда 14 нисана, согласно преданию, полученному от апостола Иоанна Богослова и апостола Филиппа. Римская церковь праздновала Пасху всегда после иудейской Пасхи, после 14 нисана, и только в воскресение, согласно преданию, полученному от апостолов Петра и Павла.

27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Христианство официальной религией Римской империи.

«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ Христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора Единой Римской империи Феодосия Великого (347—395 гг.)

Римский епископ требовал от остальных поместных церквей прекратить общение с Эфесской поместной церковью и объявлял членов Эфесской церкви отлученными.

Епископ Александрийский в середине III века писал, «что Пасху следует праздновать не иначе, как после весеннего равноденствия» — после 21 марта.

Первый Вселенский Собор в Никее в 325 г. пришёл к согласию, что христиане должны использовать единый метод для определения даты Пасхи, и что пасхальный месяц надо выбирать так, чтобы Пасха праздновалась после дня весеннего равноденствия.

Это побудило христианскую церковь искать собственные пути определения даты Пасхи, которые были бы свободны от использования еврейского календаря.

Самым признанным стал метод исчисления даты Пасхи, разработанный в Александрии, основанный на расчёте лунных епакт согласно 19-летнему циклу. Такой цикл был впервые предложен Анатолием Лаодикийским около 277 года. Александрийские пасхальные таблицы были составлены епископом Феофилом Александрийским на 380—479 гг. и Кириллом Александрийским на 437—531 гг.

Статуя Ипполита с пасхальным календарем 222 года н.э.

В Риме была разработана собственная пасхалия, отличавшаяся от александрийской. Самые ранние известные римские таблицы, основанные на 8-летнем цикле, были составлены в 222 году Ипполитом Римским. В конце III века в Риме были введены 84-летние таблицы.

Очередные римские пасхальные таблицы подходили к концу и в 525 году Папа Римский Иоанн I поручил составить новые пасхальные таблицы на основе александрийских расчётов, объединив  восточный и западный способы расчёта дня Пасхи.

Пасхальный календарь Ипполита 222 года н.э.

Скифский монах Дионисий, принявший монашеское прозвище Exiguus — «малый», «смиренный», был отправлен в Рим. 

Дионисий Эксигус (Dionysius Exiguus; ок. 470 — ок. 544) был одним из «скифских монахов», по происхождению фракийский скиф или гето-дак, родился в городе Томисе (сегодня Констанца, в Румынии), важном религиозном центре Малой Скифии. Праславянские корни культуры древних фракийцев. Язык гето-даков относится к индоевропейской семье языков Фракийские скифы или гето-даки был среднего роста, крепкого телосложения, светловолосый с голубыми глазами. Мужчины носили подпоясанные длинные рубашки и не очень длинные брюки, длинные волосы, подстриженные спереди и на висках, носили бороды.Ходили без головного убора, зимой и в дождливое время укрывшись капюшонами

Дионисий прекрасно знал греческий и латинский язык, и став римским аббатом, он переводил тексты о жизни многих христианских святых, записывал дебаты о ереси и был известен своей работой с каноническим правом.

Дионисий Малый также известен как собиратель и переводчик на латынь церковно-правовых документов (до Халкидонского собора в 451 г.), в том числе христологических документов, ранее неизвестных на Западе: «Послания к армянам о вере» Прокла Константинопольского и «Двенадцати анафематизмов» Кирилла Александрийского.

Разделяя взгляды скифских монахов, Дионисий писал о них: «Скифия, ужасная своим холодом и варварами, породила четырёх человек, всегда горящих жаром своих сердец и чудесных спокойствием своих манер». Видимо он имел ввиду «скифских монахов» — Ахилла, Иоанна, Леонтия и Маврикия.

Дионисий Малый обладал невероятными математическими способностями, и его будет помнить за создание  раннехристианского летосчисления от Рождества Христова или от начала нашей эры и системы исчисления даты христианской Пасхи.

По поручению Папы Римского Иоанна I монах Дионисий Малый принялся за составление новой пасхальной таблицы. Не желая вести отсчёт даты Пасхи по годам правления «нечестивого гонителя христиан Диоклетиана». 

Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама

Дионисий хотел пересмотреть отправную точку нынешней эпохи, начав её с «Anno Domini nostri Jesu Christi»года рождения Иисуса Христа, от «воплощения Христа 532 г.» — он начал отсчёт Новой Эры (англ. Current Era)(н.э. = англ. CE), отказавшись от системы датирования, установленной Церковью на основе эпохи христианских мучеников, которая велась от «эпохи Диоклетиана» (Anno Diocletiani — 248 г.). 

Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат Пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества.

«Anno Domini nostri Jesu Christi»

Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана. В таблице Дионисия 532 год «от воплощения Христа» («ab inscriptione») следовал за 247 годом «эры Диоклетиана».

В латинском языке существует форма Anno Domini, или A. D, сокращение, использующееся во многих западноевропейских языках. Буквально в переводе с лат. — «год века Господня».

В английском языке может употребляться христианская эра (англ. сhristian еra), как некорректная расшифровка английской же аббревиатуры СЕ (сommon еra — «общая эра»). Эра «до Рождества Христова» в английском языке обозначается сокращением ВС (англ. before Christ — до Христа).

Пасхальный цикл надпись Дионисия Эксигуса. Мрамор. Равенна, 6 век н.э.

Таблицы Дионисия были составлены на 95 лет, но впоследствии были продолжены на 532 года, получивший наименование Великий Индиктион  — великий пасхальный круг – период времени в 532 года. Это число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 летСоставление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь Великий Индиктион, а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл).

Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в употребление и Новую эру «от Рождества Христова». В официальных актах эра от Рождества Христова встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах эра от Рождества Христова в ходу с X века от папы Иоанна XIII.

В календаре было принято, что 1 год до нашей эры непосредственно примыкает к 1 году нашей эры, а число лет до нашей эры возрастает по мере удаления в прошлое. Нулевой год н.э. или «нулевой год до н. э.» не существует ни в григорианском, ни в юлианском летосчислении.

По мнению большинства учёных, при вычислении года Рождества Христов  Дионисием Малым, была сделана ошибка в несколько лет.  В 725 г. Беда Достопочтенный адаптировал пасхалию Дионисия и эру от Рождества Христова к юлианскому календарю.

Пасхальный ручной календарь 12 века на пергаменте теперь в Библиотеке Бодлея

Начиная с VIII века, александрийская пасхалия Дионисия стала всеобщей и использовалась в Западной Европе вплоть до перехода к григорианской календарной реформы Папы Григория.

На территории русских княжеств были восприняты традиции Пасхалий Греко-Кафелического православия из Византии. Замечательным памятником расчётов дат Пасхи в средневековой Руси является трактат средневекового математика, церковного писателя и летописца Кирика Новгородца, написанный около 1136 года. Полное название трактата «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». «Учение о числах» считается древнейшим русским научным — математическим и астрономическим — трактатом, посвящённым проблемам летосчисления.

Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчёта лет, месяцев, дней и часов, привёл теоретические основы для календарного счёта. Он дал сведения о соотношении лунного и солнечного календарей, летосчисления и составления пасхальных таблиц.

В 1582 г. Римским Папой Григорием XIII был введён григорианский календарь и григорианская пасхалия, которая используется Римско-католической Церковью по сей день.

Читайте также:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Динозавр ошибка 404
  • Династия рода романовых ошибка егэ
  • Динар 5s ошибка 13
  • Динамический праксис ошибки
  • Динамический ip адрес ошибка tp link