Дидактическая игра незнайкины ошибки

Перейти к содержимому

Все для детского сада

Telegram
Telegram

Все для детского сада

Telegram

Предварительный просмотр и печать стенда, раскраски или карточки

Речевая игра «Незнайкины ошибки»

Чтобы распечатать или скачать материал для детского сада «Речевая игра «Незнайкины ошибки»»,  нажмите на картинку для увеличения до оригинального размера.

Речевая игра "Незнайкины ошибки

Скачать без сжатия

◄ Назад на страницу «Речевые игры для детей 5-6 лет»

Понравилось? Расскажи друзьям:

Дидактические игры по развитию речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр, направленных на развитие и активизацию словарного запаса у детей 5-7 летнего возраста. Материал может быть полезен логопедам ДОУ, воспитателям, а также учителям начальных классов.

«Чьи покупки?»

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

«Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка — овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил». Поможем зайчику и мишке?

Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

«Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий «Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

«День рождения Мишутки»

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи — белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … — Мишутка ждёт…

Морковь … — Мишутка ждёт…

Грибы … — Мишутка ждёт…

Зерно … — Мишутка ждёт…

Трава … — Мишутка ждёт…

«Федорино горе»

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения «Федорино горе».

Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.

Федорино горе

Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных…(вилок).

Нет покинутых сироток — Чёрных, гнутых…(сковородок).

Нет запачканных грязнуль — Битых, ломанных…(кастрюль).

Не видали близко люди, убежавших от букашек

Много дней немытых…(чашек),

Скрывшихся от тараканов мутных, треснувших…(стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде…(тарелок). Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых…(ложек).

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Магазин посуды»

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Найди картинку»

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

24.01.2017 07:37

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

1

2

3

Мотивационная часть

Основная часть

Заключительная часть

Сидит Незнайка в шапке зимней и перевязанный шарфом.

В: Что ж Незнайка ты не весел, что головушку повесил?

Незнайка: Я составил математическую задачу о зиме, моих друзьях, а вот решить ее не могу, выполнил задания на листочках, но не уверен, что все правильно сделал и от этого мне грустно.

Воспитатель: Давай, Незнайка, все по – порядку, расскажи нам твою задачу?

Незнайка: Позвонили мне друзья и говорят: «Мы собрались все вместе, погода хорошая, снег выпал, будем с горки на санках кататься, кто дальше уедет. Надо всем санки приготовить. Сколько мне санок приготовить? Они же в автобусе едут, санки им неудобно везти. Вы умеете считать? Сколько мне санок нужно?

Воспитатель: Можем мы помочь Незнайке и сосчитать, сколько санок ему нужно приготовить? Почему не можем? (Это не задача, а рассказ) А вот как помочь Незнайке, как правильно составить математическую задачу и решить ее, об этом поговорим после завтрака.

Воспитатель: А мы кому хотели помочь? Знаете ли вы как выручить Незнайку? Садитесь на стулья, и подумаем вместе.

Какую ошибку допустил Незнайка?

(составил не задачу, а рассказ)

Воспитатель: Незнайка, никто тебе не поможет, потому, что математическая задача не получилась, получился только рассказ.

Ты Незнайка узнал о погоде, и о том, что друзьям весело, такое сообщение называется рассказ.

Воспитатель: – Давайте вспомним, когда получается то, что называется математическая задача? (когда есть условие задачи и вопрос)

— как узнать получилось ли условие задачи? ( в условии задачи надо обязательно назвать 2 числа, обозначающие множества предметов)

— как нужно решать задачу? (записываем решение задачи, используя цифры).

— какие математические знаки помогают нам записывать решение задачи?

— что обозначает знак + — = ?

А теперь, послушайте, я Незнайке уже помогла придумать задачу

— Что я Незнайке придумала?

— Почему вы решили, что это математическая задача? (есть условие, вопрос)

— Повторите условие задачи?

— Вспомните вопрос?

— Кто решит задачу?

— Кто запишет решение задачи с помощью цифр и математических знаков?

Придумываем задачи по картине «Зимние забавы», а вызванный ребенок записывает решение на доске с помощью цифр и знаков

Физминутка:

Воспитатель: С задачами Незнайке мы помогли справиться, а вот с заданиями в тетради нет. Давайте займем рабочее место.

Откройте тетради по закладке. Найдите занятие 18. Из каких цифр состоит число 18? (1 и 8).

Воспитатель: Посмотрите на предметы в рамке. Какой предмет лишний? Почему он лишний? Зачеркните его.

Молодцы помогли Незнайке найти ошибки в первом задании, давайте проверим, как он решал числовые выражения. Прочтите первое числовое выражение. Найдите в нем ошибку. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? Давайте попробуем выложить числовое выражение с помощью цифр и знаков. Исправьте ошибки в каждом выражении. Давайте проверим. Выложите выражения с помощью цифр. Молодцы.

Много ошибок Незнайка допустил, а времени осталось мало, пора идти гулять, после прогулки продолжим. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Скажите, как же сегодня мы помогли Незнайке? Кому было сложно исправлять его ошибки, встаньте справа от меня, кому было легко – слева. Какое задание было самым сложным, а какое самым легким. Предлагаю отдохнуть под музыку.

Дети свободно располагаются на ковре.

Садятся на стульях полукругом

Воспитатель ставит на наборное полотно поочереди

«Условие», «Вопрос», «Числовое выражение»

Воспитатель придумывает математическую задачу по картине «Зимние забавы»

Дети под музыку выполняют движения

Дети выполняют задания, сидя за столами

Свободно располагаются на ковре.

24. Исправь Незнайкины ошибки.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Ко

са прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Игры для детей 5-6 лет

Для старших дошкольников игры и упражнения для развития фонематического слуха усложняются, но также используются и игры для младших дошкольников.

  1. Найди звук Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
  2. Придумай слово. Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
  3. Поймай звук.В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
  4. Общий звук.Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
  5. Игра «Отгадай, что звучит»(шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.Звуки должны быть ясные и контрастные.
  6. Игра «О чём говорит улица?»
  7. Игра «Разговор шёпотом»Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
  8. Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
  9. Игра «Послушай, повтори»Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
  10. Игра «Где позвонили?»Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
  11. Игра «Дятел»Отстукивание ритма.
  12. Игра «Угадай, кто это?»Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожкеСкачет, вытянувши ножки,Увидала комара,Закричала…Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,водящий определяет, кто «лягушка».

  1. Игра «Внимательные ушки»Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
  2. Игра «Подними флажок»Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
  3. Игра «Где спрятался звук?»(определения места звука в слове: начало,середина, конец слова).Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
  4. Игра «Кто больше?»Называть картинки с заданным звуком.
  5. Игра «Убежал звук»(.пельсин, .нанас)
  6. Игра «Картинке – своё место»Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
  7. Игра «Найди свою букву»Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
  8. Игра «Построй пирамидку»Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого —  кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
  9. Игра «Волшебный паровозик»Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.
  10. Игра «Кубик»Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
  11. Хлопни, как я»: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
  12. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
  13. «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
  14. «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
  15. «Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную — красные).
  16. Назови одинаковый звук в словах.Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
  17. Назови первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

30. Отвечай – не торопясь. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  1. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  2. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  3. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  4. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  5. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  6. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

31.»Где нужный звук? Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

32.«Клубочки — моточки»

Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Вариант2

«Клубочек»

Оборудование. Клубочек

Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
33. «Лови звук» Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

34″Лови слово» Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

35.»Какой звук чаще всего слышим?»

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
 Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

36. «Кто-кто в теремочке живет?»

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
 Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

37. «Два прихлопа- три притопа»

Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

38. «Попугайчики»

Оборудование. Игрушка Попугай
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. 
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

39.»Озорные бубенцы» Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

40. «Ау»5. Паучок.

Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

41. Поймай слово.

Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

42 Разбросай слово.

Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

43.. Крестики – нолики.У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х О Х
Х Х Х
О Х О

44.»Найди звук». Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который «убежал». 
Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.

45. «Слог сбежал». Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».

46.»Цветные фишки»

Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый — для обозначения мягких согласных звуков.
 Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

47.»Подушечка и кирпич»


Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий — «подушечка».

48.»Какое слово получилось « Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

49.»Цепи-цепи-кованы» Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

50″Сколько звуков «

Оборудование. Пуговицы или пробки 
 Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..

51. «Отбери картинки»

       Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых  есть заданный звук , например звук [м].

52.«Будь внимателен»

         Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук  [с].

53.«Чудесный мешочек»

         Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет  первый  звук в слове.

54.«Рыболов»

         Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый  (последний)  звук в слове.

 55.«Отгадай загадку»

          Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.  Например:

Мягкие     лапки,

А в лапках царапки  (кот)

                        Под крышей четыре ножки,

                    А на крыше суп да ложки (стол).

56.«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок  называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука.  Например:  лес— сок—кот—тапки …

57.«Квартирка звука»

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

58.«Внимательные глазки»

Взрослыйпредлагает ребенку  в окружающей обстановке  (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

59.«Отгадай и назови звуки»

         Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, коти т. п. Ребенку  определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).

60.«Подружи звуки»

        Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] — мак.

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!

61.Послушай и назови нужное слово.Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

62.  Шутки-минутки.Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок  находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диафрагмальное дыхание ошибки
  • Дидактическая игра найди ошибку средняя группа
  • Диагностика ошибок чери амулет
  • Дидактическая игра найти ошибку
  • Диадок код ошибки 403